Лев Мадорский: Время говорить и время молчать

 366 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Что тут началось! Шум, крики, ругань: «Вон из зала. Вон из общины!»… На улице я догнал его: «Ну, зачем ты так? Кому нужна твоя правда?» Игорь стоял на своём: «Если я не скажу им правду, никто не скажет. Мы все совершили аморальный поступок, приехав в Германию, а не в Израиль, и не надо прятать голову в песок»…

Время говорить и время молчать

Лев Мадорский

«Всему своё время и время каждой вещи под небом»
Из Экклезиаста

«Кто мудр, тот и добр»
Сократ

С годами всё чаще подступает к порогу «время собирать камни». Время, когда занимаешься самобичеванием и вспоминаешь свои неприятные, глупые, бессмысленные (к счастью, откровенно-подлых было не так много) поступки. Процесс этот далеко не безболезненный, а, подчас, мучительный. Постепенно начинаешь понимать, что почти все эти поступки связаны с двумя ошибками: не промолчал, когда нужно было молчать, и промолчал, когда нужно было говорить.

Взрываются непраздничным фейерверком и безжалостно бьют по голове вопросы, вопросы, вопросы:

Почему я промолчал и не ответил сидевшему под портретом Карла Маркса учёному секретарю-антисемиту в одном московском НИИ, когда он отказал в приёме документов, сославшись на то, что у меня «некачественная генетическая информация»? Или когда в немецком ресторане, где мы со скрипачом болгарином играли «Хава Нагила», молодой, подвыпивший немец стал кричать: «Почему вы играете еврейскую музыку? Вы что, евреи? А если евреи, зачем работаете? Евреи все богатые, им не надо работать?» Почему я испугался и не выступил в защиту игравшего у Утёсова друга-контрабасиста, который в 70-ые годы стал невозвращенцем и которого смешивали с грязью на комсомолском собрании в институте им. Гесиных? Господи, ну почему? Таких почему много…

Не меньше «почему» возникает и в ответ на другой вопрос: «Почему не промолчал?» или «Ну, кто тебя тянул за язык?». Откуда только берётся это бессмысленно-тупое желание ответить, доказать, сказать последнее слово?

Учителей в трудной науке «молчать» и «говорить» множество. Они в книгах, в виртуальных сетях, в окружающей жизни. Одни учат как надо делать, другие, как не надо.

К первым относится Сократ. Мудрец говорил про свою жену Ксантиппу, имя которой стало нарицательным для сварливой и вредной женщины: «Если я научился переносить её, то мне легко будет общаться с другими людьми». В поведении Сократа по отношению к Ксантиппе, если верить записям Ксенофонта, есть чему поучиться. Однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев. «После такой бури,— только и сказал мудрец,— можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!». Немного знаю людей, способных к сократовскому терпению и самообладанию.

К учителям, которые в отличие от древнегреческого мудреца, учат как не надо делать, относится мой немецкий приятель. Назовём его Игорь. Игорь считает, что надо говорить людям в лицо правду. Правду и только правду. «Мы интеллигентничаем, притворяемся, юлим и от этого все беды на Земле. Если ты считаешь, что человек мерзавец, подхалим, обманщик или что-то ещё похуже, то надо так ему и сказать в лицо». И Игорь говорит. Некоторые даже считают, что у него крыша поехала.

Несколько лет назад на собрании в еврейской общине, когда отмечали день независимости Израиля, слово взял пожилой человек. Он говорил правильные слова о том, как много добилось еврейское государство за эти годы, напомнил о том, что израильтяне победили в пяти войнах и закончил несколько неожиданно: «Если снова будет война, то мы (он обвёл рукой зал), не жалея жизни, встанем на защиту нашей исторической Родины».

Концовка, конечно, была не самой удачной, но все вежливо поаплодировали. И тут, как я ни пытался его удержать, вскочил Игорь и стал, что называется, рубить «правду-матку» направо и налево: «Лёва тут пытается меня остановить, но я скажу. Скажу то, что вам никто другой не скажет. Этими аплодисментами вы, дорогие члены общины, подтвердили, что любите Израиль и даже при случае готовы его защищать. До последней капли крови. Напрашивается вопрос: почему же тогда вы приехали в Германию, где тихо, спокойно и не стреляют, а не на историческую родину? Молчите, так я отвечу. Мы приехали в Германию, а не в окружённый врагами Израиль, потому что испугались арабов и захотели мирной, обеспеченной жизни. Отсюда, из спокойного далека можно, конечно, любить Израиль и аплодировать не только еврейскому государству, но и нашему смелому оратору. Так что весь наш патриотизм яйца выеденного не стоит».

Что тут началось! Шум, крики, ругань: «Вон из зала. Вон из общины! Ты провокатор и антисемит. За такие слова морду бьют». Старику, который призывал стать на защиту исторической родины, стало плохо с сердцем и вызвали неотложку. Игоря, буквально, вытолкнули из зала. На улице я догнал его: «Ну, зачем ты так? Кому нужна твоя правда?» Игорь стоял на своём: «Если я не скажу им правду, никто не скажет. Мы все совершили аморальный поступок, приехав в Германию, а не в Израиль, и не надо прятать голову в песок за красивыми словами».

Впрочем, промолчать иногда нужно не только потому что, так называемая, правда обладает разрушительными свойствами, например, когда врач говорит больному о смертельном диагнозе, но и потому, что к этой мысли подводит нас мудрая библейская заповедь. «Не судите и не судимы будете». Наиболее полно заповедь эта раскрывается в Евангелии от Матфея: «…ибо, каким судом судите, таким будете судимы и какой меркой мерите, такой и вам будут мерить». Всё верно. Осуждение и злословие стоят рядышком, крепко взявшись за руки.

Почему? Да потому, что осуждая кого-то, мы, как правило, не знаем всех обстоятельств. Мы, попросту, не можем их знать. Мы не знаем о его детстве, родителях, условиях жизни, болезнях, генетической предрасположенности и ещё много о чём.

Осуждать легко. Значительно труднее самому вести себя достойно, если оказываешься в обстоятельствах, в которых оказался осуждаемый нами человек. Мы, например, часто говорим плохие слова о тех, кто испугался, когда надо было вступиться за слабого или несправедливо обиженного. Мол, как он мог промолчать, «умыть руки», пройти мимо.… А как повели бы мы себя сами на его месте? Я человек немолодой и не слишком спортивный, далеко не уверен, что у меня хватило бы смелости вступиться за девушку, к которой пристают в электричке подвыпившие хулиганы. Беру, разумеется, первую пришедшую в голову гипотетическую ситуацию.

Во времена сталинских репрессий многие знали о том, что происходит, но молчали. Потому что понимали, что любое выступление «против» наказуемо. Да и в хрущёвско-брежневские годы продолжался полный «одобрямс». Пять человек вышли на Красную площадь, когда советские танки давили демонстрантов в Праге.

Мы редко думаем о том, как сильно наотмашь брошенное «осуждение-злословие», способно ударить. Сразить наповал. Даже убить. Особенно, если те, кто злословит, делает это долго, умело и целеустремлённо. Как сказал Вольтер: «Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвёртое убивает».

Научился ли я с годами молчать и говорить в нужное время? Вряд ли. Но я, кажется, научился понимать, что именно в этом умении, в этой науке вовремя молчать и вовремя говорить заключается основная человеческая мудрость. Впрочем, это тоже немало…

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев к «Лев Мадорский: Время говорить и время молчать»

  1. «Крутой антисемит» Маркс
    ——————————-
    Прожжённые политики не обязательно говорят и и пишут то, что сами исповедуют. Они ориентируются на определённый электорат или на ту массу, которую рассчитывают использовать в своих интересах.
    Как я понимаю, Маркс делал ставку на Революцию низов, поскольку другово пути Наверх у него не было. До \»увлечения Россией\» в последние годы своей жизни он рассчитывал на городские низы в европ. странах. Но те были пассивны , и Маркс пытался взбодрить их за счёт антисемитов Чтобы натравить их на бурж. общество, он изобразил это общество, как руководимое евреями. Призыв к антисемитам расправиться с евреями нужен был Марксу, чтобы толкнуть их на анти-буржуазную революцию.
    Возможно, было и личное недовольство некоторыми евреями, вроде Фердинанда Лассаля, поскольку Лассаль перехватывал у Маркса идейный и всякий другой авторитет в немецком социалистическом (НЕ революционном) рабочем движении. Но во всяком случае не стоит переоценивать антисемитизм Маркса. Если он и существовал, то был подчинён главной цели : устройству анти-буржуазной революции, которая вознесла бы наверх самого Маркса.
    lbsheynin@mail.ru

    1. «… До увлечения Россией в последние годы своей жизни ..» , Обязательно нужна запятая.

    2. Конечно политический источник антисемитизма Маркса не так отвратителен, как тот, о котором читал я. В переписке с Энгельсом, например, великий интернационалист пишет о соседке по купе нечто вагнеровски-паталогическое: » рядом сидела женщина с безобразными, еврейскими чертами лица» Энгельса агитировать за антибуржуазную революцию не имело смысла. Кстати Фридрих в юдофобии замечен не был…

        1. См. вполне публичную статью «К еврейскому вопросу»
          Спасибо, Леонид, прочитал, хотя язык очень вязкий и тяжёлый для Маркса. Действительно, впечатление, что феномен юдофобии, как у Маркса, так и у Гитлера, ( тут они неожиданно оказались в одном ряду) был самым сильным аргументом для привлечения на свою сторону масс. Оптимистично надеюсь, что это осталось в прошлом…

  2. Benny from Toronto
    Но персонаж этой песни живёт в несравнимо более благополучном Израиле 60-ых~80-ых годов, поэтому для меня его «русский акцент» символизирует ОСТАНОВКУ РАЗВИТИЯ его личности и тупик его застывшего во времени мировоззрения. У него уже нет любви ни к кому (включая себя и свою жену)
    ———————————————————————-
    Глубоко копнул, не спорю! 🙂 60-80гг — это, несомненно, большее благополучие. Но давайте-ка вспомним: Шестидневная война, война Судного дня, приход правых к власти после почти 30-летнего правления левых, на несколько лет непримиримые споры и стычки ашкеназов и восточных евреев, экономический провал страны конца 70-х — начала 80-х при растущем личном благополучии отдельного гражданина, неудачная война с Ливане, в конце 87 г. звоночек — первая интифада палестинцев на пару лет, страшное падение Биржи в 83г. — перед правительственной комиссией М.Бейски по расследованию предстают великие мужи всех могущественных банков, остановка инфляции (в течении первого года с 400% до 25%)… «Остановки развития» я не заметила. 🙂
    Все кипело, строилось-перестраивалось, включая и учреждения, и людей. К концу 80-х вроде бы вошли в рутину и тут, бац! с начала 1990 г. миллионная «русская» алия, развал СССР и декларация Осло…
    «Покой нам только снится».

    Относительно песни «Три-четыре, за работу!»
    Итак, противу Онтарио, что ввел меня в ступор, песня вышла в 1984г. (т.е. никакими партийными склоками в «мапайной бюрократии» уже давно не пахло, за многолетним отсутствием этой бюрократии у власти).
    А теперь, уважаемый публикум, подозреваю, что я нашла источник, давший Арику А. идею песни — и это «Хормейстер» Шайке Офира от 1969г.
    https://www.youtube.com/watch?v=edum8e48xsw

    Поясняю суть сценки: хор собирается ехать на Кипр, представлять государство Израиль («товарищи певцы, поответственней, пожалуйста!»), «Кипр, потом мир, а потом, если повезет, Египет!»
    (Большеглазая Нехама в первом ряду — Ривка (Ривкелэ!) Михаэли.)

    Утро! (Шайке: «9 раз «утро», я понимаю — песня сложная…»)
    Утро, пришло! (3 раза)
    Утро пришло — на работу! ( 3 раза)
    Утро, утро пришло!

    Полдень! (многажды раз)
    Полдень пришел!
    Полдень пришел — к обеду (3 раза)
    Полдень пришел!

    Вечер… (многажды раз, в минорном, ррромантическом, раздумье)
    Вечер пришел… (3 раза)
    Вечер пришел — к отдыху
    Вечер, вечер пришел!

    Хормейстер (Шайке): «Господа, мы завоюем Кипр! Все свободны. Нехама, останься, пожалуйста, мы пройдем высокие тона. Не надо! Не надо остальных для такого малого дела!»

    1. Спасибо, Сильвия, за интересный исторический экскурс. Вы, конечно, правы, когда говорите. что в еврейском государстве «покой нам только снится». К сожалению «нам» ко мне не относится. Понравилось мне и Ваше согласие (коммент ниже) с Михаилом о том, что в горячие времена ( не дай Бог,. конечно). все израильтяне, и правые и левые, включая даже леворадикальные, больные на голову «Бецелем» или «Врачей без границ» встают на защиту родины плечом к плечу. О песне Арика трудно судить по тексту. Видимо нужно её слушать, понимать текст, а, главное, лучше понимать израильские реалии…Ещё раз спасибо.

  3. … Почему я промолчал и не ответил сидевшему под портретом Карла Маркса учёному … ?
    ————
    ИМХО: вам очень стоит ознакомиться с еврейским понятием «тшува».
    Если коротко, то принимая ясное и однозначное решение человек чувствует огромное облегчение.

    По поводу вашего Игоря-правдолюба с «НЕ спрятанной в песок головой», то об таком подходе «русских евреев» в Израиле даже сложили песню: Арик Айнштейн, «три четыре — и на работу». Арик поёт её с тяжёлым русским акцентом, слова очень просты, но передать их дух я не способен.
    Но смысл в том, что это песня о ДЕБИЛИЗМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНВАЛИДА.
    Эмоционального инвалида, который вызывает жалость и симпатию если его подход к жизни применяется к себе (человек принуждает себя отдыхать потому, что это «истина», необходимая для наведения порядка в мире), но когда он принуждает себя заниматься любовью с женой ради «истины», то мне хочется его пристрелить 🙂

    1. Benny from Toronto
      По поводу вашего Игоря-правдолюба с «НЕ спрятанной в песок головой», то об таком подходе «русских евреев» в Израиле даже сложили песню: Арик Айнштейн, «три четыре — и на работу». Арик поёт её с тяжёлым русским акцентом, слова очень просты, но передать их дух я не способен. Но смысл в том, что это песня о ДЕБИЛИЗМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНВАЛИДА.
      —————————————————————————————
      Для того, кто не знает, что пионеры (халуцим) создаваемого Израиля были, в большинстве, русско-украинско-польского происхождения, т.е. имели славянский акцент в иврите;
      для того, кто уверен, что не тяжелым физическим трудом первых еврейских рабочих строилось государство, а только американской/французской/английской и т.п. мошной и декларациями юдофилов;
      для того, для кого всякое упоминание израильских рабочих связано с памятью о их социал-демократической «закваске», как и большинства отцов-основателей государства, а «закваска» эта не кошерна у нынешнего еврейского «патриота»,
      для такого и песня Айнштейна «о дебилизме», а о не преданности, жертве здоровьем, благополучием и, часто, и жизнью ради еврейского государства.
      Из чего следует, что и идея такого государства дебильна, с чем открывателей столь глубокого постулата и поздравляем.

      1. Дорогая Сильвия! Я не согласен насчет однозначности «закваски». Когда дело касается угрозы существованию гос-ва, то у нас и левые (социалисты), и правые (сионисты) проявляют одинаковую преданность ему. Примеров сколько угодно и в ливанских войнах, и в операциях в Газе. Но когда пушки замолкают, тут-то и разыгрываются драчки между этими «заквасками». Однако, делать нечего — демократия!

        1. Михаил
          Когда дело касается угрозы существованию гос-ва, то у нас и левые (социалисты), и правые (сионисты) проявляют одинаковую преданность ему…. Но когда пушки замолкают, тут-то и разыгрываются драчки между этими «заквасками». Однако, делать нечего — демократия!
          ————————————————————————————
          Согласна. С поправкой: левые тоже сионисты, а правые — просто не социалисты . 😉
          А «драчки» — это даже интересно, не скушно жить. Я в какой-нибудь благополучной Голландии повесилась бы от скуки: утром на работу, вечером к «телевизору», по воскресеньям визиты родственников/друзей и какой-нибудь «культурный поход» и… а тут и жизнь прошла.

      2. ИМХО: Этот Игорь-правдолюб такой же АГРЕССИВНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ ИНВАЛИД как и персонаж 3-го куплета израильской песни Арика Айнштейна.
        Мой перевод песни: http://club.berkovich-zametki.com/?p=20559&cpage=1#comment-69376

        ИМХО: Лев Мадорский относится к своему «Игорю-правдолюбу» тоже с юмором и с осуждением.

        1. Дорогие Сильвия, Бенни, Михаил и Аарон ! Хочу сказать несколько слов о фигуре а ля Игорь, которого Бенни назвал, несколько сгущая краски, эмоциональным дебилом. Это не вымышленный персонаж и потому могу сказать с уверенностью, что под понятие дебила он не подходит и героем ивритской песни о человеке делающего всё по команде, может быть едва ли. Скорее он играл ( говорю в прошедшем времени, так как Игорь пару лет назад умер от рака), причём, играл осознанно, роль городского сумасшедшего и говорил в глаза то, что лучше. конечно, не говорить.Ему нравилось шокировать людей. Скажу честно людей такого рода я встречал редко. Но самое удивительное, что после того скандала, о котором идёт речь, Игорь позвонил и признал, что вёл себя как полный идиот. Идиот, который понимает, что он идиот, уже не идиот. Кстати, Бенни я прочитал Ваш перевод песни и не совсем понял- почему эта песня связана в Израиле именно с «русскими евреями» ? Из перевода также не совсем ясно почему Вы, Сильвия, считаете , что эта песня «… о преданности, жертве здоровьем, благополучием и, часто, и жизнью ради еврейского государства».

        2. Лев Мадорский : … Кстати, Бенни я прочитал Ваш перевод песни и не совсем понял …
          ————
          «Русский акцент» в той песне это акцент идеалистов — пионеров (халуцим), которые в тяжелейших условиях начала 20-го века жили, работали и умирали ради создания будущего Израиля, ради своих принципов и своей любви к еврейскому народу. Я думаю, что большинство из них были счастливы (и тогда и сейчас), несмотря на труднейшую жизнь в молодости — и что, несмотря на «злостные еврейские разборки» той эпохи, их сейчас глубоко уважают также и их еврейские «противники».

          Но персонаж этой песни живёт в несравнимо более благополучном Израиле 60-ых~80-ых годов, поэтому для меня его «русский акцент» символизирует ОСТАНОВКУ РАЗВИТИЯ его личности и тупик его застывшего во времени мировоззрения. У него уже нет любви ни к кому (включая себя и свою жену) — а его принципы делают жизнь его самого и его жены глубоко несчастной. И уважать его тоже никто не будет …
          Его «правда» заключается в требовании от других людей быть «декорацией» в ЕГО жизни и следовать ЕГО принципам.

          Это НЕ правда, это ЛОЖЬ, как и «правда» этого Игоря.

          1. Спасибо, Бенни, за подробный ответ. Я понял о чём речь и в чём «русский акцент», хотя, согласитесь, что у, в общем-то, несложного текста сложная символическая нагрузка. Видимо, чтобы понять до конца нужно жить в Израиле…

  4. присутствие псиxиатра на собрании упростило бы понимание поведения игоря — диагноз

  5. «…..не ответил антисемиту-учёному, сказавшему (кстати, в присутствии одной аспирантки), что у меня неблагоприятная генетическая информация.»
    ———————
    Вам, конечно, виднее, но «сказавший» не обязательно говорил от своего имени. Он мог довести до вас известную ему формулу, которую исповедуют Наверху, чтобы вам сразу стало всё ясно. Чтобы вы не тратили попусту своих душевных сил и времени и не отнимали времени у него.То есть, его ответ был деловым. Отвечавшее лицо не обязательно вкладывало в ответ своё личное отношение к вам.
    Впрочем, если и вкладывало, то не видно, какова д.б. правильная реакция посетителя, кроме как повернуться и уйти. Не упрашивать же его смилостивиться. И не вступать с ним в спор относительно его мировоззрения. И не выказывать ему своё словесное презрение, поскольку не велика та польза, которая может последовать от (взаимных) оскорблений. Кстати, о вашем отношении к нему учёный секретарь (и присутствовавшая дама) могли догадаться и по вашему молчаливому уходу.
    lbsheynin@mail.ru

    1. Кстати, о вашем отношении к нему учёный секретарь (и присутствовавшая дама) могли догадаться и по вашему молчаливому уходу.
      Возможно, опять, как и в первом комменте, Леонид, Вы, по сути, правы. Впрочем, мой уход можно было истолковать и как трусость, молчаливое согласие, неспособность ответить, наконец.Потом и даже иногда сейчас я формулирую мысленно монологи доcтойного ответа. Глупо. конечно.Хочу добавить, что секретарь этот сидел под портретом Карла Маркса. Только позднее узнал, что основоположник и внук двух раввинов сам был крутой антисемит.

  6. Лев! Несколько лет назад мною была опубликована статья «Введение в теорию попрошайничества — шнора (формальные основы) http://world.lib.ru/g/golxdshmidt_w_i/popro.shtml, в которой, в частности было написано : «Известно (когда начинают этим словом, значит, других аргументов просто нет), что чем дальше от исторической родины, находится диаспора, тем лучше она к этой стране относится. Этот основополагающий и, как правило, нередко использующийся посыл, может быть облечен в сравнительно строгую функционально-аналитическую форму. Вообще у диаспоры всегда есть чувство вины за то, что они живут в спокойных благостных странах, а их историческая родина, которой они как бы гордятся и в существовании, которой все же заинтересованы (это их моральный базис и возможное, в случае необходимости, убежище), зачастую страдает». Полагаю, что Ваш приятель, скорее всего, прав.

    1. Вообще у диаспоры всегда есть чувство вины за то, что они живут в спокойных благостных странах

      С общим направлением коммента согласен, хотя сегодня не такие уж у нас в Диспоре страны благостные и спокойные.А, во вторых, будучи прав по сути, Игорь, на мой взгляд, не прав, учитывая последствия для престарелого ветерана. Согласитесь, Владимир, что правда не всегда уместна. Когда в Германии ( не знаю как сейчас в России) врачи говорят сразу о любом, самом плохом диагнозе и даже о подозрениях на такой диагноз, это неверно.

  7. Господа, товарищи !
    Ну, зачем мы занимаемся трепологией ?
    Зачем ВРЁМ самим себе, вечно ОПРАВДЫВАЯ собственную обыкновенную ТРУСОСТЬ ?
    Правильно Лев \»затравил эту кашу\» в наших головах (своей статьёй), толкая нас (и себя) в спину, к зеркалу, чтобы \»посмотрели\» — может СОВЕСТЬ там ОБНАРУЖИТСЯ, и человек сам себе тихо скажет :
    \» Какое же Я — трусливое ДЕРЬМО !! \»
    Я хрошо понимаю по-настоящему ВЕРУЮЩЕГО, мотивы его действий, когда он ЧЕСТНО говорит о себе, что СЛАБ (труслив, грешен).
    Верующий, поступает, говорит, действует именно ТАК, а НЕ ИНАЧЕ не столько из личной смелости, сколько из-за страха перед Всевышним …
    Ему, верующему (в этом смысле) легче.
    Нам же, вечно сомневающимся, не вполне-верующим, приходится полагаться НА собственную СОВЕСТЬ и СМЕЛОСТЬ, у кого они имеются в наличии.
    \» Безумству храбрых поём мы песню ! \»
    Да, поём … …,
    чаще всего, когда они уже в гробу.
    И нам живым это — НАУКА, — будешь храбрым окажешься там же.
    Мы ВЫЧИСЛЯЕМ последствия …

    1. Нам же, вечно сомневающимся, не вполне-верующим, приходится полагаться НА собственную СОВЕСТЬ и СМЕЛОСТЬ
      Я согласен, Яков, что глубоко верующему, в определённом смысле, легче в том случае, когда речь идёт о вопросах веры. У него в этом направлении более точные и безусловные олриентиры. Но в обычных житейских вопросах, действительно, надо полагаться на совесть, смелость и нажитый опыт. Хотел написать мудрость, но уж больно помпезно звучит. Собственно в этих «сказать-промолчать» вся суть. По большому счёту, правильно было бы в принципиальных вопросах добра и зла стать фанатиком и если вставать на защиту несправедливо обижаемого, то не считаться с силами, возрастом и последствиями. 5 или 8 человек вышедшие на Красную площать во время резни в Праге,как и Сахаров под улюлюканье парламента-это нравственный ориентир. Но я в жизни в этом фанатично-верном ключе действовал крайне редко, а почти всегда отмалчивался, отсиживался и в 93-м, например, не выходил к Белому дому. Когда в 90-ые годы в Вене 90% ехали в Штаты, а 10% в Израиль-это тоже поступок в том же ключе. С годами, как ни странно, я стал, вроде бы, более чувствителен и больше стыжусь состояния «отсидеться, отмолчаться»…

  8. Лев! Пример с Игорем, «борцом за Израиль», — неудачный. Евреи должны жить в Израиле не потому, что здесь по ним стреляют. Жить на Земле Израиля — одна из основных еврейских заповедей. Она даже более важна, чем соблюдение других, бытовых заповедей и традиций. Нерелигиозный еврей больше рискует потерять свое еврейство в диаспоре, чем в Израиле. В особенности в связи с нарастающей ассимиляцией, что и происходит в США, да и в Европе тоже. А воевать за Израиль в армии в наше время не обязательно. Нужна специальная подготовка, а помогать стране можно и нужно и из диаспоры.

    1. Но и выступление ветерана было явно неудачным. Другое дело, что ветеран-пожилой человек и лучше. конечно Игорю было бы промолчать. Рубить правду-матку всегда и везде, на мой взгляд, не просто глупость, но, учитывая как слово может ранить, большой грех…

  9. Надо различать разговор наедине и на людях. Но и там, и тут критерий один — польза дела
    Наедине иногда надо указать неправоту оппонента — если он расположен тебя слушать. Если нет — возможно, надо уйти
    На людях надо сказать, что оппонент неправ, потому что он оперирует неверными или неполными фактами, или делает из них неправильные выводы. Или настроен эксцентрично. Но если это и так ясно для окружающих, то и говорить не о чем.
    Если оппонент просто запугивает тебя, то можно дать ему понять, что я не запуган. Если он запугивает окружающих, то поступать так же.
    Если Секретарь приёмной комиссии говорит, что у меня неправильная генетика, то вряд ли стоит его переубеждать. Я для него не авторитет, и слушать меня он не будет. Он слушает начальство.
    lbsheynin@mail.ru

    1. Надо различать разговор наедине и на людях.Но и там, и тут критерий один — польза дела
      Вы, Леонид, даёте мудрые советы и если есть время холодно со стороны оценить ситуацию, то, наверно всё так. Но в реальной жизни события разворачиваются, порой, так быстро и на такой эмоциональной волне, что принять нужное решение бывает не просто. Если тебе, как Ксантиппа Сократу выливают на голову ведро помоев (даже в переносном смысле), то сохранить хланокровие и мудрость вряд ли удастся. Если тебе в лицо сказали жидовская морда и при людях и наедине, самое правильное решение сразу врезать по морде, не думая о последствиях. Когда в Вене позапрошлого века отец Фрейда, которому проходящий мимо антисемит со словами» Евреи не должны ходить по тротуару» сбио в глязь шляпу, поднял шляпу и сошёл с тротуара, это был поступок, которого узнавший об этом Зизмунд стыдился всю жизнь. Есть слова и дела. которые нужно сделать сразу, несмотря ни на что, не считаясь не с какими обстоятельтвами. Потому что если их не сделаешь во время, будешь с ужасом вспоминать всю жизнь… Мне до сих пор стыдно и муторно, когда вспоминаю, что ничего не ответил антисемиту-учёному, сказавшему (кстати, в присутствии одной аспирантки), что у меня неблагоприятная генетическая информация.

  10. » …я кажется научился … … во время молчать и во время говорить … »
    ———————————————————————————————-
    Лев, ты знаешь, КОГДА это «во время молчать» и КОГДА это «во время говорить» ?
    Можешь это ОПРЕДЕЛИТЬ ?
    Сделай милость, НАУЧИ.
    Буду искренне признателен.

    1. Лев, ты знаешь, КОГДА это «во время молчать» и КОГДА это «во время говорить» ?
      К великому сожалению, Яков, в этой великой науке я как был, так и остался учеником. А понял с годами только то, что именно в ней заключается главная человеческая мудрость. Так что мысли:»Почему не промолчал и почему не ответил?» преследуют меня до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *