Ася Крамер: Стимул к поиску. Когда оживают древние названия…

 343 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Здесь нет никаких особых научных изысканий. Просто информация к размышлению и стимул к поиску.

Стимул к поиску

Когда оживают древние названия…

Ася Крамер

Решив почитать на досуге о Иберии Испанской и Иберии Грузинской, я нашла много довольно интересного материала и решила им поделиться. Это все взято из интернетовских источников, поэтому уважаемым оппонентам не надо сразу бросаться в GOOGLE и читать Википедию. Она мною прочитана, и заодно и немалое количество других источников. Да, эпоха!.. Благословенно наше поколение, живущее в век Интернета! Никогда в прошедших веках людям не открывались — вот так, за здорово живёшь! — тайны истории! Никогда не могли они получить ответ на любой вопрос, стоит только его правильно задать. Воистину — ищите и обрящете! И только лишённые вышеназванного благословения забаррикадировались в своих былых знаниях, закрыты к новому и живут так, как будто нам не дарована такая милость и такое богатство. Они сидят и ждут, когда к ним придут и официально скажут: отныне белое называется чёрным! И тогда они со спокойной душой начнут нести узаконенную правду дальше, в массы. Но это лирическое отступление.

В 10 главе первой книги Торы, книге Бырэйшит (книга Бытия) говорится о Ное, трёх его сыновьях Симе, Хаме и Иафете, и о 16 внуках Ноя. Нам оставлено достаточно доказательств того, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеяния (о нем в главе 11 этой же книги) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира.

Семь сыновей было у Иафета, четверо — у Хама, пятеро — у Сима. Упомянем только о двух Ноевых внуках.

«Один из сынов Иафета — Тубал, а его потомки называются Табали, поселился на территории, которую назвали Иберией. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси».

В сочинении Флавия, откуда взята эта цитата, упоминаются иберы в связи ещё с одним историческим событием. «Весть дошла до Тиграна, — пишет он, что Лукулл, преследуя Митридата, не смог его захватить, поскольку тот убежал в страну иберов». В одной короткой фразе вся бурная история римских времён! В ней участвуют армянский царь Тигран, царь Понта Митридат, наследник персидско-македонских родов, и римский военачальник Лукулл. Но для нас тут важно упоминание грузинской Иберии.

Арфаксад был прародителем Халдеев. Его потомок, Евер, передал свое имя еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Аврам (Бырэйшит 11:16-26). От имени Евер и наше название — евреи, Ибри, Хибру, Иврит. И …Иберия

Но давайте поподробнее. «…С древнейших времён грузины себя называют картвелами, а страну свою Сакартвело. Слово «картвели» происходит от «Карду» — название страны, являющейся первой родиной грузинских племён. В истории эта страна известна под названием Халдей. Наш предок Авраам тоже родом из Ура Халдейского. В истории Кавказа часто под халдеями понимаются халибы, про которых совершенно точно известно две вещи: что они были пришлыми и что они изобрели выплавку железа. Даже само слово «железо», как и аналогичное слово в десятках других языков произошло от их названия — Chalўbes, Χάλυβες.

Из грузинских племён, обитавших в Халдее, Месопотамии и Малой Азии, в ассирийских клинообразных надписях раньше всех упоминаются месхи и колхи.

«… До сих пор не установлено, кто мы и откуда, поскольку на земле у нас нет родственных народов. Мы не знаем, куда нас несёт наша судьба… Правда говорят, что мы жили на берегах Евфрата и Тигра, но и там нас не любили, не давали жить соседи, они ненавидели нас. Мы не знали, куда нам податься. Вот так мы проводили наши дни в одиночестве — словно спустились с неба. Наш язык отличается от языка других народов, отличается наше мировоззрение, наш характер, у нас есть свои особенности и традиции. Правда, мы были изгнаны из наших земель нашими соседями, они ничего не оставили нам, а аланы (предки осетин) нас пожалели и приютили, дали нам земли и приласкали, обучили нас своему военному делу, передали свою культуру, свои обычаи, защитили нас от внешних врагов». Из научного труда доктора исторических наук, профессора Геронти Кикодзе, газета «Сакартвело», 1917 год.

Грузины, как повествуют исторические хроники, являются пришлыми на Кавказ племенами. Скорее всего, это были и потомки иафета Тувала, и потомки Эвера, т.е семитские племена, чего грузины и сами не отрицают. Поскольку история, представленная Ветхим Заветом очень сжатая, получается, что они появились чуть ли не одновременно. Но некоторые учёные предполагают, что мы имеем дело с довольно растянутым историческим процессом. «Земля была разделена при Фалеке», говорится в Торе (Бырэйшит 10:25). Фалек, сын Эвера, родился в 2247 г. до н.э., (по библейской версии) а Вавилонский плен, и позже — рассеяние произошли в 6 веке до н.э. До этого было Ассирийское пленение в 8 веке до н.э. Именно в ходе Ассирийского пленения пропали (рассеялись) 10 колен Израилевых, о которых больше ничего не известно, кроме того, что они пропали (рассеялись).

Сейчас последует много исторических имён и исторических фактов. Они будут поданы отрывочно, только для подтверждения общей картины.

— Одни из исследователей грузинской истории говорят, что самым первоначальным названием картвелов было «инвери» (инбери) — так называли их греки.

— Известно, что ассирийские и вавилонские цари переселили в Закавказье значительные колонии евреев из Палестины. Мусульмане всегда назвали и называют реку евреев Иордан-Гур (Гу-ра Кура), а иберов, т.е. переселённых евреев — гурджи а страну их Гурджистан. (223. c. 168-169). Отсюда и Грузия.

— Для исследователей истории грузинского народа ситуация осложняется ещё тем обстоятельством, что Кавказ, оказывается, не является первоначальной родиной Грузии и поэтому здесь, в Грузии, не надо искать источников их культуры, пишет известный грузинский историк И. Джавахишвили

— … Как видим, грузины проникли в Закавказье и поселились здесь в древнейшее время. Только та территория, которая известна ныне как наша территория, постепенно закреплялась в результате постепенного продвижения на север. Трудно судить о времени проникновения грузин на Кавказ. Независимо от этого нет смысла искать на Кавказе древние следы грузин. Раньше грузин здесь жила «раса длинноголовых» которые на этой территории прошла обе эпохи камня и бронзы. (М.Церетели)

— Грузинский язык (картули эна) — язык относится к иберо-картвельской группе — Сино-Кавказской языковой семье.

— Картвельские языки включают также древний литературный язык Грузии — Еврейско-грузинский, называемый в Грузии киврули, а в Израиле грузинит йехудит или ‏‎ георгит йехудит. Большинство лингвистов считают его диалектом грузинского, с большим количеством слов из иврита.

— В грузинской исторической традиции основным является мнение, что первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э.

— Все мы помним, как в начале 50-х годов прошлого столетия Сталин страшно озаботился вопросами языкознания. А все потому что стараниями Н. Марра ( востоковеда, кавказоведа, лингвиста, этнографа и археолога) и М. Артамонова (профессора, доктора исторических наук, археолога,) были получены доказательства о родстве древне-еврейского и картвельского языков. Этого было достаточно, чтобы цветущие карьеры прославленных корифеев наук были разрушены, оба учёных стали подвергаться немыслимым гонениям, а земли Хазарского Каганата, которые однозначно много чего важного могли рассказать, были спешно залиты водами Цимлянского водохранилища.

На этом заканчивается первая часть.

Вторая

Две Иберии

Исследование исторических взаимосвязей Грузии и Испании имеет многовековую историю, корни этого вопроса уходят в глубокую древность. Более двадцати столетий существует гипотеза о родственной связи западных и восточных иберийцев. Ее происхождение связано с тождеством наименований обеих стран, историческим фактом существования двух Иберий.

Древние греческие и римские писатели и учёные называли жителей Грузии восточными, или азиатскими иберами, а испанцев — западными, или европейскими. Многие учёные считали, что термины «Иберия» и «иберы» в значении Грузии и грузин, а также Испании и испанцев происходят от одного общего корня и служат доказательством родства обоих народов. Другие говорили, что для каждого из указанных терминов характерно самостоятельное развитие, случайно приведшее в результате словообразования к тождеству их созвучия и транскрипции.

Эта разноголосица началась ещё в очень далёкие времена. (Опять много имен и дат).

Как отмечал греческий писатель Аппиан, есть три точки зрения.

Представители первой придерживались теории происхождения испанцев, т.е. иберов европейских, от грузин.

Этого мнения придерживался, к примеру, римский писатель Присциан (V-VI вв. н.э.), который в сочинении «Грамматическое руководство» отмечал: «Собственно «hibеrеs» называется племя, выселившееся от иберов, которые живут за Арменией». Т.е. он высказывал мысль о кавказском происхождении западных иберов.

Ректор Афонской академии Евгений Булгарский, собрав сведения из древних источников, говорил о родстве грузин и испанцев: «Их (испанцев) царь и князья — родом из грузин»… Булгарский выдвигает свои такие предположения: грузины переселились в Испанию, а затем, «после того как опять размножились испанцы, часть из них отправилась обратно на «историческую родину», в Грузию». В результате этого движения «племена грузин и испанцев называются одинаково.

Второе направление составляют сторонники теории происхождения грузин, т.е. иберов азиатских, от испанцев, т.е. иберов европейских.

Среди этих писателей не наблюдается единообразия в мнениях — как это могло произойти. Так Страбон (I в. до н.э. — I в. н.э.) в своей «Географии», европейские иберы могли перейти в Азию вследствие землетрясения на западе. По крайней мере, он пишет: «западные иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды, отделяемые от Армении рекою Аракс».

По очень распространённому мнению других авторов, древние испанцы переселились на восток в результате их покорения царём Навуходоносором (VI в. до н.э.), который, взяв испанцев в плен, увёл их и поселил на берегу Чёрного моря. На это впервые указывал греческий писатель, историк и географ Мегасфен (IV-III вв. до н.э.).

Однако, согласно историческим данным, Навуходоносор никогда не бывал на западе. Наука объясняет легенду, засвидетельствованную в древних источниках, тем, что сведения Мегасфена базировались на фактическом материале, касающемся других военных походов Навуходоносора.

Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.), говоря в своём стихотворном «Землеописании» о перешейке «между Каспским и Евксинским» морями, указывает, что «на нем живёт восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток»…

Разброс мнений существует и хроникально. Один византийский историк XI в. уверяет, что

«Величайший из всех государей Константин выделил из них, из западных иберов, немалую часть и переселил на восток, и отсюда название Иберия получила та страна, которая их приняла… Упоминаются они только с того времени, как поселил их здесь Константин».

Однако, это неверно. Как отмечает академик Ш.В. Дзидзигури, Иберия и иберийцы упоминались в сочинениях до времени Константина.

Баскско-Кавказская гипотеза

Исследование существовавших в науке предположений древних и средневековых авторов о родстве испанцев и грузин подводит к одной из интереснейших проблем современной исторической лингвистической науки — к баскско-кавказской гипотезе, непосредственно связанной с вопросом этногенеза басков и иберов.

Происхождение басков до сих пор является полемическим вопросом. Этот многочисленный народ на протяжении многих веков сумел сохранить свою национальную самобытность, обычаи и язык. Баски — единственное племя Пиренейского полуострова, избежавшее романизации и ассимиляции. Баскский язык отличается своей лингвистической феноменальностью, являясь единственным древнейшим языком неиндоевропейского происхождения в Западной Европе. По структуре языка, реалиям быта, этнографической типологии племя басков совершенно своеобразно и носит отпечаток характерных черт архаической цивилизации.

Одной из наиболее распространённых теорий является баскско-кавказская гипотеза, связывающая древних иберийцев Испании с иберийцами Кавказа. Эта теория разделялась целым рядом античных авторов, подтверждалась историческими свидетельствами и фольклорными источниками. В одной из распространённых в Басконии легенд говорится о переселении басков с востока. Сами баски называют себя «пришельцами с востока».

Интересные соображения по этому поводу содержатся в сочинении Иоанна Мариана «Всеобщая история Испании»: «Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришед в великом числе в Испанию, рассеялись, построили в оной Иберу повыше Тортозы и дали наименование той реке, которая подле течет (река Ебро), а после и всей провинции».

Баскский писатель Наварро в романе «Амала» указывает на аналогию названий гор, рек и населённых пунктов на Пиренейском полуострове и Кавказе.

Наследники Аскеназа и Фогарма

Эти заметки были бы неполными без Армении. По хроникально-библейским сведениями армяне произошли от правнуков Ноя иафетитов по имени Аскеназ, и Фогарма. Так говорят исторические хроники. Но имеется ещё один исторический индикатор — язык.

Армения дважды находилась под влиянием семитских языков: аккадского (периферия ранней ассирийской державы) и арамейского (от новоассирийского царства и аж до парфянской эпохи, а может, и позже). Армянский имеет массу заимствований, особенно, из арамейского. Между прочим, армянский алфавит тоже происходит от арамейского, как, по некоторым сведениям, и само название «Армения». Иврит тоже немало набрал из этих же двух языков.

«Иврит и армянский принадлежат к разным языковым семьям: иврит — к семитской семье, армянский — язык индоевропейской семьи, обычно выделяемый в отдельную подгруппу. Тем не менее, при каждодневном употреблении, замечаешь ряд слов, имеющих общие корни», — пишет одна корреспондентка, родом из Армении, а теперь гражданка Израиля. (Вообще, кажется, что наши любознательные, настырные и склонные к аналитическому учению люди и породили нынешний всплеск компаративного ивритознания. У многих из них образовалось безукоризненное знание двух, а то и трёх языков — редко у кого из маститых учёных такое было. Неудивительно, что пошли интересные наблюдения!) Вот что она пишет:

В иврите “воскресенье” — “йом ришон” (“день первый”)
Понедельник — йом шени — день второй
Вторник — йом шлиши — день третий
Среда — йом рэвии — день четвертый. И т.д.

Таким же образом ведётся счет дням недели и на армянском. Воскресенье на армянском — кираки. Это греческое слово; по-гречески “Куриак” означает “Господень день”. Однако, до принятия Арменией христианства в начале 4.в., этот день назывался “миашабат”, т.е., первый день после шабата (ми — один, арм.). Остальные же дни и сегодня соответствуют старому счету, принятому в иудаизме:

Понедельник — еркушабти — второй день (после шабата)

Вторник — ерекшабти — третий день

Среда — чорекшабти — четвертый день

Четверг — хингшабти — пятый день

Пятница — урбат. Оказывается, это слово заимствовано из древнеассирийского (арамейского) языка, где слово “aruwatha” означало “приготовление”, а это, в свою очередь, было древнееврейским словом, имеющим значение «приготовление к шаббату».

Целый ряд слов, совпадающих почти полностью, относятся к садоводству.

“Бустан” на иврите — “фруктовый сад”, на армянском же “бостан” означает “огород”.

Базилика — рейхан (иврит) — рэхан (арм.)

Морковь — гезер (иврит) — газар (арм.)

Мята — нана (иврит) — нана (арм.)

Укроп — шамир (иврит) — самит (арм.)

Роза — веред (иврит) — вард (арм.). На арабском также «варда». В древнегреческом тoже корень р-д: «rhodon». Можно сравнить с названием декоративного растения рододендрон — «розовое дерево».

Олива — зайт (иврит) — зейтун (арм.).

Яблоко — тапуах (иврит) — хндзор (арм.). Ничего общего. Но, оказывается, на древнем арамейском языке (арамеи — группа западносемитских племен, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их был весьма близок ивриту), да, так значит, на арамейском «яблоко» — «hazzura». А это может свидетельствовать о семитском происхождении армянского (хндзор), сирийского (hazzura) и хурритского (hinzuri) слов для обозначения яблока.

Лилия — шошан, шошана (иврит) — шушан (арм.). Слово «шошан» можно найти уже в Песне Песней Соломона.

Варенье — риба (иврит) — мураба (арм.). В обоих словах ударение падает на последний слог.

Сокол — баз (иврит) — базэ (арм.)

Слон — пиль (иврит) — пих (арм.)

Обезьяна — коф (иврит) — капик (арм.). Последняя в еврейском слове буква «ф» обозначается буквой «пэ», которой можно обозначить и звук «п», и звук «ф» (для звука «ф» в иврите нет отдельной буквы).

Лосось — салмон (иврит) — сахмон (арм.)

Время — зман (иврит) — жаманак (арм.)

Интересно слово «ор». Оно означает «свет» на иврите и «день» на армянском. Уверена, что связь здесь непременно существует.

Пара — зуг (иврит) — зуйг (арм.)

Подарок — матана (иврит). На армянском есть слово почти с идентичным звучанием — «матани» (кольцо, перстень). Также оно звучало и на древнеармянском ; считается производным от слова «мат» — «палец». Есть ли какая-то связь между ивритским и армянском словами, сказать не могу.

Здоровый — бари (иврит). На армянском «бари» — «добрый». То же самое.

Постоянный, стабильный — кавуа (иврит) — каюн (арм.). Близкое по значению слово на иврите — «каям» — существующий.

Свинья — хазир (иврит) — хоз (арм.).

Киннор — это название древнееврейской лиры, или арфы. Оказывается, древнеармянская лира называлась почти также — «кнар». В отличие от иврита, в армянском это слово сохранило свое первоначальное значение, а скрипка по-армянски имеет совсем другое название — «джутак». Она (Илана Шалэхет) приводит ещё несколько десятков слов, которые мы упускаем из-за нехватки места.

В заключении моих коротких заметок — приписка. Здесь нет никаких особых научных изысканий. Просто информация к размышлению и стимул к поиску.

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев к «Ася Крамер: Стимул к поиску. Когда оживают древние названия…»

  1. Первыми в Европе колбасу производили греки (5-й век до н. э.), затем римляне. И по-гречески, и по-латыни называлась она иначе. Турецкое же название продукта возникло где-то в средние века. Так что, повторимся, любая этимологическая догадка — лишь гипотеза, вопрос лишь в её убедительности.
    Пинок же Михаила в адрес репатриантов — следствие заблуждения. Называют некоторые соломоном не пеламиду, а лосося — salmon, по-английски.

  2. Илье и Гаю, ещё раз — об этимологии «колбасы». Первоисточник — Тора. «И сказал Бог Ноаху: Кец коль-басар…» — конец всякой плоти… (Берешит, 6, 13)/
    «Наведу потоп, чтобы истребить всякую плоть… — коль-басар» (там же, 6, 17). «От всего живущего, от всякой плоти — коль-басар — по два из всех… из птиц по роду их… из скота по роду их… из всех, движущихся по земле по роду их…» (там же, 6, 19-20). И далее, неоднократно, по всему тексту первой книги Пятикнижия Моисеева, читанного и слышанного в подлиннике в подлиннике народами мира.
    Коль-басар. В беглом произношении — кальбасар. Именно так, единым словом. Колбаса — и есть смешение, комбинация видов плоти. Логично! А что такое «линия мяса?»

  3. От Иверии- к колбасе.»Кав басар»-мясная линия,мясо в форме линии,а не неопределённое «всё мясо».В украинском «ковбаса»

  4. Елена из-за разницы во времени пропустила ваш пост. Спасибо за него. Именно это я и хотела сказать. Вместо того, чтобы изо всех сил использовать этот дар времени — интернет и каждый день узнавать что-то новое, делать свои собственные выводы, некоторые наши современники проводят анализ своих устарелых дипломов — вроде бы это лицензия на изречение истины.

  5. Прошу прощения за ошибку в цитате: «… готовит просвещенья дух…»

  6. Ремарка без указания прямого адресата. Интернет — современное воплощение библиотек мира — дарует нам все духовные богатства человечества, в стенах собственной квартиры. «О, сколько нам открытий чудных дарует просвещенья дух…» Темы же поиска обусловлены уровнем культуры (или бескультурья) читателя. А кто-то из читателей, не будучи узким списсалистом, оставляет лишь за собой право поиска — к примеру, для научно-популярных книг о Бисмарке. А кто-то (допустим, автор газетных реляций о битвах за урожай) и вовсе не привык к кропотливой библиотечной работе. И остаётся такому участнику дискуссий лишь «засорять эфир словами, которые кипят у него на душе», как говаривал идущий на лыжах по заснеженному лесу Коля Бабушкин. И это слова презрения и поношения об Интернете, вместо слов восхищённой благодарности к нему. Да здравствует великое человечество — созидательное и продуктивное, как в его изобретениях, так и в поисках истины, доступных благодаря изобретению!

  7. Илье Г.
    Водопровод и канализация вполне техническая специальность. Она приведена для примера. И ей, этой специальности, тоже нужны свои кандидаты наук и всегда были. О вас конкретно я ничего не знаю, потому что вы пишите под инициалом и прочесть в авторской странице о вас нельзя.Статей ваших нет. Биографии нет. Профессии нет. Ничего нет. Так что ничего неприемлемого я здесь не вижу. А вот ваши замечания вполне даже оскорбительны И рассчитаны на достижение именно такого эффекта.. Подумайте на досуге.

  8. Илье Г. Водопровод и канализация вполне техническая специальность. Она приведена для примера. И ей, этой специальности, тоже нужны свои кандидаты наук и всегда были. О вас я ничего не знаю, потому что вы пишите под инициалом и прочесть в авторской странице о вас нельзя. Так что ничего неприемлемого я здесь не вижу. А вот ваши замечания вполне даже оскорбительны И рассчитаны на достижение именно такого эффекта.. Подумайте на досуге.

  9. Илья Г. — Асе Крамер
    Ася, «со временем нам всем придется, видимо, признать», что лингвистика, топонимика, филология — такие же сложные науки, как физика, химия, астрономия, и потому требуют к себе такого же профессионального, а не дилетантского, подхода, как и они. Не думаю, что кто-нибудь в здравом уме, имея, скажем, историческое образование, возьмется за решение, например, проблем технической термодинамики.
    Отклик на статью: Ася Крамер: Стимул к поиску. Когда оживают древние названия…
    ____________________________________________________________________
    Илья, кажется это уже недавно было – что-то про сапожника и пирожника. И даже реплики ответные были, припоминаете?
    Между тем, лично вы рассуждаете много и охотно на любые темы. Хотя ,скорее всего, вы обладаете дипломом в какой-то одной (только одной!) области – к примеру, водопровода и канализации (на этот факультет евреев охотно брали) и должны говорить только о водопроводе! Только! Во всех остальных вопросах вы любитель!
    Забавны эти разговоры о том что диплом советского вуза 60 (!) годов делает человека «профессионалом», а увлечения и поиск последних ну допустим 40 лет не имеют никакого значения. О, и кстати, по вашим критериям я «прохожу» — по языкознанию у меня была пятерка, по мифологии (которая называлась устное народное творчество) – пятерка, ну про историю древнего мира я вообще молчу. Вам самому не смешно?
    Ну, ладно, хватит об этом. По существу дела у меня к вам такая же претензия, что и к БМТ. На ваш вполне корректный вопрос а высказала свое тоже вполне корректное мнение, что никаких «теплых» и «круглых» в древних названиях не было, а было закреплённое за именем право собственности. Как допустим у нас крупные сети магазинов называются по фамилиям владельцев. Ну казалось, бы порассуждайте на эту тему, поройтесь в литературе, приведите примеры. Нет, сразу в привычную колею, уже давно изъезженную другими сотоварищами. Ну скажите, зачем бы мы тут участвовали, если бы не писать о том, что нам интересно?

    1. Я прощаю Вам хамоватое замечание о моем образовании (к вашему сведению, я стал кандидатом технических наук в 28 лет, в США получил МВА в одной из лучших бизнес-школ), поскольку эта не Ваша вина, а беда всех нас, переболевших «красной оспой», но продолжать дискуссию с Вами не собираюсь. «Ну, пока! Пишите письма»,- как говорил Остап Бендер

  10. Мне кажется, я понимаю что вас так ужасно раздражает. Вам кажется что рассказы об истории должны быть скучными – жужжит сонная муха, летописец макает гусиное перо в чернильницу и засыпает… А кое-кто в мире видит ее, богиню истории, иначе — вполне себе живая и волнующая особа!
    Вторая ваша черта: вы не возвращаетесь на «поле битвы». Никогда. В самом начале давнего разговора зашла речь о«голубой крови», вестготах и городе Толедо. Вы сказали, что английская аристократия копировала стиль Толедо, а я, не возражая по сути, сказала, что название Толедо произошло от еврейского слова Толедот, и что этот город называли вторым Иерусалимом. Казалось самое время развить эту тему. Можно было бы узнать много интересного. Но вы на всем скаку сворачиваете в сторону и больше к этой теме не возвращаетесь.
    А теперь разрешите привести отрывок из рекомендованного Е.Бандас материала (вы ведь не удосужились в него заглянуть, правда?)
    «Армянский историк V века Мовсес Хоренаци (интереснейшая личность, кстати. Настоящее его имя Моисе́й Хоре́нский) сообщал, что род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет: Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда.
    В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право… и там же: Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.

    1. Как известно, Трою нашел Шлиман. Любитель и дилетант. Но он ее все-таки НАШЕЛ. А не высосал из пальца, пошарив в Сети?
      Между «официальной наукой» (копирайт АК) и озарениями дилетантов лежит море невежества и шарлатанства, перемешанных, по-моему, в равных долях.
      Это море почему-то плещется не там, где нужно заканчивать физмат, а там, где можно свистеть про ануаков, слетевших к нам с планеты Нибуру.
      Сеть полна кретинскими рассуждениями, выводящими русских от этрусков, приводящих неведомых миру скифо-семитов на берега Карского моря, и находящих сходство между англами и ангелами на основе похожего звучания.

      Ну, а дальше начинаются задорные такие переплясы с разоблачением «… косных ретроградов …»?

  11. Недолго музыка играла,
    Недолго предводитель спал!
    Доброе утро, Борис Маркович!

    Заметьте, что собственно этимология слов здесь упомянута только косвенно, вишенкой на торте. Никак нельзя было пройти мимо информации о том, как называются дни недели по-армянски! Кто это знал и раньше, поднимите руки! Ну, к БМТ это не относится – он разумеется, знал. Как и все на свете.

    Но повторяю, это дополнительная информация. Основная часть заметки посвящена двум Ибериям. Но правильнее весь этот материал посвятить Борису Марковиче Тененбауму, который своим безапелляционным «бред, конечно!» сначала меня очень разозлил, а потом сподвиг на написание данной статьи. За что ему большое спасибо. . И только диву даёшься, как мало и как все неверно официальная история соизволяет нам сказать! А говорит она нам примерно следующее: «Читайте учебник для пятого класса и не возникайте. Когда мы сочтём нужным, мы вас дальше просветим (что вряд ли)». Продолжение темы – в моей следующей статье в Мастерской. Её название — «Дядя Изя на матрасе в Англию приплыл».

    1. АК: «… как мало и как все неверно официальная история соизволяет нам сказать! …»
      ==
      Вам, Ася, официальная история соизволяет сказать что угодно. Что вы и делаете … Но, тем не менее, слова нашей ув.коллеги: «… нашла в Сети …» совершенно эквивалентны словам «… услышала по телефону …». Разницы — никакой …

  12. Уважаемая Ася, Ваша статья и комментарий об областях рассеяния потомков Ноя — результат вдумчивой, кропотливой работы — необычайно интересны и содержательны. Проявления же иврита в армянской речи, видимо, объясняются неоднократными вынужденными переселениями масс еврейского населения в эти края. Я нашла в Сети хорошую подборку материалов на эту тему под названием «Как евреи стали армянами». Творческих удач! Елена

    1. Я нашла в Сети хорошую подборку материалов на эту тему под названием «Как евреи стали армянами».
      ==
      В Сети можно найти что угодно. Например, хорошую подборку материалов под названием «Как армяне стали евреями».

  13. Дорогая Ася, Вы проделали огромную работу, раскапывая происхождений названий, и то, что по некоторым их них встречаются разночтения, совершенно естественно. А читать очень интересно. Спасибо!

  14. Елене Бандас.
    Елена, за вашу поддержку — спасибо! Я давно увлекалась этой темой (происхождения слов и пр.), но именно одна из ваших статей убедила меня: это — правда, и не может быть ничем иным, кроме правды.

  15. Илья, со временем нам всем придется, видимо, признать, что происхождения названий от слов тёплый, круглый, кривой — это сплошной вымысел. Чаще всего в исконных названиях определялась принадлежность, закреплялось право обладания.

    1. Ася, «со временем нам всем придется, видимо, признать», что лингвистика, топонимика, филология — такие же сложные науки, как физика, химия, астрономия, и потому требуют к себе такого же профессионального, а не дилетантского, подхода, как и они. Не думаю, что кто-нибудь в здравом уме, имея, скажем, историческое образование, возьмется за решение, например, проблем технической термодинамики.

  16. Прошу прощения, сто предыдущий пост оказался таким большим, да ещё и форматирование оригинала ушло. Эта одна из статей, которые я цитировала. Там же приведена масса ссылок, в которые можно углубиться. Там, кстати и Днестр, а от него и Тирасполь — от имени внука Фираса. Вообще, внукам Иафета насыпано, как видим, щедрой рукой…

  17. Сыновья Ноя Сим, Хам, Иафет. Шестнадцать внуков Ноя.
    Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя.
    Светская история предоставляет множество свидетельств того, что люди, выжившие после Ноевого Потопа, были реальными историческими персонажами, и их имена неизгладимо отпечатались на многих событиях и вещах древнего мира. Когда Ной и его семья вышли из Ковчега, они были единственными людьми на Земле. Именно три сына Ноя — Сим, Хам, Иафет и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа.

    В 10 главе книги Бытие говорится о 16 внуках Ноя. Бог оставил нам достаточно доказательствтого, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеивания (Бытие 11) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира. Первые поколения людей после Потопа жили долго, некоторые из них пережили своих детей, внуков и даже правнуков. Это их сильно выделяло.
    Они были главами родовых кланов, которые росли и становились в соответствующих регионах большими группам населения. Произошло вот что:
    1. Люди в разных областях назывались по имени своего общего предка.
    2. Его именем они называли свою землю, а часто и крупные города и реки.
    3. Иногда люди скатывались к культу поклонения предкам. И когда это происходило, для них было естественным называть своего бога именем общего предка. Или же своего долго живущего предка они почитали богом.
    Все это означает, что свидетельства истории сохранились таким образом, что их просто невозможно утратить, а человеческую изобретательность нельзя просто стереть. Давайте более подробно рассмотрим эти свидетельства.
    Семь сыновей Иафета
    В Бытие 10:1-2говорится:
    «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма»
    Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, былГомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря. Иезекииль писал, что потомки Гомера, а также потомки Фогармы (сын Гомера), проживали в северных пределах(Иез. 38:6). В современной Турции есть область, которая во времена Нового Завета называлась Галатия.Еврейский историк Иосиф Флавий писал, что люди, которые в его время (93 год н.э.) назывались Галатами или Галлами, раньше назывались Гомеритами.1
    Они переселились на запад в область, которая теперь называется Францией и Испанией. На протяжении многих столетий Франция называлась Галлией, по имени потомков Гомера. Северо-западная Испания и по сей день называется Галисией.
    Некоторые из Гомеритов переселились дальше, в область, которая теперь называется Уэльсом. Историк Дейвис сообщает о традиционном уэльском веровании в то, что потомки Гомера «прибыли в землю Британского острова из Франции, примерно через 300 лет после Потопа».2Он также пишет, что уэльский язык называется Гомераг (по имени их предка Гомера).
    Другие члены кланов оседали в областях по пути расселения, включая Армению. Сыновьями Гомера были «Аскеназ, и Рифат, и Тогарма»(Бытие 10:3). Британская энциклопедияговорит, что Армяне традиционно считают себя потомками Тогармы и Аскеназа.3
    Пределы древней Армении простирались на территорию Турции. Название Турции, вероятно, произошло от имени Тогарма. Другие переселились в Германию. Ашкеназ— так называется Германия на иврите.

    Рисунок 1. Руины в Турции. Есть свидетельство, что название страны образовалось от Ноевого потомка по имени Тогарма (см. текст).
    Следующий внук, о котором упоминает Писание — Магог. Как утверждает Иезекииль, потомки Магога жили в северных землях(Иез. 38:15, 39:2). Иосиф Флавий пишет, что те, кого он называет Магогитянами, греки называли Скифами.1Согласно Британской энциклопедии, древнее название области, которая сегодня включает часть Румыниии Украины, было Скифия.4
    Следующий внук — Мадай. Вместе с Эламом, сыном Сима, Мадай является предком современных Иранцев. Иосиф Флавий говорит, что Греки называли потомков Мадая Мидянами.1Каждый раз, когда в Старом Завете упоминаются Мидяне используется древнееврейское слово Мадай (медай). После времени правления царя Кира, Мидяне всегда упоминаются (за исключением одного раза) вместе с Персами. Эти два народа стали одним царством, в котором правил один закон — «закон Мидян и Персов»(Дан. 6:8, 12, 15). Позднее они просто называлисьПерсами. С 1935 года их стали называть в соответствии с названием их страны — Иранцами. Мидяне также «поселились в Индии».5
    Иаван— древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan(Иаван). Даниил говорит о «царе Греции» (Даниил 8:21), что буквально означает «царь Иавана». Сыновей Иавана звали: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим(Бытие 10:4). Все они имели родственные связи с Греческим народом. Эолийцы (древний Греческий народ) получили свое название от имени внука Иафета Елиса. Таршиш или Тарсус был расположен в области под названием Киликия (современная Турция).
    В Британской энциклопедииговорится, что Киттим — это библейское название Кипра.6Греки поклонялись Юпитеру под именем Юпитер Доденеус, который получил свое имя от четвертого сына Иавана (Додадим). Название же Юпитер произошло от имени Иафет. Его оракул находился в городе Додона.
    Следующий внук — Тубал. Иезекииль упоминает о нем вместе с Гогом и Мешехом (Иезекииль 39:1). Тиглат-паласар I, царь Ассирии, правящий примерно в 1100 году до н.э., называет потомков этого внука Табали. Иосиф Флавий назвал их Тобелитами, которые позднее стали известны как Иберы.1
    «Во времена Иосифа Флавия Римляне называли эту территорию Иберией. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси. Отсюда, перейдя через Кавказские горы, народ двинулся дальше на северо-восток, назвав реку Тобол именем их племени, а отсюда и название известного города Тобольск»7
    Мешех— имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москваявляется как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.
    Согласно Иосифу Флавию, потомки Фирасаназывались тирянами. Греки изменили их название, и они стали называться Фракийцами.1Фракия тянулась от Македониина юге и до реки Дунай на севере и до Черного моря на востоке. К этой области принадлежали территории известной нам Югославии. Во Всемирной энциклопедии говорится: «Народ Фракии представлял собой жестоких индоевропецев, которые любили воевать и заниматься мародерством».8Потомки Фираса поклонялись ему под именем Турас, то есть Тор — бог грома.
    Четыре сына Хама
    Далее следуют четыре сына Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан(Бытие 10:6). Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки. В Библии часто говорится об Африке, как о земле Хама (Пс 104:23, 27; 105:22).
    Имя Ноевого внука Хуша— древнееврейское слово, обозначающее древнюю Эфиопию. Слово Эфиопия в Библии — всегда, без исключений, перевод еврейского слова Хуш. Иосиф Флавий, который называет их Хус, писал, что «даже в наши дни сами эфиопы называют себя хусейнами (хусейцами), как называют их и жители Азии».9
    Следующий внук Ноя — Мицраим. Мицраим— это древнееврейское название Египта. Название Египет сотни раз встречается в Старом Завете и (за исключением одного раза) всегда это перевод слова Мицраим. Например, в месте погребения Иакова Хананеи увидели плач Египтян и назвали это место Абель Мицраим, что означает плач Египтян (Бытие 50:11).
    Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя. Происхождение большинства племен и народов можно проследить до сыновей Ноя — и это легко проверить, исследовав их генеалогическое древ
    Фут— имя следующего внука — древнееврейское названием Ливии. Это древнее название встречается в Старом Завете трижды. Древняя река Фут находилась в Ливии. Ко времени, когда жил Даниил, название было изменено на Ливию. Иосиф Флавий говорит: «Фут населил Ливию и назвал по себе жителей страны Футийцами».9
    Ханаан— следующий внук Ноя — древнееврейское название территории, которая позднее была названа Римлянами Палестина, т.е. современная территория Израиля и Иордана. Стоит сказать несколько слов о потомках Хама (Бытие 10:14-18). Ими были: Филистей, который, несомненно, является предком Филистимлян (от которого произошло названием Палестины), Сидон, основатель древнего города, названного в его честь, и Хетт — родоначальник древней Хеттской империи.
    Также о Ханаане говорится в Бытие 10:15-18как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10), Аморреев, Гергесеев, Евеев, Аркеев, Синеев, Арвадеев, Цемареев и Химафитов — древних народов, которые населяли землю Ханаан. Наиболее известным потомком Хама был Нимрод, основатель Вавилона, а также Эреха, Аккада и Халне в земле Сеннаар (Вавилония).
    Пять сыновей Сима
    И, наконец, сыновья Сима: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам(Бытие 10:22). Элам— это древнее название Персии, которая сама является древним названием Ирана. До времен правления царя Кира народ, живший здесь, назывался Эламитами, они даже несколько раз упоминаются под таким названием в Новом Завете. В книге Деяния 2:9, Евреи из Персии, которые присутствовали в День Пятидесятницы, упоминаются, как Эламиты. Таким образом, персы являются потомками, как Элама, сына Сима, так и Мадая — сына Иафета (смотрите выше).
    Начиная с 1930-х годов, они называют свою землю Иран. Очень интересно отметить, что слово «ариец», которое так очаровывало Адольфа Гитлера, является формой слова «Иран». Гитлер хотел создать чистую арийскую «расу, состоящую из суперлюдей. Но сам термин «ариец» обозначает смешанная линия Семитов и Иафетитов!
    Ассур— это древнееврейское слово обозначает Ассирия. Ассирия была одной из великих древних империй. Каждый раз, когда в Старом Завете встречаются слова Ассирия или Ассирийский, они переводятся от слова Ассур. Ассур был одним из первых людей, кого обожествили и кому поклонялись его собственные потомки.
    «На протяжении всего существования Ассирии, т.е. до 612 г. до Р.Х., сводки сражений, дипломатических и внешних отношений зачитывали вслух, обращаясь к изображению Ассура; все ассирийские цари полагали, что носят свою корону только лишь с божественного дозволения духа Ассура»10
    Арфаксадбыл прародителем Халдеев. Этот факт «подтверждается Хурритскими (Нузи) скрижалями, где его имя выглядит как Арипхурра— основатель Халдеи».11Его потомок, Евер, передал свое имя Еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Аврам (Бытие 11:16-26).
    У другого сына Евера — Иоктана — было 13 сыновей (Бытие 10:26_30), все из которых поселились в Аравии.12Лудбыл предком Лидийцев. Лидия находилась там, где сегодня расположена Западная Турция. Древней столицей Лидии был город Сардис. Одна из семи церквей Азии была расположена в Сардисе (Откр 3:1).
    Арам— древнееврейское название Сирии. Каждый раз, как в Старом Завете встречается слово Сирия, знайте, это слово переведено со слова Арам. Сирийцы называют себя Арамейцами, а их язык называется Арамейским. До времен распространения Греческой империи, Арамейский язык был международным языком (4 Царств 18:26и далее). Когда Иисус висел пригвожденный к кресту и произносил слова: «Элои, Элои, лама савахфани»(Марка 15:34),13Он говорил на Арамейском языке — языке основной массы людей.
    Заключение
    Мы лишь вкратце поговорили о 16 внуках Ноя,14но сказанного вполне достаточно, чтобы показать, что все эти люди и в самом деле жили, что они были именно теми, кем их называет Библия, и что они и их потомки являются реальными узнаваемыми персонажами на страницах истории. Библия не только не является собранием мифов и легенд, а является единственным ключом к истории самых раннихэпох нашего мира.
    Ссылки:
    1. Иосиф Флавий: Полное собрание сочинений, издательство Kregal Publications, Гранд-Рапидс, Мичиган, «Иудейские древности», 1:6:1 (т.е. книга 1, глава 6, раздел 1). Вернуться к тексту.
    2. Д. Дэвис, История Уэльских баптистов с 63 года по 1770 год, Д.M. Хоган, г. Питсбург, 1835, переиздано издательством The Baptist, г. Абердин, Миссисипи, стр. 1, 1976.Вернуться к тексту.
    3. Британская энциклопедия, 2:422, 1967. Вернуться к тексту.
    4. Британская энциклопедия, 20:116, 1967. Вернуться к тексту.
    5. A.К. Кустанс, Три сына Ноя, том.1, «Doorway Papers», Зондерван, Мичиган, стр. 92, 1975. Вернуться к тексту.
    6. Британская энциклопедия 3:332, 1992. Вернуться к тексту.
    7. Билл Купер, После Потопа, издательство New Wine Press, Чичестер, Англия, стр. 203, 1995. Вернуться к тексту.
    8. Всемирная энциклопедия, том. 18, стр. 207, 1968. Вернуться к тексту.
    9. Ссылка 1, 1:6:2. Вернуться к тексту.
    10. Ссылка 7, стр. 170. Вернуться к тексту.
    11. Ссылка 7, стр. 172.Вернуться к тексту.
    12. Ссылка 5, стр. 117.Вернуться к тексту.
    13. Матфея 27:46и Марка 15:34содержат цитаты из Псалма 22:1 на арамейском языке, но Матфей изменил Элои на еврейское слово Или. Вернуться к тексту.
    14. Например, мы не пытались здесь проследить происхождение Китайцев. Информация относительно этой темы содержится в статье «Первоначальный, «неизвестный» Бог Китая», журнал Creation20(3):50-54, 1998. Также иероглифы древнего Китая показывают, что китайцы знали послание Евангелия, которое мы находим в книге Бытия.
    158

  18. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси».
    ====
    Вы уверены, что эта цитата правильная? Тбилиси был основан в V веке н.э., т.е. много позже после Флавия, да и название города присходит от слова «тбили» — теплый (груз.), — поскольку там было и есть множество минеральных источников с теплой водой.

    Кстати, по-армянски Армения — это (H) Айастан, армянин — (h)айес, сама же страна несколько веков была под властью арабов

  19. Кроме науки ЭТИМОЛОГИИ есть ещё и наука ТОПОНИМИКА, в большой мере на этимологии основанная. Повсеместно издаются словари, которые убеждают в том, что географические названия принесли с собой, на своём языке, иногда из дальних краёв, люди, что первыми пришли на те берега или склоны и обосновались там К примеру, Днестр — от скифского Дон — река — и фракийского Истрос — поток (Е. Поспелов. Школьный топонимический словарь. М., 1988). Примеры можно множить, и не всегда они однозначны, ибо этимология предлагает гипотезы — вопрос лишь в том, насколько они убедительны. Ивритские же названия, да ещё и древнего происхождения, из Танаха, — практически не изучены специалистами (которых, под гнётом политических обстоятельств, и вовсе нет в русской лингвистике). Честь и хвала автору, который дал читателю «информацию к размышлению», ибо топонимика является безусловным свидетельством миграций народов. И колен Израилевых, в частности. Ответ же Михаила обусловлен не содержанием статьи, но лишь собственными пред-убеждениями. Нет возможности пере-убеждать.
    Слово же КОЛБАСА производит от ивритского КОЛЬ БАСАР — всякое мясо — и немецкий языковед Эрих Бернекер (ссылку на его работу приводит Макс Фасмер).

  20. Михаил, «Дома Рощенная» этимология – это хорошо! В данном случае, «рощенная» в Армении и в Израиле. Редко кому из ученых мужей предоставлялась такая уникальная возможность для сравнительного ивритознания! А про «колбасу» кто-то уже писал, кажется Л.Беренсон. Далась вам эта колбаса, когда таких примеров – бессчётное количество!

  21. Ничего не могу сказать насчет истории миграций народов, никакой не специалист. Но у меня вызывают сомнения попытки доказать исторические события с помощью этиологии. Это похоже на то, как по приезеде в Израиль репатрианты искали поисхождение русских слов в иврите, вроде того, что «колбаса» — это ивритское «коль басар» (все мясо). Вот и Аси лосось, английский салмон, тоже один из аргументов. Очевидно, что он перешел в современный иврит оттуда. А на иврите есть и פלמודה (я бы прочитал «палмуда», но не уверен). Кстати, новые репатрианты упорно называют эту рыбу «соломон», так привычнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *