Ирина Обухова-Зелиньска, Эрнст Зальцберг: Еврейский кинематограф в Польше. Окончание

 290 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В Италии Вашиньский женился на престарелой графине Тарантини, по смерти которой получил огромное состояние и был принят в самых аристократических кругах, где рассказывал, что он — польский князь, имевший в Варшаве свой дворец. Вашиньский вел блестящую жизнь, деля время между Римом и Мадридом…

Еврейский кинематограф в Польше

Ирина Обухова-Зелиньска, Эрнст Зальцберг

Окончание. Начало

1946–1950 годы

После войны в Польше радикально изменилась политическая обстановка, да и сам тот мир, который изображался ранее на экране, был стерт с лица земли Холокостом. Наступили новые времена. Тем не менее, в первые послевоенные годы было снято еще несколько фильмов на идиш, в том числе фильм с красноречивым названием «Мы, которые выжили». Основанная братьями Госкиндами киностудия возродилась в 1945–1949 годах как «Кооператив Кинор» — одно из кинообъединений государственной киностудии «Фильм польский», директором которого был Александр Форд. Братья Госкинды получили согласие властей на использование помещений, лабораторий, оборудования и пленки для реализации фильмов на еврейские темы и на идиш, а также сумели обеспечить своему объединению финансовую поддержку «Джойнта». В состав группы, которая начала съемки главного послевоенного фильма «Кинора» — «Мы, которые выжили» («Mir, lebngeblibene») — входили: Саул Госкинд (продюсер), Изаак Госкинд (ассистент продюсера), Натан Гросс (режиссер и сценарист), Адольф и Владислав Форберт (операторы), Саул Березовский (музыкальный руководитель). Фильм, представлявший хронику послевоенной жизни варшавских евреев, шел полтора часа. Он состоял из 10 частей, каждая из которых открывалась как бы фотографией в альбоме, и далее следовал тематический фрагмент: восстановление Варшавы, репатриация из Советского Союза, социальные и медицинские учреждения, послевоенные судьбы детей, еврейские кооперативы. В разделе о культурной жизни показаны фрагменты спектаклей с участием знаменитых артистов — Иды Каминской, Мойжеша Липмана и Шмулика Гольдштайна.

В то же время «Кинор» снимал и другие документальные короткометражки, фрагменты которых использовались при монтаже главного фильма студии. Были сняты также три выпуска ежемесячной «Еврейской кинохроники» («Jidisze Film Kronik»), в которой показывались современные события: открытие Еврейского театра, премьеры спектаклей, художественные выставки, репортажи из санаториев для бывших узников концлагерей и т. д. За время существования послевоенного кинообъединения его силами были сняты один художественный фильм — «Наши дети» («Unzere kinder», 1948) и десять документальных.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Биограммы некоторых деятелей культуры, связанных с производством фильмов на идиш.

Ан-ский Семён Акимович (урожд. Раппопорт Шлойме-Занвл (Соломон); 1863, Чашники, Витебская губерния — 1920, Варшава), русский и еврейский писатель, поэт, драматург, публицист, этнограф, общественный и политический деятель. Автор знаменитой пьесы «Диббук», шедшей на сценах многих театров и ставшей основой нескольких фильмов. По политическим взглядам драматург был близок к народникам и под их влиянием начал усиленно интересоваться этнографией. Он принимал участие в этнографических экспедициях в еврейские городки и местечки Волыни и Подолии в 1911–1914 гг., которые пришлось прекратить из-за начала Первой мировой войны. Во многом в результате этих поездок, где С. Ан-ский познакомился с народными рассказами, преданиями и легендами, и была в 1913–1915 гг. написана пьеса. Она сразу вызвала большой интерес, но впервые была поставлена лишь в 1920 г. в Варшаве — сделать это раньше помешали война и революция. Текст пьесы первоначально был написан на русском языке, затем автор перевел ее на идиш, на котором она была поставлена в 1916 г. Виленской труппой. В этом же году Х.Н. Бялик перевел текст на иврит. Однако во время переезда Ан-ского в Вильно он потерял оба свои текста и для постановки в Варшаве ему пришлось отчасти восстановить по памяти, отчасти написать новые фрагменты, основываясь на обратном переводе с иврита. Писателю не было суждено увидеть свой шедевр на сцене — он скончался в Варшаве в 1920 г. в процессе подготовки спектакля. Далее пьеса начала триумфальное шествие по сценическим подмосткам сначала еврейских, а потом и нееврейских театров. В 1922 г. она была сыграна в Москве на иврите на сцене театра «Габима». Постановка была осуществлена Евгением Вахтанговым с Ханой Ровиной в роли Леи. Гастролируя в разных странах, «Габима» сделала эту пьесу всемирно известной.

Балабан Майер Самуэль (Bałaban Majer Samuel; 1877, Львов — 1942, Варшава), польский историк, ориенталист и педагог, раввин, выдающийся исследователь истории польских евреев, соредактор журнала Новая жизнь. После Первой мировой войны поселился в Варшаве, где был соучредителем и ректором созданного по инициативе партии «Мизрахи» семинара раввинов «Tachkemoni». В 1928 г. защитил докторскую диссертацию в Варшавском университете, стал одним из основателей Института иудаики, где был профессором, преподавал также в Свободном польском университете и еврейской гимназии Аскола, с 1936 г. — профессор Варшавского университета. Работал также в Министерстве религиозных верований. В 1940 г. был переселен гитлеровцами в варшавское гетто, где руководил Отделом архивов Юденрата, в 1941 г. стал главным раввином синагоги Ножиков. Погиб при неясных обстоятельствах, возможно — покончил с собой.

Березовский Саул (Berezowski Saul; 1908, Гродно — 1976, Тель-Авив), композитор. Его отец, Файвель Березовский, был руководителем хора Великой синагоги в Гродно и первым преподавателем сына, который затем учился в Варшавской консерватории (1926–1929). В Белостоке был дирижером кинематографического оркестра, сочинял также музыку и выступал в еврейских театрах. Руководил военным джазом. С началом Второй мировой войны выступал в СССР с дуэтом Дзигана и Шумахера, а после их ареста аккомпанировал певице Анне Ножик. После войны вернулся в Польшу, где написал музыку ко многим спектаклям Государственного еврейского театра им. Э.Р.Каминской, а также к польским и еврейским короткометражным фильмам. В 1957 г. эмигрировал в Израиль, где сочинял музыку к фильмам и театральным постановкам.

Божик Макс (Bożyk Max, урожд. Рыпштейн Ицик (Rypsztejn Icyk); 1888, Лодзь — 1970, Нью-Йорк), актер еврейского кино, снялся в 9 фильмах в Польше и США.

Бродерзон Моше (Mosze, Моисей Меерович (Миронович); 1890, Москва — 1956, Варшава), польский поэт, писавший на идиш, художник, один из главных представителей еврейского авангарда в Лодзи. Создатель (вместе с женой Мириам) в 1927 г. популярного в Польше Лодзинского еврейского Камерного театра «Арарат». Провел годы Первой мировой войны в Москве, вращаясь в художественной среде. В 1914 г. дебютировал как поэт сборником стихов «Szwarce fliterlech» («Черные безделушки»). С 1918 г. жил в Лодзи, где начал издавать первый в Польше экспериментальный альманах на идиш (1919), в котором публиковал свои стихи и рисунки. Основал группу «Jung Jidysz», состоявшую главным образом из писателей на идиш, происходивших из Польши, которая пропагандировала народное еврейское искусство. Проектировал обложки и иллюстрировал свои сборники стихов. В 1922 г. основал театр марионеток «Chad gadje». Автор сценария фильма «Веселые бедняки» (1937), в котором играли артисты театра «Арарат». В 1948 г. был выслан в Сибирь, через несколько лет вернулся в Польшу. Его графика остается недооцененной, зато оказалась востребована поэзия — стихи для детей, юморески для кабаре, оперные либретто, сборники на идиш: «Szwarc szabes» («Черная суббота», 1920), «Dos lecte lid» («Последние песни», 1974). Фрагмент стихотворения «Cu di sztern» («К звездам») стал девизом варшавской группы «Chaljaste». Посмертно его стихи использовались в спектаклях Еврейского театра в Варшаве. Был похоронен в Варшаве на известном еврейском кладбище на ул. Окоповой. После осквернения могилы дочь поэта перевезла прах отца в Израиль.

Бродский Николас (Brodsky Nicolas, урожд. Бронштейн Миклош Луи (Bronstein Mikłosz Louis); 1905, Одесса — 1958, Лос-Анджелес), композитор, автор музыки к 34 фильмам, снятым в Европе и США. В 1917 г. вместе с семьей уехал в Венгрию, работал в Будапеште, Берлине, Вене и Риме. С 1934 г. в США, написал музыку к таким голливудским фильмам, как «The Toast of New Orleans» (1950), «Rich Young and Pretty» (1951), «Because You Are Mine» (1952), «Love Me or Leave Me» (1955), «Serenade» (1956). Неоднократно номинировался на «Оскара» за лучшую песню фильма. Многие песни Бродского стали хитами, их записи расходились громадными тиражами.

Варс Хенрик (Wars Henryk, урожд. Варшавский (Warszawski); 1902, Варшава — 1977, Лос-Анджелес), польский и американский пианист и дирижер, один из зачинателей польского джаза. Написал музыку к 95 предвоенным польским фильмам. Во время Второй мировой войны руководил эстрадным оркестром в армии генерала Андерса. После демобилизации уехал в США, в 1954 г. начал работать в Голливуде, где написал музыку к 39 фильмам. Песни Варса исполняли Бинг Кросби, Бренда Ли и Дорис Дэй. Варс — автор ряда произведений для симфонического оркестра и музыки к балету.

Василевская Ванда (Wasilewska Wanda; 1905, Краков — 1964, Киев), польская и советская писательница, поэтесса, драматург, сценарист и общественный деятель. Дочь крупного общественного деятеля, социалиста, сама также занималась активной общественной деятельностью просоветского направления, член МОПР. В 1939 г. бежала в занятый советскими войсками Ковель, приняла советское гражданство и вступила в ВКП(б). Далее — полковник Политупра в дивизии генерала З. Берлинга (польское подразделение в составе Красной Армии). Лауреат трех Сталинских премий.

Вашиньский Михал (Waszyński Michal, урожд. Вакс Мойше (Waks Mosze); 1904, Ковель — 1965, Мадрид), режиссер и продюсер более 50 фильмов, снятых сначала в Польше, а затем, по заказу американских компаний, в Италии и Испании. Среди его лучших работ и самый знаменитый идиш-фильм «Диббук» (идиш: «Der Dibek: Tsvishn tsvey veltn»; англ.: «The Dybbuk», 1937), культовые польские фильмы «Знахарь» («Znachor», 1937) и «Бродяги» («Wlóczegi», 1939).

Учился в еuиве в Ковеле, но был из нее исключен. В 18 лет появился в Варшаве, устроился курьером у режиссера Виктора Беганьского, который посоветовал юноше сменить фамилию. Далее энергичный молодой человек познакомился с Александром Герцем, владельцем киностудии «Сфинкс», и стал ассистировать у таких мастеров режиссуры, как Ордынский, Ляйтес, Шаро. Его карьера в кино была молниеносной — уже в 25 лет он снял первый фильм. Правда, профессионалы и критики считали его авантюристом — он снимал очень быстро и дешево. Но публика обожала его развеселые комедии и слезливые мелодрамы, где снимались лучшие польские кинозвезды того времени. Вашиньский умудрялся снимать по 7 фильмов в год. 1 сентября 1939 г. Вашиньский вместе со своей съемочной группой находился во Львове. Там он и остался, а после вступления в Польшу советской армии (17 сентября) был арестован и сослан в Сибирь. При наборе в армию Андерса (после заключения договора Сикорского-Майского 30 июля 1941 г.) подал заявление о зачислении в нее, причем в анкете указал, что он поляк-католик. Вместе со II Польским корпусом, который был выведен с территории СССР, прошел Иран, далее участвовал в боях в Италии. Именно он возглавлял съемочную группу, которая сохранила для истории битву под Монте-Кассино. В 1948 г. он снял в Италии фильм «Незнакомец из Сан-Марино» с Анной Маньяни и Витторио де Сика в главных ролях.

В Италии Вашиньский женился на престарелой графине Тарантини, по смерти которой получил огромное состояние и был принят в самых аристократических кругах, где рассказывал, что он — польский князь, имевший в Варшаве свой дворец. Вашиньский вел блестящую жизнь, деля время между Римом и Мадридом, где вместе с неким Самуэлем Бронстоном (якобы племянником Троцкого) управлял «фабрикой снов» «Лас Розас». Будучи влиятельным продюсером, принимал участие в съемках «Римских каникул» и хвалился, что именно он открыл Одри Хепберн и Софи Лорен. Умер внезапно, во время великосветского ужина в Мадриде.

Гальперн Дина (Halpern Dina; 1909, Варшава — 1989, Чикаго), польская актриса, известна по ролям в довоенных фильмах на идиш: «За грехи» (1936), «Клятва» (1937), «Диббук» (1937); племянница Иды Каминской. Играла также в театре. После войны жила в США.

Герман Люси (German Lucy, урожд. Кунтер Лоша (Kunter Losza); 1889, Варшава — 1954, Нью-Йорк), актриса еврейского театра и кино. Играла в театрах Нью-Йорка, Торонто, Кливленда, Чикаго. Прославилась исполнением главной роли в спектакле «Ди эйбике маме» («Вечная мама») по пьесе Г. Калмановича, поставленном е мужем Мишей Германом на сцене бруклинского Народного театра в 1928 г.

Гольдфаден Авром (1840, Староконстантинов — 1908, Нью-Йорк), поэт, издатель, драматург. С 1875 г. издавал газеты во Львове и Черновцах. Основатель театра на идиш, сценическую деятельность вел с 1876 г. Автор многочисленных пьес и песен. С 1883 г. — руководитель Немецкого театра в Варшаве (на самом деле на сцене шли спектакли на идиш). В 1888–1889 гг. пытался издавать Нью-Йоркскую иллюстрированную газету и основал в Нью-Йорке школу актерского мастерства. Благодаря его усилиям была осуществлена первая театральная постановка в США на иврите.

Гордин Яков (Gordin Jacob; 1853, Миргород — 1929, Нью-Йорк), публицист и драматург, реформатор еврейского театра.

Госкинд Саул (Goskind Saul; 1907, Варшава — 2003, Бене Берак, Израиль). В 1932 г. вместе с братом Изааком (Goskind Izaak) основал кинолабораторию «Сектор». На ее базе в 1936 г. основал киностудию «Kinor». Во время Второй мировой войны находился в СССР. В 1945 г. вернулся в Польшу и в том же году создал кинематографический кооператив «Kinor», выпускавший фильмы на идиш. В 1951 г. эмигрировал в Израиль, где продолжал заниматься кинопродукцией.

Гран Вера (Gran Wiera, урожд. Гринберг Вероника; 1916, Россия — 2007, Париж), певица, актриса кабаре и кино. В начале карьеры исполняла песни на польском языке. После Второй мировой войны обвинена в сотрудничестве с нацистами, которое не было подтверждено в суде. В 1950 г. уехала в Израиль, в 1952 г. — во Францию, где сотрудничала с М. Шевалье и Ш. Азнавуром. О В.Гран см.: Tuszynska, Agata. Vera Gran. The Accused. Alfred A.Knopf, New York, 2013.

Грин Джозеф (Green Józef (Joseph), урожд. Гринберг Юзеф (Greenberg Józef); 1900, Лодзь — 1996, Great Neck, США), польско-американский артист, режиссер, сценарист. Окончил театральную школу в Берлине. Дебютировал в спектаклях «Виленской труппы». В 1924 г. уехал в США, в Нью-Йорке играл в еврейских театрах. В 1927 г. переехал в Голливуд, где под именем Джозеф Грин был статистом в первых звуковых фильмах. Вскоре вернулся в Польшу и поселился в Варшаве. В 1930 г. занялся озвучиванием и прокатом американских фильмов 1920-х гг. С этой целью основал кинокомпанию «Green Film», включив в прокат фильмы на идиш. В период расцвета идиш-кино стал продюсером, режиссером и сценаристом художественных фильмов «Идл играет на скрипке» (1936), «Пуримский шутник» (1937), «Мамочка» и «Письмо матери» (оба — 1939). Накануне Второй мировой войны вернулся в США, где занимался прокатом своих фильмов, был также продюсером театральных постановок, иногда играл эпизодические роли в кино.

Гросс Натан (Gross Natan; 1919, Краков — 2005, Тель-Авив), сценарист, режиссер, продюсер, критик и историк кино, поэт и прозаик, переводчик, издатель и редактор. Публиковал свои произведения на польском языке и иврите. После окончания гимназии изучал право в Ягеллонском университете (Краков). Во время войны был в краковском гетто. Свои воспоминания этого периода издал в 1986 г. на иврите, в 1991 г. по-польски. После войны сотрудничал с еврейской исторической комиссией, работал в объединении «Гордония» и занимался переводами поэзии. В 1946 г. закончил режиссерские курсы в Кракове и был откомандирован в Лодзь как ассистент С. Воля (S. Wohl) на съемки фильма «Два часа» (в титрах значился под псевдонимом Франтишек Грымек). Поскольку фильм по цензурным причинам был положен на полку и не выходил на экран до 1957 г., Гросс сомневался, стоит ли оставаться в кинематографии. Тогда он и встретил С. Госкинда, который предложил ему должность сценариста и режиссера только что открытой студии «Kinor». Параллельно редактировал журналы, писал рецензии на фильмы. В 1950 г. выехал в Израиль, где снял более 100 документальных фильмов. В 1964 г. снял свой единственный художественный фильм «Подвал», который в том же году получил премию на фестивале в Берлине. Был членом комиссии в Яд-Вашеме, присуждаюшей титул «Праведник среди народов мира».

Джекобсон Хайми (Jacobson Hymie; 1895, Чикаго — 1952, Майами, США), актер, куплетист, композитор.

Дзиган Шимон (1905, Лодзь — 1980, Израиль), польский артист еврейского происхождения, который приобрел известность, главным образом, благодаря ролям в довоенных еврейских фильмах и театральных спектаклях на идиш. Часто выступал в комедийном дуэте с Израилем Шумахером. С началом Второй мировой войны бежал в СССР. С 1942 г. сидел в лагере под Ташкентом. В 1948 г. репатриировался в Польшу, в 1950 г. эмигрировал в Израиль.

Жанно Леон (Jeannot Leon, урожд. Кац Лейбеле; 1908, Варшава — 1997, там же), режиссер и сценарист. Окончил химический факультет Варшавского университета. Первоначально работал как ассистент у Хенрика Шаро на съемках фильмов «В Сибирь» и «Год 1914», затем сам взялся за производство документальных фильмов. В 1938 г. вместе с Адольфом и Владиславом Форбертами снимал хронику для студии MGMС. С началом войны бежал на территорию СССР, где до 1956 г. работал как режиссер дубляжа, после чего вернулся в Варшаву. Продолжал работать в кино, в частности был режиссером и сценаристом известного в СССР фильма «Бумеранг» с Барбарой Брыльской в главной роли. В 1996 г. получил особую награду за заслуги перед Варшавой.

Эдмунд Заенда

Заенда Эдмунд (Zayenda Edmund, урожд. Стернбах Эдмунд (Sternbach Edmund); 1906, Дрогобыч — 1990, Флорида, США), актер и певец. Дебютировал в Варшаве в 1933 г. и затем пел в оперетте, на концертах и по радио. Неоднократно выступал на сцене Большого театра в Варшаве. Записывался на студии «Сирена-Электра». Исполнял песни в фильмах «Мамеле» («Мамочка», 1938) и «А бривеле дер мамен» («Письмо к матери», 1938). Незадолго до начала войны уехал в США.

Йонилович Яков (Jonilowicz Jakub; 1908, Видьна — 1975, Израиль), кинорежиссер. Образование получил в Вильне и Париже, работал в Европе и США. В 1939 г. вернулся в Вильнo и пережил Холокост, в котором погибла его первая жена. После войны снял несколько фильмов в Германии, США и Израиле. В 1961 г. был оператором фильма о процессе Эйхмана в Иерусалиме.

Каминский Абрахам Изаак (Kamiński Abraham Izaak; 1867, Варшава — 1918, Ломж, Польша), режиссер, драматург. Родился в ортодоксальной еврейской семье. Светское образование, в том числе знание нескольких языков, получил путем самообразования. В 1887 г. собрал из любителей первую труппу на идиш, выступавшую как в провинции, так и в Варшаве. В 1893 г. основал Немецкий театр оперы, драмы и комедии, игравший на территории Российской империи. В 1905 г. поселился в Варшаве. В 1908 г. стал соучредителем «Literarisze Trupe» (с идиш: «Литературная труппа») — драматического театра с репертуаром на высоком литературном уровне. В 1908–1909 гг. этот театр гастролировал в России и США. В 1910-х гг. работал в кинематографии, был режиссером и сценаристом нескольких польских фильмов на идиш. В 1913 г. вместе с женой организовал первый в Варшаве Еврейский театр с постоянной труппой и собственной сценой. Он был автором нескольких пьес (в т.ч. «Jidisze aktiorn ojf der rajze» — «Еврейские артисты в пути», «Rabbi Akiba mit zajne 24 tojznt talmidim» — «Рабби Акиба и его 24 000 учеников»). Перевел на идиш пьесы «На дне» Горького, «Разбойники» Шиллера, «Скупой» и «Мнимый больной» Мольера. Каминский умер в 1918 г. на сцене театра в Ломже. Основанный им театр получил его имя.

Каминская Ида (Kamińska Ida; 1899, Одесса — 1980, Нью-Йорк), выдающаяся актриса театра и кино, а также режиссер, активный деятель еврейского театра в Польше. Дочь Абрахама Изаака Каминского и Эстер Рахель Каминской, сестра актрисы Регины Каминской (1894–1913) и композитора Юзефа Каминского (1903–1972). В 1904 г. впервые вышла на театральную сцену в театре «Jarden d’Hiver» в Варшаве. После окончания гимназии в 1916 г. дебютировала в Еврейском театре, который ее родители основали в 1913 г. После смерти отца в 1918 г. выехала с матерью на гастроли на Украину, откуда вернулись в 1921 г. Далее служила в Центральном театре под руководством Э.Р. Каминской. В 1924–1928 гг. руководила вместе с мужем, З. Турковым, Еврейским художественным театром («Warszawe Idiszer Kunstteater»), в 1931–1932 гг. была на гастролях во Франции и Бельгии. С 1933 г. руководила своей театральной труппой. В 1937 г. в Вильно отмечался ее юбилей — 20 лет в театре. 6 сентября 1939 г. ее дом и театр в Варшаве были разбомблены. Семья добралась до Львова, где советское руководство назначило ее директором Еврейского театра. В 1941 г. выехала в Ровно, затем в Харьков, Баку, Фрунзе, где организовала труппу и в течение двух лет ставила спектакли в местной Филармонии и других городах. Здесь у нее родился сын Виктор (от второго мужа Мариана Мельмана). В 1944–1946 гг. Каминская работала в польском отделе Московского радио. В 1947 г. вместе с мужем и сыном вернулась в Варшаву. В 1948–1953 гг. была директором Еврейского театра в Лодзи. Много лет хлопотала о возвращении дочери из ссылки в СССР (вернулась в 1956). В 1953–1955 гг. была директором Еврейского театра во Вроцлаве, а с 1956-го — Еврейского театра в Варшаве. В 1968 г. подала в отставку в знак протеста против антисемитской пропаганды и выехала в США.

Кацизне Альтер (Kacyzne Alter; 1885, Вильно — 1941, Тарнополь), польский фотограф и публицист еврейского происхождения. Автор рассказов, пьес и повестей на идиш. Сделал сотни документальных фотографий в еврейских местечках. В 1920-х гг. по поручению ХИАС создал обширную фотодокументацию жизни польских евреев. По заказу нью-йоркской газеты Форвертс делал репортажи в межвоенной Польше, Палестине, Испании, Марокко, Италии и Румынии. Погиб в оккупации.

Кон Хенрик (Kon Henryk, также Кон Хенох (Kon Henoch); 1890, Лодзь — 1970, Нью-Йорк) родился в хасидской семье, окончил Высшую музыкальную школу в Берлине. В 1912 г. вернулся в Польшу, в Варшаве вращался в художественной еврейской среде, позже сотрудничал с еврейскими театрами в Лодзи. В 1930-х гг. написал музыку к трем фильмам на идиш: «За грехи» (1936), «Диббук» (1937) и «Веселые бедняки» (1937). В начале Второй мировой войны эмигрировал в США.

Крессин Мириам (Kressyn Miriam; 1910, Белосток — 1996, Нью-Йорк), актриса еврейского театра и кино, выступала в ведущих еврейских театрах Нью-Йорка, много гастролировала в Европе и Южной Америке. В США с 1925 г. Снялась в четырех художественных фильмах и одной документальной ленте «Almonds and Risins» («Орехи и мед»), рассказывавшей о еврейском звуковом кино в межвоенный период. Была удостоена многих наград, включая Golden Award for Outstanding Acting and Lifetime Achievements, Drama Desk Award, 40 Years of Yiddish Radio.

Ландау Самуэль (Landau Samuel; 1882, Влоцлавек — 1942, Варшава) снимался в кино на идиш с 1913 до 1938 г. Погиб в Варшавском гетто.

Лейбгольд Леон (Leibgold Leon; 1910, Краков — 1993, Нью-Хоуп, Пенсильвания), актер еврейского театра и кино. Наибольшую известность получил за исполнение ролей Эфраима Калатуткера в «Yidl Mitn Fidl» («Идл со скрипкой», 1936) и Ханана бен Нисана в «The Dybbuk» («Диббук», 1937). В 1937 г. вместе с женой, актрисой Лили Лилиана уехал в США. Во время войны служил в американской армии, после войны работал в нескольких еврейских театрах, включая «The Folksbiene Theater». В конце 1970-х гг. был президентом The Hebrew Actors’s Union (профсоюза еврейских актеров) в Нью-Йорке.

Лили Лилиана

Лилиана Лили (Liliana Lili; 1913, Варшава — 1989, Нью-Йорк), польская актриса еврейского происхождения, известна главным образом ролями в довоенных фильмах и театральных пьесах на идиш. В США с 1937 г.

Липман Мойжеш (Lipman Mojżesz; 1893, Опатов — ?), польский артист, известный главным образом по ролям в довоенных фильмах и спектаклях на идиш. В 1946–1948 гг. был заведующим художественной частью в Еврейском театре в Лодзи. Играл как в первой (1924), так и второй (1937) постановках «Клятвы», а также в «Диббуке» (1937). В послевоенном фильме «Мы, которые выжили» («My, którzy przeżyliśmy», 1947) играл сам себя.

Мангер Ицик (Manger Icyk; 1901, Черновцы — 1969, Гедер, Израиль), еврейский поэт, писавший на идиш, автор сборников стихов, пьес и рассказов. До войны жил в Черновцах, Бухаресте и Варшаве, во время войны — в Лондоне, в 1951 г. уехал в Нью-Йорк, откуда в 1967 г. репатриировался в Израиль. Многие стихотворения Мангера положены на музыку и вошли в репертуар еврейских певцов, некоторые стали народными песнями. Его книги переведены на иврит и несколько европейских языков. В Израиле учреждена премия имени Мангера. Стихи поэта включены в «Антологию мировой поэзии», изданную по инициативе ЮНЕСКО в 1961 г.

Марек Анджей (Marek Andrzej, урожд. Аренштайн Маркед (Arensztajn Marked); 1880–1943). После окончания гимназии в 1900 г. работал журналистом в варшавском журнале Izraelita. Тогда же начал писать пьесы из еврейский жизни (на польском языке). Адаптировал для сцены известные литературные произведения («Голем», «Миреле Эфрос» и др.). В качестве кинорежиссера и сценариста дебютировал в 1911 г. (немые фильмы «Хасидка», «Отступник», «Жестокий отец»), в 1912 г. поставил «Миреле Эфрос». В том же году уехал в Лос-Анджелес, где закончил театральную школу и сотрудничал с выдающимися деятелями еврейского театра Н.Земахом (N. Zemach) и М.Шварцем (M. Schwartz). Участвовал в создании театра «Габима» в Москве и работал в еврейских театрах в других странах. В 1924 г. возвратился в Польшу и получил в Союзе деятелей польской сцены право на режиссуру театральных постановок. Ставил пьесы по большей части в еврейских театрах, в польских режиссировал лишь изредка. В 1928 г. первым в Польше использовал для драматического спектакля с декорациями круглую сцену, поставив «Голем» на арене варшавского цирка. Был также автором многочисленных юморесок, песен, рассказов и рецензий, публиковавшихся в польской и еврейской прессе. Во время Второй мировой войны находился в варшавском гетто, был художественным руководителем Нового камерного театра, где поставил много известных польских пьес. Был убит в 1943 г. во время ликвидации гетто (по другим сведениям — в Треблинке).

Мартен Александр (Marten Aleksander, урожд. Тенненбаум Марек (Tennenbaum Marek); 1898, Лодзь — 1942, Варшава), артист, режиссер, продюсер. Большая часть его артистической карьеры прошла в Германии, куда он переехал в 1915 г., и в Австрии. С приходом в Германии к власти нацистов вернулся в Польшу. Погиб в Варшаве.

Моревский Абрахам (Morewski Abraham, урожд. Менакер Абрахам (Menaker Abraham); 1886, Вильна — 1964, Варшава), киноартист. Получил образование в школе театральной драмы А.С. Суворина. Артистическую карьеру начал в передвижных театрах. В начале ХХ в. играл в российских театрах в Петербурге и других городах. В 1918 г. вернулся в Вильно, где стал артистом Еврейского театра. В межвоенный период играл в театрах Варшавы и снимался в немецких и польских фильмах. В 1937 г. сыграл роль цадика из Мирополя в фильме «Диббук». Во время Второй мировой войны бежал в СССР; в 1956 г. репатриировался, жил в Варшаве и служил в Государственном еврейском театре. Опубликовал 4 тома воспоминаний.

Новина-Пшибыльский Ян (Nowina-Przybylski Jan; 1902–1938), польский кинорежиссер. В 16 лет убежал из дома и пошел добровольцем на фронт. После окончания польско-советской войны работал в кинолаборатории, в 1927 г. стал ее совладельцем, с 1929 г. совместно с Д. Каденом преобразовал ее в киностудию «Kaden-Studio». С 1931 г. до внезапной смерти в Варшаве снял 14 художественных фильмов, в том числе и на еврейские темы.

Нойман Иехезкель Моше (Najaman Jecheskiel Mosze, урожд. Нейман Йехескель Моше (Neuman Jecheskiel Mosze); 1893, Зыклин, Польша — 1956, Тель-Авив), драматург, сценарист.

Опатошу Юзеф (Opatoszu Józef, урожд. Опатовский Юзеф Меир (Opatowski Józef Meir); 1886–1954), прозаик и поэт, писал на идиш. Родился в окрестностях Млавы, с 1907 г. жил в Нью-Йорке. Был членом литературной группы «Jung Idysz». Автор повестей и рассказов о жизни евреев в Польше, а также о борьбе евреев за независимость Польши. Его сын Давид Опатошу стал американским артистом.

Ошерович Мендель (Osherovych Mendel; 1889 (1884?), Тростянец Подольской губернии — 1965, Нью-Йорк), еврейский писатель и публицист.

М.Пикон в роли Идл в фильме «Идл со скрипкой» (1936)

Пикон Молли (Picon Molly, урожд. Опекун Малка (Opiekun Małka); 1898, Нью-Йорк — 1992, Ланкастер, Пенсильвания), артистка еврейского музыкального и драматического театра и кино. Родилась в семье эмигрантов из Польши. Бросив школу, в 1912–1915 гг. выступала в театре и кабаре. В 1918 г. играла в театре «Grand Opera House» в Бостоне, которым руководил ее будущий муж Якоб Калиш, в 1922–1925 гг. _ в Театре на Второй авеню в Нью-Йорке. С осени 1930 г. этот театр стал носить ее имя. В годы войны артистка часто выступала в воинских частях, расквартированных в США, а после ее окончания — в лагерях для перемещенных лиц в Европе. В 1950–1970 гг. Пикон с неизменным успехом играла во многих еврейских и бродвейских опереттах, водевилях и мюзиклах, часто выступала на радио и телевидении. Она снялась в нескольких немых и звуковых фильмах в Европе и США. Последней работой Пикон в кино была роль свахи Йентл в фильме Н. Джуисона «Fiddle on the Roof» («Скрипач на крыше»). В 1975 г. ей была присуждена премия музея Нью-Йорка в честь столетней годовщины еврейского театра, в 1980 г. — премия Союза артистов, в 1985 г. — премия «Голди» (названа в честь А. Гольдфадена), учрежденная Еврейским культурным конгрессом.

Том Конрад (Tom Konrad, урожд. Руновецки Конрад (Runowiecki Konrad); 1887, Варшава — 1957, Лос-Анджелес), артист, режиссер, сценарист и певец. Псевдоним Тим-Том. В 1914–1938 гг. выступал на сценах самых популярных варшавских кабаре и музыкальных театров, автор текстов оперетт и водевилей. Его женой была звезда кабаре Зуля Погожельска. С началом войны оказался во Львове, где с декабря 1939 г. был художественным руководителем, главным режиссером и артистом польского Львовского государственного театра миниатюр. В 1941 г. поступил в художественный ансамбль польской армии генерала В. Андерса в СССР. Выступал в концертах для польских солдат и офицеров в Иране и на Ближнем Востоке. В Италии написал сценарий фильма «Большой путь» — о поляках, сосланных в Сибирь и на Колыму, прошедших советские лагеря и попавших затем в армию ген. Андерса. В 1946 г. фильм был снят Отделом культуры и печати II Польского корпуса, который возглавлял тогда Е. Гедройц. В него вошли документальные фрагменты, снятые в 1939 г. во время советской аннексии восточной части Польши и во время последующих лет войны. В 1947 г. Конрад Том уехал в США.

Тристан Леон (Trystan Leon, урожд. Вагман Хаим Лейб (Wagman Chaim Lejb); 1900, Острув Мазовецка, Польша — 1941, Одесса), кинорежиссер, артист, сценарист. Получил медицинское образование, однако по окончании университета играл в театре и снимался в кино. В 1927–1938 гг. был режиссером 6 польских фильмов. С 1939 г. в СССР, погиб при эвакуации из Одессы.

Турков Рут, она же Рут Каминская и Рут Рознер (Kamińska Ruth, Turkow Ruth, Rosner Ruth, 1919–2005, Нью-Йорк), внучка Абрахама и Рахели Каминских, дочь Иды Каминской. С юности играла на театральной сцене. В период «золотой эры» еврейского кино сыграла в нескольких известных фильмах: «За грехи» (1935), «Веселые бедняки» (1937), «Мамеле» (1938). С началом Второй мировой войны, 6 сентября 1939 г. квартиру и театр ее матери разбомбили. Сама она в течение трех недель вместе с семьей просидела в бомбоубежище. Там прятались от бомб и другие артисты, в том числе Адольф Рознер, который на второй неделе в бомбоубежище предложил Рут выйти за него замуж. В качестве приданого она получила от матери перстень и банку сардин, которую та нашла в развалинах. После выхода из бомбоубежища семья Каминских вместе в волной беженцев покинула Варшаву и добралась до Львова. После нападения Германии на СССР они выехали в Ровно, а затем — через Харьков и Баку во Фрунзе (ныне Бишкек). Там Рут родила дочку Эрику. По окончании войны Рознера арестовали за «предательство родины путем нелегального выезда за границу» и за «космополитизм». Рут отказалась уехать без него и вместе с дочерью осталась в СССР. По оглашении приговора мужу Рут вместе с дочерью выслали в Кокчетав, где она должна была ежедневно отмечаться в милиции. Несмотря на неоднократные хлопоты Иды Каминской, Рут долго не удавалось вернуться в Польшу; это произошло лишь в 1956 г. Она сразу начала играть в Еврейском театре в Варшаве. После событий марта 1968 г. семья Каминских выехала в Вену, а затем в Израиль, откуда в конце этого же года Рут переехала в США и поселилась в Нью-Йорке.

Зыгмунд Турков

Турков Зыгмунт (Turkow Zygmunt, урожд. Турков Шломо-Залман (Turkow Szłomo-Załman); 1896, Варшава — 1970, Тель-Авив), актер, режиссер театра и кино, историк еврейского театра, переводчик. Работал в Польше, России, Аргентине и Португалии. В 1952 г. эмигрировал из Польши в Израиль, где играл в театрах на идиш и иврите. Автор книги «Шмуэсн вегн театер» («Беседы о театре») и нескольких книг воспоминаний.

Форберт Леон (Forbert Leon), польский фотограф, продюсер, режиссер и декоратор, основатель киностудии «Leo Film». Продюсер фильмов «Клятва» (1924, немая версия), «Один из 36» (1925), «Точки над i» (1928), «В польских лесах» (1929), «Рассвет, день и ночь Палестины» (1934), «Клятва» (1937).

Форд Александр (Ford Aleksander, урожд. Лифшиц Моше (Lifszyc Mosze); 1908, Киев — 1980, Неаполь, Флорида), кинорежиссер. Изучал историю искусств в Варшавском университете. В 1945–1947 гг. директор государственной киностудии «Фильм польский». В 1948–1968 гг. преподавал в Лодзинском институте кинематографии, его учениками были Анджей Вайда и Роман Поланский. В 1954–1956 гг. декан режиссерского факультета в том же институте. В 1968 г. в результате антисемитской кампании был лишен права работать в кинематографии. В 1969 г. эмигрировал вначале в Израиль, потом в ФРГ, потом в Данию и, наконец, в США. 4 апреля 1980 г. повесился в мотеле в г. Неаполь во Флориде.

Первые картины (остросоциальные короткометражки) начал снимать, будучи студентом. Первый полнометражный фильм «Безделушка» снял в 1930-м, когда ему едва исполнился 21 год. Известность пришла в 1932 г. с фильмом о варшавских газетчиках «Уличный легион». В том же году уехал в Палестину, где снял цикл документальных фильмов о поселенцах: «Сабра», «Палестинская хроника» и др. Позже снял фильм «Mir kumen on» («Дорога молодых», 1936). Во время Второй мировой войны в 1940–1943 гг. снимал учебные фильмы для Красной Армии, позднее — документальные фильмы для Войска Польского. Его фильм «Пятеро с улицы Барской» получил в 1954 г. премию на фестивале в Каннах. Самым большим его успехом как режиссера стала экранизация «Крестоносцев» Генриха Сенкевича (1960).

Фостель Симха (Fostel Simcha; 1896, Варшава — 1943, Майданек), комический актер еврейского театра и кино. Родился в семье хасидов, окончил хедер. В 1917 г. бежал из семьи и присоединился к труппе бродячих актеров. С 1918 по 1921 г. выступал с труппой Анны Якубович в Польше, России и Германии. В 1921 г. оставил сцену и поселился в Лейпциге, где работал рекламным агентом. В 1926 г. вернулся в театр и целый год играл вместе с Максом Стренгом в Вене, в 1927 г. выступал в Лондоне в театре Йозефа Кесслера, а в 1928-м уехал в Южную Африку, где играл в Йоганнесбурге и Кейптауне. В 1930 г. вернулся в Австрию и выступал в Вене, Карлсбаде и Мариенбаде. В 1931 г. играл в Лондоне у Нейтана. В 1930-е гг. с успехом снялся в нескольких фильмах. Накануне войны играл в варшавском театре «Скала». Депортирован из варшавского гетто в лагерь Майданек 3 ноября 1943 г., где и погиб.

Хольцер Рахель (Holzer Rachel; 1899, Краков — 1998, Мельбурн), актриса кино и телевидения. В фильме «За грехи» (1936) исполнила роль Эстер. Это был первый художественный фильм на идиш, снятый после восьмилетнего перерыва.

Шаро Хенрик (Szaro Henryk, урожд. Шапиро (Szapiro); 1900, Варшава — 1942, там же), кинорежиссер польского немого кино, сценарист и театральный режиссер. Родился в еврейской ассимилированной семье. Закончил гимназию в Саратове, затем — Институт гражданских инженеров и школу при Народном театре в Петрограде. Играл в петроградских театрах. В 1923 г. работал в русском эмигрантском кабаре «Синяя птица» в Берлине. В 1924 г. приехал в Варшаву и стал художественным руководителем театра-кабаре «Станчик»; тогда же начал работать в кино.

Дебютировал в качестве кинорежиссера в 1925 г. (немой фильм «Соперники»). Режиссер фильмов: «Один из 36» (1925), «В Сибирь» (1930), «Год 1914» (1932), «История греха» (1933), «Клятва» (1937) и многих других. Самый знаменитый его фильм «Сильный человек» (1929) считался утерянным, однако лента была обнаружена в Бельгии в 1997 г.

Принимал активное участие в организации польской кинематографии. В 1927 г. был среди учредителей Польского союза кинопродюсеров, в 1936 г. основал Объединение постановщиков и технических работников кино. С началом Второй мировой войны уехал в Вильно. В середине 1942 г. возвратился в Варшаву, где жил на территории гетто и был расстрелян в ночь с 8 на 9 июня.

Шмулевич Соломон (Shmulewitz Solomon; 1868, Пинск — 1943), еврейский поэт, драматург, композитор, певец. В США с 1891 г.

Штерн Анатоль (Stern Anatol; 1899, Варшава — 1968, там же), поэт, прозаик, критик, сценарист, переводчик. Вместе с Бруно Ясенским автор манифеста польских футуристов «Нож в брюхе». Родился в ассимилированной интеллигентной семье, отец был журналистом. После окончания гимназии начал изучать полонистику в Виленском университете, но не закончил его. Выпустил несколько сборников стихов. В 1924 г., на волне увлечения футуризмом, начал готовить антологию русских стихов в собственных переводах, но этот сборник вышел лишь в 1927 г. и содержал только стихи Маяковского. В 1920-х гг. редактировал ряд литературных журналов и, став членом Совета по делам кинематографии, писал сценарии. В 1928–1939 гг. регулярно выходили фильмы по его сценариям. С началом Второй мировой войны бежал в Львов, где был арестован советскими органами. Содержался в тюрьме, а после подписания договора Сикорского-Майского (1941) вступил в Армию Андерса, в рядах которой оказался на Ближнем Востоке. До 1948 г. оставался в Палестине, где публиковал свои стихи в переводе на иврит, сотрудничал также с Бюллетенем свободной Польши. По возвращении в Польшу в 1948 г. поселился в Варшаве, публиковался во многих периодических изданиях, с середины 1950-х был руководителем литературной части в кинообъединении «Иллюзион». Похоронен в Варшаве, на почетном военном кладбище «Повонзки».

Шумахер Израэль (Szumacher Izrael; 1906, Лодзь — 1961, Тель-Авив), актер-комик. Родился в состоятельной буржуазной семье. В юности начал карьеру профессионального артиста. Играл в драматическом кружке Общества средних школ в Лодзи. Закончив школу, в 1927 г. познакомился с Мойше Бродерзоном, владельцем основанного в том же году театра «Арарат», и какое-то время играл в этом театре. Известность ему принесли выступления с Шимоном Дзиганом. Театральной маской Шумахера был умудренный опытом человек, умевший найти выход из любой ситуации, а Ш. Дзиган изображал простого, бесхитростного парня. На большом экране они также чаще всего играли вместе — в фильмах «За грехи» (1936), «Веселые бедняки» (1937), «Бездомные» (1939). Шумахер также недолго служил в Популярном театре в Варшаве, где поставил пьесу «Бар Кохба» А. Гольдфадена. С началом Второй мировой войны бежал в СССР, где был арестован в 1942 г. После войны вернулся в Польщу, откуда эмигрировал в Израиль.

Эльштейн Абрахам, «Эйб» (Ellstein Abraham, «Abe»; 1907, Нью-Йорк — 1963), композитор, родился в семье иммигрантов из России. Учился у известных американских композиторов Ф. Якоби, Р. Гольдмарка и А. Стесселя. Эльштейн — автор музыки нескольких еврейских оперетт, музыкальных комедий и кинофильмов. Многие песни композитора пользовались громадной популярностью, в частности, «Vos iz Gevorn Fun Mayn Shtetele?» («Что стало с моим местечком?»), многократно записанная разными исполнителями. Из других произведений композитора следует отметить песню с оркестровым сопровождением «Der Nayer Sher» («Новый мотив»), «Hassidic Dance» («Хасидский танец») для кларнета с оркестром и оперу «Голем», впервые поставленную на сцене нью-йоркской Городской оперы 23 марта 1962 г.

Прим. Все фотографии — из Национального цифрового архива (Narodowe Archiwum Cyfrowe) Польши.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Ирина Обухова-Зелиньска, Эрнст Зальцберг: Еврейский кинематограф в Польше. Окончание

  1. Отличное исследование.
    Но хотелось бы продолжения о том немногом, что было в последующие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *