Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1

 317 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Первая большая волна еврейской иммиграции началась в 1881 году. Это были евреи из Восточной Европы, больше всего из Россиии и Румынии. Они вынуждены были бежать от еврейских погромов 1881-1882 годов. Большинство из них выехали в США и только часть в Палестину. Большая часть из этой первой волны еврейских переселенцев выбрала работу на земле, они в 1882-1884 годах организовали первые сельскохозяйственные поселения.

«Отпусти народ мой!»
Еврейская история в филателии и нумизматике

 Михаил Чабан

Часть 1
Еврейская иммиграция в Палестину до второй мировой войны (1880-1939)

Еврейская иммиграция в Палестину 1880-1939

«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут»
А. Пушкин, 1825 г.

«Исход» — история величайшего чуда нашего времени, не имеющего аналогов в истории человечества. Это рассказ о втором рождении народа, который был рассеян по миру два тысячелетия назад. «Исход» — история о сражающемся народе, о людях, которые не просят прощения ни за то, что рождены евреями, ни за то, что хотят жить, не теряя чувства собственного достоинства.
Леон Юрис, автор романа «Исход», 1958

Вводная часть
Вступление

Строки Пушкина, которым уже около двухсот лет, звучат как будто он написал их недавно об Израиле и о евреях современности. Фашистско-коммунистические темницы рухнули, оковы с еврейского народа спали, евреи смогли вернуться на Землю Обетованную и создать свое, самое передовое, мощное, процветающее, демократическое государство с одной из сильнейших в мире армий — мечом и щитом Израиля. «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет». На этом стояло и будет стоять Государство Израиль.

Но что в этой жизни дается евреям легко и просто?! Потребовались многие годы лишений, страданий, унижений, миллионы погибших, чтобы «темницы рухнули» и чтобы исполнилась мечта о Свободном, для любого еврея, своем, еврейском Государстве. За фразой «Отпусти народ мой» или «Let My People Go» стоит вся история еврейского народа. Эту историю можно проследить и с помощью филателии и нумизматики — исторических наук, а также увлечения по коллекционированию марок, монет и медалей.

Евреи проживали на нынешней земле Палестины с древних времен и там расположены их наиболее древние памятники и реликвии. И испокон веков это была их Святая Земля. После разрушения Второго Храма на Святой Земле, уничтожения и изгнания евреев, там, тем не менее. оставалось еврейское население. Оно более всего было сконцентрировано в четырех святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Сафеде и Тиберии. Также значительное число евреев проживало в Яффе. Уже к середине девятнадцатого века в Иерусалиме было больше евреев, чем христиан и мусульман.

Еврейская иммиграция на Землю Обетованную никогда не прекращалась, не прекращается и не прекратится. Однако ее пики обычно приходились на периоды наибольшего преследования евреев или на открытие ворот «государств — гетто». Организованные и массовые волны иммиграции начались с 1880-х годов. Люди ехали в неизвестную жизнь, в трудные условия, на необжитые земли, во враждебное окружение. И они знали это.

Возвращение на Землю Обетованную

Извечная мечта евреев жить на своей исторической родине передавалась из поколения в поколение. После изгнания римлянами с Земли Обетованой у евреев веками не было своей родины и они мечтали о возвращении к Сиону и о создании своего собственного государства. Евреи всегда верили и жили с надеждой, что это произойдет, что такова воля Всевышнего. Этой вере и надежде посвящена памятная медаль, выпущенная на монетном дворе имени Франклина в США.

Памятная серебрянная медаль США «Собирание»

На лицевой стороне медали изображен один из главных символов еврейского народа — Звезда Давида, нижняя часть которой находится в бесконечной массе людей, что символизирует их связь и собирание народа под этим символом.

На обратной стороне медали расположен текст на английском языке под названием «Собирание»: «Б-г наш Всевышний изменит наше пленение и примет сострадание к нам и вернет и соберет нас со всех наций» Дварим 30:3.

(Примечание. Согласно книге «Пятикнижие и гафтарот» (М., 2004, Дварим, Ницавим, 30.3, стр.1296) эта фраза звучит так: «И возвратит Б-г, всесильный твой, изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г, всесильный твой.»)

Медаль сделана из серебра (92.5%), диаметром 38.7 мм, весом 26.2 г, качество Proof (Примечание.Proof — специальный тип чеканки, при котором поле монеты или медали получается блестящим и темным, а рельефное изображение — матовым и светлым. При изготовлении этот метод требует дополнительных операций по сравнению с другим типом качества — BU — Brilliant Uncirculated — полностью зеркально блестящее поле монеты или медали. Со временем металлические поверхноси тускнеют и монеты бывает трудно отличить по качеству. Поэтому обычно на них ставятся специальные слабо заметные знаки.)

Народ, сохранивший себя, свое самосознание, свою религию и традиции в многовековых вынужденных скитаниях и гонениях по всему миру, не растворившийся среди других, не исчезнувший бесследно, перенесший все страдания, угнетения, издевательства — это вечный народ, народ труженик, народ созидатель, народ мыслитель, народ воин.

И здесь будет уместно привести длинную, но очень важную цитату из выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2010 года Заместителя Премьер министра, Министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана:

» 4000 лет назад еврейский народ создал на Земле Израиля уникальное интеллектуальное и духовное наследие, на базисе которого возникла современная Западная цивилизация. Две тысячи лет изгнания, оккупации этой земли византийцами, арабами, мамлюками, Оттоманской империей и другими народами, не смогли (и не могут) разорвать нерушимую связь между евреями и их родиной. Израиль для евреев это не вопрос «Где мы». Это вопрос «Кто мы».

К проблеме возвращения евреев на Землю Обетованнную, собирания на ней еврейского народа существует еще много обращений в нумизматике.

Юбилейная монета «Собирание изгнанников»

В 1959 году в Израиле была выпущена монета в 5 лир, посвященная «собиранию изгнанников».

(Примечание. Со времени провозглашения государства Израиль в 1948 голду и по 1980 год в обиходе находилась денежная единица Лира (Израильская лира — IL). С 1981 по 1985 года Лира была заменена на Шекель. Соотношение обмена было: 10 Лир за 1 Шекель. В конце 1985 года из-за высокой инфляции Шекель был заменен на Новый Шекель. Соотношение обмена было: 1000 Шекелей за 1Новый Шекель).

Год 1959-й был 11-ым годом существования государства Израиль и провозглашения его независимости в 1948-м году и это число символизируют 11 танцоров, изобрадженных на лицевой стороне монеты (не верите — пересчитайте). Танцоры дружно положили друг другу руки на плечи и объединились в общий круг еврейского танца. Но круг разорванный, выходящий за поле монеты и как бы приглашающий зрителя присоединиться к танцу.

К этому времени (1959) число иммигрантов в Израиль уже достигло одного миллиона человек, но всегда в Израиле еще есть место для новых евреев иммигрантов, которые и приглашаются символом, изображенным на монете.

На этой стороне монеты также размещена надпись на иврите: «Ваши дети вернуться в их собственные границы» (Иеремия, 31:17). Здесь на нашей иллюстрации приведены два варианта лицевой стороны монеты: качества BU и Proof. Последняя имеет внизу знак «Mem«.

На лицевой стороне монеты помещен ее номинал — 5 Лир и дата 1948-1959. Монета изготовлена на монетном дворе Берна из серебра 0.900 пробы, диаметром 34.0 мм, весом 25 г. Ее тираж: качества BU — 27016 экземпляров, качества Proof — 4682 экземпляра. Часть тиража (неизвестная) была выпущена с поворотом лицевой картинки на 450 по отношению к обратной стороне. (Здесь и далее сведения взяты из каталога SHEQELTheOnlineCatalogofIsraelNumismatics 1927 — present, http://sheqel.info/) 

В 1990 году в Израиле была выпущена памятная медаль «Возвращение изгнанников», посвященная этой «нерушимой связи между евреями и их родиной», на которую они теперь могут вернуться.

Памятная медаль «Возвращение изгнанников»

На лицевой стороне медали приведены на английском и иврите слова «И соберу Вас с каждой земли» (Езекиль 36:24). Надпись выходит изнутри Звезды Давида, как часть ее сущности. Сама Звезда Давида выполнена из полтнищ палаток поселенцев, как символ еще не обустроенной жизни. С одной части Звезды Давида — слева расположено чистое поле, а с другой — справа схематичный вид сверху на громадную толпу людей. Все это символизирует массовую еврейскую иммиграцию на замлю Израиля со всеми ее препятствиями и трудностями.

По краю поля обратной стороны медали воспроизведены слова Всевышнего «Я посажу их на их собственной земле» — первая часть фразы из книги Амоса (9:15), которая полностью звучит так: «И я посажу их на их земле и они уже не должны быть оторваны от их земли, которую я дал им.» Фраза воспроизведена на английском и иврите.

На этой стороне медали также изображен рабочий люд разных профессий в промышленности и сельском хозяйстве с их инструментом на фоне природы, ритуальных зданий и семисвечной меноры. Они символизируют еврейские поселения и абсорбцию вновь прибывших.

Все фигуры динамичны, люди не замерли в ожидании чего-то данного свыше, они работают, заняты своим делом. Не забывая Б-га. Менора возвышается над всей картиной. Это и есть трудолюбивый Б-гопослушный еврейский народ.

Медаль изготовлена в 1990 году в Кретсчемере (Kretschmer) из томбака (часть тиража из бронзы), ее диаметр 59 мм. вес 98 г. 

В трудные исторические моменты евреи всегда были самыми удобными «козлами отпущения», тем клапаном, через который можно выпустить пар социального недовольства. Поэтому властители всех времен и народов при первых же сложностях, не справляясь с бременем власти, громко вопили: «Во всем виноваты евреи!» Антисемитизм и есть политика политических импотентов, мракобесов и толп разнузданных негодяев.

Но здесь главное — что же в итоге «выигрывали» эти страны и их идиотские правители от преследования и изгнания евреев. Они теряли наиболее деятельную и образованную часть общества. И потом никогда не могли полностью оправиться, понеся невосполнимые и неизмеримые потери в сельском хозяйстве, промышленности, экономике, финансах, науке и культуре. Уже потом они зазывали евреев обратно, создавая условия и предоставляя льготы и компенсации, как Германия, Россия. Но … возвращались только единицы из сотен тысяч, миллионов погибших или уехавших.

Интересна внутренняя человеческая пружина мотивов преследований евреев, особенно еврейских погромов. Например, откуда берется в народе, такое количество настоящих подонков и негодяев, грабителей и убийц стариков, детей и женщин. Ведь еще вчера они были мирными соседями. работали на своих полях или в мастерских, а уже завтра с кровавыми глазами они шли «Бить жидов, спасать Россию!» (Украину, Польшу, Германию, …).

Повидимому в народе антисемитизм всегда живет, как неотъемлемая часть его культуры или, лучше сказать, бескультурья, животных инстинктов, низменного бытия, зависти к более умным и успешным людям и как признание собственной моральной неполноценности. И в результате этого евреи гибли или были вынуждены бежать, спасая свою жизнь. И бежали они отовсюду, «с четырех сторон света».

Памятная медаль «…с четырех сторон света»

Такая фраза «…с четырех концов света», Исайя 11:12 была выбита на лицевой стороне медали, В центре ее изображен еврейский народ — женщина и мужчина с взглядами, устремленными вдаль (у женщины — с любопытством и надеждой, у мужчины — с доброй уверенностью), сердитый, но мудрый, задумчивый старый еврей в традиционной ермолке и дети.

Медаль из серии «Рождение Израиля».На обратной стороне медали также помещен текст из Исайя 11:12 «И Он даст знак нации… и соберет вместе рассеянных евреев с четырех концов света».

Медаль бронзовая, позолоченная, диаметром 45 мм, весом 41 г.

Пять первых волн еврейской иммиграции в Палестину

Условно историю современной иммиграции евреев в Палестину можно разделить на пять периодов — волн иммигарции. Также условны будут и временные рамки:

Первая Алия — 1881-1903.

Вторая Алия — 1904-1914.

Третья Алия — 1919-1923.

Четвертая Алия — 1924-1929.

Пятая Алия — 1929-1939.

Внутри Пятой Алии была Молодежная Алия 1933-1935 года.

Затем счет алиям перестали вести, хотя и были большие всплески нелегальной эмиграции, послевоенной Алии уцелевших евреев из стран Европы, Алии из мусульманских стран после провозглашения Государства Израиль, Алии из Советского Союза, Эфиопская Алия и т.д.

Первая Алия — 1881(2)-1903

Первая большая волна еврейской иммиграции началась в 1881 году. Это были евреи из Восточной Европы, больше всего из Россиии и Румынии. Они вынуждены были бежать от еврейских погромов 1881-1882 годов. Большинство из них выехали в США и только часть в Палестину. Большая часть из этой первой волны еврейских переселенцев выбрала работу на земле, они в 1882-1884 годах организовали первые сельскохозяйственные поселения.

Они с трудом переносили новые сложные жизненные условия, климат, болезни, недружественное окружение. Их было около 35.000 человек и около половины из них в течении нескольких лет покинули Палестину (Следует отметить в скобках, что общее число иммигрантов Первой Алии в разных источниках разниться от 25 до 35 тысяч, также как и их части, поселившиеся в городах и новых поселениях) . В эти же годы, в начале 1880-х, началась иммиграция евреев из Иемена. После небольшого перерыва появился новый наплыв иммигрантов в 1890-1891 годы и они основали новые поселения.

Новые иммигранты также поселялись в городах: Хайфа. Иерусалим. Они основали новые еврейские школы для детей и обновили иврит — современную модификацию древнееврейского языка, который сейчас является государственным языком Израиля.

В начале 20-го века барон Ротшильд, который материально и организационно помагал новым иммигрантам, передал все свои фонды и управление от своей администрации в ведение Еврейской Колонизационной Ассоциации (Jewish Colonization Association, JCA). В течении нескольких последующих лет JCA образовала несколько новых поселений в Нижней Галилее.

В 2003 году к столетию окончания первой Алии в Израиле была выпущена памятная марка под названием «Первая Алия». В качестве сюжета использована фотография семьи Лейбовича, которая входила в Организацию Билу (Bilu), созданную в 1881 году в ответ на еврейские погромы и ставившую своей целью иммиграцию евреев на Землю Обетованную. Фотография 1898 года сделана в поселении Зихрон Яков, которое было основано шесть лет ранее в 1892 году с помощью барона Ротшильда. На заднем плане фотографии показан религиозный дом поселения, который сохранен и где сейчас находится Музей Первой Алии. 

Марки 2003 года выпуска,посвященные столетию Первой и Второй Алии

Вторая Алия — 1904-1914

Вторая большая волна иммиграции также началась после погромов, теперь уже известных как Кишиневских, хотя то же самое происходило и по всей России. По времени это были 1904-1914 годы. Приблизительно 35.000-40.000 евреев в это время переселилось в Палестину. Большинство из них были зрелыми и семейными людьми, но было много и молодых евреев, окрыленных передовыми, как им казалось, по тем временам социальными идеями. Они попытались испытать в жизни разные социальные модели сельскохозяйственных поселений.

Это были «национальные фермы», где обучались сельские поселенцы, первые кибуцы, как Дегания, возникшая в 1909 году. В те же времена возникли первые еврейские ешивы, органы здравохранения, первая еврейская высшая школа, а также первая еврейская организация самозащиты — «Ха-Шомер», предвестник более мощной и хорошо организованной «Хаганы».

Среди Второй Алии были люди внесшие большой вклад в развитие еврейской культуры, литературы, искусства. В эти годы начал более широко распространяться возоражденный иврит, на нем стали выходить газеты и книги. Из среды Второй Алии вышли многие политические и военные лидеры будущего Израиля. Например, первые три Премьер министра Израиля: бен Гурион, Шаретт и Эшколь, второй и третий Президенты Израиля: Бен Цви и Шазар.

На марке, посвященной Второй Алии приведена фотография группы молодых мужчин иммигрантов Второй Алии, позирующая на фоне старой Ротшильд авеню в Тель Авиве. Изображенные на снимке мужчины приблизительно одного возраста и одиноково одеты и связаны отношениями дружбы и совместной работы. Возможно члены одного сельскохозяйственного кооператива.

С началом Первой Мировой Войны Вторая Алия практически прекратилась и возник перерыв до 1919 года. По данным 1917 года в Палестине тогда проживало около 85.000 евреев.

Конверт первого дня гашения с марками Первой и Второй Алии. На конверте изображена синагога Ришон ле-Циона

Третья Алия — 1919-1923

Третья иммиграции приблизительно состояла из 40.000 евреев иммигрантов и также как ранее из стран Восточной Европы. В эти времена правления Британского мандата уже были установлены квоты на въезд евреев в Палестину. Но тем не менее к концу этого периода — 1924 году общее еврейское население Палестины с учетом вновь приехавших и уехавших, а ткже естественной убыли-прибыли составило около 90.000 человек.

Вновь прибывшие были уже лучше подготовлены к жизни в Палестине. Это были в основном молодые люди. Они были обучены сельскому хозяйству, могли работать в промышленности. К этому времени болота Израэльской долины и долины Хефер были осушены и приспособлены для сельскохозяйственных нужд. Новые иммигранты строили дороги, города. Расширялись сельскохозяйственные поселения, появлялись первые индустриальные предприятия. В эти же годы была создана более мощная полувоенная оборонительная организация Хагана (Оборона), а также Еврейский Легион, который помогал британским войскам завоевывать Палестину.

Создание структуры по защите мирного населения было вызвана возрастающей агрессией со стороны «соседей» — арабов, которые продолжали пребывать в своей многовековой отсталости и которым совершенно не нравились хозяйственно активные новые соседи. В эти годы (1922) Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной, где было записано, что его целью является » установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».

В серии памятных медалей «Рождение Израиля» есть медальм посвященная Третьей Алии. 

Памятная медаль «Создание Эмек Жезреель»

На лицевой стороне медали изображен мужчина с винтовкой и женщина на фоне созревших колосьев. Мужчина охраняет женщину, мирный труд и его плоды.На обратной стороне медали расположен текст на английском языке о третьей алие с 1921 года, которая преобразовала мертвую пустыню в цветущие поля. Медаль изготовлена из серебра (92.5%). Ее диаметр 44 мм. вес 41 г.

Четвертая Алия — 1924-1929

Четвертая алия в Палестину длилась с 1924 по 1929 годы и состояла приблизительно из 82.000 человек. Это были в основном выходцы из Польши и Венгрии, где как раз на эти годы пришелся экономический кризис и вместе с ним всплеск антисемитизма. Опять совпадение!?! Евреи опять во всем виноваты! Тогдашний Премьер министр Польши Грабский возглавил политику вытеснения евреев из экономики страны и в «его честь» иммиграцию назвали «Алия Грабского». Тем более, что его фамилия «Грабский» очень подходила под цели этой кампании — ограбить евреев.

Иммигранты принадлежали к среднему классу, имели кое-какие капиталы и они заселяли быстро растущие города и основывали бизнес предприятия в торговле, общественном питании, легкой промышленности. В США в 1924 году были введены значительные ограничения на иммиграцию евреев и поэтому им пришлось ехать в Палестину. Однако, около 23.000 из вновь приехавших потом покинули страну.

Марки и конверт 1994 года выпуска,
посвященные 70 и 75 годовщинам Третьей и Четвертой Алии
Конверт с марками первого дня гашения с изображением нового палаточный лагерь первых переселенцев и с датами 75 и 70 лет Третьей и Четвертой Алии

На марке, посвященной Третьей Алие в верхней части схематически изображен земледелец на тогдашней карте Палестины, работающий под жарким солнцем. Ниже помещена фотография поселенцев в рабочей одежде и с рабочими инструментами, лопатами и киркой. В дополнительной части марки помещен корабль «Руслан», который является символом Третьей Алии.

Он был первым кораблем, прибывшим из России в Палестину после окончания Первой Мировой Войны. Он был «первой ласточкой», открывшей период Третьей Алии. Он прибыл из Одессы и привез оттуда более 600 иммигрантов, среди которых были 170 ранее изгнанных из Палестины австрийских евреев.

На верхней части марки, посвященной Четвертой Алие, размещена символическая комбинированная картина идущего каравана, зеленых полей, зданий и сооружений. В нижней части марки расположено изображение Ахад Ха-Ам школы. Она была построена в 1924 году в течении Четвертой Алии,

Построенная в 1924 году школа Ахад Ха-Ам

Школа была названа в честь известного еврейского писателя, мыслителя, основателя концепции Культурного сионизма Ашера Цви Хирша Гинсберга (Asher Zvi Hirsch Ginsberg), более известного под его литературным псевдонимом — Ахада Ха-Ам (Ahad Ha’am, 1856-1927).

Современный вид школы Ахад Ха-Ам

Продолжение здесь

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев к «Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1»

  1. Очень интересное исследование.
    PS И, конечно, Изреэ́льская долина и, к сожалению, не Эмек Израэль.

  2. Мое замечание не по теме (марки и медали Израиля). Просто перечисление волн алии навело на такую мысль: история еврейской алии изучена неплохо, но есть один аспект истории Палестины/Израиля, который по-моему вообще не освещается в русско-язычной литературе. Я имею в виду научное описание процесса миграции окрестных арабов в подмандатную Палестину. Есть лишь одно издание 1911 г. — книга Руппина «Современные Сирия и Палестина». Давно пора представить серьезные свидетельства того, что нынешние «палестинцы» не имеют права на национальное самоопределение.

  3. Замечательная работа. Прекрасное чтение-подарок в канун Субботы.
    Спасибо.
    Маленькое замечание: мне кажется следовало бы дать названия святых городов Израиля в ивритской транскрипции («Сафеде и Тиберии» – «Цфата и Тверии».
    Аналогично: вместо » Эмек Жезреель» – » Эмек Израэль»( «Изреэ́льская долина»)
    М.Ф.

  4. Превосходный материал!
    Позвольте пару небольших змечаний:
    — Марка 2003 года — безобразие! Перфорация идёт по голова и лицам.
    — Неплохо бы представить и марки наших заклятых «друзей», «посвященные» Израилю. Их много.

  5. А где можно скачать Ваши книжки? Ну очень интересный материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *