Михаил Ривкин: Недельный раздел Рээ

Loading

Законы второй десятины существенно отличаются от других заповедей, требующих от нас отдать часть нашего достояния. Ведь тот, кто в конечном итоге пользуется себе во благо второй десятиной это сам хозяин, он и его семейство.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РЭЭ

Михаил РивкинОтделяй, отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год; И ешь пред Г-сподом, Б-гом твоим, на месте, которое Он изберет, чтобы пребывать там Его Имени, десятину твоего хлеба, твоего вина и твоего елея, и первородных твоего скота крупного и мелкого; чтобы учился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, во все дни. Когда слишком велик для тебя будет путь, так что не сможешь донести это, ибо далеко от тебя будет место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы там утвердить Свое Имя, когда благословит тебя Г-сподь, Б-г твой; То замени это серебром, и собери серебро в руку твою, и иди на место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой. И давай серебро за все, чего пожелает душа твоя: за крупный и мелкий скот, и за вино и за пьянящее, и за все, чего просит твоя душа, и ешь там пред Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и твой дом. А левита, который во вратах твоих, не оставь его, ибо нет у него доли и удела вместе с тобой. (Деварим 14:22-27)

После законов о запрещённых видах пищи в нашем недельном разделе приводятся законы о десятине (вторая десятина, десятина для бедных), законы о благотворительности, законы о первенцах крупного и мелкого рогатого скота.

На вопрос о том, почему эти законы помещены именно в таком порядке, предложены разные ответы.

Дон Ицхак Абарбанель хочет объяснить нам место этих законов в книге Деварим таким образом:

«В первых главах повелел Моше, учитель наш, Израилю служить Всевышнему прежде всего верою и духовными устремлениями, а после этого следует повеление служить пожертвованиями, отделением доли урожая и другими аспектами практической, телесной жизни. Сначала велено исполнить веление: «возлюби Г-сода Б-га твоего всем сердцем и всею душой» (Деварим 6:5). А теперь, в этой главе следует поучение, как служить Ему деньгами и урожаем, исполнить то, о чём сказано «всем достоянием» (там)» (И. Абарбанель Деварим 14:22)

В то же время рав Ицхак бен Арама стремится найти связь между четырьмя законами нашей недельной главы: второй десятиной, десятиной для бедных, отменой долгов и законами благотворительности. Он особо останавливается на трудностях в исполнении этих заповедей.

Он считает, что любое доброхотное даяние противоречит природе человека, и потому требует привыкания и изучения. Поэтому начинает Тора не с ограничения человека в правах на его достояние, а с правильного использования этого достояния: человек не может есть определённую часть своего достояния во всяком месте, где только пожелает. И только затем требуют от него пожертвование десятой части раз в три года. Вот что он пишет в книге «Акедат Ицхак»:

«И тогда установлен порядок поедания второй десятины, и отделения десятины для бедных на третий год, и всё это деяния, которые требуют привыкания и изучения, ибо природа человеческая противится этому. Затем Тора переходит к повелению, которое ещё более противно человеческой природе: «по истечении семи лет делай отпущение» (там 15:1). И это деяние трудное весьма в глазах человека, который дал в долг деньги ближнему своему и терпеливо ждёт возвращения долга, а затем наступает отпущение, и нет у него права требовать свой долг.

И поскольку это самое трудное требование, то все остальные требования к ограничению в имуществе приводятся раньше, по принципу от простого к сложному, от лёгкого к трудному»

Рассмотрим подробнее заповедь второй десятины, формулировка которой приводятся выше.

Законы второй десятины существенно отличаются от других заповедей, требующих от нас отдать часть нашего достояния. Ведь тот, кто в конечном итоге пользуется себе во благо второй десятиной это сам хозяин, он и его семейство. И поэтому вопрошает Ицхак Абарбанель:

«И скажут: в чём польза отделения десятины от оставшегося урожая, ведь и сам урожай, и отделённую его часть съедают хозяева?» (И. Абарбанель Деварим 14:22)

Но он же сам и даёт пояснения о смысле заповедей, требующих отдать часть достояния вообще, и о смысле заповеди второй десятины, в частности. Ценность заповеди в том, что она приучает человека строго и регулярно, внимательно и бережно исполнять веления Всевышнего:

«И знай, что есть в этом огромная польза, и вот в чём она: когда мы отделяем эту десятину и приносим её в Иерусалим, чтобы съесть её там во исполнение заповеди пред ликом Всевышнего, то этим наставляют нас трепетать пред Его ликом, и внедряют в нас это прекрасное свойство. И это наставление состоит в том, что учат нас делать даже самые простые вещи ради заповеди, и мы этим приучаемся к исполнению велений Всевышнего, и этим приучаемся лелеять в душе нашей добрые намерения воспитываемся в духе смирения и трепета перед Всевышним» (И. Абарбанель)

Но это объяснение можно считать формальным. И. Абарбанель не раскрывает перед нами конкретного механизма этой заповеди, не объясняет, как именно паломничество в Иерусалим и поедание там части урожая облагораживают нашу душу, приучают нас трепетать пред Всевышним

Вот как трактуют наши мудреца в мидраше Сифрей слова «чтобы учился ты бояться Г-спода»:

«Велика заповедь второй десятины, ибо приводит она к учению Торы»

И действительно, некоторые комментаторы видят смысл заповеди в том интеллектуальном, поучающем, наставляющем влиянии, которое она оказывает на каждого еврея, точнее — на всякого земледельца, работающего на своём поле, и в течение всего года проживающего в деревне. Эта заповедь заставляет его покинуть родные места и отправиться в Иерусалим. В таком духе объясняет заповедь рав Аарон А-Леви:

«Смысл заповеди состоит в том, что Всевышний избрал народ Израиля и пожелал ради его праведности, чтобы все занимались Торой и превозносили Его Имя и Его премудрость \…\ Ибо знает Всевышний, что большинство людей увлечены своими материальными интересами, своими плотскими потребностями, и не готовы посвятить душу свою занятиям Торой и трудам постижения её постоянно. И потому в великой Своей мудрости направил их и даровал им место, чтобы все учили слова Торы, ибо нет сомнения, что любой человек стремится установить своё жильё там, где находится его достояние. И потому должен каждый человек отделять десятину крупного и мелкого скота из года в год и приводить в то место, которое избрал Всевышний, чтобы там постигали мы Его Тору и Его премудрость, и это — Иерусалим, резиденция Санхедрина, знатоков религии и мудрости Всевышнего, ибо известно, что вторая десятина поедается там. \…\ И пойдёт туда владелец капитала сам, или же пошлёт туда одного из своих сыновей, чтобы учил он там Тору, и питался за счёт этих средств. И таким образом в каждом из семейств Израиля будет мудрый человек, знающий Тору, который, по мудрости своей, будет обучать всю семью отца своего. И таким образом преисполнится вся земля Израиля знанием Всевышнего. Ибо если один мудрец будет в городе, или даже десять, то в таком городе будет много жителей, \…\ которые будут приходить к этим мудрецам не чаще чем раз в год, а потом придут они домой и отбросят напрочь все слова мудрости. Но если будет учитель в каждом семействе, и будет там учиться утром, днём и вечером, и будет наставлять ближних своих постоянно, то все, и мужчины, и женщины и дети будут строго соблюдать Тору, и не будет среди них никаких грехов, и проступков, и преступлений, и удостоятся они сказанного: «И будете мне народом, а Я буду вам Б-гом» (Йирмияу 11:4)» (рав Аарон А-Леви в «Книге заповедей», в главе Бехуккотай, заповедь 350)

Такое толкование особо выделяет один из аспектов заповеди, а именно возможность продать продукцию сельского хозяйства за серебро, и принести это серебро в Иерусалим, дабы потратить серебро в Иерусалиме «на крупный и мелкий скот». На это толкование обратил внимание НАЦИВ из Воложина, и расширил его, включив в него не только самостоятельное изучение Торы хозяином и его детьми, но и поддержку серебром мудрецов, постоянно живущих в Иерусалиме:

«чтобы учился ты бояться» И мы учили в Сифрей, и в Тосафот Кидушин 24А: «заповедь второй десятины дана не для чего иного, как для того чтобы приучить нас трепетать перед Всевышним». И вот в чём смысл этих слов: вторую десятину поедают не иначе как в Иерусалиме, и вот, не успевают владельцы съесть её в течение праздничных дней, когда они привозят в Иерусалим десятину от всего урожая. И потому должен он либо сам задержаться в Иерусалиме по окончании праздника, и тогда его единственны занятием станет изучение Торы, либо оставить десятину мудрецам в Иерусалиме, и за счёт этого мудрецы существуют и приумножаются. И в этом состоит цель заповеди второй десятины, в том, чтобы преумножить Тору» (НАЦИВ из Воложина)

Однако есть комментаторы, которые рассматривают эту заповедь в ином аспекте, не как заповедь, адресованную интеллекту, но как заповедь, адресованную чувствам. Они делают акцент не на учение, а на трепет перед Всевышним. Комментируя эту запись по обыкновению лаконично, РАШБАМ пишет так:

«чтобы учился ты бояться»: дабы трепетал ты, когда пребываешь на этом месте, где коэны совершают священное служение, и левиты воспевают на своих трибунах, и Израиль собран там»

РАШБАМ видит Иерусалим не как место Торы и её изучения, резиденцию Санхедрина и место пребывания учёных знатоков Торы, а как место, где должен стоять Храм и свершаться служение.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Рээ

  1. Заповедь второй десятины выглядит… этаким отпуском после сельскохозяйственных работ и, возможно, таковым на самом деле и является. При этом Всевышний, видимо, желает, чтобы во время отпуска была и своеобразная культурная программа, включающая изучение Торы в дополнение к осмотру достопримечательностей Иерусалима.
    Даже замаскированный шопинг предусмотрен, если приехал в Иерусалим не с коровами, овцами и мешками, а с деньгами (серебром). Опять же торговля и товарообмен благотворно влияют на экономику страны 🙂
    Раз в год будь добр съездить на «ярмарку» в Иерусалим.
    По-моему логичное объяснение…

    1. Всё верно, только не раз в год, а три раза в год. Что касается культурной программы, то это всё-таки более пощднее добавление, времён Мишны и Гемары, т.е. того ппериода, когда Храм был уже разрушен и выполнение заповеди второй десятины стало уже невозможным

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.