Эдуард Малинский: «Главней всего погода в доме…»

Loading

В общем, в эпоху возраста 80+ я вступил с целым благоухающим букетом различных болезней и попал под опеку социальных работников из Института Национального Страхования.

Эдуард Малинский

«ГЛАВНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОМЕ…»

Здравствуй, старость, я рад этой встрече,
Я ведь мог и не встретить тебя.
(Игорь Губерман «Гарики»)

Эдуард МалинскийА вывод отсюда вытекает такой: если человеку уж «повезло» встретить старость, то общество просто обязано позаботиться о том, чтобы эта старость была не в тягость ни ему, ни обществу в целом.

Автор впервые пробует свои силы в новом для себя жанре — рассказе, т.е. в произведении, имеющем право на художественный вымысел. Бытует мнение, что истинная правда — это правда художественного вымысла. Не правда ли, звучит немного парадоксально?

Но… попробуем разобраться.

Вымысел — это, по сути, производная от воображения, которое является неотъемлемым свойством человеческой натуры. Воображение же, по мысли Константина Паустовского, помогает, пользуясь запасом жизненных наблюдений, раздумий и чувств, создавать наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями.

И, действительно, человек хочет знать, видеть и слышать всё, что хочет пережить сам.

А воображение помогает заполнять пустоты человеческой жизни.

И, приняв за основу вышеприведенную идеологию, мы и начнем наш рассказ.

… В общем, это была обычная поездка с севера в центр страны, уже не помню, по какому случаю. Да это и не важно.

Важно другое. Пересаживаясь на тель-авивском центральном автовокзале с межгородского маршрута на местный автобус, идущий в Холон, я обнаружил между креслом и стенкой автобуса стопку русскоязычных газет. Чтобы как –то убить время, начал их перебирать и наткнулся на общую тетрадь в обычной бумажной обложке. Повертев тетрадь в руках и не обнаружив никаких опознавательных знаков, указывающих на принадлежность к какому — либо конкретному лицу, и потому без всякого угрызения совести, я открыл тетрадь, но не в начале, а где — то в середине.

Страницы были исписаны ровным, довольно убористым, но отчетливым почерком. Это, по всей вероятности, был чей–то дневник. Первым, почти инстинктивным, желанием было стремлением вернуть тетрадь на прежнее место, но вдруг внимание моё привлекли выделенные жирным курсивом слова «Если дорог тебе твой дом…» И уже, ни о чем другом не думая, я углубился в чтение, да с таким интересом, что едва не проехал свою остановку.

Что же меня так увлекло? Предлагаю читателю разделить мой интерес при чтении этой тетради. Как и соответствует этому жанру, повествование велось от первого лица..

«Если дорог тебе твой дом…»

Эти симоновские строчки всё время сверлили мой мозг. Я отлично помнил, что у Симонова речь шла совсем не о том, что я сам пережил недавно, но именно эти слова вызывали у меня ассоциацию с недавно пережитыми событиями.

За свою долгую жизнь — иногда я с изрядной долей самоиронии отмечал, что чересчур долгую жизнь: ведь пережил я уже многих своих ровесников, и если Высоцкий, родившийся в 1938 году, однажды с юмором заметил, что был зачат в год «большого террора», то, что касается меня самого, в этот самый год «большого террора» я и родился — я не раз покидал свой дом.

Казалось бы, что можно уже было и привыкнуть к этому. Но была большая разница между прошлым и настоящим, и единицей измерения на этой огромной шкале жизни были различные её этапы, производные от которых составляли здоровье и жажда познания окружающего мира. Поэтому я сейчас просто для себя самого считаю необходимым освежить в памяти эти самые этапы. Да, это будет своего рода духовная исповедь, но в роли духовника предстоит выступить мне самому, и это будет автоисповедь.

Из отчего дома впервые я уехал после окончания школы, в возрасте 17 лет, поступив в вуз в соседнем городе; уехал со сравнительно лёгким чувством расставания, потому что знал, что в отчем доме меня всегда ждут, что для меня понятие «вернуться домой» означает возвращение именно сюда.

Правда, возвращение «сюда», в столичный город, так и не состоялось. После окончания вуза, по распределению я уехал в Сибирь, где несколько лет вёл кочевую жизнь изыскателя железных дорог и транспортного строителя.

Отработав положенный срок и встретив к этому времени свою богом посланную половину, с которой делю все радости и горести жизни уже почти 65 лет, я начал оседлую жизнь, наконец — то обретя уже свой собственный дом там же, в Сибири.

Шли годы, появились дети, а потом и внук. Работа в проектном институте, занимающемся, правда, вопросами не транспортного, а промышленного и гражданского строительства, приносила свои плоды в виде карьерного роста.

Было всё, и прежде всего здоровье, которое позволяло с оптимизмом смотреть в будущее и не бояться жизненных невзгод.

Но…наступила горбачевская перестройка, страну стали сотрясать политические бури, и хотя у меня никогда не было принципиальных разногласий с политическим режимом, несмотря на то, что я отлично понимал двуличность, царящую в обществе, когда думают одно, говорят другое, а делают третье, но, тем не менее, с диссидентами дружбы не водил. В общем, идеология типичного конформиста.

Но что было делать, как жить дальше, когда на глазах разрушался, казалось бы, прочный, на века устоявшийся жизненный уклад? Закрывались предприятия, назревала тотальная безработица.

И тут я поддался настроению, охватившему известную часть общества: «Израиль –вот панацея от всех бед! Поехали!» И это исконно русское слово, ставшее особенно популярным в 60-е годы после полета Гагарина, стало символом еврейских репатриантов.

Родственники, и мои и жены, со всех частей Союза твердили о том же.

И решение, наконец, было принято: «Поехали!» Правда, в глубине души я чувствовал борьбу двух противоположных желаний, навеянных, с одной стороны, словами Звездинского из его «Поручика Голицына: «Зачем нам, поручик, чужая земля?», а с другой стороны, главной мотивацией был аргумент Али Бабаевича из к/фильма «Джентльмены удачи»: «Все побежали, и я побежал!». Так получилось, что победил аргумент Али Бабаевича.

И даже сейчас, тридцать с лишним лет спустя, даже в этой исповеди, наедине с самим собою, я не могу однозначно оценить, правильное ли тогда было принято решение: слишком многовекторная задача стояла перед нами.

…На всю оставшуюся жизнь запомнилась мне та последняя, октябрьская 1991 года ночь, когда упаковывал последний багаж: утром предстояло ехать в аэропорт. Безжалостно отбрасывались вещи и предметы, годами верой и правдой служившие своим хозяевам: ведь разрушен был отчий дом; дом, отцом которого был я сам!

Не то, что мне было жалко именно этих вещей. Глупости! Жалко было потери чувства защищенности, исчезновения самой атмосферы: «Мой дом — моя крепость!»

Отныне мне и всему моему семейству предстояло плыть в неизвестность без этого ощущения, которое даёт отчий дом.

Но при этом не было чувства отчаяния, которое присутствует, когда бросаешься головой в глубокий омут без уверенности в том, что выплывешь, а было некое ощущение тревоги и дискомфорта, потому что довольно солидный, 50 с хорошим плюсом, возраст, сулил известные трудности в овладении совершенно незнакомого языка.

Однако за плечами был большой жизненный опыт, производственный стаж и желание быть полезным в новой среде обитания. И, главное, было здоровье, которое позволяло, по крайней мере, надеяться на преодоление всех трудностей.

И вот минуло 32 года жизни в Израиле. Мне не доставляет особого удовольствия вспоминать все перипетии этой жизни: начальная неустроенность, связанная, в основном, с трудностями освоения языка, необходимость перебиваться случайными работами, как-то: работа в ночные смены на кондитерской фабрике — в связи с чем довольно часто вспоминалась прочитанная ещё в детстве книга Н. Ляшко «Сладкая каторга» — а также работа по наведению порядка на платной автостоянке; работа охранником в мастерской, где трудились люди с ограниченными физическими возможностями — так корректно именовались обычные душевнобольные, занимающиеся трудовой терапией, в общем, своеобразные «жизненные университеты».

Так продолжалось несколько лет, пока наконец-то фортуна повернулась ко мне лицом, пусть не в анфас, но хотя бы вполоборота, потому что мой производственный потенциал проектировщика был задействован едва ли на четверть.

…А годы шли, и, достигнув пенсионного возраста в формате израильского КЗОТа, я был вынужден завершить свою производственную деятельность.

Так как полноценную пенсию я не заработал, опять-таки в рамках израильского трудового законодательства, возникшие трудности с погашением ипотеки, заставили продать купленную на машканту в начале 90-х годов квартиру в Центре страны и купить такого же метража квартиру на Севере, в Израэльской долине. Благодаря разнице цен на недвижимость в разных регионах страны удалось полностью погасить ипотеку, и квартира на Севере стала собственностью, свободной от всех долговых обязательств.

Казалось бы, наступил «золотой век» в нашей многотрудной жизни: уже ставшие взрослыми дети обзавелись семьями, и жили отдельно, в Центре и на Юге страны, присылая нам внуков на время школьных каникул: досуг внуков и свой мы заполняли посещением бассейна и многочисленными экскурсиями по стране.

Израильское пособие по старости в сумме с оформленной в стране исхода пенсией и наличие собственной полностью оплаченной квартиры давало возможность «прорубить окно в Европу»: в течение ряда лет посещение нескольких европейских стран, ряд круизов по Средиземному морю восполняли тот вакуум странствий, который существовал в стране исхода.

Но… ну, никак нельзя обойтись без этого злосчастного «но»,— шли годы, старость подходила всё ближе и ближе, и вот уже я попал из людей категории «пожилых» в следующую возрастную — по классификации ВОЗ — категорию «старики» (74–90 лет, а далее уже следует категория «долгожитель»).

Правда, поначалу и в категории «стариков» я чувствовал себя довольно комфортно: состояние здоровья позволяло вести прежний активный образ жизни. Даже проведенная в возрасте 75 лет замена коленного сустава на правой ноге не убавила оптимизма: поездки в Европу продолжались…

Тем не менее «процесс пошел»: следующая операция по замене ещё одного сустава — тазобедренного — всё на той же правой ноге открыла «ящик Пандорры», так как почти совпала по времени с пандемией ковид-19.

Вот когда аукнулись «грехи» молодости: ежедневные пятикилометровые пробежки по асфальту иртышской набережной в течение десятилетий, и в результате — разрушение суставов.

Дальше — больше! Заявили о себе и результаты изнурительных тренировок по тяжёлой атлетике в далекой студенческой молодости: томография позвоночника выявила «дегенеративные возрастные изменения» отдельных позвонков и межпозвоночных дисков.

В общем, в эпоху возраста 80+ я вступил с целым благоухающим букетом различных болезней и попал под опеку социальных работников из Института Национального Страхования.

И даже это обстоятельство не убавило оптимизма, потому что рядом была жена — верный друг, с которым рука об руку столько лет прошагал по жизненному пути; друг, который помогал справляться со всеми трудностями.

Но время неумолимо продолжало свой бег вперед, старость подкрадывалась незаметно, и хотя мы не ощущали себя поначалу слабыми и беспомощными, но когда «обновления» моего организма совпали по времени с аналогичным процессом у жены, мы сразу же ощутили, что «процесс не просто пошел», а вступил в стадию разрушения.

Склонные к самоиронии, поначалу мы шутили, что это сбывается первый этап пророчества в одной из сказок Андерсена: «они прожили долгую счастливую жизнь и умерли в один день».

Но уход из жизни ещё казался нам далекой, если не сказать, очень далёкой перспективой, так что строки не достигшего и своего тридцатилетия поэта из его «романа в стихах»:

Итак, они старели оба,
И отворились, наконец,
Перед супругом двери гроба.

— произносились нами, уже весьма пожилыми людьми, очень легко, можно сказать, без сопереживания.

…Первый звонок прозвенел в марте 2020 года, когда эпидемия короновируса уже плотно укутала страну. Ноги стали настолько непослушными, что на утренние прогулки я уже выходил из дома только в сопровождении специально выделенного для этой цели Битуах Леуми человека.

У супруги же процесс отказа нижних конечностей проходил не столь интенсивно, и она продолжала самостоятельные прогулки.

Мы по–прежнему продолжали жить в своей квартире, у нас были помощники, предоставленные Службой Национального Страхования, и хотя мы уже отошли от активной общественной жизни и перестали принимать участие в экскурсиях как внутри страны, так и за рубежом, но … жизнь продолжалась: общение с друзьями, осведомленность о жизни местного общества, сохранившиеся социальные связи, а также, в немалой степени благодаря тому, что проживание в своей квартире давало ощущение защищенности, присущее отчему дому. И опять же мы находили ощущение сопереживания у А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…

Но время работало не на нас: ведь мы «ехали уже с ярмарки».

…Во время одной из прогулок жена, потеряв равновесие, неудачно упала, разбив голову. Состояние её здоровья резко ухудшилось, и она уже перестала выходить на улицу. И ещё через месяц она упала в квартире, получив перелом бедра, и была госпитализирована.

И я остался «один дома». Зная, что в Израиле больных с переломами не задерживают подолгу в больнице, и выполнив определённые мероприятия, через пару-тройку дней выписывают домой, я рассчитывал дождаться супругу дома.

Но, врачи, проведя углубленное исследование, решили не выписывать ее домой, как я предполагал изначально, а послать ее на месяц в реабилитационный центр.

Так как наша дочь жила в Холоне, она попросила определить маму в медучреждение в Центре страны, чтобы иметь возможность посещать ее почаще. Таким образом, вопрос с моим размещением решился автоматически, и я поехал в Холон, надеясь, что через месяц мы вернёмся в свои Пенаты.

Судьбе же было угодно распорядиться иначе.

По состоянию здоровья и жены (как видно, сказались результаты падений), и моего — в этом случае пришлось учесть по совокупности и мой возраст и последствия уже упомянутых выше «грехов» молодости, — резко ухудшилась деятельность, выражаясь по—научному, опорно-двигательного аппарата. Вердикт врачей звучал приблизительно так, как в «Коллегах» Василия Аксенова — «Общий ушиб организма в результате падения с телеги».

А конечным итогом явилось решение Института Национального Страхования на основании медицинского диагноза, которое гласило о необходимости круглосуточного обслуживания нас сиделкой семь суток в неделю. И по настоянию дочери пришлось снимать квартиру в Холоне, а в счёт частичной компенсации затрат, имея в виду далеко не одинаковую стоимость на аренду недвижимости в разных регионах страны, свою собственную квартиру на Севере страны сдавать в наем.

Именно здесь, как теперь абсолютно ясно. я и совершил ошибку не просто тактическую, а стратегическую. И вот почему.

Процесс сдачи собственной квартиры на Севере в аренду, в силу ряда причин, несколько затянулся, и каждый раз, приезжая туда для частичного вывоза оставшихся вещей, я почти физически ощущал, как постепенно рвутся те нити, которые связывали нашу семью с прежней жизнью, чувствовал приближение точки невозврата к этой жизни. И на это чувство накладывалось очень болезненное ощущение ухудшения состояния здоровья, не только физического, но и духовного. Я впадал в депрессивное состояние, ибо речь уже шла не только о возврате к прежней жизни, а о жизни вообще. Я мучительно искал выход из положения, чувствуя себя в положении волка, не имеющего возможности выскочить из зоны, огороженной флажками, ну, в точности, как у Высоцкого в «Охоте на волков».

И тут на глаза мне попалось стихотворение киевского поэта Наума Сагаловского, тоже уехавшего в эмиграцию, но не в Израиль, а в США, где он был открыт для широкой публики Сергеем Довлатовым.

Стихотворение называлось «Где эта улица?» и было посвящено жизни поэта в эмиграции, и настолько совпало с ходом моих собственных мыслей, что я буквально почувствовал непреодолимое желание стать хоть и незванным, но «соавтором», сделав «привязку» автобиографического творения поэта к своей собственной биографии. Собственно говоря, это была попытка осмыслить прошедшую жизнь.

Лишь выплеснув на бумагу обуревавшие меня мысли, мне, как поначалу показалось, удалось обрести душевное спокойствие.

И посвятил я это стихотворение своей любимой жене. И всей нашей совместной жизни, длиною уже почти 65 лет.

Чтобы не потерять этот источник умиротворения, я запечатлел его в дневнике. Привожу здесь полностью:

Где эта улица?

Где эта улица? Улицы нет.
Названной именем Феди Крылова.
Мне она нравилась, честное слово,
Хоть и не всё я запомнил за давностью лет.
Берег иртышский, вода и песок,
Милые звуки российского мата.
Воздух там с запахом нефтикомбината,
Жизни ушедшей забытый кусок
В городе Эн-ске. Ну, где ж этот дом?
Многоэтажный, с крышей плоской, бетонной,
Три комнатушки и шум заоконный…
Помнишь, как жили мы там впятером?
Помнишь, как тихо струилась река,
Слышался звон на Серова трамваев.
Липы цвели, и Муслим Магомаев
Пел о любви на волне «Маяка».
Где ж эта барышня, что был я влюблен..?
Где эта барышня? Скрылась, исчезла…
Как по веленью волшебного жезла,
В тумане сиреневом давних времён.
Барышня? Бабушка нынче, то мёд мой, не яд,
Нашей любви — седьмой уж десяток.
Как этот срок ненадёжен и краток…
Что там грядущие годы таят?
Была же ведь радость и счастье было..
Как неразумно мы их расточали…
Господи, чёрная птица печали
Вновь простирает над нами крыло.
Старость — не радость, да и болезни — не грех,
Вот они, дожили мы до обеих…
Господи, разве ж мы звали к себе их?
Разве ж твоя благодать не для всех?
Где ж наша молодость? Там, за бугром.
Вспомним, поплачем…А в правду: была ли?
Птицы отпели, костры отпылали…
Годы обрублены, как топором.
Каждое утро — с команды: «Готовсь!»
Служба, зарплата, волнения, слухи,
Дети, продукты, ангины, желтухи,
Плюс — отголоски родительских просьб.
Помнишь, прогулки по скользкой лыжне
На берегах Иртыша, там, на лоне природы.
Скудные наши медовые годы
В «лучшей на свете» Советской стране.
Нашу жилплощадь — семейный очаг,
Теплое место для сна и досуга.
Только и радости, что другу от друга,
Только и света, что в детских очах…
Молодость…Душу себе не трави.
Что там за нами? Одни головешки.
Время уходит в безудержной спешке…
А я ведь ещё не сказал о любви…
Прошлые дни не отмыть добела.
Купаны в горькой советской купели.
Жили, страдали, растили, корпели..
Может быть, это любовь и была?
Помнишь ли в Эн-ске казённый дворец?
Там прозвучал для нас марш Мендельсона…
Проштамповала служивая фея закона
Соединение наших любящих сердец..
Я тебя вижу сейчас, как тогда:
Юная, в белое платье одета,
Милая, нежная, полная света.
Боже, как ты была молода!
Но быстро кончается брачный бедлам,
В роли гостей — только парни из экспедиции нашей таёжной,
Да и предчувствие скорой разлуки тревожной..
И с этой минуты — вся жизнь пополам!
Лето и осень, жара и дожди,
Радости наши, надежды и муки,
Дети, что будут, а может быть, внуки:
Все впереди ещё, всё впереди!
Но… годы промчатся, и два старика
В боли и немощи, как в паутине,
Будем мы вместе с тобой на чужбине
Век доживать…Но об этом пока
Нам ещё не известно. Отныне вдвойне
Хочется ласки, покоя, уюта..
Канет волшебная эта минута –
Счастье начнется! И кажется мне,
Что суждено нам, как сказка гласит,
Долго прожить и уйти в одночасье..
Ангелы в небе, несущие счастье,
Молча спускаются…Дождь моросит..

Стихотворение Сагаловского завершается на оптимистической ноте, потому что автор искусственно создаёт атмосферу благостного ожидания будущего, о котором «пока нам ещё не известно». Реальность же бытия гораздо суровее, вот она, безжалостно бьющая по физиономии:

Но…годы промчатся, и два старика
В боли и немощи, как в паутине,
Будем мы вместе с тобой на чужбине
Век доживать…
Вот она, суровая правда жизни…

Пока я занимался этим, в силу своих скромных способностей, поэтическим творчеством, казалось, что выплеснутая на бумагу душевная боль поможет преодолеть охватившую меня депрессию, но… не тут-то было.

Прочесть стихотворение жене мне удалось только после нескольких неудачных попыток: слезы не давали возможность закончить чтение. Как видно, бытующее мнение, что с возрастом люди становятся чересчур сентиментальными, родилось не на пустом месте.

Именно здесь, выбрав для своего дальнейшего ПМЖ съемную квартиру в другом, чужом для нас городе, и тем самым оборвав сложившиеся за последние двадцать лет личные и социальные связи, я совершил ошибку стратегического характера, как уже подчеркивал выше, потому что мы лишились той самой атмосферы отчего дома, т.е. случилось то, чего я всю жизнь так страшился потерять, ибо на съемной квартире в Холоне нас уже не покидало ощущение того, что находимся мы не в родных стенах, а в лагере для временно перемещенных лиц. И только будущее должно показать, будет ли основание надеяться на благополучный исход, подобный описанному Есениным в его уже вековой давности стихотворении «Письмо к женщине»:

«…В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…»

Поэтому, всеми правдами и неправдами нужно стараться как можно дольше сохранять ту «погоду в доме», которая даёт возможность считать этот дом своим, несмотря на то, что за стенами этого дома бушует совсем другая жизнь.

На этом рукопись в тетради, найденной в Холоне, обрывалась. Никаких признаков, дающих хотя бы хрупкую надежду на возможность разыскать хозяина тетради, не было..

Поэтому тетрадь эту я забрал с собою. Почему?

Я очень симпатизировал автору рукописи и хорошо понимал его душевные страдания, сострадал им, и мне было бы очень неприятно, если — оставь я её в автобусе! — она попала в руки непорядочного или просто равнодушного человека.

А сострадал я ему потому, что чётко обозначив свой возраст, он очертил круг, охватывающий множество русскоязычных израильтян пожилого возраста, т.е. людей старше 65 лет— так принято именовать пожилых, согласно классификации ВОЗ.

Почему я выделяю именно русскоязычных израильтян? Да потому что для уроженцев Израиля этой проблемы не существует по определению.

Как ни старался я дистанцироваться от своего постоянного жанра — аналитики и публицистики –«старая любовь не ржавеет»: всё-таки постарался собрать соответствующую статистику, чтобы доказать справедливость поднятой моим литературным героем проблемы, ибо проблема эта, хоть и носит сугубо личный характер, но имеет важное социальное значение.

В Израиле в 2022 году, по данным ЦСБ Израиля, опубликованным к 1.10.23, когда обычно во всём мире отмечается Международный день пожилых людей, насчитывалось всего 1,2 млн пожилых людей, что составляет около 12% от всего населения страны. 44% от числа пожилых — имеют возраст выше 75 лет-это почти 530 тыс. В эту категорию населения — «старики» — входят, разумеется, и русскоязычные пожилые.

Но статистика здесь имеет свою специфику. Если доля русскоязычных от всего населения страны составляет порядка 14%, то пожилых людей внутри этой категории уже 25,5%.

Как видите, категория наших дважды соотечественников выглядит гораздо более возрастной на фоне общеизраильской статистики: их более 20% от всех пожилых в стране.

И, продолжая наши вычисления, приходим к следующим цифрам: при количестве пожилых русскоязычных порядка 360 тыс., на долю людей старше 75 лет, т.е. подпадающих под категорию «старики», по классификации ВОЗ приходится почти 160 тыс. человек.

Вот так мы и пришли к пониманию количества (почти 160 тыс.) потенциальных жертв тех обстоятельств, в плену которых оказался наш литературный герой.

Да, это проблема, требующая решения и притом безотлагательного, я бы даже сказал, в общегосударственном масштабе.

Обратимся к науке. Исследования, проведенные доктором Элизой Эйферт Фриман в области долголетия показывают, что генетический фактор влияет лишь на небольшую часть, всего около 25%, на продолжительность жизни. Она объяснила, что более значимое воздействие оказывают окружающая среда и образ жизни.

Эксперт отметила, что социальные связи являются ключевым фактором для долголетия, ссылаясь на десятки исследований. Она уточнила, что люди с более широким кругом общения имеют на 45% меньший риск преждевременной смерти по сравнению с теми, у кого их нет. Специалист добавила, что обладатели сильной социальной поддержки также испытывают улучшение в психическом здоровье, сердечно-сосудистой системе, иммунной функции и других аспектах.

Отмечено, что противоположность социальных связей — одиночество и изоляция — негативно влияет на долголетие, повышая шансы смертности на 91%. Доктор Фриман подчеркнула, что помимо социальных отношений существуют и другие факторы, влияющие на долгую и здоровую жизнь.

Согласно исследованию, накопленный жизненный опыт служит важной основой для развития мудрости. Тем не менее, авторы исследования подчеркивают, что не все мудрые люди являются пожилыми, и не все пожилые обязательно обладают мудростью. Они отмечают, что не менее важно, как люди размышляют о своем жизненном опыте и какие уроки они извлекают из него.

И в заключение.

Сменив привычный для себя жанр аналитики и публицистики на рассказ, автор, в этом — новом для себя жанре, решил в этом месте поставить в данном психологическом, имеющем форму этюда, точку.

Ведь что такое этюд в литературе?

Как правило, этюд понимается как решение одной, локально поставленной задачи: творческой, сюжетной или психологической. Не имея чётко обрисованных границ, литературный этюд каждый раз решается по выбору автора, в согласии с творческими задачами.

А сейчас самое время — для толкования заголовка и эпиграфа.

Сначала о заголовке. Речь идет о той самой «погоде в доме», которая в одноименном стихотворении Михаила Танича определяет чувство защищенности, которое даёт отчий дом.

Что же касается эпиграфа: это строчки из одного так называемого гарика поэта Игоря Губермана и говорят они о том, что далеко не всем суждено встретить старость, что это просто везение.

А вывод отсюда вытекает такой: если человеку уж «повезло» встретить старость, то общество просто обязано позаботиться о том, чтобы эта старость была не в тягость ни ему, ни обществу в целом.

Print Friendly, PDF & Email

11 комментариев для “Эдуард Малинский: «Главней всего погода в доме…»

  1. Иосиф Бродский

    Когда так много позади
    всего, в особенности — горя,
    поддержки чьей-нибудь не жди,
    сядь в поезд, высадись у моря.
    Оно обширнее. Оно
    и глубже. Это превосходство —
    не слишком радостное. Но
    уж если чувствовать сиротство,
    то лучше в тех местах, чей вид
    волнует, нежели язвит.

    Одиночество – чувство, о котором не принято говорить. Можно чувствовать себя одиноким в толпе и наоборот, быть абсолютно счастливым, когда рядом никого нет.
    Есть вещи куда хуже одиночества, многие люди настоящее одиночество испытывают в браке, и не только не говорят об этом, но боятся признаться в этом самому себе. Делить крышу над головой с людьми без эмоциональной взаимности, вносящих в вашу жизнь лишь раздражение и разочарование, или – не дай Бог, быть от них в какой-либо зависимости, вот это – куда хуже любого одиночества, которое иногда бывает не только позитивным, но и продуктивным. Есть у него другой плюс, оно заставляет быть внимательнее к другим и ценить новые отношения.
    Вывод: учитывая повсеместную значительную концентрацию различного рода навязчивых всезнаек и назойливых дураков – одиночество не недостаток, а бесценный дар.

    https://youtube.com/watch?v=NKNSJVNE2_I&si=Y7CRSv3w-4XT-JJq

  2. Спасибо. И в этом жанре, как и в ранее нам явленном, автор успешен и убедителен. К нему старость пришла благополучной, достойной и творческой. Желаю продолжения в том же духе. Эта пора жизни складывается у каждого по-разному, но для всех похоже: «молодость ушла — не простилась, старость пришла — не поздоровалась».

  3. Хозяин дома бережет свой дом и своих детей?
    А хозяин ли тот, кому наплевать на то, что эксперт заявил, что этот дом развалится в случае землетрясения и 7000 погибнут в эрицентральной зоне?
    Сколько вам надо сообщать, что жизнь людей можно сохранить, если финансировать метод, который успешно прошел испытания? Я обоим Директорам израильских институтов геологии и геофизики сообщил, что их метод не сохранит жизнь людей (Dr. Uri Picciotto, CEO of The Geophysical Institute of Israel, Dr. Ittai Kurzon Head of Seismological Division, Dr. Zohar Gvirtzman.) Турция внедряет тот же метод что вы и они потеряли убитыми более 50 тысяч человек.
    Недавно в Казахстане было землетрясение и у них вначале боли толчки, потом сигнал «землетрясение». Жизнь людей он не спасет.

    https://www.facebook.com/share/v/hG3cPR6osDTp2sQM/?sfnsn=mo&mibextid=VhDh1V
    https://vt.tiktok.com/ZSF8esd2C/

  4. Автор впервые пробует свои силы в новом для себя жанре — рассказе,
    _______________________________
    И у вас хорошо получилось. Можно поздравить с удачным дебютом.

  5. Эдуард написал: «общество просто обязано позаботиться о том, чтобы эта старость была не в тягость ни ему, ни обществу в целом». Кто бы спорил! Но, обращаясь к описанной в рассказе ситуации, представляется, что оказавшийся в ней персонаж вряд ли может сетовать, что «общество НЕ позаботилось» о нем. За свое самоощущение мы ответственны сами. Моя ситуация похожа на описанную Эдуардом. Но вот тоски по «отчему дому» я не испытываю совсем. Да, в оставленной нами стране замечательная природа и культура, есть прекрасные люди. Там можно было строить счастливую семейную жизнь. Но все это есть везде на Земле. Однако Израиль это место, где живет одна большая семья — еврейский народ. И мне очень жаль тех евреев, которые не считают Израиль своим «отчим домом».

  6. Хорошо написано, жизненно. К сожалению, одиночество и изоляция-это то, что даже сегодня, в век интернета, ожидает большинство из тех кому «повезло» встретить старость, но не очень повезло сохранить здоровье. Особенно тех, кто переехал жить в новую страну в возрасте 50+…

    1. Некоторые считают одиночество даром 🙂

      На одиночество подсел,
      Свободных вечеров не счесть —
      Пусть дома у меня не все,
      Но мне хватает тех, кто есть…

  7. Уважаемый Эдуард, мне кажется автору, в отличие от его героя, отсутствие социальных связей не грозит, поскольку Вы нашли компанию для серьезных разговоров на этом портале. Продолжайте, мы Вас слушаем.

  8. «Все побежали, и я побежал!»
    Честный рассказ. Позиция автора стала более чем понятной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.