Яков Сосновский
ЕВРЕИ ДУБРОВНИКА
В середине августа 2011 г. я был на отдыхе с семьей младшего сына (четверо внуков – от 3 до 9 лет) в пригороде Шушань небольшого курортного города Бар, в Черногории (которая в 2006 г. вышла из союза с Сербией и стала самостоятельной республикой). По населению (620 тыс. чел.) и территории это одно из шести самых малых государств Европы.
14 августа вместе с группой русскоязычных туристов я был в однодневной автобусной экскурсии в старинном Дубровнике, в соседней республике Хорватия.
Опускаю описание красот Адриатики по ходу нашей поездки.
Знатоки говорят, что нужно хотя бы три дня для осмотра всех достопримечательностей этого живого памятника истории и культуры, о котором Бернард Шоу сказал: «Если Вы хотите увидеть рай на Земле, поезжайте в Дубровник!». У нас было лишь несколько часов чистого времени, и я в первую очередь решил ознакомиться с еврейскими местами города.
По указанию гида я отстал от экскурсии и свернул влево от широкой Плаца (Страдун) влево на узкую улицу Жудивску, где в доме №3 размещается одна из старейших в Европе (вторая после пражской) еврейская синагога..
Известно, что уже в 14-15 вв. в Дубровнике были евреи из Италии,Франции, Каталонии и Албании. После изгнания из Испании в 1492 г. многие семьи испанских евреев по пути в Оттоманскую империю решили поселиться в Дубровнике.
В это время Дубровник был известен как свободный, сильный морской город-государство Регуза, центр торговых связей западных стран с балканскими и с Оттоманской империей. Евреи нашли свою нишу в жизни города и со временем стали оказывать все более заметное влияние на развитие его экономики и культуры. Еврейские купцы ввозили кожу, воск, шерсть, мед с Востока, ткани с Запада. Они заняли важный сектор хозяйства, одними из первых занявшись страхованием морских перевозок.
В истории сохранились имена знаменитых евреев: хирург Авраам, врач Шмуэль Аватар, врач и автор книг по медицине Аматос Луситнос. Евреи были известны как хорошие переводчики, писатели, поэты. Дидек Пир, выходец из Португалии, посвятил городу много песен на латыни. Соломон Оф и Аарон Коэн писали на иврите. Среди влиятельных евреев особо выделялась Дона Грациа Мендез алиас Беатриче де Луна, одна из самых богатых и влиятельных женщин Средиземноморья в 16 в. Было много евреев представителей города заграницей, так члены семьи Кодото были консулами в Албании, Авраам Босра — в Алжире.
В 1596 г. власти города решили предоставить выросшей еврейской общине место для проживания. Был основан еврейский квартал (гетто). Вначале он состоял из четырех жилых зданий и шести складов, за которые евреи выплачивали аренду. Ворота гетто на ночь закрывались. Наряду с Большим Онуфриевским фонтаном, был построен и Еврейский фонтан для снабжения водой евреев.
На втором этаже одного из домов проводили совместные молитвы. В 1652 г. его превратили в синагогу. Она была создана в стиле итальянского барокко, имела три арки. Под центральной аркой была бима. В восточной стене расположен арон кодеш (ковчег Торы), а вокруг него – деревянные колонны в стиле барокко. С юга и севера были расположены перегородки женского отделения. В 19 в. на северной стороне была построена галерея. В таком виде синагога сохранилась до наших дней (фото).
В 19 веке при австрийском господстве в город прибывали евреи-ашкеназы из Центральной Европы. C тех пор и по настоящее время молитвы проводятся по сефардской и ашкеназской версиям.
В 1652 г. евреи приобрели участок земли за стенами города для целей погребения, а в 19 в. еще дополнительные участки, чтобы перенести старое кладбище; оно существует и сейчас.
Несмотря на широкое участие евреев в хозяйственной и культурной жизни, им пришлось испытать проявления бесправия и преследований. В 1502 г. после судебного процесса 40 евреев были казнены. Преследования продолжались с 1515 по 1571 гг. В 1622 г. состоялся особенно крупный процесс, и большинство евреев были вынуждены покинуть Дубровник.
В начале 18 в. французская революция положила начало возрождению республики Дубровник и .улучшению отношения к евреям, которые получили полное равенство в гражданских правах.
С началом второй мировой войны в городе были введены антиеврейские законы. Осенью 1941 г. в районе установилась власть итальянских фашистов. В 1942 г. начались ссылки евреев в концлагеря. В 1943 г. в концлагере Эй Раав находилось 3600 евреев Дубровника и других городов. 24 еврея Дубровника участвовали в восстании против немцев, 6 из них погибли в боях, 27 стали жертвами Шоа. Их имена значатся на доске памяти в еврейском музее.
Во время артобстрелов в 1991 г. была повреждена крыша синагоги, восстановлена лишь в 1997 г.
В 2003 г. при содействии еврейской общины был (в том же помещении) открыт еврейский музей, первый в Хорватии.
В музее (см.снимок) три раздела.
Первый посвящен 600-летней истории общины и включает архивные экспонаты.
Второй – о религиозной жизни. Здесь выставлены списки Торы 13-17 вв. из Испании, Франции и Италии, в золотых окладах, а также накидки, вышитые золотом, занавески 17 века из Венеции, кетер тора из серебра и меди, меноры 17 века и многие другие сокровища, хорошо сохранившиеся благодаря членам еврейской общины..
Третий — памяти жертв Шоа –– антиеврейские законы, другие документы о тех ужасных временах.
В тот день в скромном помещении синагоги-музея было несколько экскурсантов, я встретился и коротко переговорил с семейной парой из киббуца возле Модиина. В книге записей прочел многочисленные отклики иностранных посетителей, главным образом, на иврите и английском.
Еврейская община сегодня насчитывает 45 членов и продолжает активно работать ради лучшего будущего евреев не только Дубровника, но всей Хорватии.
Кстати, когда в Черногории я заговорил с пожилым таксистом-черногорцем, бывшим офицером, о евреях, он ответил, что не встречал их в этих краях.
В лавке еврейских сувениров в том же здании для своего старшего внука, ешиботника, я приобрел фарфоровый колокольчик с еврейской символикой (фото)
В оставшееся время удалось бегло осмотреть главные достопримечательности Дубровника. Накануне, 13 августа в рамках традиционного музыкального фестиваля в здании Городского совета (театральный и концертный зал) выступал российский скрипач Вадим Репин. Мне удалось также заснять фрагмент карнавала на старинном корабле (см. фото). У одного из многочисленных художников приобрел рисунок с видом города с моря.
Поскольку в синагоге и музее не разрешалось фотографировать, я представляю соответствующие фото и сведения из буклета на иврите, составленного профессором Йованной Бордилу, а некоторые дополнительные данные – из Википедии.
Возможно, еще придется побывать в этом замечательном месте, в истории которого евреи оставили свой заметный след…
Хадера