И. П. Зюссмильх: Божественный порядок

Loading

 ‎Да будет мне позволено представить этой картинкой прекраснейший Порядок в изменениях рода человеческого. Мудрейший Создатель и Правитель мира разрешает многочисленной рати рода человеческого появиться зачатием из своего небытия и притом стольким, скольких Он определил к жизни. Вечный позволяет нам как бы проходить перед своим лицом до тех пор, пока каждый из нас не дойдет до положенного ему срока и снова не удалится с плаца. Вступление, прохождение перед лицом Командующего и уход, — всё происходит с Порядком, достойным удивления.

Божественный порядок

[Первая публикация] И. П. Зюссмильх

(неоднократно переиздавался, русского перевода нет)

Перевод отрывка О. Б. Шейнина

Армейский полк на марше и Божественный Порядок

 Для пояснения этого Порядка и приданных ему свойств может послужить марш армейского полка. Когда на таком марше не допускается ничего неопределенного; когда солдаты и шеренги следуют одним и тем же образом друг за другом по росту, обмундированию, вооружению и прочему; когда колонны однообразно отделены одна от другой; когда промежутки между шеренгами и между колоннами [сохраняются неизменными, а] полк марширует с неизменной скоростью и т. д., — то здесь виден не только порядок, здесь тем самым прославляется хороший, и даже величайший, совершеннейший и прекраснейший Порядок.

 Да будет мне позволено представить этой картинкой прекраснейший Порядок в изменениях рода человеческого. Мудрейший Создатель и Правитель мира разрешает многочисленной рати рода человеческого появиться зачатием из своего небытия и притом стольким, скольких Он определил к жизни. Вечный позволяет нам как бы проходить перед своим лицом до тех пор, пока каждый из нас не дойдет до положенного ему срока и снова не удалится с плаца. Вступление, прохождение перед лицом Командующего и уход, — всё происходит с Порядком, достойным удивления.

 Наш приход в край живущих происходит постепенно, без толкотни и в определенных числах, которые Повелитель живущих, равно как и вновь уходящих, непрестанно удерживает в закономерных отношениях.

Незадолго до появления в краю живущих некоторые [из нас] как будто отсеиваются; это мертворождённые. Но и этот отсев происходит в определенных пропорциях и особенно достойны внимания при этом выходе из небытия два обстоятельства. Каждый раз на 20 девочек приходит 21 мальчик; а толпа выходящих на свет несколько многолюднее, чем та, которая вновь превращается в прах. И поэтому рать рода человеческого неизменно несколько возрастает, однако в постоянной пропорции.

 И если теперь рассматривать многочисленную рать людей как бы на марше, то можно представить их себе разбитыми на различные колонны. Живущие на каждом году человеческого возраста составляют свою колонну или подразделение. Можно также представить себе и более многочисленные колонны, каждая из которых включает 5 или даже 10 лет. В этом случае, однако, ни одна из колонн не будет столь велика как остальные, но каждая неизменно сохраняет свою верную пропорцию относительно всего войска и может быть, поэтому определена. Затем, все они имеют друг относительно друга постоянные закономерные отношения. К примеру, если всю рать составляют 1000 миллионов одновременно живущих, то первая колонна это дети, от рождения до пятилетнего возраста, и их несколько более 108 миллионов, от пяти до десяти лет — 65 миллионов, от десяти до пятнадцати — 62, от пятнадцати до двадцати лет — 60 миллионов и т. д.*. Если же общее количество живущих меньше или больше указанного числа, то разделенные толпы неизменно остаются в тех же пропорциях.

Итак, детский возраст составляет наиболее многочисленную колонну.

Следующие за ней оказываются всё более короткими, однако все они упорядочены и пропорциональны. Каждой колонне присущи свои особые потери. Более всех они в раннем детстве, но, как и во всех последующих колоннах, они закономерны. На первом году жизни умирает один из трех — четырех, на третьем — один из 25, на седьмом — из 56, на десятом — из 100, на двенадцатом и тринадцатом — один примерно из 132 и т. д. В детстве эти потери несколько выше у мальчиков, чем у девочек и представляется, что они несколько превышают избыток, так что к 15-му и к 20-му годам возникает полное равенство и каждый пол может найти себе брачную пару. И это тот возраст, когда люди в свои дальнейшие годы должны вместе с тем перенять и работы, благодаря чему они обеспечат благополучие и себе, и другим, и, кроме того, предпримут те усилия, при помощи которых может быть исполнен промысл Создателя, а именно заселение Земли и восполнение потерь. При этом, поскольку люди завершают вид творения, здесь выказывается удивительное провидение божественной мудрости. Посредством определенного, заложенного в природе сильного стремления, трудности должны быть преодолены, чему в противном случае могла бы послужить препятствием излишняя предусмотрительность.

 Руководствоваться разумом и добродетелью следует так, чтобы люди на своем пути не сталкивались, и во вред себе не сокращалось бы их число. Здесь снова проявляется существенный Порядок. Среди тех, кто отодвинулся до двадцатых и тридцатых годов, ежегодно оказываются пропорциональные числа женящихся, и в этом состоит причина того, что в течение нескольких лет общие количества приходящих из тьмы к свету жизни полностью совпадают, что должно казаться почти невозможным при 100 000 рождающихся в год. И эти армии родившихся, как уже представилось, таковы, что они не только чаще всего равночисленны, но сохраняют свое верное соотношение с умирающими. Коль скоро 10 закончат свой путь, 13 новых становятся в строй. Таким образом, уход восполняется, и каждый раз 3/10 остается для возрастания. И в течение всей этой работы рода человеческого его колонны движутся всё вперед, и каждый возраст неизменно доставляет мере смертности свой определенный процент. Но тут видна бóльшая, чем в первые 15 лет медлительность в изменениях жизненных сил. С первого года до 14 лет они возрастают, так что ежегодно умирает соответственно один из четырех и из 132, а затем сила убывает и в 20-летнем возрасте должен уйти один из 100. И уход ускоряется и потому весь дальнейший путь длится примерно 30 — 35 лет и немногие доводят свою жизнь дольше этого. Происходит пропорциональный и медленный уход. На 25-м году уходит один из 94, на 30-м — один из 89, на 35-м — из 70, на 40-м — из 55, на 45-м — из 50, на 50-м — из 39, на 55-м — из 30, на 60-м — из 25, на 65-м –из 18, на 70-м — из 13, на 75-м — из 10 и, наконец, на 80-м умирает один из восьми или семи. И так до того, пока не останется никому умирать, так что нельзя будет больше точно установить никакой пропорции.

 Надеемся, что это образное представление не только пояснит Порядок, но и укажет большинство главных тем нашего рассуждения, которые подобным и равным образом установлены и которые дали нам возможность убедиться в великом, совершеннейшем и великолепнейшем Порядке, который мудрейший Творец определил в наших рождениях, длительности жизни и смерти.

Примечание:

*Эти правила и пропорции будут более точно определены ниже, в главе о возрастах умирающих. Цифры, здесь вскользь упомянутые, основаны на бюллетене умирающих в городах, который я в 1756 г. приложил к напечатанному посланию, отправленному г-ну фон Юсти.

 Но где сельские местности, где эпидемии и войны? О. Ш.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.