[Дебют] Сергей Коновалов: Поэзия для «элиты» и поэзия для «широких» масс. В чём заключается парадигма познавания?

 176 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Есть поэтические тексты, а есть стихотворные. Я не возьмусь дать КОНКРЕТНОЕ определение первым. Поэтому определю их как некое ТАИНСТВО. Вторые (то есть стихотворные) пишутся с применением шаблонных образов и приёмов… Понятно, что стихотворные тексты сочиняет большинство пишущих. А поэтические создают Поэты.

Поэзия для «элиты» и поэзия для «широких» масс

В чём заключается парадигма познавания?
(разговор о восприятии поэтических текстов)

Сергей Коновалов

http://berkovich-zametki.com/Avtory/Konovalov.jpgВ этом году в Михайловском прошёл юбилейный (уже пятидесятый!) Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Событие в культурной жизни страны несомненное, являющееся очередным поводом поговорить о проблемах не только поэзии вообще, но и современных, а частности. Мой сегодняшний собеседник — коломенский литератор (или как он сам себя предпочитает определять, «сочинитель литературных текстов») Алексей Курганов.

— Алексей Николаевич, статистики подсчитали: художественную литературу сегодня более или менее регулярно читает лишь ЧЕТВЕРТЬ взрослого населения страны. Из них поэзию — около десяти процентов. Если отбросить статистические лукавости, то вырисовывается совершенно безрадостная картина: поэзию у нас читают… совершенно грустно признать, сколь мизерное количество народа! Зато «поэтов» — тьма! Зайдите на любой литературный портал: пушкины с лермонтовыми и твардовские с мандельштамами — буквально стеной!

— Понимаю, Сергей Владимирович, вашу иронию, но что вы видите неожиданного в таком положении дел? Кто из нас в молодости не баловался сочинением стихов (точнее, считал, что пишет стихи, а не рифмованные строки)? Некоторые — и таковых немало — перенесли это юношеское увлечение (и убеждение!) и на свою взрослую жизнь! Как говорила моя замечательная соседка, баба Нюша, «всё лучше, чем водку трескать!»

— Кто бы спорил с бабами нюшами… Вы-то сами себя поэтом считаете?

— С какой стати?

— Как это с какой! У вас на днях вышел уже третий поэтический сборник — и не где-нибудь в заштатной провинциальной типографии за собственные или спонсорские деньги, а в одном из крупнейших канадских издательств ALTASPERA PUBLISHING за счёт самого издательства! И всё-таки не поэт?

— Я объяснял уже не один раз — похоже, придётся повторить. Рифмовать слова и строки и писать стихи — это не совсем одно и то же.

— Но родственно?

— Родственно. Но не тождественно. Есть поэтические тексты, а есть стихотворные. Я не возьмусь дать КОНКРЕТНОЕ определение первым. Поэтому определю их как некое ТАИНСТВО, на уровне интуитивных понимания и восприятия. Вторые (то есть стихотворные) пишутся с применением шаблонных образов и приёмов, использованием строфики, рифмическо-ритмической организации текста, и прочее, прочее, прочее… Понятно, что стихотворные тексты сочиняет большинство пишущих. А поэтические создают Поэты (да, только так, с Большой буквы!). Таковых всегда было, есть и будет единицы.

— Хотя каждый пишущий и поэтические, и стихотворные тексты называет и считает себя, конечно, Поэтом… Вернёмся к нашей теме. Под узостью понимания стихотворных текстов вы подразумеваете элитарность?

— Это неожиданно трудный вопрос. А что поднимать под элитарностью? Избранность? То есть, есть поэзия для избранных, а есть — для быдла? Не согласен я с такой градацией КАТЕГОРИЧЕСКИ! Почему? Объясняю на конкретном примере. Не так давно на телеканале «Культура» Сергей Шакуров читал пушкинскую «Анджело»:

— Был некто Анджело, муж опытный, не новый
В искусстве властвовать, обычаем суровый,
Бледнеющий в трудах, ученье и посте,
За нравы строгие прославленный везде, —

Вещь труднейшая и для чтения (шестистопный ямб с вольной рифмовкой), и для восприятия этими самыми «широкими» массами! Кстати, сам Александр Сергеевич говорил, по-моему, Нащокину, что критики считают «Анджело» одним из самых слабых его произведений, а он сам был уверен, что ничего лучшего в своей жизни не написал.

— Да, я помню эту поэму. Так называемый «александрийский стих» (парная рифмовка). Этот приём практиковали Тредиаковский, Сумароков… А ведь Белинский «Анджело» нещадно ругал! И к чему вы привели в пример эту поэму?

— К тому, что КАК читать и КТО читает. Слушал я Шакурова и вдруг понял: дело не в сложности размера! Здесь дело как раз в исполнении! Шакуров — МАСТЕР, это неоспоримо, и поэтому поэма читателем (в дано случае — телезрителем, тем самым представителем всё тех же «широких» масс) будет восприниматься! Читай её какой-нибудь актёр из подмастерьев — всё, не было бы никаких ни восприятия, ни понимания, ни даже ОЩУЩЕНИЯ поэзии!

— Это частный случай. Мы же говорим о восприятии стихов с «письма». То есть, непосредственно читателем непосредственно из книги.

— А может, в этом тоже есть своеобразная градация? Какие-то тексты сподручнее читать самому, какие-то — слушать?

— Опять согласен, но на всё те же «широкие» народные массы ваше предложение распространить сложно (или как сейчас говорят, проблемно). Пушкина актёры читают и будут читать. А вот какого-нибудь никому не известного Васю Пупкина — это вопрос…

— Но ведь никто же не пробует! Предпочитают идти по проторенному пути, сиречь — читать классиков и признанных мэтров! А если отойти от шаблонов? Хотя бы в качестве эксперимента?

— При чём тут эксперимент? Во многих городах ( в том числе и нашей родной Коломне) регулярно проводятся поэтические чтения (например, те же «поэтические марафоны), на которых с городских площадок местные авторы читают собственные произведения.

— Вы меня не поняли. Я говорю не о любительских исполнениях. Я имею в виду профессионалов, и не в местном, а в общегосударственном масштабе. Например, на той же «Культуре». Другое дело, что это — совершенно ново, а потому очень хлопотно и рискованно. А кому хочется рисковать?

— … и вот на этом деликатном вопросе мы и закончим наш сегодняшний разговор. Потому что его обсуждение это уже отдельная и очень противоречивая тема. Спасибо, Алексей Николаевич, за беседу!

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «[Дебют] Сергей Коновалов: Поэзия для «элиты» и поэзия для «широких» масс. В чём заключается парадигма познавания?»

  1. Очень характерный разговор двух специалистов – всё сводится к технике. Между тем, читателю техника до фени – он вообще не должен ее видеть. Ему что шестистопный ямб, что трехстопный амфибрахий – абсолютно всё равно. А вот о мысли в разговоре нет ни слова. Бессмысленное стихосложение – это, как правило, упражнения и эксперименты в технике. Настоящая поэзия несет заряд – это мысль, идея, которую иначе не выразишь. И все выразительные средства – образный строй, ритмика, размер, рифма или ее отсутствие – образуют органическое, сообразное единство с выражаемой идеей. И, главное – рождают настроение, которое передается читателю.
    Поэтому делить поэзию на категории – для элиты или народных масс – совершенно пустое дело. Любое стихотворение – либо ПОЭЗИЯ, либо нет. И это однозначно. Другое дело – уметь воспринять невидимое, то есть поэтический импульс. Здесь уже всё зависит от культурного уровня читателя, то есть конкретно от человека, от личности. По-моему, никому еще не пришло в голову писать стихи отдельно для имеющих начальное образование, отдельно для тех, у кого оно среднее и так далее. Но всё же надо признать, что воспринимать поэзию довольно сложно.
    И просто так, без всякой задней мысли, позвольте мне привести одно мое стихотворение, совсем маленькое, всего четыре строчки.
    Где вы, прекрасные дамы?
    Где ты, моя Галатея?
    Мудрость приходит с годами.
    Годы уходят быстрее.
    R

  2. Хорошая попытка понять и «разрешить раз и навсегда» совершенно неподъемную тему. На своем примере: чаще всего в восприятии поэзии я «быдло», не вижу, не ухватываю, не замечаю что-то такое, что сразу видит и оценивает «элита». Но иногда — наверно, под особое настроение — и вижу, и замечаю, и оцениваю. Как меня и других подобных разделить на группы? Опять таки, сложность и образность. Есть ли поэзия в произведениях, для понимания которых надо закончить литинститут, знать наизусть оба Завета и драматургию Древней Греции? Наверно, даже — наверняка, есть. Но для кого?

  3. «Есть поэтические тексты, а есть стихотворные».
    ———————————————————-
    А есть еще термин «версификация»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *