Эдуард Гетманский: Книжные знаки еврейских учебных заведений и общественных организаций (1900-1917)

 255 total views (from 2022/01/01),  1 views today

С ростом числа еврейской интеллигенции и появлением книжных знаков в домашних библиотеках еврейских книголюбов, в конце XIX века стали появляться экслибрисы на книгах библиотек еврейских школ, училищ и гимназий.

Книжные знаки еврейских учебных заведений и общественных организаций (1900-1917)

Эдуард Гетманский

Не менее 3000 лет существовала система еврейского образования, она сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развития его культуры. История еврейского книжного знака тесно связана с историей еврейской книги, которая в свою очередь связана с еврейским образованием.

В XIX веке еврейская община России была самой большой в мире. В первой половине XIX века абсолютное большинство еврейских детей получало традиционное еврейское образование в хедерах и талмуд-торах, позже было основаны иешивы. Попытка правительства ограничить деятельность хедеров и иешив не увенчались успехом, и закон 1893 года легализовал их существование.

С проникновением в Россию Гаскалы появились современные школы, в которых наряду с еврейскими предметами изучали и общие науки, казенные еврейские училища, еврейские профессиональные школы, а также частные мужские и женские школы. Были ли на книгах библиотек хедеров, талмуд-тор и иешив книжные знаки, сказать трудно, во всяком случае, мне они не известны. Но думаю, что при том благоговейном и уважительном отношении к книге, которое испокон веков всегда было присуще евреям, такие книжные знаки могли иметь место, хотя экслибрис среди еврейской диаспоры в царской России не носил массового характера. С ростом числа еврейской интеллигенции и появлением книжных знаков в домашних библиотеках еврейских книголюбов, в конце XIX века стали появляться экслибрисы на книгах библиотек еврейских школ, училищ и гимназий. Остановимся на некоторых из них.

Петербургская еврейская гимназия была основана в 1906 году И.Г.Эйзенбетом, который вплоть до ее закрытия в 1917 году, был директором. Он сумел организовать преподавание на очень высоком уровне и пригласил лучших учителей. Еврейскую литературу преподавал известный еврейский педагог З.А.Киссельгоф; русскую литературу — специалист по Ф.М.Достоевскому А.С.Долинин; историю — будущий профессор ЛГУ С.Н.Валк; французский язык — дружившая с бельгийским поэтом и драматургом Морисом Метерлинком А.И.Пинскер; географию — путешественник М.М.Шницлер, иврит — один из организаторов еврейского светского образования М.М.Чернин.

На книгах училищной библиотеки имелся книжный знак начала ХХ века, на нем выполнена надпись «СПб. Еврейская гимназия с правами И.Т.Эйзенбета».

Среди экслибрисов еврейских образовательных учреждений были в основном типографские штемпели, их проще было изготовить в любой типографии с минимальными материальными затратами.

Так Петербургское еврейское училище имело библиотеку, книги которой украшал шрифтовой экслибрис, выполненный около 1900 года, на нем написано «Общество распространения просвещения между евреями в России. С-Петербургское еврейское училище. Офицерская, 42». Примечателен тот факт, что экслибрисы можно было увидеть не только в столичных еврейских учебных заведениях, но и тех, кто находился в российской глубинке.

Так Иркутское еврейское училище на книгах училищной библиотеки имело шрифтовой экслибрис, где в двойной линейной рамке с двумя виньетками между строк дана надпись «Иркутское еврейское училище».

Ковенское еврейское одноклассное начальное училище имело книжный знак на книгах училищной библиотеки, на нем был изображен государственный герб в рамке с надписью «Ковенское еврейское одноклассное училище».

Варшавское еврейское восьмиклассное учебное заведение на книгах учебной библиотеки имело шрифтовой книжный знак, выполненный в начале ХХ века, на нем в линейной рамке дана владельческая надпись «Библиотека Варшавского еврейского 8-и классного учебного заведения №…». Многие еврейские учебные заведения Одессы, где учились еврейские дети, имели на книгах своих книжных собраний экслибрисы.

Так Одесское казенное еврейское девичье училище на книгах училищной библиотеки имело знак начала ХХ века с надписью «Библиотека Одесского казенного еврейского девичьего училища. Отд. №…».

Одесское общественное еврейское училище «Талмуд-Тора» имело на книгах училищной библиотеки два книжных знака, один из них выполнен в конце XIX века, на нем выполнена надпись «Одесской талмуд-торы», на втором шрифтовом экслибрисе просматривается надпись «Одесское общественное еврейское училище «талмуд-тора. № хронол. кат/ уч…. одобрение».

Книжные знаки на книгах еврейских библиотек появились практически сразу с их появлением на рубеже XIX-XX веков. Так Полтавская еврейская общественная библиотека-читальня имела книжный знак, где в двойной линейной рамке дана надпись «Полтавская еврейская общественная библиотека-читальня».

Была в городе и Полтавская еврейско-русская библиотека-читальня, которая на своих книгах имела экслибрис с владельческой надписью в зубчатой рамке «Полтавская еврейско-русская библиотека-читальня». Еврейских библиотек в Российской империи было немало, причем их география поражала своим масштабом.

2Так Омская еврейская библиотека свои книги метила шрифтовым экслибрисом начала ХХ века, на нем в рамке выполнена надпись «Омская еврейская библиотека общества». Была в далеком Омске и Омская еврейская общественная библиотека, она также имела шрифтовой экслибрис, начала ХХ века, на нем выполнена надпись «Омская еврейская общественная библиотека. Хрон. кат. №… Отд. … №…».

Добрался экслибрис и в Пермь. Пермская еврейская библиотека на своих книгах имела экслибрис, где в фигурной рамке была надпись «Пермская еврейская библиотека. №…». Имела шрифтовой книжный знак и Еврейская библиотека общества помощи бедным евреям в  Смоленске, выполнен он в начале XX века, на нем читается владельческая надпись «Еврейская библиотека О.П.Б.Е.В. г. Смоленск».

Имела экслибрис Русско-еврейская библиотека в Минске, датирован он концом XIX века, на нем в зубчатой рамке написано «Русско-еврейская библиотека Общества доставления бедным евреям города Минска средств для обучения ремеслам».

На книгах двух еврейских библиотек в Ковно были книжные знаки. Так для книг Еврейской библиотеки в Ковно в начале XX века в технике цинкографии было выполнено три книжных знака. На первом экслибрисе изображена раскрытая книга, на которой выполнена надпись на русском языке и иврите «Дар Еврейской библиотеке в Ковно от….». На второй графической миниатюре изображена звезда Давида, окруженная владельческой надписью на иврите и русском языке «Ковенская еврейская библиотека». На третьем знаке в зубчатой рамке изображена звезда Давида, окруженная надписью на иврите, с владельческой надписью «Еврейская библиотека в Ковно». Эти графические миниатюры были примечательны тем, что это были художественные экслибрисы на еврейскую тему с текстом на иврите, вместо обычных в то время серых и блеклых шрифтовых экслибрисных опусов в линейно прямоугольной рамке.

Ковенская еврейская библиотека имени А.Мапу также имела шрифтовой книжный знак, датированный 1900 годом, на нем выполнена владельческая надпись «Ковенская еврейская библиотека имени А.Мапу», и надпись на иврите, заключенных в декоративную рамку. Рисунок экслибриса сходен с книжным знаком Еврейской библиотеки в Ковно. У библиотеки был и второй шрифтовой книжный знак, выполненный, как и первый экслибрис в начале ХХ века, на нем сделана владельческая надпись «Kauno pydo biblioteka «A.Maрy» vardy. №». Библиотека была названа в честь писателя, автора первого исторического романа из библейской жизни на иврите «Любовь в Сионе» Аврагама Мапу (1808-1867). Крайне редки ныне экслибрисы двух одесских библиотек.

Первая из них — Библиотека приказчиков-евреев, для неё в начале ХХ века был выполнен шрифтовой экслибрис, на нем в линейной рамке дана владельческая надпись «Библиотека приказчиков-евреев имени учредителя О.Л.Бернфельда г. Одессы». Детская библиотека имени Т.Л.Сакер-Халфин также находилась в Одессе, она имела книжный знак, датированный началом ХХ века, на нем выполнена надпись «Одесское отделение Общества распространения просвещения между евреями в России. Детская библиотека имени Тины Львовны Сакер-Халфин».

В начале ХХ века в России было большое число еврейских обществ, различной направленности от охраны природы до еврейской народной музыки. Но первой крупнейшей культурно-просветительной организацией российских евреев было Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). Оно было основано в Петербурге в 1863 году. Его основная деятельность была направлена на организацию еврейских школ, вечерних курсов для взрослых, библиотек и училищ, создание материальной и теоретической базы для их существования, подготовку педагогического персонала, оказание помощи студентам, проведение лекций, концертов и других культурно-просветительных мероприятий в пользу ОПЕ. Первым председателем ОПЕ был барон Е.Г.Гинцбург. Библиотека ОПЕ была создана А.Я.Гаркави в 1878 году. В 1920-е годы это было одно из богатейших в Европе собраний литературы по иудаизму. В последние годы библиотека пополнялась преимущественно личными книжными собраниями — Я.М.Гальперна, С.Е.Вейсенберга, Л.М.Каменецкого, Я.Х.Яхновского и многих других еврейских библиофилов. В рукописном отделе библиотеки трудился историк российского еврейства С.Л.Цинберг. Он сумел описать около 900 рукописей и фрагментов, в том числе отрывки из дивана еврейского поэта и философа XI века Ибн Габирол Шломо Бен Иехуды, отрывки из трудов еврейского поэта и философа средневековой Испании Ибн Эзра Моше Бен Яаков, жившего в середине XI века — начале XII века.

Известно 13 книжных знаков для ОПЕ, один из них был выполнен во второй половине XIX века, на нем в линейной рамке написано «Общество для распростр. просвещ. между евреями России». На втором шрифтовом экслибрисе, в двойной линейной рамке в два ряда выполнена надпись «Справочная библиотека при канцелярии комитета Общества для распространения просвещения между евреями в России». В фигурной линейной рамке третьего экслибриса читается владельческая надпись «Общество для распространения просвещения между евреями в России. Музей учебных пособий для еврейских начальных школ». Четвертый экслибрис также шрифтовой, на нем в фигурной рамке с виньетками на углах читается надпись «Из книг, пожертвованных обществом для распространения просвещения между евреями в России». На пятом шрифтовом штемпеле выполнена надпись «Библиотека О. Р. Пр. М. Е. в Р.». Остальные экслибрисы, украшавшие книги библиотек ОПЕ, мало чем отличались от описанных выше книжных знаков.

Общество здравоохранения евреев (ОЗЕ) было учреждено в 1912 году, просуществовало недолго, но успело сыграть важную роль в жизни российского еврейства. В уставе ОЗЕ было сказано, что «оно имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения». В первые годы своей деятельности ОЗЕ распространяло знания по гигиене путем издания брошюр на идиш, устраивало лекции, собирала статистику о медицинской помощи в черте оседлости, организовывала детские лечебные колонии. Разразившаяся вскоре война потребовала, прежде всего, позаботиться о раненых и беженцах, хлынувших в глубинные районы России. ОЗЕ открывало лечебницы, туберкулезные санатории, дома для инвалидов, детские консультации «Капля молока», снабжало нуждающихся бесплатными лекарствами. Треть расходов общества покрывало правительство, остальное доставляли благотворители. Бюджет ОЗЕ в 1917 году составлял 2027613 рублей. За время своего существования общество открыло 85 амбулаторий, 15 больниц, два туберкулезных санатория в Алуште и Евпатории.

Тысячи евреев были обязаны ОЗЕ здоровьем, а то и жизнью. ОЗЕ работало в России до ноября 1922 года, пока его не ликвидировал НКВД. Общество переехало в Берлин, затем перебралось в Париж, гонимое фашистами, с 1945 года общество работало во Франции, Бельгии, Англии и Швейцарии. Основу замечательной библиотеки общества составляли книги из библиотеки врача и одного из главных редакторов «Еврейской энциклопедии» Л.И.Кацнельсона. В этой библиотеке была сугубо медицинская литература на многих европейских языках, а также иврите и идиш. Библиотека была разгромлена во время частых и вынужденных переездов Общества здравоохранения евреев из одной европейской страны в другую. На книгах ОЗЕ были два художественных книжных знака, которые в 1917 году выполнил художник С.Н.Грузенберг.

На первой графической миниатюре изображен мужчина, раздирающий пасть льву, и дана аббревиатура «ОЗЕ», а на втором книжном знаке в фигурной рамке начертано «ОЗЕ» и изображена женщина, выжимающая сок из грозди винограда в чашку, которую держит в руках больной и немощный мужчина на костылях.

Еврейское колонизационное общество поощрения земледелия, колонизации и переселения евреев (ЕКО) было основано в 1907 году и находилось в Петербурге. В начале царствования Александра III разразились жестокие погромы. Политика преследования евреев все усиливалась. Многие евреи не видели перспектив для нормальной человеческой жизни в стране, где родились, оставалось эмигрировать. Некоторые молодые люди, воодушевленные сионистскими идеями, направлялись в Палестину, большая же часть беженцев устремилась в Америку. Только в одном 1892 году из Российской империи в США уехали 76000 еврейских эмигрантов. Кабинет министров поддержал инициативу ЕКО, предполагавшего за 25 лет вывезти из России 3 миллиона 225 тысяч евреев. Инициатором массовой эмиграции евреев был император Александр III. Переселенцев освобождали от воинской повинности и бесплатно выдавали им выездные документы. Для них установили льготный тариф на железных дорогах, а морской министр даже предложил платить несколько рублей каждому еврею покидающему Россию. ЕКО существенно облегчило муки эмиграции для десятков тысяч людей. Впоследствии ЕКО расширило сферу своей деятельности, стало помогать выезду евреев во все страны, занялось профессиональной подготовкой и образованием евреем и многим другим. Экслибрис библиотеки ЕКО был выполнен в начале XX века неизвестным автором, это шрифтовая графическая миниатюра с владельческой надписью «Центральный комитет в С-Петербурге Еврейского колонизационного общества».

Общество пособия бедным евреям города Одессы на книгах общинной библиотеки имело экслибрис с надписью «Бесплатная библиотека-читальня при о-ве пос. бедн. евр. г. Одессы имени Давида Левина». Известно, что помощь бедным (гмилут хасадим) является у евреев не сентиментальным актом, а требованием религиозного закона. Поэтому по-другому благотворительность называется на иврите цдака — (справедливость). Каждому еврею заповедно помогать неимущим. Вообще цдака считается у евреев столь же полезной для дающего, сколь для берущего. Общество пособия бедным евреям (ОПБ) было образовано в апреле 1907 года одновременно в нескольких городах с компактным проживанием евреев. ОПБ выдавало пенсии старикам, больным и калекам, временные пособия нуждающимся, по специальным рецептам бедным отпускались лекарства, заключенные евреи получали по три рубля к каждому еврейскому празднику, работала еврейская народная дешевая столовая, по пятницам и субботам бесплатные обеды получали солдаты-евреи. Общество пособия бедным евреям города Симферополя книги своей библиотеки помечало книжным знаком конца XIX века, на котором в зубчатой рамке было написано «Библиотека-читальня общества пособия бедным евреям г. Симферополя».

В Одессе было Общество приказчиков-евреев имени С.А.Бернфельда. На книгах общинной библиотеки был шрифтовой экслибрис, которым метили книги, на нем выполнена надпись «Библиотека Общества приказчиков-евреев г. Одессы имени учредителя С.А.Бернфельда». Еврейское общество воспитания и образования было также организовано в Одессе. Для книжного собрания этого общества выполнен шрифтовой книжный знак с надписью «Библиотека имени Мильды Гуревич при Еврейском обществе воспитания и образования». Известно в Одессе было Общество взаимопомощи торговых агентов и торговцев евреев. В начале ХХ века для библиотеки общества был выполнен книжный знак, на котором было написано «Вниманию г.г. читателей 1) Библиотека Общества взаимопомощи торговых агентов и торговцев евреев г. Одессы обращается к г.г. абонентам с убедительной просьбой — относиться к получаемым для чтения книгам бережно. За всякого рода пятна, помарки, пометки на книге, вырванные из нее листы и т.п. г.г. отвечают так же, как за совершенную утрату книги, т.е. в размере полной ее стоимости. 2) Равным образом вовсе не разрешается взятую в библиотеке книгу давать другим лицам. 3) Не дозволяется удерживать книгу свыше одного месяца, в противном случае плата взимается двойная. 4) Плата за абонемент должна быть внесена за два месяца вперед». Был у общества и другой экслибрис, на нем в линейной рамке была выполнена надпись «Библиотека Общества взаимопомощи торговых агентов и торговцев евреев г. Одессы. Жуковская ул. № 17».

Рядом с Одессой в Крыму было Симферопольское караимское культурно-просветительское общество. Оно имело на книгах своей библиотеки книжный знак конца XIX века, на нем в зубчатой рамке выполнена надпись «Библиотека имени И.И.Казаса. Симферопольское караимское культурно-просветительское общество». Было в Петербурге и Русское общество для изучения еврейской жизни, оно имело на книгах своей библиотеки экслибрис, который выполнил художник С.Н.Грузенберг, на нем изображены два ангела и семисвечник, надпись гласит «Русское общество для изучения еврейской жизни».

Множество еврейских обществ и библиотек при них было создано и вдали от российской столицы. Так Иркутское отделение Общества распространения просвещения между евреями имело библиотеку, на книгах которой был типографский книжный знак, который был выполнен около 1900 года, на нем в двойной линейной рамке выполнена владельческая надпись «Библиотека Иркутского отделения общества распространения просвещения между евреями. № сист. кат… № инв…».

Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим евреям города Екатеринослава имело свою библиотеку, на книгах которой был книжный знак начала ХХ века, где в зубчатой рамке была дана надпись «Библиотека Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим евреям города Екатеринослава».

Виленское еврейское общество попечения о детях имело книжный знак, который украшал книги библиотеки общества, выполнен он был во второй половине XIX века, на нем в линейной рамке было надписано «Детская библиотека Виленского еврейского общества попечения о детях. Вильна». Был на книгах библиотеки и второй шрифтовой книжный знак, датированный началом ХХ века, на нем в линейной рамке выполнена владельческая надпись «2-ая детская библиотека. Вильна», а в окружности написано «Виленского еврейского общества попечения о детях».

Но книжные знаки в царской России имели не только еврейские библиотеки, учебные заведения и различные общества и организации. Так Иркутский еврейский молитвенный дом на книгах своей библиотеки имел три книжных знака немного отличающиеся друг от друга, на каждом из них имеется владельческая надпись «Библиотека Иркут. Евр. Молитвенного дома».

Секция по изучению еврейской истории и литературы женского медицинского института в Петербурге имела экслибрис с аббревиатурой «Ж.М.И.» и надписью в рамке «Секция по изучению еврейской истории и литературы».

На книгах принадлежавших Заграничному комитету Бунда (на идиш Bund — союз) (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) также был экслибрис. Бунд был основан в 1897 году в Вильно, в 1898-1903 годах и с 1906 года был автономной организацией в РСДРП. Поддерживал «экономистов», меньшевиков, ликвидаторов, троцкистов. В 1912 году на шестой (Пражской) партийной конференции Бунд был исключен из РСДРП, в 1920 году отказался от борьбы с советской властью, в 1921 году самоликвидировался, часть членов была принята в РКП(б). Книжный знак библиотеки Заграничного комитета Бунда был выполнен в начале ХХ века, на нем в зубчатой рамке приведена надпись «Библиотека и Архив Заграничного комитета Бунда».

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Гетманский: Книжные знаки еврейских учебных заведений и общественных организаций (1900-1917)

  1. Марки, монеты, этикетки, экслибрисы, боны, открытки и т.д. Казалось — удел чудаков.
    Однако стоит копнуть и рождается тема!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *