Дмитрий Гаранин: Температура цивилизации и борьба со спонтанным нарушением симметрии

 466 total views (from 2022/01/01),  2 views today

В настоящее время под напором феминисток и в силу объективных причин происходит разрушение семьи. Дело в том, что при современном уровне развития цивилизации мужчины и женщины уже не очень нужны друг другу.

Температура цивилизации и борьба со спонтанным нарушением симметрии

Дмитрий Гаранин

В статье обсуждаются различные виды неравенства в обществе, физические причины их возникновения и борьбы за их преодоление. В первой части, которую далёкий от точных наук читатель может пропустить, говорится, что в физических системах при низких температурах часто происходит спонтанное нарушение симметрии, которое исчезает при нагревании. Во второй части проводится аналогия с обществом, где температуре соответствует энергопотребление, а роль спонтанного нарушения симметрии играет социальное и половое неравенство, преодолеваемое в результате борьбы подавляемых при повышении температуры.

1. Физические основы

Физика кладёт в основу описания любой сколь угодно сложной системы так называемый гамильтониан, то есть функцию, выражающую энергию системы через её динамические параметры. Энергия системы даётся суммой кинетических энергий всех её частиц, потенциальных энергий отдельных частиц и потенциальных энергий взаимодействия частиц друг с другом. Динамические параметры — это координаты и скорости частиц. Кинетические энергии частиц связаны с их движением и зависят от скоростей. Потенциальные энергии зависят от их координат. Модели такого рода будем называть микроскопическими.

Вычислить наблюдаемые физические величины исходя из микроскопической модели в рамках классической или квантовой механики даже с помощью современных компьютеров удаётся лишь для относительно простых систем, состоящей из умеренного количества частиц. Большие системы, такие как млекопитающее или общество людей, лишь теоретически могут быть описаны микроскопически с помощью физики. Практически же, из-за огромного количества частиц (например, атомов или молекул), микроскопический расчёт свойств таких систем невозможен. Поэтому вместо физики применяются науки, оперирующие на более грубом, так называемом феноменологическом уровне: зоология, психология, социология и т.д. Вместе с тем сам факт, что как человек, так и общество должно подчиняться лежащими в основе законам физики, позволяет провести аналогии между относительно простыми физическими системами и человеком, обществом и, наконец, цивилизацией в целом.

Универсальное свойство практически всех больших систем —так называемое спонтанное нарушение симметрии. Состояние системы при нулевой температуре (так называемое основное состояние) гораздо сложнее, чем лежащий в основе гамильтониан. Возникающие структуры имеют симметрию, пониженную по сравнению с гамильтонианом. Такие состояния называют упорядоченными. Самый простой пример —ферромагнетик. Магнитные моменты атомов, которые можно представлять себе, как стрелки, стремятся ориентироваться все в одном направлении, так как энергия такого состояния минимальна из-за обменного взаимодействия, имеющего квантовомеханическое происхождение. В простейшем случае направление полного магнитного момента системы ничем не фиксировано, поскольку модель симметричнаотносительно его направления — все эти состояния имеют одинаковую энергию. Тем не менее, при низких температурах система упорядочивается в каком-то одном направлении, нарушая симметрию гамильтониана. Это явление в физике называется спонтанным нарушением симметрии. Другой пример — твёрдые тела, имеющие кристаллическую решётку. Состояние с кристаллической решёткой имеет наинизшую энергию, однако есть множество подобных состояний, получающихся из исходного путём сдвига в пространстве в любом направлении. Опять же, спонтанное нарушение симметрии приводит к тому, что их всех этих состояний выбирается одно.

В двух приведённых выше примерах эквивалентных состояний бесконечно много и они следуют непрерывно друг за другом, поэтому говорят о спонтанном нарушении непрерывной симметрии. Случается также спонтанное нарушение дискретной симметрии. Пример — структурные фазовые переходы, при которых определённые атомы могут смещаться в одну или другую сторону из центрального положения в кристаллической решётке, понижая энергию в силу эффекта Яна-Теллера. При этом из-за взаимодействия этих атомов минимальная энергия системы достигается, если все эти атомы смещаются в одну и ту же сторону. Но в какую из двух? Упорядочиваясь при низких температурах, система случайным образом выбирает одно из этих эквивалентных состояний, нарушая дискретную симметрию.

Описанная выше ситуация сохраняется при нулевой и низких температурах. При повышении температуры энергия системы повышается и степень её упорядоченности понижается. При какой-то температуре происходит фазовый переход —упорядочение пропадает полностью и симметрия системы восстанавливается: ферромагнетик становится парамагнетиком, кристалл плавится, в веществах со структурными фазовыми переходами смещающиеся атомы переходят в симметричное в среднем состояние.

2. Приложение к обществу

Каким образом всё это может быть перенесено на общество, на человеческую цивилизацию?

В статье «Закон возрастания энтропии и прогресс» я высказал мысль, что возникновение и развитие цивилизации управляется законом быстрейшего производства энтропии и служит цели скорейшего достижения тепловой смерти, то есть состояния, в котором энтропия достигает своего наибольшего значения. В состоянии тепловой смерти, все энергоносители сожжены и, хотя энергия в системе есть и её значение то же самое, использовать её уже нельзя. Блуждая по гиперповерхности постоянной энергии в своём фазовом пространстве, система ищет узкий проход к состоянию тепловой смерти. Этот проход лежит через возникновение и развитие цивилизации, потому что кто ещё способен сжечь энергоносители?

Другая интерпретация того же самого явления использует понятие энергетического барьера, преодолеваемого подсистемой целой системы. Чтобы перейти барьер, подсистема должна получить из системы необходимую энергию. Это происходит в результате флуктуации. Малые флуктуации лишь немного повышают или даже понижают энергию подсистемы. Большие флуктуации (которых обычно приходится долго ждать) перебрасывают подсистему через барьер, и в результате состояние всей системы меняется. В процессе достижения тепловой смерти роль подсистемы играет цивилизация. Представляется, что после миллионов лет развития жизни на Земле большая флуктуация, наконец, пришла, и прогресс человечества стал стремителен. Энергия течёт из системы в подсистему, цивилизация потребляет всё больше энергии. Установлено, что энергопотребление прямо пропорционально степени развития цивилизации (сколько построено автомобилей, столько они потребляют бензина, сколько построено домов, столько электричества требуется для их освещения, и т.д.)

Заманчиво применить к цивилизации, к обществу, те же принципы, что работают в неживых системах, и провести аналогию с фазовыми переходами. Первым делом припишем цивилизации температуру, пропорциональную запасённой или потребляемой ею энергии. Получается, что в результате прогресса цивилизация разогревается, температура её растёт. Поэтому следует ожидать фазовых переходов в форме революций и прочих катаклизмов, ведущих к восстановлению спонтанно нарушенной симметрии. Заметим, что говорить о температуре цивилизации людей на планете Земля в целом —упрощение. Разные регионы имеют разное энергопотребление и, как следствие, разную температуру. Кроме того, общества могут быть пассионарными (Л.Н. Гумилёв), в которых, по Марксу, идеи становятся материальной силой. Интуитивно, пассионарным обществам следовало бы приписать более высокую температуру при том же энергопотреблении. Однако этот вопрос касается обратного влияния сознания на материальный мир, и его анализ выходит за рамки статьи.

На заре цивилизации при её низкой температуре наблюдались многочисленные спонтанные нарушения симметрии, самое известное из которых — рабовладение. Действительно, мы считаем, что все люди созданы равными, и в гамильтониане этого неравенства не видно. Однако порабощение части людей, выжимание из них соков на полях, позволяет другим тратить силы на что-то более важное: развитие науки и искусства, завоевательные войны. В результате этого эффекта, похожего на эффект Яна-Теллера, в целом цивилизация выигрывает, идёт вперёд. Если бы не было рабовладения, то всем без исключения приходилось бы надрываться на тяжёлой физической работе, и высокие культуры Древней Греции и Рима не были бы созданы.

К спонтанным нарушениям симметрии можно также отнести многочисленные обычаи древних примитивных племён. Почему именно так, а не иначе? Симметрия между различными возможными типами социального поведения явно нарушена.

Ещё одно спонтанное нарушение симметрии, актуальное и по сей день, — это неравноправие полов. Хотя об этом неравноправии высказываются противоположные точки зрения, несомненно, что на определённом этапе подавление женщины служило интересам цивилизации в целом. Аргументы всем известны. В самой жёсткой формулировке, женщина служит фабрикой по производству детей, фактором выживания и демографическим оружием в борьбе одних народов с другими.

Наиболее серьёзное и стойкое спонтанное нарушение симметрии — различные профессиональные ориентации людей. В отличие от многих других типов нарушения симметрии, эта асимметрия углубляется со временем.

В ходе прогресса температура цивилизации растёт и происходят фазовые переходы, восстанавливающие ту или иную симметрию. Ранний пример — развал рабовладельческой системы. С температурой цивилизации напрямую связаны производительные силы, и марксисты интерпретировали падение рабства как результат того, что производительные силы обогнали производственные отношения. Фазовые переходы в простых физических моделях сопровождаются большими флуктуациями физических величин, изменяющихся при переходе. В обществе фазовые переходы сопровождаются ростом напряжённости, неустойчивости, непредсказуемости, наконец, беспорядками и войнами, что является формой флуктуаций.

В настоящее время под напором феминисток и в силу объективных причин происходит разрушение семьи. Дело в том, что при современном уровне развития цивилизации мужчины и женщины уже не очень нужны друг другу. Мужчины становятся всё более мягкими, женственными. Женщины становятся более амбициозными и мужеподобными. И те, и другие могут работать, быт упростился, питаться можно в ресторане или готовыми продуктами из магазина, а детей поручить нянькам и т.д. Симметрия полов восстанавливается. Не буду здесь обсуждать положительные и отрицательные последствия распада семьи для общества, об этом уже много говорилось.

Нельзя не упомянуть о том, что передовое западное общество находится под атакой, прежде всего демографической, со стороны групп, находящихся на более низкой ступени развития, в первую очередь со стороны мусульман. Соответствующая религия, а скорее идеология, фиксирует асимметрию мужчин и женщин в сакрализованной форме. Порабощённые мусульманские женщины производят гораздо больше потомства, чем свободные западные женщины. Поскольку в силу агрессивного характера своей религии, зафиксированного в священной книге, мусульмане неинтегрируемы в западном обществе, диспропорциональный прирост их численности в странах Запада представляет серьёзную угрозу. Разумеется, стоящее на более высокой ступени развития общество могло бы легко решить эту проблему, например, запретив ислам как агрессивную идеологию, несовместимую с основами западной государственности. Однако прогресс западной цивилизации принёс размягчение всех защитных механизмов, вплоть до того, что феминистки готовы надеть бурку в защиту ислама, видимо, из-за сходства ислама с опять впавшим в популярность коммунизмом. Поэтому, в близкой и средней перспективе, вопрос о распаде семьи неясен. В более дальней перспективе, из-за повышения температуры цивилизации институт семьи скорее всего расплавится, а ислам, как и другие религии, выдохнется и будет оттеснён на задворки. Выше я писал, что обычаи — признак низкой температуры общества. Сюда же относятся и религии — они трудно совместимы с колоссальными энергетическими потоками и темпом жизни в современном мире.

Каким образом может быть преодолена асимметрия различных профессиональных ориентаций? Я вижу только один, достаточно очевидный, механизм. В производстве большинство людей будут вытеснены машинами. Живя на государственное пособие, эти люди будут искать, чем себя занять, хвататься за любую подвернувшуюся деятельность, не требующую профессионализма. Каждый будет заниматься чем угодно, так что симметрия будет восстановлена. Разумеется, восстановление этой симметрии будет неполным, поскольку сохранится управляющая и научная элита.

Особых слов заслуживает искусство. Здесь фазовый переход, восстанавливающий симметрию, состоит в расплавлении монополии элиты, ликвидации эксклюзивности. Упрощение процесса производства произведений искусства и их доставки потребителю (в частности, через интернет) выравнивает игровое поле и приводит к пересыщению рынка и обесцениванию продукта. В частности, публикация литературных текстов, не в традиционных издательствах ограниченным бумажным тиражом, а так, что их может читать весь мир, стало совсем простым делом, так что они сильно обесценились, особенно стихи. Это частный случай восстановления симметрии профессиональной ориентации — искусством сейчас занимается намного больше людей, чем раньше.

Как мы видим, по мере возрастания температуры цивилизации происходят фазовые переходы, восстанавливающие потерянную симметрию, так что структура общества упрощается. Это находится в кажущемся противоречии с тезисом об усложнении в ходе прогресса, основным в моей статье «Закон возрастания энтропии и прогресс». На самом деле, никакого противоречия здесь нет. В то время как общественные отношения упрощаются, демократизируются, техника усложняется. Кроме того, не следует забывать, что аналогия между фазовыми переходами в равновесных физических системах и фазовыми переходами в обществе неполна. Общество, цивилизация — система неравновесная. Это подсистема, получающая энергию извне, то есть, из природы. В статье «Закон возрастания энтропии и прогресс» рассматривались примеры того, как увеличение подкачки энергии приводит к усложнению состояния системы. Так что в динамике цивилизации существуют противоположные тенденции.

Вынесенное в заголовок выражение «борьба со спонтанным нарушением симметрии» адресуется к понятию о революционной борьбе за социальную справедливость. В настоящей статье показывается, что моральное обоснование этой борьбы необязательно, так как этот процесс объективен и может быть истолкован на уровне физики.

Print Friendly, PDF & Email

23 комментария к «Дмитрий Гаранин: Температура цивилизации и борьба со спонтанным нарушением симметрии»

  1. Уважаемый Дмитрий,
    для подкрепления своего мнения я притянул Шарикова, как фигуру невежственную, но претендующую на здавый житейский смысл. В данном случае я говорил его устами (или он моими).
    Ради бога, не сочтите упоминание мною Шарикова за обидный намек. Ничего обидного против Вас я не имел в виду.

    1. victor28 сентября 2017 at 6:15 |

      Ради бога, не сочтите упоминание мною Шарикова за обидный намек. Ничего обидного против Вас я не имел в виду.

      — Дорогой Виктор, объяснения принимаются! Просто у меня тут на портале развилась повышенняя чувствительность к подколкам. Меня на это натренировали, и стал параноидален.

  2. Универсальное свойство практически всех больших систем —так называемое спонтанное нарушение симметрии.
    ———————
    1) Это свойство возникло при определённом «размере» системы как следствие «стремления к минимуму энергии», которое в свою очередь является следствием чего-то другого.
    При большем «размере» системы количество иногда переходит в качество (примеры из биологии: возникновение ДНК, возникновение «социальных групп» у высших животных и т.д.) и у систем возникают принципиально новые «универсальные свойства», по сравнению с которыми можно полностью пренебречь старыми (например: сильное ядерное взаимодействие по сравнению с гравитацией в космических масштабах).
    Кроме того, в эволюционной биологии вовсе не наблюдается «стремления к минимуму энергии»: выживают вовсе не самые приспособляемые организмы, но вымирают недостаточно приспособившиеся.

    Вместе с тем сам факт, что как человек, так и общество должно подчиняться лежащими в основе законам физики, позволяет провести аналогии между относительно простыми физическими системами и человеком, обществом и, наконец, цивилизацией в целом.
    ——————
    2) По-моему на основании моего пункта «1)» можно смело утверждать о спекулятивности и псевдо-научности такой аналогии.

    3) но сам подход «сложное содержит в себе свойства простого» мне очевиден, близок и я считаю его очень полезным в социальных науках. Но на основании такого подхода у меня получается принципиально другая аналогия между «нарушение симметрии в физических системах» и «неравноправием в социальной группе»: с ростом «энергии» соц. группы вовсе не стремятся к симметрии. Например, в близких к идеалу семьях и коллективах каждый занят своим делом, есть инициатива, развитие личности и конкуренция, но все конфликты решаются «по-любви» (в терминах математической теории игр: с стремлением к игре с максимальной суммой).

  3. Дмитрий, много лет тому очень плодотворно и тонко переносом идей термодинамики на человеческое общество занимался гениальный физик и философ Александр Владимирович Воронель, крупный специалист по теории фазовых переходов. В частности, он обратил внимание на сходство революций и процессов, происходящих в критической точке. Весьма легко переносилось на цивилизационные процессы и понятие температуры, в частности отрицательной. Мне посчастливилось много размышлять с Сашей на эти темы. Правда, уже с грамотным определением давления возникли трудности. Кое-что из Сашиных работ опубликовано, кое-что хранится в моем архиве.

    1. Bormashenko25 сентября 2017 at 21:17
      Дмитрий, много лет тому очень плодотворно и тонко переносом идей термодинамики на человеческое общество занимался гениальный физик и философ Александр Владимирович Воронель, крупный специалист по теории фазовых переходов. В частности, он обратил внимание на сходство революций и процессов, происходящих в критической точке. Весьма легко переносилось на цивилизационные процессы и понятие температуры, в частности отрицательной. Мне посчастливилось много размышлять с Сашей на эти темы. Правда, уже с грамотным определением давления возникли трудности. Кое-что из Сашиных работ опубликовано, кое-что хранится в моем архиве.

      — Спасибо за отклик, Эдуард! Хотелось бы посмотреть, что Воронель написал. Есть ссылки? Моя статья на строгость не претендует, тут нет ни моделей, ни доказательств — всё на аналогии.

  4. «Энергия системы даётся суммой кинетических энергий всех её частиц, потенциальных энергий отдельных частиц »
    Вопрос дилетанта — почему потенциальной энергией отдельных, а не всех частиц?

    «Если бы не было рабовладения, то всем без исключения приходилось бы надрываться на тяжёлой физической работе, и высокие культуры Древней Греции и Рима не были бы созданы»
    Никогда не пытался найти здесь аналогию с физикой, но крамольная мысль что рабовладение на определенном этапе являлось положительным (и вероятно, неизбежным) фактором в развитии общества давно укоренилась в моей голове. В какой-нибудь из последующих работ о Гражданской войне предполагаю остановиться на этом подробнее.

    1. Александр Бархавин, 25 сентября 2017 at 8:41:
      Конечно, потенциальная энергия всех частиц, всех отдельных, входит в гамильтониан. Другая часть потенциальной энергии — это энергия парного взаимодействия, и там суммирование ведётся по всем парам частиц.

  5. Вы не перепутали фото? Там еврей не семенит, а широко и целеустремленно шагает. И оба они, поскольку идут в гору с редкими ступеньками, смотрят на следующую, чтобы не споткнуться. Просто араб только что ступеньку прошел и поднял голову, чтобы видеть следующую, которая от него далеко. Еврей к ступеньке подходит, она прямо перед ним, и он наклонил голову, чтобы ее видеть и не оступиться. Через несколько шагов их позы поменяются — араб голову наклонит, еврей подымет.
    Но если так уж зудит найти и объяснить различие — араб идет с пустыми руками, у еврея в руках покупка. У еврея много детей и одна жена; он должен помогать ей по хозяйству. У араба четыре жены, которые обходятся без его помощи.
    Какие из этого можно сделать выводы? Да какие угодно:)

    1. Этот мой ответ на комментарий /райский либерал24 сентября 2017 at 9:12/

  6. Допустим, у слова «эпатаж» есть хороший смысл. Безобидный смысл. Шутка, розыгрыш.
    В таком случае, настоящая статья есть эпатаж в хорошем смысле. Или мистификация. Разумеется, в хорошем смысле.

    1. Victor: Это всё-таки не эпатаж, это более серьёзно. Проводится аналогия между физическими системами и цивилизацией. У них есть кое что общее. Конечно, тут нет никаких доказательств и количественных оценок, так что научным в полном смысле слова это назвать нельзя. Но это и не эпатаж.

      1. Жаль, что это не эпатаж. Жаль, что это серьезно.
        Я-то думал, что эта статья шуточная, например, вроде “Отчета для академии” Кафки или “С точки зрения кошки” Чапека.
        Я не ученый, не физик и не социолог. Я рассуждаю по рабоче-крестьянски.
        Думаю, Шариков, если бы прочел эту статью, сказал бы, что модель должна подходить для объекта своего приложения. Я бы согласился с Шариковым.


        1. victor
          27 сентября 2017 at 20:38

          Я не ученый, не физик и не социолог. Я рассуждаю по рабоче-крестьянски.
          Думаю, Шариков, если бы прочел эту статью, сказал бы, что модель должна подходить для объекта своего приложения. Я бы согласился с Шариковым.

          – А из каких Вы вообще социальных групп? (Простите, я Вас не знаю.) Почему Вы заговорили о Шарикове?

  7. И сказал им Иисус: кто, вы говорите, есть я?
    И ответили они: ты — эсхатологическая манифестация основы нашего бытия, явленное нам онтологическое основание контекста самой нашей сущности.
    И ответил им Иисус: чего-чего?

    1. Борис Геллер
      24 сентября 2017 at 20:31

      И сказал им Иисус: кто, вы говорите, есть я? И ответили они: ты — эсхатологическая манифестация основы нашего бытия, явленное нам онтологическое основание контекста самой нашей сущности.
      И ответил им Иисус: чего-чего?
      —————————————————————————
      :-))))

    2. 24 сентября 2017 at 20:31
      И сказал им Иисус: кто, вы говорите, есть я? И ответили они: ты — эсхатологическая манифестация основы нашего бытия, явленное нам онтологическое основание контекста самой нашей сущности. И ответил им Иисус: чего-чего?

      – Конечно, Иисус был мужик простой, из пролетарской семьи плотника, академий не кончал!

  8. Исраэль Дацковский прав: живые системы не сводимы к чисто физическим и химическим явлениям, хотя безусловно на них основываются. Например, температура тела теплокровных не напрямую зависит от произведенной ими энергии, как у холоднокровных, а с поправкой на регулируемую мозгом теплоотдачу. Да и религии бывают разные, так иудаизм препятствует энтропии общества своими нравственными ограничениями, так же, как теплоотдача регулирует температуру тела. Мне кажется, что Дмитрий просто играет терминами.

  9. Автор традиционно подходит к мусульманам как к низшей ступени развития. Но так ли это? Вот фото с улицы Иерусалима. Впереди величественно идёт араб с высоко поднятой головой и уверенностью в завтрашнем дне. А сзади семенит-суетится еврей, склонив головушку. Оно и понятно, у араба Иисус пророк, а евреи его отвергают, потому и неуверенность. Почему я должен считать араба отсталым? На этом фото он как раз как господин.
    http://www.vosizneias.com/wp-content/uploads/2013/10/Mideast-Israel-Israel_sham.jpg

    1. Дорогой либерал! Безусловно мусульманское общество стоит на более «низкой ступени развития» не только в технологическом (что очевидно), но и в моральном смысле. Оно находится на той его «ступени», когда иноверцы подлежали уничтожению. Так было когда-то и у иудеев, и у христиан, но развитие нравственности вывело Запад на новый уровень отношений, в которых жизнь человека — наивысшая ценность. А ислам остался в этом плане средневековой человеконенавистнической идеологией. Кстати, евреи не отрицают, что Иисус был пророком, каких было тогда много, но они категорически не согласны считать его неким «богочеловеком». И какая связь между Иисусом и торопящимся по своим делам иудеем? В отличие от беспечного шейха.

    2. райский либерал
      24 сентября 2017 at 9:12
      Впереди величественно идёт араб с высоко поднятой головой и уверенностью в завтрашнем дне. А сзади семенит-суетится еврей, склонив головушку. Оно и понятно, у араба Иисус пророк, а евреи его отвергают, потому и неуверенность. Почему я должен считать араба отсталым? На этом фото он как раз как господин.
      http://www.vosizneias.com/wp-content/uploads/2013/10/Mideast-Israel-Israel_sham.jpg
      ——————————————————————————
      Ну нельзя же так примитивно рассуждать о сложном. Вы сравните ширину шага у еврея и у араба и вспомните, чем у Вас учила (и недоучила) школьная физика.

  10. «Вместе с тем сам факт, что как человек, так и общество должно подчиняться лежащими в основе законам физики …»
    __________________________________________________________________________________________________________
    Более, чем спорное заявление. Человек и общество принципиально не описываются физикой из-за наличия иных составляющих — для человека, например, психической составляющей, не сводимой к физико-химическим процессам в теле.
    Кроме этого, человечество имеет печальный опыт создания, развития и использования механистических моделей развития человечества. Оттуда вышла гипотеза Дарвина, во многом предопределившая развитие левизны в современном мире. Оттуда же вырос фашизм.
    При моем огромном уважении к физике, не все к ней сводится.

    1. Израиль Дацковский: Дорогой Израиль, для меня самого роль самосознания, воли, в поведении человека как физической системы представляет определённую загадку. Хорошего подхода к этой проблеме я не знаю. Поэтому в статьях я делаю необходимые оговорки. Как физик, я, конечно, считаю, что теоретически всё должно описываться законами физики. Но путь от фундаментальных физических законов к психологии очень длинный и не просматривается. Вводить в рассмотрение стороннюю (божественную) силу я не хочу — тогда и физика не нужна. Интересно были бы построить хотя бы феноменологическую модель самосознания и воли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *