Лев Мадорский: Абсолютный гений еврейского юмора

 736 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Его творчество ставит его в один ряд с такими замечательными, российскими писателями, как Шолом-Алейхем, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, И. Бабель. Выпьем за здоровье юбиляра и пожелаем ему по еврейскому обычаю до 120-ти! Лехаим!

Абсолютный гений еврейского юмора

(к 85-летию М. М. Жванецкого)

Лев Мадорский

Михаил Жванецкий

«Не нарушайте моё одиночество и не оставляйте меня одного!»
Михаил Жванецкий

В эстафете главных советско-российско-еврейских комиков (В. Хенкин, А. Райкин, Г. Хазанов, М. Галкин) Михаил Жванецкий, которому 6 марта исполняется 85 лет, занимает особое место. Уже давно, ещё с советских времён Михаил Михайлович бежит сразу по двум дорожкам. Как автор и как исполнитель. Причём, на обеих уверенно лидирует.

Рядом со Жванецким долгие годы бежал, если продолжать спортивную терминологию, в октябре прошлого года ушедший от нас Роман Карцев. Я написал некролог памяти Романа и из него видно, что многие страницы биографии друзей-юмористов шли параллельно: одесские детство и юность, игра в самодеятельном студенческом театре «Парнас-2», знакомство с Виктором Ильченко, который стал их постоянным партнёром. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр талантливую троицу замечает Аркадий Райкин. Великий комик делает Жванецкого завлитом театра и его тексты становятся основными в театральном репертуаре.

Жванецкий, Карцев и Ильченко долгие годы (Виктор умер в 1992 году) шли-бежали рядом, но, всё-таки, нельзя не отметить, что главной движущей силой, так сказать, мотором великолепной троицы был Михаил Михайлович.

Точнее, его творчество, которое ставит его в один ряд с такими замечательными, российскими писателями, как Шолом-Алейхем, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, И. Бабель, некоторыми другими. Миниатюры, рассказы, краткие изречения Жванецкого можно слушать-читать по нескольку раз, и они не теряют первозданной свежести. На его концертах зал, независимо от интеллектуального уровня, не улыбается, не смеётся, а хохочет. Исключение составил несколько лет назад концерт перед руководителями телевидения. Но там всё было ясно: Михаил Михайлович их работу критиковал…

Одесса-Ташкент-Одесса (1934-1963 гг.)

Родился Миша 6 марта 1934 года в Одессе, в еврейской, ассимилированной семье врачей. В одной из миниатюр Жванецкий вспоминал о том, как его воспитывали. Лучше не скажешь. Приведу несколько строчек…

С детства музыка, вкус, литература, нежность, правдивость… Выйдя из школы, получили жизнь в лицо. Но не изменились. Воспитание — сила непреодолимая. Из-за воспитания мы стеснялись предавать и доносить. И не подписывали писем ни с осуждением, ни с одбрением. И замечательное: «Отсутствие воспитания помогает говорить. Наличие — слушать».

Во время войны Миша с мамой эвакуировался в Ташкент. Рассказывая в одном из интервью об этом времени, великий юморист сказал то, что меня удивило. Наиболее сильные ташкентские воспоминания, связанные с городом, который всегда считался одним из наиболее интернациональных в Союзе (это подтверждают многие бывшие ташкентцы-евреи), связаны у него с антисемитизмом. «Я, — сказал Михаил Михайлович, — от этого страдал. Видимо, зараза с фронта перекинулась сюда». И ещё одна фраза в том интервью запомнилась: «На войне все русские, а жиды в стороне». И это при том, что евреи занимали, несмотря на дискриминацию при награждении, третье место в процентном отношении по количеству Героев Советского Союза после русских и украинцев.

Жванецкий-Райкин (1964-1970 гг.)

Итак, Жванецкий, Карцев и Ильченко начинают работать в Ленинградском театре миниатюр Аркадия Райкина.

Михаила Михайловича часто спрашивают о запутанно-сложных отношениях с Райкиным. Как мог Аркадий Исаакович уволить человека, миниатюры которого прославили его театр? Жванецкий отвечает на этот вопрос кратко, избегая подробностей. Напишу в том же ключе. Жванецкому есть за что обижаться на маэстро. Райкин в течение двух лет не выплачивал ему зарплату, два раза выгонял за то, что он читал свои тексты перед другой аудиторией, чтобы заработать, не упоминал авторство писателя в театральных титрах. Не упомянул даже тогда, когда вышла на сцену авторская программа писателя «Светофор».

Есть обиды и у Райкина. Аркадий Исаакович напишет позже, что Жванецкому как завлиту театра не хватало «дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости. Он с ходу отвергал все, что ему приносили другие авторы, — и плохое, и хорошее». При этом, надо отметить, что Райкин признавал, что положение, когда автор лучших театральных текстов остаётся неизвестным, не могло его не обижать. Кроме того, причиной разрыва двух гениальных комиков можно считать и тот факт, что тексты Жванецкого не всегда соответствовали требованиям строгой партийной цензуры. При этом, однако, тексты Жванецкого Райкин читал без правки.

Снова Одесса. Всесоюзная и мировая известность

В 1970 году вся троица возвращается в Одессу, где организует свой театр миниатюр. В театре постоянный аншлаг. Годом позже начинается работа Жванецкого в Росконцерте в качестве артиста разговорного жанра. Гастроли по Союзу, а после Перестройки и по всему миру, где есть русскоговорящая аудитория. Работа, которая продолжается уже почти 50 лет. И такое ощущение, что знаменитый, старый портфель с текстами до сих пор всё тот же. В 1976 году Жванецкий создаёт Московский театр миниатюр, художественным руководителем которого является до настоящего времени. С 2002 года принимает участие в телевизионной передаче «Дежурный по стране», пишет новые и новые тексты. Остаётся только поражаться его неиссякаемым таланту и энергии…

Особый взгляд на мир

В чём суть гения Жванецкого-писателя? В очерке о Михаил Михайловиче трудно обойти этот вопрос. Отвечу так: он видит мир под своим, своеобразным углом зрения. Если быть более точным, Жванецкий во всём, что происходит вокруг него, видит смешное. Он не ищет смешное, не выдумывает, не вспоминает юморные случаи и ситуации, а просто видит мир именно таким. Думаю, что в исключительно высоком чувстве юмора писателя мы бы убедились, если бы существовала возможность измерить это чувство также как измеряется IQ (коэффициент интеллекта). Впрочем, интеллектуальное развитие и наличие чувства юмора тесно связаны. Чем выше интеллект, тем чаще человек видит смешное в окружающей жизни, тем более адекватно реагирует на шутки, шаржи, карикатуры, анекдоты, в том числе, в свой адрес. И ещё. Жванецкий — аристократ юмора. Это не юмор ниже пояса, которым переполнена сегодня российская эстрада. Поэтому зал Жванецкого и зал Петросяна это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Еврейский юмор

Учёные считают, что у некоторых национальностей чувство юмора выражено сильней, у некоторых слабей. Ну, а у евреев? Великие комики-евреи всегда, а, особенно в ХХ-ХХI вв., несмотря на притеснения и дискриминацию, составляли большинство среди лучших представителей комедийного жанра. И не только в России. Этот феномен трудно понять. Иногда даже связывают удивительную жизнестойкость евреев с их чувством юмора, которое сохраняется в любой ситуации. Не случайно так популярны во всём мире еврейские анекдоты. Может быть развитое чувство юмора и есть лучшая защита от юдофобии? По всеобщему признанию, мировой столицей юмора долгие годы была Одесса. Не потому ли, что среди её жителей большой процент составляли евреи? Подчёркиваю — составляли. Сегодня, после массовой эмиграции евреев, Одесса уже не та. Но король одесского юмора жив и разносит по всему миру юмор увядающего королевства…

Личная жизнь

Жванецкий не любит рассказывать о личной жизни, поэтому и я скажу всего пару слов. О любвеобильности писателя ходят легенды, но первый и единственный брак был в 20 лет с Ларисой и продлился до 1964. Сегодня у сатирика (с 1991 года) гражданская жена Наталья Сурова и сын Дмитрий. Ещё пять детей — двое сыновей и три дочери рождены от разных женщин (Надежды, Венеры и других) с которыми он жил в разное время вне брака.

Жванецкий в Израиле

Уже много лет, практически ежегодно, Михаил Михайлович даёт концерты в разных городах Израиля. Здесь его публика и, как отмечают комментаторы, «… зал понимает Жванецкого с полуслова, реагирует мгновенно и щедро — аплодисментами, смехом, хохотом». На вопрос, заданный во время концерта «Почему он не поселится на исторической родине, сатирик ответил:

«Я пишу на русском, и ничего другого делать не умею, поэтому вынужден оставаться патриотом России…»

Послесловие

Жванецкий один из немногих людей, с именем которого уже при жизни соседствует эпитет гениальный. Его имя известно всем русскоязычным. Книги раскупаются мгновенно. На концертах аншлаг. Только перечисление наград и званий Михаила Михайловича заняло бы слишком много места в небольшом, юбилейном очерке. Причём, многие получены им ещё в советское время. Своим удивительным мастерством Жванецкий достиг положения, когда ему и только ему (ну, пожалуй, не считая Жириновского) разрешается говорить всё. Или почти всё. Сатирик — смелый человек и частенько нарушает негласное табу. Он шутит о Путине так, как никому публично шутить не позволено, называет присоединение Крыма к России «гадостью», выступая в передаче «Дежурный по стране», предлагает продать один из Курильских островов и купить на эти деньги хорошей водки.

Выпьем стакан этой водки или чего-то другого за здоровье юбиляра и пожелаем ему по еврейскому обычаю до 120-ти! Лехаим!

Print Friendly, PDF & Email

80 комментариев к «Лев Мадорский: Абсолютный гений еврейского юмора»

  1. В современной жизни сатирики потеснили пророков и философов.
    На мой взгляд, Жванецкий ценен не столько филиппиками в адрес нынешних цезарей в стиле Катулла, а тем, что среди обсуждения забавных бытовых неурядиц и мелких пакостей вдруг у него появляется смесь философии и самоиронии.
    Возьмем такую его фразу: настоящее одиночество — когда вы всю ночь говорите сами с собой, и вас не понимают.
    И потом существенно то, что демонстрация им высокого интеллекта, в форме понятной многим людям, позволяет отодвинуть в сторону заурядность, обволакивающую авторитарное общество.
    А Льву Мадорскому спасибо за текст о Жванецком.

    1. На мой взгляд, Жванецкий ценен не столько филиппиками в адрес нынешних цезарей в стиле Катулла, а тем, что среди обсуждения забавных бытовых неурядиц и мелких пакостей вдруг у него появляется смесь философии и самоиронии.
      Возьмем такую его фразу: настоящее одиночество — когда вы всю ночь говорите сами с собой, и вас не понимают.
      —————

      Спасибо, Виктор, за интересный коммент. Я согласен с Вами, что именно мудрая «смесь философии и самоиронии», а не просто «одесский хохмач». А получение ордена- маленький реверанс перед властями 85-летнего мудреца. Не стоит придавать этому особого значения…

  2. В Одессе есть определение-хохмач самоучка. Тогда как Гвердцители и Турецкий это большой талант и труд. В один ряд не становятся

    1. В Одессе есть определение-хохмач самоучка.
      ——————
      Для одних, в том числе для Вас, Аарон, Жванецкий-хохмач-самоучка, для других — абсолютный гений ( я использовал в заголовке мнение автора одной статьи). Хотя,возможно в слове «абсолютный» есть некоторый перебор. Это, по моему, тот самый случай, когда известный раввин сказал: «Вы правы. И Вы правы. И Вы тоже», потому что вопрос касается такой деликатной сферы как дело вкуса.

      1. Тут же хочу привести письмо от Марка Фукса ( Израиль) из частной переписки:

        У меня не получается представить некоего «кто евреев на дух не переносит» покупающего билет на концерт маленького, толстого, старого, лысого еврея с его еврейскими хохмами.
        ———————
        Думаю, Аарон, что Вы не правы. Когда ходят на концерты евреев- хороших артистов ( не обязательно комиков), то антисемитские позывы редко функционируют.Тем более, что список этот значителен и разнообразен: Тамара Гвердцители,Максим Леонидов , Борис Моисеев ,Михаил Турецкий, Максим Галкин, Валерий Сюткин, Владимир Винокур, Анжелика Варум и многие другие.
        http://berkovich-zametki.com/link_for_gb_m.jpg Отклик на статью: Лев Мадорский: Абсолютный гений еврейского юмора

        Дорогой Лев!

        Мне cдается, что впервые от вас услышал выражение \»… Вы не правы…\». Обычно вы соглашаетесь с оппонентом.

        Позволю себе коснуться темы.

        Евреи вообще и полукровки в частности – народ способный и легко адаптируются к бизнесу в сфере услуг. Так сложилось. Строго говоря, между нами, медицина – это тоже сфера услуг, так и там наши успешны!

        Что касается эстрады, то там пруд пруди наших. И открытых и под прикрытием. Сервис, он и есть сервис: \»любое ваше желание за ваши деньги\»!

        Отсюда неразборчивость в средствах, политическая позиция флюгера, готовность услужить и т.п. Более того — готовность нацепить крест, потом спрятать его в шкатулку, потом снова нацепить, потом признаться в том, что магендавиде концов всё-таки больше, и т.д.

        Что касается М.М. Жванецкого, то он безусловно талантливый, удачливый, попадающий в струю хохмач. Он сам того не подозревая, а может и хорошо осознавая и используя размышляет и говорит фразами-переводами с идиша на русский. Это порой смешно, порой грустно, но занимательно и интересно. Не все так могут. Тем более – северней черты оседлости.

        В Одессе было, да и есть много таких. Но не все вышли на эстраду, некоторые остались во дворах на скамеечках, в киосках на углах улиц, в тенистых парках и на пляжах, усеянных блондинками. Как говорил Л.И. Утесов \»… у нас все так могут, но стесняются\».

        Мне кажется, с определениями \»гениальный\» надо бы поосторожней. Время покажет…

        А М.М Жванецкому – долгие лета без потрясений, благополучия и здоровья.

        Один из нас…

      2. «Вы правы. И Вы правы. И Вы тоже»
        Маленькое уточнение:»как ты говоришь, так и ты права» ответил он жене.

  3. Алеф. Тер.: \»…На другой стороне земного шара никак не могут успокоиться по поводу взаимоотношений знаменитости с властью. На концертах артистов не бывают, о власти знают понаслышке, никогда с ни с теми ни с другими не сталкиваются, но все равно, они точно знают как знаменитостям следует поступать.
    Чем бесконечные рассуждения серьезных людей о политической проституции артиста отличаются от того как судачат бабки на скамейках о моральном разложении кумиров? Ничем, даже возраст у обсуждантов одинаковый. Бабка всю жизнь прожила в говне, семьи путной не создала, но зато хорошо знает и очень любит поговорить про недосягаемое, что много жен у великих это отвратительно. Серьезный, сильно возрастной человек, хрен знает когда покинувший страну, почему-то с жаром и пылом рассусоливает о том, как надо бросить на пол орден и топтать его пока вручатель не исправится, изменится или со стыдом и плачем не убежит в отставку…\»
    Ну, не поверят (как же, знаменитость — и какая-то АлевтинаТер.!) — а ведь это поострее довольно легковесных юморесок кумира — порой, действительно, оригинальных и остроумных, всегда точно рссчитанных на задиристость, но никогда на противопоставлении власти — к тому же, несмотря на многолетнюю её политиканскую демонизацию, вполне демократической и, следовательно, безопасной. В этом нетрудно убедиться, если вспомнить подлейшее острячество телепрограммы \»Куклы\» и её исполнителя, до сих пор вполне безопасно шныряющего по Москве…
    Я не рискнул написать здесь так, как это безошибочно и талантливо сделала Алевтина — и поздравляю её.
    А тем, кому по душе далеко не бездарное хохмачество Жванецкого, попрежнему желаю наслаждаться этим небольшим искусством, не задумываясь о каких-то грандиозных последствиях.

    1. «несмотря на многолетнюю её политиканскую демонизацию, вполне демократической и, следовательно, безопасной» — истинно ленинские слова, как в том анекдоте про первого секретаря. Особенно убеждает фраза «если вспомнить подлейшее острячество телепрограммы \»Куклы\» и её исполнителя, до сих пор вполне безопасно шныряющего по Москве». Вот, однако, незадача — а кто-то перестал «шнырять» , г-н Тартаковсий, занемог, так сказать, и не по своей воле. И не он один, но чего не напишешь во имя «твёрдых убеждений», прилипчивых и неотлучных, как старческая подагра.

    2. А тем, кому по душе далеко не бездарное хохмачество Жванецкого, попрежнему желаю наслаждаться этим небольшим искусством, не задумываясь о каких-то грандиозных последствиях.
      ————————-
      Этим комментом, Маркс. Вы меня искренне удивили. Или в Вашим взглядах произошли изменения или я, редко посещая Гостевую, что-то путаю. По моему, Вы всегда были на стороне режима в России, а в этом комменте, если я правильно понял, Вы осуждаете М.М. за безобидную сатиру. И о каких !грандиозных последствиях» идёт речь? Пренебрежительное отношение к Шендеровичу, у которого сатира далеко не безобидная, показывает что и его творчество Вы тоже не одобряете. Поясните, пожалуйста…Вот и Мирон, кажется. в недоумении.

      1. Лев Мадорский (216)
        Тартаковский: …А тем, кому по душе далеко не бездарное хохмачество Жванецкого, попрежнему желаю наслаждаться этим небольшим искусством, не задумываясь о каких-то грандиозных последствиях.
        ————————-
        «Этим комментом, Маркс. Вы меня искренне удивили. Или в Вашим взглядах произошли изменения или я, редко посещая Гостевую, что-то путаю. По моему, Вы всегда были на стороне режима в России, а в этом комменте, если я правильно понял, Вы осуждаете М.М. за безобидную сатиру. И о каких !грандиозных последствиях» идёт речь? Пренебрежительное отношение к Шендеровичу, у которого сатира далеко не безобидная, показывает что и его творчество Вы тоже не одобряете. Поясните, пожалуйста…Вот и Мирон Амусья, кажется, в недоумении».

        Как-то не допонял ваш замысловато изложенный вопрос. А сказать я хотел самое простое. Политиканы всегда, а нынешние пустобрехи — особенно, хотят пристегнуть любое сколько-нибудь значимое имя, известную персону, к своей болтологии, не задумываясь нравится ли это тем, на кого они рассчитывают.
        В гостевой г-ном из Бруклина, как обычно, притащено заявление Юрия Самодурова, уверенного в своём «правозащитничестве»: «Жаль и Жванецкого и интеллигенцию»(160).
        Я никогда не общался со Жванецким, но почти уверен, что прочитав это наставление Самодурова в душе (возможно, не только) сочтёт его просто надутым дураком.
        И будет прав. Не забудем, что все беды прожитого нами столетия исходили от всевластных балбесов, вознесённых к славе вот такими самодуровыми и уверенных, что они во всём и всегда правы.

        1. Не забудем, что все беды прожитого нами столетия исходили от всевластных балбесов, вознесённых к славе вот такими самодуровыми и уверенных, что они во всём и всегда правы.
          ——————
          Наверно, Маркс, мы друг друга оба недопоняли. Слишком долго не контачили. Я Самодурова не читал, но с тем, что Вы написали в комменте согласен. «Всевластные балбесы» принесли в прошлом веке в Россию много беды.

    3. Маркс ТАРТАКОВСКИЙ8 марта 2019 at 15:26 |

      /В этом нетрудно убедиться, если вспомнить подлейшее острячество телепрограммы \»Куклы\» и её исполнителя, до сих пор вполне безопасно шныряющего по Москве… /
      ————
      Знакомый стиль.
      «Подонком и пошляком назвал Сталин Зощенко: «Не хочет перестраиваться, пусть убирается к чертям!».
      Жданов назвал ( получившего во время Первой мировой, три ордена за храбрость) писателя «трусом, подонком и мерзавцем»–»Зощенко надо расклевать так, чтобы от него мокрого места не осталось».
      «Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезды» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны.
      «Зощенко выворачивает наизнанку свою пошлую и низкую душонку, делая это с наслаждением, со смакованием, с желанием показать всем: смотрите, вот какой я хулиган».
      Трудно подыскать в нашей литературе что-либо более отвратительное, чем та «мораль», которую проповедует Зощенко…»

      В это время, в 1944 году, Оруэлл (Скотный Двор) писал:
      «Двенадцать голосов злобно перебранивались, отличить, какой чей, было невозможно. И тут до животных наконец дошло, что же сталось со свиными харями. Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно.»

      Очень, на мой взгляд, актуально.

      1. «Подонком и пошляком назвал Сталин Зощенко: «Не хочет перестраиваться, пусть убирается к чертям!».
        —————
        Спасибо, Лазарь, за интересный поворот темы. Слава богу, что время Гулага ещё не пришло. Отношение Маркса, человека умного и просвещённого, к Шендеровичу, действительно, непонятно. Виктор смелый человек. На него нападали, ему перекрыты гос.каналы, но он «не убирается ко всем чертям», а продолжает рубить правду матку. Во всяком случае, говорит, что думает. Но сатирик без аудитории мало что может

  4. Как любитель статистики, замечу: Лев Мадорский создал на страницах Мастерской немало портретов знаменитых людей. Всемирно известных, талантливых, любимых и, подчас, критикуемых. Интересно количество отзывов: Мейерхольд 16, Кабалье 8, Азнавур 6, Карцев 14, Бернстайн 8. На этом фоне аномалиями выглядят Кобзон 107 и Жванецкий уже 56. В чем тут дело?
    В ЖЕЛТИЗНЕ, КЛУБНИЧКЕ, в нечто таком, что сильно задевает, волнует и заставляет писать по десять постов, с пеной у рта доказывая свою правоту. Учитывая возраст пишущих, «клубничкой» для них является не количество любовниц знаменитостей или незаконнорожденных детей. Нет, на другой стороне земного шара они не могут успокоиться по поводу взаимоотношений знаменитости с властью. На концертах артистов не бывают, о власти знают понаслышке, никогда с ни с теми ни с другими не сталкиваются, но все равно, они точно знают как знаменитостям следует поступать.
    Чем бесконечные рассуждения серьезных людей о политической проституции артиста отличаются от того как судачат бабки на скамейках о моральном разложении кумиров? Ничем, даже возраст у обсуждантов одинаковый. Бабка всю жизнь прожила в говне, семьи путной не создала, но зато хорошо знает и очень любит поговорить про недосягаемое, что много жен у великих это отвратительно. Серьезный, сильно возрастной человек, хрен знает когда покинувший страну, почему-то с жаром и пылом рассусоливает о том, как надо бросить на пол орден и топтать его пока вручатель не исправится, изменится или со стыдом и плачем не убежит в отставку.
    И самое поразительное, что находятся люди, которые на полном серьезе пытаются убедить политически перезрелых критиков не нападать на политически бессовестных артистов. Г-н Быстрицкий, ау! Вы еще к бабушкам сходите, к скамеечке у подъезда. Они вас подальше пошлют и будут правы. Нечего последнюю усладу отнимать.
    А все вместе, и критики и защитники как раз и занимаются тем, о чем сказал Макаревич: вокруг Жванецкого подняли вонь.

    1. . На этом фоне аномалиями выглядят Кобзон 107 и Жванецкий уже 56. В чем тут дело?
      ———————-
      Я думаю, Алеф, что догадываюсь в чём здесь заковыка. И Кобзон, и Жванецкий становятся знаковыми фигурами на фоне острого, не имеющего прецедентов между двумя братскими нациями, украинско-российского конфликта. На его фоне, к моему измулению, друзья с разных сторон баррикад, но живущие в совсем других странах, не здороваются. А на Хануку в немецком ресторане два уважаемых, пожилых еврея по настоящему подрались. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Но это было. И невероятная одиссея продолжается. На пике её два «украинца»- Иосиф и Михаил.

      1. Дорогой Лев!
        Во-первых, не Алеф, а Алеф. Тер., а во-вторых, украинско-российский конфликт здесь совершенно не причем. Обратили ли Вы внимание, что спорят с россиянами не украинцы, а американцы. Им-то, спрашивается, какое дело до «спора славян между собою? Домашнего, старого спора, уж взвешенного судьбою»? Оказывается есть дело, и гораздо более всех других.

        1. Обратили ли Вы внимание, что спорят с россиянами не украинцы, а американцы
          ——————-
          Что-то Вы меня, дорогой Ефим, совсем запутали. Во-первых, на стороне Киева кроме Штатов ещё и ЕС. А, во вторых, неужели Вы думаете, что сегодняшнее противостояние между братскими нациями это продолжение древних, со времён «Всея Руси», противоречий
          ————
          Оказывается есть дело, и гораздо более всех других
          ——————
          Вот тут я с Вами полностью согласен: «Что они Гекубе? Что им Гекуба?»

          1. «Во-первых, на стороне Киева кроме Штатов ещё и ЕС».
            ————————————————————
            Я ведь Вам совсем не про это, дорогой Лев, а про тех, кто ведет здесь дискуссию о Жванецком.

          2. Я ведь Вам совсем не про это, дорогой Лев, а про тех, кто ведет здесь дискуссию о Жванецком.
            —————-
            Что-то я, Ефим, совсем не в ту степь. Понял

  5. Лев Мадорский
    — 2019-03-07 21:12:02(70)
    . Но принятие ордена и пресмыкание перед В.В. две большие разницы…Думаю, что и Григорий, и Вы с этим соглсны
    =============
    «Пресмыкание» — это слово в данном случае, думаю , не уместно. Но все дело, как уже отмечали некоторые коллеги, дискуссия упирается в вопрос о легимитизации власти одним из самых ярких сатириков страны, а (все согласятся с этим) , власть в ней персонифицирована сегодня Путиным. А.М. Булгаков или М. Зощенко не были диссидентами, но мне трудно представить, чтобы они приняли орден из рук власти, если бы только отказ от этого не грозил им тюрьмой, каковой угрозы нет в случае со Жванецким. Все дело упирается в отношение к власти в сегодняшней России и моральной атмосфере в ней. И тут разговорам конца не будет. Так что, я думаю, в этом, я и Григорий не едины. Но по последнему счету, извините многочисленные коллеги, случай со Жванецким меня несколько удивил, но мало возбудил (что есть Россия и большая часть интеллигенции в ней мне известно) и я вступил в разговор только потому, что мне представилось сравнение Григория случая с Элтоном Джоном со случаем со Жванецким не правомерным.
    Но я хочу отдать должное Вам, дорогой Лев. Ваши публикации побуждают коллег определиться.

    1. А.М. Булгаков или М. Зощенко не были диссидентами, но мне трудно представить, чтобы они приняли орден из рук власти, если бы только отказ от этого не грозил им тюрьмой, каковой угрозы нет в случае со Жванецким.
      ——————-
      Спсибо, дорогой Борис, за интересное участие в дискуссии. Два слова по Вашему замечанию.
      Тюрьма, конечно, не грозит. Но Жванецкий публичный человек. Я уже написал ниже Владимиру о некоторых возможных, неприятных для писателя-артиста последствиях. Добавлю и то, что в зале сторонники режима и Путина вместо того, что чтобы смеяться, наверняка устроили бы какую нибудь политическую акцию. Вспомните (я об этом написал) как вели себя представители телевидения , включая Познера, которые устроили Жванецкому на концерте, если так можно выразиться «заговор несмеяния». Хазанов как-то сказал в интервью как это тяжело для артиста-юмориста.

  6. «брать или не брать подачку из рук Путина.»
    Ключевые слова здесь: ПОДАЧКА и ПУТИН. Прежде всего, не согласен, что это — подачка. Это — заслуженная награда. Я не вижу причин, почему ММ должен от неё отказываться.
    ММ — личность настолько самодостаточная, что сам может решать, с кем ему общаться, от кого принимать или не принимать награду. Если кому-то не нравится Путин, то это еще не повод для ММ принять от него заслуженную награду.
    (Не согласен с Л.М. в том, что для отказа от подобной награды нужна в наше время какая-то особая смелость. Отказавшиеся были, но не помню, чтобы они за это пострадали.)

    1. Исправляюсь: Если кому-то не нравится Путин, то это еще не повод для ММ НЕ принять от него заслуженную награду.

    2. (Не согласен с Л.М. в том, что для отказа от подобной награды нужна в наше время какая-то особая смелость. Отказавшиеся были, но не помню, чтобы они за это пострадали.)
      ———————
      В целом, Владимир, я согласен с Вашим комментом. Что касается последствий за отказ от награды в знак протеста ( как ,например, рок-музыкант Клинчев из за Чечни или, скажем Солженицин недовольный политкой Ельцина) то здесь предвижу возможность некоторых негласных ограничения концертной деятельности для «Дежурного по стране» и, вообще, нездоровое внимание к своему имени. А уж антисемиты бы подняли вой, как и было после шутоливого предложения продать за водку Курилы. Кому это надо в 85 лет?

  7. ***
    Философы? — Моэм, Ремарк, Жванецкий.
    Не проповедники, которым несть числа,
    Не праведники — те, что по-простецки
    Читают нам мораль, и совесть их чиста.

    Философ тот, кто не даёт советов.
    Он, плача и смеясь, расскажет о тебе,
    Но твой вопрос оставит без ответа.
    Тебе, а не ему блуждать в своей судьбе.

    1. Философы? — Моэм, Ремарк, Жванецкий.
      Не проповедники, которым несть числа,
      Не праведники — те, что по-простецки
      Читают нам мораль, и совесть их чиста.

      Философ тот, кто не даёт советов.
      Он, плача и смеясь, расскажет о тебе,
      Но твой вопрос оставит без ответа.
      Тебе, а не ему блуждать в своей судьбе
      —————
      Спасибо, Алекс В. Мне очень понравилось.

  8. Давайте рассмотрим творчество и исполнительскую деятельность Жванецкого трезво и без излишних эмоций.

    Сначала – о Жванецком писателе-юмористе. Нельзя, уважаемый Лев, называть Жванецкого гением. Как нельзя никого из создателей массового стихотворно-песенного творчества, кроме Владимира Высоцкого, называть гением (и Окуджава, и Галич, и Визбор, и Ким – на несколько голов ниже гениального Высоцкого), — точно так же нельзя никого, кроме Ильфа и Петрова, считать гениями юмора и сатиры. Ильф и Петров – абсолютно недосягаемы в этом отношении. Они – гении, а не Жванецкий! Михаил Михайлович – Мастер, даже Большой Мастер, но до гениальности создателей \»Двенадцати стульев\» и \»Золотого телёнка\» ему не дотянуться. И как юморист Жванецкий вовсе не превосходит такую отличную троицу, как Сергей Довлатов, Игорь Губерман и Феликс Кривин. Да и ранняя Дина Рубина – до того, как она \»посерьёзнела\» в своих поздних романах – неоднократно заставляла меня улыбаться, смеятся и даже хохотать. Жванецкому повезло с исполнителями его произведений с эстрады – с Райкиным и Карцевым. Без них он был бы намного менее известен.

    Теперь – о Жванецком-исполнителе. Тут, на мой взгяд, и спорить не о чем. Жванецкий, выступающий перед аудиторией, не выдерживает никакого сравнения не только с Райкиным и Карцевым, но даже с Галкиным и Кларой Новиковой. У него просто нет исполнительских способностей. Ведь выступление с эстрады – это театральное представление, а не просто чтение отпечатанного текста. И потом – почему он не может выучить наизусть свой же текст и сыграть егп перед зрителями? Лень? Старческая потеря памяти? Мне кажется – ни то и ни другое, а просто, увы, нет у Михаила Михайловича таланта артиста… И тут ничего поделать нельзя.

    1. Нельзя, уважаемый Лев, называть Жванецкого гением.
      ———————
      Это, Александр, сложный, субьективный вопрос. Где лежит граница между большим мастером и гением покажет только время. Хотя,конечно, у Мих.Мих. , как у любого много пишущего, есть произведения разного уровня и качества. А то, что как артист Жванецкий явно уступает Райкину это очевидно. Но это, по моему, только подчёркивает необычайно высокий уровень его миниатюр. Сравните, скажем, с Петросяном, где смех вывзывает, в основном, юмор ниже пояса. На мой взгляд, это высший пилотаж, когда Жванецкий читает по бумажке, не отличается высоким артисцизмом и, тем не менее, зал любого уровня. хохочет. Поэтому в моём представлении , возможно, ошибочном ( повторяю, покажет время) , что в своём жанре Жванецкий гений.

  9. Спасибо, хорошо написано! Мне хочется, вместе с автором, пожелать Жванецкому долгих лет жизни.
    Отчасти из-за \»корыстных\» соображений. Для меня Жванецкий и его юмор — последний \»бастион\»,
    защищающий от привыкания к государственной пошлости. При нем трудно, закинув голову, произносить слова \»скрепы\», \»патриотизм\», \»духовность\»… Я вижу хитрый, чуть прищуренный левый глаз Мих. Миха., обращённый к произносящему слова о \»любви к Отечеству\», и понимаю желание последнего проверить застегнутость ширинки. Я вижу людей, читающих слова холуя Суркова о \»глубинном народе\» и тут же вспоминающих Жванецкого: \»Свет в конце тоннеля есть. Свет есть. Только тоннель, сука, не кончается!\» — А как же, ведь глубинный народ роет, Михаил Михайлович!
    Так что держитесь, Мастер! Вы нам остро необходимы!

    1. Спасибо,Виктор за отличный коммент. Я тоже считаю, что М.М.,несмотря на благоволение властей, при необходимости высказывается весьма критично и говорит, порой, даже как «Дежурный по стране» нелицеприятные для режима слова. .

  10. Интересная и хорошая статья, как и все другие — г-на Мадорского, и такя же небесспорная. Но я не об этом, а о двух моментах дискуссии.

    1. Жванецкий и Райкин. Так сложилась жизнь, что мы употребляем выражения «как говорил Райкин», «как в песне Пугачевой», «как в спектале Товстоногова», не упоминая автора миниатюр, поэта-песенника, драматурга. Жванецкий решил с этим покончить и понес свои мысли «в массы» напрямую. Сравнивать, точнее, противопоставлять их — все равно, что привопоставлять, скажем Гилельса и Чайковского.

    2. Должен принять/ не должен принять. Если вопрос стоит о принятии награды «из рук Путина», то все ворчащие и бурчащие уже опоздали: Михаил Михайлович принял орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени в 2009. Если говорить о том, что Жванецкий, принимая в этом году тот же орден, но уже III степени, де факто «оправдывает политику Путина», то и это поздновато: Михаил Михайлович мог уехать в родную Одессу, если бы действительно был оппозиционером.

  11. Уж Макаревич мне точно не друг и не родственник, однако написал вот: » Поразительная примета времени — вонь, поднятая вокруг Жванецкого и Серебрякова, настолько схожа, что, кажется, производят ее одни и те же мастера.
    При том, что мотивация противоположна: один, видите ли, получил награду из рук главы государства, другой, видите ли, обидел россиян».
    ______________________________
    Впрочем, на Портале у нас и своих мастеров достаточно, тоже немалую вонь подняли.

    1. Григорий Быстрицкий — 2019-03-07 13:48:19(1)

      Уж Макаревич мне точно не друг и не родственник, однако написал вот: » Поразительная примета времени — вонь, поднятая вокруг Жванецкого и Серебрякова, настолько схожа, что, кажется, производят ее одни и те же мастера.
      При том, что мотивация противоположна: один, видите ли, получил награду из рук главы государства, другой, видите ли, обидел россиян».
      ======
      Дешёвый приём, что Ваш, что Макаревича.
      «Я создаю МНЕНИЕ, он создаёт ВОНЬ» — давно известно.

  12. Александр Кушнер однажды написал -\»Времена не выбирают. В них живут и умирают\».
    Каждому из нас дано свыше родиться в своё время. Михаилу Жванецкому дано было тодиться во времена Сталина. Он был не просто свидетелем нескольких эпох — Хрущёва,Брежнева, Андропова, Горбачёва, Ельцина и наконец Путина.
    Он был исследователем этих эпох. В эпохе Хрущёва он находил юмор. В эпохе Брежнева — сатиру. В эпоху Путина — сарказм.От юмора до сарказма — этапы большого пути. Мудрость — то состояние, в котором сегодня пребывает Жванецкий, привела его к сарказму горькому, к скептицизму.
    Принимать или не принимать? Я недаром привёл строку А.Кушнера. Были времена, когда поэт Пушкин принял от царя чин камер-юнкера. В этом — \»принимать — не принимать?\» — проблема отношений Власти и Творца.
    Зная тексты Жванецкого последних лет, в которых он обнажает суть путинской эпохи —
    — Экипаж прощается с вами и желает вам приятного полета….
    — Из двух зол я выбиpаю то, какое pаньше не пpобовал…
    — Микробы медленно ползали по телу Левши, с трудом волоча за собой подковы…
    — Хорошо не просто там, где нас нет, а где нас никогда и не было!
    — Самое несчастное животное — осьминог. У него и ноги от ушей, и руки из жопы, и сама жопа — с ушами.
    — Для мании величия не требуется величия, а вполне хватит мании.
    — Мы умнее тех, кого выбираем.
    — Сегодня слова: «Есть на телевидении одна хорошая передача…» — напоминают донос.
    — Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное — потом не знают, что делать.

    Мне трудно представить, что после получения ордена, Жванецкий будет лебезить перед властью. Я воспринимаю эту награду, как заискивание власти перед Творцом, как попытки показать общественности, мол, \»у нас не такое страшное лицо, мы и с Сатириком можем ужиться\».
    Мнение моё сугубо объективное, как и каждого из нас. Но есть то, что всех нас объединяет — любовь к Михаилу Михайловичу, он одарил всех нас хорошим настроением и смехом, за что — СПАСИБО ему.
    И очерк уважаемого Льва Мадорского — это знак благодарности к Сатирику.

  13. Yakov Kaunator — 2019-03-07 01:29:19(978)

    Чествование Сатирика плавно перешло в дискуссию: А великий ли? А гениальный ли? А стоял ли он рядом с Райкиным? …
    ====
    Уважаемый коллега!
    Нет этой дискуссии. Во всяком случае её нет на портале, т.к. спору нет: Жванецкий — большой мастер в своём жанре, Райкин — в своём; Жванецкий стоял рядом с Райкиным, который его «немножко» отодвигал в свою тень. Всё давно известно.
    Дискуссия исключительно и только об одном — брать или не брать подачку из рук Путина.

    1. Дискуссия исключительно и только об одном — брать или не брать подачку из рук Путина.
      —————-
      Мне кажется, Соплеменник, чтобы не брать оредн живущему в России пистелю, нужна большая смелость. Когда Хрущёва спросили из зала : «Где же Вы были?» он попросил поднять руку того, кто спросил. Зал молчал. « Вот так и я»,-честно призналя Н.С. Какая-то параллель есть и в нашем случае с орденом…

      1. Лев Мадорский
        — 2019-03-07 08:59:16(999)

        Дискуссия исключительно и только об одном — брать или не брать подачку из рук Путина.
        —————-
        Мне кажется, Соплеменник, чтобы не брать оредн живущему в России пистелю, нужна большая смелость. Когда Хрущёва спросили из зала : «Где же Вы были?» он попросил поднять руку того, кто спросил. Зал молчал. « Вот так и я»,-честно призналя Н.С. Какая-то параллель есть и в нашем случае с орденом…
        ====
        Нет, дорогой Лев!
        Слава Богу, пока ещё, ситуации совершенно несравнимые.

  14. Выпить и пожелать юбиляру — до 120-ти – дело хорошее, присоединяюсь.
    Замечательное творчество и заслуги М. Жванецкого ставят его в первый ряд – для наград.
    “Аркадий Райкин никогда не стал ни Гоголем, ни Салтыковом-Щедриным. Жванецкий стал и тем, и другим…” Нам, конешно, нужны советские Гоголи и Салтыковы-Щедрины, но – увы, не возникли. Если кто прочитал Шолом-Алейхема, М. Зощенко, И. Ильфа-Петрова, И. Бабеля, это — немало. Опасаюсь, что великий Мастер эстрады и фельетона, М. Жванецкий пытался допрыгнуть до кого-то из великих сатириков, imho. И зачем? У него были другие задачи и он их выполнил. На эстраде он – лучший, в литературе, однако, стране известны другие имена.
    Вышеупомянутые четверо – это литература. Кому-то могут нравиться другие четвёрки, это – дело вкуса. Аркадий Райкин – великий Актёр Театра , показавший истинное мастерство в труднейшие годы, до перестроек. Это немало. Не думаю, что он мог и пытался стать кем-то ещё. Да и не нам, скромным пенсионерам,“пикейным жилетам”, определять уровень гениальности профессионалов. Всё что нам доступно – сравнивать Галкина с Хенкиным и пр.
    Впрочем, то, что происходит сегодня в Мастерской не ново — появилась ещё одна спорная работа, и благодаря “спорности”, а также – точному таймингу, (временному фактору), эта работа нашего уважаемого коллеги Льва М. вызывает много неоднозначных и не всегда совпадающих по смыслу и содержанию комментариев. Это весьма знаменательно и, полагаю, – должно радовать усердных читателей Портала. Автору – удачи и благополучия. Лехаим!

    1. На эстраде он – лучший, в литературе, однако, стране известны другие имена.
      ——————-
      Спасибо. Алекс, за интересный коммент и добрые слова. В отношении того войдёт ли М.М. в число великих российских сатириков ( Зощенко, Ильф-Петров, Бабель, Шолом-Алейхем) или нет , я думаю, сегодня трудно судить. Покажет время. При жизни каждому из названных не ставили памятники в прямом и в переносном смысле…

  15. Чествование Сатирика плавно першло в дискуссию: А великий ли? А гениальный ли? А стоял ли он рядом с Райкиным?
    Господа… Человек с инженерным образованием всю свою жизнь посвятил творчеству. И Райкин был великим. В исполнительском искусстве. И Жванецкий стал великим. В отличие от Райкина Жванецкий всю свою жизнь рос. Он начинал как юморист. Во времена брежневского застоя он стал сатириком. Нынче, он обрёл другой голос, полный сарказма и скептицизма. Райкин гениальное высмеивал человеческие пороки: бюрократизм, пьянство и т.д.
    Жванецкий поднялся много выше, высмеивая и порицая общественные пороки.
    Аркадий Райкин никогда не стал ни Гоголем, ни Салтыковом-Щедриным. Жванецкий стал и тем, и другим.

    1. Нынче, он обрёл другой голос, полный сарказма и скептицизма. Райкин гениальное высмеивал человеческие пороки: бюрократизм, пьянство и т.д.
      Жванецкий поднялся много выше, высмеивая и порицая общественные пороки
      —————-
      Я бы, Яков К., как уже написал Мирону, не стал бы сравнивать Райкина и Жванецкого. Их не стоит сравнивать. Мне кажется, что писатели и композиторы уходят в будущее дальше, чем исполнители их творчества. Паганини был великим скрипачом, но его имя лежит и будет лежать в веках, именно в качестве композитора, а не в качестве исполнителя.

  16. Михаил — 2019-03-06 18:31:47(912)
    Удивительно, но ошибаетесь, уважаемый Михаил, в каждой фразе. Смотрим:

    Жванецкий, как и Пушкин, непереводимы на другие языки.
    ====
    Райкину аплодировал Лондон!
    ——-

    Очарование исчезает. Говорят, Шлёнский сумел передать музыку Пушкина на иврите. Жаль, что не могу оценить.
    ====
    Так «да» или «нет»?
    ——-

    У Жванецкого другое: он передает абсурдную атмосферу советской и сегодняшней России, понятную только тем, кто внутри. Лет через 20-40 его тексты вряд ли будут понятны и в России.
    ====
    Тексты Ильфа и Петрова живы и здравствуют много дольше.
    ——-

    Как например, нынешние дети понимают пушкинское «Бразды пушистые…»: вражеский дрон-кибитка взрывает несчастных браздов, а землекоп (ямщик) сидит краю своей ямы …
    ====
    Ссылка на малолетнего идиота не годится. Рекомендую мнение Д.Быкова по этому вопросу. Есть ещё грамотные дети в русских селеньях.

  17. Жванецкий велик. В прозе.
    Губерман велик в рифме.
    Не сравниваю — восторгаюсь!
    С днем рождения дорогой Жванецкий!
    PS. А Райкин — нет.

  18. Ценя высоко Жванецкого, думаю, что частое употребление слова \»гениальный\», , да и приравнивание к А. Райкину есть серьёзная переоценка. Дело вкуса, конечно. Но убедительным в этом смысле очерк не показался. Кстати, хорошо помню работы Райкина. Как артиста Райкина трудно сравнить со Жванецким — просто разный масштаб, при всех достоинствах текстов Жванецкого. Да и \»абсолютный гений еврейского юмора\» звучит странновато и, мне кажется, преувеличено. Как будто еврейский юмор достиг абсолютной вершины на русском языке. Конечно, я далёк от литературы и искусства, а потому пишу лишь как их потребитель.

    1. Как артиста Райкина трудно сравнить со Жванецким — просто разный масштаб, при всех достоинствах текстов Жванецкого.
      ————————
      С этим, Мирон, конечно, нельзя не согласиться. Но согласитесь и Вы, что автор текстов и артист их читающий-в разных весовых категориях. В пользу автора. Что касается слишком частого употребления слова «гениальный», то тут, возможно, Вы правы. Словосочетание «гениальный человек», вообще, лучше применять осторожно. Как и «великий.» Но в юбилейном очерке, наверно, можно можно позволить некоторый перебор?

      1. Уважаемый Лев, Райкин не был артистом, читающим текст. Он создавал образ, текст далеко перекрывающий. Схожий пример — режиссёр и сценарист. «Летят журавли» — шедевр Калатозова, а не постановка по пьесе Розова, хотя без последней, возможно, не было бы и «Журавлей».

        1. Райкин не был артистом, читающим текст. Он создавал образ, текст далеко перекрывающий
          ——————
          Конечно, Мирон, Райкин не только читал текст ( я этого и не написал), а делал из текста маленький театр и поднимал его ( текст ) до высокого артистического уровня. Тут никто не спорит. Но сравнивать двух гениев не стоит. Как нельзя сравнивать, скажем, фортепианный концерт Чайкрвского и исполнение концерта Клиберна.

          1. Вынужден ответить, отметив неудачность примера. Соотношение Райкин-Жванецкий скорее такое же, на мой взгляд, как Чайковский-Клиберн, а не наоборот. Хотя Жванецкий писал, а Райкин — играл — в основном. Про ситуацию с орденом 3ей степени и не говорю — именно так его и власть оценила, и, разумеется, приехав в Кремль брать орден он продемонстрировал своё истинное положение, а не понудил власть дотягиваться до него. Последняя формулировка очевидно не соответствует действительности. Это не осуждения, на которое я не имею морального права, ибо сам не имел случая отказываться от госнаград,
            но констатация факта.

          2. Cоотношение Райкин-Жванецкий скорее такое же, на мой взгляд, как Чайковский-Клиберн, а не наоборот
            ——————
            Я, как и Вы, Мирон, не уверен в своей правоте, но мне кажется, что автор всегда выше исполнителя. Даже исполнителя-виртуоза. Если Леонид Коган сыграл блестяще 24 каприсасПоганини, то он не стал выше автора- Н. Паганини.

  19. Григорий Быстрицкий
    6 марта 2019 at 13:11 | Permalink

    Нагнулся, прогнулся, опустился… что за люди? Почему везде надо выкапывать тайный смысл? Поздравил артиста глава государства, радоваться надо, а не искать расшифровку позы. Елизавета 2 поздравила Элтона Джона, ну давайте включим всю свою стариковскую жалкую фантазию: она прогнулась, нагнулась или дотянулась?
    ==================
    Григорий, отключите свою фантазию. Чтобы сравнить отношение Элтона Джона к английскому обществу и власти с отношением Жванецкого к российскому обществу и власти, как оно сложилось в представлении большинства ценителей его сатиры этого общества и власти, надо возбудить свою фантазию по отношению к геям. Как видно, у Елизаветы II она более спокойная. Никакого иного смысла, затмившего вопрос о приручении властью своего критика, в Вашем постинге не вижу.

    1. Борис Дынин 6 марта 2019 at 16:58 | Permalink
      _______________________________
      Вот геолог ни за что бы так умно не выразился: отключите свою фантазию… надо возбудить свою фантазию… тут вдруг геи вылезли, а Жванецкий наоборот, до сих пор про женщин хвастается, что к чему — только философ так может, глубоко, логично и доходчиво. Завидую. Браво!

      1. Григорий Быстрицкий
        6 марта 2019 at 17:57 | Permalink

        Борис Дынин 6 марта 2019 at 16:58 | Permalink
        _______________________________
        Вот геолог ни за что бы так умно не выразился:…— только философ так может, глубоко, логично и доходчиво. Завидую. Браво
        ==============
        Не завидуйте, Григорий. Я был и геологом. Не прибедняйтесь. И геолог мог бы избежать сравнение награды Элтону Джону с наградой Жванецкому!

        1. Борис Дынин 6 марта 2019 at 18:35 | Permalink
          Не завидуйте, Григорий. Я был и геологом. Не прибедняйтесь.
          ________________________________
          Чего мне прибедняться, я же о вас и говорю. Сами написали в авторской справке. Я пока не обнаружил ваших геологических трудов о работе на заводе киноаппаратуры, но как философа советской школы, я вас поздравляю: это очень глубоко — сравнивать чужие награды, считать чужие деньги… Так недалеко о до дискредитации званий Героя СССР, присвоенных немногочисленным евреям в эпоху войны двух кровавых тиранов.
          Вы и другие мыслители (у этого награды, у другого подачки власти), вы дождитесь все-таки приглашения в Кремль на награждение — там и проявите свою принципиальную позицию. А то норовите за других решать.
          Лев, дорогой, как вам удается из простого, искреннего поздравления извлечь столько комментаторских глупостей?

          1. Григорий, это ведь Вы сравнили награды Элтону и Жванецкому, причем не по делу. Я написал: «Я был геологом». Это не означало, что у меня были труды по геологии (они что есть у всех геологов?) . А был я во время моей работы в геологической экспедиции на Камчатке в середине моих лет в Горном институте. Многолетняя же работа геологом не обязательно научает быть мудрым. Знал по Горному институту и в экспедиции специалистов хороших, но людей недалеких. Давайте не отвлекать читателей от обсуждения статьи уважаемого Льва М. разговорами о геологии

          2. Давайте не отвлекать читателей от обсуждения статьи
            —————

            Дорогой Борис! Действительно, геологическая тема не очень вписывается в юбилейный очерк о Жванецком. Разве только в контесте того, что М.М. вымывает из тонн словесной руды, крупинки золота. Острота дискуссии, как правильно заметил Современник в диллеме: принимать-не принимать. Диллема эта из за украинско-российского конфликта звучит остро, особенно, для украинцев живущих в зоне военных действий. Это подтверждает коммент в Гостевой, где его автор потерял родных. Отсюда и доведённая до гротеска проблема ордена и лояльного отношения М.М. к властям. Но принятие ордена и пресмыкание перед В.В. две большие разницы…Думаю, что и Григорий, и Вы с этим соглсны.

          3. Извините, дорогой Соплеменник, я ошибочно назвал Вас Современник. Впрочем, и то и другое соответсвует истине.

  20. Жванецкий, как и Пушкин, непереводимы на другие языки. Очарование исчезает. Говорят, Шлёнский сумел передать музыку Пушкина на иврите. Жаль, что не могу оценить. У Жванецкого другое: он передает абсурдную атмосферу советской и сегодняшней России, понятную только тем, кто внутри. Лет через 20-40 его тексты вряд ли будут понятны и в России. Как например, нынешние дети понимают пушкинское «Бразды пушистые…»: вражеский дрон-кибитка взрывает несчастных браздов, а землекоп (ямщик) сидит краю своей ямы …

    1. «У Жванецкого другое: он передает абсурдную атмосферу советской и сегодняшней России, понятную только тем, кто внутри».
      ———————————————————
      Не согласен. Получил письмо из Германии. Живут в Германии лет 20. Говорят по-русски, Радостно прислали русскоязычную шутку Сотника про награждение Жванецкого. Им, оказывается, это все еще интересно, а мне уже нет. Получается, что они отстали лет на 10-15.

      1. прислали русскоязычную шутку Сотника про награждение Жванецкого
        —————
        Кто это Сотник, Ефим, и что за шутка?

    2. У Жванецкого другое: он передает абсурдную атмосферу советской и сегодняшней России, понятную только тем, кто внутри. Лет через 20-40 его тексты вряд ли будут понятны и в России.
      ————————
      Спасибо, Михаил за интересный коммент.В отношении трудностей с переводом Жванецкого согласен. Но в отношении кратковременности его творчества? Не думаю. Конечно, М.М. не вечный Шекспир или Толстой, но и не бабочка -однодневка. Как и Зощенко, Бабель ,Салтыков-Щедрин или Чехов-юморист
      Взять хотя бы : «Виден свет в конце тоннеля, но только вот тоннель, сука, не кончается!» «Возьми за правило прерывать беременность еще в период знакомства!». «В историю трудно войти, но легко вляпаться» И таких шедевров много. Они останутся надолго.

  21. Жванецкий — тирпичный представитель той эпохи, показывававший «фигу в кармане»
    При этом весьма преуспевавший.

    1. Жванецкий — тирпичный представитель той эпохи, показывававший «фигу в кармане» При этом весьма преуспевавший.
      ———————
      Я согласен, Сэм, если Ваш коммент толкуется в позитивном ключе. Надеюсь, что «пруспевающий» это не минус? Хотя в советское время для сатирика не совсем обычно…

  22. Это не Жванецкий опустился, принимая орден от Путина. Это Путин нагнулся, чтобы поздравить Гения, чтобы косвенно прикоснуться к вечности.
    ———————

    Дорогой Яков К.! Сожалею, что не дал ссылки на Ваши замечательные статьи о Жванецком. В отношении вызвавшем негативную реакцию ( например, статья на Девятке) вручении ордена, то я с Вами согласен. Только Путин не нагнулся, как Вы пишете, а попытался дотянуться « чтобы поздравить Гения» и «прикоснуться к вечности» И отмечу, что М.М. не мимикрирует,( такое встречается у публичных артистов не часто) а , при каждом удобном случае со сцены заявляет о своём пятом пункте…

    1. Скажите, а не был бы он евреем, вызывал бы такое же восторженное отношение у вас? Вопрос возник откуда? Руководству России, которое без остановки награждает его, национальность не имеет особого значения.

      1. Скажите, а не был бы он евреем, вызывал бы такое же восторженное отношение у вас? Вопрос возник откуда? Руководству России, которое без остановки награждает его, национальность не имеет особого значения
        ————————.
        На этот раз, уважаемый Аарон, сразу два возражения. Гений Жванецкого у его ценителей, в данном случае, как бамбук пробивает асфальт и не связан с национальностью. Что касается награждений от Р.Ф., то награждают его не потому что национальность не имеет значения, а несмотря на национальность. Это тот случай, когда Жванецкого, как и Райкина, любит народ. А тут национально-антисемитские разборки почти бессильны. М.М.апладируют даже те, кто евреев на дух не переносит…

        1. ценителей- это важно. Те, кто евреев на дух не переносит, полагаю не входят
          в число ценителей или почитателей. Вопреки работе во всю мощь государственных СМИ направленных на его популяризацию.

          1. Те, кто евреев на дух не переносит, полагаю не входят в число ценителей или почитателей. Вопреки работе во всю мощь государственных СМИ направленных на его популяризацию.
            ———————
            Мне кажется, Аарон, что когда по настоящему смешно и зал хохочет, если на сцене Жванецкий или Райкин-Жванецкий, то никто, в том числе юдофобы, особенно не размышляют (ял) евреи они или нет.

          2. У меня не получается представить некоего «кто евреев на дух не переносит» покупающего билет на концерт маленького, толстого, старого, лысого еврея с его еврейскими хохмами.

          3. У меня не получается представить некоего «кто евреев на дух не переносит» покупающего билет на концерт маленького, толстого, старого, лысого еврея с его еврейскими хохмами.
            ———————
            Думаю, Аарон, что Вы не правы. Когда ходят на концерты евреев- хороших артистов ( не обязательно комиков), то антисемитские позывы редко функционируют.Тем более, что список этот значителен и разнообразен: Тамара Гвердцители,Максим Леонидов , Борис Моисеев ,Михаил Турецкий, Максим Галкин, Валерий Сюткин, Владимир Винокур, Анжелика Варум и многие другие.

  23. Дорогой Лев! Искренне благодарен Вам за это слово в адрес САТИРИКА. Он на недосягаемой высоте. Были великие, суперталантливые. Но до Михаила Михайловича небыло неповторимых и гениальных. У меня тоже есть что сказать о ГЕНИИ.
    Поднялся крик. Михал Михалыч Жванецкий получил орден из рук Путина. \»Предатель! Изменщик!\»
    Глупые люди… Не понимают, что \»Времена не выбирают. В них живут и умирают.\»
    Это не Жванецкий опустился, принимая орден от Путина. Это Путин нагнулся, чтобы поздравить Гения, чтобы косвенно прикоснуться к вечности.
    http://club.berkovich-zametki.com/?p=43190
    http://club.berkovich-zametki.com/?p=43200

    1. Нагнулся, прогнулся, опустился… что за люди? Почему везде надо выкапывать тайный смысл? Поздравил артиста глава государства, радоваться надо, а не искать расшифровку позы. Елизавета 2 поздравила Элтона Джона, ну давайте включим всю свою стариковскую жалкую фантазию: она прогнулась, нагнулась или дотянулась? Может еще в какую позу стала?

      1. Поздравил артиста глава государства, радоваться надо, а не искать расшифровку позы. Елизавета 2 поздравила Элтона Джона, ну давайте включим всю свою стариковскую жалкую фантазию: она прогнулась, нагнулась или дотянулась? Может еще в какую позу стала?
        ———————-
        Во-первых, дорогой Григорий, смешно. А, во-вторых, абсолютно точно…

      2. «Нагнулся, прогнулся, опустился…»
        Абсолютно согласен с Вами. Почему вырвалось «Нагнулся, прогнулся, опустился…»?
        Даже не это видео возмутило, как комменты под видео.
        https://www.youtube.com/watch?v=6PjfrrSwwgA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *