Михаил Ривкин: Недельный раздел Шофтим

Loading

Но такое объяснение не даёт нам ответа на тот вопрос, с которого мы начали, а именно на вопрос о формулировке заповеди, которая увязывает назначение царя с желанием быть как все народы. На этот вопрос ответа, по-прежнему нет.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ШОФТИМ

Михаил РивкинКогда придешь на землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней, и скажешь ты: Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня; То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Б-г твой. Из среды братьев твоих поставь над собою царя; ты не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе (Деварим 17:14-15)

Повеление поставить царя по мнению многих Мудрецов Талмуда является одной из предписывающих заповедей. Однако сама формулировка этой заповеди не исчерпывается словами «Поставь над собою царя, которого изберёт Г-сподь Б-г твой». Этому повелению предшествует точная фиксация времени исполнения заповеди: «Когда придешь на землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней», а также важное условие исполнения заповеди: «и скажешь ты: Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня»

И многие комментаторы выражали своё удивление этому условию, РАМБАН справедливо спросил

«Какой смысл включать в формулировку заповеди Торы «как все племена вокруг меня». Неужели же надлежит Израилю учиться у них?! Напротив, мы должны отвергать грешников и нечестивцев»

И если именно такова предписывающая заповедь, почему не сказать прямо, безо всяких оговорок и уточнений: «Когда придёшь в землю поставь над собою царя»?

И ещё удивлялись комментаторы, и ранее всех – Мудрецы Талмуда, явному противоречию между словами о назначении царя и тем, что так подробно рассказано о просьбе народа поставить царя в эпоху пророка Шемуэля. Ведь Шемуэль разгневался гневом великим, когда исполнены были слова Писания в цитированном отрывке, и пришли сыны Израиля и попросили царя точно в той формулировке, которая фигурирует в Торе: «А теперь поставь над нами царя судить нас, как все народы» (IШемуэль 8:5)

Это явное противоречие обсуждается в Тосефте Санхедрин:

«Р. Йеуда сказал: три заповеди заповеданы Израилю, когда войдёт он в Землю Обетованную. Заповедано им поставить царя, и построить Храм, и искоренить семя Амалека.

Но если так, почему же наказаны они были во времена Шауля?» (Тосефта Санхедрин 4:3)

Подобные же соображения высказывает РАМБАМ в Законах о царстве:

«Три заповеди заповедано исполнить Израилю в тот час, когда войдёт он в Землю Обетованную: поставить царя, как сказано: «Поставлю над собою царя» (Деварим 17:14), искоренить семя Амалека, как сказано: «сотри семя Амалека» (там 25:19) и построить Храм, как сказано: «к Его обиталищу устремляйтесь, и приходи туда» (там 12:5)

И встаёт вопрос: поскольку назначить царя это заповедь, почему не пожелал этого Всевышний, когда попросили царя у пророка Шемуэля» (РАМБАМ «Законы о царстве» 1:1-2)

В Тосефте, в продолжении сказанного выше, даны три ответа на вопрос, посему сыны Израиля были наказаны во времена Шемуэля:

  • наказаны не иначе, как только за то, что поспешили со своей просьбой.
  • Р. Неорай сказал: вся эта история рассказана только затем, чтобы изобличить строптивость сынов Израиля, как сказано: «скажешь ты: Поставлю над собою царя» (комментарий РАШИ: ибо известно Всевышнему, что они проявят строптивость, и скажут затем: «И будем мы, как все народы»)
  • Р. Элазар, сын р. Йоси сказал: старейшины попросили должным образом, «А теперь поставь над нами царя судить нас» но простолюдины от своего имени испортили просьбу, как сказано «и будем мы как все народы» (IШемуэль 8:20)» (Тосефта Санхедрин 4:3)

Итак, согласно первому ответу в самой просьбе не было ничего плохого, но она была обращена к пророку не в то время, когда нужно. Если бы эта просьба прозвучала в другое время, после смерти пророка Шемуэля, в то время, когда у Израиля уже не было пророка, направляющего пути их и отвечающего на все их вопросы, то в такой просьбе не было бы ничего плохого, это было бы просто исполнение заповеди Торы, достойное всяческой хвалы. Но такое объяснение не даёт нам ответа на тот вопрос, с которого мы начали, а именно на вопрос о формулировке заповеди, которая увязывает назначение царя с желанием быть как все народы. На этот вопрос ответа, по-прежнему нет.

Согласно третьему мнению, вся вина состояла в неправильной формулировке просьбы, в той формулировке, которую исказили простолюдины. Они попросили царя не ради исполнения заповеди, но просто потому, что им очень захотелось подражать народам, они всеми силами стремились стать подобными тем народам, которые их окружают, и в этом состоял их грех. И об этом говорит Рав Нисим Герунди в своём толковании Торы:

«Если бы они просто попросили царя, если бы сказали «поставь нам царя…» то в этом не было бы греха и провинности, но было бы исполнение заповеди»

Однако и в этом случае можно поспорить: ведь формулировка просьбы целиком и полностью заимствована из Торы! В чём же, в таком случае, состоял грех?

Теперь рассмотрим мнение Рабби Неорая:

«вся эта история рассказана только затем, чтобы изобличить строптивость сынов Израиля»

Это мнение подробно раскрыто в словах Дона Ицхака Абарбанеля, в его комментарии к Торе, и ещё подробнее в комментарии к Книге Шемуэля, и вот резюме его комментария:

«Писание повествует нам, что, в конце концов, после того, как Израиль захватит Землю Обетованную и заселит её, по милости Всевышнего к Израилю, они станут неблагодарны, и попросят безо всякой на то нужды, чтобы царствовал над ними царь. Попросят не потому, что это станет необходимым, но только для того, чтобы сравняться с народами, которые установили у себя царскую власть, \…\ Иными словами, по своей наивности они не требовали царя во времена войн за завоевание Земли Обетованной, хотя это было бы самое подходящее время для такой просьбы. Однако после завершения завоевания, когда земля будет разделена между коленами, и осядут они там надежно, и всё это – по воле Провидения, и безо всякого царя, только тогда, безо всякой нужды и безо всякой необходимости, скажут они «поставь над нами царя», и это ради того, чтобы быть «как все племена, которые вокруг меня», то есть без всякой иной нужды и потребности. И когда это произойдёт, то заповедал Всевышний, чтобы не ставили они царя по своему произволу, а только того, «которого изберёт Г-сподь», и именно в этом состоит суть заповеди: «поставь над тобою царя которого изберёт Г-сподь», а не в том, чтобы Израиль просил царя у Всевышнего. И согласно вышесказанному, эта заповедь зависит от свободного выбора, иными словами, когда и если захочешь ты сделать нечто (само по себе нежелательное), то делай это не иначе, как указанным тебе Свыше способом. И это подобно сказанному в истории про пленницу: «Когда выступишь на войну против врагов твоих, и отдаст их Г-сподь, Б-г твой, в руки тебе, и ты возьмешь их в плен; И увидишь в плену жену, красивую видом, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены; То приведи ее в свой дом, и пусть обреет она свою голову и отпустит ногти свои» (Деварим 21:10-12). Нет заповеди брать пленницу и желать её. Но если таков твой свободный выбор, и ты поддался злому началу, то только в этом случае должен ты исполнить заповедь «приведи её в дом свой», как это толковали Мудрецы Наши.

Итак, вопрос о царе стоит таким образом: просьба поставить царя это не заповедь, это свободный выбор, в котором действует злое начало, а заповедь, зависящая от этого выбора, состоит в том, чтобы поставили царя по воле Всевышнего, из братьев твоих» (Ицхак Абарбанель, Шемуэль 8:6)

К примеру Ицхака Абарбанеля можно добавить ещё один. В Главе Рээ указано, что, наряду со священным жертвоприношением на жертвеннике в Мишкане, сынам Израиля разрешается совершать профанный, повседневный убой. Это связано с тем, что в Земле обетованной Израиль расселился на большой территории, и евреи могли посещать резиденцию Мишкана и приносить жертвы лишь несколько раз в году. Именно тогда было разрешено в пищу неосвящённое мясо, «мясо вожделения», включая те части, которые ранее поедались коэнами при принесении мирных жертв. Разумеется, при этом должны были соблюдаться все законы убоя, а также другие законы, как-то: сокрытие пролитой крови, запрет есть кровь и внутренний жир и т.п:

«Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса, то сколько угодно душе твоей ешь мяса. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения имени Своего там, то зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, который дал тебе Г-сподь, как я повелел тебе, и ешь во вратах твоих по всему желанию души твоей» (Деварим 12:20-21)

Вызывает удивление формулировка этого закона. Разрешено есть мясо во всех частях Страны Израиля и за её пределами, однако это разрешение дано с некоторой оговоркой: «и ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса». Эта оговорка как бы намекает, что разрешение есть мясо — это не более чем уступка вожделению того, кто пожелал, уступка тому, кто сказал «поел бы я мяса». И эта уступка сделана при ясно выраженном условии: «то зарежь, как Я повелел тебе», иными словами, не так, как тебе придёт на ум, и не так, как делают все народы мира, а исключительно «как Я повелел» — как разрешается это делать по воле Всевышнего.

И таким образом дан ответ на вопрос, почему в формулировке заповеди фигурируют слова «поставлю царя, как у всех народов». Ведь заповедь назначения царя это не заповедь первоначальная. Эти слова означают только разрешение поставить царя и устанавливают правила и ограничения, в том, не очень-то хорошем случае, если народ царя захочет. В том случае, если Израиль не пожелает исключительного Небесного водительства, Небесного Царства без всякого царя во плоти, как сказал пророк Шемуэль: «Г-сподь Б-г ваш Он ваш царь», и если будут они тосковать по реальной ощутимой власти, по вождю, который будет ими повелевать и вести их вперёд, выходить впереди них, вести на войну, и пожелают «и будем и мы, как все народы», чтобы знать, как вести себя в таких случаях, дана цитированная заповедь в главе Шофтим.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Шофтим

  1. Спасибо за ваш вопрос, Сэм. Очевидно, вы имеете в виду слова Шемуэль, Деварим и т.п., где под ппервой буквой стоит Шева. Огласовка Шева (шва) выглядит как двоеточие под согласной и имеет два варианта произношения. «Шева подвижное» (Шева на) произносится как краткий звук Е. Именно так звучит Шева под первой буквой в любом слове. «Шева покоящееся» (Шева нах) не произносится вообще, в большинстве случаев именно это Шева мы встречаем в иврите, и потому многие вообще не произносят эту огласовку, даже под первой буквой, но это не совсем верно. На самом деле правильное произношение это нечто среднее между Дварим и Деварим

  2. Всевышний был противоречив, как инструкции в бывшем СССР.
    Как ни поступишь — тебя всегда можно наказать за нарушение. 🙂

  3. Уважаемый рав Ривкин, всегда в обязательном порядке читаю Ваши Недельные разделы. К сожалению, в том образовании, которой я, и не только я, получил, всего этого не было. А этот Раздел «про царя» ещё и чрезвычайно актуален сегодня в Израиле.
    И у меня маленький, абсолютно непринципиальный вопрос. Чем вызвано, что Вы зачастую пишите еврейские имена не так, как они звучат сегодня?
    С уважением
    Сэм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.