Кинорецепт от Бориса Бермана. Ещё три фильма

Loading

И Брана, и Туччи, и сценарист Лоринг Мэндел, и фильм в целом получили немало наград. Но дело не в наградах, и не из-за них стоит посмотреть «Заговор». Фильм даёт возможность заглянуть в ту бездну, которая, по выражению Ханны Арендт, зовётся «банальностью зла».

Кинорецепт от Бориса Бермана

Ещё три фильма

Борис Берман

Продолжение. Начало

Люди моего поколения слышали, конечно, про Марселя Марсо: выдающийся мим с лицом, покрытым плотным слоем белого грима… Он не раз приезжал в СССР, и это про него есть строчка у Высоцкого: «… и сам Марсель Марсо ей что-то говорил»… Но я никогда не знал, что он, Марсель Манжеле (Марсо — это псевдоним) родился в еврейской семье и, будучи совсем молодым, участвовал в движении Сопротивления, спас от нацистов сотни еврейских детей. За это Франция удостоила Марсо Ордена Почетного Легиона.

Обо всем этом я узнал, найдя в Сети фильм 2020 года «Сопротивление» (“Resistance”), поставленный не известным мне Хонанталем Якубовичем. Фильм, прямо скажем, простой, без изысков. Но играющий Марселя Марсо Джесси Айзенберг, несомненно, придаёт картине художественный объём. Там у героя Айзенберга есть немало очень хороших, волнующих сцен; например, с нацистом Клаусом Барбье («лионского мясника» играет Маттиас Швайгхефер)…

Если вы забыли, напомню: Айзенберг играл у Вуди Аллена в «Светской жизни» и именно он сыграл Марка Цукерберга в «Социальной сети» Дэвида Финчера…

Словом, фильм «Сопротивление» — находка случайная, но, на мой взгляд, интересная.

* * *

Посмотрел картину «Закон о детях» (“The Children Act”, Великобритания/США, 2017 г.).

Как же я люблю такое кино. Кино, где сюжет движется не словами, а поступками. Кино, где в паузах герои думают и чувствуют.

Героиня Эммы Томпсон — судья Высокого суда Англии Фиона Мэй. Она специализируется на делах, призванных обеспечить права несовершеннолетних зачастую даже вопреки воле родителей. Одно из таких дел связано с 17-летним Адамом Генри, он болен лейкемией, ему требуется переливание крови, но родители, входящие в секту свидетелей Иеговы, против…

Однако сюжет не столько в том, как Фиона приходит к решению в данном конкретном деле, сколько в том, что происходит потом — и с самой Фионой, и с ее мужем (его играет Стэнли Туччи), и с Адамом…

Отстаивая в суде правду и, если угодно, добро, действуя при этом с отвагой и страстью, за стенами суда Фиона лишает себя возможности выйти из тех рамок, в которые она загнана своим высоким статусом… Пересказывать содержание не имеет смысла, это надо видеть. Эмма Томпсон — актриса виртуозного мастерства, ее дуэт с Финном Уайтхедом (он играет Адама) выше всяких похвал (молодой Уайтхед очень хороший актёр, он играл в «Дюнкерке» Кристофера Нолана).

Фильм поставил Ричард Эйр по сценарию Иэна МакЮэна.

И прекрасная музыка Стивена Уорбека (в его активе Оскар за «Влюблённого Шекспира»).

… Хоть я и циник, и в кино это мне мешает: я часто вижу, КАК это сделано, но «Закон о детях» сломал мой цинизм. Я не видел «швов» — я видел чувство. И, признаюсь, не стеснялся слез.

Мы привыкли считать, что жизнь — жестока. Конечно. Но чаще всего мы жестоки сами.

Вот про это «Закон о детях».

Но, разумеется, не только про это. В фильме много поводов, чтобы заглянуть внутрь себя.

* * *

Не знаю, как вы, а я впервые посмотрел фильм «Заговор» (“Conspiracy”, 2001 г., США/Великобритания). Это кинематографическая реконструкция состоявшейся 20 января 1942 г. Ванзейской конференции, в ходе которой был принят план «окончательного решения еврейского вопроса».

Фильм производит ошеломляющее впечатление.

15 актеров — это 15 руководителей (или представителей) различных ведомств нацистской Германии. В течение полутора часов (а конференция на вилле «Марлир» длилась, говорят, именно полтора часа) идёт выяснение деталей, как, собственно, реализовать «окончательное решение еврейского вопроса». В чем плюсы и минусы стерилизации, какова мощность газовых камер и что стоит за термином «эвакуация»: слово «уничтожение» эти господа предпочитают не произносить…

За окнами падает январский снег, официанты ставят закуски на белоснежные скатерти — и идёт непрерывный разговор о способах умерщвления миллионов людей…

Дьявольский спектакль, дьявольская безнаказанность зла.

Но при этом внешне бесстрастная, лишенная гротеска режиссура Фрэнка Пирсона. И такая «бесстрастность» создаёт ощущение почти документальной достоверности.

15 артистов — каждый со своей краской — создали потрясающий ансамбль. И в нем два безусловных солиста: Кеннет Брана в роли Гейдриха и Стэнли Туччи в роли Эйхмана.

И Брана, и Туччи, и сценарист Лоринг Мэндел, и фильм в целом получили немало наград. Но дело не в наградах этих, и не из-за них стоит посмотреть «Заговор», нет.

Фильм даёт возможность заглянуть в ту бездну, которая, по выражению Ханны Арендт, зовётся «банальностью зла».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.