Ефим Гальперин: «Эти». Главы из книги

 492 total views (from 2022/01/01),  1 views today

…найдите на традиционной хронологической шкале отрезок времени, обозначенный как «античность». С её виртуальной «Западной Римской империей» вкупе с «Византией». С Цезарем, Колизеем, республикой, Нероном, гусями, плебеями, легионами. Со всем тем, что на самом деле является фейком.

«Эти», или
Кому принадлежит патент на изобретение: «Еврейский народ»?

Главы из книги

Ефим Гальперин

А что?! Кто-то ещё не знает?! Что, если хочешь где бы то ни было в мире привлечь к себе внимание, достаточно просто произнести на языке, понятном окружающим, слово «еврей». Хоть громко, хоть шёпотом. Причём, если шёпотом, то эффект будет куда значительнее. Да и наличие в тексте слова из набора:«иудей», «еврей», «еврейский», Jewish Jude, Jew и далее, — залог повышенного внимания к написанному.

Удивительно, но эта популяция, составляя всего-навсего около двух десятых процента населения земного шара, являются притчей во языцех. Причём, во всём мире и в широком диапазоне. От «исчадия ада» и до «мессианский народ». Более того, во всех, происходящих в мире событиях обязательно находят следы участия этой субстанции. Ну, как тут не приписать ей Божий или дьявольский промысел и всякую другую инфернальность. А если исходить из материалистических установок, то инопланетное происхождение, паранормальность и прочее. Во всяком случае в обществе — от ярых юдофилов до не менее ярых юдофобов — устоялось мнение, что «иудеи», «евреи», Jude есть не просто так себе этнос-этнос, а цельный народ, да ещё и с трёхтысячелетней историей.

Правда, с недавних времён всё чаще и чаще стали звучать сомнения по этой части.

Начиная с Э. Ренана, и продолжая В. Шипером, М. Полаком, А. Кестлером, П. Векслером, Е. Габовичем и другими,— все требуют смены устоявшейся парадигмы. Мол, никаких тебе тысячелетий. «Еврейский народ» The Jewish people , на самом деле, есть конструкция свежесколоченная. Этакое ЛЕГО LEGO, собранное лет всего двести тому назад.

Масла в огонь добавили генетики с их геномикой, палеогеномикой и эпигенетикой, которые категорически заявляют, что никаких «генетических евреев» нет:

Во время геномных исследований 1287 человек из 8 еврейских и 74 иных популяций по всему миру. ученые сравнили более полумиллиона «букв» ген-кода (531 315) и их вариантов. В результате выявлено сложное мультиэтническое происхождение современных евреев, своеобразный геномный мультикультурализм.
Genome Biology
and Evolution, Volume 5, Issue 1, January 2013

Тут, понятное дело, неотвратимо встаёт вопрос:

— Так кто же тогда это сущее, числящееся в мире под кодовой кличкой «евреи», «иудеи» Jude, Jew и так далее? Кто же они «ЭТИ» These?

Традиционалисты, принимающие Пятикнижие Моисеево за достоверный исторический источник, воздевая руки и задирая к небу бороды, громогласно заявляют, что все «ЭТИ» — приверженцы иудаизма. И объясняют их значительное число тотальным прозелитизмом племён Ближнего Востока. Вы, вообще, можете себе представить себе эту картинку — жаркое солнце, пески, хамсин (сухой, изнуряюще жаркий местный ветер) и толпы в очереди на обрезание и получение «Памятки юного иудея».

Другого, сколь-нибудь вразумительного, объяснения феномена «ЭТИХ» за все времена, представьте себе, так и не возникло. И вопрос, который наивный марксист опирающийся на религиозные источники типа Библия, Занд по имени Шломо Shlomo Sand, заблудившийся в трёх соснах, смешавший этнонимы и соционимы в одну кучу, вынес на обложку своего недавнего пятисотстраничного весьма невнятного опуса: «Кто и как изобрёл еврейский народ» The Invention of the Jewish People продолжает висеть в воздухе.

Именно грусть-печаль о тупике, в котором оказались наши ревизионисты (термин «ревизионисты» я, в данном случае, использую в положительной коннотации) и подвигла меня вставить свои пять копеек. Потому, как я, самоуверенный, кажется, догадался. Точнее, припомнил. И про то «Кому принадлежит патент на изобретение», и про то «Из кого лепили» и даже про то «Как лепили».

И если хотя бы семь процентов из нижеизложенного мною (см. пособие гарвардского университета «Доля новизны в материале лекции» The portion of novelty in the lecture material) будут вами восприняты, я буду считать, что долг своим далёким предкам я отдал.

В тексте неоднократно будут приводиться слова из арамейского языка. Автор учитывая, что иврит (как и арабский) производные арамейского языка, для облегчения восприятия читателем текста, привлекает более современную ивритскую орфографию.

И ещё… Автор выражает благодарность за содействие в написании книги реб Шмуэлю Покусайтису.

ЭТИ
(припоминание)

Моё дело сказать правду, а не заставлять верить в неё
Жан Жак Руссо

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ИЗ КОГО ЛЕПИЛИ

Приступая, фактически, к расследованию, мы должны осознавать, что в нашем распоряжении нет материальных свидетельств. Вернее, их множество. Все музеи мира забиты ими. Изначально по злоумышлению, а далее по наивности все артефакты ложно атрибутированы. Так что придётся, как говорят в криминальных сериалах следователи, зашедшие в тупик по части свидетелей и улик, «качать на косвенных».

Поэтому нырнём мы в глубину веков без экскавации тысяч тонн земли, просеивания её через решета в зной и холод, вдали от цивилизации. Обломки керамики, наконечники стрел и скелеты, скелеты, скелеты. А ещё пауки и змеи. Правда, есть и приятный момент — юные студентки исторических специальностей университетов и колледжей…

И всё-таки лучше уютное кресло, дымящаяся чашечка кофе и свежий круазанчик.

Потому как есть область археологии, где пласты информации лежат на самом виду и копнуть может любой, если не поленится. Речь об археологической лингвистике. Чудный, я вам доложу, инструмент. Ему доступны такие глубины, что никак не достижимы другими способами бурения пластов истории.

Кстати. Для облегчения восприятия текста я при датировке событий воспользуюсь пусть изначально некорректной, но до сих пор общепринятой хронологией Скалигера-Петавиуса. Хотя при указании дат нашей эры A. D, как минимум, тысячу лет надо отнимать. Но обойдёмся. В конце концов, читателя надо лелеять и холить. Не доводить родимого до частых нервных срывов.

Итак. Середина последнего тысячелетия до нашей эры (B. C. E) и до XII века нашей (A. D.). На огромном пространстве — от современной Швеции на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Британии на западе — существовал язык, Общий для всех племён и народов. По научному это называется: «лингва-франка» lingua franca.

Миллионы людей пользовались им в торговле, в дипломатии и в повседневной жизни. Он оставил значительный след во всех европейских и азиатских языках. На нём записана большая часть священных книг сразу нескольких религиозных конфессий. Да и многие топонимы в вышеуказанном пространстве, над этимологией которых бьются исследователи, легко расшифровываются именно при обращении к этому языку.

О! Тут с первой парты тянет руку круглый отличник и вопит:

— Это, несомненно, великий, могучий древнееврейский! Hebraical! — и ему вторит уйма всяческих историков, социологов, философов и иже с ними.

Вот, только не надо, братцы! Речь идёт об арамейском языке. Производном от финикийского, предком которого был язык Аккадской цивилизации, наследницы шумерской. Кстати, слово, обозначающее само понятие «язык» с арамейского переводится как «помоги».

Казалось бы, всё ясно. Но почему то все современные энциклопедисты, упоминая его, стыдливо мнутся. Мямлят. При этом ссылаются на него довольно часто, Таким образом, подтверждая его существование в веках. Но при этом в старательно умаляют масштабы его распространения и его значение в истории мира:

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Забегая вперёд, скажу, что в этом тексте сразу три неправды. Все они станут вам понятны позднее. А пока, скажите, — ну, вот как получилось, что язык каких-то племён, кочевавших где-то там в песках Ближнего Востока, столь основательно наследил во всех языках-наречиях Европы и Азии. Даже, где-где, а и в японском языке сегодня насчитывают около 2.000 слов, заимствованных из арамейского языка. Да, вон и Британская энциклопедия пусть нехотя, но признаёт: «в эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания Византии арамейский язык успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий».

При этом старательно умалчивается, что арамейский язык просуществовал ни много ни мало, а около двух тысячелетий. До арабов, до фейковой Византии (см. ниже) и до эллинов с их древнегреческим ancient greek. И самое главное, нигде не упоминается причина, по которой он вот так — взял, и на тебе, законкурировал.

И ещё одна загадка в тему… Во всех энциклопедиях в том же временном периоде, что и арамейский язык, фигурируют некие «радхониты», или «раданиты» (арамейский: ‏רדהנים radhanim‏‎‎). Именуют их «странствующие еврейские купцы». Про их «еврейскость» поговорим попозже. Тем более, что, в трудах британских учёных писано осторожнее: «The Radhanites were merchants, some of Jewish origin». То бишь: «… торговцы, некоторые из которых еврейского происхождения». Лучше обратим пристальное внимание на такой пассаж: «Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на заход купеческих судов в порты враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись». Ну, этот эмоциональный религиозный полив: «христианскими и мусульманскими торговцами… еврейских…» мы пропустим по причине отсутствия в те времена и христианства и мусульманства, да и еврейства, как этнонима, и обратим внимание на статус наибольшего благоприятствования, которым обладали именно радханиты. Казалось бы, такие себе странствующие купцы, коробейники, ан…

Вот пазл и складывается! Становится понятен, прорвавшийся у энциклопедистов (см выше) сквозь зубы, вот этот пассаж:

… Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Короче. Мы имеем дело со следами существовавшего — (середина последнего тысячелетия до нашей эры (B. C. E) и до XII века нашей (A. D.) — единого экономического пространства, простиравшегося на весь, на то время, обитаемый мир, называвшийся на арамейском языке: «Ха-кумена» איקומנה. В обороте сегодня эллинский вариант: «Ойкумена» Oikoumene. И называлось это государственное образование — Ромея. Что с шумерского, аккадского, финикийского, арамейского языков переводится как ДОМ. В широком смысле ДЕРЖАВА. Заметьте, термином «империя» не пользуюсь. Это словечко из латыни, как и сама латынь, вошло в обиход, как минимум, на тысячу лет позже.

Ромея не было государством с подавляющей, диктующей иерархией. Это была единая центростремительная, не столько политическая, сколько торгово-экономическая структура, обеспечивающая, несомненно, с пользой для себя, контроль над процессами, происходящими в доминионах. Этакая мечта глобалистов. Элита, Вселенская религия, военно-торговые организации вне метрополии (привет от Арнольда Тойнби Arnold J. Toynbee!). Что же касается подробностей государственного устройства Ромеи и степени её социальной стратификации, то давайте я вас, дорогой читатель пожалею и не буду уводить в дебри социологии. Скажу только, что изначально это была торговая олигархия с наследственной властью. А потом уж пошло-поехало… Повидала Ромея всякие модели правления. От диктатуры до республики.

Первая столица была в районе города Александрия в нижнем течении Нила. Потом, после землетрясения с наводнением, столицу перенесли на главный перекрёсток тогдашнего мира. Туда, где сходились торговые пути с Юга и Севера, Востока и Запада. Это Рим Rome רומא на Босфоре Bosporus ספרד. Последних лет восемьсот этот мегаполис на стыке трёх континентов носил название Константинополь Constantinople. А сейчас зовётся Стамбул Istanbul.

— Это что за Ромея такая? — потрясая томами «Британника» Encyclopaedia.

Britannica, и иже с ней, заявят некоторые граждане, морщащиеся чуть ли не с начала чтения моего текста. Смею напомнить, господа, что из отсутствия истории объекта не вытекает отсутствие самого объекта. Ибо писанная история есть только модель прошлого, инспирируемая определёнными интересантами, а не само прошлое.

А любителям дат и хронологических уточнений, которые строго спросят про период существования Ромеи, отвечаю: найдите, дотошные вы мои, на традиционной хронологической шкале отрезок времени, обозначенный как «античность». С её виртуальной «Западной Римской империей» вкупе с «Византией». С Цезарем, Колизеем, республикой, Нероном, гусями, плебеями, легионами. То есть, со всем тем, что на самом деле является фейком. Версией истории мира, сколоченной католической церковью при создании своей всемирной корпорации из искажённых до неузнаваемости, фрагментов настоящей истории. Вот уж воистину, самым первым и востребованным жанром литературы с начала времён (Since the dawn of time) была фантастика. Если вдруг сегодня начнут издавать её полную антологию, то первые тысяча томов это будут священные коровы нашей исторической науки: «Анналы» Тацита, «Иосиф Флавий», «Страсти Христовы». И далее, далее, далее. Причём, самыми большими апологетами нынешней версии истории мира с признанием и Ветхого и Нового заветов достоверными историческими источниками, являются отнюдь не склонные к экзальтации, деятели искусства и литературы, а представители точных наук. Астрономы, математики, физики, биологи и т.д. Что, в принципе, объяснимо. Они привыкли к тому, что в их мире озвученное и опубликованное непременно проверено-перепроверено дополнительными опытами и повторными вычислениями. И поэтому они наивны и безоружны перед наглостью и безответственностью фальсификаторов от филологии, с пиететом называемой «История», которые во все времена при вопросе: «сколько будет дважды два?» отвечали (и отвечают): «а сколько вам надо?».

Но об этом мы ещё поговорим, а пока обратите внимание, что как только мы определились с Ромеей, сразу стало понятно, почему на письме название языка «арамеик» אֲרָמִית הא arameic предварялось артиклем почтительности — «ха» הא. Потому что это был ни много ни мало, а государственный язык, которому и положено вести себя «чрезвычайно экспансивно». Между прочим, тот же артикль почтительности можем найти и в Библии. «Ха-Шем» השם זה (Всевышний. Буквально: «ЭТО ИМЯ»).

Надеюсь, что приступ скептицизма у вас уже прошёл, и существование государства Ромеи, вы уже допускаете. А я вам ещё и подскажу, что везде, где в исторических источниках обозначается деяния загадочных финикийцев или упоминается Финикия, это всё, на самом деле, как раз про Ромею. Кстати, финикийцы на своем языке, который и стал-то арамейским, называли себя Kena Kenani (аккадский: Kinahna) כנעניים, «ха-ананеями» Canaanites. Заметьте, опять артикль почтительности, уникальности «ха», «хе» «хи» в начале слова. Гласные в те времена на письме не фиксировались, и кто, как хотел, так и читал.

Тут меня могут спросить:

— Почему вы так старательно тратите буковки на Ромею?

Ну, во-первых, чтобы вам, читатель было не скучно скролить мой текст. Во-вторых, я даю вам понять, что не собираюсь играть в поддавки с мифоложеством. А в третьих, давайте отбросим костыли, услужливо подсовываемые нам католической версией истории мира и воспоём Ромею. Ведь именно она накрыла Европу сетью дорог, общая протяжённость которых по разным оценкам историков составляла от 80 до 300 тысяч километров. Вот уж действительно, «все дороги ведут в Рим». И не надо рассказывать, что это, дескать, такая метафора, аллегория. Думаю, что в оригинале поговорка звучала: «все дороги проходят через Рим». Настоящие ромеи были люди конкретные и всякие иносказания не любили. Они оседлали самый мощный по тем временам транспортный узел — Рим Rome רומא на Босфоре Bosporus ספרד — и благополучно стригли купоны. Да как! Было покончено с таким способом торговли, как товарный обмен. Впервые в мире при экспортно-импортных операциях в оборот вошли деньги.

На протяжении веков Ромея чеканила монеты — шекели, которые являлись основной валютой и единицей веса по всей Ойкумене. Ведь тот, кто правит торговлей мира, правит самим миром.

Помимо дорог инженеры Ромеи создали развитую инфраструктуру — дорожные указатели, мильные камни, мосты, паромные переправы, почтовые станции, постоялые дворы. Кораблестроение и мореплавание, постройки многоэтажных домов, искусственных гаваней, культовых сооружений всё по плечу оказалось ромеям-созидателям. Ведь многое из того, что к тому времени достигло человечество — знания экономики, механики, физики, математики, различных технологий — так или иначе, концентрировалось в тех местах, где всё это было востребовано. (см. Арнольд Тойнби Arnold J. Toynbee «элита»).

И ещё один очень важный момент в системе доказательств. Сами понимаете, что для обслуживания дорог, которыми была покрыта Ойкумена, требовалось множество обслуживающего персонала. Ведь как иначе обеспечить функционирование всей системы, обеспечивая ещё при этом и безопасность передвижения торговых караванов. А так как основной тягловой силой были лошади, то при наборе контингента служащих основным критерием несомненно должно было быть умение с ними обращаться, склонность к передвижениям и боевые навыки. В результате любовь к лошадям и охота к перемене мест прочно осели в генах и дают о себе знать в потомках тогдашних сотрудников, можно сказать, министерства транспорта Ромеи. Которые, как и положено, прозывались по имени государства. Ну, угадали? Правильно! Ромы Roms, The Romani people! А в звательном падеже того же арамейского языка — «Рома́лэ» («рома́лы»). И до сих пор это самоназвание популяции, которая насчитывает сегодня в мире более четырёх миллионов человек.

Окружающие называют их «цыгане» Gipsies. И это никак не этноним. Цыгане, несомненно, общность социальная. Что интересно, они до сих пор не признают границ между современными государствами. И это ещё одно доказательство, что когда-то все те места, по которым они передвигались, входили в состав одного государственного образования которое должно было охватывать огромные пространства Европы, Азии и Северной Африки. Так что вот вам живой след Ромеи. Напомню, если вы забыли: Ромея на шумерском, аккадском, финикийском, арамейском языках переводится как ДОМ.

Впрочем, если вы сомневаетесь в предложенной мною версии о уважаемых мною рома́лэ The Romani people, то, пожалуйста, обратитесь со своим сомнением, основанном, несомненно, на фейках, почёрпнутых из энциклопедий, что, мол, «цыгане — народность индийского происхождения», к любому цыганскому барону и вас там быстро переубедят.

Вот теперь самое время перейти к нашим героям. К «ЭТИМ». Известно, что в последних веках до нашей эры B. C. и в течении почти четырнадцати веков нашей эры A. D. (чтобы избегнуть невнятицы, я продолжаю датировать по хронологической шкале Скалигера — Петавиуса) в Северном Причерноморье и выше — Среднерусская возвышенность, Урал с Зауральем вплоть до Балтийского моря — было отмечено активное присутствие популяции, обозначавшей себя, согласно источникам, как «Хеврэ́» (Ха-еврэ́).

Приглядимся к этому социониму. Дело в том на другом конце Европы в тот же период существовала довольно большая, и тоже весьма активная совокупность индивидуумов с самоназванием «ХеБрэ́» (Ха-ебрэ́). До сих пор Пиренейский полуостров называется ещё и Иберийский (Хе-Брэ́йский). И речка там течёт Э́Бро. И город стоит, при котором большой порт. И зовётся он Гибралтар (Хе-Брэ́лтер). А для полноты картины добавлю, что в Сирии, Персии и далее на юго-восток, согласно тамошних исторических источников, да и в энциклопедиях, вплоть до глубокоуважаемой энциклопедии «Британника» Encyclopaedia Britannica, функционировали общности с весьма похожим самоназванием «хаБи́рэ» (Ха-би́рэ).

Вот теперь сводим всё к общему знаменателю. Для этого заглянем в словарь арамейского языка и обнаружим слово «хеБрэ» חֶבְרָה. И в нём непростую букву «бет».

Точка в середине буквы штука удивительная. На арамейском языке она называется «дагеш». И если точка наличествует, то это будет звук «б». А если «дагеш» не просматривается, это уже звук «в».

Вот и получается, что все эти популяции в самых разных уголках Ойкумены почему-то самоназывались на письме однозначно одинаково: ХВР-ХБР חֶבְרָה, где, совершенно очевидно, «х» חֶבְ — «ха» или «хе», или «хи» (ещё раз: гласные в те времена на письме не фиксировались, и кто, как хотел, так и читал) — и есть артикль почтительности, уважительности. Короче, определённый артикль. А теперь время припомнить. В арамейском языке понятие «друг», «товарищ» обозначается словом «ха-вер» חָבֵר (хавер, хевер, хивер). Таким оно перешло и в иврит и в идиш. И в арабский тоже. Во множественном числе: хаверим, хеверим, хиверим חֲבֵרִים. Но есть, оказывается, пришедшее ещё из аккадской грамматики своеобразное явление, называемое «смихут» סְמִיכוּת. С его помощью связываются между собой два существительных или прилагательное и существительное, что позволяет выразить наличие смысловой связи между этими двумя словами. Так называемое «сопряжённое состояние». Так вот, сочетание «мои друзья-товарищи» будет звучать: хаврей — חַבְרֵי־. И, следовательно, «товарищество на паях» и любое другое «товарищество» — коллектив, организация, корпорация — будет носить название: «хеВрэ» חֶבְרָה. Кстати, если кто не знает, до сих пор в иврите крупные компании так и называются. К примеру:«Хеврат Хашмаль» ‏חברת החשמל לישראל‏‎, Israel Electric Corporation, IEC — электрическая компания Израиля. Да и в криминальной среде сохранился термин «хевра» для обозначения банды, шайки.

И вот теперь, припомнив всё это, учитывая, что в Западной Европе и Азии закрепилось дагешное прочтение (см. БаБилон), а в Восточной Европе бездагешное (см. ВаВилон), становится ясно, что перед нами один и тот же термин: «ХеБрэ́ — ХеВрэ́». А если к этому вспомнить, что то следовательно и «хаБи́рэ» (см. название упоминаемых в летописях общностей функционировавших в Сирии, Персии и далее на юго-восток) ничто иное как то же ХБР חֶבְרָה.

Апропо: Смею утверждать, что данное этимологическое толкование слов «хеБрэ-хеВрэ-хаБирэ» вводится в оборот впервые (Е. Г.).

Теперь перед нами картина маслом. Совершенно очевидно, что на все окраины Ойкумены блистательная Ромея слала своих первопроходцев. Создавала свои форпосты. И это были — «хеБрэ-хеВрэ-хаБирэ». В принципе, исходя из торгового характера государственного образования это должны были быть структуры, ориентированные на торговые отношения. Но края были глухие и аборигены, понятное дело, ко всяким пришельцам относились враждебно. Вот и компании создавались военно-торговые (см. Арнольд Тойнби Arnold J. Toynbee «универсальное государство»). Так что все эти Ост-И́ндская компания, Российско-американская компания по освоению Чукотки и Аляски, и многие другие, не самопальное изобретение семнадцатого века, а по образу и подобию унаследованные от Ромеи методы экспансии.

Флаг Ост-Индской компании
Флаг Российско-американской компании
Флаг Голландской Вест-Индской компании

Во всяком случае доподлинно известно, что одна из торгово-военные компании, упоминаемая в источниках под названием «Рош» Roche ראש (в греческом произношении: «Рос-Рус»), отрабатывала северо-восточное от Метрополии направление. Базируясь в Северном Причерноморье, (Крым, Таманский полуостров, Астрахань) и имея за спиной могучую Ромею, её военно-торговые экспедиции поднимались по рекам (Волга, Дон, Днепр, Днестр, Висла), колонизируя весь восточноевропейский регион. Вплоть до Северного океана с заходами в Польшу, Литву, Финляндию, Швецию. Вернее, в те места, где потом сформируются эти государственные образования. Кстати, в Польше первая монета исполнена с надписью арамейскими буквами: «Лешек кроль польский» («Лешек — польский король»). Да и согласно исследованиям последних лет, из пятисот пятидесяти гидронимов России четыреста (70%) основаны на арамейском языке. Нечто подобное наблюдается и с топонимами.

Климатические условия, полезные ископаемые, меха, сельскохозяйственная продукция и человеческий ресурс (работорговля) обеспечивали высокую рентабельность проекта. Да к этому ещё и близость метрополии, что позволяло оперативно разруливать возникающие конфликты путём присылки воинских подкреплений. Думаю, что обкатка самой идеи «военно-торговая компания», прошла как раз здесь, а уж потом стало практикой для всей Ойкумены. Недаром же эта хеВрэ была названа «Рош» ראש, что на арамейском языке означает «начало».

В благоприятных условиях оказалась и хеБрэ «Сфара́д» Sfahrahd ספרד на Иберийском полуострове (Испания). Она фактически контролировала второй по величине транспортный узел в Ойкумене. Перекрёсток, на котором сходились пути из Африки и Европы.

По соседству со «Сфара́д» на территориях будущей Франции, Англии и Бельгии возникла потом компания «Царфат» Tsarfat צרפת. Север Африки окучивала хеБрэ с наименованием «Карфаген» Carthage, он же «Ха-арфагэ» קרתגו. На востоке (в будущем Персия, затем Иран) была хаБирэ с названием «Парас» Paras פרס. Не забыты были ни Индия, ни Китай, ни Япония. Бытует мнение, что экспедиции ромейских торгово-военных компаний и в на американском континенте бывали задолго до Колумба и его последователей.

Но, представьте себе, самое значительное будущее ждало хеБрэ «Ашкеназ» Ashkenaz אשכנזי, которая отрабатывала регион, где потом возникнут Австрия, Германия, Дания, Швеция.

При этом не надо забывать, что миграция на всех территориях не прекращалась.

Приходили племена, уходили. А хевры-хебры-хабире стояли и занимались своим делом Собственно говоря, это была сеть, наброшенная на Ойкумену. Структура с постоянным присутствием на протяжении многих веков. Свои города, поселения, базы, форпосты. И порты, в которые этих самых радхонитов, они же финикийцы, впускали беспрекословно — Генуя, Венеция, Неаполь, Сицилия, Корсика, Крит, Мальта, Акко, Смирна и так далее — просто были порты Ромеи и её военно-торговых компаний. Да, вообще, бассейны Средиземного и Чёрного моря были просто её вотчина.

Прошу не путать эти корпорации с фемами поздней Ромеи. Это были просто военно-административные округа внутри государства. А вот торгово-военным компаниям отводилась совсем другая роль. В первую очередь целью этих структур было обеспечение бесперебойного функционирования сухопутных и водных торговых путей. Что для своих, что для чужеземных купцов, сотрудничающих с Ромеей. Оружие, пенька меха, слоновая кость, драгоценности, специи, шелка, масла, ладан. А кроме формирования водных и сухопутных караванов, и их охранного сопровождения, компании занимались разведкой и добычей полезных ископаемых. В первую очередь металлов. Причём не только золота и серебра, но и востребованных уже для ремесел меди, железа, свинца, олова. Например, те же карфагеняне добывали серебро и свинец.

Больших рудовозов тогда не было. Так что, чаще всего производство организовывалось на местах. Тут плавильные печи, тут же кузнецы куют оружие, доспехи, подковы. Создавались ювелирные украшения. Производилась посуда. Часть изделий уходило в метрополию, часть продавалась в окрестностях или шла на экспорт. Короче, всё должно было приносить доход. Вплоть до (из песни слов не выбросишь) пиратства на реках и морях, и торговли рабами.

Но самая главная задача, стоявшая перед колониалистами — расширение влияния Ромеи на новых территориях. Мол, берём мы вас под свою защиту. Следующим этапом становилось обязательное обложение данью попадающих в сферу влияния местных племён. И, соответственно, регулярный сбор этой дани. Ну, а если местный вождь вдруг кочевряжился, так ведь компания была не просто торговая, а военно-торговая. Ну, а уж, если собственного боевого ресурса оказывалось недостаточно, то метрополия присылала свои подразделения. И тогда, опля, и у племени уже другой вождь. Вот, оказывается, откуда пошла «дипломатия канонерок» gunboat diplomacy, что в наше время называется «дипломатия авианосцев» carrier diplomacy. С тех-то пор и закрепилось навсегда в языках племён, в своё время «попавших под раздачу»: слово «Ха-Ромея», как термин, обозначающий военную мощь и порядок — «арми-я» army, «арма-да» armada. И с вариациями в произношении: «орда», «орден» horde.

А ведь я, дорогой читатель, точно знаю, что особенно шокировало вас во всём, до этого момента, прочитанном! Это утверждение, что:

Колонизация шла с востока на запад.

Ведь в мировой практике термин «колонизация» привычно подразумевает один-единственный, чётко заданный, географический вектор — Просвещённый Запад колонизировал отсталый Восток. Как там:

Несите бремя белых,
И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей;
На службу к покоренным
Угрюмым племенам,
На службу к полудетям,
А может быть, чертям!
Редьярд Киплинг «Бремя белых людей»

А тут вот, оказывается, всё было наоборот — Восток колонизировал Запад. И ведь ничего удивительного в этом нет. Европа в те времена… О, это была такая глухомань! Скандинавский полуостров с его субполярным климатом. А эти зимы в непроходимых лесах и в горах будущих Франции, Германии. Эти наводнения в будущей Голландии. Затерянные в холодном океане будущие Британские острова. Скудная пища.

«Чревоугодие» Гравюра 1567. Питер Брейгель Pieter Bruegel
Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

16 комментариев к «Ефим Гальперин: «Эти». Главы из книги»

  1. Благословенный наш еврейский Хазарский каганат (650-969) для меня всегда висел как бы в историческом воздухе, не имея предшественника, но вот тут он и появляется. Аварский каганат (562-823) тоже стоял особняком и с Хазарским их связывало лишь слово каганат. Аварский был западнее и южная граница шла по Дунаю и далее до Далмации, то есть впритык к современной Италии. И вот здесь автор дал подсказку своим текстом, что авары эти вовсе не пришли с азиатских просторов, а, наоборот, пришли они с юга, с территории Палестины,что логичнее и ближе намного.
    «Приходили племена, уходили. А хевры-хебры-хабире стояли и занимались своим делом Собственно говоря, это была сеть, наброшенная на Ойкумену. »
    Хабире-хабаре-абаре-авары это если цеплять к слову авар, а если учесть, что на древнерусском авары звались обры и даже абары, то от хабире до абара ещё ближе. Что отзывается вплоть до Индии, где абара или авара это тот же бродяга или разбойник, что и кавказские абреки. Так что Р. Капур оказался наш парень, сам того не зная, пиарит слово хабар-еврей:)) Так же насчёт военно-торговых римских компаний, местным населением они иначе как бродяги-разбойники и не воспринимались. Почему же на это дело римляне пустили именно евреев — а так совпало, раз вы, ребята, всё равно рассеиваетесь по миру, то сделайте приятное, пропиарьте наш Рим вплоть до московского региона, где тоже находят клады с древнеримскими монетами. Опять же, тот же Хабаровск от фамилии Хабаров, а она от украинского «хабар» -прибыток, барыш, гостинец, удача, взятка, тоже вокруг и рядом военно-торговых компаний получается. Конечно, всё написанное автором может выглядеть как стёб или поток сознания (особенно про гидронимы России на арамейском), но что-то рациональное здесь можно найти.

  2. Должна вас немного разочаровать: многое уже написано или изложено по сути. Например о том, что евреи были мытарями, собирателями налогов, позже — откупщиками (брали налоги в откуп).. Если вспомнить как люди не любят собирателей налогов, то и корни всех юдофобских поклепов могут быть отсюда.

    Теперь про арамейский. Да, о нем совершенно определенно говорят, что он на каком-то этапе был общим мировым языком, как сейчас английский. Но мы не можем проследить как именно происходило замещение семитских языков — что после чего. Скорее всего он приобрел свою роль после изгнания евреев из Испании в 1492 году и пошел вместе с ними, с их культурой и языком. Иврит тоже вышел из аккадского, и первородство, если можно так вызиться, специально затемнялось. У меня об этом в статье «Неприличная тема».

    Скорее всего, что Европа знала за собой некую родовую травму еврейства и всеми силами, всеми этими унижениями и преследованиями изгоняла ее из своего подсознания. Евреи самим фактом своего существования напоминали «просветителям», что европейские города строились на месте еврейских торговых факторий, существовавших еще на заре истории, что из еврейских крепостей и башен образовались первые аббатства, что сама традиция культурного взаимообмена выросла из первых ярмарок, организованных еврейскими путешествующими торговцами.

    И не таким уж «смешным» оказывается предположение, что ситуация в лингвистике специально затемнялась и продолжает затемняться й то ли по инерции, то ли по живости известных предубеждений? При описанном выше раскладе нетрудно себе представить, что гипотеза об авангардной роли семитских языков (и в первую очередь библейского!) в глоттогенезе не имела ни малейшего шанса не то что на победу, но даже на появление в поле лингвистической науки Европы. Еврейские корни? Библейская этимология? Да никогда в жизни!

  3. Интересный жанр. Не дают покоя лавры Ш.Занда ?
    Немного мешают свитки Мертвого моря, но при желании можно представить их как мистификацию британцев :). Они ведь еще в древности к нам в союзники навязались > союз — ברית

  4. Стёб, хавейрим, это жанр произведения и никогда не самоцель. Перед вами важная научная работа, исполненная в жанре стёба, чтобы уберечь читателя от когнитивного диссонанса. Когнити́вный диссона́нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

    1. Прочла пока первую часть и не вижу никакого стеба. Нормальная интересная работа, написанная хорошим, а не псевдоакадемическим языком. Есть вещи, сказанные впервые — за что отдельный респект.
      Сейчас к данной теме подступаются с разных сторон — со стороны лингвистики, со стороны анализа исторических (в том числе и поддельных) источников, со стороны торгово-промышленных факторий, а также военных событий и экспансии.
      PS. Подчёркивание арамейского, а не библейского иврита нуждается в пояснениях.

  5. Стёб или не стёб, это пока наукой не доказано.
    В любом случае, есть возможность пожаловать в новую страну, ГАЛЬ-ФИМИЮ.
    С чем вас и поздравляю, ромалэ и евреи. Не забудьте прихватить свои кемалэ.
    «Цыгане — народ космополитический и такой же сложный, как и космополиты-евреи. Название — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы. Но все они выходцы из Индии, которые расползлись по миру. Сейчас условно цыган делят на два вида — западные (ромы) и восточные (кале). Между ними уже такая разница, что они сами не воспринимают себя одноплеменниками.»
    Но не будем отвлекаться от современного цыганского застолья.
    Главное блюдо — шахтулярдо, своего рода солянка с несколькими видами мяса, кислой капустой и рисом. Тот же паприкаш, но с копчеными ребрами. И обязательно голубцы — к ним у цыган почему-то очень трепетное отношение. Готовят их только с листьями кислой капусты, начинка без риса, из рубленного фарша с морковью и луком…

  6. Очень интересно, ждем продолжения.
    Уважаемый Ефим Гальперин! Сердечно благодарим Вас!
    Любовь и Михаил Гиль

  7. Безусловно, стёб. Чтение для любителей. Мне это стало ясно, когда автор заговорил о раданитах. Они существовали недолго — в ІХ-Х вв н. э. Автор произвольно увеличил их пребывание на Земле на тысячу (тысячи?) лет. Нет для фантазий границ и преград. Не дочитал, каюсь.

    1. Да, я спас психику многих «нелюбителей», знающих всё про раданитов, отпугнув их от моего текста с самого начала.

  8. Несмотря на некоторые натяжки и ошибки, вроде замеченых Инной, сама гипотеза «восточной колонизации»для объяснения вездесущности евреев подкупает. Вот только непонятно, почему не менее вездесущие и нелюбимые цыгане никак не повлияли на культуру и экономику аборигенов.

  9. Я бы это всё назвал бесподобным стёбом, но, возможно, автор серьёзен… 🙂

    1. так ведь стёб… Я выбрал это стиль письма в надежде уберёчь некоторых читателей от психических стрессов, хронических запоров и лазания на стенку. Что же до самого содержания статьи, то всё это, Уважаемый Цви, таки да, ВСЕРЬЁЗ.

  10. почему на письме название языка «арамеик» אֲרָמִית הא arameic предварялось артиклем почтительности — «ха» הא. Потому что это был ни много ни мало, а государственный язык, которому и положено вести себя «чрезвычайно экспансивно». Между прочим, тот же артикль почтительности можем найти и в Библии. «Ха-Шем» השם זה (Всевышний. Буквально: «ЭТО ИМЯ»).
    Кстати, финикийцы на своем языке, который и стал-то арамейским, называли себя Kena Kenani (аккадский: Kinahna) כנעניים, «ха-ананеями» Canaanites. Заметьте, опять артикль почтительности, уникальности «ха», «хе» «хи» в начале слова.
    ХВР-ХБР חֶבְרָה, где, совершенно очевидно, «х» חֶבְ — «ха» или «хе», или «хи» (ещё раз: гласные в те времена на письме не фиксировались, и кто, как хотел, так и читал) — и есть артикль почтительности, уважительности. Короче, определённый артикль.
    ___________________________
    Как нас учили, определенный артикль — это ה
    Пишется слитно в виде первой буквы ה в том или ином слове.
    Непонятно, почему буквы ח כ каф хет , с которых начинаются слова כנעניים, חֶבְרָה, вы относите к определенному артиклю ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *