У Лема-мальчика высокий интерес к противоположному полу, поэтому он постоянно влюблялся то в прачку, то в учительницу, то в девочку намного старше его. Влюблялся, влюблялся, влюблялся…
ОН ВИДЕЛ БУДУЩЕЕ
«Главное в моей жизни — нелёгкий интеллектуальный труд. Всё остальное житейские пустяки»
Станислав Лем
Высшая ступень в творчестве писателя-фантаста не тиражи книг и даже не уровень литературного мастерства, а способность, почти пророческая, предсказать будущее. Среди таких великих фантастов-предсказателей были Жюль Верн, предсказавший в 19 веке полёт на Луну, изобретение подводной лодки, летательные аппараты, строительство небоскрёбов, Айзек Азимов, предвидевший развитие робототехники и полёты в космос, братья Борис и Аркадий Стругацкие, писавшие в 60-ые годы прошлого века об интернете, удивительно и совершенно необъяснимо, что они назвали в романе «Полдень, 22 век» перенос биологического кода задолго до появления чемпионов мира по шахматам, методом Каспаро—Карпова, а также предугадали существование колец у космических объектов.
К таким, без преувеличения, великим фантастам относится и Станислав Лем, предсказавший создание ИИ, искусственного интеллекта, возможность ухода в виртуальную реальность, многое другое.
Родился Станислав, Станислав Герман Лем (1921–2006 г.г.) во Львове (в то время Польша) в обеспеченной, еврейской семье врача Самуэля Лема и Сабины Волер. О детстве Станислава мы лучше всего узнаём из его автобиографического романа «Высокий замок». Причём, это не просто воспоминания, это увлекательное, я бы сказал, уникальное повествование. Уникальное потому, что о своём детстве писали многие писатели: Л. Толстой, М. Горький, Н. Гоголь, М. Твен, А. Рыбаков «Кортик», Л. Кассиль («Кондуит и Швамбрания») и другие, но, пожалуй, кроме Лема только Лев Толстой пытался не только взглянуть на окружающий мир глазами ребёнка, но и ответить на многочисленные «почему» и «как». Например, почему малыш ломает игрушки? Почему любит превращаться в разных животных? Что ребёнок думает о различии мужчины и женщины и о том, откуда берутся дети? Как понимает свои первые детские книги и те взрослые книги, которые попадаются ему под руку? Думаю, что и сегодня детские психологи не могут толком ответить на эти вопросы.
Не имея братьев и сестёр, Станислав рос одиноким, находясь в дошкольные годы, в основном, в мире взрослых. Позже, став писателем, он анализирует в своих книгах детские переживания, психические реакции, сексуальные впечатления. Можно даже сказать, что в своих книгах он создаёт своеобразную теорию ребёнка.
Читать и писать малыш Лем научился в 4 года. В школьные годы читал всё, что попадалось под руку, но предпочитал, впрочем, как и другие дети, книжки приключенческо-фантастические: Дюма, Жюль Верна, Уэллса. А ещё Лем — ребёнок любил рискованные ситуации. Он, например, старался как можно дальше высунуться из окна третьего этажа, а однажды, чтобы взять сосульку, залез, хотя и очень боялся, под паровоз, который каждую секунду мог тронуться.
У Лема-мальчика высокий интерес к противоположному полу, поэтому он постоянно влюблялся то в прачку, то в учительницу, то в девочку намного старше его. Влюблялся, влюблялся, влюблялся…
В 8 лет Станислав поступает в школу и в его будущих книгах много страниц про одноклассников. Любопытны рассуждения о классных «недотёпах и шутах», на роль которых, как он позже напишет, «…назначается толстый, неловкий мальчик, над которым можно слегка поизмываться». Если мы вспомним школьные годы, то почти наверняка обнаружим в своём классе такого персонажа.
Лем-старшеклассник много читает, увлекаясь, в основном, научно популярными книгами. Такими, например, как «Тайна Вселенной» или «Чудеса природы».
В 1939 году Станислав поступает в Львовский университет на медицинский факультет, но началась война. Семье Лема повезло.Благодаря самостоятельно сделанным поддельным документам им удалось скрыть еврейское происхождение и избежать депортации в концлагерь. Все другие родственники погибли. В годы оккупации будущий писатель работает сварщиком и автомехаником. В 1945 году семья переселяется в Краков, где Лем заканчивает медицинский институт. И с этого времени он начинает писать. Рассказать о всех его 56 книгах в этой заметке не получится. Перечислю основные из них: «Человек с Марса» (1946 г.), «Астронавты» (1951 г.), «Магелланово облако» (1954 г.), «Звёздные дневники Ийона Тихого (1957-1996 г.г.), написание которых продолжалось 39 лет. Этот цикл стал наиболее заметным в научной фантастике ХХ века. Перечитайте и увидите, что Лем всё дальше уходит от занимательности и всё больше приближается к науке, социологии, философскому видению мира.
Наибольшую известность получил один из лучших фантастических романов ХХ века «Солярис», о котором немного более подробно. В его основу положена необычная идея: планета Солярис, всю площадь которой занимает океан, представляет из себя форму высокоорганизованной, разумной жизни. Очередная научная экспедиция, под руководством Криса Кельвина, пытается установить контакт с этой жизнью, но терпит неудачу. Тем самым как бы ещё раз подтверждается идея Лема, которой и сейчас придерживаются некоторые учёные, о принципиальной невозможности связи между разными внеземными цивилизациями.
Несмотря на некоторые мистические сюжетные повороты романа, например, появление на исследовательской станции давно погибшей жены Кельвина, других давно умерших персонажей, в целом «Солярис» поражает реалистической дотошностью писателя, с которой он описывает как планету-океан, так и саму станцию. В 1972 году по сценарию Фридриха Горенштейна в Москве режиссёр Андрей Тарковский снимает фильм с одноимённым названием, который впоследствии вошёл в список лучших фильмов «всех времён и народов».
Перечитывая произведения Лема сегодня, начинаешь понимать, что книги его это нечто большее, чем развлекательная литература. В них писатель непостижимым образом делает пророческий, воистину, «нострадамовский» прыжок в будущее и предостерегает человечество от ошибок. Он пишет о слабости человеческого интеллекта и незначительности человеческих возможностей. Человек, по мнению Лема, бессилен и в познании Всевышнего.
Тем не менее писатель остаётся до конца оптимистом и пишет: «я не оцениваю человечество как совершенно безнадёжный случай». Сегодня мы, земляне подошли к развилке, когда слова Лема подлежат проверке. Возможно, время покажет, безнадёжный это случай или нет…
«о принципиальной невозможности связи между разными внеземными цивилизациями.»
Реально существует принципиальная невозможность связи между разными земными цивилизациями. Например, между мусульманами и христианами, между ультраортодоксальными иудеями и советскими евреями, … и тд. Так куда уж нам до неземных?! Между собой как нибудь договориться …
«Человек, по мнению Лема, бессилен и в познании Всевышнего.»
Сколько читал Лема (Солярис, Необедимый, Рассказы о пилоте Пирксе, Возвращение с Эдема, Маска, … и тд.), нигде не обнаружил у него темы «познания всевышнего». Наверно не те произведения выбрал.
Лев- Борису.
—
Тема религии и невозможности познания.Бога проходит, правда, косвенно, в романе » Тайны Вселенной»
Извините Лев, но у Ст.Лема нету такого романа. Ниже сылка на библиографию писателя:
https://fantlab.ru/autor9
Возможно, речь идёт о каком то авторском сборнике Лема под общим названием, но лично мне такая книга не попадалась.
К разбору творчества Лема, которое интересно и объёмно представлено в содержательной статье, можно добавить следующие соображения.
В частности следует отметить особый стиль Лема как писателя. Он часто применяет разного рода каламбуры и неологизмы. Для него хактерно такое редкое явление как интеллектуальный юмор.
Важно также отметить, что Лем как философ разрабатыва проблемы научного прогресса и его последствий для человечества: законы развития искусственного интеллекта и пути реализации в будущем одного из вариантов интернета. Этому посвящена его замечательная книга «Сумма
технологии».
Спасибо, Анатолий, за интересный ,помогающий понять личность Лема и его своеобразную литературную манеру изложения событий , отзыв
«Высшая ступень в творчестве писателя-фантаста не тиражи книг и даже не уровень литературного мастерства, а Лев Мадорскийспособность, почти пророческая, предсказать будущее.»
____________________
Отнюдь — писатель-фантаст в первую очередь писатель, и только потом футурист и, тем более, «пророк». Конечно, нам в наше время не хватает пророков… 🙂
ххххххххххххххххххххх
«А ещё Лем — ребёнок любил рискованные ситуации. Он, например,старался как можно дальше высунуться из окна третьего этажа, а однажды, чтобы взять сосульку, залез, хотя и очень боялся, под паровоз, который каждую секунду мог тронуться.»
___________________
Многие дети любили — и я тоже, но писателем-фантастом не стал 🙂
ххххххххххххххххххххх
«Тем самым как бы ещё раз подтверждается идея Лема, которой и сейчас придерживаются некоторые учёные, о принципиальной невозможности связи между разными внеземными цивилизациями.»
___________________
Идея не только Лема. Я её встречал и у других, причём, с весьма убедительным объяснением «невозможности». Другое дело, что «невозможность» связана с уровнем развития цивилизаций.
См: https://www.altshuller.ru/rtv/ — тут много о фантастике.
Ну и это:
«Сейчас много внимания уделяют радиопоискам внеземных цивилизаций. При этом возникает вопрос: каковы они, эти внеземные цивилизации?, почему внеземные цивилизации нас не ищут и нем не сигналят?, почему мы не видим проявлений деятельности этих сверхцивилизаций?
Сверхцивилизации мыслятся на уровне общества, но только более развитого, более энергетически вооруженного. А на самом деле сверхцивилизации должны быть этажом выше, на уровне надобщества. Может ли клетка рассчитывать на то, что ее будет специально искать – для установления контакта?! – организм?..
На проекты радиотелескопов, на попытки поймать сигналы сверхцивилизаций затрачивают все больше и больше средств и усилий. Между тем, из схемы видно, что каждый этаж быстрее и быстрее создает условия для появления следующего этажа. Над этажом «общество» должен сравнительно быстро появиться этаж «надобщество», а потом – еще быстрее – этаж «наднадобщество»… Сверхцивилизации могут оказаться удаленными от нас – по этажам – дальше, чем человек удален от какого-нибудь нейтрона или позитрона.»
Но объяснение выше тут:
https://www.altshuller.ru/triz/triz70.asp
хххххххххххххххххххх
«Тем не менее писатель остаётся до конца оптимистом и пишет: «я не оцениваю человечество как совершенно безнадёжный случай»»
___________________
Не безнадёжный случай, а как в ссылке выше, ступень в развитии.
P.S. Лев, я я думаю, что по ссылкам вы, возможно, пойдёте, но читать, скорей всего, статьи не будете 🙂
На любой вечный (полу-вечный, четверть-вечный, …) вопрос человечество наработало сотни ответов «в любую сторону своей души», так что отсылка автора к Интернету малопродуктивна: вполне возможно, что он это видел, но душа не срезонировала, «каждый пишет, что он слышит». И это судьба всех глобальных тем. Вот Станислав Лем: он не философ-теоретик, а писатель, и сумел глобальную тему изложить на локальном уровне, «просто» дав пример иной формы жизни. Я и сейчас вздрагиваю, представляя себе картину мыслящего океана.
«Я и сейчас вздрагиваю, представляя себе картину мыслящего океана.»
_________________________________
Вы слишком впечатлительны 🙂
Вот Станислав Лем: он не философ-теоретик, а писатель, и сумел глобальную тему изложить на локальном уровне, «просто» дав пример иной формы жизни
———————
Идея Лема о другой форме разумной жизни и,в частности, мысль о трудности, почти невозможности для человека вступить с ней в контакт, очень пригодилась-пригодятся человечеству. Кто знает, может и среди земных животных уровень интеллекта значительно большем, чем нам кажется ( приматы, дельфйины, собаки и др.), но мы , люди и животные, пока не можем понять друг друга…
Цви, Эфраиму. Я попытался коротко ответить вам ниже.
В наше.время нехватке.пророков
.‐——
Вы, Цви, обладаете , в определённой степени пророческим даром и это не.комплимент
Как же мне надоело это опровергать…
Загадка Нострадамуса
Думаю, что Нострадамус писал свои знаменитые катрены скорее, как поэт, а не предсказатель, причём, почти всегда аллегорично. Кроме того он использовал настоящее время, как будто всё происходит с ним «здесь и сейчас» — т.е. он «заглянул» в будущее и всё это «видит».
Шли столетия и что-то, “совпадающее” с туманными аллегориями Нострадамуса (задним числом, конечно) действительно происходило. Так и возник миф о великом предсказателе.
Пришёл я к этому случайно — писал свои сатирические «катрены», восьмистишия, сонеты о России и (поверьте мне) будущего не видел. Теперь многое из написанного выглядит, как сбывшиеся краткосрочные (до пяти лет) «пророчества».
Правда, те, кто хочет верить всегда может сказать, что я сам того не понимая, «подключился к Космосу», получая сообщения «оттуда» и опровергнуть это невозможно.
Поэтическая политология
Рифмованная (или поэтическая) политология приобретает одно весьма интересное качество — что-то вроде краткосрочного пророчества.
Именно пророчества, а не прогноза, поскольку необходимость рифмовать заставляет заменять одни слова другими и, таким образом, добавлять дополнительные иррациональные смыслы.
Эти иррациональные смыслы, объединяясь и смешиваясь с рациональными, и порождают нечто похожее на пророчества.
Их (пророчеств) «сбываемость» слишком высока (выше, чем у большинства лучших политологов), для того чтобы выглядеть случайной.
Мне очень не хочется примешивать к этому делу высшие силы, поэтому продолжу считать, что дело в некоем тумане, привнесенном дополнительными иррациональными смыслами.
Цви Как же мне надоело это опровергать
—————
Есть, Цви, немало поразительных предсказаний Нострадамуса. Приведу один. Вот его катрен:
«Великий город стремительным
и внезапным штурмом
Захвачен ночью. Охрана перебита.
Часовые и стражи Сен-Кантена
Перерезаны. Засовы и ворота»
Именно так, Цви, всё и произошло через 2 года
взломаны.
описка. «взломаны» надо выше на две строчки