Лев Мадорский: Евреи и христиане евангелисты

Loading

Я смутился, не знал, что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой. Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям и понял, что оно неоднозначно и колеблется от негативного, даже юдофобского, до, как в случае на площади, юдофильского.

Лев Мадорский

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНЕ ЕВАНГЕЛИСТЫ

«Идите по миру и проповедуйте Евангелие всей твари»
Цитата из Библии

Лев МадорскийВесной 1993 года, когда я только-только приехал в Германию и поселился в Магдебурге (городе, который мне был известен ещё со школы по урокам физики) произошла эта неожиданная встреча. Прошло с тех пор более 30 лет, но помню её (хотя память уже начинает пошаливать), как будто она была вчера. Так бывает только с особенно важными событиями, которые затрагивают эмоциональную сферу. Тем более, что раньше ничего подобного в моей жизни не происходило.

В воскресенье мы гуляли с приятелем, тоже бывшим москвичом, по пешеходной зоне и удивлялись как немцы умеют мирно и дружелюбно (это особенно было заметно после бандитской Москвы 90-х) веселиться. В центре площади молодой человек раскладывал на небольшом столике какие-то книги и брошюры. Подошли ближе и увидели, что это была христианская, религиозная литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое.

— Возьмите Новый Завет, — обратился ко мне молодой человек. — Это бесплатно. — Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет. И тут, молодой человек на глазах у переполненной площади, вышел из-за стола и встал передо мной на колени: «Вы евреи наши старшие братья. Спасибо вам».

Я смутился, не знал, что сказать и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой. Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям и понял, что оно неоднозначно и колеблется от негативного, даже юдофобского, до, как в случае на площади, юдофильского. Если у сегодняшних протестантов-лютеран отношение к потомкам Авраама меняется к лучшему, то у самого Лютера (1483-1536 гг.) всё было с точностью наоборот.

В первый период, примерно до 1823 года, он призывал к «христианской терпимости» по отношению к евреям, к тому, чтобы не преувеличивать их негативное отношение к Христу. В памфлете «О том, что Христос родился евреем» Лютер (1523) даже писал, что если бы он сам был евреем, то, «видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, чем стать христианином».

Но постепенно Мартин убедился, что подавляющее большинство иудеев остаются верными своему традиционному пониманию Библии, и из защитника евреев превратился в ярого их ненавистника. В поздних памфлетах «О евреях и их лжи» и «О непроизносимом имени Божием» Лютер пишет уже о «неподатливых евреях с железным сердцем и упрямых как дьявол». Призывает к их изгнанию. Его антиеврейская риторика становится ругательной и нетерпимой: «отвратительные паразиты», «воры и разбойники, отравляющие колодцы и похищающие людей» и т.п. Именно поздние работы Лютера формировали враждебное отношение лютеран к иудеям, стали истоком их травли и антисемитской пропаганды, включая нацистскую.

Впрочем, Лютер несколько преувеличивал, говоря о «неподатливых евреях с железным сердцем». Шли годы и его желание привести иудеев к принятию Христа нашло своих последователей. В 1973 году в Сан-Франциско (США) еврей Мартин Розен основал организацию «Евреи за Иисуса». Постепенно это движение расширилось и подобные организации, которые некоторые религиоведы называют сектами, возникли не только в США, но и в Англии, Франции России, Израиле. Всего в 11 странах.

«Евреи за Иисуса» — миссионерская организация. В Берлине я встречал на улице активистов движения. Названия брошюр, которые они раздают бесплатно, как и слоганы на их свитерах и майках, не оставляют сомнений в том, какую организацию эти активисты представляют. Такие, например, как «Иисус любит евреев», «Евреем были первые христиане», «Христос еврей» и т.п.

Много лет назад, ещё когда жил в Москве, разговорился с одним из активистов этого движения Игорем Славутиным, молодым человеком лет 25 (мама — еврейка, далекая от религии, папа — русский, православный) в вестибюле метро. Разговор получился интересный, и я пригласил его домой. Из наших бесед, из брошюр, которые мне Игорь передал, из других источников я убедился, что религиозные постулаты «Евреев за Иисуса» мало чем отличаются от постулатов евангелической церкви. Вот главные:

— Иисус Христос из Назарета — сын Б-га.
— Иисус был Мессией и скоро вернётся на Землю.
— Ветхий и Новый Завет являются Боговдохновенным Словом Божьим.
— Чтобы спастись, надо поверить в Иисуса и раскаяться в грехах.
— Б-г существует в трёх ипостасях — Б-г отец, Б-г сын и Б-г Святой дух.
— Евреи — избранный народ.

Есть, правда, и некоторые, специфическо-еврейские акценты. «Евреи за Иисуса» отмечают не только христианские, но и еврейские праздники: Пурим, Суккот, Хануку, еврейский Новый год. Некоторые одевают на Б-гослужение кипу. Другими словами, считают себя евреями и христианами одновременно.

И всё же, несмотря на желание евреев-христиан подчеркнуть свои еврейские корни и еврейскую составляющую, иудаистские религиозные организации, независимо, ортодоксальные или реформистские, относятся к «Евреям за Иисуса» резко отрицательно. Призывают потомков Авраама не поддаваться на провокации, не вступать в контакт и не посещать их мероприятия. Неоднозначное отношение к христианам-евреям и у представителей католических и православных конфессий, считающих их прозелитами, то есть перешедшими в христианство из другой веры. Ни в православии, ни в католицизме такие «новообращённые» не вызывают особого доверия.

Но вернёмся к лютеранам. Многие из них, в отличие от католиков и православных, принимают потомков евреев в лоно своей церкви, что называется, с распростёртыми объятиями. Считают, как и молодой человек, ставший передо мной на колени в Магдебурге, «старшими братьями».

В заключение хочу отметить, что евреи становятся христианами не только в рамках протестантизма. В начале 90-х знакомая, живущая в Москве, крестившаяся еврейка, пригласила меня посетить церковь в центре города во время Б-гослужения. Я был поражён количеством прихожан— евреев. Да и священник, проводивший службу, оказался евреем. Это были не «Евреи за Иисуса». Это были евреи-православные. Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев для “Лев Мадорский: Евреи и христиане евангелисты

  1. Старьё но… «в тему»

    Евангелие иль Коран
    Средь нас всегда найдётся дока
    В чужой религии баран
    Так часто мнит себя пророком….

  2. Заметка на полях.
    У темы, поднятой Львом, есть разные аспекты. Ее миссионерские и политические аспекты, а также вопросы конфронтации и содружества между евреями и христианами при всем разнообразии каждой из общин, в конце концов, зависят от понимания отношения Иисуса, в которого христиане верят как в Спасителя всего человечества, к Торе, которую, евреи принимают как руководство к своей жизни, данное им Богом всего человечества.

    Рекомендую опубликованную в печати и на этом Портале книгу: Дж. Ньюснера «Рабби беседует с Иисусом»- «Заметки по еврейской истории», №№ 136-138.

    «Безусловно, самая важная книга для еврейско-христианского диалога за прошлое десятилетие. Книгу характеризуют абсолютная честность, точность анализа, уважение к другой стороне вместе со скрупулезно обоснованной лояльностью к собственной позиции. Она должна побудить, особенно христиан, продумать контраст между Моисеем и Иисусом», – так откликнулся Папа Римский Бенедикт XVI на эту книгу.

    Я думаю, знакомство с такими текстами (есть и другие) необходимо для содержательного обсуждения темы «евреи и христиане». Хотелось бы, чтобы знакомство с ними чувствовалось в обсуждениях. Иначе, все сводится к сентенциям: «Я еврей и все христианское мне чуждо!», или «Есть ценность и там и здесь, так что давайте дружить!»
    Это так, но на каком содержательном основании и как сие может быть положительно плодотворным?

    1. Я еврей и всё христианское мне чуждо
      —-
      Есть ценности и там и здесь
      ‐——‘
      На мой взгляд, второй вариант открывает шире ворота к будущему

  3. Лет 15 назад в еврейской газете, которую я получал, оказалась листовка, которая приглашала на конференцию (или праздник), которую проводила организация BEIT SAR SHALOM Evangeliumsdienst e.V. Я решил поинтересоваться, что это за чудо, и отправился на эту конференцию-праздник. А там на входе предложили зарегистрироваться. Зарегистрировался и даже указал свой адрес. Что я обнаружил? Обычный еврейский праздник человек на сто. Если бы меня попросили найти 10 отличий от праздников в главной (моей) Еврейской общине Берлина, то я бы обнаружил только одно отличие — постоянное упоминание имени ИИСУСА. В остальном — такие же весёлые евреи, бегающие кругом с шумом их дети и пр. Я решил, что это и есть ЕВРЕИ ЗА ИИСУСА. И не ошибся.
    Последствием моего любопытства стали письма, которые я стал регулярно получать от этой общины. И вот в 2021 г. пришло письмо, из которого я узнал, что общине уже 25 лет. Она была организована в 1996 г. Возглавил её иммигрант из Киева Владимир Пикман. Община имеет бюро в 20 городах во всех Землях Германии. Данных о численности не нашёл. Подозреваю, что они и меня числят своим членом. Подумал, что стоит рассказать об общине, например, в МАСТЕРСКОЙ. Но, как всегда, не хватило на это времени.
    Если бы времени хватило, то спросил бы в конце материала: может ли член общины стать гражданином Израиля.
    Ведь это точно ЕВРЕИ, хотя они за ИИСУСА, а Израиль задумывался и создавался как убежище для всех евреев, которые в этом нуждаются, а не только для правильно верующих евреев.
    (Для любознательных есть сайт — http://www.beitsarshalom.org)

    1. может ли член общины стать гражданином Израиля — еврей, который заявит, что он христианин, права на алию не получит, это официально

    2. Израильский закон, зарещающий таким люжям давать израильское гражанство общеизвестен.
      Ответ же на вопрос, можно ли таких евреев считать евреями дал Нетанияху (Бенцион) в своей книге:
      когда в 1467 евреям Толедо приказали похоронить убитых в погроме марранов, …Они были преданы земле вблизи еврейского кладбища
      (Бенцион Нетаняху «Истоки инквизиции в Испании XV века»)

      1. Сэм:

        … Ответ же на вопрос, можно ли таких евреев считать евреями дал Нетанияху (Бенцион) в своей книге:
        когда в 1467 евреям Толедо приказали похоронить убитых в погроме марранов, …Они были преданы земле вблизи еврейского кладбища
        (Бенцион Нетаняху «Истоки инквизиции в Испании XV века»)

        ===
        Это НЕ так: даже после их смерти, тем более смерти от руки антисемитов, их похоронили СНАРУЖИ еврейского кладбища.
        Разница между «вблизи» и «внутри» это именно разница между «НЕ евреи» и «евреи».
        И вообще: евреи Испании никогда НЕ считали марранов евреями (даже «нулевое поколение» марранов).

        1. И вообще: евреи Испании никогда НЕ считали марранов евреями (даже «нулевое поколение» марранов).
          —————
          Они, Бенни, не считали. а в 21 веке я ( думаю что не я один) считаю, что время и психология Зои Космедемьянской ушли в прошлое. Такого рода «предательство» предательством, по большому счёту, не является

          1. Лев Мадорский: … в 21 веке я ( думаю что не я один) считаю, что время и психология Зои Космедемьянской ушли в прошлое. Такого рода «предательство» предательством, по большому счёту, не является
            ===
            Лев, это вы сами с собой говорите.
            Про 21 век я написал в своём комментарии от «01.08.2024 в 17:42».

            Я написал это СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС, в попытке понять, возможен ли компромисс — но вас это вообще не заинтересовало.
            Значит, разговор у нас НЕ получится.

            1. Лев, это вы сами с собой говорите.
              Про 21 век я написал в своём комментарии от «01.08.2024 в 17:42».
              —————
              Ради бога, извините, я человек довольно невнитмательный и, видимо, пропустил Ваш пост. Сейчас поищу

        2. Я, Бенни, просто привёл цитату из книги Нетанияху, которую читал в переводе на русский.
          Вы её читали в подлиннике?
          И вы не хуже меня знаете, что именно так хоронят в Израиле тех, кто не признаётся евреями.

      2. Израильский закон, зарещающий таким люжям давать израильское гражанство общеизвестен
        —————
        Это, Сэм, один из тех законов, которые не выполняются. На каждого репатрианта не напасёшься Вольфов Месингов, читающих мысли. Месинги- штучный товар…

        1. Спасибо Лев, за разъяснение по израильскому закону.
          Кстати, как относится Ваш сын-судья к не выполнению законов?

          1. как относится Ваш сын-судья к не выполнению законов?
            —————
            Многолетняя судейская работа, Сэм, приучила его к строжайшему, скрупулёзному,на мой взгляд, излишне точному соблюдению законов. Но в нашем случае, человек устроен так,что если можно, скажем так, никому не навредив, закон нарушить, особенно, если это нарушение невозможно проверить, то даже самые строгие судьи здесь бессильны.

    3. Если бы времени хватило, то спросил бы в конце материала: может ли член общины стать гражданином Израиля.
      —————
      Официально нет. Но никто из репатриантов не станет прямо писать об этом в анкете. Иначе откуда бы взялось в Израиле такое обилие христиан, как тайных, так и явных. Суже не по наслышке

      1. Какое «такое количество»?
        Мне в Израиле пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать встречи с такими.
        В Израиле столько реальных проблем, что не стоит изобретать ещё.

  4. Разные общины и направления христиан-евангелистов (и лютеран в частности) очень по-разному относятся к миссионерству среди к евреям: от полного от него отказа (на уровне теологии, законов и де-факто) и до супер-активного в нём участия, притом любыми методами.
    Они также очень по-разному относятся к израильско-палестинскому конфликту: от 100% за Израиль и до 100% за исламо-нацистов.

    Так вот: чем они больше за миссионерство к евреям, тем они больше за исламо-нацизм.

    «Евреи за Иисуса» в этом плане хорошо маскируются и обманывают: типа мы за мир и за прекращение войны. Но они сильно зависят (теологически, идейно, финансово и организационно) от тех евангелистов, которые 100% за исламо-нацизм.

    P.S.: полный отказ многих направлений евангелистов от миссионерства к евреям вовсе НЕ исключает того, что они примут еврея, который сам решил перейти в их форму христианства. В Америки и Канаде есть и такие, хоть и немного. Нередко такие «новые христиане из бывших евреев» сохраняют нормальные и даже хорошие отношения с евреями и поддерживают Израиль в его войне с исламо-нацизмом.

    1. «Евреи за Иисуса» в этом плане хорошо маскируются и обманывают: типа мы за мир и за прекращение войны. Но они сильно зависят (теологически, идейно, финансово и организационно) от тех евангелистов, которые 100% за исламо-нацизм.
      —————
      Вы, Бенни, так увереннно говорите об этих общинах-сектах, как будто были внутри. А я заглядывал за занавес , но не видел среди Евреев за Иисуса тех которые поддерживали бы в какой-то форме исламо-нацизм

      1. Вы, Бенни, так увереннно говорите об этих общинах-сектах, как будто были внутри. А я заглядывал за занавес , но не видел среди Евреев за Иисуса тех которые поддерживали бы в какой-то форме исламо-нацизм
        =====
        «Евреи за Иисуса» сильно зависят (теологически, идейно, финансово и организационно) от тех евангелистов, которые на все 100% сторонники умиротворения исламо-нацизма еврейской кровью.

        А по-поводу Вас, Лев, я окончательно убедился, что любые мои доводы за «давайте без лжи и агрессии друг к другу» Вас просто НЕ интересуют: Вы упорно гнёте свою линию, которая нормализует ложь и агрессию христианских миссионеров против еврейского народа. Тех миссионеров, которые находятся на содержании «добреньких» христианских сторонников умиротворения исламо-нацизма еврейской кровью.

        1. Вы упорно гнёте свою линию, которая нормализует ложь и агрессию христианских миссионеров против еврейского народа. Тех миссионеров, которые находятся на содержании «добреньких» христианских сторонников умиротворения исламо-нацизма еврейской кровью.
          ——————
          Вы , уважаемый Бенни, перевели спокойный обмен мнениями, в эмоциональную дискуссию, с элементами надрыва. Не то чтобы я хотел ( у нас уже вечер) наиграть убаюкивающую колыбельную, но и чрезмерные эмоции вынесенного сверху тезиса тоже как-то диссонируют с моим настроением. Извините, может быть завтра будет другой эмоциональный фон и я попытаюсь по другому ответить…

          1. Лев Мадорский: 02.08.2024 в 21:42
            ===
            Лев, а может быть Вам стоит прекратить мне отвечать?

            Во всех Ваши предыдущих ответах мне Вы игнорировали всё написанное мной и упорно гнули свою супер-мерзкую для меня линию, от которой я хочу быть как можно дальше.

  5. Я, скорее всего, агностик, но от названия «Танах» мне как-то теплее, чем от выражения «Ветхий завет». Подсознательно.

    1. от названия «Танах» мне как-то теплее, чем от выражения «Ветхий завет». Подсознательно.
      —————
      Принимается, Барух

  6. «Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…»
    ***
    Любопытный вывод у Льва получился в конце текста — т.е. время может показать что явление все таки позитивное?
    Христианский Израиль … Все синагоги перестроены в церкви … Исчезли понятия «богоизбранный», «гой», «кошерный», «трефной», «соблюдение шабата» … Можно такое вообразить? Правда, для большого количества израильтян эти понятия также пустой звон в повседневной жизни, но этому причина их светскость, а не желание стать религиозными в христианском варианте.

    1. Любопытный вывод у Льва получился в конце текста — т.е. время может показать что явление все таки позитивное?
      ———————
      Я не писал, Борис, что позитивное.Я написал «Не думаю». А окончание «Время покажет» означает, что будущее расплывается в тумане и всё моежет быть:
      » Времена меняются и мы меняемся вместе с ними».

      1. «окончание «Время покажет» означает, что будущее расплывается в тумане и всё может быть:
        » Времена меняются и мы меняемся вместе с ними».»
        ***
        Да, согласен, всё может быть. Всё течёт, всё меняется…
        И всё же читая ваши, Лев, частые тексты на темы веры и религии, создаётся стойкое впечатление что вам куда ближе по душе широкомасштабный универсализм определенной религии (например, в статье затронутого христианства), чем строгая племенная обособленность иудаизма («мы и гои»). Если я ошибаюсь, поправьте.

        1. читая ваши, Лев, частые тексты на темы веры и религии, создаётся стойкое впечатление что вам куда ближе по душе широкомасштабный универсализм определенной религии (например, в статье затронутого христианства), чем строгая племенная обособленность иудаизма («мы и гои»). Если я ошибаюсь, поправьте.
          ——————
          Если и ошибаетесь, уважаемый Борис, то не на 100 %. Я верю в Бога и каждое утро во время пробежки останавливаюсь , кстати, случайно, но парадоксально, около церкви ( живу в Германии) и читаю Шма Исраэль. Для меня это важно. Но не отвергаю другие религии. Бог один и молиться Ему иожно из разных домов.

  7. Взорвался одобреньем зал
    В евангелическом дурмане —
    Моя рука была в кармане,
    И там я… кукиш показал
    ——————-
    Я тоже не одобряю, Цви, добровольный переход от иудаизма в христианство, хотя и не считаю это каким-то предательством. Моя родная сестра перешла в христианство, но это её личное, я бы сказал, интимное дело.

  8. «Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. »
    «Впрочем, время покажет…»
    _________________________

    Да… Кукиш 🙂

    Взорвался одобреньем зал
    В евангелическом дурмане —
    Моя рука была в кармане,
    И там я… кукиш показал…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.