Михаэль Верник: Из цикла «Слободка»

Loading

По пути обратно я догнал возвращавшуюся домой слободскую соседку Марусю, прилепился к ней и, таким образом, достиг родного крыльца без дальнейших приключений и посягательств со стороны жориков.

Михаэль Верник

ИЗ ЦИКЛА «СЛОБОДКА»

Чудо

Михаэль ВерникНочи в Слободке были тёмными. Тёмными без просвета. Это вам не городские кварталы, где бессонные окна многоэтажек освещают дорогу припозднившимся путникам в любое время ночи. В Слободке спать ложились рано, энергию берегли, и после девяти окрестности освещались по старинке — луной и звездами. В один из этих вечеров я стоял за двором, на околице. Не помню, какая надобность забросила меня, четырехлетнего, в такое время одного за пределы родного двора. Вся эта обстановка — темень, тишина, звезды — вдруг подействовала на меня, и я проникся своей ничтожностью и одиночеством в этом мире. Помню это ощущение — я такой маленький, и никого рядом, чтобы погладить и сказать: «Не бойся, малыш, ты не один». Впрочем, я и был не совсем один. Поодаль, у крыльца выходящего на улицу, стояли двое мужчин и тихо переговаривались. До меня им не было никакого дела. Вдруг под ногами, в пыли, среди редких травинок я увидел Чудо. Попытаюсь описать, каким оно было. Это был маленький проблеск, такой камешек или осколок звезды, светящийся изнутри таинственным красноватым светом. Он манил меня. Призывал взять. Обещал изменить всю мою жизнь. Беззвучно говорил, что исполнит любое мое желание. Что отныне я никогда не буду одинок, Чудо будет всегда со мной. И всегда будет дарить мне свой волшебный свет. И я поддался на его уговоры. Оглянувшись и убедившись, что никто не посягает на мою находку (мужики продолжали свою беседу, без всякого ко мне интереса), я протянул руку и схватил её, желая поскорей спрятать в карман своих коротких штанишек. Резкая, дикая боль обожгла мои пальцы и мою душу. Мое Чудо предало меня. Оно оказалось обыкновенным окурком, дотлевающим в месте, куда его отбросили. Я орал, меня утешали набежавшие родственники и соседи, мои обожжённые пальцы макали в блюдце с подсолнечным маслом, но я не мог успокоиться. И никто не понимал, что плачу я не от боли, а от горечи разочарования и от мысли, что дальше мне предстоит жизнь без Чуда.

06 /02/2008

Слободка

Мое детство проходило в разнополярных мирах. «Новый мир» — это родительский дом, в котором воля родителей разрывала меня между школой обычной, школой музыкальной и секцией фигурного катания. Ничего изощрённее в деле превращения нормального мальчишки в аморфное, рефлексирующее создание, нельзя было придумать. Если есть нормальные мужики среди умеющих играть на скрипке фигуристов, заранее прошу у них прощения.

Обстоятельством, сохранявшим во мне мое мальчишеское естество, было посещение «старого мира» — дома моих бабушки и дедушки, расположенного в рабоче-хулиганском районе с незатейливым названием Слободка. Там была другая атмосфера и другая эпоха. Слободка располагалась в балке. Туда не доходили шумы индустриального города. Здесь можно было увидеть фонарный столб из просмоленного дерева, воздвигнутый во времена электрификации. Канализационные люки и кирпичи слободских домов были испещрены надписями с «ятями». Старики носили френчи, брюки, заправленные в сапоги и фуражки а-ля Сталин. Местные мальчишки поголовно были сорванцами с уголовными ухватками, и наказания, к которым прибегали родители для усмирения этих сорвиголов были мне непривычными и на мой изнеженный вкус слишком радикальными. Моим самым суровым наказанием было играть опостылевшие гаммы. В Слободке же звонкая материнская оплеуха считалась последним предупреждением не в меру расшалившемуся чаду. Далее следовала церемониальная экзекуция — порка лозой. Действо происходило, обязательно, на крыльце. Порку полагалось видеть как можно большему числу соседских мальчишек. Реквизит к спектаклю главное действующее лицо готовило само. Причём, ветки на лозу тщательно проверялись матерью перед употреблением. Высшим мальчишеским шиком было подняться после наказания, повернуться к притихшим соратникам и изобразить улыбку на лице, залитом непросохшими ещё слезами, а то и подмигнуть.

Эти пацаны приняли меня в свою вольницу и как могли ковали из меня мужчину. В семилетнем возрасте меня ввергли в шок, ознакомив с подробностями деторождения. Вернее, знакомили с подробностями одного только процесса — зачатия, притом в понятиях далеко не научных. Данная лекция была обставлена как таинство, по антуражу похожее на таинство приёма в ложу вольных каменщиков. Ближайший друг и сосед Санька отвел меня в закуток, в котором уже присутствовало трое-четверо приятелей. Те спросили, можно ли доверить мне тайну и получив положительный ответ, безжалостно растоптали мою «невинность» подробностями о том, что сейчас называется «секс». Жалкие клеветники хотели меня уверить, что подобный процесс предшествовал и моему появлению на свет, но это им не прошло. Таким безобразием мог заниматься кто угодно, но не мои родители. Помню, даже вывел в голове теорию по которой выходило, что чем выше стоит человек в иерархии дорогих мне людей, тем целомудренней его отношения с особой противоположного пола. Всем остальным, не охваченным моей шкалой ценностей, я милостиво предоставил свободу заниматься чем угодно.

Следующим шагом в моем возмужании были попытки курения. Начинал я курить по требованию и под присмотром того же Саньки. Первой сигаретой, которой я затянулся, была кубинская «Рейс» — ужасно крепкий табак, обернутый сладковатой тростниковой бумагой. Естественно, без фильтра. Впервые в жизни я почувствовал, что у меня есть легкие. Причём, сразу понял, что я их теряю. Они сгорают в испепеляющем жаре, втянутом мной с этой, первой в моей жизни затяжкой.

Затем наступил этап противоправных действий. Имущественные преступления мы благородно отринули, а сразу перешли к покушению на жизнь. Вернее, на красоту. Вооружившись рогатками и самострелами пуляющими «шпунтиками» — загнутыми в крючoк кусочками проволоки — мы залегали в придорожных кустах, окаймлявших границу Слободки, и выжидали. Когда мимо проходила стайка девушек, одетых по моде того времени в мини-юбки, звучала санькина команда: «Огонь», и мы, мелкие садисты, посылали залп, целясь в незащищенные тканью бедра. Иногда содержание воплей подстреленных прелестниц значительно пополняло копилку знакомых нам нецензурных выражений.

Все навыки, приобретенные в Слободке, я привносил с собой в «новый мир». Я стал маленьким бузотёром. Из подаренной, в надежде, что научусь на ней играть, скрипки, выпилил лобзиком два отличных индейских томагавка. А из смычка сплёл великолепный кнут. Обладание такими уникальными игрушками, резко подняло мою популярность во дворе родительского дома. Я настоял своими тупыми неуспехами на прекращении посещения фигурного катания и музыкальной школы. Моя воля, отменил бы уроки математики и прочих точных наук, которые никогда не любил. Во всяком случае, резко снизил успеваемость по ним, сведя выполнение домашних заданий к символическому минимуму. Единственное, что примиряло меня со школьной программой — это уроки любимой мной истории и литературы. К подростковому возрасту я совершенно заматерел. И опошлился, как может опошлиться ребенок, только шагнувший в свое отрочество. Родители положительных детей уже стали запрещать своим чадам общаться с таким персонажем, как я.

К тому времени Слободку снесли, балку сровняли с землей и засадили парком. Жителей, включая моих бабушку и деда, рассеяли по различным «черемушкам». Товарищей моих детских проказ я не видел долгие годы.

Однажды, во время летних каникул между седьмым и восьмым классом, родители отослали меня в пионерский лагерь. От греха подальше… Там я так же продолжил деятельность мелкого бунтаря. Дисциплину не признавал вообще. В особенности игнорировал подъем и присутствие на линейках. Курил, матерился, смущал отрядных девчонок анекдотами, от которых сам бы покраснел, не будь к тому времени покрыт загаром. Не было в лагере драки, в которой я бы не участвовал, а большинство и спровоцировал. Таким образом, я вскоре стал лагерным изгоем, общение с которым считалось дурным тоном и появление в компании которого, мягко скажем, не приветствовалось.

Председателем совета лагерной дружины, неожиданно для меня, оказался мой незабвенный слободской «кореш» — Cанька, теперь уже комсомолец. Он был звездой всего лагеря. Музыкант и вокалист в лагерном ансамбле, приветливый парень, галантно относящийся ко всем без исключения девчонкам, которые все без исключения были в него тайно или явно влюблены. Душа компаний, светский балагур, способный поддержать разговор на любую тему… Вот таким стал мой дружок вдали от влияния Слободки. Он вытравил Слободку из своей юной комсомольской души. При встрече он уходил от всех воспоминаний о нашем развесёлом слободском детстве и очень деликатно, под видом крайней занятости, прерывал мои попытки пообщаться.

А я продолжал вести себя так, чтобы быть достойным той Слободки, которой уже не было и дружбы того Саньки, которого уже никогда не будет… И вдруг, в какой-то момент, мне показалось, что я последний в этом мире человек в сердце которому еще стучит Слободка ставнями своих давно погасших окон. Мне стало страшно и одиноко, и я заплакал. Это были последние слезы прощавшегося со мной детства.

27/11/2007

Колбаса индейская, колбаса брауншвейгская

Ближайший к Слободке магазин был на той стороне улицы Жореса, за трамвайными путями. Я знал, что когда-нибудь мне это предстоит, но, как всегда в первый раз, это случилось неожиданно.

«Мишка, поди сюда, — это дед, — Сбегаешь в лавку (это магазин, я знаю), купишь моих сигарет («Шипка» или «Солнце» — болгарские без фильтра, уже пробовал — «Опал» лучше), круг копчёной колбасы (люблю) и маленькую бутылку водки — она называется «чекушка» (этого ещё не пробовал, но запах препротивный)». Дед сунул мне в руку зелёную троячку — огромные деньги. «Ну как, всё запомнил?» «Конечно, деда!»

Вот так начался мой первый самостоятельный поход за слободские пределы.

Ребята с Жореса — жорики — своих знали наперечёт. А кто появлялся «не свой», автоматически был чужаком, а значит, с него надо было брать плату за проход по их территории. Так и я был остановлен тремя жориками. «Деньги есть?» — и, что тоже случилось впервые в моей жизни, я соврал — «Нет». «Ну-ка, попрыгай». Я попрыгал. Энергично и даже с удовольствием. Жорики ожидали услыхать звон монет. Кто же мог знать, что у семилетнего клопа в кармане притаилась целая трёшка? Я думаю, что даже обнаружив такой клад, жорики бы на него не посягнули. Одно дело — сбить гривенник, и совсем другое — присвоить аж три рубля! Тут уж, непременно, на сцене появятся родители, а то и милиция. А кому это надо? Но проверить своё предположение насчёт жориков и трояка я бы не хотел. Да и не понадобилось. Убедившись в моей кредитонеспособности, жорики утратили ко мне интерес, и я припустил дальше.

Магазин. Господи, как мне тебя не хватает, скромная лавка чудес моего детства. Ещё со входа в нос шибает аромат кислой корки свежеиспечённого хлеба. Стеклянные пирамиды витрин охраняют ввергнутые в них сокровища: леденцы в фантиках из грубой бумаги унылой бело–голубой раскраски, ведро сметаны, кубы масла, вспотевший кремовый торт и круги копчёных колбас. Стоящая за прилавком необхватная тётя в белом халате вопросительно воззрилась на меня сверху вниз. На водку и «Шипку» я указал пальцем. В те времена, задолго до антиалкогольной кампании, никому бы и в голову не пришло не дать «чекушку» водки мальцу, ведь ясно же, что берёт не для себя, а в хозяйство. А вот с колбасой вышла неувязка. Оказалось, что в наличии целых два сорта — «одесская» и «брауншвейгская». И опять впервые в своей жизни я очутился перед необходимостью самостоятельного выбора.

«Тётя, а что такое „брауншвейг“?» — спросил я продавщицу. «Не знаю, наверное, что-то по-вашему, по-еврейски», — буркнула та. «А Одесса?» — не унимался я. Тут ответ её был более тёплым и прочувствованным: «О-о, Одесса! Это город у Чёрного моря…» — глаза продавщицы мечтательно поползли под потолок. Потом вернулись и опять сфокусировались на мне:

«Там тоже много таких замухрышек как ты и вообще, полно вашего племени».

Племени! Нашего племени! Так мы, евреи, племя? Как индейцы?! Значит, и покупать надо эту колбасу, нашего племени. Как там её? «Одесская»? — «Тётенька, дайте кружок вот этой, „одесской “».

По пути обратно я догнал возвращавшуюся домой слободскую соседку Марусю, прилепился к ней и, таким образом, достиг родного крыльца без дальнейших приключений и посягательств со стороны жориков.

Сдав сдачу и покупки в руки бабушки, я почувствовал невероятное облегчение. Но тут камнем по голове прозвучал вопрос: «А какую колбасу ты купил?»

— Нашу, индейскую, — неуверенно ответил я.

— Какую ещё — «индейскую»?

— Ну, нашего племени, что живёт возле Чёрного моря.

— «Одесскую», что ли? — с трудом догадалась бабушка.

— Да, да, «одесскую»! — обрадовано подтвердил я.

— А-а, это хорошо, — одобрила бабушка, — а то я забыла тебе сказать, что если будет «брауншвейгская» — не бери. Мы ничего немецкого, со времен той войны, в дом не несём.

09/10/2008

И передай сыну своему

В Слободке, в одном доме с бабушкой и дедушкой, жил мой ужас. Звали его — баба Васылына. Сухопарая старуха запредельного, как мне мальцу казалось, возраста, она всегда была укутана слоями тканей невообразимых оттенков серого и коричневого цветов. И всегда её голова была туго обвязана косынкой или платком. Васылына была вдовой раскулаченного. Бывшего владельца нашего двора. Двора, простиравшегося на целый квартал. «Советы», уплотнив хозяйку, в великой своей милости оставили ей комнатушку с кухонькой и выходом на улицу, а не во двор.

Это обстоятельство было мне на руку, так как большую часть досуга я в своем нежном возрасте проводил во дворе и бабу Васылыну встречал не часто. Всякий раз, видя её, я останавливался в движении, даже если в это время бежал по важным мальчишеским делам. Мне хотелось исчезнуть, очутиться в любом другом месте, только не ощущать на лице пронзительный взгляд Васылыны, на который натыкался, как пчела на шип. Она никогда не заговаривала со мной, но её плотоядного взгляда хватало, чтобы остаток дня я проводил в меланхолии, дома, среди книжек. Подпитывая приключениями любимых героев пошатнувшуюся мальчишескую отвагу.

С другими детьми баба Васылына не церемонилась. Могла накричать, погрозить суковатой своей палкой, кинуть щепкой вслед башибузукам. А на меня только смотрела…

Однажды я услыхал, как она сказала соседскому Саньке, местному заправиле, моему доброму другу и злому гению, когда тот подбивал нас очистить от свежесозревшего гороха соседский огород: «Тильки це жидэнятко оставьтэ в покое». Я уже знал, что «жидёнок», «еврейчик» — это определения, выделяющие меня из оравы других пацанов, знал, что за обращение «жид» надо сразу бить в морду, но смысл этих мантр до меня не доходил. Я не видел, что чем-то отличаюсь от своих корешков–слободчан, да и они признавали во мне равноценную единицу.

В доме, хоть старшее поколение говорило на идиш, родители уже, практически, не знали этого языка. Моя слободская бабушка, мамина мать, была одной из первых комсомолок города. Поэтому о соблюдении каких-либо религиозных традиций, (а еврейские традиции все религиозные) речи не шло. Пускаясь в воспоминания, она иногда проговаривалась, что в годы её детства, до революции, в праздники, они всей семьей шли молиться. И я живо представлял себе как в Первомай вся многодетная семья моей бабушки, возглавляемая прадедом с окладистой бородой, знакомым мне по старинному фото, увитая кумачовыми лентами и украшенная гвоздиками, степенно шагает в направлении Троицкой церкви. Про вторую бабушку, мать отца, я слышал, что в Пасху она была в синагоге. Для меня, тогдашнего, это звучало так же бессмысленно, как если бы сказали, что в День рационализатора она была на конференции. А тут — «жидэнятко» из старческих уст бабы Васылыны. Не прикажете же бить по морде. Охота лезть со всеми в чужой огород у меня, на этот день, пропала.

Через некоторое время Санька, в очередной раз обиженный бабой Васылыной, предложил мне её взорвать. При этом он вытянул из кармана бечёвку с прикрученными на одном конце квадратными батарейками и уверил меня, что если батарейки закрепить на пути у бабки Васылыны и покрепче дернуть за бечёвку, то батарейки взорвутся и, если повезет, разорвут старуху. Отказаться от диверсии у меня, несмотря на природную робость и нелюбовь к брутальному насилию, не было сил. Уж очень много было «за». Батарейки были заложены и замаскированы под крыльцом Васылыны. По всем правилам фильмов про партизан. Дело было ранним вечером. Начинающийся закат уже пригасил краски яркого лета. Мы залегли в траве и натянули бечёвку, ожидая жертву. Вот бабка на крыльце. Еще осматривается, прежде чем решиться покинуть родной порог. Даже видно, как она водит ноздрями, пытаясь по втянутому носом воздуху определить погоду. Еще миг, настанет час расплаты… И тут нас обоих ухватывают за уши грубые натруженные руки. Это Санькин отец, идя с работы, заметил в траве мою чёрную шевелюру, а рядом разглядел и сына. Зная повадки своего отпрыска, он поспешил выяснить в чём дело и, по мере надобности, вмешаться. Вмешался вовремя. Если бы он не выхватил тотчас батарейки, бабка Васылына, как пить дать, зацепилась бы за них или за бечёвку и упала бы. И иди знай, чем бы это падение отозвалось в старческом организме.

Был скандал, были крики, был плач. Санька получил свою порцию «берёзовой каши», а я нарвался на бойкот со стороны дедушки и бабушки, что действовало на меня не хуже порки.

Прочувствовав бессонной ночью свою вину (заснул только в одиннадцать, вместо привычных полдесятого), наутро я решил исчезнуть со двора с глаз долой. Убраться подальше от укоризненных взглядов. Мой путь лежал рядом с крыльцом старухи. Когда я пробегал мимо, бабка окликнула меня: «Мишко, стой!» Впервые она обращалась ко мне и называла по имени. Я повиновался. «Заходь» — посторонившись, она пригласила меня в дом. Мне так же хотелось зайти внутрь, как приговорённому взойти на эшафот. Но сознавая свою вину, я готов был заплатить, и шагнул в лоно Васылыниной пещеры. Внутри был полумрак — ставни у бабы Васылыны были всегда запахнуты. В углу висел впервые виденный мной иконостас с ликами, лампадкой и зажжённой свечой. С потолка на толстом, витом, старом электрическом проводе свисала голая маломощная лампочка, освещая стол под ней и огромную книгу на столе. «Читаты вмиешь?» — cпросила бабка Васылына отрешённым голосом. «Д-да» — заикаясь, ответил я. «Так сидай и читай», — строго сказала бабка, открывая книгу. И я начал: «В начале сотворил Бог небо и землю…» Страшная старуха-украинка стала учить меня, что значит быть человеком и быть евреем. Вот уж поистине: «И передай сыну своему…»[*]

18/01/2008

Своя Рыба

От Слободки до Днепра было километра три под уклон, и это только до шумной набережной.

А оттуда до излюбленных рыбаками закутков ещё час пути лёгким шагом. Но такие расстояния не останавливали слободских мужиков, для которых рыбалка являлась не страстью, а инстинктом, сравнимым, разве что, с инстинктом продолжения рода. Даже дед в свои хорошо за семьдесят выходил, бывало, из дому ни свет, ни заря с удочками на плече.

Врагом слободских хозяек был дядя Витя, местная достопримечательность. Стоило когда-нибудь в его присутствии выставить на стол рыбу, приготовленную любым способом, будь то фаршированный судак моей бабушки или жареные лещи соседок, как начиналось: «Тю, и это рыба? Да это ж детский сад. Таких мальков надо обратно отпускать. Чтоб подросли». Едкие замечания в сторону рыбьего размера подрывали восприятие вкусовой гаммы рыбного блюда — гордости хозяйки. И нередко рыба оставалась нетронутой. Перечить же дяде Вите никто не мог, так как лет пятнадцать назад он действительно поймал выдающуюся рыбу. Леща сантиметров под восемьдесят и весом в десять с хвостиком килограммов. Сей факт был запечатлён на фотоплёнке сыном дяди Вити, посещавшим в то время фотокружок во Дворце пионеров.

А я рыбалку не любил. Не согласовывалось это занятие с бурлящей во мне «дурной» энергией. Сидеть часами на берегу я мог при двух обстоятельствах. Скованный кандалами по рукам и ногам или погружённый в чтение занимательной книжки. А на красоту природы, на островатый речной запах, на утреннюю тишину, прерываемую таинственными всплесками, мне было, откровенно говоря, наплевать.

Но когда Коля, серьёзный соседский парень, год как закончивший школу и ждущий призыва в армию, работая пока токарем на предприятии, предложил мне сопроводить его с утра на рыбалку, я не отказался. Шутка ли, Коля, этот взрослый человек на которого я хотел походить, предложил мне, соседскому заморышу, пробыть в его компании весь день, да ещё занимаясь таким ответственным для него делом, как рыбалка. О таком я не мог и мечтать.

Накануне не задалась у дяди Вити рыбалка. Вернее, он до неё не добрался. Я как раз выходил с покупками из магазина и видел, как двое малознакомых мужиков с околослободской улицы Жореса остановили дядю Витю, направлявшегося в сторону реки, и принялись уговаривать присоединиться к ним. Быть третьим. «Ну, мужики, вы же видите, я на рыбалку», — вяло сопротивлялся дядя Витя, потрясая удочками. «Да ладно, брось. Ты свою Рыбу уже поймал», — заявил один из мужиков. И дядя Витя, постояв секунду в задумчивости, обречённо шагнул в радушно распахнутые двери магазина.

Об этом случае я рассказал Коле на рыбалке. Я вообще старался как мог развлекать своего взрослого друга всякими рассказами в благодарность за снисхождение к моей компании. Но Коля, казалось, и ухом не вёл, прикипев взглядом к навершию поплавка. Его сосредоточенность меня умаяла, и я стал носиться вдоль берега, изображая чапаевца. Тут послышались всплески и взволнованный призыв: «Мишка, Мишка, помоги скорей!» Я подбежал к Коле, терзаемому вдруг взбесившимся удилищем. В трёх шагах от него бурлила вода и появлялась чудовищных размеров спина. «На, не тяни, только упирайся и держи изо всех сил», — приказал Коля, сунув удочку мне в руки, а сам ринулся к добыче. Борьба была яростной, но короткой. Вскоре Колька стоял на берегу, прижимая к груди трепыхающуюся огромную рыбину, весь мокрый, но совершенно счастливый. Брошенная на траву рыбища продолжала биться, подскакивать, всем своим телом протестуя против свершившегося. Я запаниковал. В ней была какая-то дикая, необъяснимая сила. Вдруг показалось, что это чудовище взовьётся и отхлещет меня по лицу своим упругим, широченным хвостом. И я поспешил убежать. Ну, будто бы прерванная игра важнее. Минут через пять, когда любопытство взяло верх над страхом, я вернулся к трофею. Увиденному не было объяснения. Коля стоял в реке и держал уже притихшую рыбу над водой, словно пытаясь напоить её. Затем он погрузил всё рыбье тело в реку и разжал руки. Рыбина повисела на поверхности, вильнула благодарно хвостом и исчезла в мутной глубине.

— Ты что, отпустил её? — прошептал я, поражённый догадкой.

— Мишка, ты мне друг? Молчи об этом. Я не хочу, чтобы мне сказали: «Ты уже поймал свою Рыбу».

25/02/2009

Кино про индейцев

«Никого из слободских пацанов не видать, и это значит, что я буду первым, посмотревшим кино про индейцев. Вечером во дворе будут слушать только меня, а уж я расскажу… Выдам им все приключения этого Чулка так, что рты откроют». — думал я, протягивая гривенник кассирше заводского клуба.

Получив заветную голубую бумажку с нацарапанным ручкой местом, стал гадать как провести время, оставшееся до сеанса. Возвращаться в Слободку не хотелось, вдруг кто потом со мной увяжется в кино, и прощай тогда мой вечерний рассказ и прилагаемая к нему слава. Отыскав скамейку, я решил выложить на неё все свои богатства, рассредоточенные по карманам, и провести им очередной осмотр: перочинный ножик, свинцовая бита, пяток бронзовых солдатиков, рогатка, магнит, увеличительное стекло, коробок спичек, десяток бутылочных крышек, шестерёнки от разобранных часов. Вроде всё на месте. За осмотром драгоценностей время прошло скоро, и я вернулся к клубу. На подходе я пытался выудить из кармана желанный билет, но не тут-то было; рука натыкалась на всё, что угодно, но только не на него. Уже стоя перед билетёршей, я судорожно рылся в карманах, заставляя свои штаны звенеть на все лады, но ничего не помогало — билет исчез. Отошёл на тротуар и прямо на него вывернул карманы: ножик, бита, солдатики, рогатка, магнит, увеличительное стекло, коробок спичек, крышки, шестерёнки… билета нет. Понуро я побрёл домой.

Конечно, родители догадались, что со мной что-то происходит. Пришлось рассказать про злополучный поход в кино.

— Ну-ка, выкладывай всё на стол, вместе поищем, — предложил папа.

Я и выложил: ножик, биту, солдатиков, рогатку, магнит, увеличительное стекло, коробок, крышки, шестерёнки. Всё. Папа прощупал мои драгоценности и вдруг указал мне на скомканную голубую бумажку:

— Вот видишь, если бы ты не набивал свои карманы всякой всячиной, сидел бы сейчас в кино. Какой хоть фильм пропустил?

— Про индейцев, — всхлипнул я, — «Пеппи-Длинный Чулок» называется.

Не поймёшь этих взрослых — я плачу, а им смешно.

13/08/2010

Девочка

Утро было раннее, но уже жаркое. Сонный двор развлекал меня только видом мух, роящихся над сливовым жмыхом. Вчера тут варили повидло. Было шумно и интересно: медные тазы на огне, перекрикивание соседок, мы, мальчишки, снующие от хозяйки к хозяйке в надежде получить белую краюшку, сдобренную пенкой или невзначай зацепить пальцем готовое повидло и быстренько слизать. За это, правда, могло и крепко достаться — полотенцем по плечам, а то и палкой-мешалкой по заднице.

Все эти развлечения были вчера. Сегодня же я сидел один. Пацаны резвились допоздна, но меня, как всегда, старики отправили спать с закатом. Теперь умаявшиеся вчера кореша спали, а я, выспавшийся, маялся. И тут на тебе:

— Здравствуй, мальчик.

И кто же ты, такая чистенькая с бантом? За километр видно, что не слободская. «Мальчик» — надо же. Не пацан, не шкет, а «мальчик». Это что же мне тебя, девочкой называть? Услышат — засмеют. «Де-е-евочка!» Ну ладно:

— Здравствуй.

— А ты тут живёшь?

Какое тебе дело, где я живу? Шла бы ты отсюда. Пацаны придут, застанут меня с тобой, будут издеваться. Но вышло как-то само:

— Я тут на каникулах. У дедушки с бабушкой.

— О, ты уже школьник? Большой. А я в первый класс пойду. У меня мяч есть. Хочешь в «штандер»?

Прицепилась, малолетка. Вот ещё — «штандер»? Увидят, что с тобой играю — позору не оберёшься. Может тебя прогнать? А ответилось:

— Вдвоём неинтересно. Сейчас ребята подойдут, можно будет поиграть.

— Так давай пока в догонялки?

Ну, надоела. «В догонялки». Ты упадёшь, а мне достанется. Двигала бы ты куда-нибудь. А может стукнуть? Или за косу? Интересно, в голос заревёт или молча плакать будет? Не люблю, когда молча — в глаза смотрят и плачут. И когда ревут не люблю. Ну что ж, буду вежлив:

— Нет, лучше в жмурки.

Что я такое плету? С тобой в жмурки? Представляю, кого назначат виновным, если ты своё платье в сливовом жмыхе испачкаешь. Тут полотенцем не отделаюсь.

— Мишка, подойди-ка сюда на минуту.

Это Санька, главный слободской заводила, появился на крыльце. Вот я и дождался. Теперь он меня с тобой застукал. А может сейчас тебя и прогнать? У него на виду? Ну почему у меня с девчонками не получается? Ни стукнуть, ни обругать. Ладно, спокойно, я с тобой:

— Санька зовёт — мой друг. Ты подожди, я сейчас вернусь. Ага?

«Санька… мой друг…» Был для него дружок, а теперь «женишок». Раззвонит на всю Слободку. Начнётся «тили-тили тесто…».

— Привет, Санька.

— Здорово, Мишка. Это Света, моя двоюродная сестра из Харькова. У нас гостит. Я уже пацанам сказал и тебя предупреждаю, кто её обидит — бошки поотрываю. Понятно, шкет? Смотри на него! И чего ты улыбаешься?

02/02/2010

Примечание

[*] «И передай сыну своему…» — Ветхий Завет, Книга Исхода, 13:8.

22 комментария для “Михаэль Верник: Из цикла «Слободка»

  1. Л. Беренсон: 14.10.2024 в 18:01
    Зайт гезынт, штарк ун шрайбт мемойрис!
    —————————————————-
    Спасибо, уважаемый Лазарь Израйлевич!
    Так хочется соответствовать Вашему мнению обо мне. И за пожелания спасибо, хоть рассказы мои и не совсем «мейморис». А если совсем не об «мейморис», то не сочтите за нескромность, но хочется представить Вашему вниманию текст из знакомого Вам цикла «Лекарь». Его заключительную часть. Мне кажется, что лучшего мне не написать.
    @https://7i.7iskusstv.com/y2024/nomer8/vernik@
    Надеюсь, что ссылка действующая.
    Всего Вам самого хорошего!

    1. Л. Беренсон: 14.10.2024 в 18:01
      P.S. не совсем «мейморис»
      ——————————————
      Попался. Вместо красивого идишского «мемойрис» вывел безликое «мейморис».
      И ссылка не активная. Но попасть по ней можно.
      Всего Вам доброго!

  2. Всё у Вас хорошо: хорошо пишете, хорошая у Вас фамилия, хороший Вы человек. Это тот самый случай, когда стиль (мысли, чувства, языка, воспоминаний) — это человек. Зайт гезынт, штарк ун шрайбт мемойрис!

  3. Уважаемый Михаил. Я, как и вы, пишу воспоминания о различных событиях из жизни, в том числе и о детстве. Поэтому с особым интересом начал чтение ваших рассказов. И не ошибся. Не могу найти другого слова, читал с упоением. Мастерски точно передан внутренний мир мальчика, написанный им самим с высоты мудрого, знающего жизнь человека. Ситуации узнаваемые и в то же время новые. И, вообще, просто интересно, чем закончится. Ведь в каждом рассказе есть и вступление и кульминация и эпилог. Спасибо огромное за доставленное удовольствие.

    1. Лев Кабзон: 14.10.2024 в 13:32
      Спасибо огромное за доставленное удовольствие
      —————————————————————————
      Спасибо Вам большое, уважаемый Лев Кабзон, за прочувствованный отклик!
      Очень рад Вашим словам!

  4. Тёплый хороший текст. Сначала подумал, что речь о моём городе, но улицы такой не было и в нашем дворе варенье на улице не варили. Но была Слободка, были Вознесеновка и Бухта, и те же нравы. Не впервые кольнуло: правильно ли делаю, что не пишу (почти) об ушедшем. Спасибо!

    1. Виталий Челышев: 13.10.2024 в 13:30
      Не впервые кольнуло: правильно ли делаю, что не пишу
      —————————————
      Выскажу свою точку зрения — не правильно.
      Спасибо за отзыв, уважаемый коллега!

  5. Комментарий к записи Zvi Ben-Dov
    в возрасте 92-х лет попросил ручку и тетрадь, чтобы записать историю своей очень интересной жизни, но… не успел
    —————————————————————————————————————————-
    Вчера ещё подумал, это ведь сюжет для романа: прожить 92 года, пережить за это время столько всего, и вот, последняя мысль из-за незавершённых мемуаров горше, чем все горести долгой жизни: «Эх, не успел». Но всё-таки «эх, не успел» лучше, жизненнее что ли, чем «всё уже успел, жду». Или, того хуже, «всё успел, но уже забыл, что именно».
    А некоторые мемуары почитаешь и тоже мысль: «Жаль, что успел». 🙂
    Успехов!

  6. Иосиф Гальперин: 12.10.2024 в 19:12
    Удивительно правдивая память, чуткая и и не злая.
    —————————————————————————
    Спасибо, уважаемый Иосиф Гальперин, за тёплые слова!

      1. Abram Torpusman: 12.10.2024 в 20:56
        Cпасибо. Хорошо написано.
        ——————————————————
        Спасибо большое за отзыв, уважаемый Abram Torpusman!

  7. Что-то мало комментов.
    Такое заслуживает множества положительных откликов.

    1. В.Зайдентрегер: 12.10.2024 в 17:36
      Что-то мало комментов.
      ————————————
      BORIS: 12.10.2024 в 18:04
      Все наверно постятся
      ————————————
      Спасибо, уважаемые коллеги, и Хатима Това!

  8. Легко и хорошо написано и вызывает желание написать собственные детские воспоминания. Отцовские-то я как-то незаметно для себя записал — не полностью, конечно, а до своих (за исключением армейских «воспоминашек» так руки и не дошли. А ведь они не мение интересны — по крайней мере для меня.
    И память у меня исключительно противная — даже не даёт спать по ночам, прокручивая картинки из детства.
    Это (запись воспоминаний) надо бы сделать вовремя — иначе может получиться, как у моего тестя, который уже умирая от рака в возрасте 92-х лет попросил ручку и тетрадь, чтобы записать историю своей очень интересной жизни, но… не успел.
    У меня осталась его тетрадка с всего несколькими записями.
    Вот так — вся жизнь и всего несколько строчек…

    1. Zvi Ben-Dov: 12.10.2024 в 10:46
      Легко и хорошо написано и вызывает желание написать собственные детские воспоминания.
      ————————————
      Спасибо на добром слове, уважаемый коллега. Конечно напишите. И, уверен, напишете. А мы прочтём, не сомневаюсь, с интересом.

  9. Дерево растёт и каждый год меняет
    Крону листьев изумрудных по весне.
    Дерево живёт пока его питают
    Корни, спрятанные в глубине.

    Очень вкусно написано. Читается с упоением.
    Всё просто. Написано от души.
    Каждый рассказ — это как кусочек смальты из Мозаики Детства…

    1. Yakov G Kaunator: 12.10.2024 в 03:19
      Дерево живёт пока его питают
      Корни, спрятанные в глубине.
      ———————————————
      Спасибо за отзыв, уважаемый Yakov G Kaunator!
      Позвольте спросить, это Ваши строки?

      1. Я не хотел! Вы вынудили меня признаться)))https://proza.ru/2011/12/25/368
        Спасибо вам за доброе слово.
        С уважением, Яков.
        (маленькое дополнение о возрасте — в конце этого цикла)
        http://samlib.ru/editors/k/kaunator_j/japonskiemotiwy.shtml
        Кольцами под корою
        Дереву возраст отмечен.
        Где-то в них юность моя…

        Стрелок часов шаг
        Мне отмеряет мой век.
        всё — суета сует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.