Виктор Соколовский: Евреи. Самоидентификация и идентичность

Loading

Как прежде, русский язык, вместе с украинским, остается языком общения и на нем я беседую с большинством моих украинских друзей. Впрочем, понимаю тех, кто оставляет его: слишком страшно то, что связано с языком Путина, Патрушева, Медведева, Дмитрия Киселева, Скабеевой…

Виктор Соколовский

ЕВРЕИ. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

Виктор СоколовскийВойна, идущая в Украине, невольно возвращает к мыслям о том, что жизненно важно для любого народа — национальной идентичности. Но прежде чем перейти к еврейской „повестке“, начну с украинского феномена.

Я всматриваюсь в картину знакомую с детства и улыбаюсь. Так было всегда, когда я смотрел на нее. Не появиться улыбка не может: передо мной „симфония человеческого хохота“ — „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“.

Когда же это случилось? Когда, взглянув на полотно другими глазами, я обнаружил там „странных“ казаков — казаков отнюдь не славянского происхождения?

Важно ли тогдашнее мое открытие сегодня, когда идет война? Нет! Важно лишь то, что написал когда-то Илья Репин Владимиру Стасову: „Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!“

Да, суть идущей войны не в «языковой» проблеме, не в столкновении этносов или религий.

Как прежде, русский язык, вместе с украинским, остается языком общения и на нем я беседую с большинством моих украинских друзей. Впрочем, понимаю тех, кто оставляет его: слишком страшно то, что связано с языком Путина, Патрушева, Медведева, Дмитрия Киселева, Скабеевой…

И этническое происхождение моих друзей, как у легендарных запорожцев –„на любой вкус“. Украинцы — сплав разных национальностей, включающий в себя и русскую. Ядро современной украинской нации — украинский этнос прошел очень трудный, но по историческим меркам удивительно быстрый путь от кондового, с провинциальной ограниченностью национализма, от внушенной империей неполноценности хохла, находившего в антисемитизме выход своей национальной несостоятельности, до избрания еврея Зеленского президентом Украины.

Так в чем же суть войны? Частично она уже проговорена словами Репина о братстве, о Запорожье, которое „осталось свободно“…

Двух вроде бы идентичных народов разделяет пропасть представлений о свободе, праве, самостоянии личности… Это война холопского менталитета, обожающего своих тиранов и ненавидящего страну, где всегда жил и живет вольный дух свободных людей. „Больше всего на свете рабы ненавидят не своих хозяев, а тех, кто стал свободным.“ (Марк Порций Катон)

Быть украинцем — значит связать свою судьбу с духом свободы, с историей, где было так много трагического, порой страшного — с историей без „купюр“, без „возвышающего обмана“… Лишь свободному человеку дано смотреть правде в глаза.

„Куда пойдешь ты, туда и я, и где ты остановишься, там остановлюсь и я. Твой народ будет моим народом и твой Бог — моим Богом.“ Так тысячи лет назад решила вопрос национальной самоидентификации моавитянка Рут, присоединившись к еврейскому народу, став прабабушкой царя Давида.

Бердяев писал: „Раса есть категория зоологическая, а не антропологическая, предысторическая, а не историческая. История знает лишь национальности, которые представляют собой результат сложного смешения крови.“

Многочисленные родственники Авраама так и остались арамейцами. Слово „еврей“ Тора дарит, идущему за Б-м, нашему праотцу и его потомкам. Евреями становились, совершившие вместе с народом Израиля Исход, египтяне. Новообращенные в веру Авраама, Исаака и Яакова числились среди тех самых „пришельцев“, о которых так много говорится в Торе. И когда иные, не моргнувши глазом, утверждают, что миссионерством евреи никогда не занимались, остается лишь пожать плечами: неужели они никогда не читали книгу пророка Ионы, посланного к язычникам для их „обращения“?

Возблагодарим же Всевышнего за то, что есть люди, которые могут повторить слова Рут. Повторить и следовать своему выбору.

Что привлекало и привлекает в евреях? Вера, харизма? Послание адресованное миру, которое евреи несут сквозь тысячелетия, тайна выживания вопреки всему?..

Архетип „верующего“, столь отчетливо выраженный и распространенный в еврействе, будет по-прежнему притягивать людей со сходной „кровью“. Речь идет не только о вере в традиционном религиозном ее понимании. Мне приходят на ум евреи-революционеры, нередко, как от пережитка, отказывавшиеся от своего еврейства, но сохранявшие всю ту же, доходившую до фанатизма и самопожертвования, религиозную страстность.

Архетип „верующего“ всегда сочетался в еврействе с архетипом „свободного человека“. Истоки этого мы находим в первой же заповеди: „Я — Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства“. Обязанности, налагаемые верой и… свобода?! Противоречит „здравому“ смыслу? Очевидно. Как очевидно и то, что без такого Союза человек снова и снова становимся рабом людей, обстоятельств, условностей, вещей, а значит разнообразных идолов, детерминирующих нашу жизнь, порабощающих наше сознание… Эта возможность обретения Свободы в союзе с Всевышним как и прежде будет манить к народу, в котором Свобода существует уже тысячи лет.

Еще об одной важнейшей и притягательной черте еврейства невозможно умолчать. Смотря на длинный ряд патриархов, пророков, апостолов, социалистов и социал-демократов, революционеров и общественных деятелей, я нахожу то, что объединяет большинство из них — жажда Справедливости. Именно она, в разное время по-разному толкуемая, определяла вектор их судеб.

„Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.“ (Иммануил Кант). Справедливость лежит в основе нравственного закона. В ней находит себя, отраженная в социуме, гармония Вселенной. И неслучайно одна из центральных тем Писания — тема Справедливости. „Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?“ — это слова Авраама, обращенные к Б-гу. А Б-г патриарха — тот, кто затем „сделал Правосудие и Справедливость законом Яакова.“ (Псалом 99).

Трудно говорить о человеке, лишенном чувства справедливости. В сущности, он — „персонаж“ добиблейский или, попросту говоря, варвар.

Что должен думать о мире, свободный от предубеждений и предрассудков, с обостренным чувством справедливости, человек, когда он размышляет о том, какой „монетой“ платило и платит человечество народу, сделавшему так много для истории цивилизации? Что должен думать он о ментальном здоровье человечества, размышляя над тем, с какой легкостью всплывают в нем рудименты все того же варварства, как только речь заходит о евреях, Израиле?

„Я хочу назад в евреи — там светлее и человечнее.“

Всю жизнь Юрий Нагибин мучился сознанием, что он полукровка. Незадолго до смерти мать сообщила ему, что его настоящим отцом был не Марк Левенталь, которого Юрий любил, а дворянин Кирилл Нагибин. Казалось, конец мучением. Но идентичности с русским народом Нагибин в себе не находил. Обращаясь к соплеменникам он писал:

„Ты цепляешься за свое рабство и не хочешь правды о себе, ты чужд раскаяния и не ждешь раскаяния от той нежити, которая корежила, унижала, топтала тебя семьдесят лет. Да что там, в массе своей — исключения не в счет — ты мечтаешь опять подползти под грязное, кишащее насекомыми, но такое надежное, избавляющее от всех забот, выбора и решений брюхо.“

„Я хочу … в евреи — там светлее и человечнее.“

Всегда найдутся люди, которые скажут похожие слова.

Зло, какую бы риторику оно не использовало, как бы не камуфлировалось, выдает себя в Ненавистничестве. Его концентрация и агрессия по отношению к евреям не имеют аналогов в истории. Но, выдавая себя, Зло сообщает тем самым о чем-то необыкновенно важном, живущем в еврейском народе — о чем-то, с чем Зло не может смириться! (И как тут не вспомнить: „… ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет“!)

„Я думаю, что Израиль — это самое драгоценное достояние человечества, и его надо беречь и лелеять.“ — написала Валерия Новодворская, плакавшая о том, что она не еврейка. Я знаю, что сказал бы Валерии Ильиничне. Я повторил бы слова, обращенные к одной немецкой женщине. Та говорила мне, что, родись она второй раз, она хотела бы быть еврейкой. „Вы можете стать ею уже в этой жизни“ — ответил я.

Ибо прав сказавший: „Еврей — тот, кто на это согласен“.

В этом залог всего остального.

Print Friendly, PDF & Email

21 комментарий для “Виктор Соколовский: Евреи. Самоидентификация и идентичность

  1. 19.08.24 «…а как это народ, связавший себя с «духом свободы» всю жизнь свою ненавидел и старался уничтожать евреев?»
    Ну, и вопрос Вы, г-н SS, задали автору статьи! Он тянет на миллион, и вряд ли кто-нибудь вразумительно ответит на него, как толком не ответили на мой вопрос относительно еврейства Зеленского.

  2. Дойдя до «Быть украинцем — значит связать свою судьбу с духом свободы, с историей, где было так много трагического, порой страшного — с историей без „купюр“, без „возвышающего обмана“… Лишь свободному человеку дано смотреть правде в глаза» могу спросить, а как это народ, связавший себя с «духом свободы» всю жизнь свою ненавидел и старался уничтожать евреев?
    По моему нельзя быть свободным унижая и ненавидя другого. Рад за автора, который умеет забывать горчайшие страницы истории своего народа, но в таком случае он не «свободен» и не «смотрит правде в глаза»
    Жаль, искренне жаль

    1. Я не забыл «горчайшие» страницы. Без осознания прошлого нет будущего. Но и те, кто постоянно смотрят в прошлое, не имеют будущего ровно потому что ушедшее начинает довлеть над жизнью и определять ее суть. Это тот самый случай, когда «мертвые хватают живых.» Быть может Вам подскажет что-то история о жене Лота, оглянувшаяся на Ужас и ставшая соляным столбом.

  3. Если человек числит себя евреем только лишь потому что другие его таковым считают, то мне искренне жаль этого человека.

    1. Если человек, родившийся на свет от еврейских родителей и являющийся по национальности евреем, числит себя евреем только лишь потому что другие его таковым считают, то вам искренне жаль этого человека? Почему?
      А разе бывает такое, что человек, родившийся на свет от еврейских родителей и являющийся по национальности евреем, числит себя НЕ евреем? А кем же тогда он сам себя считает? Китайцем? Монголом? Греком? Маори? Список длинный …

      1. А разе бывает такое, что человек, родившийся на свет от еврейских родителей и являющийся по национальности евреем, числит себя НЕ евреем? А кем же тогда он сам себя считает?
        —————————————
        Бывает. Соловьёв и Шейнин часто кричат: Мы рррруууусские!!!!!
        Жириновский тоже любил так кричать.

        1. «Бывает. Соловьёв и Шейнин часто кричат: Мы рррруууусские!!!!!
          Жириновский тоже любил так кричать.»
          ***
          Жириновский — «сын юриста и русской женщины» (так он себя всегда публично представлял). Как и Д.Быков, например. В соответствии с галахой и, конечно же, с ультраортодоксальным раввинатом и израильским МВД, они — гои.

          1. Boris B
            — 2024-08-19 18:33:25(250)

            «Бывает. Соловьёв и Шейнин часто кричат: Мы рррруууусские!!!!!
            Жириновский тоже любил так кричать.»
            ***
            Жириновский — «сын юриста и русской женщины» (так он себя всегда публично представлял). Как и Д.Быков, например…
            ******************************************************
            Boris B, непременно приведите источник этого вашего «Как и Д.Быков, например». В противном случае у меня будет повод для резкой публичной реакции.

            1. «Boris B, непременно приведите источник …»
              ***
              Привести источник чего? Что Д.Быков негалахический? Читал когда-то в интернете. Там была горячая дисскусия по этому поводу. Но вы говорите ошибся? Галахический? Т.е. мать Быкова галахическая еврейка? Ну тогда беру свои слова обратно.

              1. Boris B: 19.08.2024 в 20:25
                **********************************
                Исхитрились. Сравнили достойного Быкова с провокатором Жириновским, отрицавшим своё полуеврейство, чего Быков никогда не делал. Сказали бы — неудачно выразился.

      2. По той причине, что еврейство такого человека не самодостаточно, а определяется, например, антисемитом. Быть тенью антисемита? Увы, есть евреи, которые ничего не знали бы о своем еврействе не будь антисемитов. (Вы, надеюсь, себя евреем считаете.)

  4. «Современный народ Израиля (кстати, второе имя Яакова) так же полиэтничен, как скажем американцы или украинцы. Но все же ядро его составляют ортодоксы, без которых и Израиля бы никакого не было.» (М.Поляк)
    ***
    1) В единном народе, о котором чуть ли не ежедневно показушно пекутся и с высоких трибун провозглашают лидеры нынешней национал-религиозной коалиции, не может быть ядра и НЕ ядра. В единном народе, в единной нации. Ну разве что только в кастовой Индии …

    2) Для провозглошения и построения современного Израиля не было особой надобности в непризнающих сионистское государство (построенное в основном светскими, без «санкции машиаха») ультраортодоксов всех мастей.

    3) Бен Гурион сначала сказал, а потом совершил непростительную глупость, о чем уже давно признают многие как светские, так и вменяемо религиозные израильтяне.

    https://detaly.co.il/vot-chto-ultraortodoksy-nikak-ne-mogut-prostit-svetskim-izrailtyanam/

  5. «…избрание еврея Зеленского президентом Украины»

    То, что Зеленский – еврей, общепринято. Об этом и Путин говорил, и многие другие. Но, на мой взгляд, нужны хоть какие-то доказательства, документы что ли…В Интернете я обнаружил только один чёткий документ: «Наградной лист (дедушки- И.С.) Зеленского Семёна Ивановича… 1924 года рождения… украинца».

    Наверно, плохо искал. Тут в «Мастерской» полно грамотных комментаторов. Может, кто-нибудь прояснит ситуацию в подробностях?

    1. У Зеленского мать, вроде бы, еврейка. Внешне он типичный еврей, хотя из кожи вон лезет, чтобы выглядеть украинцем. Умиляться тому, что в Украине избрали президентом еврея не стоит — это ещё ударит и по самому Зеленскому и по всем евреям Украины.

      1. «это ещё ударит и по самому Зеленскому и по всем евреям Украины.»
        Не согласен, т.к. он уже запасся и найдет себе убежище. Богатого примут, даже если он преступник, а вот аукнется по нормальным евреям — это 100%

  6. Насчет самоидентификации и жизнестойкости евреев со всем согласен, и тут запись в «теудат зеут» (удостоверении личности) не аргумент. Но поскольку в иудаизме еврей и иудей понятия неразделимые, то я не понимаю стоны некоторых полукровок о том, что ортодоксы 9их не принимают в свои ряды. Ну, так они и чистокровных евреев, но реформистов и консерваторов, не принимают, и что? Современный народ Израиля (кстати, второе имя Яакова) так же полиэтничен, как скажем американцы или украинцы. Но все же ядро его составляют ортодоксы, без которых и Израиля бы никакого не было. И отцы-основатели это прекрасно понимали. Ведь не зря Бен-Гурион говорил, то синагога в которую он не ходит, — ортодоксальная.

  7. «Ибо прав сказавший: „Еврей — тот, кто на это согласен“.»
    ***

    Для израильского ультраортодоксального раввината это не аргумент. Ни от того, кто это сказал, ни от того, кто на это согласен. От слова «совсем». Или вы родились от матери еврейки, или вы прошли зубодробильный ультраортодоксальный гиюр, или вы — НЕ еврей. Ваше “желание” или “согласие” тут не имеет никакого значения. В Израиле полно негалахических евреев по отцовской линии, «согласных и желающих», которые израильским раввинатом и многочисленными религиозниками «евреями» не считаются, и официально числятся под графой «другие».

    Атору на заметку:

    https://mnenia.zahav.ru/Articles/3435860/

  8. „Еврей — тот, кто на это согласен“
    Что привлекало и привлекает в евреях? Вера, харизма?

    Была в наших весях в 90-е годы такая шутка: «Все думали, что он еврей, а он оказался простым армянином». Нет, не вера и не харизма привлекали тогда людей в еврействе.

  9. «Еврей тот, кто на это согласен.»
    Очень спорное, на мой взгляд, утверждение. Да и приведенные в подтверждение этой концепции аргументы далеки от реальности, ибо принадлежат они известным, публичным и, — что самое главное – уже состоявшимся личностям, которым, ввиду их популярности, есть что противопоставить косым взглядам и злорадным ухмылкам антисемитов. Потому что против утверждения Жванецкого:
    «Вообще – то нас, евреев, мало, но куда не придёшь – нас везде много…» любые недоброжелательные выпады просто не работают.
    А если перестать витать в эмпиреях, т.е. жить в отрыве от действительности, и опуститься на грешную землю, и почувствовать, как воспринимает свое еврейство рядовой наш соплеменник, начиная с подросткового возраста, находясь в условиях далеко не дружественного окружения.
    Начнем со средней школы. Я не знаю, кому именно советская школа обязана этим непременным исполнением такого ритуала как ознакомление каждого нового учителя с личным составом класса посредством переклички по классному журналу с обязательным озвучиванием, кроме фамилии, ещё и национальности. И если,
    в отличие от вышеупомянутой формулы Жванецкого, евреев в классе не много, а мало, то каждый наш соплеменник чувствует себя в положении Н.Г.Чернышевского в момент совершения над ним гражданской казни. И эта процедура совершается ежегодно, способствуя образованию устойчивого ощущения, на уровне условного рефлекса, что быть евреем – это отнюдь не «звучит гордо».
    А до того времени, пока человек достигнет поры зрелости и осознает чувства собственного достоинства на уровне некрасовского:
    «Он ловит звуки одобренья,
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья…»
    ему предстоит пройти суровую школу жизни.
    А если опуститься на уровень личного восприятия– об этом я рассказываю в своих воспоминаниях, — надеюсь увидеть их публикацию со временем – как мне следовало бы воспринимать на собеседовании медалистов при поступлении на теплотехнический факультет Киевского политеха в 1954 году заданный деканом факультета единственный вопрос: « Еврей?»
    Руководствуясь концепцией Виктора Соколовского: «Еврей тот, кто на это согласен?» я был бы готов ответить, что я «негр преклонных годов», но не мог этого сделать, потому что, перефразируя Ломоносова, «мнение (Соколовского) ложно», ибо не «Еврей тот, кто на это согласен?», а «Еврей тот, кого считают евреем!»

    1. Если человек числит себя евреем только лишь потому что другие его таковым считают, то мне искренне жаль этого человека.

  10. Я знаю, что сказал бы Валерии Ильиничне. Я повторил бы слова, обращенные к одной немецкой женщине. Та говорила мне, что, родись она второй раз, она хотела бы быть еврейкой. „Вы можете стать ею уже в этой жизни“ — ответил я.
    ———————————————————————————————
    Я не знаю, что имела в виду немецкая женщина, не родившаяся сразу еврейкой, но я очень сомневаюсь, что Валерия Ильинична, «плакавшая о том, что она не еврейка», любила и славила в евреях то, за что иноверцев принимают в евреи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.