Аркадий Гайсинский: Откуда есть пошла русская земля

Loading

Как видим, Лев Диакон — современник «Балканского похода» росов неоднократно и не случайно именует их князя «катархонтом тавроскифов», а дружину— или росами, или тавроскифами. Для византийского историка понятия «рос» и «тавроскиф»— синонимы; он, что явственно следует из его рассказа, связывает Святослава(Сфендослава) и его отца Игоря(Ингоря) с Боспором Киммерийским (сюда возвращались корабли росов после морских походов). 

Откуда есть пошла русская земля

Аркадий Гайсинский

 «И доселе не знают, с какой Руси начинать Русскую Историю».

 Этому высказыванию Ю.И. Венелина не менее 200 лет, но не знают и доселе.

 Ахилл из Мирмикия

 1

 Русскую историю следует начинать с «Илиады» Гомера, рассказывающей о войне, случившейся на рубеже XIII—XII вв. до н. э между греками и жителями Трои.

 Ахилл или Ахиллес, пожалуй, наиболее известный, воевавший на стороне греков, герой «Илиады»; память о нём сохранилась до сего дня в выражении «Ахилессова пята» как и о Троянской войне в выражении «Троянский конь».

Воины, которые пришли с Ахиллом на Троянскую войну назывались мирмидоняне. Это название (согласно, разумеется, легенде) произошло от того, что всё население острова Эгины вымерло от болезни, насланной на них Герой. И тогда Зевс, дабы не оставить царя Эгины— Эака без подданых, превратил в людей муравьёв. По-гречески муравей— «мирмикс», а отсюда— «мирмидоняне».Так вот Ахилл этому самому Эаку— царю острова Эгины приходился внуком, но родиной героя был город Фтия,точное расположение которой неизвестно. — об этом в энциклопедии Брокгауза:

 «…вопрос об историческом определении Гомеровской Фтии относится пока к числу не решённых наукой»

Нет никаких свидетельств и о каких-то связях Ахилла с островом Эгина, но, во всяком случае, внук Эака имел юридическое право командовать отрядом мирмидонян. И вот что интересно: в исторических документах имеются свидетельства о действительном существовании Ахилла. Лев Диакон в его известной книге «История» сообщает:

 «Говорят,что скифы почитают таинства эллинов,приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса,то ли у соратников Ахилла.Ведь Арриан пишет в своём «Описании морского берега»,что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикон, лежащего у Меодидского озера(Азовское море).Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав,он впоследствии поселился в Фессалии.Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покров его накидки, скреплённой застёжкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость»[1].

 2

Оказывается, «город Мирмикон,лежащий у Меотидского озера» действительно существовал и его более точное название— Мирмикий. Городок Мирмикий, как следует из комментария к книге Иордана «История готов»,входил в Боспорское царство и «располагался в 20 стадиях (ок. 4 км) от Пантикапея (нын. Керчь)». Развалины города Мирмикия находятся у теперешнего мыса Карантинного на берегу Керченской бухты как раз в 4 км. к северо-востоку от Керчи. Самое раннее упоминание о Мирмикии находится в перипле Псевдо-Скилака (ivв.до.н.э.), который называет Мирмикий в числе других крупных городов (Пантикапей, Нимфей, Китей, Феодосия). Как показали археологические исследования, город (как греческая колония) возник во второй четверти IV в.до н.э. и существовал без перерыва до конца III в. уже нашей эры.

Но если связать Мирмикон (Мирмикий) с мирмидонянами Ахилла,то нужно исходить из простой формулы: мирмидоняне участвовали в Троянской войне,случившейся в 12в.до н.э.,а Мирмикий возник во второй четверти 4в .до н.э.— разница в возрасте этих городов,как минимум, 8 веков.Так что сделанный археологами вывод об основании Мирмикона «во второй четверти 4в. до н.э.» должен быть поставлен под сомнение, как искусственно привязанный к времени колонизации греками Северного Причерноморья, потому что связь Ахилла с этой территорией подтверждает и Страбон:

 «Дальше от Мирмикия (Мирмикон) на азиатской стороне против него лежит деревня, называемая Ахиллем»

Существование Мирмикия совсем необязательно связывать с колонизацией греками Северного Причерноморья. Греки гораздо ранее общались с проживавшими там народами, знали их обычаи и жизненный уклад— этому способствовало наличие удобного и беспрепятственного морского пути от берегов Эллады к берегам Тавриды. О связи греков с Северным Причерноморьем(Тавридой) задолго до начала колонизации неоднократно говорится в мифах и преданиях. Например, в легенде о Ифигении, дочери царя Агамемнона, которую Артемида перенесла в Тавриду. Геродот отмечает, что «Ифигения почиталась таврами как богиня»[2]..

 Мирмикий уже существовал до освоения греками иных земель и носил совсем другое (неизвестное нам) имя, данное основавшим его народом. Город, согласно археологическим данным, начинался с землянок и полуземлянок, и, очевидно, этот вид жилищ .был наиболее распространённым в данной местности и «связан прежде всего с природно-климатическими и геологическими условиям, которые обеспечивали возможности выгодного расположения подземных объектов и относительно легкого проведения выработок в устойчивых породах»[3].

 Жилища греков Ахейского периода[4] также не отличались особыми удобствами, но всё же представляли собой дома, построенные из кирпича-сырца. Это не является признаком более высокого уровня греческой цивилизации по отношению к одновременной «таврической», но проживание людей в земле греки воспринимали как нечто необычное. Топонимике известны многие примеры давать имена и названия новым местам «по ассоциации», поэтому греки могли прозвать живущих в земле людей «мирминдами»— муравьями., переданное в переводе на русский язык как «мирмидоняне». Это прозвище было привязано только к образу жизни людей и не к чему-то другому: отсюда: тавроскифы для греков— «мирмидоняне». Мирмидоняне обитали на восточном и западном прибережье Боспора Киммерийского— под этим именем они вошли в «Илиаду» Гомера, как союзники греков в войне с Троей.

 Когда же греки в период колонизации пришли в эти края на постоянное жительство, они продолжали по традиции называть принадлежащий тавроскифам город привычным для себя именем и начали строить рядом с Мирмикием свой— известный как Пантикопей.

Та местность, которая впоследствии стала Боспорским царством, греки гораздо ранее знали как «Страну мирмидонян». Это название продолжало существовать и во времена более поздние и упоминается в связи с деяниями апостолов Андрея и Матфея в I или IIвв..

 О «Стране мирмидонян» знали до греков, во время греков и после греков, но в таком случае уместен вопрос: каким образом близкому к Пантикопею городку и его жителям-мирмидонянам удалось не раствориться в греческой колонии?

 Дело в уровне этнического обобщения этими самыми греками тех народов и племён, которые обитали на северо-востоке от Пелопонесса. В своей массе они называли их скифами, а затем конкретизировали по месту обитания: так ,например, скифов, живущих на территории Северного Причерноморья, куда входил и Крымский полуостров, называли «тавроскифами». И это не случайное определение и многократно встречающееся у Льва Диакона и Иоанна Скилицы. Но тогда под это определение подходит и Ахилл: ведь он— скиф родом из Тавриды: тавроскиф.

 Но известно, что для греков понятие «тавроскиф» и «рос»— синонимы. Лев Диакон и Иоанн Скилица, подробно описавшие «Болгарский поход» русского князя Святослава, именуют князя Сфендославом, а и его самого, и соратников называют то тавроскифами, то росами, а местом их обитания называют Боспор Киммерийский, то есть земли, примыкающие к Керченскому проливу:

 «А с катархонтом росов Сфендославом он(Иоан Цимисхий) решил вести переговоры.И вот Иоан отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян награду,удалился в свои области к Боспору Киммерийскому».

Выявленная синонимичность этнонимов: «скиф-тавроскиф-рос» имеет то продолжение, о котором говорит академик В.Г.Василевский:

 «Во всяком случае, не подлежит ни малейшему сомнению, что в XI в. имя мирмидонян, наряду с другими, унаследованными от классической древности названиями, служило для обозначения русских».

Значит, и самого Ахилла, и возглавляемый им отряд мирмидонян, участвовавший в Троянской войне, можно также называть и росами. в соответствие с «унаследованными от классической древности названиями»

 3

 Уточним некоторые детали:

Считается, что «Ахилловым дромом» в древности называлась нынешняя Тендровская коса в устье Днепра. Греческое «дром» переведено на русский как «обозначение действия бега или для обозначения места этого действия», а отсюда вывели, что «Ахиллов бег»— это место (местность), где или Ахилл и его воины тренировались в беге, или проводились соревнования в беге, под эгидой Ахилла.

 Но нет никаких свидетельств и даже намёка на то, что грекам и, в частности, Ахиллу, пришлось изыскивать в ΧIIв. до н.э. возможности для тренировок в беге вдали от родных стадионов. Несостоятельность такого объяснения настолько очевидна, что было предложено более осмысленное:

 «в античные времена здесь происходили панэллистические спортивные игры в честь Ахилла, учреждённые Ольвией».

 Почему Ольвией? Да потому, что Ольвия — ближайший к Тендровской косе греческий город— колония, основанный в начале VIв. до н.э. Значит, если такие «панээллистические спортивные игры» здесь и происходили, то к Ахиллу они имели лишь мемориальное отношение, а якобы найденное на Тендровской косе изображение Ахилла— значит не более, чем бюст героя на полке книжного шкафа.

 Но факт существования в древности местности, именуемой «Ахиллов дром»— несомненен— напомню:

 «Дальше от Мирмикия (Мирмикон) на азиатской стороне против него лежит деревня, называемая Ахиллем»

Деревня, называемая Ахиллем не сохранилась, но при этом важно знать, что до настоящего времени сохранилось название мыса, на котором или рядом с которым эта деревня находилась— Ахиллеон. К мысу Ахиллеон примыкает песчаная коса, предоставляющая прекрасные условия для соревнований бегунов— не хуже, чем Тендровская.

 Да и непонятно, почему «дром» понимается как «бег»— ведь греческое «δρόμο» переводится как «дорога, путь», то есть «Ахиллов дром»— это «Ахиллов путь» (вполне вероятно, что это наиболее древнее название Боспора Киммерийского). О значении во все времена пролива между Чёрным и Азовским морями — напоминать излишне.

 Во всех работах, имеющих отношение к истории греческой колонизации Причерноморья, отмечается её мирный характер, что предполагает предварительное согласие местных племён и народов на обустройство на их землях греческих полисов. Известно также об ощутимой помощи, которую скифы оказали грекам в войне против персов— а это привело к окончательному изгнанию персов из Эллады во второй половине Vв. до н.э и также способствовало дружественным отношениям между скифами и греками Тавриды.

И такое ещё замечание: в «Илиаде» фигурирует имя Свенекл— так звали того, кто управлял боевой повозкой (колесницей), в которой против троянцев воевал один из героев этой войны грек Диамед Аргосский. Но имя Свенекл носил участник и другой войны, случившейся через 22 века после Троянской и известной историкам как «Болгарский поход» росского князя Святослава Игоревича. Свенекла упоминает Лев Диакон:

 «Но вот один из воинов, вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Свенекла, доблестного огромного мужа, отважно сражавшегося в этом бою»,

 И, наконец, имя автора «Илиады»— Гомер— считают видоизменённым Киммер (Киммер— Гимер— Гомер), а то предположение, что под именем Гомер подразумевается Киммерия (восточная часть Крымского полуострова) можно встретить у многих историков. Не потому ли «Илиада» начинается с имени Ахилла, что и главный, по сути, герой поэмы, и её автор были земляками?

 Остров Русов

 Приведенные аргументы на право мирмидонян-тавроскифов называться предками тех, кто сегодня называют себя «русскими», имеют убедительное продолжение. Это, существующая в российской истории «загадка «Острова Русов»

 Начнём с оговорки:

 — название народа «русы» в исторических документах встречается и в форме «росы». Эта двоякость сохранилась в полной мере и до наших дней: Россия, русские;

 -под Тавридой всегда понимали земли Северного Причерноморья, включая Таманский полуостров. В конце 18в. это название закрепилось только за Крымом.

 1

 Абу Али Ахмед ибн Омар Ибн Русте в книге «Дорогие ценности»,описывающей события второй половины 9в. рассказывает:

 «Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр, так что стоит человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги…У них есть царь, называемый Хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают…Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами… У них много поселений, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, с чужеземцами, которые ищут у них покровительства ,обращаются хорошо, как и с теми, кто часто у них бывает…»[5]

 Знал об «Острове Русов» и персидский историк ибн Махмуд Гардизи:

 «Рус-это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги».[6]

 Историки искали «Остров Русов» и возле Новгорода, и возле Киева, и на Балтийском море, и в устье Дуная, но наиболее полно описанию «Острова русов» в исторических источниках отвечал Таманский полуостров. Хусейн аль-Масуди в книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» писал в середине 10в.:

 «В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них не плавает по нем и они живут на одном из его берегов»[7].

 Почему-то под «Русским морем» российские комментаторы понимают Чёрное море, но их естественное стремление видеть в своих предках единовластных хозяев огромного водного пространства лишено простого здравого смысла: аль Масуди («арабский Геродот») наверняка не был тем, кто в середине 10в. мог бы поверить в такую нелепицу. А вот узкий пролив в Азовское море (море Найтас), на берегу которого находился «Остров Русов», они (русы) вполне могли закрыть для чужих кораблей.

 Упомянуты русы и в книге «Природа сельджуков» Тахира ал-Марвази:

 «..И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море…. Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества»[8].

 Здесь нет указания на место проживание русов, но подчёркивается их тесная связь с морем (плавают на кораблях в Хазарское море ).Ещё одно свидетельство тому, что древние русы жили на берегу моря принадлежит арабскому географу 10в. Ибн Мискавейху:

 «Они (русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в это море»[9]

 Ибн Русте подчёркивал, что «все свои походы они (русы) совершают на кораблях»[10].

Из приведенного следует, что русы были тесно и постоянно связаны с морем и, следовательно, проживали на морском берегу.

 2

Главный город страны Русов, располагался на Таманском полуострове и назывался Русия (Росия). Город Русия упоминает арабский путешественник ал-Идриси:

 «От города Матраха до города ар-Русийа 27 миль[11]

«Матраха»— это Тмутаракань, таманское местоположение которой не вызывает сомнений.

 Об особом, равном Тмутаракани, значении Русии можно судить по указанию 1169г. византийского императора Мануила 1 Комнина:

 «Да смогут генуэзские корабли спокойно торговать во всех областях нашего владычества за исключением Русии и Матрахи, если только моим величеством не будет дано на это специального разрешения»[12].

Русию знали и под другим именем: Малороса. Этот город

 «упомянут среди боспорских городов близких к Киммериуму. Последний находился на таманской стороне Керченского пролива, и, наверняка, Малароса также находился в дельте Кубани, близ Фанагории, возможно в Темрюке»[13]

 (В связи с этим вероятно, что название «Малороссия», которым Украину до недавнего времени отличали от «Великой России», связано не с количественным показателем, а с историческим. Таврических росов называли «малоросами» по имени их главного города подобно тому как, например, россиян называют «москалями» или «московитами» по имени их главного города. Во всяком случае, топоним «Малороссия» существовал ещё в те времена, когда понятия «Великороссия» ещё не было).

 Малороса, упомянутая только в одном источнике, а Росия (Русия) в нескольких— располагались, практически, в одном и том же месте, поэтому нужно заключить, что речь идёт о одном и том же городе.

 3

Ещё раз обратимся к «Истории» Льва Диакона. Интересный для нас в данном случае отрывок из этой книги привожу в самом кратком изложении:

 «..патрикий Калокир, посланный к тавроскифам…прибыл в Скифию, завязал дружбу с катархонтом тавров ,совратил его дарами и очаровал льстивыми речами. …Калокир уговорил его собрать сильное войско и выступить против мисян (дунайских болгар)

….Набрав таким образом войско, состоящее кроме обоза, из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей, он вместе с патрикием Калокиром,с которым соединился узами побратимства, выступил против мисян»[14].

 Устремления Святослава были вполне естественными и понятными, но им не суждено было сбыться, так как к власти в Византии пришёл хитроумный Иоан Цимисхий, также обладавший полководческими талантами и не гнушавшийся в достижении цели никакими средствами. Цимисхий вполне резонно рассчитывал на то, что в связи с новой расстановкой сил Святослав изменит свои планы. Император надеялся убедить Святослава отступить:

 «А с катархонтом росов Сфендославом он решил вести переговоры. И вот Иоан отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян награду, удалился в свои области к Боспору Киммерийскому, покинув Мисию, которая принадлежала ромеям и издавна считается частью Македонии ….Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключённого в давние времена мира…Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком судов, сам став вестником своей беды…Я думаю, что и ты не вернёшься в своё отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя..»[15]

 Как видим, Лев Диакон— современник «Балканского похода» росов неоднократно и не случайно именует их князя «катархонтом тавроскифов», а дружину— или росами, или тавроскифами.[16] Для византийского историка понятия «рос» и «тавроскиф»— синонимы; он, что явственно следует из его рассказа, связывает Святослава(Сфендослава) и его отца Игоря(Ингоря) с Боспором Киммерийским (сюда возвращались корабли росов после морских походов).

 4

 Привожу без комментариев отношение известных учёных касательно вышесказанного:

 « Название Русь было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями». (С. М. Соловьев)

 «Имя «Русь» уже в это время (в первой половине IX столетия )не только было известным, но и общераспространенным; по крайней мере на южном побережье Черного моря».(В.Г. Василевский)

 «Существование Азовской или Таманской Руси объясняет нам упоминаемые Арабами походы Руссов на Волгу и в Каспийское море в 913 и 944 гг. — походы, наделавшие много шуму на Востоке, но о которых русская летопись ровно ничего не знает.

 Тмутраканская Русь может объяснить и те известия у Арабов, где ставится Русь отдельно от Киева. Вообще Арабы ближе были знакомы собственно с Азовско-Черноморскою Русью, нежели с какою-либо другою» (Д.И. Иловайский)

 «Русы, — этнос отнюдь не славянский». (Л.Н. Гумилёв)

 5

 Известно, что для оправдания затеянной с Украиной войны в России привлекают также и историю, выделяя «борьбе за историческую правду» значительное место в СМИ, однако упускают при этом из виду, что

 «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». ( В. О. Ключевский)

Примечания:

[1] Лев Диакон. История.

[2] Геродот. История IV 103

[3] Википедия. Мирмекий.

[4] Культурный период в истории доисторической Греции с XVI по XI век до н.э.

 [5] Л.Н.Гумилёв.От Руси до Росии

[6] А.Рыбаков.Киевская Русь и русские княжества 12— 13 вв.

[7]Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских

[8] А.П.Новосельцев.Восточные источники о восточных славянах и Руси 6-11вв.

[9] .Л.Н.Гумилёв.От Руси до России.

[10] Л.Н.Гумилёв.От Руси до России.

[11] В.А.Захаров. Тмутаракань и «Слово о полку Игореве».

[12] Там же.с..215

[13] Г.В.Вернадский. Древняя Русь.

[14] Лев Диакон «История».

[15] Там же.

[16] В «Истории» Льва Диакона русские названы скифами 63 раза, росами — 24, тавроскифами — 21 и таврами

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев к «Аркадий Гайсинский: Откуда есть пошла русская земля»

  1. Я не готов к серьёзному комментарию, хоть текст показался мне несколько распылённым, но это о стилистике и конструировании текста, а не о фактах. Было время в юности, когда я увлекался историей и участвовал в раскопках как скифского кургана (где были и захоронения как высокородных скифов, так и людей срубной культуры, которые погребали своих людей на окраинах скифских курганов), так и древнеславянского сторожевого поселения на острове Хортице. Был в курсе других скифских раскопок, где было много греческих амфор (лизнул окаменевшее вино одной разбитой амфоры — было горько). Обмен или торговля между скифами и греками точно существовали. Видел много греческой посуды. На одном из сосудов (явно местной выработки) была надпись ОЛОѲА, почти по-гречески, только археолог утверждал, что на древнем языке праславян это означало «КНЯЗЬ» (не нашёл такого значения нигде). Сходное слово в греческом означает «многие», «тысячи», иногда «все»… Не знаю. Сосуд нашёл археолог-разведчик Бодянский. У меня до сих пор хранится подаренный археологами осколок древнегреческой амфоры.
    То, что Ахилл мог происходить из скифов не исключаю (читал несколько якобы серьёзных текстов), хотя греками его родословная описана довольно подробно… Не могу давать ссылки, пользуюсь только воспоминаниями. Меня удивило то, что скифы были не комонные. О том, что кони были их верными спутниками, свидетельствует многочисленная скифская утварь, найденная во время раскопок. Более того, считается, что скифы, касситы или тавры, были первыми верховыми наездниками, а сам образ кентавра родился в воображении некомонных народов, ужасавшихся при виде человеко-лошадей (всадников).
    Повторяю: моё увлечение историей завершилось в поздней юности или ранней молодости. Читать было интересно (особенно цитаты), но что-то подтвердить или опровергнуть не могу.

  2. Вы нас учить хотите? Вы не дети ли?
    Вы в прошлом нам нагадили не хило.
    Вы нам еще за Трою не ответили,
    Где вы убили нашего Ахилла.

    Дмитрий Быков
    🙂

    1. Уважаемый Цви Бен-Дор! Дмитрий Быков, известный русский поэт, называя Ахилла «нашим», подтверждает сказанное в моей статье.

  3. Балканские историки, занимающиеся археологией, считают, что мирмидоняне — часть фракийского племенного союза, их земли находились вблизи нынешней греческой Кавалы и после прихода ахейцев. Корень «дон»/вода входит во многие этнонимы (македонцы) и в имя древнего главного бога фракийцев Посейдона. Во всяком случае, история Фракии и ее окружения есть в гораздо более древнем сочинении — у Геродота. Во многом получается, что война ахейцев с троянцами была не межэтническим конфликтом, что ахейцы взяли союзниками балканскую часть фракийского сообщества против ее «родственников», распространившихся и на азиатские земли (не только Троя, но и Фригия), и это все были части одной ойкумены. Какие отношения связывали ее со скифами — отдельная тема. Вообще, термин «народы», применяемый к древности, лукав и не совпадает с современными его значениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *