Игорь Мандель: Чернеет слепое пятно на востоке

Loading

Все в этом пассаже вызывает активное сопротивление. Почему Запад без России находился бы в полной растерянности? Экономически Россия — очень малая величина; те 3,5% мирового валового продукта, которые она примерно имеет (при отсутствии чего-то монопольного), были бы немедленно перекрыты другими экономиками. В военном смысле, главной и единственной головной боли Запада, если бы ядерное оружие России вдруг исчезло, мир бы вздохнул с колоссальным облегчением, то есть была бы не растерянность, а полное счастье.

Игорь Мандель

ЧЕРНЕЕТ СЛЕПОЕ ПЯТНО НА ВОСТОКЕ

…я слишком привык к тому, что вот уже скоро полвека чернеет слепое пятно на востоке моего сознания…

Владимир Набоков (по поводу возможности издания «Лолиты» в СССР)

Раскололась древняя лира,
груды слов превратились в прах;
я не вижу русского мира
в надвигающихся мирах.

Виктор Фет, Баллада, 12 января 2023

Игорь МандельСтатья профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина “Самобытное государство-цивилизация, его соседи и родственники” приблизительно вот о чем. Он начинает с известного (хотя и не сильно популярного) определения цивилизации Уильяма Макнилла (1963) (подчеркивания мои): «крупнейшее сообщество, объединённое общим литературным каноном и представлениями о человеческом поведении, сформированными этим каноном» и констатирует, что если «…применить это определение к хантингтоновскому списку основных мировых цивилизаций, получится, что китайская, японская, индийская и исламская — бесспорно цивилизации, африканская и латиноамериканская — бесспорно не цивилизации, православная — не вполне, а западная — в прошлом.» А почему западная в прошлом? Во-первых, потому что «литературный канон» в каждой западной стране разный (в Англии — Шекспир, в Германии — Гете и Шиллер, а в США — вообще «Декларация о независимости»; разбору этих различий, очень интересных самих по себе, посвящено довольно много места). А во-вторых — потому что «словосочетание «западная цивилизация» исчезло из академической жизни и политической риторики, оставшись в виде стыдного воспоминания и точки отсчёта для новой революционной ортодоксии» (под последней понимается, как можно заключить, современный антиколониальный дискурс, концепция » хрупкости белых» (“white fragility”), “антирасизм” и прочие левые псевдоучения, заполонившие Америку).

Затем утверждается следующее: «Сегодняшний Запад пребывает в состоянии некоторого недоумения. И если бы не Россия, находился бы в полной растерянности. С одной стороны, он называет себя международным сообществом, соразмерным всему человечеству, а с другой — представляет собой военный и экономический союз, направленный против тех, кто по малопонятным причинам против него. В отношениях с окружающим миром он неизменно выступает в роли армии света, противостоящей силам зла, а у себя дома (в школьных учебниках, университетских семинарах и всё чаще в массмедиа) он — злодей, нуждающийся в бесконечном покаянии. И только присутствие сил тьмы (на этот раз в форме «автократий», пришедших на смену миру рабства, империи зла и оси зло/международный терроризм) позволяет Западу сохранять под одной крышей два чуждых друг другу мира: англо-американский и западноевропейский космополитизм… и восточноевропейский этнонационализм (согласно которому «Эстония для эстонцев» — основополагающий принцип политической и социальной жизни).”

Все в этом пассаже вызывает активное сопротивление. Почему Запад без России находился бы в полной растерянности? Экономически Россия — очень малая величина; те 3,5% мирового валового продукта, которые она примерно имеет (при отсутствии чего-то монопольного), были бы немедленно перекрыты другими экономиками. В военном смысле, главной и единственной головной боли Запада, если бы ядерное оружие России вдруг исчезло, мир бы вздохнул с колоссальным облегчением, то есть была бы не растерянность, а полное счастье.

Я не помню, чтобы Запад называл себя «соразмерным всему человечеству» (что вообще это значит?) — напротив, он пытается предложить свои правила этому самому человечеству, иногда даже насильно, с очень переменным успехом. Почему это Запад есть «экономический союз, направленный против тех, кто по малопонятным причинам против него.»? Запад сначала взрастил своих главных конкурентов, Индию и Китай (а во времена индустриализации — тот самый СССР), а сейчас находится в состоянии конкуренции с ними, что абсолютно органично и подлежит всякий раз рациональному объяснению, насколько вообще можно рационально объяснить отдаленные никем не предвиденные последствия стихийного капиталистического развития. Кто «против него”? Китай? И это малопонятно?

Почему «автократии» взяты в кавычки? Автор сомневается? Это не автократии? Он не видит разницу между США и Россией или Китаем? Почему «два мира» чужды друг другу? Прибалтийские страны, коли намек на них, чрезвычайно быстро вписались в мировую демократическую систему и радикально в этом смысле ничем от США не отличаются. Да, там, безусловно, есть некий этнический уклон, что элементарно объясняется их малыми размерами и страхом раствориться в славянском море — а что, у Ю. Слезкина есть какое-то альтернативное решение? Открытие границ? Не думаю, что автор книги со многими тонкими наблюдениями «Еврейский век» (хотя и к ней есть множество претензий исторического характера) порекомендовал бы нечто подобное Израилю — ну, и тут то же самое. Их счастье, что успели вступить в НАТО до 2022 года.

Эти и подобные рассуждения завершаются красивой фразой, ради которой, наверно, вся конструкция и строилась: «Западная цивилизация перестала быть осмысленным понятием и предметом изучения. Запад есть, а слова нет. Есть империя, но нет цивилизацииВсе здесь не так. Западная цивилизация была и есть абсолютно осмысленное понятие — по крайней мере для меня и для миллионов мигрантов, двигающихся почему-то только в эту якобы неопределимую и темную зону. Очень печально, если бы она «перестала быть предметом изучения«, но это, конечно, не так, ее изучают денно и нощно со всех сторон — допускаю, что не в тех журналах и книгах, которые читает Юрий Слезкин. А какая, собственно, “есть империя”? Как она называется? «Запад», что ли? А какой, собственно, нет цивилизации? В смысле определения Макнилла? Так это определение более чем странное (о чем, собственно, в статье и говорилось) — уж Тойнби или Хантингтон, или Диамонд, или Турчин никакой литературный канон в свои определения не включали, и ничего, люди пользуются.

«А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество — я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней всё Афетово племя, а наша идея — объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама. Как же быть?» — цитирует автор Федора Михайловича.

«Как быть, добавлю я полтора века спустя, если Афет смеётся, как Хам, над наготой отца своего? И как быть, когда второе отечество воюет с первым?» Достойное завершение статьи, главный вывод.

Да, Россия очень любит Европу, примерно как волк овцу. Настолько, что готова «объединить все нации этого племени«. Уже один раз объединяла, аж вплоть до Праги и Берлина. Теперь опять пробует, начиная с Украины. Как быть, в самом деле? Почему эти дети Афета никак не объединяются? Не чувствуют, что ли, свою цивилизационную близость к восточному соседу? Ну, не чувствуют — покажем; не поймут — научим.

Я не стал бы столь подробно рассматривать одну из сотен статьей, выходящих ежедневно на темы, связанные с Россией. Я не считаю ее, как видно из разбора, особенно, глубокой — это, скорее, игра с несколькими понятиями, где главное (фундаментальное отличие России от западных стран) остается за кадром, а поверхностное (типа литературного канона) рассматривается как системоопределяющее. Меня поразило удивительное сочетание трех обстоятельств в этой публикации: личности автора, времени и места публикации.

Юрий Слезкин не зря является одним из наиболее известных русскоговорящих гуманитарных интеллектуалов, работающих на западе. Среди его нескольких книг грандиозная (больше 1000 страниц) «Дом Правительства. Сага о русской революции» (2017) не дает никаких оснований усомниться, что чего-то он не знает о СССР, о той и об этой России. Все он прекрасно знает. Настолько хорошо, что этот труд был награжден престижнейшей в России Валдайской премией 2020-го года. Той самой, лауреатом которой годом ранее стал Джон Миршаймер, возлагающий вину за нападение России на Украину на политику НАТО (позиция, очень близкая к таковой Ю. Слезкинa). И той самой, которая имела в своем шорт-листе в 2019 году Сергея Караганова, который вполне академически говорил позднее о том, что пора бы превентивно вдарить ядерным оружием по зарвавшимся янки и их европейским сателлитам.

Статья “…представляет собой отредактированную стенограмму лекции, прочитанной автором на факультете мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в мае 2023 года” (более точно — 29-го мая). Высшая школа экономики мне немного знакома, в 2011 году, в мой единственный пост-эмиграционный визит в Россию, я там выступал с докладом.

Тогда она считалась наиболее либеральным российским институтом; меня напрягли, помнится, только две детали. Первая — какая-то очень сложная система пропусков в здание, с полицией, с фотографиями и т.д. (по контрасту с Гарвардом, где ничего вообще нет). Вторая — странное чувство, посетившее меня, когда я пришел на собрание в огромный общий зал, куда научный руководитель школы Евгений Ясин пригласил выступить Константина Райкина. Странным мне показалось то, что Райкин очень выразительно прочитал студентам и преподавателям почему-то «Из Пиндемонти«. Говорить молодой поросли российских либералов, так сказать, что «мало горя мне, свободно ли печать / Морочит олухов, иль чуткая цензура / В журнальных замыслах стесняет балагура» мне показалось как-то не комильфо. Теперь уже кажется иначе: Райкин чувствовал, что именно надо говорить, но не помогло: самым печальным образом ему дали позднее понять, что горя от нарушение чуткой цензуры может быть совсем немало.

С тех пор ВШУ сильно повзрослела. Либеральные шалости давно отброшены. Бывший многолетний ректор, а ныне научный руководитель, легенда либерализма тех лет Ярослав Кузьминов учит молодежь работать в условиях военной экономики, в то время как его жена, Эльвира Набиулина, председатель Национального Банка России, демонстрирует чудеса в поддержании этой самой экономики на плаву. Нынешний ректор, Никита Анисимов, берет встречный план (как раз за несколько дней до лекции Слезкина): «Согласно Указу Президента РФ, появилась спецквота для детей участников СВО, по которой было выделено 10% мест от контрольных цифр приема. НИУ ВШЭ намерен принять студентов сверх этой квоты, оплатив их обучение за счет своих средств.» Это благородно, это честно — надо и из своих средств помогать машине войны, не только же за государственный счет. Пусть чувствуют там солдатики в Бахмуте, что Родина их не бросает, пусть убивают украинцев еще более уверенно в надежде на хорошее образование попозже; заслужили. После начала войны и подписи ректора под письмом о ее одобрении из ВШУ уволилось (самостоятельно и под давлением), по разным оценкам, от 150 до 700 человек из семи тысяч работающих. Но все это, явная политизация института, его превращение в «НИИ при Кремле» не остановилo профессора.

То есть картину происходящего можно представить себе следующим образом. Известный преуспевающий американский ученый, автор многих книг и статей, прекрасный специалист по истории России, едет в страну, президент которой подлежит аресту по решению Международного Криминального Суда, в московский институт, поддерживающий войну не абстрактно, а очень даже конкретно, и читает там лекцию, в которой рассуждает о тонких различиях российской и западной цивилизаций, совершенно не обращая внимания на тот факт, что принимающая “страна-цивилизация” с невероятной жестокостью ведет захватническую войну. Затем он печатает этот материал в российском журнале (кстати, непонятно, смог ли бы он это сделать в западном), не упоминая о войне вообще, если не считать риторического вопроса в последней фразе «И как быть, когда второе отечество воюет с первым?», отсылая к фразе Достоевского «Европа нам второе отечество».

Так теперь и я спрошу — как быть? Как относиться к таким людям? Ценить их за все хорошее или перестать здороваться за все плохое? Каким образом образованность и независимость (в конце концов, Ю. Слезкин живет в Калифорнии, не в Москве) не помешали ему сделать то, что он сделал? Почему не сработали элементарные тормоза морали? Сотни лучших людей России покинули страну сразу после начала агрессии; тысячи сидят в ней, придавленные страхом и невозможностью уехать — а вот некоторые совершенно добровольно едут и выступают. Россия, между прочим, находится под американскими санкциями; многие компании уходят сами, бросая огромные активы — но и подобное поведение не есть пример, как выясняется, для других американцев.

Главное значение лекции Ю.Слезкина для ВШУ, я думаю, не в его рассуждениях о двух или более цивилизациях, а в самом факте выступления. Американский профессор, столь обычный еще два года назад, сейчас является редкостным и очень положительным приобретением. Его присутствие создает ощущение нормальности происходящего — то, что культивируется властями и поддерживается населением, которое категорически не хочет включать войну в свою ежедневную повестку. Я не делал специальную проверку и не знаю, как много других западных ученых посещает Россию и печатается в ее журналах, но предполагаю, что Ю. Слезкин, конечно не одинок. В этом отношении я, наверно, несправедлив — почему именно он? Если приезжает какой-то математик, он может сослаться на чисто профессиональную заинтересованность (хотя, конечно, многие известнейшие ученые немедленно порвали с Россией всякие научные отношения — как, скажем Евгений Кунин), но все-таки тут специалист именно по политической истории России… И не оставляет меня печальная мысль, что если человек, который знает так много, которому нельзя заморочить голову, как в сталинское время Леону Фейхтвангеру или Бернарду Шоу, косвенно поддерживает режим, развязавший войну — значит, какой спрос с других?

Будет ли он отговариваться, что поехал лишь «пообщаться с просвещенными коллегами», или «навестить друзей», или «сделать доклад наиболее подготовленной русскоязычной аудитории» или не будет отговариваться вообще, ибо ничего плохого в поездке не видит (да, может, в конце концов, просто получил хороший гонорар за выступление) — не я ему судья. Но поневоле вспоминаются слова Владимира Набокова, который категорически отказался посетить после войны Германию, сказав, что «Боится случайно пожать руку убийце«.

Набоков, которого столь часто упрекали в перверсиях, в педофилии и тому подобном, Набоков, сверхтонкий во всех других ситуациях человек, создавший целую галерею героев, «истинные» чувства которых до сих пор расшифровывают литературоведы — здесь, в реальной жесткой ситуации, поступил абсолютно просто и без всяких экивоков. Каким бы изысканным в творчестве и жизни он ни был, всегда проводил черту между черным и белым.

Владимир Сорокин, на которого вообще каких только собак не навешивали в разное время, “певец” немыслимой брутальности в невероятных пропорциях, изобретатель невообразимо гнусных ситуаций, сделал совершенно то же самое. Немедленно отбросил «все не так просто» идеологию (а уж кто как не он знает, что все не просто!), в первые дни войны опубликовал совершенно блестящее и точное антивоенное эссе, а впоследствии заявил, что не может вообще заниматься литературой, пока льется кровь и не вернется в страну при современном режиме. Его слова «Конечная цель Путина — не Украина, а западная цивилизация, ненависть к которой он впитал, лакая черное молоко из сосков КГБ«, ничуть не потеряли свою точность с 27 февраля 2022-го года, когда они были сказаны.

Все, ребята. Мне не на что опереться. Я всегда писала только о своих. О жителях России. И жалела их, пьющих, безобразных, и черпала у них слова, иногда невообразимые и новые. Сейчас я не жалею этих «своих» — нападающих, воров и насильников, убийц детей и разрушителей чужой жизни — и их озлобленной родни, матерей и жен. Я никогда о них — и для них — не буду писать … агрессивная война, внезапная и необъяснимая ненависть большинства нашей (русской по языку) нации к соседнему — родному нам — украинскому народу покончила с моей профессией.” И кто бы смог такое написать? Людмила Петрушевская

“Людей вытягивать из этой безнадеги, … объяснять, … как жить хотя бы в следующем поколении либо лучше, либо с надеждой на лучшее. С этой миссией интеллигенция не справилась, потому что от нее отказалась. Число людей, которые согласились с необходимостью хоть как-то бороться и хоть что-то говорить, измеряется, наверное, парой десятков. При этом число людей, откровенно примкнувших к власти в этом антикрестовом походе, тоже измеряется десятками. Абсолютная часть интеллигенции вместе со всем народом залезла под корягу и сидит под ней.” А это кто? Дмитрий Глуховский

Слова этих глубоко русских писателей, разделенных между собой возрастом, стилями и жанрами своих текстов, куда точнее говорят о той самой цивилизации, которая вроде бы «перестала быть осмысленной» — она еще как осмыслена, раз ее так ненавидят одни и так хорошо понимают другие. Цивилизации (западной) нет, а война с ней есть — если так Ю. Слезкину больше нравится. Цивилизации (российской) нет — а моральный приговор ей есть.

Чем дольше длится война, тем выше вероятность пожать в России какую-то не ту руку. Не тому, кто убивал лично — так тому, кто приказывал. Тому, кто делал оружие для того, кто убивал. Кто писал программы для полета ракет. Кто делал расчеты для этих программ. Кто вообще чего-то делал, ибо почти все идет «для фронта, для победы». Как тут провести грань, как отделить «мирный сектор» от военного? Это столь же трудно, как найти внутри себя ту границу, по которой мы отделяем хорошего человека от плохого и либо рвем с ним отношения, либо нет.

Простите нам трюкачество,
Картинки и стишки.
А мы простим палачества
И прочие грешки —

писал Давид Самойлов в 1967 году. И что, как далеко от этого консенсуса ушло общество? А ведь какое трюкачество нынешняя просвещенная власть прощала! Даже о Сталине дозволила всякие гадости говорить — иначе не видать бы Ю. Слезкину Валдайской премии! А им все мало!

Тут и лежит вся трагедия столь широко обсуждаемой проблемы «хороших русских«, живи они в России или за рубежом. Две неопределенности — внутри каждого человека, принимающего решения, связанные с моральным выбором и внутри общества, подавляющая часть которого «сидит под корягой» — сплелись в один клубок, который невозможно распутать. Гибридизация современной войны и политики делает комок еще более плотным. Россия официально никогда не признает, что была так кардинально не права, никогда не согласится, что проиграла эту войну, даже если реально ее вдребезги проиграет; не признает своих военных и гражданских преступлений. Чтобы это случилось, должно произойти настоящее чудо — чтобы к новой власти пришли нормальные люди, а не те, кто, скорее всего, придут. Но чудеса — не тот продукт, который произрастает под пасмурным московским небом. Одно случилось раз с Горбачевым — и все, наверно, на пару сотен лет.

А раз так, сложность разделения овец и козлищ даже после войны только увеличится. Если раньше в том же самом «неизученном» Ю. Слезкиным Западе крайне сочувственно относились к «жертвам коммунистического режима», то тогда это будет почти невозможно сделать — режим приложил все усилия, чтобы запачкать всех.  почти все действительно запачкались, несмотря на море доступной информации, в отличие от закрытого общества создателей ЧК и КГБ. Это еще одна огромная беда, которая ожидает страну, помимо всех более понятных прочих.

Наивные и задорные «Антимиры» Андрея Вознесенского эволюционно-революционно развились в мрачный и безнадежный «Русский антимир» Михаила Эпштейна. Чернеет, чернеет слепое пятно на востоке Европы. Чернеет оно на востоке и моего сознания.

____________________________

Примечание

Я очень благодарен Виктору Фету за обсуждение и ссылки на некоторые материалы.

Print Friendly, PDF & Email

28 комментариев для “Игорь Мандель: Чернеет слепое пятно на востоке

  1. Ефим Левертов:
    Вы как-то пропустили, что тезис «Почему Запад без России находился бы в полной растерянности?» принадлежит не мне, а Слезкину: «И если бы не Россия, находился бы в полной растерянности.» Я терпеть не могу подобные высокопарные и бессодержательные заявления, манипулирование плохо определенными терминами и т.п., поэтому я лишь мельком заметил, что это не так и не развивал всерьез свою мысль. Так что не стоит на ней особенно зацикливаться. Да и вообще, как я сказал ранее, статья вовсе не об этом.

  2. Борис Геллер: спасибо на добром слове. Вся статья именно об этом — о моральных решениях, не о политических. Поэтому не могу не выразить своего восхищения по поводу отмены Вами своего сотрудничества с Россией.

    Ася Крамер: рад, что удалось сделать наводку. Я тоже могу найти в текстах Слезкина немало интересного. Просто начиная с какого-то момента это становится как-то неинтересным и неважным. Поэтому я занимался «критикой» статьи Слезкина лишь вскользь, эскизно — не в этом был мой пойнт, хотя мог бы много чего сказать насчет его расплывчатой логики и более чем сомнительных аналогий. Но таковы все гуманитарные тексты, их легко и бессмысленно критиковать. В какой-то момент, однако, вся расплывчатость должна кончаться — и война, так сказать, и есть этот самый подходящий момент.

  3. Игорь, спасибо.
    Прекрасная статья, глубокая и правильная.
    По поводу Слезкина: ездить в Россию сегодня и читать там лекции, — «западло» любому разумному ученому, это мерзкая проституция. Могу лишь сказать, что на следующий день после начала войны я отменил свое сотрудничество с МГМИМО.
    Что до Запада, то он добровольно похоронил себя, впустив в недопустимых количествах мусульман, у которых и мысли об интеграции нет, не было, и не будет. Будет Мечеть Парижской Богоматери.
    О США: никто и подумать не мог, куда скатится «компас демократии». Но, увы, — медицинский факт.
    Прогноз — китайское иго неизбежно. Как говорил Конфуций, «Длинная дорога начинается с первого шага», а Китай стартовал уже очень давно.

    1. «Прогноз — китайское иго неизбежно. Как говорил Конфуций, «Длинная дорога начинается с первого шага», а Китай стартовал уже очень давно.»
      _____________________________

      «Избежно» 🙂
      Скоро выяснится, что китайская экономика такая же вторая, как была второй рассейская армия.
      Будет забавно всё это наблюдать 🙂

      P.S. И, кстати, кто сказал, что Израиль с США заключили католический брак? В случае чего разведёмся и… в любовницы к Китаю. Он уже давно нас домогается 🙂

      1. Вы знаете, Григорий, давным-давно, когда я был таким молодым…, очень много писалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть, и Япония обгонит США.
        И что?
        В совеменном мире важно не только количество выплавленного чугуна на душу населения, или по-иному — количество произведённого ширпотреба, но ещё и НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ потенциал. И тут Объеденённая Европа — это чудо современности, которую вот опять здесь похоронили, безусловно на 2-м месте в мире.

        1. Европа уже лет двести интенсивно умирает.
          Хотелось бы порвать несколько аккордеонов на похоронах 🙂

    2. Борис Геллер: 03.10.2023 в 15:47 :

      1) По поводу Слезкина: ездить в Россию сегодня и читать там лекции, — «западло» любому разумному ученому, это мерзкая проституция.
      ===
      Я с этим во многом согласен, но меня сильно смущает следующее: для англичан, где-то в 1935~6 вопрос «разрешить ли Гитлеру ремилитаризацию Рейнской области» был очень важен, а вопрос «осуждать ли своих спортсменов, которые решили участвовать в Берлинской олимпиаде 1936» был второстепенен.

      И я не просто так сделал это сравнение. Я считаю, что вмешавшись в 1935-ом Англия смогла бы относительно легко предотвратить Вторую Мировую. И что Америка администрации Байдена сейчас повторяет (как фарс) трагедию ошибку Англии в 1935-ом.

      2) Прогноз — китайское иго неизбежно.
      ===
      Не уверен. Про это есть хорошая лекция украинского философа Андрея Баумейстера: «Осколки старого мира и рождение новой эпохи. Что нас ждет в ближайшем будущем?»
      https://www.youtube.com/watch?v=-kM44gkYdio

  4. Спасибо Игорю Манделю. По его наводке прочла статью Юрия Слезкина (видимо, сокращенный реферат по его университетскому курсу о “Культурных пантеонах” -это его любимая тема, знакомая еще по “Эре Меркурия”).
    Мне нравится Слезкин, его язык, его нацеленность на культурный код и умелое препарирование оного , его уровневые ступени по которым он с легкостью то опускается в философские глубины, то воспаряет к стилевой воздушности.
    Хочу выразить два «поинта» в связи со статьей Слезкина . И даже безотносительно к статье.

    О “Памятникоделании”
    В его лекциях или статьях много имен. Говорят ли они столько американскому студенту, сколько нам? Собственно, да и мы тоже знаем многих только по звук. Много ли мы читали Эминеску, Руставели, да и некоторых других главных героев национальных пантеонов? Когда из писателя делают памятник, он уже начинает служить другим целям.
    “Памятникоделание” началось сразу за распадом империй и заменой их на национальные государства.
    Империи были “плавильные котлы”, но вдруг, словно по мановению некоего Архитектора, образовались десятки национальных государств с образным слоганом, который приводит Слезкин: “Эстония для эстонцев!” (Замените на “Украина для украинцев”, а “Молдавия для молдаван”, можно и румын). В то же время, именно то государство которое и возникло исключительно на национальной почве и для национального спасения, именно это государство из подобных пантеонов исключается. Его национальный характер явно осуждается. В его случае все знаки замененеы на противоположные: то, что другим во благо, этому ближневосточному государству во вред, и наоборот.

    О “Языкоделании”
    Слезкин пишет: “Памятники Пушкину в Москве и Камоэнсу в Лиссабоне были открыты одновременно, в июне 1880 года. И в той и в другой церемонии участвовали тысячи правоверных читателей. И тот и другой универсален, потому что национален, и национален, потому что универсален. И тот и другой создали национальный литературный язык и выстроили вокруг себя национальный золотой век. И тот и другой почитаемы в школе и дома, официально и интимно”.

    Вы знаете, я недавно стала перечитывать Пушкина! Да-да, “Евгений Онегин”! Все-таки это очень-очень странно! Старик Державин, который “в гроб сходя, благославил”, писал довольно нелепым стилем. И вдруг появляется пушкинский сверкаюший, чистый, беспримесный язык! Это знаете похоже на что? На 
языковой update! Или на upgrade! Это процесс не растянутый во времени, а одномоментный. Ведь мы с вами уже подкованы (см. мою заметку «Хаврака! Хаврака!) и понимаем, что на язык тоже распросраняются законы моделирования.

  5. Сразу после нападения Путина на Украину комментаторы терялись в догадках о причинах этого явления. Также много писалось, что ФСБ-чиновничья коррупционная власть в РФ не опирается на какую-либо идеологию. Но в последнее время стали слышны голоса, говорящие о том, что в РФ утвердилась идеология неосталинизма —
    путинизм. Фактически Сталин отошел от классического марксизма/коммунизма, превратив СССР в империю, претендующую на мировое господство. От коммунизма в его идеологии осталась лишь всеобщая отмена частной собственности в пользу государства. Ленин в начале 20-х понял, что такой экономический уклад в долгосрочном смысле обречен. Поэтому он и писал, что НЭП — «это в серьез и надолго». Скорее всего в ФСБ это давно поняли и вернули страну к госкапитализму во главе с самими собой в качестве собственников. Но сталинское стремление к мировому господству осталось. Вот это и есть путинская идеология русского мира. Поэтому уход Путина мало что изменит. Так же как это произошло с уходом Сталина. Так что Игорь прав: большинство россиян, т. е. приверженцев русского мира, — не рукопожатые.

  6. Спасибо всем, кто прокомментировал статью. Но ее смысл был все-таки не в том, чтобы делать какой-то военно-политический анализ ситуации (на эту тему написано тысячи материалов, и многие авторы комментариев тоже постоянно сбиваются в эту область), а чтобы высказать вполне персональное мнение. А именно: Россия так завязла в этой войне, что мне страшно туда соваться с какими-то своими рассуждениями, дружбами и т.д. Но есть люди типа проф. Слезкина которые так совсем не думают, и мне на это печально смотреть. Вот все.

    1. Кстати, широко известную книгу Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире» я читал практически параллельно с работой Джерри Мюллера «Капитализм, коммунизм и евреи».

    2. Должен извиниться перед Автором статьи за свои столь политизированные претензии. Очевидно следовало сначала прочитать статью Слезкина. Она совсем не об этом. Она сугубо гуманитарная, и совсем не идеологически политизированная. Статья кстати замечательная и, очевидно, вполне адекватная своим намерениям. Именно в этом я совершенно не согласен с Автором нашей статьи. Одна дополнительная претензия все-таки есть: «Почему Запад без России находился бы в полной растерянности?», — спрашивает Автор нашей статьи. Так это же очень просто. Западу очень нужна Россия как потенциальный противник. Известен эпизод о том, что Россия хотела войти в НАТО. Здесь было три исхода: принять Россию, не принять Россию, распустить НАТО. Пошли по второму варианту, иначе как Америке продолжать играть роль «светоча на холме», «нации всех наций», как написал недавно г-н Гарбузов.

      1. Невыгодно дружить с Россией —
        У ней отменный аппетит,
        А «закрома» всегда пустые —
        Пусть лучше во врагах сидит…

        Думаю, что это четверостишие вкратце отражает вывод, к которому пришли США после пятнадцатилетней дружбы с Россией.

        Попробую объяснить…
        Друзей (особенно таких, как Россия) надо кормить, а в качестве врагов они сами кормят. Причём, и себя и врага своего. США это (выстраданное в 90-х) понимание принесло только за последние пару лет, думаю, триллион ++ $. Такой вот (грустный) парадокс.
        Когда Россия дружила с Европой и США — она была этакой попрошайкой. Ей давали какие-то деньги, которые сразу же разворовывались. Своё производство (во всех сферах) или разворовали или закрыли. Жизнь на содержании казалась тому руководству более привлекательной. Всё это было накладно, причём, по двум направлениям сразу:
        1. На содержание надо всё время давать деньги;
        2. Поскольку Россия теперь друг — оружие другим друзьям (богатым, кстати) не продашь. Зачем, если нет никакой угрозы?
        Отсюда двойной убыток. США поняли, что теряют бабки из-за дружбы с Россией, подкармливая её лидеров. То, что при этом народ России в полном дерьме их, конечно, не интересовало.
        Победа в холодной войне в виде самодемонтажа СССР приятно чесала самолюбие, но приносила сплошные убытки.
        И тут (на радость всем) появился Путин. Он постепенно стал превращать Россию во врага на радость обеим сторонам. Введя санкции США пришпорили восстановление российского производства и сельского хозяйства. Россия сама себя содержит и в качестве угрозы обеспечивает жирные заказы богатых союзников США. При этом (заметьте такую странность) многие области сотрудничества, например, космическая программа — не страдают.
        Странная ситуация — не так ли?

        Написал давным-даавно. Потом добавил, что США нужна сильная, враждебная и… вменяемая Россия. Но у Путина вдруг «поехала крыша» и Россия стала невменяемой. Потом Россия об@ралась в Украине, и стало ясно, что Россия оказалась ещё и слабой. Но слава Богу появился Китай и скоро США окончательно поймут, что Россия им… больше не нужна — пускай разваливается. Главное, чтобы без ядерных проблем.

      2. Хочу вернуться к вопросу уважаемого Автора статьи: «Почему Запад без России находился бы в полной растерянности?». По размышлению я решил, что мой первый ответ, отсылающий к НАТО, отдает некоторой вульгаризацией. Вполне очевидно, что здесь Слезкин имеет в виду так называемую «культуру отмены». Я вспомнил здесь почти анекдотичный случай с запретом участия россиян (преимущественно россиянок) в американской выставке кошек (не смейтесь, пожалуйста). Один известный американский господин, ни разу не замеченный в симпатиях к Путину, ехидно спросил все-таки по этому поводу: «Что, будем делать анализы кошачьей крови на наличие в ней русских компонентов?» Но вопрос серьезнее. В одной из американских художественных галерей, по просьбе наследницы большого русского художника, изменили название его картины с «Женщины в русской одежде» на «Девушку в украинском платье», а ведь название картине дал сам художник и оно устоялось. Недавно я прочитал, что на западных оперных площадках ищут замену Анне Нетребко, даже в тех партиях, где ее авторитет был неоспоримым. Как всегда, впереди паровоза бегут восточноевропейцы. В Польше не хотят сейчас исполнять музыку Чайковского. Писать можно много. Вот вам и ответ на вопрос о растерянности Запада перед Россией.

  7. Согласен с критикой автора уровня научности идей Юрия Слезкина и моральности его косвенной поддержки агрессии России.

    Но после многих повторений одного и того же, мораль это уже НЕ моральные намерения, а моральный результат.

    В таком смысле Ю. Слезкин он белоснежный ангел по сравнению со всеми «высоко моральными» и супер-дупер «про-украинскими и анти-российскими» американскими сторонниками политики администрации Байдена в этой СВОйне.

    1. «Почему Запад без России находился бы в полной растерянности?»
      ===
      По-моему Ю. Слезкин объяснил (притом приятным для России способом), почему коллективный Запад НЕ хочет распада Россиийской Федерации как государства в результате разгрома её армии в этой СВОйне.

      Мне тут наиболее интересны причины и особенно методы реализации этого решения Запада, но статья о другом: уважаемому автору статьи (Игорь Мандель) противна «приятность для России» объяснения Ю. Слезкина.

      В этом я согласен с мнением автора, но мне важно другое: больше всего меня пугает разрушение международной системы безопасности и начало эры широкого распространения ядерного оружия среди 3-их стран. Я вижу в этом довольно много косвенного партнёрства между нынешней Россией и американскими Демократами. По-моему это строительство тоталитарного «1984» в общемировом масштабе: с его 3-я тоталитарными империями (включая лево-тоталитарную Америку), которые разделили мир на сферы влияния и ради отвлечения своего плебса потихоньку но бесконечно воюют между собой на «спорных территориях».

  8. Комментарий Ефима Левертова не только ближе мне, но попросту куда более внятен, чем вся эта страхолюдия доктора наук. Из чего взято, что Россия покушается на Зап.Европу? Не кажется ли, что происходит нечто обратное: США тщеславно всячески стремится к оправданию дурацкого, когда-то популярного понятия «американский век» — стремится утвердить свою сверхзначительность. Это вызывает тем большее отвращение, чем нагляднее загнивание самой этой американской цивилизации, о чём так выразительно написали здесь совсем недавно местный философ Дынин и гроссмейстер Гулько.
    «Если бы ядерное оружие России вдруг исчезло, мир бы вздохнул с колоссальным облегчением, то есть была бы не растерянность, а полное счастье».
    А мне вот кажется, что было бы отнюдь не счастье, но — на просторах огромной страны с её бездной народов и тремя конфессиями разыграли бы то, что затеяно было в относительно скромной Югославии — гражданская война всех против всех, способная вылиться в мировую…
    Пусть уж будет всё, как есть. Война на Украине отвратительна, как всякая война, но куда менее кровава, а последствия, какими бы ни были, не станут страшнее (я не о масштабах), чем нынешние карабахские. Народы, всё-таки, действительно, дружеские.
    Я — только о народах.

    1. Там, куда дотягивается пята русского мира, царит запустение, разорение, нищета. Тому в истории мы тьму примеров знаем.
      Там, до чего дотронулась длань американского мира, царит процветание и благодать.
      Достаточно сравнить Северную и Южную Корею. Достаточно сравнить Кубу и Вьетнам. Вьетнам, который стараниями СССР был пристёгнут к социализму, вовремя опомнился и нынче превратился в одну из самых быстро развивающихся стран мира. С помощью США.
      И хватит каркать о «загнивающей Америке и загнивающем Западе». Чтоб Россия так «загнивала», как она «расцветает»…

      https://www.youtube.com/watch?v=2EX8RGOGX7Y&list=RDCMUCcSNcvoslI429tBF8FQAa_w&index=4
      https://www.youtube.com/watch?v=7xGiXg3tUzo&t=956s

      1. Рассея
        Эта гордая страна
        Признаком наделена —
        Меньше залежей говна,
        Где кончается она…

    2. «А мне вот кажется, что было бы отнюдь не счастье, но — на просторах огромной страны с её бездной народов и тремя конфессиями разыграли бы то, что затеяно было в относительно скромной Югославии — гражданская война всех против всех, способная вылиться в мировую…»
      __________________________

      Поскольку мировой войны по причине всеобъеблющей немощи Рассеи не предвидится — даёшь вторую гражданскую! 🙂
      А не учредить ли Заппаду специальный фонд за самое кровопролитное сражение будущей гражданской войны в Рассее?
      https://www.youtube.com/watch?v=6AKyT6IidjE
      За самое кровопролитное сражение!

  9. «Я не помню, чтобы Запад называл себя «соразмерным всему человечеству» … — напротив, он пытается предложить свои правила этому самому человечеству, иногда даже насильно, с очень переменным успехом».
    ——————————————
    Насильно предложить всем свои правила — это и есть вообразить себя соразмерным всему человечеству.

    «Почему «автократии» взяты в кавычки? Автор сомневается? Это не автократии? Он не видит разницу между США и Россией или Китаем? Почему «два мира» чужды друг другу?»
    ——————————————
    Все мы помним эйфорию 80-90-х годов. Казалось, еще чуить-чуть и нас примут в «высшее общество». Не получилось. Не вышли рылом.

    «Запад есть, а слова нет. Есть империя, но нет цивилизации» Все здесь не так. Западная цивилизация была и есть абсолютно осмысленное понятие — по крайней мере для меня и для миллионов мигрантов, двигающихся почему-то только в эту якобы неопределимую и темную зону».
    ——————————————
    Начнем со второго предложения — «для меня и для миллионов мигрантов». В этом и есть беда этих мигрантов, включая уважаемого Автора. Обжегшись на молоке, они дуют на воду. Теперь — в начало. Какую цивилизацию предлагаете? ЛГБТ? Смена пола? И т.д., и т.п.

    «…президент которой подлежит аресту по решению Международного Криминального Суда».
    ——————————————
    Этот МУС — сильно политизированная, прозападная организация. Если бы это не было так, то по крайней мере один из президентов США, точно подлежал бы аресту. Вьетнам, Сербия, Ирак, Ливия, что-то еще. Миллионы погибших. Неужели этого не достаточно?

    «Его слова «Конечная цель Путина — не Украина, а западная цивилизация, ненависть к которой он впитал, лакая черное молоко из сосков КГБ» ничуть не потеряли свою точность…»
    ——————————————
    Здесь опять сделаю отсылку к 90-м — началу 2000-тысячных. Как верили мы, что еще немного и вот он желанный Запад. Все кончилось в 2007-м в Мюнхене.

    «…внутри каждого человека, принимающего решения, связанные с моральным выбором и внутри общества, … сплелись в один клубок, который невозможно распутать».
    ———————————————-
    Наконец, есть предложение, которое трудно оспорить.

    «…чудеса — не тот продукт, который произрастает под пасмурным московским небом. Одно случилось раз с Горбачевым — и все, наверно, на пару сотен лет».
    ———————————-
    Не вы ли, Запад, взрастили это чудовище — Ельцина, который сначала захватил власть с помощью Запада, а потом отдал ее с подачи того же Запада Путину?

    Это пока все, но я еще вернусь к Вашей статье, уважаемый Автор.

    1. Лучше пусть выскажутся ваши идейные товарищи.
      Это будет интереснее — даже если они «выдадут на гора» очередную хрень.
      Мне нравится читать чужую хрень — возвышает в собственных глазах 🙂

      1. https://www.youtube.com/watch?v=XgQD-wMrn48
        Партия переходит в эндшпиль и играть его, девушки, буду я
        Вернее не я и даже не Залужный с Зеленским, а обезличенный Запад
        Главное не простудиться всем миром на похоронах очередной Рассейской Империи 🙂

      2. https://www.youtube.com/watch?v=S75f65c8YT0
        Граница России нигде не заканчивается. Но это шутка.
        В.В.Путин
        Шутка ли? Посмотрите на счастье на лицах этого типа… народа ещё до того, как было сказано, что «это шутка» 🙂

    2. 74 года советской власти в СССР — это яркий образец постоянного и последовательного насильственного установления своих правил.
      Напомню, уже в 1918 году Ленин(не буду называть его медицинский диагноз) создал 3-й Интернационал, Коммунистический. Создан был именно для насильственного установления «нового» мира, «мы наш, мы новый мир построим!» Построили. Покажите мне сеггодня этот «новый» мир.
      Странно, что на развалинах этого мира и сегодня последователи 3-его Интернационала ещё кудахчут: «Мы наш! Мы новый мир построим!»

  10. https://t.me/nevzorovtv/10660
    «Это очень смешно, но до сих пор война в Украине так и имеет никакого объяснения.
    Тысячи политологов и пропагандистов -уже полтора года пытаются придумать ее причину.
    Тщетно.»

    1. У этих политологов не хватает здравого смысла понять, что не всегда он движет людьми, что бывают исключения.

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.