Лев Мадорский: Спаситель еврейских детей

Loading

К тому времени нацистская машина смерти набирала обороты. Евреев, и взрослых и детей, сотнями уничтожали в газовых камерах, оборудованных как душ. Узники раздевались догола, их вели в душ, но вместо воды пускали угарный газ.

Лев Мадорский

СПАСИТЕЛЬ ЕВРЕЙСКИХ ДЕТЕЙ

Тема предложена М.Ф. Израиль

Лев МадорскийЯнуш Корчак (1878-1942г.г.), имя при рождении Эрш Хенрик Гольдшмидт, педагог, писатель, детский врач, общественный деятель, родился 22 июля 1878 года в Варшаве, в ассимилированной, еврейской семье. Имя Януша можно без преувеличения поставить в одном ряду с именами великих педагогов Иоганна Песталлоци, Констанина Ушинского, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского…

Тут хочу очень коротко вспомнить, что в истории польского государства были разные времена и разные отношения иудеев с поляками. От тёплых и дружественных, когда потомки Авраама именно в Речи Посполитой находили спасение от гонений и дискриминации в других странах Европы, и когда еврейское население Польши увеличилось до 3 млн человек, до геноцида в оккупированной нацистами стране, когда присутствие иудеев сократилось до ста тысяч, и послевоенного, антисемитского режима 70-десятых Станислава Гомулки, когда в результате эмиграции в США, оно уменьшилось до трёх тысяч.

Но вернёмся к Янушу. Впоследствии он напишет: «Меня назвали в честь дедушки Герш и в детстве звали Генриком». В 1885 году в возрасте 7 лет Генрик поступает в варшавскую гимназию имени А. Шмурло, известного польского литератора и педагога. Учился Генрик плохо, даже один раз в пятом класса остался на второй год. Впрочем, такое среди гениев, мышление которых не укладывается на прокрустово ложе обычных смертных, случается. Например, плохо учились в школе изобретатель электричества Томас Эдисон, знаменитый микробиолог Пастер, великий физик Альберт Эйнштейн. Учился Генрик, повторяю, плохо, но при этом уже в школьные годы интересовался литературой и в запой читал всё, что было в домашней или в школьной библиотеке. Особенно, русских писателей А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского…

Сразу же после окончания гимназии Гольдшмидт поступил в варшавский медицинский институт, или, как он тогда назывался, университет, который закончил в 27 лет. Уже в студенческие годы Януш под псевдонимом «Корчак» публикует свою первую книгу «Как любить ребёнка». Эта книга, как, впрочем, и большая часть литературного творчества Януша имела педагогическую направленность и адресована была, в основном, родителям. Но писал он и непосредственно для детей.

Также будучи студентом, Гольдшмдт некоторое время подрабатывает детским врачом в еврейской детской клинике Берсонов. Уже тогда Генрик выбирает для себя направление в медицине-педиатрия. Направление, где его медицинское образование, как бы, пересекается с педагогическим талантом…

Шла русско-японская война 1904–1905 гг., Польша, входившая в состав России, принимала участие в военных действиях, и сразу же после окончания университета Януш был направлен на фронт. Сначала военным врачом, как тогда говорили, лекарем, а потом несколько месяцев он работает детским врачом в киевском детском приюте.

После войны Корчак живёт два года (1905-1907гг.) в Берлине, потом по полгода в Париже и в Берлине, где посещает лекции по педагогике и педиатрии, а также детские приюты и детские больницы. В 1909 году Генрик возвращается в Варшаву и работает педиатром в детской больнице. Но не только. Деятельность Корчака всегда была многогранна: он преподаёт в варшавском медицинском институте, пишет в газетах, выступает на радио, помогает как консультант в трудных медицинских случаях в детских приютах.

Кроме того, Корчак продолжает литературную деятельность. Наибольшую популярность приобретают его книги: «Король Матиуш первый», «Оставьте меня детям», «Дайте жить детям.

Януш был необычным человеком и в 1911 году в 33 года он принимает три необычных решения: отказаться от профессии врача, никогда не жениться и не заводить семью, посвятить свою жизнь детям, и открыть «Дом сирот» для еврейских детей, оставшихся без родителей. Такой приют он действительно, открыл и руководил им до той самой, сделавшей его имя всемирно известным, добровольной депортации вместе с детьми в концентрационный лагерь смерти «Треблинку».

В «Доме сирот», где он работал вместе со своей соратницей Стефанией Вельчинской, и родились новаторские, совершенно необычные, педагогические идеи Корчака, которые он, к сожалению, не успел осуществить: создать детский парламент, (сейм), детский суд и детскую газету, где журналистами работали бы сами дети.

Два раза, в 1934 и в 1936 гг., Януш Корчак ездил Палестину, где посетил Хайфу, Иерусалим, а в первый приезд жил две недели в кибуце. Впоследствии он принимает решение навсегда перебраться на свою историческую родину, но в 1939 году начинается Вторая Мировая. Нацисты оккупируют Польшу, евреев отправляют в концентрационные лагеря, по сути, лагеря смерти. Корчак избежал этой участи, так как по документам был поляк.

В начале 42 года Януш принимает решение, требовавшее большой смелости: работать воспитателем в одном из самых ужасных учреждений для осиротевших еврейских детей, «Главном приюте», который позже назовут « Предпохоронным домом». Еврейские дети там содержались в катастрофических условиях и ежедневно умирали десятками. В это страшное время Януш обращается к Богу и пишет книгу «Наедине с Господом Богом».

И вот наступает тот самый трагический день 9 февраля 1942 года, когда нацисты приехали в приют, чтобы отправить детей в лагерь смерти «Треблинку». Это был второй по количеству убитых евреев лагерь после «Освенцима». К тому времени нацистская машина смерти набирала обороты. Евреев, и взрослых и детей, сотнями уничтожали в газовых камерах, оборудованных как душ. Узники раздевались догола, их вели в душ, но вместо воды пускали угарный газ.

Когда детей загрузили в товарные вагоны, направляющиеся в лагерь смерти, Корчак сел вместе с ними. К нему подошёл офицер СС: «Вам можно не ехать вместе с детьми. Вы свободны, я читал в детстве Вашу книгу «Король Матиуш» и она мне понравилась». «Ошибаетесь, — сказал Корчак. — Я останусь с детьми. Не все люди мерзавцы».

Уже в «Треблинке» по дороге в газовую камеру Януш нёс на руках двух ничего не подозревающих малышей и рассказывал им сказку.

В заключение приведу две заповеди Януша Корчака, адресованные родителям:

  • Не жди, когда твой ребёнок будет таким как ты. Помоги ему стать самим собой
  • Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Что посеешь, то и пожнёшь
Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Лев Мадорский: Спаситель еврейских детей

  1. СПАСИТЕЛЬ ЕВРЕЙСКИХ ДЕТЕЙ
    Спасти еврейских детей Корчаку как раз и не удалось. Это было выше его сил.
    Может быть — ЗАЩИТНИК?

    1. СПАСИТЕЛЬ ЕВРЕЙСКИХ ДЕТЕЙ
      Спасти еврейских детей Корчаку как раз и не удалось. Это было выше его сил.
      Может быть — ЗАЩИТНИК?
      ———————
      Да, Виктор. Это, пожалуй, более точный заголовок, так как спасти их ему не удалось.

  2. «Например, плохо учились в школе изобретатель электричества Томас Эдисон, знаменитый микробиолог Пастер, великий физик Альберт Эйнштейн.»
    _______________________

    Дарвина, кажется, тоже считали позором семьи => ? 🙂

    ххххххххххххххххххххххххх

    «В «Доме сирот», где он работал вместе со своей соратницей Стефанией Вельчинской, и родились новаторские, совершенно необычные, педагогические идеи Корчака, которые он, к сожалению, не успел осуществить: создать детский парламент, (сейм), детский суд и детскую газету, где журналистами работали бы сами дети.»
    ________________________

    Если идеи действительно хороши — почему бы их не попробовать осуществить сейчас?
    Кстати, частично идеи хорошо ли, плохо ли осуществили.

    хххххххххххххххххххххххххх

    «Не жди, когда твой ребёнок будет таким как ты. Помоги ему стать самим собой»
    ________________________

    Надо помнить, что перед ребёнком почти всегда стоит выбор — быть собой или быть любимым, он/она почти всегда выбирает последнее — это на уровне инстинкта, который говорит: «Не будешь любимым — погибнешь». А родители (тоже инстинктивно) этим пользуются.

    хххххххххххххххххххххххххх

    «Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Что посеешь, то и пожнёшь»
    ________________________

    Мне кажется, что это где-то призыв к «потребительскому» отношению 🙂

    1. Если идеи действительно хороши — почему бы их не попробовать осуществить сейчас?
      Кстати, частично идеи хорошо ли, плохо ли осуществили.
      ——————-
      Вы, дорогой Цви, сами ответили на свой вопрос. Хочется надеяться, что когда мир придёт в более уравновешенное состояние, идеи Корчака будут осуществляться и далее.

    2. «Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Что посеешь, то и пожнёшь»
      ________________________

      Мне кажется, что это где-то призыв к «потребительскому» отношениюю
      —————
      Вас, Цви, опровергает мудрый афоризм ( по памяти): «Берегеите слёзы ребёнка, чтобы они могли пролить их на вашей могиле»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.