Геннадий Разумов: Израиль и диаспора

Loading

Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР. Это они, так же, как когда-то еврейские эмигранты в США, обеспечили успех новой для них страны проживания.
А среди представителей новых поколений евреев, родившихся уже в Израиле, что-то я пока не вижу новых Ландау, Оппенгеймеров, Ботвинников, Гершвиных, Ойстрахов, Эренбургов.

ИЗРАИЛЬ и ДИАСПОРА

Геннадий Разумов

Эта мысль давно жила беспокойной мышкой у меня в голове, то скрываясь в своей норке, то вылезая и скребясь, скребясь. Но я знал, если обращу ее в мышку компьютерную, то меня захлестнет волна возражений, возмущений, брани. Надо мне это?

Однако теперь, глядя на потемневший от мрачных новостей компьютерный монитор и напрягая катарактные глаза на почерневших страницах газет, я думаю — пора сказать. При этом подозреваю, что далеко не только у меня появляется эта грустная догадка, когда они видят, что творится на нашей исторической родине.

Разве может не беспокоить пагубный раздрай, царящий в общественной жизни Израиля? Разве может не огорчать ожесточенная борьба за власть разных противостоящих друг другу партий и их вождей? При этом левые, прикрываясь лукавой заботой о сохранении демократии, рвутся к министерским постам с прямоточными лозунгами типа «Только не Биби». С другой стороны правые, цепляясь за ультра-ортодоксов, ни о чем не желающих слышать, кроме защиты субботы, кашрута, отказа служить в армии и т.д., готовы кого угодно брать в коалицию, лишь бы войти в правительство (поскольку я на их стороне, скажу — а что им остается еще делать?).

Все это уже набило оскомину, и, к сожалению, стало израильской банальностью. Однако недавние уличные беспорядки с сомнительными лозунгами выходят за всякие рамки и не могут не вызвать возмущение у постороннего, но озабоченного судьбой Израиля, наблюдателя. Я он и есть, а потому решаюсь на тот шаг, который раньше нога вместе с рукой делать отказывалась.

Начну издалека, а точнее, с 722 г. до н.э., когда сын царя Соломона Рехавам переругался с вождями остальных еврейских племен, и созданное его великим отцом государство распалось на две части. Вслед за этим северное Израильское царство было захвачено воинственным ассирийским царём Саргоном II, и десять из двенадцати «колен израилевых» навсегда исчезли в пыли веков. А позже (597 — 539 гг. до н.э.) уже вавилонский царь Навуходоносор II и из южной Иудеи изгнал большую часть еврейского населения.

Следующее поначалу крепкое иудейское государство Хасмонеев (167— 63 гг. до н.э.) тоже потеряло самостоятельность и попало под власть Рима, главным образом, из-за внутренних распрей, борьбы за власть, междоусобных войн, ожесточенной вражды, названной позже «синат хинам» («беспричинная ненависть»).

 Последнее перед нынешним еврейское государство пало в результате так называемой Иудейской войны (66–71 гг.), подробно описанной римско-еврейским писателем Иосифом Флавием. В качестве удачливого иудейского военачальника он вначале успешно возглавлял восстание евреев против римлян в Галилее.

 По его свидетельству поражение евреев произошло не столько благодаря военным победам римлян, сколько из-за соперничества самих евреев, разбившихся на разные враждебные партии. Зелоты, сикарии, идумеяне, сторонники то Гиоры, то Гискалы или Элиазара ожесточенно сражались друг с другом, что и привело к падению Иерусалима, разрушению храма и концу еврейской государственности, отсутствовавшей почти две тысячи лет.

Как видим, ни одно из прежних еврейских государств не насладилось судьбой «тысячелетнего рейха». В противоположность им, еврейство Рассеяния долгими веками сохраняло свою идентичность, и намного больше преуспевало, чем их соплеменники на исторической родине.

Это было отмечено уже в связи с одной из первых волн эмиграционного проживания евреев в других странах. Когда при персидском Кире Великом около 40 тысяч потомков того Вавилонского пленения вернулись на родину, они были удивлены насколько их соплеменники в Иудее отстали от них в развитии. Даже Иерусалимский храм не удосужились восстановить.

Другой пример из античной истории дает расцвет еврейской общины египетской Александрии I-го века н.э. Благодаря ей этот город ко времени римского владычества стал важным торгово-экономическим центром средиземноморской Ойкумены. Большое влияние оказали тогда евреи и на сферу культуры, в том числе, как представители знаменитой философско-теологической Александрийской школы.

В более поздней истории (1492 г.) изгнанные из королевской Испании по Альгамбрскому декрету евреи поселились в Голландских провинциях, где быстро достигли больших успехов, заняв ведущие позиции в нидерландской торговле и финансах. В то же время оставшиеся на Пиренеях евреи-мораны так и застряли в застойном состоянии без каких-либо заметных достижений и развития.

 Что же говорить и об одном из самых знаменательных событий в истории человечества — удивительном феномене восточно-европейского еврейства. Ведь именно ашкеназы ХХ-го века позволили цивилизации сделать небывалый рывок в своем развитии. Это их выдающиеся представители своими открытиями окрылили прогресс мировой науки, техники, культуры. Это они обеспечили его десятками тысяч ученых, инженеров, бизнесменов, писателей, композиторов.

Споткнувшись об эти, возможно, немного спорные откровения, мои многочисленные друзья, родственники, коллеги, особенно израильтяне, покрутят пальцем у виска. Свихнулся он что ли, для чего, почему подчеркивает долговечность евреев диаспоры и умаляет достижения самостоятельных государств в еврейской истории?

Ответ известен, он лежит на поверхности. На поверхности тех стран, где веками, находясь во враждебном окружении, евреям приходилось выживать. И чем сильнее их преследовали, прессовали, принижали, тем умнее, талантливее, ловчее они становились. Взять, хотя бы, страшные годы советского тоталитаризма, когда русское еврейство наперекор всему генерировало выдающихся ученых, музыкантов, шахматистов, писателей.

Но хватит ворочать одеревеневшие пласты прошлого, одернут меня оппоненты, хватит параллелить старую архаику с вековой еврейской историей. Важнее обратить внимание на сегодняшний день, явствующий, как неотвратимо тает, исчезает еврейство диаспоры. Например, русское (американское,…), тонущее в топком болоте ассимиляции. Ведь в наших детях и, тем более, внуках, остается в лучшем случае 1/2 еврейской крови, у правнуков — 1/4, а дальше — 1/8,…, до полного обнуления.

Этой печальной арифметике я осмелюсь вновь (уж, извините) противопоставить еврейскую историю диаспоры, показывающую, что наш народ действительно периодически терял то одну, то другую свою часть (те же александрийскую, испанскую, …, персидскую, германскую и др.). Но это не мешало ему оставаться цельным, единым, позволяло возникать новым еврейским общностям, еще более здоровым и жизнеустойчивым. Кстати, то же происходит в природе, вспомним, как деревья, теряющие отдельные ветки, обновляются и дают жизнь другим ветвям.

Другие мои противники возразят и по поводу проблем нашей исторической родины. Разве Израиль, с гордостью заметят они, сегодня не одна из самых передовых стран, достигшая необычайных успехов в экономике, сельском хозяйстве, науке, технологии, медицине, военном деле? Разве она не служит ярким свидетельством более продвинутого по сравнению с диаспорой развития современного еврейства?

Нет и нет. Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР. Это они, так же, как когда-то еврейские эмигранты в США, обеспечили успех новой для них страны проживания.

А среди представителей новых поколений евреев, родившихся уже в Израиле, что-то я пока не вижу новых Ландау, Оппенгеймеров, Ботвинников, Гершвиных, Ойстрахов, Эренбургов.

Может быть, я ошибаюсь? Дай, Бог, чтобы я ошибался.

Лос Анджелес

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Геннадий Разумов: Израиль и диаспора

  1. В отличии от других, судящих издали происходящее в Израиле, автор допускает, что он может ошибиться.
    И в этом, пожалуй единственным, он прав.
    Вся идеология сионизма, а главное — вся его практика, была направлена на то, чтобы «перевернуть пирамиду» — изменить сложившуюся в странах рассеяния искаженную социальную структуру, пирамиду, у которой «верхушка» — коммерсанты, финансисты, представители свободных профессий, чрезвычайно велика, а «основание» — земледельцы и рабочие, почти отсутствует, вот было целью.
    И на основании чего автор пришёл к заключению, что «Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР.»?
    Шмуэль Йосеф Агнон, Даниэль Канеман, Аврам Гершко и Аарон Чехановер, Роберт Ауман, Ада Йонат, Дан Шехтман, Арье Варшель и Майкл Левитт , они что, приехали «из бывшего СССР»?
    А великолепные наши писатели, покойные Оз, Шалев, Иохошуа, здравствующий Гроссман, они, что из бывшего СССР приехали?
    (Хотя возможно, что для кого-нибудь писатель Гроссман будет исключительно Василий.

  2. Цитата из статьи Г.Разумова:
    Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР…А среди представителей новых поколений евреев, родившихся уже в Израиле, что-то я пока не вижу новых Ландау, Оппенгеймеров, Ботвинников, Гершвиных, Ойстрахов, Эренбургов

    Безусловно, важные вопросы поднял уважаемый автор: Почему в нашем государстве, где евреи являются титульной нацией, нет таких ярких представителей, как в вышеприведенной цитате.
    И в самом деле: почему в стране исхода, где господствовала политика государственного антисемитизма, было столько выдающихся публичных личностей «еврейской национальности», что известный сатирик М. Жванецкий имел все основания, причём без тени иронии, сказать: «Вообще-то, нас евреев – мало, но куда не придёшь, нас везде – много..»
    И далее шло перечисление различных областей искусства и спорта, отраслей науки и техники, и т.д.
    Для начала мне хотелось бы привести некоторую статистику о нобелевских лауреатах. У меня нет под рукой более свежих данных, чем за 2018год, но и они вполне красноречивые.
    По данным на 2018 год Нобелевскими лауреатами за почти 120 лет существования этого института стали 892 человека. Из них 211 человек (около 23%) – являются евреями или людьми с еврейскими корнями, хотя евреи составляют менее 0,2% от населения Земли (1 еврей на 500 человек). Евреи являются второй по численности нацией (после США) по числу лауреатов Нобелевской премии.
    . Безусловно это говорит о многом: об одаренности, таланте, целеустремленности, об организаторских способностях евреев, да и ещё много о чем.
    Но здесь я считаю очень важным не переступить через некую красную лииию: ни в коем случае не декларировать тот самый патриотизм, о котором еще почти 200 лет назад, в 1827 году Пётр Андреевич Вяземский писал в своих «Письмах из Парижа», опубликованных в журнале «Московский телеграф»:
    . «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. У нас можно было бы его назвать квасным патриотизмом.»
    . И современная трактовка этого термина мало чем отличается от той, вяземской: безудержное восхваление всего своего, в т.ч. и национального…
    А отсюда всего два шага и до национализма, т.е. идеологии, в основе которой лежит идея национальной исключительности какого-либо народа. Вот это я отвергаю категорически, как и идею о том, что процветание страны зависит только от выдающихся способностей «тончайшего слоя» представителей научной и прочих элит, потому что это отдаёт той же мистикой, которую апологе- ты ультраортодоксов неоднократно демонстрировали, пытаясь доказать, что ум ультраортодокса, отточенный на изучении Торы в йешиве и колеле, способен решать самые сложные задачи в реальной жизни.
    Конечно же, без изучения базовых дисциплин, чем харедим, как правило, не занимаются, это так же невозможно, как невозможно добиться процветания государства стараниями только отдельных супергениев без наличия в качестве фундамента высокоразвитых технологических структур.
    Это мы и попытаемся доказать.
    Поэтому продолжим.
    . Но только ли одаренность и талант являются залогом успеха? Почему в этом списке фигурируют еврейские лауреаты, в основном, граждане США ( 127 из 211, т.е. более половины), и совсем немного-12 лауреатов- из Израиля при почти одинаковой численности еврейского населения: в Израиле около семи млн и в США — 5,7млн чел;
    А на оставшиеся, примерно, 4,0 млн евреев, живущих в других странах( около 2млн евреев из них проживает в семи высокоразвитых странах) приходится 72 нобелевских лауреата еврейской национальности
    Не говорит ли это о том, что настоящие таланты и одаренность успешнее всего раскрываются в условиях общества с высокоразвитой технологией, где положительные результаты исследований фундаментальной науки, проводимых, как правило, немногочисленными научными коллективами ( к примеру, в американских университетах),. в кратчайшие сроки, без проволочек, внедряются в производство, обретая технологическую плоть и кровь
    Привожу эти общеизвестные примеры с единственной целью: попытка доказать, что могущество государства зависит не только от выдающихся способностей «тончайшего слоя» представителей научной и прочих элит.
    Еще один пример буквально из практики сегодняшнего дня.
    Всему миру широко известны успехи израильского хайтэка.
    В Израиле возникла своя Силиконовая долина, протянувшаяся от Хайфы до Беэр-Шевы. На этом пространстве выросли целые города, улицы которых застроены корпусами научных и производственных фирм, где работают десятки тысяч специалистов. Израиль занимает второе место в мире (после США) по количеству высокотехнологичных компаний.
    Существует даже выражение: цифровые технологии и хай-тек — это израильский спорт . Одна из каждых двадцати начинающих фирм продает свои разработки за очень хорошие деньги. К сожалению, ключевое слово здесь — продает. Многие главы компаний после достижения определенного успеха предпочитают продать технологию или продукт заграницу. И это вызывает сожаление, потому что в этом и состоит известная слабость израильской высокотехнологичной индустрии: неумение, или даже отсутствие инициативы. в кратчайшие сроки, без проволочек, внедрять в производство, свои идеи и принципиальные разработки для воплощения их в технологическую плоть и кровь.
    По сути дела, израильский хайтек во многом выступает придатком крупных американских корпораций: это та самая ложка дёгтя в бочке меда.

    И еще один нюанс в этих сложных вопросах : об отношении государства к взращиванию талантов.
    Да, в условиях государственного антисемитизма в СССР «лицу еврейской национальности» для того, чтобы попасть в круг избранных, нужно было быть на голову выше своих коллег в данной отрасли знаний. Примером может служить команда Игоря Курчатова. По воспоминаниям академика Сахарова, один из высокопоставленных армейских кураторов, просматривая списки членов этой команлы, в которых было много еврейских фамилий, с досадой вздыхал: «Русачков бы нам побольше..» Но востребованные высшими государственными интересами эти евреи ковали щит Родины и были под защитой Государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Так было во всех других видах общественной деятельности: если еврей защищал честь страны на международных конкурсах по искусству, чемпионатах по спорту, научных встречах – он всегда ощущал за своей спиной поддержку своей страны.
    А в Израиле? Налицо безразличие и равнодушие по отношению к своим представителям на международной арене: ситуация доходит до конфуза – часто этим представителям приходится ездить на соревнования и даже покупать билеты за свой счёт. Не очень давно гроссмейстеру Гельфанду едва не пришлось решать вопрос о том, стоит ли ему принимать за победу в шахматном состязании денежное вознаграждение от ФИДЕ, потому что налоговые органы Израиля вознамерились обложить этот приз чудовищным налогом.
    Подведем итог
    Для того, чтобы, говоря несколько перефразированными словами М.В. Ломоносова из его « Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», написанной в очень далёком от нас 1747году, получить положительный ответ на поставленный автором статьи вопрос.

    « А.. .может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    .. Родная нам земля рождать?»

    необходимо, чтобы у Государства Израиль:
    1. появилось желание в кратчайшие сроки внедрять в производство свои идеи и принципиальные разработки для воплощения их в технологически завершённый продукт;
    2. изменило, наконец-то, наплевательское, безразличное отношение к своим талантам и помнило о том, что еще в 1965 году поэт Л.А. Озеров (наст. фамилия – Гольдберг) в своем стихотворении «К истории» утверждал:
    «…жизнь убеждает нас опять:
    Талантам надо помогать…»

  3. Вообще-то еврейскую диаспору правильнее называть «галут», а уж вынужденный ли, добровольный ли — «рояля» не играет 🙂

  4. Прекрасная статья, проникнутая любовью к еврейству, обоснованными опасениями (болью) за его историческое будущее. В полном соответствии её смысловому и эмоциональному содержанию и комментарии, особенно текст VladimirU.
    Да, стоят «дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах нашей родины» и нашего народа.
    Естественна тревожная реакция диаспоры на политический и общественный раздрай в Израиле.
    Но (без намёка на упрёк) тысячи и тысячи советских евреев, используя своё законное право на выбор, объезжали или покидали своё национальное государство, обогащая людскими ресурсами, инициативой, опытом и талантами другие страны и материки. Что ж теперь жалеть о доминировании в Израиле азиатской ментальности, образа жизни и предпочтений?
    Наш миллион преобразил неузнаваемо страну, но оказалось, что числом недотянули.
    Исторические примеры пугают, но их обязательное повторение судьбой не прописано. Совсем другие времена и другие обстоятельства.
    Еврейство сокращается (ассимиляция съедает его %% в крови поколений? Да, это так, но процесс не остановить ни законодательно, ни воспитанием, ни религиозным засилием. Что-то притормозить, возможно.
    А теперь — странное (преступное) откровение (отступничество) от еврейского националиста:
    евреев станет меньше, их заменят израильтяне (еврейского происхождения или иудейского вероисповедания).
    Восточноевропейское еврейство основало и построило национальный дом, в нём проросли корни разномастного еврейства, смешанные браки набирают обороты и в Израиле.
    Когда-то скажут историки: был такой древний народ евреи, его потомки называются израильтяне по имени своей страны, как американцы, китайцы, новозеландцы, кенийцы, французы…
    Национальная задача, по-моему, в сохранении еврейской демократической (порядок определений вопроса не решает) страны, а не мирового еврейства.
    (Примечание к вопросу о смешанных браках и исторических примерах: немецкие жёны спасли своих еврейских мужей от газовых камер, были, наверное, подобные явления и в других странах.)

    1. «…немецкие жёны спасли своих еврейских мужей от газовых камер, были, наверное, подобные явления и в других странах.»
      _________________________________________

      https://www.youtube.com/watch?v=tLTEBPEtgyo
      И когда отворились ворота…

  5. «Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР. Это они, так же, как когда-то еврейские эмигранты в США, обеспечили успех новой для них страны проживания»
    ————————————————
    Хорошая статья. И если уж на то пошло, то надо признать что вообще все достижения еврейского ишува в ХХ веке и государства Израиль с момента его образования связаны исключительно с активной деятельностью репатриантов из стран рассеяния. Почему? Да потому что на конец XIX века (точнее, на 1880г) в Палестине жили всего около 35000 евреев ( «Краткий путеводитель по Палестине для туристов евреев», достаточно удобно посмотреть тут — https://a.kras.cc/2015/09/1911.html )
    Относительно того, что «среди представителей новых поколений евреев, родившихся уже в Израиле, … новых Ландау, Оппенгеймеров, Ботвинников, Гершвиных, Ойстрахов, Эренбургов» пока не видать. Может ПОКА это и так. Но не стоит забывать что, во-первых,и «старые» эйнштейны, ландау, оппенгеймеры, ботвинники, гершвины, ойстрахи, эренбурги и другие гениальные евреи-ученые и деятели культуры (которые могли бы стать основателями и лидерами школ в сфере науки, технологии,медицины и искусств) не встали в очередь для репатриации в Израиль, а, во-вторых, постоянно воюющей стране всего 75 лет. К сожалению с тем, что Израиль «не служит ярким свидетельством более продвинутого по сравнению с диаспорой развития современного еврейства» нельзя не согласиться. И я, так же как автор, опасаюсь, что таким свидетельством Израиль и не станет. Уж во всяком случае до тех пор, пока изучение естественных наук и иностранных языков не станет обязательным во всех израильских школах.

  6. Автор: «…неотвратимо тает, исчезает еврейство диаспоры. Например, русское (американское,…), тонущее в топком болоте ассимиляции. Ведь в наших детях и, тем более, внуках, остается в лучшем случае 1/2 еврейской крови, у правнуков — 1/4, а дальше — 1/8,…, до полного обнуления.

    Этой печальной арифметике я осмелюсь вновь (уж, извините) противопоставить еврейскую историю диаспоры, показывающую, что наш народ действительно периодически терял то одну, то другую свою часть (те же александрийскую, испанскую, …, персидскую, германскую и др.). Но это не мешало ему оставаться цельным, единым, позволяло возникать новым еврейским общностям, еще более здоровым и жизнеустойчивым.»
    =============================================================
    Уважаемый Геннадий Разумов — антипод уважаемого Бориса Гулько. У Бориса еврейская диаспора обречена на ассимиляцию и исчезновение, тогда как на исторической родине еврейскому народу, ведомому духовными лидерами, гарантировано светлое будущее. Точка зрения достаточно распространенная и неплохо аргументированная, хотя и не бесспорная. У Геннадия неожиданно оптимистичный взгляд на возможное возрождение евреев Диаспоры.Смелая мысль, но, увы, не подкрепленная аргументами.

  7. Очень верно! Марокканцы с 1977 года захватили власть в стране и уверенно ведут её по пути восточного кумовства, коррупции и бескультурья.

  8. «я знал, если обращу ее в мышку компьютерную, то меня захлестнет волна возражений, возмущений, брани. Надо мне это?
    Однако теперь … я думаю — пора сказать. При этом подозреваю, что далеко не только у меня появляется эта грустная догадка, когда они видят, что творится на нашей исторической родине.» (Геннадий Разумов)

    Хотя уважаемый автор в своем тексте так и не сказал открыто в чем же заключается его «грустная догадка», но много лет живущим в Израиле, а не в Лос Анджелесе (Торонто, Берлине, Франкфурте, Сиднее,… и тд.), нетрудно понять о чем речь. Это одна из самых болезненных тем израильского общества. Она вносит в стране раскол огромных масштабов и не подается “лечению” с помощью пресловутого «плавильного котла», ибо культурные, религиозные, ментальные отличия отдельных общин и племён (по известному определению бывшего президента страны, ликудника Реувена Ривлина) слишком велики.
    ***
    «Ведь именно ашкеназы ХХ-го века позволили цивилизации сделать небывалый рывок в своем развитии. Это их выдающиеся представители своими открытиями окрылили прогресс мировой науки, техники, культуры. Это они обеспечили его десятками тысяч ученых, инженеров, бизнесменов, писателей, композиторов. … Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР»

    За эту цитату автора в Израиле заклевали бы. Кто? Во первых, выходцы из неашкеназских диаспор — Северная Африка, Эфиопия, Ближний и Дальний Восток. Во вторых, ультраортодоксальный эстаблишмент, имеющий собственное и непоколебимое мнение о том, в чем кроится причина «достижении Израиля (всех и) последних десятилетий».

    1. «Всяк кулик свое болото хвалит»
      В данном случае «кулик» хвалит СБД/РБД (соединённые/разъединённые болота диаспоры) 🙂

      1. Да нет, похоже что у автора период разочаровании. 10 долгих лет минуло, а все стало только хуже. Оказыается, такие простые, понятные сердцу и разуму лозунги («Евреи всего Израиля, соединяйтесь!», «Евреи всех стран, соединяйтесь!») не работают. Клея подходящего никак не получается изобрести:

        «И когда уж, наконец, израильское общество, разломанное на несоединяющиеся части, выберет себе умных успешных правителей, не гнущих спины перед американским дядюшкой, не смотрящих в рот европейским «благожелателям» и не рвущих друг у друга из рук министерские портфели? Скорее всего, именно тогда, когда оно воспримет, наконец, мудрый лозунг: Евреи всего Израиля, соединяйтесь!» (Геннадий Разумов: Евреи всех стран, соединяйтесь!19.03.2013)

        https://club.berkovich-zametki.com/?p=3815

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.