Алексей Зырянов: Позорники журнального мира фантастики

 654 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Этот жалкий творческий метод Пехова отметили десятки пользователей сайта «Лаборатория фантастики», а также «ЛитРес» и «Отзовик». Про разоблачительные отзывы англоязычных читателей на сайте «Амазон» ещё можно упомянуть, но статья уже станет непомерно большой. Теперь он, Алексей Пехов, будет заполнять своими поделками рынок литературы в жанре «фэнтези».

Позорники журнального мира фантастики

[Дебют] Алексей Зырянов

Премии журнала «Мир Фантастики» в этом году исполнилось 19 лет. Хотя как таковой премией она не называется, а идёт в качестве итогов по версии журнала «Мир фантастики», но всё же на самом популярном интернет-портале, посвящённому фантастике и фэнтези, «Лаборатория фантастики» этот ежегодный итог помещён в раздел премий, поэтому и мы будем именовать её премией, как уже привыкли многие любители фантастики.

Итак, вроде совершеннолетие давно наступило и надо считать эту премию уже взрослой и состоявшейся, поэтому породивший её журнал «Мир фантастики» может отвечать за свои поступки и нести за них моральную ответственность.

Для начала приведу для читателя нескрываемый факт того, что популярный в России автор в жанре фэнтези Алексей Пехов является давним другом этого журнала. Я объясню, почему в этой статье я решил примкнуть имя этого автора в разборе всей премии.

В одной статье Дмитрия Злотницкого (вероятного друга известной соавторской троицы «Пехов-Турчанинова-Бычкова») размещена фотография, где запечатлены все три автора с подписью «Соавторы — частые гости на мероприятиях, проводимых «Миром фантастики»».

Алексей Пехов — друг журнала «Мир фантастики» с 2004 года. После открытия премии журнала в 2003 году владельцы издания дарят Пехову номинации и победы просто по факту их дружбы. Чтобы это увидеть, можно просто понаблюдать за неустанным попаданием имени Пехова и его жены-соавтора (Елены Бычковой) в число лауреатов так называемых «Итогов года от МФ». Вот что есть у Алексея Пехова на сегодняшний момент от журнала «Мир фантастики»:

Номинаций без побед — 20.

Побед в номинациях — 10.

Пехов в гостях у МФ
Пехов в гостях у МФ

Всего за 19 лет дружбы — 16 сезонов, в которых номинировался этот автор.

В 2012 не было номинаций потому, что ко времени номинирования у Пехова уже вышли первые книги на английском языке в 2011 году, поэтому его друзья в редакции журнала могли законно высказать нечто вроде: «Ну, приятель, тебе же достаточно денег выплатил зарубежный издатель, поэтому ты можешь хвастаться перед читателем именно этим фактом, а мы сможем вместо тебя пропиарить пока что кого-нибудь другого».

В 2014 не было номинаций потому, что за 2013 год Пехов романы не публиковал, тратя то, что успел заработать за предыдущие годы от зарубежных контрактов плюс роялти за прошедший год продаж. Ещё был пропущен 2018, но это, наверное, уже для шифровки от таких зануд, как Алексей Зырянов. Иногда надо убирать любимчиков из списков, чтобы шорт-лист не был одинаково похожим на все предыдущие года. А за все остальные годы редакция наверняка сказала Пехову как-то так: «Друг ты наш хороший, давай-ка теперь мы тебя номинируем по полной программе на всю оставшуюся жизнь».

К Алексею Пехову мы ещё вернёмся, а теперь посмотрим более широко на странные итоги, к которым своих читателей подводил журнал «Мир фантастики».

В 2006 году очень известный фантаст Ник Перумов с книгой «Война Мага: Конец игры» становится триумфатором. И можно удивиться количеству написанных отзывов с оценкой «1» на сайте «Лаборатория фантастики» на эту книгу за десять с лишним лет. Это не считая отзывов с оценкой «2» и «3».

Да, журнал «Мир фантастики» любит вдобавок и Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Вадима Панова. Их слабые книги они обязательно награждают с поспешностью, когда падают продажи книг, выпущенных за прошлый сезон. Начало января каждого года у журнала «Мир фантастики» это всегда сбор информации от главного издательского холдинга — «Эксмо-АСТ», который присылает разнарядку на то, что нужно простимулировать среди потенциальных читателей.

Ещё там есть в любимчиках соавторский дуэт Олди, которые являлись постоянными авторами публицистических статей этого журнала. Если кто-то усомнится в моём предположении, то посмотрите на победы Олди в 2007 и 2008 годах в номинациях журнала «МФ». А потом узнайте на странице сайта самого журнала в разделе «Награды «МФ»», что в 2008 году журнал «Мир фантастики» получил награду под названием «Премия творческой мастерской Генри Лайона Олди «Второй блин». Случайность?

И снова Пехов.

В 2007 Алексею Пехову подарили две номинации, но победу присуждать не стали, чтобы было не так заметно, когда они отдавали премию его жене (Елене Бычковой) и её подружке-соавтору (Наталье Турчаниновой). Если в один сезон премировали бы всю эту дружную троицу, то мог бы разразиться скандал, а так — прикрылись тем, что у Пехова — две номинации без побед.

В основном премию «Книга года» журнал отдаёт иностранным новичкам, чтобы их книги лучше продавались. Но Пехов чаще других отечественных авторов становился победителем в других номинациях, но тоже в соседстве с иностранцами. Всё же Пехова журнал любит больше, чем Лукьяненко и Перумова вместе с Олди.

У Сергея Лукьяненко крепче дружба с премией «Роскон». Ему её, я так думаю, достаточно на сегодняшний момент. И, кстати, к началу апреля 2022 года он уже там взял в очередной раз свою награду за свою пародию на «Незнайку». Но вот для наглядности покажу цифры, применительно к теме нашей статьи, по Лукьяненко, а вместе с ним и других главных мэтров нашей фантастики.

У Сергея Лукьяненко от премии «МФ»:

Номинаций без побед — 18.

Побед в номинациях — 5.

У Ника Перумова от премии «МФ»:

Номинаций без побед — 17.

Побед в номинациях — 6.

У Марины и Сергея Дяченко от премии «МФ»:

Номинаций без побед — 16.

Побед в номинации — 6.

Поняли разницу между троицей Пехова, в том числе его жены и подружки, и тремя известными мэтрами? Обижать Пехова нельзя, поэтому своих главных друзей они номинируют синхронно, а премии выдают по очереди. К ним у журнала любовь самая крепкая, а к Перумову, Лукьяненко, Дяченко и Панову — чисто бизнес, ничего личного.

Кстати, сейчас некоторые наверняка захотели узнать разоблачения про фантаста Вадима Панова. Вот вам статистика по нему в итогах журнала «Мир фантастики»:

Номинаций без побед — 15.

Побед в номинациях — 2.

Лукьяненко, Перумов и Панов дружат с «Росконом», где Алексея Пехова любить не собираются вовсе.

Кстати, Панов с 2012 года по 2017-й крепко дружил с организаторами премии «Созвездие Аю-Даг», которая номинировала и премировала его из сезона в сезон в течение пяти лет, пока не исчезла вовсе.

Итак, вернёмся к Пехову и его очередной победе в премии «Мира фантастики».

В 2021 году в номинации «Книга года по версии читателей»:

Отечественная фантастика:

1) Алексей Пехов «Ткущие мрак» — 58,66% голосов;

2) Павел Корнев «Резонанс» — 16,48%;

3) Сергей Лукьяненко «Семь дней до Мегиддо» — 9,18%.

Надо заметить, что у самого популярного в России жанрового сайта «Лаборатория фантастики» есть своя ежегодная премия. И вот Пехов никогда не становился победителем читательского голосования по версии пользователей этого сайта, а вот почему-то у читателей журнала «Мир фантастики» он становился победителем зрительских симпатий с каждым разом всё с более отчётливым отрывом. Так в следующем году он по количеству получаемых процентов, может быть, даже обгонит самого Владимира Владимировича или Александра Григорьевича в их односторонней политической гонке.

Итак, продолжим обозревать итоги журнала «Мир фантастики» за 2021 год.

Номинация «Отечественная книга года» в 2021 году.

Победитель: Марина и Сергей Дяченко «Vita Nostra: Работа над ошибками».

Здесь всё понятно. После того, как первая книга («Vita Nostra») у этих авторов, переведённая на французский, взяла все жанровые награды во Франции, то сложно смотреть в глаза читателей, когда этих авторов журнал обошёл бы какой-нибудь наградой. Дали, конечно, вновь для отвода подозрений. Если бы не этот французский успех четы Дяченко, то редакция бы и не вспомнила про них, как она это делала много раз до этого. Всего у четы Дяченко участий в номинациях журнала зафиксировано в 9 сезонах. У Пехова — 16 сезонов.

Теперь отвлечёмся на импортные обложки.

В главной номинации «Книга года» в 2021 году победил Питер Уоттс с романом «Революция в стоп-кадрах». Что самое интересное, этот роман издал проект «Fanzon». Из чистого любопытства идём погулять на главную страницу журнала «Мир фантастики» и при попытке нажать на раздел «Блоги» видим всего два вылезающих подраздела: «Издательство Fanzon» и «Кирилл Размыслович». Второй раздел отдан колумнисту журнала, а первая ссылочка ведёт к официальному другу/компаньону/союзнику (обзовите, как хотите) журнала «Мир Фантастики».

Ой, вам, наверное, тоже стало интересно? Наверняка простое совпадение, что все главные победы иностранных авторов от журнала «Мир Фантастики» отдаёт… своему другу — издательскому проекту «Fanzon»? А кому принадлежит издательский проект «Fanzon»? Правильно — холдингу «Эксмо-АСТ».

Аберкромби, Питер Уоттс, Терри Пратчетт, Чайна Мьевиль — постоянные иностранные победители журнала «МФ».

Ещё Йен Макдональд (3 победы в разные годы), Сюзанна Кларк (2 победы) и Энди Вейер получил в один год за своего «Марсианина» сразу две награды, а потом он, наверное, стал и без этого хорошо продаваться, поэтому его не награждали в последующие годы.

И Стивен Кинг получал премии (5 раз) этого журнала, каким бы плохим романом или сборником он ни разродился в каком-нибудь году. Плевать, что читатели плюются на эти книги и с неприкрытым зеванием высказывают свои огорчения на премированные от «МФ» романы и сборники Стивена Кинга, такие как: «Лавка дурных снов», «Ветер сквозь замочную скважину», «11/22/63». А кто-нибудь помнит эти три книги от Стивена Кинга? Конечно нет, ведь они продавались крайне плохо, а те, что продавались хорошо у Кинга в России, в премиях журнала «МФ» не нуждались. Вот такие законы маркетингового уговора, а вернее — сговора.

Также пропихивался там и Роберт Джексон Беннетт в 2017 и 2019 годах, причём в 2017 получил две победы в номинациях «Книга года» и «Фэнтези года» за роман «Город лестниц», а в 2019 обе его книги («Город клинков» и «Город чудес») получили одну и ту же награду — «Книга года». Вам этого мало? Ловите ещё за этот же сезон. Оба эти романа получили к тому же и одинаковую победу дуплетом в номинации «Фэнтези года» за 2019 год. Отгрузили в одни руки нехило и вопреки редакторской совести.

Некий Дэвид Фостер Уоллес за свой тысячестраничный роман «Бесконечная шутка», вышедший в 2019 году, получил сразу две награды: «Самая долгожданная книга» и «Магический реализм года». Плюс к этому ещё две номинации за эту же книгу. Роман, который, к слову сказать, не заканчивается после тысячной страницы, содержит в себе 388 сносок, что, в свою очередь, также имеют свои собственные сноски. Такой талмуд надо как-то, извините, всучить читателям. Вот и стал журнал по привычке услужливо давать премии тем, на кого указал холдинг «Эксмо-АСТ».

Или вот за 2020 год Чарльз Стросс за свой роман «Аччелерандо» получил сразу три награды: «Книга года», «Научная фантастика года» и «Самая долгожданная книга». Понимаете, это самая долгожданная книга? Уже 2022 год. Попробуйте повторить название романа и автора. Но только не подглядывать на верхнюю строчку абзаца. Это будет нечестно. Вы же не редакция журнала «Мир фантастики», чтобы идти против совести.

Почему так произошло? Объясняю. Права на издания малоизвестных иностранных авторов стоят немалых денег, а их надо как-то отбивать продажами. Вот редакция журнала и помогла богатому холдингу за счёт выдуманных наград нарастить продажи неликвида. В главных номинациях побеждает спонсор журнала — «Эксмо-АСТ», а вот через явную накрутку в соцсетях дают номинации и награды Пехову плюс рядом иногда с ним «друзья» по скромному издательству — «Армада&Альфа-книга».

Номинация «Лучшая детско-юношеская фантастика года» появлялась раньше урывками, но постоянной она стала с 2011 года. До этого в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» награда вручалась с 2004 по 2006 года, потом в 2009, ну и затем на регулярной основе с 2011 года.

Представьте себе, Джоан Роулинг у них победила лишь однажды в 2005 году в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года». Роман-победитель — «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» — это шестой том цикла. Эта книга продалась тиражом в полмиллиона экземпляров. Все другие книги из всемирно известной сказочной серии в России на момент появления в премии журнала «Мир фантастики» подростковой номинации уже продавались стотысячными тиражами, но журнал смог отметить только шестую книгу из всей серии. И лишь потому все ранние книги Роулинг не были в призёрах, что продажами своими всех выдуманных «победителей» журнала в разные годы покрывали, как бык овцу, поэтому необходимости делать им пиар-номинацию не нужно. К слову сказать, у Роулинг было только две номинации без побед за всё время её скромного участия в премии журнала «Мир фантастики». Победа её шестой книги скорее всего была продиктовано тем, что это предпоследняя книга, поэтому перед концом рентабельного конвейера надо было выжать максимум продаж.

До этого в этой номинации побеждали исключительно книги от «Эксмо» и зависимого от него «АСТ». Лишь потом редакция расширила «круг почёта» для нескольких издательств.

Нужно напомнить, что правами на книги Роулинг тогда владело «РОСМЭН», а к 2014 уже «Азбука-Аттикус». Запомните это, так как в дальнейшем эта информация нам ещё даст повод домысливать подоплёку компанейского сговора между издательствами.

Все реальные факты того, что иностранные романы для подростков уже получили множество премий за рубежом, редакции были известны, но они пренебрегли ими лишь потому, что предполагаемые продажи уже были заведомо предсказуемыми. Это касается не только книг Джоан Роулинг.

Давайте рассмотрим ниже других победителей номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года», что не относятся к издательскому холдингу «Эксмо-АСТ».

«РИПОЛ классик» с книгой Патрика Несса «Голос монстра» в 2012 году. Продажи при этом не впечатлили. Дальше стартового тиража дело не пошло. Только спустя 4 года в 2016 году эту книгу издательство смогло выпустить новым тиражом, когда в кинотеатрах в этот год вышла экранизация романа. Не будь её, и второго тиража могло и не случиться в планах вовсе. Вытащить проект помог Голливуд, а не итоги журнала «Мир фантастики».

«Азбука-Аттикус» и её книга от автора Дианы Уинн Джонс «Сказочное невезение» обрела «счастье» в 2014 году.

В 2016 году в подростковой номинации победила «Азбука-Аттикус» с её книгой Чарльза де Линта «Кошки Дремучего леса».

В итогах 2018 года дали награду издательству «РОСМЭН». На этот раз книге некоей Е. Соболь «Дарители. Сердце бури».

В подростковой номинации 2021 года отдали награду неизвестной книге из «РОСМЭН». Книга называется «Лабрис». Кто-то про неё слышал?

Как видим, с 2011 по 2021 года другие издатели получали призы в этой номинации строго через два года и по чётным датам. В 2020 дали «подростковой» книге из АСТ, поэтому график выдачи другим издателям перенесли на 2021 год. Но мы же понимаем, что 2020 год был сложным, поэтому «Эксмо-АСТ» не могло себя обделить в такое сложное время. Если бы в 2020 году не произошло пандемии, то награду в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» получила бы книга от «РОСМЭН» или «Азбука-Аттикус». Теперь, судя по всему, выдача наград «посторонним» книгам для подростков будет происходить в нечётные года, ведь раньше всё шло по чётным датам. Явно же была договорённость об очерёдности, если раньше она соблюдалось исправно. В издательский сговор вмешалась пандемия.

Российские подростки скупали десятки тысяч книг из цикла «Дивергент» Вероники Рот в 2012, также скупались книги из цикла «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Кстати, английское «BBC» признало сам цикл книг «Голодные игры» как «100 самых вдохновляющих романов по версии BBC» в 2019 году в разделе «Приключения». Но вышли все три книги цикла за рубежом с 2008 по 2010 года, а у нас в России первые две книги вышли в 2010, а в 2012 вышло целых четыре издания третьей книги цикла с разными обложками, но с тем же названием, где общий тираж каждой версии улетал за стартовую отметку в 10 тысяч экземпляров вместе с последующими доптиражами. Каждая отдельная книга цикла «Голодные игры» по всему миру нахватала кучу премий. Но «Мир фантастики» убеждал, что «книга года» у подростков в эти годах будет именно тот неликвид от неизвестного и нераскрученного западного автора, который они, прошу прощения, всучили читателям.

Все книги победители 2010 года теперь забыты. И это при том, что там побеждали в разных номинациях в том числе и чета Дяченко и Терри Пратчетт с не самыми удачными для самих себя книгами, которые затерялись на следующий же год, а победитель в номинации «Фэнтези года» за 2010 год и вовсе забыт навечно.

Для большинства подростков были свои любимые книги, к примеру, в 2012 году и во все другие года, а вот редакция «Мира фантастики» пыталась впихнуть в читательские заказы то, что нужно было отбить по деньгам главному заказчику — «Эксмо-АСТ».

Отступим от подростковых номинаций в сторону «взрослых».

Нелепые самоповторяющиеся романы Виктора Пелевина каждый раз продаются тиражом свыше 30 тысяч экземпляров с первого месяца выкладки. И никакая злобная критика его завышенные тиражи не может серьёзно пошатнуть.

Несуразные романы Дмитрия Глуховского, которые продавались тиражом в несколько сотен тысяч, почему-то не становились «книгами года» журнала, как и другие бестселлеры, в том числе и от Дэна Брауна.

Кстати, одному и тому же роману Чайны Мьевиля «Рельсы», выпущенному проектом «Fanzon» от «Эксмо», журнал дал премию дважды: в 2012 году и 2015. Сначала в номинации «Лучшая книга на языке оригинала» в 2012 году, а затем в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» в 2015 году. Видимо, слишком уж этот роман был менее успешным в продажах, чем более раскрученные романы того же автора. На постоянном слуху и в регулярных обсуждениях у книжных интернет-блогеров совершенно другие романы Чайны Мьевиля. Да и на литературных сетевых площадках больше восторгаются и делятся впечатлениями о совершенно других произведениях этого автора, а вот эти жалкие попытки впихнуть невпихуемое у редакции журнала не получилось.

Сейчас немало найдётся тех, кто будет меня ругать за то, что я осмеиваю попытку журнала выжить в тяжёлые времена. Хорошо, давайте вспомним, что у журнала «Мир фантастики» в период 2018 года стал вопрос о прекращении издания из-за нерентабельности. И, как многие помнят, у них появился западный покровитель, но при этом сотрудники редакции журнала «Мир фантастики» решили возобновить издание уже через краудфандинг, причём делали они это год за годом. И памятен нескрываемый ими же факт, что собирали они денег в несколько раз больше, чем требовалось. А суммы там значились в несколько миллионов рублей. И это всё благородные излишки доверчивых читателей.

Рассмотрим конкретные цифры, которыми редакция журнала сама хвастается.

Из неё следует:

«Читатели помогли нам в непростой период, когда уже вышел журнал с надписью «Последний номер» на обложке, — и в итоге мы провели успешную крауд-кампанию, собрав 5 миллионов рублей. А в 2019 году запустили вторую кампанию, которая оказалась ещё успешней: 6 миллионов, 15 номеров, 1 главный редактор со слезами на глазах».

Вы понимаете, они даже прослезились от читательской доверчивости и их же наивной надежды на благородную идею в пользу бумажного издания.

Первый краудфандинг получил свыше 5 миллионов рублей. Это при заявленной цели в 100 тысяч рублей».

Вот ещё информация, но уже по третьему краудфандингу:

«10 января 2021 года завершилась третья крауд-кампания по подписке на журнал «Мир фантастики». За 52 дня читатели вложили в проект 8 621 200 рублей — на 2 592 630 больше, чем в 2019 году, и на 3 582 380 больше, чем в первой крауд-кампании, когда на кону стояло существование журнала».

В третьем краудфандинге было оглашено, что планируется издание на русском языке французского комикса «La Science Fiction» от знаменитого издательства «Les Humanoïdes Associés» (их проекты: «Инкал», «Метабароны»). При достижении сверхцели в 4,5 миллиона рублей все подписчики должны получить его бесплатно. Собрали, как уже указано, свыше 8,5 миллионов.

И в очередной раз получив эти миллионные излишки, как и в прошлогодние сборы денег, редакция без объявления хоть какого-то списка экспертного жюри выдавала своим в прямом смысле дорогим читателям список-разнарядку из холдинга «Эксмо-АСТ» вместо экспертной оценки уже реально вышедших книг в предыдущем году. И неудивительно, что редакция не говорила, кто именно сделал выбор в пользу конкретных книг. У редакции нет экспертных литературных критиков из числа редакционного совета. Они просто получают список с готовыми «лауреатами», которых нужно подтянуть по продажам. Задача редакции — выдать этот список как свой собственный выбор. И это всё ими творится, когда они сидят на миллионах, получаемых от наивных читателей, которые им поверили на слово и доверили свои деньги, раскошелившись сверх меры только из любви к фантастике. Читатели уже устали видеть то, как закрываются ранее несокрушимые столпы журнального мира фантастики. Из желания помочь и поддержать люди отдавали денег больше, чем от них просили. Мало того, что читатели переплатили за «живучесть» журнала, так ещё немало оказалось тех, кто по наводке журнала закупал тот самый неликвид, который им подсовывали.

Вспомним, что попадало в победители в номинации «Книга года».

Сергей Лукьяненко и его «Черновик». Он вообще получил две награды за 2005 год от журнала: «Книга года» и «Лучшая отечественная фантастика». Найдутся те, кто начнёт обвинять меня во лжи на счёт ангажированности побед. Не знаю, продавать «Черновик» Лукьяненко как-то надо было. Вот и подсуетилось издательство с премией для этой книги. Мнение читателей в избытке есть на профильных сайтах. Разделить уверенность выбора самой редакции читатели не хотят. И даже после экранизации разочарование читателей только укрепилось. Давать сочные цитаты из отзывов на различных сайтах на счёт этой книги я не буду. Слишком много текста будет, а точных и ярких высказываний там хватает, чтобы составить полновесный ругательный обзор на книгу.

В 2008 году роман Сергея Лукьяненко «Конкуренты» получил награду в номинации «Лучшая отечественная новеллизация (по онлайновой игре Starquake)». Искать отзывы на эту книгу на сайте «Лаборатория фантастики» лучше не ходить. Можно просто пренебречь покупкой этой книги, как уже было сделано в своё время многими. Достаточно знать, что на сайте «Лаборатория фантастики» оценка этого романа зависла на отметке ровно «7». Всего проголосовало более 2300 читателей.

Всё тот же Лукьяненко за свой роман для подростков «Недотёпа» получил в 2009 году награду в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года». Немало читателей нашли этот роман впору для детей не старше 10 лет, а вместе с этим набросились с критикой на скучных персонажей, невыразительный затянутый сюжет и нелепый натужный юморок. Продолжение романа мало кто стал покупать, а третья книга из цикла «Трикс» так и вовсе не вышла по объективным рыночным причинам. Спросите у Лукьяненко — он сам не даст соврать. Десять лет прошло, а мэтру сам издатель не хочет давать повод даже думать о завершении книжного проекта: себе в убыток рукопись пускать в печать «Эксмо-АСТ» не станет.

За 2009 год сразу в двух номинациях «Книга года» и «Лучшая отечественная фантастика» победил зачем-то Дмитрий Казаков со своим романом «Русские боги». Можно просто зайти на страницу этого романа на сайте «Лаборатория фантастики» и увидеть «успех» у читателей, которые не поскупились на критику. Оценки 3, 4 и 5 по десятибалльной шкале там во множественном количестве подкреплены отзывами, наполненными язвительными замечаниями.

Марина и Сергей Дяченко, кроме истёкшего 2021 года, в более ранние годы получали награды за те романы, которые получили крайне обозлённые отзывы, где очень часто фигурируют оценки от 3 до 6 по десятибалльной шкале на сайте «Лаборатория фантастики». Негативных отзывов очень много как на «Луч», так и на «Год чёрной лошади». Как много тех, у кого эти книги остались на полках? Совсем не согрел луч непомерно скучный год чёрной лошади.

Ладно я такой язвительный и душный, но можно обратиться и к чужому мнению. На интернет-странице журнала «Мир фантастики», где опубликованы книжные итоги 2021 года, накопилось несколько комментариев, оставленных в самом начале января. Есть там такой комментарий от читателя по имени Евгений Сердюк (орфография и пунктуация сохранены): «Книга Проект Аве Мария в России ещё не вышла и вдруг стала у вас книгой года».

Затем другой читатель под ником «Vladimir D.» задал вопрос:

«Простите, но какого чёрта? Сами пишете, что не важно когда книга вышла в оригинале, значит важно, когда она вышла в России. Но Проект “Аве Мария” выходит только 8 января. И вообще среди претендентов книги, которые так и не вышли в 2021-ом. Вы уж определитесь».

Другой читатель по имени Вадим Савельев негодует: «И эти почти все в жанре фэнтези вы называете фантастикой, сравнивает с твердой, блин да вы вы вообще кто, ещё и премии присуждают».

И ещё из комментариев. Теперь некий пользователь под ником «ra messe» пишет:

«Научная фантастика года, претендент «Клара и солнце» Исигуро? Эта занудная канитель про слезинку ребенка-андроида? Там из НФ только слово андроид…. При этом номинации «социальная фантастика», куда прекрасно вписался бы Исигуро, у вас нет. Странные у вас номинанты».

И он же дальше во втором комментарии расписывает своё возмущение на более чем три абзаца: «Информация с сайта «Лаборатория фантастики». «Проект Аве Мария» Вейера выйдет… в январе 2022 года… Затокнига года 2021!!! Звучит!

«Косоног» Брома — дата выхода январь 2022. Номинант «Мистика и хоррор года». Угу, 2021 года…

«Напоминаем, мы подводим Итоги года, не разделяя книги наших и иностранных авторов (кроме одной специализированной номинации отечественной фантастики). Причём год выхода оригинального издания также не имеет значения. Лучшие — значит лучшие.»

Really?

Русскоязычное издание фактически еще даже не в продаже. Как эти книги оказались номинированы в 2021 году?»

Ответа редакции на возмущение читателей до сих пор нет.

Налицо элементарная и наглая манипуляция читательскими запросами на покупку книг. Это не решение экспертного жюри после прочтения, а высосанная из пальца оценка, которая подготовлена самими издателями, чтобы потенциальные покупатели обратили внимание для заказа именно тех книг, которые не имеют поддержки в виде предзаказа или предсказуемости успеха продаж. Уже можно судить и по «итогам» 2021 года. По факту книги ещё только готовятся к выходу, а итоги уже готовы к началу нового сезона. Выстрелят по продажам, как обычно те, кто заведомо получил внушительную читательскую любовь и доверие. Но эти любимчики рынка в призёры журнала «Мир фантастики» не попадут. Джоан Ролинг под новым псевдонимом продолжит будоражить рынок безудержными продажами, а победит в итогах 2022 года снова слабый и постоянно заимствующий у чужих западных авторов пресловутый сочинитель Пехов и неизвестный иностранный автор-новичок, контракт которого «Эксмо-АСТ» будет отбивать за счёт лжепремиального вброса через страницы обнаглевших миллионеров редакции журнала «Мир фантастики».

Про другие номинации я даже не буду расписывать расклад, ведь там он также ангажирован главным издательским холдингом «Эксмо-АСТ».

Если решает не жюри, а некий объективный фактор, то где стотысячники в призёрах? Если же выбор победителя делает профессиональное жюри, то редакция должна была объявить имена всех тех, кто за 18 с лишним лет утверждал победителей в основных номинациях премии в пользу «Эксмо-АСТ» и пары издательских проектов, занимающихся выпуском книг для подростков. Про последних имеется в виду «РОСМЭН» и «Азбука-Аттикус».

Хочется задать три вопроса сидящим на миллионах рублей редакторам журнала «Мир фантастики» и их новому западному владельцу:

1) Вам не стыдно просить каждый год денег у читателей, а потом, набив мешки многомиллионными излишками, выдать им не настоящую и независимую экспертную оценку, а вновь подсунуть список от «Эксмо-АСТ»?

2) Если вы получили денег сверх меры, то, может, уже станете независимым источником знаний в мире фантастики для своих преданных в обоих смыслах читателей? У вас столько лишних миллионов, что можно нанять известных профессиональных критиков, которые будут читать все новинки, а потом давать разностороннюю оценку каждому номинанту.

3) Неужели вам не хватило тех денег, которые вы получили ещё за предыдущие два краудфандинговых запроса, чтобы выпускать журнал весь 2021 год без повторно протянутой руки?

Понятно, что не оскудеет рука дающего, но совесть-то должна возобладать над шкурным интересом у принимающей стороны. Или что? Или как? Или где… искать справедливости, дорогие читатели журнального мира фантастики?

В новой сложившейся ситуации уже слышны голоса западных литературных гигантов, которые отказываются продлевать контракты на издания своих книг в России. Стивен Кинг, Джо Аберкромби, Нил Гейман — кто следующий? Список явно пополнится ещё.

И кого теперь будет премировать нечестный со своими читателями журнал «Мир фантастики»? Своего любимого друга — Алексея Пехова? Ну да, он ведь любит воровать не просто идеи у западных популярных фантастов и создателей компьютерных игр, а чаще просто копирует сюжеты и особенности художественных миров западных производителей. Этот жалкий творческий метод Пехова отметили десятки пользователей сайта «Лаборатория фантастики», а также «ЛитРес» и «Отзовик». Про разоблачительные отзывы англоязычных читателей на сайте «Амазон» ещё можно упомянуть, но статья уже станет непомерно большой. Теперь он, Алексей Пехов, будет заполнять своими поделками рынок литературы в жанре «фэнтези».

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев к «Алексей Зырянов: Позорники журнального мира фантастики»

  1. Ой, боже, вы посчитали ошибкой что? Я вас не пойму. Где отсутствующая логика? В вашем восприятии? Нельзя смотреть в глаза особы, когда она смотрит в свою точку? Вы уверены? Я вот смог.
    Фельетоны первые из конца нулевых у меня прям идут по датам, как в ежедневнике. Там сюжет из пересказа идёт последовательно. Это не бухгалтерия. Но похожа на отчёт борьбы со служащими поликлиники. Там высоким штилем фельетон писАться не должен.
    Второй пример — вообще заметка в газету.
    Ваши претензии надуманные и не стОят даже внимания. Но я до вас снизошёл. Хоть вы и жалкий тип, который пытается увидеть «косяки» там, где ровно.

  2. Несколько гадостей по адресам известных писателей, например, Пелевина и Глуховского, плюс обшаривание чужих кошельков.
    Короче, склока, внесённая в портал. Зачем?

    1. С прошлого года я перешёл к подготовке прозы в крупной формы, поэтому сбавил работу над рассказами и даже рецензиями.
      Пишу я в разных жанрах. Есть и лирические миниатюры про любовь и прочее, а есть и в поджанрах юмора: пародии на стихи, ироничные рассказы, сюрреализм и абсурд.
      Но и в публицистике полно разброса по жанрам: рецензии на книги, обзоры журнальных публикаций, даже одна литературоведческая статья про забытого писателя начала 20 века есть.
      В общем, сборная информация по моим публикациям есть на этой страничке — http://samlib.ru/editors/editors/z/zyrjanow_aleksej_wiktorowich/

      1. Уважаемый Алексей! Прочитал несколько ваших вещей. Скучно, неинтересно. Простые слова, иногда отсутствует логика. «Я ей в глаза смотрю, она в бумажки низко» *. Если её глаза в бумаге, куда Вы смотрите?
        Что Вы пишите напоминает мне отчет налоговика о работе бухгалтерии. «Мне главное: забрать своё, а большего не надо» *.
        Начинаешь читать и после нескольких абзацев становится неприятно. Больше трех Ваших вещей по несколько абзацев я не осилил – ….
        В одном месте Вы забыли кавычки, я их добавил «…к вам долбятся в дверь молодые, но „опытные критики“, чтобы утешить, а вы заперлись и продолжаете ныть» **.
        Как говорил Остап «Придется переквалифицироваться в управдомы» а Вам лучше в бухгалтера.

        * Цирк номер 8: концовка фарс-мажора
        ** Письмо обиженного читателя

        1. Ответил вам выше. Почему-то комментарий выбросило в сторону. Видимо, даже слова, обращённые к вам, не хотят к вам прикасаться. Настолько им ваша персона не по душе :0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *