Михаил Ривкин: Недельный раздел Тецаве

Loading

Согласно такой точке зрения, назначение коэнских одеяний в том, чтобы сообщить почёт и благолепие несущим священную службу, вознести их в глазах всего народа.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТЕЦАВЕ

Михаил Ривкин«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия. … А для сынов Аароновых сделай кутонэты, и сделай им пояса, и наглавники сделай им для чести и украшения» (Шемот 28:2, 40)

Сорок стихов в нашем недельном разделе посвящены одеяниям коэнов, эти одеяния зачастую описаны в мельчайших подробностях, точно указаны материалы, из которых они изготовлены, форма одеяний, порядок облачения в них. Особо выделено сакральное назначение этих одежд.

«И да будут они на Аароне и на сыновьях его при входе в шатер соборный или при приближении их к жертвеннику для служения во святилище, дабы не понесли вины и не умерли» (Шемот 28:43)

Вот как трактуют эти строки Мудрецы Талмуда:

«Пока священные одеяния на них — они имеют коэнский статус, а если нет на них священных одеяний — они не имеют они статуса коэнов» (Зевахим 17А)

И сама детальность описания, и его точность, и строгость связанного с одеянием запрета вызывают вопрос: в чём вообще состоит смысл особого коэнского одеяния, зачем оно нужно?

Есть комментаторы, которые и в данном случае тоже удовлетворяются дословными толкованиями этих описаний, тем, как эти одежды воспринимаются человеком, и не стремятся найти в этих описаниях некий тайный смысл, но есть и те, кто ищут скрытые намёки именно в этих описаниях.

РАМБАН приводит многочисленные доказательства из Торы, Пророков и Писаний, что одеяния Великого коэна это облачение царское, и именно в таком одеянии являлись в ту пору цари:

«Дабы был он почитаем и великолепен в своём почётном и великолепном одеянии, как сказано: «как жених возлагает на себя священнический венец» (Йешайа 61:10). Таковы одеяния царские, и в такие одеяния облачались цари во времена Торы, как об этом сказано в описании одежды Йосефа: «и сделал ему разноцветную рубашку» (Брейшит 37:3), т.е. вытканную полосами разного цвета, и одел его как сына царского. И об этом же сказано в описании платья и рубашки: «на ней был разноцветный кутонэт (рубашка), ибо такое платье носили царские дочери-девицы» (Мелахим 13:18). И смысл слов «на ней была разноцветная рубашка», смысл явный и очевидный, состоит в том, что был обычай одевать девственных царских дочерей в платье, которое окутывает их, и, таким образом, разноцветная рубашка была их наружным облачением. А диадема известна и сегодня как одеяние царей и сановников, и потому сказано об отрешении царя: «сними эту диадему и сложи с себя корону» (Йехезкэль 31:21), и сказано «диадема царская» (Йешайа 62:3).

А наперсник и эфод — одеяния царские, как сказано: «и золотое ожерелье будет на шее твоей» (Даниэль 5:16)

А сверкающий венец — это царское облачение, как сказано «и на нём будет сверкать венец его!» (Теиллим 132:18). А также золото, багрянец и синета, как сказано: «Вся слава дочери царской — внутри, золотыми клетками (расшита) одежда ее» (Теиллим 45:14) … А синета — и сегодня ни один человек не посмеет надеть её, кроме царей народов мира, как сказано: «А Мордохай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, и в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы» (Эстер 8:15) А мантия — это верхняя одежда, в которую облачались» (РАМБАН Шемот 28:2, к словам «для почёта и благолепия»)

Согласно такой точке зрения, назначение коэнских одеяний в том, чтобы сообщить почёт и благолепие несущим священную службу, вознести их в глазах всего народа.

Другое толкование, также далёкое от аллегорического и приближающееся к буквальному, даёт современный комментатор Бено Яаков. Он анализирует функции одежды как таковой, какими они видятся ему по простому смыслу (по Пшату) Торы. Вспомним, что самая первая одежда была дарована людям Всевышним, именно Он их одел. Сам по себе этот рассказ достаточно удивителен. Ведь нет ни одного открытия, ни одного достижения человеческой цивилизации, которое бы человек не сделал сам, силою своего ума. Ни одно великое изобретение не даровано Создателем напрямую, ни один шаг в освоении окружающего мира человек не совершил «за ручку» со Всевышним. Ни добывание огня, ни обработка земли, ни строительство зданий не были открыты человеку Свыше. Человек сам должен был прокладывать свой путь. В то же время одежда была дарована ему Создателем, более того, в первый раз человек не одевается самостоятельно, но сказано совершенно ясно: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их»

Вот что пишет Бено Яаков в своём комментарии к книге Брейшит:

«Одежда — это не только защита от холода, не только украшение, это первый и обязательный отличительный признак человеческого общества. В ней и состоит — в нравственном аспекте — превосходство человека над животным. Общественный статус человека, мера его почитания опознаются по внешним особенностям его одежды. Сама по себе одежда — почёт для человека. И потому коэнам дана особая одежда, для почёта и для благолепия.

Высшая степень почёта, которой может достигнуть рождённый женщиной, это степень, на которую вознесён Великий коэн в момент, когда он входит в Святая Святых в Йом а-Кипурим. И он облачён в белые одежды, символ чистоты и непорочности, дабы уподобится человеку, «облечённому в лён» (Йехезкэл 9:2), поэтому сказано про него: «Кутонэт льняной священный пусть наденет, и нижнее платье льняное да будет на теле его, и поясом льняным пусть опоясывается, и кидар льняной надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою и надевает их» (Ваикра 16:4). Итак, одежда — это знак почёта для человека, как такового. Обнажённость же, по сути своей, знак животного, и обнажение — символ и сущность разврата.

Когда даровал Всевышний почёт человеку и его жене, облачив их в кожаные одежды, Он тем самым сказал нам, что одежда — это не только социальный консенсус, но и прямое продолжение Сотворения Мира, нечто вроде второй кожи, некая вторая, возвышенная телесность его. И хорошо написал Рабби Меир, желая уподобить человека Создателю его: «одежды из света» (Брейшит Раба, 20:29), поскольку про Всевышнего сказано «Окутан светом, как плащом» (Теиллим)»

Итак, по мнению Бено Яакова, одел Всевышний Адама и жену его, и этим освятил их для высшей миссии стать родоначальниками человеческого, цивилизованного общества. И похоже поступил по велению Всевышнего Моше, когда посвятил Аарона и его сыновей к священному служению:

«А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Исраэйлевых для его священнослужения Мне: Аарона, Надава и Авиу, Элазара и Итамара, сыновей Аарона. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия…. Сделали одежды Аарону для посвящения его на священнослужение Мне. … И облеки в них Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним, и помажь их, и уполномочь их, и посвяти их на священное служение Мне»

Отсюда мы учим, что человек, сотворённый по образу и подобию, не может ограничиваться своим естественным бытием, он должен вознестись, возвысится над бытием материальным. Человек — это единственное создание в мире, которое не удовлетворено своей естественной кожей, которое прикрывает свою наготу одеждой, дарованной ему Всевышним, и этим возложена на него миссия священного служения в Храме Природы. Сыны Аарона, коэны, отправляющие служение в Храме Всевышнего, не служат в одежде случайной, в одежде повседневной. Служение в Храме — это не часть будничной жизни, это не некое спонтанное, «естественное» проявление веры, напротив: это деяние продуманное и спланированное. Всевышний хочет разделения между будничным и священным, поэтому Он заповедал Моше изготовить коэнам одежды священные для почёта и благолепия.

Однако есть и те, кто толкуют заповедь об одеждах коэнов аллегорически. Для них функционального объяснение этой заповеди не достаточно. Они находят в почётных одеяниях не только зримое выражение возвышения человека над своей обнажённой натурой, не только облагораживание человека. Они видят в этих одеяниях символическое облачение человека в возвышенные и добродетельные душевные качества. И действительно, в Торе можно найти намёк, что облачение человека в священные одежды является метафорическим выражением тех изменений, того усиления благородных, праведных, чистых свойств человеческой души.

 Именно такая трактовка помогает МАЛБИМу разрешить противоречие, заметное между стихами:

«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия» (Шемот 28:2)

«И поговори со всеми, мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали одежды Аарону» (Шемот 28:3)

Кто же делает одежды коэнов? Сам Моше или «мудрые сердцем»? Казалось бы, можно удовлетвориться простым и банальным объяснением: тот, кто отдаёт повеление, надзирает и руководит его исполнением, тот, в известном смысле сам и исполняет это своё повеление. Но МАЛБИМ стремится найти в этом двойственном повелении глубокий, мистический смысл:

«И те одежды, которые он повелел изготовить были внешними, материальными, видимыми одеждами, которые подробно описаны, о которых рассказано, как изготавливали их мастера. Но на самом деле было повеление о внутреннем одеянии, которое коэны Всевышнего должны изготовить, чтобы облечь свою душу в добродетельные качества и свойства, которые и являются облачениями души, и которые изготавливали не мастера, а которые, по заповеди Создателя, содеял для коэнов сам Моше. Смысл этой заповеди в том, что Моше научил их исправлению и совершенствованию души, таким образом, что они облекли в величие и великолепие свою внутреннюю душу. …

Однако и внешние одеяния, которые, по сути своей, только намекают на одеяния внутренние, должны быть изготовлены мудрыми мастерами и специалистами в своём деле. И эти мастера тоже должны быть мудрыми сердцем, … ибо «мудрый сердцем» это очень высокая ступень. «Мудрый» — это человек, который ведёт себя мудро, но и у него продолжается внутренняя борьба против злого начала. «Мудрый сердцем» — это тот, чья мудрость полностью наполняет душу. И об этом сказано: «которых Я исполнил духа премудрости» — именно в этом смысл слов «мудрые сердцем»: тот, у кого дух мудрости наполнил всё сердце, и не осталось в сердце свободного места для инстинктов, для вожделений и для помыслов, противоречащих мудрости. И именно эти «мудрые сердцем» изготовят одеяния для Аарона, дабы освятить его, ибо они понимают, на что намекают эти внешние одеяния» (МАЛБИМ Шемот 28:2 к словам «и сделай священные одежды»)

Итак, перед нами три разных толкования заповеди о коэнском одеянии.

РАМБАН рассматривает его как средство воздействия на внешнюю аудиторию, одеяние должно быть великолепным и роскошным, должно вызывать ассоциации с царским блеском и величием.

Бено Яаков полагает, что облачение в коэнские одежды возвышает и облагораживает самих коэнов, возвышает их над естественной, природной реальностью и вводит в мир благородных и возвышенных ценностей, налагает на них особую миссию священного служения.

МАЛБИМ идёт ещё дальше. Он считает, что реальные, осязаемые одеяния коэнов это только символ «духовных одеяний», в которые облекает коэнов сам Моше. Эти духовные одеяния меняют саму душу человека, кардинально обновляют, его наделяют новыми добрыми свойствами.

xuhbebie [test]

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Недельный раздел Тецаве

  1. Я вам честно скажу, что версия «духовных кальсон» мне больше по душе, чем пшат 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.