Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваейцэ

Loading

Согласно этому мидрашу, Всевышний является человеку не иначе, как после прямого обращения к нему, как об этом сказано: «близок ко всем призывающим Его, ко всем, кто истинно призывает Его».

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ВАЕЙЦЭ

Михаил Ривкин(20) И дал обет Яаков, сказав: если Б-г будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться,

(21) И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом,

(22) А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Б-жиим; и из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть. (Брейшит 28:20-22)

При чтении этого обета у нас возникает несколько вопросов. Во-первых, мы очень удивлены этим перечнем условий, который Яаков выставляет Всевышнему. Какие могут быть условия после того щедрого обетования, которому он только что внимал в своём вещем сне?!

«И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе» (Брейшит 28:16)

Разве так должен реагировать Яаков, разве достойно и уместно обуславливать свою верность Всевышнему и исполнение повелений точно прописанным перечнем условий? Разве вера в Творца Мироздания мыслима как коммерческая сделка: если исполнятся такие-то условия, то я, со своей стороны буду делать то-то и то-то?! Ярко и резко сформулировал это недоумение Ицхак Абарбанель:

«Ведь этими словами Яаков говорит как работник, который служит, чтобы получить награду. Он говорит: «если Б-г будет со мною и сохранит меня» и дарует мне то-то и то-то — тогда Он будет мне Б-гом. И из этого следует, что если не сделает всего этого, тогда не будет Он мне Б-гом, и я не буду Ему служить. Не так вёл себя праотец Авраам, который подвергался нескольким испытаниям и выдержал все» (И. Абарбанель Брейшит 28:20)

Уже Мудрецы Талмуда сталкивались с такими недоумениями и пытались их объснить:

«Неужели же взбредёт нам на ум подумать, что праотец Яаков сказал так: «если Б-г будет со мною и сохранит меня… и даст мне… И я возвращусь в мире… и будет Г-сподь мне Б-гом», [а если нет, то не будет мне Б-гом]? Что говорит нам Учение? «и будет Г-сподь мне Б-гом» — т.е. прострётся надо мной Имя Его и потому не будет во мне нечестия во все дни мои» (Сифрей Деварим 6:4)

Таким образом, слова «и будет Г-сподь мне Б-гом» относятся к той части обета, в которой Яаков формулирует условия, и не относится к тем обещаниям, которые дал Яаков в своём обете. Согласно такому толкованию, Яаков обещал только две конкретные вещи: воздвигнуть дом Б-жий на этом месте [месте, где приснился вещий сон] и отделять десятину от всего, что будет ему принадлежать.

Однако такое объяснение неизбежно порождает новый вопрос: как же так? Получается, что Яаков заключает со Всевышним своего рода сделку, обещает ему некие приношения в обмен на милость? На этот вопрос можно дать такой ответ: перед нами не обоюдная торговая сделка, построенная по принципу: дашь — получишь, не дашь — не получишь. Если бы Всевышний не вернул Яакова в дом отца его, то как бы смог Яаков служить Ему воздвижением дома Б-жия именно на этом самом месте, там, где он принял на себя обет? Смысл этого обета таков: дай мне физическую возможность послужить Тебе. И этот обет стал примером для тех, кто впоследствии принимали на себя обеты. В противоположность тому, что утверждают ненавистники Израиля, обет — это не обоюдная сделка со Всевышним, это смиренная молитвенная просьба, чтобы Г-сподь предоставил нам уникальную возможность принести Ему в дар самого себя, свою жизнь, своё достояние, всё своё. К этой же категории относится и обет Ханы: «Г-споди Ц-ваот! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г-споду на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» Снизойди ко мне, чтобы я могла отдать обетованное Тебе, в данном случае — отдать своего сына.

И ещё один вопрос возникает в связи с такой трактовкой этого обета: как следует понимать слова «если Б-г будет со мною и сохранит меня»? В чём смысл ещё раз оговаривать это условие, после того, как было ясно и недвусмысленно сказано: «вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде»? Может на минуту показаться, что Яаков относится к числу маловеров, что он сомневается в непреложности обетования, полученного из уст Всевышнего, хочет ещё раз убедиться в его достоверности.

Ответ на этот вопрос содержится в мидраше Брейшит Раба, гл 70:3:

«Р. Айбо и р. Йонатан: один сказал так: спутан этот рассказ, [т.е. сначала помолился и сказал: «если Б-г будет со мною и сохранит меня», и только потом дарованы ему были во сне слова Всевышнего: «вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде»]. Другой сказал: в правильном порядке записаны слова рассказа \…\ вот что именно сказал Яаков: Если действительно будут выполнены все условия, если мне Ты действительно пребудешь со мною, и охранишь меня от греха, — то я смогу выполнить обет»

Что именно имеет в виду тот, кто сказал «спутан этот рассказ»? согласно этому мнению, обет — это не реакция на сон Яакова, напротив! Яаков помолился, попросил о защите и принял на себя обет — и в ответ на эту молитву приснился ему сон, со всеми благословениями и обещаниями. Согласно этому мидрашу, Всевышний является человеку не иначе, как после прямого обращения к нему, как об этом сказано: «близок ко всем призывающим Его, ко всем, кто истинно призывает Его».

И тот из двух равов в мидраше кто считает, что порядок событий в рассказе нарушен, хочет, тем самым, дать ответ на возможные упрёки Яакова в маловерии. Он отвечает на вопрос, что может означать слово «если» в этом рассказе: неужели же возможно, что не поверил Яаков тому обетованию, которое было ему явлено? Как же отвечает на этот вопрос тот, кто считает, что события изложены в правильной последовательности, и что слова Яакова, в которых он призывает на себя благословение Всевышнего были сказаны уже после вещего сна? Согласно этому мнению, смысл слов «если исполнятся все условия» надо понимать так: если буду я достоин того, чтобы исполнились все те блага и милости, которые мне были обещаны. И смысл этих слов в том, что обетование, которое дано праведнику, что будет он храним от всех зол — даже если обетование это было дано в категорической форме и безо всяких условий — следует понимать, как обетование под условием, что тот, кому было оно даровано не изменит своего повеления к худшему. Не может праведник, которому обещано благо, считать, что ему выдан «открытый чек», который невозможно отобрать, и отныне нет над ним высшей власти, нет наставника и учителя, и что он свободен вытворять всё, что ему вздумается, ведь чек у него уже в кармане. Не так обстоит дело! Но в каждый момент своей жизни стоит праведник перед Судией, и в каждый момент приговор может измениться. И об этом тоже сказано в мидраше к цитированному стиху:

«Рав Хуна от имени рава Аши сказал: почему же сказано «И вот, Я с тобою» и сказано далее: «если Б-г будет со мною и сохранит меня на этом пути»? Не иначе это следует понимать, как то, что нет абсолютного обетования праведнику в мире сем». (Брейшит Раба 76:2)

И РАМБАН так комментирует обет Яакова: «И смысл этого условия таков: если я не согрешу». И отсюда следует, что не опасался праотец наш Яаков никак и никогда в том, выполнит ли Всевышний своё обетование, и не был он маловером, но сомневался он, что по прошествии времени, в особенности после пребывания в чужих краях, под чуждым влиянием, будет он по-прежнему достоин всех тех милостей, что он не запятнает себя грехом. Не во Всевышнем сомневался Яаков, но в себе самом, в своей способности выдержать все испытания.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваейцэ

  1. в мидраше Брейшит Раба, гл 70:3:
    «Р. Айбо и р. Йонатан: один сказал так: спутан этот рассказ, [т.е. сначала помолился и сказал: «если Б-г будет со мною и сохранит меня», и только потом дарованы ему были во сне слова Всевышнего: «вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде»].
    ————————————————————————————————————————
    Очень интересный способ постижения святого текста — изменить его так, чтобы он соответствовал сложившимся представлениям о святости героев. Между прочим, это означает, что древние мудрецы считали, что текст Торы не обязательно продиктован сверху, а, не исключено, просто написан людьми, которые могли написать его так, а могли написать и иначе.
    Подобный способ работы с текстом присущ не только еврейским мудрецам. Недавно читал по поводу ляпа, допущенного в Евангелии от Луки. Христос на кресте говорит коллеге по несчастью:
    «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»
    При этом всем известно, что Христос после казни ещё 40 дней находился на Земле, а не в раю. Так вот один христианский мудрец пишет, что он понял, в чём проблема: неправильно поставлена запятая! Она должна стоять не до, а после «ныне же». И тогда получается, что это «ныне же» относится не к «будешь со Мною в раю», как все думают, а относится к «говорю тебе ныне». Тысячи лет люди ломали голову над загадкой Луки, а оказалось просто, что он не там поставил запятую.
    Вот и верь после всего этого святым писаниям.

    1. Многие современные исследователи-библеисты указывают, что их отношение к тесту Торы можно считать консерватиным и осторожным, сравнительно с тем, что позволяли себе Мудрецы Талмуда.

  2. Спасибо за статью. Понравившиеся цитаты:

    … Смысл этого обета таков: дай мне физическую возможность послужить Тебе. …
    … И РАМБАН так комментирует обет Яакова: «И смысл этого условия таков: если я не согрешу». …
    … Не во Всевышнем сомневался Яаков, но в себе самом, в своей способности выдержать все испытания.

  3. Думаю, что Яаков относился к Богу не как раб к господину, а как младший партнёр к старшему.

    1. Весь пафос мидраша и канонического комментария в том и сосоит, что нам настойчиыо объясняют почему глубоко ошибосно первое впечатление от текста, а именно: Яаков действует и говорит как младший партнёр Всевышнего.

      1. Ну не зря же Яаков задал трёпку толи ангелу, то ли самому и стал Израилем. Всевышний ведь вполне мог дать много детей Аврааму, но тот пока не подчинился воле Творца и не проявил готовность зарезать (принести в жертву) Ицхака — он не до конца выдавил из себя язычество. На Ицхаке Господь «взял передышку». Яаков же не пассивен, как Авраам — он «берёт своё» (взять хотя бы первородство), «не ожидая милостей от Природы», вернее, Творца. Он таки ведёт себя не как раб, а как младший партнёр Всевышнего.
        Вот от такого Человека — «упёртого» и инициативного Бог и производит еврейский народ.
        Сюжет сериала «Похищенные» в чем-то напоминает мне этот (Авраам-Ицхак-Яаков) сюжет. Там (в сериале) тоже шёл этакий отбор до появления, правда, «чудо-девочки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.