Лев Мадорский: Как жить в мире и душевном спокойствии?

 549 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Как Маресьев полз он три дня и чудом выполз к реке. Там его, опять-таки чудом, заметили старообрядцы и отвезли на лодке в больницу. Душевного спокойствия в глуши найти не удалось…

Как жить в мире и душевном спокойствии?

Лев Мадорский

Живущий прошлым живёт в депрессии.
 Живущий будущим — в тревоге.
 Чтобы жить в мире и спокойствии надо жить настоящим.
Лао-Цзы (5-6 вв. до н.э.)

Среди различных благ, которые мы желаем друг другу, одно из самых часто встречающихся — пожелание душевного спокойствия. На мой взгляд, пожелание это одно из самых важных, так как все остальные, в определённой степени, от него производные. Согласитесь, что у человека со взбаламошной, издёрганной тревогами и волнениями душой, не будет ни здоровья, ни радости, ни удачи, ни долгих лет жизни.

Пожелать легко, но как прийти к этому спокойствию? Да и возможно ли найти душевное умиротворение в мире, вставшем на дыбы и пропитанном национальными, политическими, религиозными, социальными и другими противоречиями. Можно ли вырваться из биополя ненависти и нетерпимости, которое окружает людей сегодня даже в самых благополучных странах? Впрочем, если судить по вынесенным в эпиграф словам, написанным древнекитайским мудрецом и основателем даосизма Лао-Цзы, это проблема не только XXI века. Люди искали душевное спокойствие во все времена.

В заметках хочу рассказать о некоторых известных мне примерах таких поисков…

Что Бог дал, то и хорошо

Я уже писал об этом удивительном человеке и потому буду краток. Мы познакомились при необычных обстоятельствах. Машина передо мной затормозила и я врубился. Дело происходило в городе, скорость небольшая, но передний и задний бамперы — вдребезги. В такой ситуации шансы доказать свою невиновность равны нулю. Однако, случилось невероятное: пожилой мужчина, сидевший в машине передо мной, невысокий, с худым, морщинистым, склонным к улыбке лицом, поразив не только меня, но и приехавшего позже полицейского, взял вину на себя. Водитель передней машины сказал, что дорогу перебегала кошка и он вынужден был резко затормозить. Меня поразило и другое: в этой экстраординарной ситуации старик вёл себя спокойно и приветливо. Он улыбался и, прямо-таки, излучал доброжелательность.

Так познакомились. Мужчина представился необычно — дед Андрей. Ему 69 лет. Приехал в Германию (он русский, жена немка) в начале 90-х из маленького сибирского города N. На бывшей родине работал лесником.

Чем больше узнавал «деда Андрея», тем больше поражался. Он прямо-таки излучал радость жизни. Временами казалось, что он старается эту переполнявшую его радость не афишировать. Казалось, что ему даже неудобно перед окружающими: у них трудности, проблемы, а у него всё в полном ажуре. Особенно поражало, что «ажура» как раз и не было. Жена недавно умерла от рака. Дочь Инга, мать-одиночка, алкоголичка. Единственная 12-летняя внучка родилась с синдромом Дауна.

Постепенно понял, в основе радости и душевного спокойствия Андрея лежит не богатство, не здоровье, не удачные дети, а нечто другое. Более глубокое и постоянное. Лежит то, что трудно поколебать и что мало зависит от внешних обстоятельств. Это было невероятно, но в основе счастья простого лесника из Сибири лежало внутренне убеждение. Работа мысли. Своё видение того, что с ним происходит. В результате любое отрицательное событие у «деда Андрея» подвергалось, как бы, внутренней обработке и превращалось в нечто малозначительное, не мешающее его радостному и спокойному мироощущению.

В наших бесконечных разговорах мой новый знакомый часто ссылался на мнение отца, который прожил 96 лет, умер несколько лет назад и слыл в их городке целителем. Отец передал сыну свой опыт, а, точнее, своё искусство быть счастливым и которое, если несколько упростить, сводилось к простому и, одновременно, мудрому убеждению: что Бог дал, то и хорошо…

Буду жить в глуши…

Мой приятель Илья А. — пианист. Сейчас живёт в Израиле. В московской музыкальной школе, где я с ним вместе работал в семидесятые годы, его звали Илюша-33 несчастья. Действительно, с Ильёй постоянно происходили неприятные истории: то ногу сломает, то в аварию попадёт, что-нибудь ещё. Кульминацией стала экстремальная история, о которой хочу рассказать. Она произошла с Ильёй летом 1972 года. Тут надо сказать несколько слов, что называется, из-за такта.

Работу свою Илья не любил. Непонятливые дети вызывали у него раздражение. Да и платили мизер. Но другой работы не подворачивалось и, к тому же, у неё был существенный плюс — трёхмесячные летние каникулы. В том году чёрная полоса вокруг Ильи достигла особенно высокой концентрации — умерла мама и ушла жена с двумя детьми.

В конце мая Илья влетел ко мне в класс радостный и взволнованный:

— Всё. Наконец-то! Знаю, что делать. Нашёл место, где можно пожить спокойно.Хотя бы какое-то время.— от возбуждения он быстро ходил по классу, не обращая внимания на ученика, который невозмутимо продолжал играть. — Представляешь, один папаша предложил поехать на три месяца в тайгу. Жить буду в охотничьей избушке и собирать смолу. Глушь. Кругом ни души. До Красноярска 150 километров. Раз в две недели он будет привозить продукты. Отдохну, наконец, от всего этого московского безумия. — Илья победно посмотрел на меня, ожидая поддержки. Я не знал, что сказать. — Но это не всё, — продолжал он. — За смолу он будет мне платить. Если повезёт, можно за лето заработать до 2 тысяч рублей!

И я, и другие учителя, отговаривали Илью от безумной затеи, но безуспешно. Он купил консервированных продуктов, обогреватели, средства против комаров, всевозможную одежду. Получилось 9 больших картонных ящиков. «Как ты всё это доставишь на место?», — спросил я. Илья отмахнулся: «Без проблем. На месте что-нибудь придумаю». Он был весел и возбуждён. Дальнейшие события показали, что Илюша полностью оправдывает своё прозвище «33 несчастья». Уже в Красноярске пока он искал машину, большую часть ящиков украли. Папа, действительно, предоставил учителю своего сына охотничьй домик, но скрыл, что в двухстах метрах от домика будут жить в бараках бывшие уголовники, которые отсидели срок и находятся на поселении. Бывшие зеки тоже собирали смолу и им сразу не понравился интеллигентный москвич и к тому же еврей. Короче, не прошло и нескольких дней, как ночью к Илье в окно домика постучался один из уголовников, с которым он успел познакомиться: «Уходи. Братва проиграла тебя в карты».

Дальше события развивались трагически. Илья быстро сбился с указанного направления и от волнения ему парализовало ноги. Как Маресьев полз он три дня и чудом выполз к реке. Там его, опять-таки чудом, заметили старообрядцы и отвезли на лодке в больницу. Душевного спокойствия в глуши найти не удалось…

Я нашёл место на шарике

Другой мой приятель, Олег Л., 44 лет, человек обеспеченный (имеет недвижимость по всему миру) решил переехать жить из Германии на Канары. А, точнее, на остров Тенерифе. Он уговаривал ехать и меня. Заинтересованность в моём переезде, как мне показалось, была связана не столько с нашими дружескими отношениями, сколько с тем, что я учил музыке его пятилетнюю дочь и он хотел бы продолжить занятия. В рамках нашего разговора хочу привести его аргументы в пользу переезда на Канары. Когда он приводил их, быстро расхаживая по комнате и возбуждённо жестикулируя, я вспомнил Илюшу А. из далёких семидесятых:

— Климат — лучший на Земле. Круглый год 20-25 градусов. Рядом тёплый океан. Отдыхающие составляют элиту острова и к ним местные относятся прекрасно. Сервис на высшем уровне. А, главное, политики там нет. Попросту нет. Все эти войны, Игилы, террористы, правые, левые, забастовки, убийства инакомыслящих и прочие кошмары остаются где-то далеко. На материке. Короче, Лёва, я нашёл место на шарике, где можно пожить в мире, тишине и спокойствии.

Недавно Олег переехал. Прошло ещё слишком мало времени, чтобы судить о результатах.

И ещё один не совсем обычный вариант пожить в мире и спокойствии…

Ничего не вижу, ничего не знаю…

Мои знакомые Марина и Игорь ведут подобный страусиный (не вкладываю в это слово обидного смысла) образ жизни. Марина — бухгалтер в большой фирме, 52 года, живёт в Германии. Игорь, доктор психологических наук, профессор, 69 лет живёт в Москве. Они не знакомы друг с другом, но мыслят одинаково: уже много лет не смотрят новостные программы, не читают новостей в прессе, избегают разговоров о политике. Думаю, что не преувеличу, если скажу, что Марина и Игорь, практически, не знают ничего о событиях в Украине, о государстве ИГИЛ, о падении цен на нефть и о других событиях, включая убийство Немцова. Может быть, что-то слышали случайно, краем уха, но именно случайно и без подробностей. Знать подробности они не хотят. Когда переслал Игорю уже написанную часть статьи, чтобы он её прокомментировал, то получил такой ответ:

«В сегодняшнем, сумасшедшем мире вести, как ты выражаешься, «страусиный образ жизни», а я бы сказал, не растрачивая себя по пустякам, имеет смысл. Во всяком случае, этот образ жизни,на мой взгляд, значительно лучше и продуктивнее, чем отрываться от привычной жизни, уезжать в тайгу или даже на Канары. Почему? Да потому, что изменить что-нибудь в существующем порядке вещей я, обычный обыватель, всё равно не смогу, а выходить на марши несогласных мне уже возраст не позволяет. Кроме того, признаюсь честно, не очень-то я верю, что все эти майданы и антимайданы могут привести к чему-то толковому. Так что лучше поберечь нервную систему и жить, как советовал твой любимый Лао-Цзы, не прошлыми бедами и не будущими тревогами, а спокойным и мирным настоящим».

А теперь самое время вернуться к Лао-Цзы и попытаться рассказать пару слов о философии великого, древнего мудреца.

Лао-цзы (604 г. до н.э. — ?)

Пишу «попытаться», так как суть философии Лао-цзы, которого считают основателем даосизма, не только понять, но и даже выразить в словах, не так-то просто. Она, как песок, струится между пальцами, вспыхивает неясными бликами, теряется за туманными и не совсем ясными, для нашего времени фразами и понятиями. Если быть предельно кратким, то философия эта выражется во взаимодействии двух китайских слов «Дао» и «Дэ». «Дао» означает путь, суть вещей, суть бытия вселенной. «Дэ» — это нечто более конкретное и практическое, Это освобождение от пут повседневности, от суеты, от сегодняшних тревог и забот. В практическом ключе даосизм (кстати, как и буддизм, индуизм, кофуцианство это более философия, чем религия) призывает человека:

— избегать насилия (перекликается с толстовством),
— не бояться смерти (смерть — начало другой жизни),
— самосовершенствоваться, освобождаясь от ложного в себе (высшая добродетель — воздержание),
— уходить от деятельности к созерцанию, в том числе, самосозерцанию.

Послесловие

Я, как и многие, стремлюсь к миру и душевному спокойствию и у меня, как у многих, не всегда получается. Афоризм Лао-цзы, вынесенный в эпиграф, один из любимых. Стараюсь по мере возможности, ему следовать: не заниматься мазохизмом, вспоминая совершённые в жизни глупости и несуразностии, которых тьма-тьмущая, и не думать о будущих бедах и трудностях, которых ещё больше. Сосед из дома напротив, китаец, с которым здороваюсь и, иногда, перекидываюсь парой слов, вместо обычного, формализованного «Как дела?», начинает разговор с не совсем обычного «Как настроение?». Когда писал эти заметки, пришла в голову странная мысль, что, может быть, сосед даосист. Последователь Лао-цзы. Ведь хорошее настроение одна из главных составляющих душевного спокойствия и внутренней гармонии.

Print Friendly, PDF & Email

14 комментариев к «Лев Мадорский: Как жить в мире и душевном спокойствии?»

  1. Здравствуйте, Лев! (1) Проблем интересная, но, на мой взгляд, поставлена абстрактно, как бы для любого человека. На самом деле, у людей разного возраста, разной расы, разной национальности, разного имущественного состояния, разного общественного положения, разной профессии и т.п. имеются, конечно, разные основания для переживания душевного спокойствия. Поскольку, если понимать душевное спокойствие, как мир человека с самим собой, то для одного человека отсутствие внутреннего конфликта связано с экстремальным поведением, а для другого — с лежанием на диване.
    (2) Как известно, никто не знает всего, в том числе и Лао цзы. Полагаю, что не всегда прошлое связано с депрессией, а будущее с тревогой. Возможно, у ряда людей прошлое связано с удовлетворением от удач, будущее с радостью ожидания чего=то хорошего, а настоящее с восторгом от перехода из прошлого в будущее.
    (3) Думаю, что у истинно верующего человека (в частности, у христианина) нет оснований для внутреннего конфликта, для переживания неожиданностей, поскольку все, что происходит, промысел Божий. А для неверующего, — как верно отметил Юнг, — внутренний мир поддерживается помощью другим людям.

    1. Мадорский-Левину
      Возможно, у ряда людей прошлое связано с удовлетворением от удач, будущее с радостью ожидания чего=то хорошего, а настоящее с восторгом от перехода из прошлого в будущее.

      Здравствуйте, Натан! Конечно, я согласен, панацеи для всех нет. Как кто-то сказал из мудрых, на вечные вопросы есть только временные ответы. Вы правы и в том. что каждый ищет свой путь. Я как раз и хотел показать как разные люди по разному пытаются поймать эту ускользающую из рук синюю птицу. Ваш вариант настоящего, прошлого и будущего, вынесенный сверху, тоже вполне можно принять. Но мне больше нравится тот, который предложил Лао Цзы. Он помогает достигнуть почти невозможно-жить настоящим. Наслаждаться моментом. Не знаю как у Вас, а у меня это получается редко.

  2. 1) Юнг: «То (смысл и лик жизни), что юность ищет и должна искать вне себя, следует человеку сумерек искать внутри».
    Этот Юнг очень правильный мужик, дело говорит 🙂
    С другой стороны, это «то» надо искать для чего-то ВНЕ СЕБЯ: заниматься поиском истины (наука), поиском прекрасного (искусство), помогать людям (поиск справедливости и милосердия), помогать своим детям (хороший эгоизм), религия и поиск Б-га (но именно не для Б-га а для людей, иначе можно стать джихадистом, инквизитором или просто ненавидящим людей фанатиком, который ПРИНУЖДАЕТ других — мира и душевного спокойствия это не принесёт) и т.д.

    Если вы с этим согласны, то все ваши примеры ведут в тупик (кроме «деда Андрея» и возможно Лао-цзы, которого я просто не понял).

    2) Лев Мадорский: «Не пытаться изменить то, что конкретный человек изменить не может — и не сожалеть об этом.
    А ещё постараться не жалеть о тех ошибках, которые нельзя исправить и упущенных возможностях, которые уже не вернёшь. Эти сожаления только разъедают душу. Хотя, согласитесь, редко встречаешь людей, которые это умеют делать»
    ————————————————
    Сначала надо ПОНЯТЬ, что это ГЛУПО — а потом работать над собой что бы ОСОЗНАТЬ это.
    Например, большинство людей вполне способны осознать, что наркомания, алкоголизм и азартные игры это глупо — и поэтому большинство людей вполне успешно держат эти увлечения под контролем. Как я уже сказал, для этого надо сначало ПОНЯТЬ — а потом работать над собой что бы ОСОЗНАТЬ.

    1. Мадорский-Бенни.
      «Если вы с этим согласны, то все ваши примеры ведут в тупик (кроме «деда Андрея» и возможно Лао-цзы, которого я просто не понял)».
      Вы верно заметили. Это я и хотел показать. Дед Андрей ищет ответы внутри себя ( единственно возможный путь) а остальные во внешних переменах. Это тупикровая дорога. Но чтобы воспринимать мир как «дед Андрей» нужно быть мудрецом и философом. Причём, больше первым. чем вторым. Не знаю, как вы, Бенни, но я. к сожалению, ни тем ни другим точно не являюсь…

  3. Мне кажется, вы обиделись. Пожалуйста, не берите себе «на голову», как говорил один наш сотрудник из Одессы. То, что вы пишете – никакой не «выпендреж». Вы затрагиваете такие темы и поднимаете такие вопросы, которые, наверняка, многих интересуют и совпадают с их мыслями. Вы как-будто подслушиваете, что думает человек, что в его душе, чего он сам не может высказать. И пишете об этом так, что я всегда с удовольствием вас читаю.

    1. Мадорский-Беленькой
      \»И пишете об этом так, что я всегда с удовольствием вас читаю.\»
      Дорогая Инна! Своей оценкой Вы подарили мне хорошее настроение и, если оставаться в рамках темы, душевное спокойствие, на целый день.

  4. Уважаемый Лев, как-то вы одним махом расправились сразу с Гитлером, Юнгом и оккультизмом. Юнг дал оценку тому, что творилось в Германии с приходом Гитлера. Но это не по вашей теме. А вот, что касается обретения «душевного спокойствия», то у Юнга много чего можно извлечь: «Закат, послеполуденная половина человеческой жизни также полны смысла, как и дополуденное время, только его смысл и его лик (! – И.Б.) совершенно другие…. То, что юность ищет и должна искать вне себя, следует человеку сумерек искать внутри».
    Конечно, каждому – свое. Можно плясать рок-н-ролл, крутить «солнце» на турнике, ухаживать за молоденькими официантками и даже сажать их на колени (правда, каково это официанткам, вы не пишете), но все равно, иначе, чем к чудачествам, это нельзя отнести.
    Да вы и сами об этом: «…, приходил один такой невероятно старый чудак в красном пиджаке….».

    1. Мадорский-Инне.
      «То, что юность ищет и должна искать вне себя, следует человеку сумерек искать внутри». В отношении Гитлера и Юнга, возможно, уважаемая Инна, Вы правы. Надо будет почитать. Что-то у меня осталось в памяти о разных подходах ко многим психическим проблемам Фрейда и Юнга, а также то, что Гитлер, естественно, предпочитал арийца еврею. А в отношении душевного спокойствия и различного мироощущения в молодости и в старости, то, конечно, в мысли Юнга, приведённой Вами и вынесенной сверху, если не выпендриваться и взглнуть на вещи здраво , есть смысл. Потому что, конечно. в моих восторгах о раскованности бабулек и чудака в красном пиджаке. есть некий выпендрёж. Да, мы в сарости больше ищем внутри себя и. так или иначе, начинаем готовитиься к «последнему и решительному» шагу в никуда. Но, всё-таки, согласитесь, Инна, в неоглядной, юношеской бесшабашности старости есть определённое очарование и красота. Согласитесь. что очень хочется до самого последнего шага жить. а не существовать. Старец, умирающий от разрыва сердца во время прыжка с парашютом даёт много очков старцу умирающему в неторопливо-задумчивом, мудром прозябании. Или я опять выпендриваюсь?

  5. Но всё больше. кстати, особенно, в Штатах, встречается людей, которые уверены, что возраст, вообще, не имеет значения и не надо ничего менять с годами в своём поведении. Они после 70-ти прыгают с парашютом, танцуют рок-н-ролл, ухаживают за женщинами

    А еще проводят конкурс на «лучшую бабушку». Мне всегда было неловко смотреть на этих танцующих рон-н-ролл бабушек. Некто Юнг предостерегал от заблуждения, что «вторая половина жизни должна направляться принципами первой половины». Это ошибка — «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», «нести в сумерки закон утра». Как вы на это смотрите, уважаемый Лев?

    1. Мадорский-Беленькой
      » Некто Юнг предостерегал от заблуждения, что «вторая половина жизни должна направляться принципами первой половины».
      Про психиатра и мистика Юнга ( по-моему швейцарца) знаю немного. Если не ошибаюсь был любимец Гитлера и от него «есть пошёл» спиритизм и прочие оккультные науки. Может поэтому подсознательно ( по Юнгу, кстати) мне не нравятся его теории и, в частности, та, о которой пишете Вы. А от танцующих и делающих упражнения на брусьях ( тоже видел видеоролик) американских бабулек я в восторге. Вообще, молодое, раскованное поведение пожилых людей мне очень нравится. В ресторане, где я играл, приходил один такой невероятно старый чудак в красном пиджаке. Он ухаживал за молоденькими официантами и даже пытался сажать их на колени, танцевал под музыку. Hазвлекался как мог. Я от него был в восторге. Однажды, узнав, что я еврей, почему-то встал передо мной на колени.

  6. Мадорский-Ослон
    «Немалую роль в ее давлении (доходит до 220, а 190 для нее норма) играет ее настроение и самоощущение.
    Мне, уважаемая Инна, нравится мысль кого-то из мудрых: » Человек есть то, что он о себе думает» Тут не столько имеет значение возраст, сколько, Вы правы, самоощущение, а , точнее, самооценка. Часто старики ( особенно в Росссии) ведут себя как старики не потому, что к этому их вынуждает физическая немощь, а потому что погружаются в свой возраст и считают, что именно такое поведение правильно и адекватно. Но всё больше. кстати, особенно, в Штатах, встречается людей, которые уверены, что возраст, вообще, не имеет значения и не надо ничего менять с годами в своём поведении. Они после 70-ти прыгают с парашютом, танцуют рок-н-ролл, ухаживают за женщинами или знакомятся с мужчинами. Мне кажется, что будущее за таким поведением и таким мироощущением. Так что Вы, Инна, на правильном пути.

  7. Как жить в мире и душевном спокойствии?
    ————————-
    Не пытаться изменить то, что конкретный человек изменить не может — и не сожалеть об этом.
    Сделать и изменить (внутри себя и во внешнем мире) то, что именно конкретный человек должен сделать и изменить.
    Осталось только понять, что ИМЕННО (и как) я должен сделать и изменить, кому это надо (мне? людям ? Богу ?) и почему.

    Важно понимать, что эта цель принципиально не достижима без чего-то более важного, чем собственная жизнь: если именно моя жизнь это то, что я должен «сделать» (то есть получить от неё максимум удовольствий) — то человек всегда будет страдать от бессмысленности своего прошлого, ведь все его прошлые удовольствия совсем не помогают ему получать удовольствие СЕЙЧАС.
    Именно поэтому люди и заботятся о своих взрослых детях, помогают нуждающимся / несчастным, развивают науку, борются за справедливость и т.д.

    1. Мадорский-Бенни

      «Не пытаться изменить то, что конкретный человек изменить не может — и не сожалеть об этом.»
      А ещё постараться не жалеть о тех ошибках, которые нельзя исправить и упущенных возможностях, которые уже не вернёшь. Эти сожаления только разъедают душу. Хотя, согласитесь, редко встречаешь людей, которые это умеют делать

  8. Уважаемый Лев Мадорский! Вы начали очень интересный и важный разговор. Я как раз вчера об этом думала после звонка подруге. Она живет в России, у нее полно объективных проблем, но мне кажется, что немалую роль в ее давлении (доходит до 220, а 190 для нее норма) играет ее настроение и самоощущение. Она практически моя ровесница, но мне неловко от нее слышать: «Ты уже немолодая, Инна!». Я так не чувствую, и мне как раз захотелось с кем-нибудь познакомиться. Как будто мы в разных возрастных категориях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *