Евгений Айзенберг: Израильские корни пуштунских племен

 890 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В Афганистане около 21 народов и языков, и только пуштуны, кроме евреев, выглядят явно семитскими; В отличие от соседних народов их лица светлее, носы длиннее, чаще встречаются светлые волосы и голубые глаза. Большинство из них, как и религиозные евреи, отращивают бороды и пейсы…

Израильские корни пуштунских племен

Евгений Айзенберг

 Евгений Айзенберг Термин «десять потерянных колен» («the lost tribes») — это обозначение племен Израиля, которые отделились от Иудеи в 930 г. до н.э., и в 720 г. до н.э. были угнаны в Ассирию. После изгнания о них ничего не было известно, и это стало источником легенд, этнологических и теологических дебатов и, по крайней мере, сенсационных теле — и радиопередач. Устные и письменные традиции истории афганского народа, называющего себя «Bani Israel» (сыны Израиля), представляют собой сочетание легенды и реальности. По их словам, они были сосланы Бохто-н-Насером (Навуходоносором). Они прибыли в Месопотамию, оттуда проникли в Персию, а затем в западный Афганистан. Около тринадцатого века (времена монгольской оккупации) они двинулись на юго-восток и достигли района гор Сулейман, прилегающих к переходу Хайбер, который соединял Афганистан с Индией (теперь это пакистанская граница). По преданию у царя Саула было два сына Брахия и Иеремия, Их матери были из племени Леви. У первого родился сын по имени Асаф, а у Иеремии — по имени Афган. Иеремия умер примерно в то же время, что и Саул, и сын Афган был воспитан царем Давидом и оставался в царском дворце во время царствования Соломона. Примерно 400 лет спустя, в дни Навуходоносора, семья Афгана бежала в район Гур (в наше время Джат в центральном Афганистане). Здесь семья обосновалась и занялась торговлей в регионе. Для охраны бизнеса многие из семьи стали воинами, чье мужество и стойкость были широко известны. В 622 году, с появлением ислама, Мухаммед послал Халеда ибн Валида к «сынам Израиля», чтобы распространить новую религию среди афганских племен. Ему удалось выполнить свою миссию, и он вернулся к Мухаммеду с семью послами жителей Афганистана и с 76-ю сторонниками. Согласно преданию, эмиссары преуспели в своей миссии, и заслужили похвалу Мухаммеда.

Issachar Katzir [1]: В детстве мы слышали от наших родителей, приехавших из Афганистана, истории о десяти “потерянных” после разрушения Храма племенах, об общении с людьми той страны, о встречах с ними по торговым вопросам, об их еврейских обычаях и именах — и все это звучало немыслимо и увлекательно. Как и всем детям, нам нравилось слышать о племенах Израиля, которые сохраняют традиции своих предков, носят оружие и ожидают дня искупления. От г-на Yisrael Mishal, который когда-то был президентом еврейской общины Афганистана, и жил в Афуле, я часто слышал необычно интересные истории о живых примерах его встреч с пуштунами, живущими на афгано-пакистанской границе.

Кто такие пуштуны (Pathans)?

Их также называют афганцами или Pishtus на их языке. Они идентифицируют себя своим прежним именем «Bani Israel — сыновья Израиля», хотя в настоящее время они живут как мусульмане. Говорят, что в Афганистане их число составляет шесть-семь миллионов, а в Пакистане — семь-восемь миллионов. Два миллиона из них живут как бедуины. Внешне пуштуны похожи на евреев. Судя по их древним обычаям, обычный наблюдатель может указать на связь между пуштунами и еврейским народом. Пуштуны составляют около половины населения Афганистана в регионе, называемом Пуштунистан, на восточной границе Афганистана. Более 90% жителей являются мусульманами-суннитами. Модернизация последних лет проникла в это государство, но в меньшей степени — в горную местность у границы. В этих местах пуштуны живут в племенных рамках, как и их отцы и предки. Правовая система действует в соответствии с “пуштунвали” — пуштунскими законами, части которых аналогичны законам Торы. Пуштуны известны своей физической силой. Они высокие, светлые и красивые, хорошие солдаты и по большей части носят оружие с юных лет. Они старательны, умны, аккуратны в высшей степени и известны как отличные хозяева.

Каково этническое происхождение пуштунов?

Традиционная версия афганского народа относительно своего происхождения является самой распространенной и наиболее задокументированной. В ранних исторических книгах афганского народа, таких как Мхасан-афгани 16-го века, и во всех последующих исторических хрониках есть прямая ссылка на принадлежность афганского народа к народу Израиля. Дед шаха Аманулла, автор книги «Временные вехи Афганистана» — всеобъемлющей исторической книги по истории афганского народа, прямо указывает в ней, что афганцы имеют израильское происхождение. Пуштуны не похожи ни по внешнему виду, ни по характеру на соседние этнические группы: индийцев, иранцев, монголов, турков. Большинство исследователей придерживаются мнения, что происхождение пуштунов действительно израильское. Объем свидетельств об обычаях пуштунов, приведенный жителями Израиля — выходцами из Афганистана, подтверждает эту версию.

Связь с племенами Израиля

Есть интересные свидетельства о сохранении среди пуштунов генеалогических деревьев их происхождения и об их связи с отцами израильского народа. Эти родословные хорошо сохранились. Некоторые из них написаны золотыми буквами на оленьей шкуре. Названия племен (с учетом местных наречий) говорят сами за себя: племя Harabni — это племя Reuben, shinwari — Shimeon, Levani — Levi, Daftani — Naftali, Jaji — Gad, Ashuri — Asher, Yusuf Su, сын Иосифа (Josef), Afridi — Ephraim (это племя в первой мировой войне ожесточенно сражалось с англичанами), и так далее.. Бывшая монархия в Афганистане по широко распространенному преданию вела свое начало от племени Вениамина и семьи царя Саула.

Местоположение израильтян после ассирийского изгнания

Согласно Библии (вторая Книга Царей, Chronicles 1 и 2), десять колен были изгнаны в Halah и Havor, а также к реке Gozan и в города Maday. Согласно традиции евреев Афганистана, река gozan — это «rod jichan» (река на персидском языке — rod), один из притоков Emo-daria, которая течет в окрестностях города Maimane. Город Havor, говорят они, peh-Shauor (Pash-Havor, по-русски — Пешавар), что означает «За Havor’ом» в Афганистане, и сегодня служит центром пуштунов в Пакистане — региона, заселенного в прошлом ассирийскими изгнанниками. Есть исследователи, которые утверждают, что все евреи, живущие в южной части СССР, а также вдоль Emor-daria (Аму-Дарья) , являются потомками десяти потерянных племен — бухарские, грузинские, горские евреи и т.д. Как мы знаем, группа «Бней Исраэль», которая поселились в Израиле, также встречается в Индии и Афганистане. Таким образом, племена пуштунов находятся в центре области, в которой когда-то находились десять потерянных колен Израиля.

Сходство пуштунов с евреями

Британцы, которые долгое время правили Афганистаном, затруднились различить пуштунов и евреев и называли пуштунов «‘Juz’ — Jews» — евреями. Евреям тоже было трудно различать себя и пуштунов, когда последние не одевали традиционную одежду. В Афганистане около 21 народов и языков, и только пуштуны, кроме евреев, выглядят явно семитскими; В отличие от соседних народов их лица светлее, носы длиннее, чаще встречаются светлые волосы и голубые глаза. Поскольку большинство из них, как и религиозные евреи, отращивают бороды и пейсы, это также усложняет попытку их различить.

Еврейские обычаи

Несмотря на то, что пуштуны приняли ислам “добровольно-принудительно”, они сохраняют еврейские обычаи, сохраненные из глубин своего прошлого. Книга содержит значительные доказательства, взятые у евреев Афганистана, которые жили в соседстве с пуштунами и имели с ними непосредственный контакт. Доказательства не относятся ко всем без исключения пуштунам или ко всем племенам вокруг. Тем не менее, это доказывает существование еврейских обычаев среди пуштунов. Исследования по этому вопросу все еще требуют завершения, как количественного, так и качественного. Афганские евреи свидетельствуют, что видели, как соплеменники носили вышитую на одежде менору. Некоторые видели мезузы, прикрепленные к жилищу, видели людей, которые используют во время молитвы украшенную плетением шаль (талит). Члены племени живут в сознании своего единства. Отметим кратко общие обычаи: пейсы; обрезание в течение восьми дней после рождения; талит (молитвенный платок) и четыре бахромы (цицит); еврейская свадьба (хупа и кольцо); женские обычаи (mikve — омовение в реке или ручье); левиратный брак — вдова обязана выйти замуж за брата покойного мужа, в результате никакое наследство не передается в чужую семью, сохранение нажитого внутри своих обеспечено; почитание отца; запрещенные продукты (мясо лошадей и верблюдов); запрет на смешивание мясного и молочного; разделение чистой и нечистой домашней птицы; празднование Субботы (приготовление субботней халы, воздержание от работы), зажигание свечи в честь Субботы; молитвы в День искупления (Йом Кипур) (некоторые из них молятся, повернувшись в направлении Иерусалима); во времена эпидемии обычай капать кровью жертвы на мезузу, что напоминает пасхальную церемонию жертвоприношения козла отпущения; исцеление больных с помощью Книги Псалмов (поместив Книгу у головы пациента); в случаях супружеской измены виновную забрасывают камнями за пределами лагеря; паломничество в храмы, расположенные в горах; еврейский амулет (Kamia); названия окрестностей и деревень, совпадающие с названиями в Палестине; почитание священных книг (особенно «Закон Шарифа» — это «Моисеев Закон»), обычай вставать, когда упоминается имя Моисея.* Символ Шестиконечной Звезды (Magen David) встречается почти в каждом доме пуштунов на острове в районе Pehshauor. Богатые делают его из дорогих металлов, бедные из простой древесины. Magen David можно увидеть на башнях школ и на инструментах и ​​в орнаментах.

Археологические и другие доказательства

Помимо синагог, Книг Торы, еврейских географических названий и племенных родословных, существуют также важные археологические находки около города Herat в Tchcharan. Там были найдены старые могилы, на которых надписи были на персидском языке и на иврите. Могилы датируются от 11 до 13 веков. В противоположность мусульманской традиции имеются несколько надписей, выгравированных на скалах около города Netchaset на древнееврейском языке. В музее «Dar el amman» в Кабуле, столице Афганистана, в Кандагаре хранится черный камень с надписями на иврите.

Г-н Chiya Zorov из Тель-Авива отмечает: когда большевики пришли к власти в России, они разделили большую территорию южной части имперской России на более мелкие районы, такие как Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и т.д.. В Таджикистане, который находится севернее Афганистана, была деревня по имени Dushme (ДушанбеàСталинабадàДушанбе). Город начал развиваться и расти, и многие евреи начали перебираться в Таджикистан. Они обнаружили, что таджики зажигают свечи в пятницу вечером. Когда евреи пошли к ним в гости, они обнаружили, что те едят блюдо под названием Pacha из мяса, фаршированного рисом, что характерно для бухарских евреев, и едят они его в пятницу вечером. Когда они спросили их, что это, таджики ответили, что это их древняя традиционная еда, и ее зовут Pacha. Они также сказали, что у них есть предание, что когда-то они были евреями. Ученый Ибн Сина (Авиценна), родившийся в Бухаре, также жил в то время. Учитель Tajiki сказал, что он также принадлежал к евреям, которые были вынуждены принять ислам. Таких называли Tchale. Значение имени Авиценна — Ибн Сина — сын Сина. По сей день во многих языках, а также на иврите это слово произносится аналогично — Синай, и, возможно, именно поэтому он называл себя Беном (сыном) Синай, другими словами, сын Торы, пришедшей с Синая.

Махараджа Mardan был ученым, который закончил свое обучение в Лондонском университете и часто посещал новообращенных в ислам из Mishhad, которые жили в Пешаваре. Он также посещал еврея по имени Carmeli, который сказал г-ну Hiya Zorov, что Махараджа всегда говорил, что придет день, когда люди научатся различать происхождение каждого из них, и тогда они узнают, что все народы в окрестностях Афганистана когда-то были евреями. Махараджа опубликовал книгу на английском языке и написал об этом во введении к книге. Но книга была потеряна. Было время, когда автор Hiya Zorov вместе с покойным президентом Бен-Цви, считая это очень важным, пытались найти книгу, но тщетно.

У некоторых бухарских евреев есть предание, что они относятся к людям изгнания времен Первого Храма десяти потерянных колен (племен), но многие не знают об этом. Впоследствии к ним присоединились евреи изгнания времен Второго Храма.

Benzion D. Yehoshua [2] искал встреч с афганскими евреями — жителями Израиля. Яаков Бен-Даниэль Бецалель (в стране с 1933 года):

«Нельзя игнорировать 12 миллионов наших братьев, которые открыто заявляют о себе, как о потомках народа Израиля. Я могу засвидетельствовать, что когда по пути в Израиль с моим маленьким сыном мы прибыли на ночлег в район проживания пуштунов, внезапно разгневанные местные жители окружили меня, отодвигая от меня мальчика, говоря, что это сын племени Эфраима. Мой сын был с пейсами. Мои попытки вытащить ребенка из их рук были безуспешны, пока пуштун, подъехавший на верблюде, не объяснил, что не только пуштуны носят пейсы, евреи тоже. Я только так вернул сына».

Покойный президент Ицхак Бен-Цви проявлял большой интерес к этим сведениям и опрашивал каждого афганского еврея, который мог бы добавить ему новую информацию о пуштунских племенах. Он пишет [4]:

«Племена Афганистана, которые были домом для многих афганских евреев на протяжении многих поколений, являются мусульманскими племенами, которые сохранили и до сих пор поддерживают замечательные традиции, наследованные от десяти израильских колен. радиции древних израильтян, широко распространенные среди пуштунов, имеют исторические доказательства, подтвержденные учеными и туристами, евреями и неевреями, которые посетили эти места, а также теми, кто исследовал эту землю и ее население, основываясь только на литературных источниках. Подтверждают это как античные, так и современные афганские писатели. В этой связи имеются материалы в книгах и энциклопедиях, на европейских языках и на иврите… С возникновением государства Израиль пришло время возвращения сюда афганских евреев. Их приход дал нам возможность собрать показания живых свидетелей — очевидцев, которые провели много лет среди пуштунских племен и близко познакомились с их традициями и обычаями, видели их своими глазами и своими ушами слышали».

Раввин Avihail [1], занимавшийся в течение многих лет вместе с ассоциацией Amishav исследованиями традиций племен пуштунов — «Сынов Израиля», живущие в Афганистане, Пакистане и Кашмире, утверждал, что их около 20 миллионов.

Журналистские экспедиции. Канадская телевизионная команда составила карту размещения потерянных племен в Афганистане. Когда они посетили Пакистан и Афганистан в 90-х годах, они обнаружили большое сходство между пуштунами и евреями. По словам одного из сотрудников, если евреев Восточной Европы одеть в традиционную одежду, принятую у пуштунов, между ними не будет разницы. Любопытна беседа американского исследователя со старейшиной одного из племен, живущих в этих краях уже 2000 лет. — “Какая религия была у Вас до ислама?“— “Буддизм“. — “А до буддизма?“. “Мы — Bani Israel (Сыны Израиля)”. Династия шаха, свергнутая с помощью СССР в начале 1970-х, также относила себя к «сынам Израиля», она правила с 1747 года.

Британский военный врач по имени H.B.Bellew [3], который служил врачом и одновременно шпионом во дворцах королей Афганистана в прежней столице Кандагара, пишет в своих мемуарах 1857 года, что он обнаружил семь исторических книг, написанных на языках фарси и пушту в 1605-1783 годах, где о происхождении пуштунских племен, которые называют себя «Бани Исраэль — Сыны Израиля» говорится, что они происходят от колена Вениамина. Афганская традиция говорит об исходе их народа из Египта во главе с Моисеем с передвижным святилищем для молитв и Ковчегом Завета. Bellew отметил: — «Примечательно, что афганский народ, не выбрал римлян или древних греков в качестве своих предков, а указал народ, которому приписывают убийство Христа, чтобы научить всех, что историческую правду нельзя игнорировать». Он цитирует: Многие тысячи евреев были угнаны Бохто-Насером ​​(Навуходоносором) в Кохистан-Джур на западе Афганистана. Мужчин использовали как военных наемников. Оттуда они продвигались внутрь страны. Их религия была основана на пяти книгах Торы. Но во времена Мухаммеда старейшины племен прибыли в Багдад, где «добровольно-принудительно» приняли ислам, и привлекли пуштунов к новой религии. Их еврейские имена были преобразованы в мусульманские.

Афганцы считают, что от первого человека до их праотца Авраама прошло 63 поколения, далее от Авраама до царя Саула — 45 поколений, а от царя Саула до Каиса, получившего ислам, прошло еще 37 поколений. Bellew добавляет, что внешне пуштуны очень похожи на евреев. Они женятся почти исключительно в племенных рамках. Их (по Bellew) характеризуют такие черты: как нетерпение, вспыльчивость, необычайное трудолюбие и большая любовь к свободе. Они верны племенным законам Пуштунвали, напоминающим библейские, это основа их жизни и обычаев.

Benzion D. Yehoshua [2] в 1995 году встретил афганского пуштуна, находившегося в Ташкенте (Узбекистан). Он подтвердил ему традиционное представление пуштунов относительно их израильского происхождения, но не подтвердил никакой эмоциональной связи между его племенами и еврейским народом сегодня и с государством Израиль.

Интересно интервью Benzion D. Yehoshua с пуштуном Османом Абд аль-Рахим Ханом. Осман родился в США. Во время интервью в Иерусалиме (13 июля 1997 года) ему было 21 год, он был археологом из Гарварда и приехал в Израиль в составе делегации по археологическим раскопкам в Ашкелоне. Осман специализировался на истории Афганистана и Кашмира. Его отец, врач по профессии, родившийся в Кабуле (Афганистан), покинул Афганистан во время войны (1972-1973) и эмигрировал в США. Его мать родом из Кашмира. Родители живут по афганской исторической традиции, которую они передали своему сыну. Согласно традиции, пуштуны произошли от десяти племен, изгнанных Навуходоносором в восьмом веке до нашей эры, и дошли до региона нынешнего проживания. Осман уже несколько раз бывал в Афганистане и исходил страну вдоль и поперек, одетый в традиционную афганскую одежду. Его родственники сопровождали его в этих турах. Во время путешествий он пользовался пакистанским паспортом, который он купил за 600 долларов. Суффикс Хан в имени его семьи указывает на принадлежность к племенам пуштунов и, возможно, также к королевскому дому. Сам Захир Шах, изгнанный афганский король, живет в Милане (Италия). Осман встречался с его сыном в Афганистане, образованным человеком с докторской степенью, который не стремится к возвращению на престол, но участвует в политической жизни страны. Враги монархии в стране не заинтересованы в устранении шаха, которому на момент интервью было за 80 лет. Напротив, талибы поддерживали связь с ним. Benzion D. Yehoshua заметил Осману, что афганцы сотрудничали с нацистами во время Второй мировой войны. Тот ответил, что король был слаб, фактическое руководство страной осуществлял премьер-министр Хашем Хан, ориентировавшийся на нацистов. Осман рассказал, что в Кабульском музее старого еврейского кладбища в Джаме была найдена надпись на иврите, где были адреса со словом «курьер». Многие географические названия имеют значение только на иврите. Он говорит, что у него есть фотографии сертификатов на иврите с именами Асаф, Брахия, Израиль, Вениамин. В исламских источниках нет упоминания о Лемехе, отце Ноя, но есть место, где упоминается гробница отца Ноя, направленная в сторону Иерусалима. По его словам, жители Кашмира не используют имя Кашмир, данное британцами, а используют древние названия этой местности. Границы племен пуштунов заходят в Индию, Пакистан и Афганистан. По традиции имена племен связаны с их происхождением от десяти колен Израиля. По его словам, племена пуштунов проживали в регионах Махарат, Кандагар, Хуст, Лагман, Кабул. Существует также область под названием Пуштунистан. Имеется обширная литература, написанная иностранцами, подчеркивающая, что местные жители называют себя «Bani Israel — Сыны Израиля». Сами кашмирские историки также утверждают, что кашмирцы произошли от израильтян. Многие из их обычаев подобны тому, что практиковали древние израильтяне. Есть племена, которые живут в уединении. Племена Gigi и Shimanidi живут в связанном проходе между горами. О племенах Shinwari и Afridim он добавил, что сегодня опасно находиться в зоне контроля местных сепаратистов: там проживают роды Иосеф Зай, Ицхак Зай, Элиас Хил, Сулейман Хил. Некоторых людей здесь называют Иш-Киш, это те, которые после исламизации должны были изменить свои еврейские имена, но очень мало людей знают об этом. Племя Йосеф Зай пришло из Кабула и проживает недалеко от границы с Пакистаном. Осман беседовал с сотнями пуштунов, и все они согласны с тем, что они происходят от народа Израиля, но большинство настроено против государства Израиль. По мнению Османа, существует кровная связь между евреями и пуштунами. Он даже был готов пройти генетический тест и сравнить его результаты с тестом Yehoshua, чтобы подтвердить их кровное сходство по происхождению.

По словам Османа, есть законы племени, которые говорят, что если на их территории оказался чужой, даже если это враг, никто не может ему навредить. Пока он остается с ними, его надо принимать как желанного гостя, но в как только он уходит с территории племени, его можно убить. После кровавых войн афганцы оказались разбросаны по всему миру: 5 миллионов живут в Иране; 6 миллионов живут в Пакистане, 1 миллион живет в Индии и еще 1 миллион разбросан по всему миру. Во время интервью Осман сказал, что в Афганистане их осталось 2-3 миллиона. Кто может, уезжает. В Кабуле есть три группы моджахедов, сражающиеся друг с другом. Нет лидеров. Подростки 11-12 лет носят оружие и убивают друг друга. В 1978 году в городе Герат еще были евреи. В 1995 году Осман нашел одного еврея в Кабуле по имени Бецалель. Его красавица дочь в Кабуле вышла замуж за мусульманина, и он остался там. Не стало синагог. На центральном рынке Кабула он увидел древние гобелены с вышитыми на иврите надписями на коврах. По словам Османа, через десять лет все традиции исчезнут навсегда, и не найдется жителя, который знает историю афганского народа. Моджахеды ничего не знают о своем прошлом. Культура ушла, музыка ушла, некому продолжить плести знаменитые афганские ковры. Кашмир ко всемую оказался жертвой отношений Индии и Пакистана. Пакистанцы с одной стороны и индийцы с другой хотят владеть Кашмиром. В Кашмире никогда раньше не было войн, не было радикализма. Его жители были фермерами и ремесленниками высочайшей квалификации. Война все изменила в Афганистане и Кашмире. В диаспоре афганцы стараются поддерживать свои традиции. В некоторых штатах США есть афганские мечети, которые поддерживают как исламскую традицию, так и гораздо более традиционные библейские законы племен.

Yehoshua спросил: «Осман, ты, наверное, слышал об ивритских открытиях, обнаруженных в районе Гор, провинции вдоль реки Род, которая течет между Гератом и Кабулом, там находится древнее еврейское кладбище с 88 еврейскими надгробиями 1012-1249 годов, которые местные жители называют «зелеными волшебными надгробиями». Он ответил: «Я знаю данный район. По моей оценке, это первое место поселения племен «Bani Israel — Сынов Израиля». Город Джам был обнаружен в 1957 году рядом с этим древним еврейском кладбищем. По оценке Османа, на этом месте и в будущем будут обнаруживаться археологические артефакты, которые раз и навсегда докажут израильское происхождение афганских племен».

Yehoshua спросил: «Нет ли “опасности”, что когда-нибудь миллионы афганцев попросят вернуться на старую родину?» Ответ Османа: «Государству Израиль не следует бояться, что к нему придут миллионы афганцев и попытаются осуществить свое право на иммиграцию. У афганского народа самое раздутое эго в мире по отношению к своему происхождению, и в то же время они любят свою афганскую родину. Они очень упрямы и тем близки к евреям».

Предполагаю, что даже для современных религиозных евреев часть перечисленных древних обычаев покажутся дикими.

Примечание автора

1. Поскольку местами имел место двойной перевод с языков с разным числом букв в алфавите, то я не уверен в точности приведенных мною имен собственных и географических названий. Разночтения в количестве пуштунов связаны с разным временем оценки их численности разными авторами и с постоянной войной в регионе, приводящей к миграции населения.

2. В 1962-ом году в Ленинграде в Таврическом дворце проходил VII конгресс Международного Союза Студентов. Я в качестве переводчика обслуживал афганскую делегацию из четырех человек. Один из них был племянником действующего тогда короля Афганистана Мохаммеда Захир Шаха. Если бы я тогда знал хоть что-нибудь про пуштунов и про то, что королевская фамилия имеет отношение к бывшим израильтянам! Какие возможности для удовлетворения любопытства упустил! Надо сказать, что внешне монарший племянник своей смуглостью был совсем не похож ни на одного знакомого еврея.

Библиография

[1] The Israeli Source of the Pathan Tribes. From the book, Lost Tribes from Assyria, by Eliyahu Avihail and A. Brin, 1978. by Issachar Katzir

[2] . Benzion D. Yehoshua (בן ציון יהושע). Куда пропали десять колен? Афганистан и утраченные племенные традиции (иврит).

[3]. H.B. Bellew. Journal of a Political Mission to Afghanistan, in 1857.

[4]. Ицхак Бен-Цви (יצחק בן־צבי‎‎ ). Изгои Израиля (נדחי ישראל). Издательство Министерства Обороны, Тель-Авив 1963.

Print Friendly, PDF & Email

20 комментариев к «Евгений Айзенберг: Израильские корни пуштунских племен»

  1. Отличная и правильная статья. О пуштунах- евреях есть нет так уж мало источников. Конечно, они сейчас мусульмане. В США много афганцев пуштунов. Они все похожи на евреев и не похожи на пакистанцев, индусов, живущих рядом. Посмотрите на Бен Ладена — вылитый мой знакомый парикмахер дядя Изя. Но я серьезно, посмотрите на его лицо. Пущтуны — евреи… Какое поле деятельности для роста количества евреев в мире!

  2. Читатели, как мне кажется, да и автор (тут мне не кажется) не являются профессиональными генетиками, тем не менее, мы спорим или соглашаемся с Клесовым (повторяюсь, непризнанным в своей среде генетиком). Я различные гипотезы и выводы профессора Клесова по разным поводам много читал и раньше, они показались мне не убедительными по следующей причине. Если абстрактно отобразить ДНК многомерным вектором, где каждая компонента обладает своей линией поведения, то вычленив из этого многообразия всего пару другую компонент, серьезный анализ сделать невозможно. Выводы Клесова это подтверждают .

  3. Уважаемый Евгений Айзенберг, благодарю Вас за ссылку на книгу М. Чернина «Арабское население Израиля и палестинских палестинских территорий» , вашу статью «Цензура в Wikipedia и мифы палестинских лидеров» я прочел.
    Насчет проф. Клесова и его гапло-мозгоимения, думаю Вы правы.

  4. Дорогие коллеги! «Колесовские» гаплогруппы не предназначены для определения еврейства. Они могут указывать на географическое происхождение популяции, в частности на ее миграцию с Ближнего Востока. А уж вторично можно заключить имеют ли они общего евреями предка. Эфиопские иудеи,например, не имеют «ближневосточных» гаплогрупп, как не имели их повидимому и хазары. Может быть местные пуштуны переняли когда-то обычаи и легенды у ближневосточных евреев, мигрировавших в Центральную Азию.

  5. Виктору Бруку. О происхождении палестинцев. Подробно о происхождении каждого клана наших соседей имеется фундаментальный труд Михаэля Чернина. Арабское население Израиля и палестинских территорий (почти 800 страниц) с разбивкой по населенным пунктам, с указанием из какой страны они пришли и когда. Есть, конечно, среди них и бывшие иудеи, и бывшие христиане, но немного. Материал в меньшем объеме смотрите http://club.berkovich-zametki.com/?p=38805

  6. Уважаемый автор, если оппонент ссылается на БАГАЦ — мол “БАГАЦ признал эту практику законной и не-дискриминирующей”, то о какой научности можно говорить? Клёсов, БАГАЦ, мерец-шпагац… — методологии там нет и в помине. А оспаривать этих товар-из-щей, дорогой Е.А. , бесполезно. Как говорится, надо хорошенько наесться гороху, чтобы доказать этим “модернистам” хоть что-нибудь. Не берите в голову, будьте здоровы и благополучны.

  7. Дорогой Benny. Профессор А.Клесов к разработке методики определения родства по ДНК отношения не имеет. Я хотел сказать, то, что и написал: национальность по ДНК определить невозможно, в том числе и еврейскую. И с чего Вы решили, что я разжигаю ненависть к религиозным евреям. Я написал об отсутствии в ортодоксальных ешивах предметов, необходимых для нормального функционирования в современной жизни. Религиозные евреи не только ортодоксы. Не надо быть таким мнительным и агрессивным, старайтесь быть объективны.

    1. «… Я хотел сказать, то, что и написал: национальность по ДНК определить невозможно …»
      =======
      Евгений Айзенберг, вы или лукавите, или действительно не знаете, что по ДНК можно определить, например, был ли общий предок у разных современных этносов. Вы обманываете или невежественны в главной теме вашей статьи.

      «… Я написал об отсутствии в ортодоксальных ешивах предметов, необходимых для нормального функционирования в современной жизни. …»
      =======
      Евгений Айзенберг, вы написали очередную глупость. Например, в Израиле около половины старшеклассников-ортодоксов участся в ортодоксальных «ешивах для старшеклассников» (ישיבה תיכונית), где высок % получающих аттестат зрелости.
      В Израиле также много ортодоксальных «вечерних ешив» для взрослых, к которым вообще неприменимо ваше манипулятивное обобщение.

      Вы написали статью о еврейской истории, это требует неких базисных знаний о еврейской религии — но у вас НЕТ знаний о самых фундаментальных вещах о современных ортодоксальных евреях.

      1. Уважаемый Benny, почти у каждого японца есть хотя бы один предок еврей (см. http://club.berkovich-zametki.com/?p=47851 ). Это что означает, что японцы по национальности евреи? По поводу, кому можно писать об истории евреев, кому нет, предложите редакторам для отбраковки недостойных заглядывать им в штаны — проверенный способ. Еше советую для убеждения дать сравнительную статистику процент ортодоксов в hytech’e, который является опорой нашей страны, против их доли в населении. И еще раз прошу Вас так не волноваться.

        1. Евгению Айзенбергу
          Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
          «Зеркало и Обезьяна» (1815) И. А. Крылова
          напоминаю вам, как борцу с невежеством, что «hi-tech» пишется таким образом. вы прогуливали уроки по английскому?

          1. Elena, спасибо за замечание. По-английски читаю, но пишу с ошибками, так как и в школе, и в институте учил немецкий

  8. Да, очень интересная статья.По-моему, к списку источников, приведенных автором статьи, можно добавить книгу «Евреи и пуштуны Афганистана. Пропавшие колена Израилевы: история, политика, ДНК-генеалогия» (авт.А. Клесов и Х. Саидов). Вывод в этой книге, правда, делается такой:
    «…..В состав ближневосточных евреев входит несколько основных родов гаплогрупп, из которых наиболее представлены J1 и J2 ….Современные пуштуны к евреям и арабам гаплогрупп J1 и J2 практичкески отношения не имеют, первой гаплогруппы у пуштунов не обнаружено, содержание второй 3.9%..
    ..Вопрос «Действительно ли евреи и пуштуны — потомки одних предков Авраама и Саула? » — может иметь только отрицательный ответ». (Из главы 4 — «Теория происхождения пуштунов» стр 171…174)
    В связи с этой темой, «Занимаясь поиском пропавших десяти израильских колен в Индии и Афганистане, мы забыли заглянуть в свой собственный двор»с:- в августе-сентябре 2016 портал newswe.com года опубликовал статью журналистки Элеоноры Шифрин «Кто такие «палестинцы»?», в которой упоминается работа современного исследователя Цви Мисиная, который считает, что число проживающих в Израиле арабов происходящих от евреев приближается к 90 процентам. О палестинцах еврейского происхождения есть и статья в cyclowiki.org

    1. Виктору Бруку. Профессор Клесов с его «теориями» профессиональными генетиками всерьез не воспринимается (можете проверить) Все его заслуги, а они имеются, совсем в другой области. Он не профессионал, но необычайно публично активен, зарабатывая на интересе общества к теме. Особенно уцеились за него ортодоксальные евреи (не самая образованная в естесственных науках часть населения) , призыв кого-то из их лидеров проверять еврейство по ДНК навеян именно «генетикой» Клесова

      1. Евгений Айзенберг:
        … Особенно уцеились за него ортодоксальные евреи (не самая образованная в естесственных науках часть населения) , призыв кого-то из их лидеров проверять еврейство по ДНК навеян именно «генетикой» Клесова
        ========
        Вы написали сразу несколько глупостей.
        Еврейство по ДНК проверяют в одном конкретном случае: когда у человека нет оригинальных документов, доказывающих его еврейство — но есть живые родственники по материнской линии, которых уже признали галахическими евреями.

        В январе этого (2020) года БАГАЦ признал эту практику раввинских судов Главного Раввината законной и не-дискриминирующей.
        Очевидно, что в научности этой методологии вообще нет никаких сомнений.

        1. Я имел в виду не эту ситуацию, а призыв проверять еврейство без всякой связи с родственниками по ДНК

          1. Так не пойдёт: вы уже во второй раз делаете разжигающее ненависть обобщение против религиозных евреев.
            На НДИ-шных платформах это в порядке вещей, но на приличных платформах такое недопустимо.
            Если вы продолжите, то я буду жаловаться в редакцию Портала.

            А теперь факт:
            Еврейство проверяют только тем, кто сам это попросил. Единственная причина делать это: желание заключить «брак по Галахе».

      2. Наиболее дельный комментарий к стаье о пуштунах у Брука — ведь у пуштунов практически нет гаплогрупп не только евреев, но и типичных бижневосточных, Возражение автора статьи комменту Брука сводится к намекам что это все идеи Клесова, но коммент Брука ни Клесова, ни его ДНК-генеалогию вообще не упоминал, Статьи Клесова приятно щекочут национальное самолюбие в России, как, впрочем, и данная статья об еврейском происхождениии пуштунов, правда, в других местах Изучение гаплогрупп и ДНК нынче весьма продуктивно и без них искать утерянные колена не стоит А происхождение термина «Бане Исраэль» в самом деле интригует, возможно, религиозное влияние ?

  9. Сомнительно, но евреи в Афганистане обитали, вольнодумец Хиви Габалки в 9 веке. Отсюда и еврейские могилы и воспоминания о переходе в ислам Более ранних свидетельств нет, 2 тысячи лет после исчезновения колен!

  10. Практически все пуштуны, с которыми я или мой сын встречались в США, говорят о своем происхождении от Колен Израилевых. Другое дело, что ответа на вопрос: «А как это для евреев?», — у меня нет, как нет его и у уважаемого автора этой интересной статьи

  11. Очень интересно! Если провести аналогию между пуштунами и эфиопскими фалашмура (когда-то насильно крещеными евреями), то получается, что первые могут быть приняты в Израиле, как сейчас вторые по закону о воссединении семей. Правда фалашмура по приезде в Израиль проходят гиюр. Но пуштуны видимо не хотят покидать родину или стремятся по возможности вернуться туда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *