И, действительно, мы видим, что слова Кораха нашли отклик среди народа, ибо были сказаны в подходящее время в подходящем месте.
Михаил Ривкин
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОРАХ
«И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Лейви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Реувэйна, И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Исраэйля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?» (Бемидбар 16:1-3)
Двести пятьдесят человек пошли за своими вождями Корахом, Датаном и Авирамом и восстали против Моше, учителя Израиля, который вывел их из Египта, вёл их по пустыне, против Пророка Всевышнего, который получил Тору на горе Синай. Что же это за люди и чем же они недовольны?
По мнению Ибн Эзры, среди них были зануды и вечные скептики, демагоги и провокаторы всех сортов. Среди них были левиты, которые видели дискриминацию в том, что они должны служить коэнам. Были люди из колена Реувена, которые возмущались тем, что их праотец и всё колено были лишены первородства, были первенцы из всех колен Израиля, которые видели себя обиженными тем, что право священного жертвенного служения Всевышнему было отнято у них и передано коэнам и левитам, тем, кто не поклонялся Тельцу. Понятно, как легко Кораху, Дотану и Авираму раздуть тлеющие искры скрытого недовольства всех этих зануд и скептиков и превратить его в пламя открытого бунта. В особенности это понятно, если мы согласимся с мнением РАМБАНА, что бунт Кораха произошёл сразу после эпизода с разведчиками:
«Если бы некто выступил против Моше в любое другое время, народ забросал бы его камнями. Поэтому терпел Корах величие Аарона, и терпели первенцы возвышение левитов, и все деяния Моше. Но когда они пришли в Паран, и были там сожжены пламенем в Таавера (там 11:1-3), и когда согрешили разведчики, и не был отменён суровый приговор, и вожди всех племён погибли пред ликом Всевышнего, и надо всем народом провозгласили, что будут странствовать и умрут они в пустыне, тогда души всего народа были полны горечи, и сказали они в сердце своём, что по вине Моше случились эти несчастья. И тогда Корах почувствовал, что можно оспорить авторитет Моше, и думал, что народ к нему прислушается. И он сказал: вот, ты привёл нас на это место, и не исполнил нам то, о чём поклялся: дать нам землю, текущую молоко и мёдом, и не дал нам вообще никакого удела. И теперь мы умрём в пустыне, и будем там в ловушке, и потомки наши никогда не найдут пути выйти из пустыни, и для сынов наших не исполнится то, о чём ты поклялся им, от имени патриархов, и в этом смысл жалоб в этом месте и в это время, после разведчиков»
И, действительно, мы видим, что слова Кораха нашли отклик среди народа, ибо были сказаны в подходящее время в подходящем месте. Однако описание этого подстрекательства, описание, какие именно слухи распространялись среди народа, что именно побудило некоторых восстать против рава и учителя, всё это скрыла от нас Тора, и только в мидраше Мудрецов мы видим яркое описание этих событий. Мидраш Шахар Тов так комментирует Первый Псалом из Теиллим:
«В собрании насмешников» — это Корах, который насмехался над Моше и над Аароном. Что же он сделал? Собрал собрание, как сказано: «И собрал Корах против них всю общину» (Бемидбар 16:19) и начал говорить им слова насмешливые, и сказал им: жила в моих местах одна вдова, и с ней две дочери сироты, и владела она участком земли. Захотела она вспахать — сказал ей Моше: «не паши на быке и осле вместе» (Деварим 22:10). Захотела она посеять — сказал ей Моше «поле не засевай двумя видами семя» (Ваикра 19:19). Захотела она собрать урожай — сказал ей: оставь снопы забытые, зёрна просыпавшиеся и край поля несжатый. И сказал ей: принеси мне труму, и первую десятину, и вторую десятину. Благословила она закон, и отдала ему, что он просил.
Что же она сделала? Продала она своё поле и купила двух овец, чтобы одеваться из их шерсти и питаться продуктами из их молока. Когда овцы принесли приплод, пришёл Аарон и сказал: отдай мне первенцев, ибо так сказал мне Всевышний: «Все первородное, что родится от крупного и мелкого скота твоего самцом, посвящай Господу, Богу твоему» (Деварим 15:19). Благословила она закон и отдала ему приплод. Пришла пора стрижки, и остригла она овец, пришёл Аарон и сказал ей: дай мне начатки состриженной шерсти, ибо так сказал Всевышний: «Начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и начальную часть стрижки овец твоих отдавай ему» (там 18:4). Сказала она: нет у меня сил выдержать претензии этого человека, я забиваю этих овец и съедаю их. Когда забила она овец, пришёл Аарон и сказал: отдай мне бедро и желудок. Сказала ему: даже когда я забила овец, не смогла я от тебя избавиться, я объявляю этих овец священными. Сказал ей: если так, то овцы целиком мои, как сказано: «Все, посвященное Господу в Исраэйле, да будет твоим» (Бемидбар 18:14) Взял он этих овец и ушёл, и оставил её плачущей и двух сирот с нею. И всё это они делают, якобы от имени Всевышнего» (Мидраш Шахар Тов Теиилим 1 псалом)
Эта речь Кораха служит классическим примером демагогии, направленной на дискредитацию законов, демагогии, существующей с древнейших времён и до наших дней.
Во-первых: критика закона не основана на принципиальных аргументах, она целиком базируется на одном частном случае, который приключился однажды. И герой этого рассказа — преследуемый и угнетённый — должен быть таким, чтобы вызвать жалость, само его упоминание должно выжать слезу. Поэтому героем выбрана вдова. Ибо чьё же сердце не сожмётся от боли, при виде страданий вдовы и сирот?
Во вторых: в рассказе Кораха не упоминается, что та самая пострадавшая и обокраденная вдова по законам Торы, наряду с гером и сиротой, стоит во главе списка тех, кто получает особые права и пользуется особой защитой. Об этих правах упомянуто в различных заповедях:
«Всякую вдову и гера не угнетай» (Шемот 22:21)
И много других подобных.
Именно вдове предоставлены многочисленные дополнительные права. И хотя вдова, имеющая в собственности поле, обязана исполнять заповеди: снопы забытые, зёрна просыпавшиеся и край поля несжатый, она же, эта вдова, имеет право пользоваться забытыми снопами просыпавшимися зёрнами и несжатым краем поля.
«Когда будешь жать жатву твою на поле твоем и забудешь сноп на поле, не возвратись взять его; пришельцу, сироте и вдове пусть будет он, чтобы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих» (Деварим 24:19)
Итак, по словам Кораха, виновен не настоящий закон Торы, виновны Моше и Аарон, которые его извратили, извратили как им это было выгодно, на благо своих детей, своих приближённых, исполнителей их воли, всех их потомков. Перед нами — классическая демагогия.
Многие спросят: как могло случиться, что люди, которые вышли из Египта, из мрака на свет, из рабства к свободе, которые видели катастрофу, постигшую Египет при рассечении Ям Суф, те, кто стоял у подножия горы Синай, кто получил Тору от Всевышнего, те пред кем Всевышний шествовал в облачном столбе, кто ел манну небесную, как могли они поверить Кораху, клеветнику и провокатору, принять без возражений его фантазии и измышления?
Так или иначе, но это случилось, и хотя Тора говорит нам про двести пятьдесят человек, которые открыто пошли за Корахом, но последующий рассказ убеждает нас, что некие сомнения и тревоги, некие семена нечестья Корах смог посеять во многих душах.
С тех времён и поныне люди, подчас, верят провокаторам, даже если весь их предыдущий опыт не даёт оснований для такого доверия. Сердце человеческое — великая тайна, и очень часто — тайна иррациональная.
Корах — отец всех популистов мира. Хотя некоторые считают его отцом всех демократов.
Кстати, по факту разница между популистом и демократом обусловлена, прежде всего, наличием иностранных языков. Ну, ещё и интонацией.
Коалиция обиженных во главе с демагогом-Корахом.
А любой демагог много обещает сейчас и гораздо больше разрушит потом.
Впрочем, у самого Кораха был огромный потенциал лидерства, а его идея «вся община, все святы, и среди них Господь!» это великий идеал.
Но этот идеал нужно применять на практике без малейшей демагогии и очень-очень осторожно.
Как и любой демагог, Корах использует некое ядро, некий первичный элемент истины и обволакивает его сплошным покровом лжи и искажений. Идея о святости всей общины верна в принципе, верна как некий абсолютный идеал, к которому народ Израиля асимптотически приближается на протяжении всей своей истории. Иногда этот идеал ближе, иногда – дальше, иногда святость общины – это святость земная, имманентная, иногда – трансцендентная, но никогда она не реализуется полностью, всегда сохраняется некая градация святости. Эта градация – очень интимная, очень личностная она никогда полностью не совпадает с формальным делением народа на части (коэны-левиты-остальные), и потому её невозможно формализовать раз и навсегда. И каждый должен сам решать, что именно приближает святость всей общины в данное время.
Что взять с Кораха, если даже Мирьям гадости про Моше рассказывала и была за это наказана.
Думаю у Кораха ничего бы не получилось, если бы у Моше и Аарона (или только у Аарона и его сподвижников) не было «рыльце в пушку» — демагогия бы вряд ли помогла.
И пошли за Корахом столь (относительно) немногие из-за страха перед Всевышним и его пророком — видели, что проишодит с теми, кто на Моше «хвост поднимает».
Демагогия Кораха основана на том, что любая формальная юридическая норма верна в большинстве случаев, но в некоторых, редких случаях может привести к нежелательному результату, если её применять бездумно и формально. Именно такое, искусственное, доведённое до абсурда, толкование законов Торы предлагает Корах. Те, кто за ним пошли зациклились на этом доведении правильной нормы до абсурда. И те, кто за ним не пошли, это почувствовали