Михаил Ривкин: Недельный раздел Зот а-Браха

Loading

И в конце благословение ещё раз повторяет общий посыл: оно адресовано всем коленам вместе и возвещает им о великом благе и о благословенном уделе, благословляет их на победу над врагом, говорит об истинном их избавлении, которым избавит их Всевышний. И между вступлением и завершением благословил Всевышний каждое колено по отдельности, ибо одна часть народа не может быть благословенна, если не благословенно то целое, частью которого является каждое колено.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЗОТ А-БРАХА

Михаил Ривкин(8) И о Лейви сказал: туммим твой и урим твой благочестивому мужу Твоему, которого Ты испытал в Массе, с которым препирался Ты при водах Мыривы,

(9) Который говорит об отце своем и о матери своей: «не видал я их», и братьев своих не узнавал, и сыновей своих не признавал; ибо соблюдают они (Лейвиты) речение Твое, и завет Твой хранят;

(10) Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Исраэйля; возлагают курение пред Тобою и всесожжение на жертвенник Твой (Деварим 33:8-10).

Недельный раздел начинается с событий далёкого прошлого, с дарования Торы на горе Синай, и завершается событиями грядущими, завоеванием и заселением Земли обетованной.

«Множество возвышенных речений начинаются с дарования Торы на горе Синай, ибо это — начало истории народа и в этом его преимущество перед народами мира. Ни для одного народа не было совершено подобного чуда. Там заключил Пресвятой, будь Он благословен, завет с Израилем, там сделал Он народ Израиля народом избранным и там стал царём Израиля, а они приняли на себя повиновение этой царской власти. И с этого эпизода начинается рассказ об истории народа и о том, как народ исправлялся и совершенствовался. И с этого следует начинать любой рассказ, как то сделала Девора (Шофтим, гл. 5) и Хаваккук в своей молитве (Хаваккук 3:3)» (А Беур, Деварим 33:2).

Итак, раздел начинается с восхваления всего народа, с восхваления самой славной страницы его истории, дарования Торы на горе Синай. И в конце благословение ещё раз повторяет общий посыл: оно адресовано всем коленам вместе и возвещает им о великом благе и о благословенном уделе, благословляет их на победу над врагом, говорит об истинном их избавлении, которым избавит их Всевышний. И между вступлением и завершением благословил Всевышний каждое колено по отдельности, ибо одна часть народа не может быть благословенна, если не благословенно то целое, частью которого является каждое колено.

Подобно тому, как благословил Яаков сыновей своих перед своей смертью, так же благословил и Моше колена перед смертью. Мудрецы Талмуда выделяют и подчёркивают преемственность в словах патриархов, пророков и вождей народа. Множество мидрашей посвящено сходству между завершающими словами благословения Яакова и началом нашей главы:

«И вот что сказал им отец их» (Брейшит 49:28) — не сказано «отец их Яаков», а сказано «отец их», дабы возвестить, что в будущем некий человек благословит их, и с того места, где закончил Яаков, он начнёт своё благословение. Сказано: «И вот что сказал» — Моше начал с того же самого слова: «И вот благословение» (Деварим 33:1). И чем же завершил Моше? «Блажен ты, Исраэйль!» (там 33:29). И Давид, когда настал ему черёд вознести хвалу, начал со слов «блажен муж…» (Теиллим 1:1) («Брейшит Раба» 100:12).

Налицо несомненное подобие между благословением праотца народа Израиля и благословением первого и величайшего из пророков, но имеются и существенные различия,

Рассмотрим различие между благословением Яакова своему сыну Леви и благословением Моше колену Леви. Вот что сказал Яаков:

«(5) Шимон и Лейви братья, орудия хищничества свойственны им.

(6) В совет их да не войдет душа моя, с сонмом их не единись, честь моя! Ибо они во гневе своем убили мужей и по их воле подрезали жилы вола.

(7) Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Исраэйле» (Брейшит 49:5-7).

Сразу заметно существенное различие: Яаков благословляет, если можно так выразиться в данном случае, Шимона и Леви вместе, как единое целое, тогда как Моше вообще не упоминает колено Шимона. РАМБАН пытался найти этому некое историческое объяснение: «колено это было невелико», было полностью поглощено другими коленами, «и вот, ему было дано благословение, так как были благословенны другие колена, частью которых оно стало». Но такое историческое объяснение не удовлетворяет стремление найти некий религиозный, возвышенный смысл в том, что колено Шимона вовсе не упомянуто. И бросается в глаза, что Яаков осуждает колено Леви, в то время как Моше его прославляет. Но внимательный взгляд позволяет разглядеть и нечто общее между словами книги Брейшит и словами книги Деварим:

«говорит об отце своем и о матери своей: «не видал я их», и братьев своих не узнавал, и сыновей своих не признавал» (Деварим 33:9).

Вот как объясняет эти слова РАШИ:

«говорит об отце своем и о матери своей: «не видал я их» — когда согрешил народ грехом Тельца и я сказал «кто за Г-спода — ко мне» (Шемот 32:26), собрались ко мне все сыновья Леви и повелел я им убивать брата со стороны матери своей, ибо он не из левитов, а также сына дочери своей, и так они сделали. И нельзя толковать эти слова, как повеление убивать своих отцов и своих сыновей в буквальном смысле слова, ибо те относятся к колену Леви, а из колена Леви не согрешил ни один человек» (РАШИ, там).

Это объяснение помогает понять, что та самая черта характера, за которую Яаков осудил Леви, стала для Моше основанием левитов благословить: левитов отличает ревностная ревность. Та самая черта характера, зачастую разрушительная и губительная, может стать конструктивной и созидательной силой. И об этом сказано в Мишне:

«И возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем»: возлюби и добрым началом, и злым началом» (Мишна Брахот 9:5).

Вот как комментирует РАМБАМ эту мишну:

«Хранить в сердце любовь ко Всевышнему, даже в час преступления, гнева, злобы, которые и являются злым началом в душе человека, как сказано: «на всех путях твоих познай Его», и даже в своих грехах» (РАМБАМ, комментарий к Мишне).

А теперь посмотрим, как Мудрецы Талмуда сравнивают фанатичное деяние, которое совершил Леви в Шхеме, не посоветовавшись с отцом, и вызвав отцовский гнев, и деяние, которое совершило колено Леви в час Греха Тельца, когда Левиты послушно обнажили мечи и убили три тысячи отступников:

«А Леви сказал… И что же сказано далее? Шимон и Леви из той же чаши пили, как сказано: «Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Исраэйле» (Брейшит 49:7). И это подобно истории про двоих должников, которые заняли деньги у царя. Один из них погасил свой долг и вернул то, что он занял у царя, а другой не только не погасил своего долга, но вновь занял деньги в долг. Так же Шмон и Леви: оба взяли в долг в Шхеме. Леви вернул свой долг в пустыне, как сказано: «И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Г-спода, — ко мне! И собрались к нему все сыны Лейви» (Шемот 32:26). И далее он сам дал в долг царю, у Шиттим, как сказано: «Пиныхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Исраэйля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Исраэйля в ревности Моей» (Бемидбар 25:11). А Шимон не только не вернул своего долга, но занял вторично, как сказано: «Имя же убитого Исраэйльтянина, который убит был с Мидьянитянкою, Зимри, сын Салу, начальник отчего дома Шимона» (там 25:14)» (Сифоей, глава 248, 33:8).

Итак, после побоища в Шхеме и Шимон, и Леви были в долгу перед Всевышним, в минусе, если пользоваться сегодняшним языком. После греха Тельца Леви вышел из минуса, после блудного греха с мидьянитянами Шимон ещё больше залез в минус. Что же касается Леви, то он уверенно вышел в плюс, поскольку Пинхас, внук Аарона, принадлежал колену Леви. Этим объясняются гневные слова Яакова, ибо в тот момент оба брата были в минусе. И этим же объясняется величественное благословение, которое Моше дал колену Леви и отсутствие какого-либо упоминания колена Шимона.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Зот а-Браха

  1. «Амон и Моав – потому что написано «не прелюбодействуй»»
    ______________________________

    Это ложь — они просто хотели присвоить себе нашу славу! 🙂
    Анекдот
    «Почему у письменной цифры 7 посередке поперечная черточка?
    Когда спустился Моисей с горы Синай, то стояли люди и внимали от него Десять заповедей. А как дошел он до седьмой заповеди, «не прелюбодействуй», мужчины хором возопили: «Зачеркни семёрку, зачеркни-и-и!»»

    А если серьёзно — я таки читал, что Творец собрал то ли семьдесят, то ли семьдесят семь народов (среди них был и малочисленный тогда еврейский народ — кажется, там был Яаков с сыновьями с жёнами и домочадцами) и предложил свой Закон.
    Все отказались, а Яаков согласился. Он тогда уже удачно «провернул» свою аферу с чечевичной похлёбкой, приобретя первородство в семье. Наверное, он посчитал, что «первородство» среди народов с «опцией на достройку Души» стоило согласия на тяжёлую миссию, именуемую «Избранность».
    Яков, хоть и был велик, но не мог предвитеть, что его вторая афера (на этот раз не со слепым отцом, а с Богом) таки «черевата евреям боком» 🙂

  2. Где-то прочитал, что произошедшее в Шхеме установило связь Времён. Что там всегда будет кипеть Ненависть из-за мести братьев за сестру.
    Таки кипит. Я думаю, что эта точка Ненависти всегда была в Шхеме, поскольку нет в Духовных мирах врмени — его функции выполняет причинно-следственная цепь (вернее дерево или даже сеть)
    По поводу договора с Творцом, я читал, что нас избрали, поскольку все остальные народы отказались, а евреи согласились исполнять законы Бога. И было это за несколько сот лет до дарования Торы на Синае. И, как народ мы тогда были пренебрежимо малы по количеству.
    Да и согласились на избранность не за просто так — Бог за это дал евреям «опцию на достройку двух этажей» Души (Руах и Нешама) при рождении.

    1. «По поводу договора с Творцом, я читал, что нас избрали, поскольку все остальные народы отказались, а евреи согласились исполнять законы Бога. И было это за несколько сот лет до дарования Торы на Синае»

      Есть весьма известная агада про то, Всевышний предлагал Тору всем народам и как остальные народы отказались от Торы. Эдом отказался, потому что там написано «не убий», Ишмаэль – потому что написано «не укради», Амон и Моав – потому что написано «не прелюбодействуй». Разумеется, в этой агаде Эдом и Ишмаэль следует понимать как собирательные названия цивилизаций, семейств народов. Однако по смыслу этой агады все эти диалоги происходили непосредственно перед дарованием Торы.

      1. Уважаемый ребе!
        Что я могу добавить к вашей работе? — — только пару пустяков.
        Известно, что еврей — существо жестковыйное, убедить или переубедить его нелегко. Да и не нужно. Даже самый упрямый и неудобный для общения а ид — хочет он того или нет — помогает в некоторой мере — больше читателей Портала прочтут Вашу работу:Недельный раздел Зот а-Браха.
        Шабат Шалом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.