Пинхас Полонский: Трума и Тецаве. Храм Моисея и Храм Аарона

Loading

Видимо, каждая религиозная система вобрала в себя из Храма то, что для нее ближе — а это означает, что различия в богослужении являются отражением общего соотношение иудаизма и христианства, которые соотносятся между собой как Моисей и Аарон.

Храм Моисея и Храм Аарона

(Комментарий к Торе: к разделам (2 — 7 и 8) Трума и Тецаве — книга Исход, гл. 25-29)

Пинхас Полонский

1. Храм Откровения и Храм Искупления

В Торе есть два недельный раздела, Трума и Тецаве, которые описывают Храм — и при этом дают два совершенно разных взгляда на него.

В разделе Трума действует только Моисей, а Аарон ни разу не упоминается. В разделе Тецаве, наоборот, действующее лицо это Аарон, и ни разу не упоминается Моисей. Такое различие, отнюдь не характерное для Торы — показывает, что эти два раздела дают «взгляд на Храм со стороны Моисея» и «взгляд на Храм со стороны Аарона». И эти два взгляда очень сильно отличаются.

В разделе Трума, «взгляде на Храм со стороны Моисея», описаны Храмовые сосуды, и прежде всего Ковчег — но там нет никаких священников. Человек входит в Святилище без посредников, соприкосновение со святостью происходит без всяких преград. Человек, пришедший в Храм, достаточно чист, чтобы соприкасаться со святостью напрямую. Слева от вошедшего стоит Менора, т. е. свет мудрости, справа Стол с хлебами предложения (материальный успех), между ними — прямой проход в Святая Святых. Ничто не загораживает человеку путь вперед. В Святая Святых стоит Ковчег Завета, в нем лежат Скрижали, над Ковчегом Завета херувимы, и из пространства между ними раздается голос Всевышнего. Т. е. сущностью Храма Моисея является Откровение, на базе материальных и духовных достижений человека, и именно ради этого человек приходит в Храм: услышать голос Бога, понять сущность мира и его устройство, понять, чего Бог хочет от человека. Человек сам по себе чист, и цель Храма — приближение к Богу и получение Откровения.

Подход Аарона, описанный в разделе Тецаве, совершенно иной. Человек, придя в Храм Аарона, видит там священников, задача которых состоит в очищении от грехов. Человек по сути своей склонен к греху, поэтому пройти напрямую ему не разрешено, для этого он недостаточно чист и правилен, священники его не пропускают. Они выступают как посредники и сами доносят его жертву Всевышнему — т. е. соприкасаться со святостью, вместо пришедшего в Храм человека, будут священники.

Для того, чтобы помочь человеку очиститься от грехов нужно внушить ему трепет перед Небесами, т. е. нужно произвести впечатление, воздействовать на воображение людей — и для этого священники одеваются особенным образом. В Храме Аарона огромную роль играет эстетическое воздействие, одеяния священников формируют у людей определенное представление, «воображение святости». (Поскольку именно ложное воображение приводит человека к греху, есть необходимость противопоставить ему «воображение святости»).

Посреди Храма Аарона установлен жертвенник воскурения, который не дает пройти напрямую в Святая Святых. Помещение Храма наполняет облако воскурения, оно закрывает Всевышнего и Его Откровение.

Человек приходит в Храм Аарона для того чтобы получить очищение от грехов, самостоятельно очиститься от которых не может, поскольку в основе своей грешен. Священники же помогают ему очиститься, дают ему искупление.

Таким образом, Моисей и Аарон относятся к человеку диаметрально противоположным образом.

С точки зрения Аарона центром Храмовой службы является приношение жертв, которые очищают человека, а центральным днем является День Искупления, Йом Кипур — единственный день в году, когда Аарон может войти в Святая Святых.

А вот Моисей входит в Святая Святых в любое время — потому что он приходит сюда за Откровением, а не за Искуплением. Искупление в Святая Святых происходит один раз в году, в Йом Кипур, а Откровение присутствует там постоянно. Сущность Храма, утверждает Моисей, — это Откровение, а искупление это лишь подспорье, необходимое для того чтобы перейти к Откровению.

Реальный же Храм должен объединять два аспекта — Моисея и Аарона, Откровения и Искупления, которые дополняют друг друга.

К сожалению в нашем представлении о Храме часто доминирующим является аспект Аарона, т. е. что назначение Храма это очищение от грехов. И поэтому современному человеку не вполне понятно, зачем вообще нужен Храм. Очень важно чтобы мы исправили этот перекос и восстановили в своём представлении о храме аспект Моисея, и поняли что задачей Храма является распространение божественного месседжа всему человечеству. Только тогда мы сможем понять смысл Храма и восстановить его.

2. Соотношение иудаизма и христианства как Моисея и Аарона

Синагога, которая называется в еврейской традиции «малый Храм», есть некоторые элементы напоминающие о нем — Ковчег, в котором лежит Свиток Торы, «постоянная лампада» напоминающая о Меноре — но в ее устройстве нет никаких элементов связанных со священниками, жертвоприношениями, воскурениями и т. д. Все храмовые элементы в синагоге соответствуют Храму Моисея, а не Храму Аарона. В процессе службы из Ковчега вынимают свиток Торы и читают его — т. е. моделируется Храм Откровения. Люди не приходят в синагогу за искуплением грехов — они приходят чтобы услышать Божественное слово. Поскольку исходно человек рождается чистым, и грехи это только небольшие препятствия на его пути, они вовсе не доминируют. Все люди, ведущие нормальный (не людоедский) образ жизни, попадают в рай — важный вопрос состоит однако в том, какое место в раю, в соответствии с твоими заслугами перед Богом и человечеством, ты сможешь занять.

В отличие от этого, в классической христианской (т. е. католической и православной) церкви и службе множество элементов, заимствованных из еврейского Храма, относятся именно к аспекту Аарона — одеяние священников, кадило с воскурениями, жертвенник (алтарь) и даже символические жертвоприношения, при которых вино и хлеб объявляются телом и кровью жертвы. Люди приходят в церковь, прежде всего, для очищения от грехов — поскольку исходно человек грешен, и без этого очищения в рай попасть невозможно.

В классической христианской службе, реализующей линию Аарона — воздействуют, прежде всего, на эмоции, воображение присутствующих, на их эмоциональное и эстетическое переживание.

А в службе в синагоге, реализующей линию Моисея, этот аспект подчеркнуто снят, в ней нет никаких специальных эстетических эффектов. Эмоция службы держится, прежде всего, на словах, на участии каждого из присутствующих в самостоятельном чтении молитвы, на ее внутреннем осознании. Даже пение, которое в христианстве является необходимой частью службы, в еврейском богослужении используется лишь эпизодически и не является важным.

Видимо, каждая религиозная система вобрала в себя из Храма то, что для нее ближе — а это означает, что различия в богослужении являются отражением общего соотношение иудаизма и христианства, которые соотносятся между собой как Моисей и Аарон.

Моисей получает Учение непосредственно от Бога. Но он косноязычен — в том смысле, что не может донести это учение до масс. А Аарон не имеет самостоятельного доступа к Божественному Откровению, зато умеет говорить так, что массы его понимают. Аналогично этому евреи могут получить от Бога Откровение, но им трудно донести его до всего человечества; еврейский подход зачастую воспринимается человечеством как «косноязычный». Христианство же получает Откровение через евреев — но оно, как Аарон, умеет облечь это Откровение в форму, доступную народам мира. В отличие от сложного иудаизма, христианство говорит с людьми на понятном им языке, и поэтому оказывается той оболочкой (т. е. переводчиком, интерфейсом), через которую иудаизм может быть воспринят человечеством.

3. Пути исторического развития

В конце Торы, в книге Второзаконие — Моисей обретает возможность говорить с народом напрямую. Сегодня это реализуется на наших глазах, когда еврейский мир, благодаря созданию Израиля, обретает способ говорить напрямую с человечеством.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Пинхас Полонский: Трума и Тецаве. Храм Моисея и Храм Аарона

  1. Из выступления Пинхаса Полонского в Петербургской синагоге:
    Свое выступление Пинхас посвящает двум персонам — Моисею и Аарону, точнее подходам этих людей к строительству Храма. Это является темой двух разделов Торы в книге Шемот: Тырума и Тыцаве. В этих разделах раскрываются два взгляда на то, что было дано нам, евреям, на Синае. В Тыруме рассказывается об устройстве Храма. Это является очень важным для Моисея, так как он заходит в Святая Святых Храма часто и по потребности, когда надо или когда сам захочет для того, чтобы услышать голос Бога, голос Откровения. В Тыцаве же, по существу — у Аарона, в центре рассказа священники, их одежда и жертвоприношения. Почему в этой части уделяется такое внимание одеянию священнослужителей? Для чего вообще нужна одежда?, — спрашивает р. Полонский. Она нужна для создания определенного впечатления о себе, отвечает он. В комментариях к Торе говорится, что одежда священникам нужна для того, чтобы евреи начали искупать свои грехи после впечатления (можно сказать, шока, Е.Л.), вызванного одеждой священников. В этом и есть разность подходов Моисея и Аарона. Аарон озабочен грехами людей, он призывает к их искуплению. Моисей же призывает к возвращению к Богу, возможно, считая сами грехи, в общем, неизбежными для человека. При этом голос Бога, для Моисея, звучит всегда, в ходе обычной жизни. Вся человеческая культура, вся цивилизация, по Моисею, это Божий голос. В Храме Моисея нет священников, потому что пути человека — это пути прямого и непосредственного обращения к Богу. Слово «тшува» имеет два различных значения – раскаяние (современное) и возвращение (первоначальное). Рав Кук настаивает на первоначальном значении слова как возвращении к Богу, так как человек в какое-то время от Бога отвернулся. Именно этим озабочен Моисей, грехи человека его особенно не беспокоят. Однако, с точки зрения Аарона, именно грехи следует искупать людям, для этого есть Храм, а в нем священники, соответственно одетые, плюс воскурения, плюс жертвоприношения — через священников люди обращаются к Богу. Теперь – о строительстве Храма, нужен ли он нам вообще и зачем? Заповедь построения Храма – это заповедь не зависящая ни от чего бренного. Полонский выступает за восстановление Храма, однако, он за Храм Моисея, не за Храм Аарона. Кто же его построит? Евреи? Тогда они должны взять лопаты и начинать расчищать строительную площадку. Еврейские миллиардеры? Они есть. Тогда они должны перечислить деньги для найма рабочей силы. Мы знаем, что Соломон в свое время нанял финикийских архитекторов и строителей, а материалы для Храма везли со всего обозримого Соломону мира. Или Машиах? Прежде всего – Храм должен быть построен от имени всего еврейского народа. Еврейское государство – Государство Израиль, по мнению Полонского, должно вполне определенно начать выражать волю своего народа. Следует признать, что религиозные сионисты, сами, были не в состоянии создать государство. Именно над этим, над практической работой по созданию государства, и работали нерелигиозные евреи. Теперь пора перейти к следующему этапу строительства государства и, возможно, Храма. Рав Кук дал следующую схему перехода от одного этапа к другому: от Моше бен Йосефа (Саула) к Моше бен Йегуде(Давиду), от Моше бен Йегуды(Давида) к Моше бен Давиду (Соломону). Саул Храм не строит, он ему не нужен, Давид хочет построить Храм, но не может. Может построить Храм лишь Соломон. Развитие государства Израиль, в том числе через поселенческое движение – это путь к строительству Храма. Сейчас Израиль находится на стадии перехода от Саула к Давиду. После создания Государства Израиль и его развития на протяжении определенного периода стала острее ощущаться необходимость строительства Храма. Зачем? Для фиксации, обоснования и показа цели своего существования. В Государстве Израиль ощущается определенный кризис. Мы видим это по сообщениям из Эрец Исраэль и откликам в мире. Нас, евреев, во многом перестали понимать и наши враги (из-за нашей мягкотелости, неопределенности, «левизны», я бы сказал, Е.Л.), но самое главное, нас иногда не понимают и наши друзья. Для преодоления этого кризиса необходима постановка новых, современных и насущных целей и задач. Именно сейчас пришло время сказать, что еврейское государство нужно всему миру для несения, передачи Божьего света, а Храм, после его отстройки, станет инструментом распространения этого света.

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.