Борис Гулько: Кто пишет историю?

 307 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Если признать, что современные ультра-ортодоксы находятся ближе к традициям фарисеев, то следы традиции саддукеев — у их оппонентов. Выбирая политического предтечу современного Израиля, я бы предпочёл традицию Иоханана Гиркана I и Александра Янная фарисейской, с их гражданскими войнами, разрушившими еврейское государство.

Кто пишет историю?

Борис Гулько

Много лет назад я расспрашивал переводчика восточных эпосов и знатока Востока поэта Семёна Израилевича Липкина:

— Похож ли сюжет Корана на Тору?

— Как сталинский «Краткий курс» на реальную историю партии, — объяснил он.

Понятнее не скажешь. Историю определяет тот, кто её записал.

Относится это к еврейской истории. Предыдущее к нынешнему Израилю еврейское государство, воссозданное в 142 году до н.э. победой восстания братьев Хашмонеев, просуществовало как независимое до 63 года до н.э., и как провинция Рима — до поражения восстания Бар Кохбы в 136 году н.э. Наши национальные катастрофы — потеря независимости, а в конце — рассеяние, должны иметь серьёзные причины. Осознаём ли мы их?

Поначалу то еврейское государство было весьма успешным. Победы его под правлением последнего из братьев Хашмонеев Шимона и его сына Иоханана Гиркана I — над греками-селевкидами, над Шхемом, над эдомитянами позволили евреям присоединить к Иудее Шомрон, Эдом, затем в Заиордании — Моав. К 76 году до н.э., после успешных войн сына Гиркана I царя Александра Янная, завоевавшего для евреев прибрежные земли от Нила до горы Хермон, оно владело большей территорией, чем сегодняшний Израиль.

Но одновременно с созиданием происходило, из-за постоянной вражды двух религиозных сект — фарисеев и саддукеев (прушим и цдуким), разрушение Иудеи. К фарисеям в основном принадлежал глубоко религиозный простой народ, к саддукеям — люди состоятельные, храмовая знать. Эллинизация Иудеи коснулась в основном саддукеев. Исторически победили фарисеи, поэтому сегодня мы следуем их нарративу. Не уверен — насколько он справедлив.

Уже восстание Хашмонеев было в большой степени гражданской войной. Братья Хашмонеи, хотя и когены, служившие в Храме, духовно были блики к фарисеям. К саддукеям примкнул Иоханан Гиркан I. Ссора его с фарисеями произошла так: один фарисей предложил Гиркану сложить с себя полномочия первосвященника, поскольку город его матери был до его рождения захвачен врагами. В ту пору постоянных войн у захватчиков было принято насиловать женщин захваченных городов, и теоретически мать могла зачать Гиркана не от мужа. Не знаю — не от этого ли у нас идёт закон определять принадлежность к евреям по матери?

Традиция изнасилования пленниц даже отражена в Торе, дающей правила для еврея, желающего взять в жёны понравившуюся ему пленницу. Отголосок этого сегодня: некто из современных израильских левых обвинил воинов ЦАХАЛа в расизме, поскольку те не насилуют арабок.

В требовании к Гиркану отразилась важная особенность мировосприятия фарисеев: понимание всех законов иудаизма буквально. Позже наши мудрецы постановят не считать незаконнорожденными детей, родившихся после захвата еврейских городов врагом.

Другой пример трансформации буквальной трактовки Торы: в старые времена евреи могли мужественно сражаться в течение недели, но в Шаббат, чтобы не нарушить его святость, давали себя убить. Мудрецы постановили, что в Шаббат можно воевать, чтобы спасать свою жизнь. Но не более того.

Когда в 63 году до н.э. Гней Помпей с римским легионом, ворвавшись в Иерусалим, не мог захватить Храмовую гору, окружённую глубоким рвом и яростно защищаемую евреями, он прибег к хитрости. В Шаббаты римляне не вели боевых действий, они только засыпали ров. Поскольку непосредственной угрозы жизни это не несло, евреи римлян в это время не атаковали. Храмовая гора пала. После этого закон видоизменили вновь.

Гиркан I поручил судить своего обидчика фарисеям, но те вынесли мягкий приговор (по обычаям того времени оскорбившему царя полагалась смерть). Гиркан разгневался и казнил многих фарисеев.

Вспыхнувшая вражда фарисеев к Гиркану I перекинулась позже на его сына, царя Александра Янная. Историю с матерью-пленницей относят иногда к Яннаю.

Восстание против Александра Янная вспыхнуло во время того, как царь, в должности первосвященника, во время праздника Суккот последовал традиции саддукеев, а не фарисеев. Во времени моления о дожде он вылил воду не в специальное отверстие в жертвеннике, а просто на землю. Протестуя, фарисеи стали метать в царя этроги — цитрусовые, используемые для богослужения. Стража убила в тот день около 6000 восставших.

Вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся 6 лет и унесшая ещё более 50 000 еврейских жизней. Когда Александр Яннай взмолился: «Что вас удовлетворит, чтобы замириться?», фарисеи ответили: «Твоя смерть».

Фарисеи, совершили национальное предательство, пригласив в Иудею сирийского царя Деметрия III с армией. Сирийцы в 89 году до н.э. нанесли войскам царя поражение при Шхеме. После этого фарисеи одумались и гражданская война закончилась.

Насколько критично различие в форме исполнения закона, разделившее Янная и фарисеев? Часто пересказывается агада о том, как члены Санхедрина решали вопрос о кошерности печи. Мнение рабби Элиэзера явно поддерживалось Свыше. Об этом в какой-то момент прямо возвестил Голос с небес. Но мудрецы ответили: «Тора не на небесах, а на Земле», и большинством голосов отвергли мнение рабби Элиэзера. Еврейские мудрецы сами трактуют законы Торы, и на многие вопросы дают разные ответы. Например, есть несколько версий времени, в которое заканчивается Шаббат.

Выслушать вторую сторону в споре с фарисеями мы не можем, так как после разрушения Храма небольшая секта саддукеев, связанных с храмовым богослужением, постепенно растаяла. Но поскольку историю записали враги саддукеев, вражда к тем осталась до сего дня как фантомные боли. В ежегодной службе на Йом Кипур мы читаем: «Накануне Дня Искупления старейшины брали с первосвященника клятву…, что он не изменит порядок служения… из подозрения, что в его сердце закрались идеи саддукеев. Он удалялся и плакал из-за того, что его подозревали, а старейшины удалялись и плакали потому, что подозревали того, чьё служение никто не видит…». Служение происходило в Святая Святых, куда раз в год мог войти только первосвященник. По некоторым мнениям все первосвященники периода Второго Храма были саддукеями. Немало негативного о саддукеях содержит и Талмуд.

Однако в главной катастрофе еврейской истории — в разрушении Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. — повинно радикальное крыло фарисеев — зелоты, и их экстремистский отряд — сикарии. Среди двух допускавших успех стратегий — подчиниться Риму или сражаться с ним, восставшие против Рима евреи избрали третью — гражданскую войну в осаждённом Иерусалиме. Сикарии сожгли два склада с продовольствием, содержимого каждого из которых, сообщает историк, осаждённым хватило бы на 30 лет. Возможно, эта акция явилась формой шантажа Всевышнего: от Него требовали немедленных чудес, предсказанных пророками. Иначе евреи умрут от голода. Это «иначе» и случилось.

3 года спустя у восставших оставался последний бастион — горная крепость Масада, находившаяся в руках сикариев. Но когда римляне, потрудившись год, соорудили насыпь, позволявшую им штурмовать Масаду, сикарии, накануне решающей битвы, поубивали своих жён и детей, после чего совершили массовое самоубийство.

Самоубийство, а тем более убийство, и тем более собственных жён и детей, категорически запрещены иудаизмом. Довод сикариев, что евреи не должны быть рабами, а могут принадлежать только Всевышнему, не перевешивает эти запреты.

В Масаде находилось 960 сикариев. Это — серьёзная армия. Еврейский герой Гидеон с отрядом в 300 воинов совершил неожиданное ночное нападение на мидьянитян, которых было «как саранчи и как песка на берегу моря», и разбил тех. Но сикарии, похоже, рассчитывали только на те чудеса, которые не требовали их участия. Масада сегодня — странный символ героизма.

Современными наследниками фарисеев представляются мне ультра-ортодоксы. Их отношение к нынешнему Израилю основывается на спорных трактовках древних текстов и на мнениях некоторых раввинов прошлых поколений. Крайнюю позицию среди ультра-ортодоксов занимает секта Нетурей Карта, относящаяся к Израилю так же, как его враги ООП и Иран. Близки к этим взгляды сатмарской общины, считающей необходимым уничтожение государства Израиль. Многие более умеренные группы ультра-ортодоксов тоже не признают государство Израиль. Раввин Стюарт Вайс предположил в Jerusalem Post:

«Угроза, перед которой мы сейчас стоим, быть может, наибольшая, с какой мы когда-либо сталкивались. Мы находимся в этой стране на грани гражданской войны между большим и растущим сегментом населения — ультра-ортодоксами, и почти всеми остальными».

«День гнева» провела недавно «Иерусалимская фракция» — часть «литовской» (ашкеназы — не хасиды) общины рабби Шмуэля Ауэрбаха. После того, как двое учащихся их йешивы были арестованы — парни отказались не только идти в армию, но даже зайти в оффис и заполнить анкеты для освобождения от службы, более 1000 протестовавших перекрыли важные транспортные магистрали Иерусалима, остановив транспорт. Они держали плакаты: «Ортодоксальные евреи гордо пойдут в тюрьму, но не в сионистскую армию»; «Мы скорее умрём, чем будем призваны».

Спектр мнений авторитетов иудаизма, определяющих мировоззренческие позиции религиозных евреев Израиля, предельно широк. Один полюс этого спектра — учение выдающегося раввина конца 18 — начала 19 века Хатама Софера, утверждавшего, что иудаизм не допускает ничего нового. Противоположный ему полюс — доктрина рава Авраама Ицхака Кука о том, что ход истории, развитие культуры и цивилизации являются «Продолжающимся Божественным Откровением». Рав Кук видел задачу современности в том, чтобы полностью сохранить все аспекты ортодоксального иудаизма, и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире; стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся. При этом рав Кук осознавал неоднозначность поставленной задачи, признавая, что «иудаизм достаточно велик для противоречий».

Если признать, что современные ультра-ортодоксы находятся ближе к традициям фарисеев, дававших себя убить, абсолютизируя законы соблюдения Шаббата; готовых призвать для правления своей страной из-за, казалось бы, незначительного расхождения в исполнении ритуала, сирийского царя; развязавших гражданскую войну в то время, когда Святой город был осаждён врагами, то следы традиции саддукеев хранятся, похоже, у оппонентов ультра-ортодоксов. Религиозные сионисты, последователи учения рава Кука, получают светское образование, что в сегодняшнем мире неточно соотносится с древним понятием «эллинизации». Для них важную религиозную роль играет возрождение Израиля, земли которого под еврейский суверенитет были собраны когда-то выдающимися победами правителей-саддукеев Иоханана Гиркана I и Александра Янная.

Выбирая политического предтечу современного Израиля, я бы предпочёл традицию правителей — победителей Иоханана Гиркана I и Александра Янная фарисейской, с их гражданскими войнами, разрушившими когда-то еврейское государство.

Print Friendly, PDF & Email

33 комментария к «Борис Гулько: Кто пишет историю?»

  1. Miron Amusia, уважаемый профессор, в нашей истории достаточно славных страниц и настоящих героев, чтобы мифологизировать худших из нас. Это похоже на создание еврейских «28 панфиловцев».
    Сикарии – кинжальщики – это террористы, еврейский ХАМАС, только менее рациональный. Они затеяли восстание, но они же устроили в осаждённом Иерусалиме гражданскую войну, спалили склады и уморили более миллиона осаждённых голодом. Наши мудрецы учат, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Это была ненависть террористов-сикариев к несогласных с ними.
    Сикарии верили в мистическое оправдание своих действий. В проекции на сегодня – это Натурей Карта или ословские миротворцы. Правда Натурей Карта пока безвредна.
    Допускаю, сикарии могли прийти в отчаяние от сотворённого ими, но зачем было убивать семьи? Буду признателен, если Вы приведёте какое-то авторитетное мнение, сообщающее, что нарушение закона самоубийством предпочтительнее рабства. Не говоря о том, что, начав восстание, сикарии взяли на себя обязательство сражаться.
    В те времена половина населения была рабами. Римские рабы могли выкупать себя. Были вольноотпущенники. Были беглецы. Убитые сикариями семьи пострадали напрасно.
    В результате действий сикариев мы лишились Храма и на 19 столетий Иерусалима и страны. Я уважаю Вашего дядю, но предпочёл бы для нас других героев.

    1. В результате действий сикариев мы лишились Храма и на 19 столетий Иерусалима и страны. Я уважаю Вашего дядю, но предпочёл бы для нас других героев.
      ——
      Борис Францевич! Неужели Вы полагаете, что крошечная страна могла выстоять против военной машины Римской Империи, хоть с сикариями, хоть без них? Думаю, восстание было неизбежным, т.к. римляне навязывали свои языческие законы Народу Книги. И вообще, как сказал Руставели: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор», — или Вы другого мнения?

  2. Для гражданской войны между евреями в Израиле — нет причин, поскольку израильтяне, считающие себя евреями, на уровне подсознания понимают, что внутренние распри приведут к новому геноциду. На этот раз руками арабов Палестины и персами.
    Ультра-ортодоксы смогут иногда нарушить общественный порядок, помешать движению транспорта, побороться за соблюдение кашрута, но не более того.

    1. Вашими бы устами… Харедим сейчас составляют 9% населения при рождаемости почти в 2 раза больше, чем у остального населения. И уже сейчас они устраивают бог знает что. Теперь представите, что будет через, скажем 50 лет.
      Фанатики опасны везде, вне зависимости, евреи они или нет. Пардоню за прописную истину.

  3. Удивлён замечанием «Масада сегодня — странный символ героизма». Следовало бы, не имею убедительных неизвестных ранее данных, оставить Масаду в покое, и не ревизовать впечатляющий поколения подвиг евреев. Масада продержалась три года, до 73, и пала вовсе не «когда римляне, потрудились год», а через три года осады, исчерпав все возможности сопротивления. Римлян, лучших солдат мира, там было восемь тысяч, а сикариев гораздо меньше тысячи. Цифра 960 якобы гарнизона Масады на самом деле включает стариков, женщин и детей. В контексте там происходившего, фраза «поубивали своих жён и детей» звучит неуместно. Не нам, чья жизнь прошла и проходит в относительном благополучии, судить героев, выбравших, при явно проигрышной в смысле обороны ситуации, смерть, а не рабство. Благодарю моего дядю И. Д. Амусина, от которого я и мои коллеги услышали героическую сагу о Масаде. Кстати, ссылка на то, что самоубийство или убийство близкого с тем, чтобы избавить его от рабства, мучительной смерти на арене в Риме, будто бы запрещено религией — неосновательна. Есть случаи, когда конкретная трагическая ситуация сильнее постоянного запрета. Об этом говорят отнюдь не редкие пересмотры догматов еврейской религии.

  4. Еще один аргумент, уже государственного характера. В Израиле солдата могут наказать за то, что ударил уже обезоруженного палестинца или грубо обошелся с палестинским мальчишкой, бросавшим камни в солдат. А уж за изнасилование ( а в военных действиях много чего может случиться, как учит мировая история), кем-то замеченное, можно загреметь на нары надолго.
    Т.е. речь об армейской дисциплине и военной доктрине.

  5. Фарисеи — саддукеи, либералы — консерваторы, борцы за мир — приверженцы Земли Израиля и т. д., и т. п.Да, будьте вы хоть кто, главное, чтобы не было ненависти. От нее гибнут все: и правые, и виноватые.

  6. Benny
    15 ноября 2017 at 23:27 | Permalink

    Моё ИМХО: «пересечение этих границ отвергается на физиологическом уровне»: в данном контексте я понимаю это как БРЕЗГЛИВОСТЬ. Для меня утверждение о наличии БРЕЗГЛИВОСТИ на основании национально-этнического признака это утверждение о наличии «расизма»
    —————————————————————————————-
    Не то. Размытость/неопределенность физических границ между евреями и палестинцами при наличии многолетнего, на протяжении поколений, этнического, а не только политического, конфликта создало амбивалентную картину врага. С одной стороны, всё знакомо и даже на личном уровне (живем уж очень близко друг от друга), с другой — он враг, возможный твой убийца. С одной стороны, ни с того, ни с сего не изнасилуешь даже неприятную тебе соседку, с другой — даже подсознательно ощущаешь ее опасную враждебность.
    Вот эта двусмысленность, как мне представляется, и не дает возможности израильскому солдату отнестись к палестинке как к явному врагу, которого желательно и унизить, но и мешает отнестись к ней как просто к чужой беспомощной женщине. Т.е. нет места брезгливости при столь долгом общении, как нет места и расизму, по моему опыту, мало присущему израильтянам в отношении к арабам. Расисткое отношение, если кто и проповедует даже открыто — это некоторые бывшие советские граждане, натренировавшиеся на «чурках» и «чучмеках» в СССР.
    Еще один момент, исторический: у евреев нет того пренебрежительного отношения к женщине, присущее до сих у многих восточных народов.

    1. Сильвия (951): … Размытость/неопределенность физических границ между евреями и палестинцами при наличии многолетнего, на протяжении поколений, этнического, а не только политического, конфликта создало амбивалентную картину врага. С одной стороны, всё знакомо и даже на личном уровне (живем уж очень близко друг от друга), с другой — он враг, возможный твой убийца. С одной стороны, ни с того, ни с сего не изнасилуешь даже неприятную тебе соседку, с другой — даже подсознательно ощущаешь ее опасную враждебность.
      Вот эта двусмысленность, как мне представляется, и не дает возможности израильскому солдату отнестись к палестинке как к явному врагу, которого желательно и унизить, но и мешает отнестись к ней как просто к чужой беспомощной женщине. ….

      —————
      Если глубокой ночью на безлюдной дороге Иудеи-Самарии патрульный джип ЦАХАЛа с 3-мя солдатами остановил шиноколом удирающую от другого патрульного джипа палестинскую машину с арабской парой (например: муж и жена, отец / брат и дочь), то мужчину-араба могут унизить, избить, запугать до чёртиков и даже застрелить.
      По-Вашему выходит, что женщину-арабку не изнасилуют именно потому, что у солдат есть какое-то смутное «подсознательное ощущение опасной враждебности» этой женщины 🙂

      Уважаемая Сильвия, ну зачем Вам выставлять себя на посмешище такими объяснениями ?
      Таль Ницан она (или он) в лучшем случае просто дура, обитающая в защищённом пространстве академической «башни из слоновой кости».

    2. Сильвия — 2017-11-15 23:40:30
      у евреев нет того пренебрежительного отношения к женщине, присущее до сих у многих восточных народов.
      ====
      Но верующий еврей должен благодарить Бога за то, что Он не создал его женщиной. Так или нет?

  7. У меня есть совсем другие ассоциации:
    — Садукейские цари Иудеи были похожи на греческих царей.
    — Современные либеральные евреи-реформисты похожи на садукеев.
    — Современные ультра-ортодоксы похожи на фарисеев-шамаистов.
    — Модерн-ортодоксы и религиозные сионисты похожи на фарисеев-гилелианцев.
    — «Иерусалимская фракция» это ПАРОДИЯ на сикариев, у которых вместо кинжалов и камней есть пасквили и запасы памперсов с какашками младенцев.

    А современные светские израильтяне похожи на плоды кактуса-«цабар».
    По-моему это просто политкорректная форма сказать, что они похожи на ам ха-арец.
    Также, по-моему «ам ха-арец» это совсем не так плохо.

  8. Сильвия, что значит «идишский «шабат» не склонялся, как того требуют правила русского языка»? Идиш подчинялся правилам идиша. Но слово Шаббат стало и частью русского языка и склоняется как прочие слова. Можете проверить в гугле.
    Ваш упрёк: «Вы на НЕ религиозном сайте и подаете текст Нерелигиозный» несправедлив. Я обсуждаю мировоззрения еврейских сект и даже сравниваю разные подходы выдающихся раввинов. Вообще еврейская история – это религиозная тема, и ТАНАХ, если его почитаете, это, среди прочего, и Книга истории.

    1. Борис Гулько
      15 ноября 2017 at 19:11
      ———————————————————————
      Борис, считая данный спор к теме Вашей статьи не относящимся, я дала ответ в Гостевой:
      2017-11-15 21:12:49(917)

  9. Сильвия, я объясню, в чём вижу разницу между субботой и Шаббатом (в религиозной литературе принято писать с заглавной буквы). Если для вас это прост выходной, то это суббота. Если религиозный праздник, да ещё самый главный – это Шаббат.
    Я понимаю, что в иврите для этого дня другого названия нет. Наверное, это потому, что в старину религиозными были все. Ну вот, несоблюдающие русские евреи могут внести в иврит новое слово: суббота – как несоблюдаемый Шаббат.

    1. Борис Гулько
      15 ноября 2017 at 16:14
      … в чём вижу разницу между субботой и Шаббатом (в религиозной литературе принято писать с заглавной буквы).
      Я понимаю, что в иврите для этого дня другого названия нет. Наверное, это потому, что в старину религиозными были все.
      ———————————————————————————————————
      Борис, дорогой, Вы на НЕ религиозном сайте и подаете текст НЕрелигиозный, так к чему все эти странные уловки? «В старину были религиозными все» — это несколько забавно. Напомню, что и в идиш суббота называлась ивритским «шабат», вот и вся религиозность (скорее, традиция), а остальные дни — по-немецки. Но даже идишский «шабат» не склонялся, как того требуют правила русского языка, а потому не резал слух.
      Язык — это еще и слушание, а не только написание, то, что Вы и многие другие (особенно из диаспоры) взяли «шабаты» (мои предки, наверно, в гробу переворачиваются) на вооружение, на мой взгляд, свидетельствуют о плохом слухе или слабом знакомстве с русской литературой
      в упоминании евреев.

  10. Во хвалу и в осуждение.
    Похвально: наконец-то и в древней Иудее нашли леваков и праваков. Жить стало веселее, а уж как легше… и не передать!
    «Не в осуждение… кого осуждать?» (В.Шукшин) Но все же, ребята, девочки и мальчики, дамы и господа, овладевшие «субботой» на иврите! Молодцы! Многого достигли, вот только есть люди, для которых иврит — язык разговорный, день за днем, год за годом, и нам ваши «Шабаты» (с большой буквы почему-то и во множественном числе) как железом по стеклу. Напоминаю (не поленюсь): шабат по-русски — суббота. Во множественном числе: шабатот/ПО субботам. С большой буквы по-русски «Суббота» упоминается в аспекте религиозно-символическом, а «шабат» такой буквы и не знает.
    Сделайте одолжение, не калечьте ни иврит, ни русский. Вам зачтется, честное слово, зачтется, я ведь за вас и помолиться готова.

    1. Спасибо за ссылку Элла.
      С удовольствием прочитал вашу статью и с большим интересом заметку про работу Таль Ницан. М.б. я читал не внимательно, но про опрос 25 солдат я не нашёл. Возможно вы пользовались и другим источником?
      Я не сильно разбираюсь в социологии, но мне показалось, что у Таль речь идёт не о расизме, а о другом. Я ещё меньше чем в социологии разбираюсь в разных вариантах изнасилования (порой хотелось, но я брал себя в руки), но ведь написано о 2-х типах «военного изнасилования»: преднамеренного – для достижения политических целей и для удовлетворения личных целей.
      С израильской стороны преднамеренный в израильско-палестинском конфликте исключён по определению, 2-му варианту по Таль препятствуют национально-этическое разделение (הגבולות האתנו לאומיים).
      Я, конечно могу ошибаться, но это не то, что понимается под расизмом.
      Если я что то понял не так, то буду рад получить разъяснение.

      1. Сэм : … 2-му варианту по Таль препятствуют национально-этическое разделение (הגבולות האתנו לאומיים).
        Я, конечно могу ошибаться, но это не то, что понимается под расизмом.
        Если я что то понял не так, то буду рад получить разъяснение.
        ——————
        Более полная цитата Таль Ницан:

        טענה חשובה העולה מן המחקר היא שבשל עמימותו של הגבול המרחבי בסכסוך הישראלי-פלשתיני, הגבולות האתנו לאומיים נחקקים בתוככי תוכם, בגופם של החיילים וחציית הגבולות נדחית באופן פיזי, כמעין מנגנון משמוע עצמי המלווה אותם לכל מקום אליו יפנו

        «Из исследования можно сделать важный вывод, что из-за двусмысленности пространственных границ в израильско-палестинском конфликте — национально-этнические границы выгравированы внутри них [солдат ЦАХАЛа], в телах солдат — и пересечение этих границ отвергается на физиологическом уровне».

      2. Я забыл закончить цитату: » … и пересечение этих границ отвергается на физиологическом уровне, как механизм само-дисциплины, который сопровождает их в любом месте, где бы они не находились.»

        1. Бенни, я не стал перегружать сайт ивритом.
          И повторюсь:
          ИМХО расизм это иное

          1. Сэм (927): … ИМХО расизм это иное
            ——————
            Моё ИМХО:
            «пересечение этих границ отвергается на физиологическом уровне»: в данном контексте я понимаю это как БРЕЗГЛИВОСТЬ.
            Для меня утверждение о наличии БРЕЗГЛИВОСТИ на основании национально-этнического признака это утверждение о наличии «расизма»

    2. Элла
      15 ноября 2017 at 10:11
      Вот тут про неизнасилованных палестинок со ссылкой на материал на иврите.
      http://club.berkovich-zametki.com/?p=470
      ——————————————————————————————
      С сожалением, Элла, должна признать, что Вы совершенно не поняли, что имела в виду автор соц.исследования

  11. «Спектр мнений авторитетов иудаизма, определяющих мировоззренческие позиции религиозных евреев Израиля, предельно широк. Один полюс этого спектра — учение выдающегося раввина конца 18 — начала 19 века Хатама Софера, утверждавшего, что иудаизм не допускает ничего нового. Противоположный ему полюс — доктрина рава Авраама Ицхака Кука о том, что ход истории, развитие культуры и цивилизации являются «Продолжающимся Божественным Откровением». Рав Кук видел задачу современности в том, чтобы полностью сохранить все аспекты ортодоксального иудаизма, и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире; стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся. При этом рав Кук осознавал неоднозначность поставленной задачи, признавая, что «иудаизм достаточно велик для противоречий»
    ***
    Как всё удивительно похоже на отношение различных групп юристов и слоев общества к американской Конституции. «Иудаизм-Конституция не допускает ничего нового» — это жизненное кредо большинства юристов-консерваторов или в основном СЕГОДНЯ — республиканцев. Покойный член ВС Антонин Скалиа был абсолютным приверженцем этого подхода, сегодня это судья Томас. «Живая Конституция» или в иудаизме — «Продолжающееся Божественное Откровение» рава Кука — это классический подход нынешних юристов-демократов, примером является судья ВС Каган. Я думаю, что и в современном Израиле и в современных США были, есть и всегда будут «фарисеи» и «саддукеи». Весь вопрос и там и здесь — насколько силен центр. Разрыв и уменьшение значения Центра после некоего условного минимума — стандартный путь к Гражданской войне.
    В Израиле это не понимают некоторые ультра-ортодоксы, в США — достаточно широкие массы населения по обе стороны, но больше всего не понимает пресса. Если меня сегодня спросить, кто не понимает больше, то я честно скажу — демократы. Их ненависть после проигрыша зашкаливает. И давно уже перебросилась не только на «рыжего с чубчиком», но на буквально на всех, кто истерично их не поддерживает. Во всяком случае, так это выглядит в Калифорнии. Стабильная Демократия не может опираться на что-то, кроме умения соглашаться на компромисс в политической борьбе.
    Тут уважаемые люди несколько раз интересовались, в чем состояла «мерзость» (мое определение) Президента Обамы? В этом и состояла — в попытке уничтожения Центра. Он славно и очень умело поработал на своем посту. К счастью, Америка — это не только и не столько Президент.

    1. Игорь Ю.:
      …. «Иудаизм-Конституция не допускает ничего нового» — это жизненное кредо большинства юристов-консерваторов или в основном СЕГОДНЯ — республиканцев. Покойный член ВС Антонин Скалиа был абсолютным приверженцем этого подхода, сегодня это судья Томас. «Живая Конституция» или в иудаизме — «Продолжающееся Божественное Откровение» рава Кука — это классический подход нынешних юристов-демократов, примером является судья ВС Каган. ….
      ——————————
      «Живая Конституция» нынешних юристов-демократов и «Продолжающееся Божественное Откровение» рава Кука действительно содержат необходимую идею «жизнь-изменения-адаптация-развитие».
      Но у рава Кука я не смог заметить даже мельчайших признаков следующих ужасных патологий:
      1) доведённый до логического конца релятивизм.
      2) неспособность понять, что вполне можно ненавидеть грех но уважать человеческое достоинство грешника.
      3) элитизм и презрение к идеям «равенство перед законом» и «власть закона».
      4) страстное желание «освободить индивидуума от тирании общества». Это неспособность понять, что свободное объединение совсем неплохих людей может являться ДОБРОМ в гораздо большей мере, чем жёсткое принуждение бюрократов, безразличных к этим людям уже только в силу своей географической и социальной удалённости от них.

  12. По-моему, очень хорошая, вразумительная статья. Ещё раз убеждаешься, что историю, не только каноническую, а настоящую, во всех её проявлениях — полезно знать, иначе нас всех подстерегают все те же грабли.

  13. «Отголосок этого сегодня: некто из современных израильских левых обвинил воинов ЦАХАЛа в расизме, поскольку те не насилуют арабок»
    —————
    Я был бы очень признателен автору, если бы он расшифровал этого «некто».
    Иначе получается … не хорошо.

    1. Это было в прессе. Имя я не помню. Кажется, это была женщина — левый политик.

      1. soteric4u.com/esoteric-materialy/evreiskii-voporos-i-antisemitizm/806-soldaty-tsakhala-ne-nasiluyut-arabok-iz-za-rasizma
        Таль Ницан из Еврейского университета в Иерусалиме разоблачила, что солдаты ЦАХАЛа как раз не имеют обыкновения насиловать арабских девушек. Так пишет Амнон Лорд, главный редактор газеты «Макор ришон». Но не подумайте, что этот факт она преподносит во славу еврейских солдат, пишет Лорд. Наоборот. Она косвенно использует его им в упрек. В своем исследовании она намекает, что еврейские солдаты не насилуют арабских девушек… из расистских побуждений.
        (В сети есть много ссылок по этому поводу)

        1. Виктор Зайдентрегер
          15 ноября 2017 at 9:48
          Таль Ницан из Еврейского университета в Иерусалиме разоблачила, что солдаты ЦАХАЛа как раз не имеют обыкновения насиловать арабских девушек. …В своем исследовании она намекает, что еврейские солдаты не насилуют арабских девушек… из расистских побуждений.
          ————————————————————————————-
          Вы из каждого пипса рядового израильтянина делаете далеко идущие выводы или через раз?

          1. Дорогая Сильвия! Вы слишком суровы. Это не мой текст, это цитата из материала, который открывается по приведенной мной ссылке. Моя вина, что не поставил кавычки.
            Хорошего вам настроения, ВЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *