Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваера

Loading

И знай, что Всевышний испытывает праведника, ибо Он знает, что праведник исполнит его волю и стремится к праведности, и потому подвергает его испытанию. Он не будет испытывать злодея, который его не послушает. И потому все испытания в Торе — на благо испытуемого.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ВАЕРА

Михаил Ривкин«И было, после этих событий Б-г испытал Авраама» (Брейшит 22:1)

Рассказу о связывании Ицхака И. Абарбанель приписывает уникальное, из ряда вон выходящее значение:

«В этом рассказе всё величие Израиля и его величайшая заслуга перед Отцом нашим небесным. Поэтому мы поминаем сей рассказ в наших молитвах ежедневно, и потому следует умножать рассуждения об этом рассказе более, чем о других главах Торы»

И действительно, этот рассказ стал одним из наиболее комментированных и тщательно разобранных во всех пяти книгах Торы. Большое внимание привлекают уже самые первые слова, с которых рассказ начинается, слова об испытании. И эти слова вызвали немало недоуменных вопросов, лучше всего такой вопрос сформулировал Рабби Нисим:

«Вообще говоря, испытание должно прояснить нечто, чего испытующий не знает. Но нет сомнения, что не будет Всевышний испытывать человека, чтобы узнать выдержит тот или нет, ибо Всевышний провидит и предвидит всё будущее, и у него нет сомнений в отношении грядущего»

Вот как отвечает на этот вопрос РАМБАМ, в «Учителе заблудших»:

«И знай, что любое испытание, о котором пишет Тора, имеет своим смыслом и целью поведать людям, что им надлежит делать. \…\ И смысл испытания Авраама при связывании Ицхака включает два важных аспекта, и это — краеугольные камни Торы. Прежде всего это способ поведать, доколе простирается любовь ко Всевышнему и страх перед Ним, до чего эта любовь может дойти. Нам рассказано про беспримерный пример такой любви, которая сильнее чем жертвы денежные, сильнее чем жертва своей жизнью, которая превышает всё, что может существовать на свете. \…\

И вот, перед нами бездетный человек, который всей душой мечтает о сыне, обладатель большого богатства, человек почтенный и уважаемый, и у него рождается сын после многих лет отчаяния, как же он должен желать этого сына и любить его! Однако в своём страхе перед Всевышним и в своей любви к нему и в стремлении исполнить Его повеление, отказался он от всего, на что надеялся и согласился принести его в жертву по прошествии трёх дней. Ибо если бы он сделал это в тот миг, когда получил повеление, то это было бы действие поспешное и необдуманное. Но он сделал это спустя несколько дней после того, как было дано ему повеление, и это было действие взвешенное и по-настоящему продуманное, основанное на глубоком анализе повеления, на любви и страхе, \…\ чтобы стало известно всем людям, что должно делать во имя любви ко Всевышнему и трепета пред ним, а не из страха перед наказанием. И сказал ему ангел «ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га» (Брейшит 22:12). И в этом действии, в котором воплотился беспредельный страх Б-жий, познают все люди, как далеко простирается граница страха перед Всевышним. И знай, что эта тема очень важна в Торе, и разъяснено это и прописано, что смысл всей Торы и всего, что она включает, заповедей предписывающих и заповедей запрещающих, и всех рассказов и всех повествований сводится к одному: страх перед Всевышним, как сказано: «Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, написанные в книге этой, и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени» (Деварим 28:58)» (Учитель Заблудших РАМБАМ 3:24)

Раньше всех и лаконичнее всех подобную точку зрения высказал Саадья Гаон, которого цитирует и с которым спорит Авраам ибн Эзра. Вот цитата, которую приводит ибн Эзра:

«Испытал — чтобы показать его праведность всем людям»

А вот то наивно-реалистическое возражение, которое выдвигает ибн Эзра:

«Как же Гаон может такое писать, ведь он знает, что даже отроки не присутствовали там в тот момент, когда Авраам связывал своего сына» (Авраам ибн Эзра Брейшит 22:1)

И этим замечанием ибн Эзра стремится опровергнуть мнение тех, кто видел высший смысл связывания Ицхака в том, чтобы быть образцом и идеалом для всех людей. На это возражение ответил автор комментария «Акедат Ицхак»:

«И после того, как испытание это было записано в Торе, как верное свидетельство Всевышнего, \…\ это подобно тому, как если бы испытание было совершено на глазах всего Израиля, минувших, нынешних и грядущих поколений. И все они там присутствовали, и ни один человек не отсутствовал, и все видели в истинном пророческом видении всё величие этого испытания, и всю мощь его веры, и этим было даровано всем людям на свете постичь истинность этой веры»

Однако есть комментаторы, которые иначе объясняют смысл слова «испытание» в свете всеведения Всевышнего.

«И если ты спросишь: как же так, ведь Г-сподь Благословенный знает, выдержит ли человек испытание или нет, а раз так, в чём же смысл этих страданий? Ответ на это такой: не достойно было бы, если бы награда страдавшего, радевшего и на деле отдавшего все силы была бы равна награде тому, кто на практике не страдал, как сказано: «пусть не хвалится опоясывающийся (своим оружием) как распоясывающийся» (IМелахим 20:11). Не достойно, чтобы был прославлен тот, кто не совершил на деле геройского поступка, хотя он и готов его совершить, и опоясан своим оружием, так, как прославлен тот, кто уже совершил геройский поступок и снимает с себя оружие.

И потому много раз Пресвятой, будь Он благословен, заставляет страдать праведника, дабы дать ему привычку и дабы тот мог совместить добрые дела с добрыми помышлениями, и чтобы добрым делом усилить сердце праведника в любви ко Всевышнему. Ибо каждый действующий обретает в душе своей свойства более сильные, чем обретает душа в бездействии. И такая привычка к добрым делам называется испытание» (Йосеф Альбо, «Книга основ», раздел 5 гл. 13)

Й. Албо также несколько отступает от обычного значения слова «испытание», трактуя испытание как навык и привычку к добрым делам, но едва ли это простой смысл Торы.

РАМБАН находит такое толкование, которое не отступает от обычного значения слова «испытание», «испытать». Именно комментарий РАМБАНа положил начало особой школе комментаторов рассказа о связывании Ицхака, к которой относится и Й. Альбо.

«Вопрос об испытании, по моему мнению, следует понимать исходя из того, что человек обладает полной свободой выбора, если захочет — сделает, если не захочет — не сделает, и потому называется это испытанием с точки зрения испытуемого. Однако испытующий, будет благословенно Имя Его, повелит ему перейти от потенциальной возможности к реальному действию только для того, чтобы удостоился он награды за добрые дела, а не за плохие.

И знай, что Всевышний испытывает праведника, ибо Он знает, что праведник исполнит его волю и стремится к праведности, и потому подвергает его испытанию. Он не будет испытывать злодея, который его не послушает. И потому все испытания в Торе — на благо испытуемого» (РАМБАН Брейшит 22:1)

Итак, мы видим, что вторая школа согласна с первой, что испытание свершается не для нужд испытующего, ибо Он знает результат испытания, «знает сердца людские», и не ради Него свершается этот акт. С другой стороны, вторая школа отличается от РАМБАМа и его последователей тем, что видит цель испытания во благе самого испытуемого, которому предоставлена возможность возвысится, преодолеть своим добрым началом все прочие стороны души, и излить внешне всё скрытое сияние своего сердца, чтобы сделать это сияние зримым.

РАМБАН добавляет, как бы между прочим, кто же именно достоин выступить в роли испытуемого, и этим даёт ответ на известный теологический парадокс: «праведник — и плохо ему». Он утверждает, что только великий праведник, который непрестанно исполняет волю Творца, только он выдержит испытание, как сказано в известном мидраше:

«Этот ремесленник не проверяет плохие сосуды… А что же он проверяет? Отличные сосуды»

Однако в данном случае речь, разумеется, идёт об испытании совершенно особого рода, об испытании, подобного которому нет и не было никогда! Однако далее РАМБАН расширяет тему, и пишет об обычных, повседневных, бытовых испытаниях:

«Иногда хозяин испытывает раба тяжёлой работой, чтобы быть уверенным, что тот выдержит их. А иногда благоволит ему, чтобы узнать, оценит ли раб то благо, которого он удостоился, как сказали наши мудрецы: «блажен человек, который выдерживает испытание, ибо нет такой твари, которую Всевышний не испытывал бы. Богатый испытывается, насколько он будет щедр по отношению к бедным. Бедного испытывают на долготерпение, сможет ли он принять все тяготы и не возроптать» (РАМБАН, там)

Такого рода испытаниям подвергается каждый из нас, не отдавая себе отчёта, что происходящее с ним — это испытание. И, тем более, не отдаём мы себе отчёта, выдержали мы испытание или нет…

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваера

  1. Сколько попыток объяснить, почему Всевышний, заранее знающий выбор любого человека его испытывает.
    По-моему всё гораздо проще. Бог знает, как поступит Авраам, но сам-то Авраам не знает.
    Он (Авраам) ещё не осознал степени своей праведности. Следовательно Цель состоит в таком осознании самим Авраамом.
    После такого испытания не только Творец, но и сам Авраам знает, что он готов на всё ради Всевышнего.
    Это, разумеется, если подходить к этому событию не с временной (наш Мр), а с причинно-следственной (Духовные Миры) позиции.
    И с точки зрения пространственной (наш Мир) позиции Авраам в момент испытания перешёл на позицию максимального соответствия по свойствам (Духовные Миры) с Творцом.
    Короче, Авраам сам понял своё Величие, как будущего духовного «Отца Народов», которые он, кстати, потом «в гроб сходя» благословит 🙂
    Но это сложное объяснение — можно вполне ограничиться выделенной строчкой. Это я как материалист и атеист говорю 🙂

    1. В самом общем случае, при любом испытании результат может быть важен и значим для испытующего, для самого испытуемого и для некоей внешней аудитории. Первый вариант канонический комментарий отбрасывает с порога. Часть комментаторов считает, что результат важен для внешней аудитории, часть – и среди них Йосеф Альбо и РАМБАМ, считают, что адресатом является сам Авраам. По словам РАМБАМа, его потенциальная готовность жертвовать сыном переходит в реальную. Но что это означает конкретно? Ведь на самом деле жертвоприношения не было. А это означает, что Авраам три дня прожил с ясным осознанием своей готовности на жертву. Т.е. то чувство, которое всегда присутствовало в его душе в расплывчатом, неосознанном состоянии, перешло в ясно осознанный волевой импульс. Это достаточно близко к тому, что вы говорите. Авраам осознал (узнал) о себе то, что и ранее было в нём сокрыто, но о чём знал только Всевышний. И именно такое ясное осознание мы именуем на простом и доступном нам языке словами: Авраам выдержал испытание. И именно за это ему надлежит получить награду, как в нашем мире, так и в мире грядущем.

      1. «Часть комментаторов считает, что результат важен для внешней аудитории»
        ________________________

        Правильно считает, но, по-моему, их (представителей внешней аудитории) убеждение в Величии Авраама (в том что он готов на всё ради Творца) всё таки было побочным результатом испытания, даже учитывая «звёздный» состав этой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.