Арье Барац: Границы здравомыслия («Корах»)

 273 total views (from 2022/01/01),  2 views today

«Ропот» против Аарона был вызван тем, что полагающийся на здравый смысл Корах не верил в истинность откровения… При всей несомненной ценности «здравомыслия», его категорически не рекомендуется превращать в религию. Знамение Кораха, уроки Кораха следовало бы ввести в программу средней школы.

Границы здравомыслия

(«Корах»)

Арье Барац

Арье БарацЯвившись на суд небес, Корах и его сообщники ясно показали, что они доверяют здравому смыслу, как самому Богу, и поплатились за это.

Пути священства

Недельная глава «Корах» начинается словами:

«И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Реувена, И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним? И услышал Моше, и пал на лицо свое, И сказал Кораху и всем сообщникам его, говоря: завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят, того да приблизит к Себе; и кого изберет, того и приблизит к Себе. Вот что сделайте: возьмите себе совки, Корах и все сообщники его, И положите в них огонь, и кладите на них курения пред Господом завтра; и будет: человек, которого изберет Господь, тот свят. Полно вам, сыны Леви! И сказал Моше Кораху: слушайте же, сыны Леви, Мало ли вам, что выделил вас Бог Израиля из общины Израиля, приблизив вас к Себе, чтобы отправлять службы при скинии Господней и чтобы стоять пред общиной, для того, чтобы служить за них, И приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви, с тобою, а вы доискиваетесь еще и священства. Поэтому ты и все сообщники твои собрались против Господа. А Аарон же тут при чем, что вы ропщете на него?» (16:1-11)

В чем состояла претензия Кораха? С одной стороны он напомнил о всеобщей святости, о словах Всевышнего предназначенных всему Израилю:

«… вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Шмот 19:5-6).

Но с другой, не возражая против избрания колена Леви (к которому сам принадлежал), он выступил против возвышения Аарона, против превращения его семейства в особый священнический клан.

Раши вкладывает в уста Кораха следующие слова:

«Даже если ты, Моше, присвоил себе царскую власть, тебе не следовало возлагать священнослужение на своего брата».

Вспомним, как эволюционировала в ту пору священническая миссия.

Утверждение «вся община, все святы, и среди них Господь!» — в момент исхода являлось аксиомой. При выходе из Египта все сыны Израиля выступали в качестве священников:

«Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в вечерние сумерки» (Шмот 12:6).

Существует мнение, что некоторые семьи объединялись в группы, в которых лишь кто-то один закалывал несколько агнцев, но в любом случае, бесспорно, что священнодействовать в тот момент был вправе каждый еврейский первенец.

Более того, на горе Синай при даровании Торы жертвы приносились именно первенцами сынов Израиля, а не Аароном и его сыновьями:

«И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Израиля. И послал юношей (из) сынов Израилевых, и вознесли они всесожжения, и зарезали мирные жертвы Господу — тельцов. И взял Моше половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник» (Шмот 24:2-6).

Однако после совершенного вскоре греха золотого тельца Всевышний вроде бы передал священство всего Израиля колену Леви, не участвовавшему в сомнительном культе.

«И Господь говорил Моше так: … И выделишь ты Левитов из среды сынов Израиля, и станут Левиты Моими. После сего войдут Левиты служить при шатре соборном, когда ты очистишь их и вознесешь их возношением. Ибо вполне отданы они Мне из среды сынов Израиля вместо первоплодия всякой материнской утробы, (вместо) первенца всякого из сынов Израиля взял Я их Себе. Ибо Мой — всякий первенец у сынов Израиля, от человека до скота. В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе. И взял Я Левитов взамен всех первенцев у сынов Израиля. И отдал Я Левитов из среды сынов Израиля, отданы они Аарону и сынам его для исполнения службы за сынов Израиля при шатре соборном и для искупления сынов Израиля; дабы не было среди сынов Израиля мора при приближении сынов Израиля к святилищу». (Бемид 8:6-19)

Итак, мы видим, что в целом принимая перенос священства первенцев на Левитов, Корах вместе с тем возражал против того, чтобы собственно священническая миссия отошла при этом Аарону и его сынам, а прочие Левиты лишь прислуживали им. То есть в возвышение Аарона Корах видел не Божественную волю, а коррупцию.

Хорошие вопросы

«А Аарон же тут при чем, что вы ропщете на него?» — недоумевает Моше. Получив распоряжение назначить Аарона священником от самого Бога, Моше естественно было испытывать подобное изумление. Однако со стороны оно возбуждало ряд непростых вопросов: почему только семейство Аарона стало собственно священническим? Если это никак не была связано с переносом соответствующих полномочий первенцев Израиля, то какая тому могла быть причина? А если связано, то почему этот перенос распространяется не на всех потомков Леви, а лишь на одно семейство из этого колена? И, наконец, если уж такой перенос делается, то почему выбор падает как раз на того сына Леви, который в поклонении золотому тельцу активно участвовал («И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. И взял он из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого» Шмот 32:3-4).

Считается, что намерения Аарона были чисты, считается, что своими действиями он хотел протянуть время до появления Моше. Но Корах, равно как и случайный читатель Торы, не могут знать его истинных намерений. Более того, сам Моше вроде бы понимал, что поступок Аарона чести ему не делает. Так незадолго до вхождения народа в Эрец Исраэль Моше вспомнит:

«И повергся я пред Господом: сорок дней и сорок ночей хлеба не евши и воды не пивши, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа, чтобы разгневать Его. Ибо страшился я гнева и ярости, которыми прогневался Господь на вас, (задумав) истребить вас. И послушал меня Господь и на этот раз. И на Аарона весьма прогневался Господь, (намереваясь) погубить его; но я молился и за Аарона в то время» (Дварим 9:18).

«Ропот» против Аарона был, таким образом, вызван тем, что полагающийся на здравый смысл Корах не верил в истинность связанного с ним откровения, то есть счел, что Моше в этом вопросе явно превышает свои полномочия. Сколько бы мы не приписывали бунт, устроенный Корахом, его интересам и его недобросовестности, за этим бунтом стояла все же реальная коллизия веры.

Приведенные выше вопросы серьезны, и традиция дает на них свои ответы (для рассмотрения которых в рамках этой статьи, впрочем, нет ни места, ни дидактической выгоды). Проблема Кораха, таким образом, заключалась даже не в том, что он недостаточно доверял Моше, а в том, что он слишком доверял здравому смыслу. Выделению из колена Левитов отдельного священнического семейства он до такой степени не находил никакого основания, что принял вызов Моше:

«… павшего на лицо свое, и… сказавшего: завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят…»

Явившись на другой день на суд небес, Корах и его сообщники ясно показали, что они доверяют здравому смыслу, как самому Богу, и поплатились за это:

«И разверзла земля уста свои, и поглотила их с Корахом, когда умерло это сборище, когда пожрал огонь двести пятьдесят человек, и стали они знамением» (26:10).

При всей несомненной ценности «здравомыслия», его категорически не рекомендуется превращать в религию. Знамение Кораха, уроки Кораха следовало бы ввести в общеобразовательную программу средней школы.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Арье Барац: Границы здравомыслия («Корах»)

  1. По-моему грех Кораха был другой: он «включал» здравый смысл только когда это было ему выгодно. Он слишком многое игнорировал и поэтому он вообще не имел шанса убедится, стоит ли доверять Моше или нет. Зато когда появился повод для разборки с Моше — Корах включил на полную мощь свой здравый смысл, основанный на игноре многих фактов и выводов в прошлом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *