Михаил Ривкин: Недельный раздел Матот-Масэй

Loading

Но Моше на этот намёк реагировать не желает. По словам комментаторов, стоял Моше перед ними отвернувшись, и ждал продолжения, осмелятся ли они говорить ясно и прямо, или нет, откроют ли свои устремления или постесняются?

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МАТОТ-МАСЭЙ

Михаил Ривкин«и сказали Моше и Эл’азару-священнослужителю, и предводителям общины так: Атарот, и Дивон, и Йаезер, и Нимра, и Хешбон, и Эл’але, и Севам, и Нево, и Бeoн, Земля, которую поразил Г-сподь пред общиной Исраэля, земля для стад это, а у твоих слуг стада. И сказали они: Если обрели мы милость в твоих глазах, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден» (Бемидбар 32:2-5)

Заиорданье завоёвано, Израиль стоит в степях моавитянских, и теперь ему предстоит перейти через Иордан и вступить во владение Землёй, на которую простёр руку Всевышний, дабы укоренить там колена Израиля. И вот, вновь перед сынами Израиля встаёт препятствие. Препятствия встречались и раньше: мы помним о трусливом поведении разведчиков, которые хотели испугать народ и отвратить его от завоевания Земли Обетованной, помним о постоянных жалобах и причитаниях о том, как бесплатно ели в Египте рыбу. Но на сей раз сомнения приходят уже на пороге Земли Обетованной, после первой встречи с обжитыми землями Заиорданья. Именно в этот момент возникает сильнейшее желание остановиться, не идти дальше, освоиться и осесть в этой обжитой земле, чтобы есть её плоды и насыщаться её благами. На сей раз препятствие связаны не с прошлым, не с ностальгическими воспоминаниями, но с соблазнами настоящего, с соблазнами осязаемыми, окружающими Израиль со всех сторон:

«И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно. И увидели они землю Йаезера и землю Гил’ада, и вот место — место для стад» (там 32:1)

И сразу после этого следует знаменитое обращение двух колен к Моше, точнее — два обращения, с которых мы начали нашу заметку, два обращения, начинающиеся словами «и сказали».

Почему слова «и сказали» повторяются дважды? Если мы внимательно прислушаемся к этим речам, то заметим, что после описания обжитой земли, после слов «земля для стад это, а у твоих слуг стада» следует некая пауза, велеречивый монолог на какое-то время прерывается. Говорящие как бы ждут реакции со стороны Моше, эта пауза многозначительна, это тонкий намёк. Говорящие пока прямо ни о чём не просят, не смеют просить, они только констатируют факты, точнее — два факта: земля, о которой идёт речь, обжита и экономически соответствует образу жизни говорящих. Это элегантный намёк, это приглашение и стимул Моше, чтобы он сам произнёс решающие слова, чтобы им самим не пришлось ни о чём просить Моше открытым текстом.

Но Моше на этот намёк реагировать не желает. По словам комментаторов, стоял Моше перед ними отвернувшись, и ждал продолжения, осмелятся ли они говорить ясно и прямо, или нет, откроют ли свои устремления или постесняются? Но они набрались смелости и говорят прямо:

«И сказали они: Если обрели мы милость в твоих глазах, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден»

В ответ на это Моше перебивает говорящих и произносит пламенный монолог, слова упрёка и увещевания. Это целых десять стихов, изобилующих упрёками, это сравнение с поколением праотцев, воспоминания о грехах прошлого, из которых оппоненты не извлекли никаких уроков, опасение за будущее народа и за успех его миссии. И самое главное — требование и пожелание взаимной ответственности, братства всего Израиля.

После того, как вожди двух колен посовещались друг с другом, они выступают с новым предложением: «и подошли к нему и сказали». Они выступили с известным предложением, что пойдут они пионерами впереди всего войска, помогут захватить Землю Обетованную, а в обмен на это им будет разрешено осесть в Заиорданье, пасти там свой многочисленный скот, обустроить своих детей и жён. Моше принимает это предложение, более того — повторяет его.

Сравним теперь слова просителей и слова Моше — разницу можно заметить!

«И подступили они к нему и сказали: Загоны овечьи построим для стад наших здесь и города для детей наших, Мы же снарядимся немедля пред сынами Исраэля, пока не приведем их на место их, и останутся наши дети в городах, укрепленных от обитателей земли. Не возвратимся к домам нашим, пока не вступят сыны Исраэля во владение каждый уделом своим. Ибо мы во владение не вступим с ними по ту сторону Йардена и далее, ибо достался наш удел нам по эту сторону Йардена к востоку» (Бемидбар 32:16-19)

«И сказал им Моше: Если исполните это слово, если снарядитесь пред Г-сподом на войну, И всякий снаряженный из вас перейдет Йарден пред Г-сподом, пока Он не изгонит Своих врагов пред Собою, И покорена будет земля пред Г-сподом, а затем возвратитесь вы и свободны будете от (долга пред) Г-сподом и Исраэлем, и будет эта земля вам во владение пред Г-сподом. А если не сделаете так, то вот вы согрешили пред Г-сподом, и знайте ваш грех, который настигнет вас! Стройте себе города для ваших детей и загоны для ваших овец, и то, что вышло из ваших уст, исполните» (Бемидбар 32:20-24)

Вот что сказали два колена: мы получаем земли за Иорданом, а в обмен на это мы пойдём перед сынами Израиля, проведём их до нужного места, чтобы они унаследовали Землю Обетованную.

Вот что сказал им Моше: Обязуйтесь перед Всевышним, Творцом и Владыкой всего сущего, который прогоняет врагов пред нами и даёт нам Землю в удел.

И есть ещё одна маленькая деталь, на которую обращает внимание РАШИ, эта деталь очень характерна и открывает нам принципиальную разницу мировоззрений: колена говорят о своих стадах раньше, чем о своих детях, Моше говорит сначала о детях, и только потом о стадах.

«Загоны овечьи построим для стад наших здесь» больше заботились о своей собственности, чем о детях, ибо поставили стада раньше детей. Но не так нужно! Они сделали второстепенное — главным, а главное — второстепенным. Нужно строить сначала города для людей, а потом загоны для скота» (РАШИ там)

Моше, учитель наш, не торопится прямо указывать двум коленам на ошибочность их мировоззрения, не обращает к ним слова увещевания и упрёка. Он просто повторяет сказанное ими, но в нужном месте меняет местами слова и устанавливает правильный порядок приоритетов и ценностей. На сей раз уже сам Моше пользуется языком намёков, он как бы переспрашивает: правильно ли я вас понял, это ли вы имели в виду?

Возымел ли этот тонкий намёк действие, поняли ли два колена то, что хотел сказать им Моше?

Посмотрим, что они ему ответили:

«И сказали сыны Гада и сыны Реувена Моше так: Слуги твои исполнят, как господин наш повелевает. Дети наши, жены наши, стада наши и весь наш скот будут там, в городах Гил’ада, А слуги твои перейдут, всякий снаряженный в войско, пред Г-сподом на войну, как наш господин говорит» (Бемидбар 32:25-27)

Следует обратить внимание на двукратное повторение слов: «как господин наш говорит» — не так, как мы сказали. Хоть и поневоле, но согласились с Моше

Посмотрим, как мидраш Бемидбар Раба описывает облик и особенности этих двух колен:

«Так говорил пророк Йирмияу: «Так сказал Господь: Да не хвалится мудрый мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я — Г-сподь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо Лишь это желанно Мне, — сказал Г-сподь» (Йирмияу 9:22-23) И потому все дары эти, если приходят они не от Всевышнего — в конце концов иссякают.

Так учили учителя наши: Два мудреца жили были на свете, один — в Израиле и один у народов мира. В Израиле — Ахитофель, а у народов мира — Билам, и оба погибли навеки. И два богатыря жили были на свете, один — в Израиле и один у народов мира. В Израиле — Шимшон, у народов мира — Голиат, и оба погибли навеки. И два богача жили были на свете, один — в Израиле и один у народов мира. В Израиле — Корах, у народов мира — Аман. И оба погибли навеки. Почему? Потому что свойства и дары их были не от Всевышнего, но они сами овладели и захватили их.

И то же самое находишь ты у сынов Гада и сынов Реувена, которые были богаты, и у которых были многочисленные стада, и заботились они о своём богатстве, и осели за пределами Земли Израиля, и потому были изгнаны ранее всех других колен, как сказано:

«И возбудил Бог Израиля дух Пула, царя Ашшура, и дух Тилгата-Пилнэсэра, царя Ашшура, и изгнал Реувенитян, и гадитов, и половину колена Менашше, и привел их в Хелах и Хавор, и Ару, и к реке Гозан — до сего дня» (хроник 5:26).

И что же их погубило? То, что отделили они себя от братьев своих ради богатства своего. Откуда мы это учим? В Торе написано:

«И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно» (Бемидбар Раба 32:7-8)

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Матот-Масэй

  1. Дорогой Рав, есть вопрос по сегодняшей части Торы.
    Потомки Рубена, Гада и Менаше просили Мошэ отдать им землю в Заиорданье для проживания т.к. имели «многочисленный» скот. Вопрос, откуда и как выжили «многочисленные» стада за 40 лет странствований и жизни на мане небесной? Если скот был завоеван то почему не был поделен между всеми наследниками?
    Спасибо огромное за еженедельные освещения недельных чтений.

  2. «После того, как вожди двух колен посовещались друг с другом, они выступают с новым предложением: «и подошли к нему и сказали». Они выступили с известным предложением, что пойдут они пионерами впереди всего войска, помогут захватить Землю Обетованную, а в обмен на это им будет разрешено осесть в Заиорданье, пасти там свой многочисленный скот, обустроить своих детей и жён. Моше принимает это предложение, более того — повторяет его.»
    _________________________

    Вообще-то… это «спор» был не с Моше, а… с Всевышним. И Моше в очередной раз принял предложение «спорщиков».
    Вот за всё такое («по совокупности») ему и не позволили войти в Землю Обетованную.
    Интересно другое…
    Моше-то не знал, как он поведёт себя в том или ином случае, а Бог-то знал. Он мог подсказать и Моше и «спорщикам», и «сомневающимся», и «опасающимся», но этого не сделал, не желая нарушать Свободу Воли.

    1. Вообще-то… это «спор» был не с Моше, а… с Всевышним. И Моше в очередной раз принял предложение «спорщиков».
      ——————————————————————————————————————————
      В том то и дело, что Моше, на самом деле, принял не предложение спорщиков, а некую высшую Волю. Не случайно он в своём ответе, очень коротком, упоминает Имя Г-спода шесть раз. То, что спорщики предлагали как деловое соглашение в устах Моше становится священной миссией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.