Мирон Амусья: Почему существует еврейский народ

 528 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Наш народ в ходе тысячелетий своей истории не только находил, но и что-то терял. Радость приносили находки, печаль, а иногда и страх за будущее — потери. Но этот опыт показывает, что народ восстанавливался неизменно, даже после тяжелейших потерь и изгнаний. Его успешное развитие не остановить сейчас.

Почему существует еврейский народ

(Мнение весьма заинтересованного)

Мирон Амусья

Памяти далёких и близких предков с глубокой благодарностью посвящаю

Вот, например, вы можете понять израильских солдат? Можете ли вы представить себя на их месте? А ведь они такие же евреи, как и мы с вами. Только есть в них еще что-то, что нам недоступно. Смелость. Убежденность. Профессионализм.
Е. Кукоз, «Чашка кофе»

Как наши скрипки плачут в тоске предсмертной!
Каждая гадина нас выбирает жертвой
Газа, погрома ли, проволоки колючей —
Ибо мы всех беззащитней — и всех живучей!

Д. Быков

Понимание вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения.
А. Зиновьев

В последнее время в Израиле идёт особо заметная в русскоязычной среде злобная пропаганда ненависти в адрес людей религиозных. Адепты таких настроений и их коноводы утверждают, что злобу вызывают не религиозных люди вообще, но только те, кто отлынивают от армии и живут на шее у государства, а своими запретами транспорта и работы магазинов по субботам вмешиваются в их, свободных людей, личную жизнь.

Вся лживость этой аргументации проявляется в том, что нерелигиозных уклонистов, которых, наверное, больше, чем учеников иешив, кстати, упорно учащихся, т.е. работающих, вовсе не ненавидят. Нет ненависти и ко множеству пенсионеров, ни дня не проработавших на Израиль и в Израиле, но получающих пособие и ряд других выплат, в совокупности образующих вовсе не «нищенскую подачку».

Конечно, это не «русскоговорящая» община придумала борьбу с религиозным засильем. Это было и у Лапида-папы, этим подкармливается и Лапид-сын. Неприязнь к религиозным характерна и для принадлежащих левой части политического спектра. Но особого накала неприязнь, ставшая ненавистью, достигла начиная с марта-апреля 2019, под идейным водительством А. Либермана, из-за опасений его краха как политика. Именно с того времени «загудели, заиграли провода», и контролируемые Либерманом СМИ начали исходить такой злобой, такой ненавистью к «не служащим в армии», «нигде не работающим», которую я со времён конца 40-х — начала 50-х прошлого века в СССР, там против евреев, здесь против «досов» (одна из кличек так называемых ультра-ортодоксов) не помню. Упрёки и про нахлебничество, и про армию суть преднамеренная ложь, первая просто противоречащая известным фактам, а вторая умышленно игнорирующая очевидное — высокотехнологичной АОИ нет нужды в таком числе новобранцев, которых ей ежегодно поставляет быстро прирастающий детьми и, следовательно, молодёжью, современный Израиль.

Описание этого припадка ненависти на основании данных, видных и читанных каждым, кто следит хоть с минимальным вниманием за русскоязычными СМИ и ФБ, появилось на сайтах и в сети, например, здесь, в статье Е. Римон. Нет недостатка и в обоснованных доказательствах несправедливости, и в применение к ультра-ортодоксам, обвинений в нахлебничестве, например. Что меня поразило, так это обилие комментариев, в прозе и стишатах, напрочь отметающих самое существование этой волны антисемитизма, простите, анти-ортодоксизма в русскоязычной прессе. А некоторые так утверждают, будто обвинения в адрес упомянутых русскоязычных сайтов получены Римон с применением «антинаучных методик». Просто цирк. Право же, читается как у классиков «Такого большого с двумя горбами не бывает».

Должен сказать, что на работе в Еврейском университете сталкивался неоднократно с ортодоксальными евреями, в том числе и с харедим, и с религиозными сионистами. Все, с кем имел дело, были хорошо образованными специалистами своего дела, людьми с широким кругозором, но жёстко следовавшими предписаниям иудейской веры. Этим они у меня ничего, кроме дополнительного уважения как хранители этой веры, обеспечившей то, что еврейский народ, несмотря на все гонения, воссоздал государство, в котором мне посчастливилось работать и жить, не вызвали. Не там, где находят их либерманцы, вижу я истинных нахлебников и разрушителей еврейского характера Израиля.

Естественное развитие неживого и живого в мире начинается с зарождения, проходит стадию развития, достигающую некоего максимума наивысшей структурной сложности, после чего следует деградация, завершающаяся разрушением и смертью. Такой переход от высшей сложности к деградации вполне согласуется с термодинамическим принципом возрастания энтропии. Конечно, этот принцип описывает лишь, строго говоря, замкнутые, изолированные системы, в рамки которых не укладывается этапы зарождения и развития, на которых энтропия не увеличивается, а должна уменьшается, а, следовательно, система не замкнута.

Таким же циклам развития подвержены, как каждый знает, люди, народы, государства. Я не историк ни в малейшей мере, но мне неизвестно ни одного примера развития народа, в котором был бы не один, а два или более максимума, даже если максимум определять только по численности этого народа, за исключением евреев. История существования человека относительно длинна, и мне, во всяком случае, недостаточно известна. Но узнал ещё в молодые годы, и усвоил прочно, что только евреи идут, несмотря на тысячелетия гонений, этим необычным, я бы сказал, антиэнтропийным путём. Это привело с разрывом в две тысячи лет к воссозданию, подчёркиваю это слово, воссозданию, а не созданию, еврейского государства. Примечательно, что преемственность, а не новорождённость подчёркивалась в основополагающем документе — «Декларации независимости», основателями современного Израиля, среди которых большинство составляли люди нерелигиозные, секулярные[1].

В принципе, одного изгнания могло бы хватить для превращения народа в историческую реликвию, в предмет интересного лишь историкам некоего давно исчезнувшего реликта. А подобных трудностей на историческом пути евреев было несколько. Но, несмотря на это, даже нацистам, через тысячелетия после изгнаний, было кого уничтожать. Примечательно, и в этом нет сколько-нибудь существенного сомнения, что генетически древние изгнанники и недавние нацистские жертвы были одним и тем же народом, тем же, что составляет основную массу населения сегодняшнего государства Израиль. Чтобы отрицать это, надо сегодня быть полным невеждой[2], в еврейской, да и мировой истории, вроде профессора Ш. Занда специалиста по французской кинематографии 20-го века[3],

В принципе возможно предположить, что эта антиэнтропийность, «работающая» на значительном для жизни человека периоде времени, определяется генетическими особенностями только одного, еврейского племени. Никакими данными в пользу этого предположения я, однако, не располагаю. Не слышал и не читал я ничего подобного у генетиков. Куда более естественным, и явно оправдывающимся историей, является признание цементирующей роли еврейской религии, так модифицировавшей обычаи народа, или так взаимодействующей с народными обычаями, что они вместе стали удивительно жизнеспособным основанием отличия от других и устойчивости во времени именно еврейского народа.

Евреев сохранила от исчезновения не природная, географическая изолированность, не огромная численность, которой не было никогда, не быстрота перемещения с места на место вкупе с крайне слабым взаимодействием с окружающим населением. Представляется, что религия и обычаи поколениями основателей и того и другого были созданы такими, что обеспечили не только абсолютно необходимое выживание народа в обстановке гонений и невзгод, но и устойчивость этого народа, сохранение его идентичности. Несомненно, самый простой способ выжить это покориться доминирующей силе, стать подчинённой её частью, т.е. ассимилироваться. Недавний пример этого представляют собой большинство евреев СССР, которые старались, и немалому числу это удавалось, буквально врасти в систему, стать её частью и по форме, и по сути. Иное дело, что окружение не готово было их принять в той мере, в какой они были готовы ему отдаться.

Ясно, что чтобы подчинить массу людей, не имея над ними гражданской власти, требовалась власть духовная, т.е. религия. Именно она должна была сформулировать и зафиксировать набором поведенческих канонов это отличие от других народов, всё то, что можно было бы назвать инакостью. Только закреплённые в религиозных догматах могли быть выполнены, для лишившейся военной силы и территориального оплота в виде своей земли группы людей, две задачи сразу — сохраниться и отличаться. Есть все основания поздравить тех, в основном безвестных, кто занимался, возможно, в ряде поколений, этой труднейшей задачей с ошеломительным успехом. Появилась религия, возникли обычаи, следуя которым народ и в рассеянии, тысячелетия сохранял свою идентичность, сочетавшую на огромном временном интервале довольно успешно, несмотря на то что был всюду в меньшинстве, способность сохранить себя и не перейти в некое второстепенное, бродячее положение.

Были проговорены, а затем и прописаны особенности поведения, при котором воспоминания о своём прежнем месте жительства сохранялись не в виде туманной грёзы, а в виде конкретной цели «На следующий год в Иерусалиме», определивший многовековое, религией вдохновляемое, и воплощаемое в жизнь религиозными авторитетами, желание вернуться на исконную родину, под которой однозначно понималась Палестина. И уже в средние века люди религиозные образуют тот ручеёк, который постепенно наполняет с ходом времени почти лишившуюся евреев Палестину

Важнейшей традицией — предписанием религии, через века подчёркивающей их отличие от всего христианского мира, стало обрезание. Для ассимилянтов одним из первых шагов была и осталась отмена обрезания. Отмечу, попутно, основания предполагать, что обрезание на 8-ой день после рождения у евреев и в 13 лет у мусульман приводят к значительнейшей разнице, вплоть до склонности к терроризму у одних, в поведении тех и других уже во взрослом состоянии. Очень важным было раннее приобщение ребёнка к обучению чтению, письму, что намного раньше других народов привело к умению читать и писать, а к совершеннолетию, наступавшему в 13 лет, вести с взрослыми дискуссии по широчайшему кругу тем. Так вместо культа грубой силы, с опережением на многие столетия, именно еврейская религия ввела культ знания вместо культа силы, сделала профессию учёного-открывателя важнее профессии воина-завоевателя. Напомню, что тогда религия в основных своих чертах была едина и по определению ортодоксальна, несмотря на наличие многих отклонений во второстепенных с точки зрения сохранения инакости народа, деталей. Сами по себе дискуссии, критическое отношение к прочитанному, умение взглянуть на проблему с неожиданной стороны заложило фундамент той роли, которую после эмансипации смогли сыграть евреи в развитии современной науки.

Процитирую нашу с проф. М. Перельманом статью «Особенности формирования менталитета человека» опубликованную в 2004:

«Представляется, что это установление — приступать к изучениям заповедей в 13 лет, неуклонно соблюдающееся на протяжении не менее двух тысячелетий, при смене порядка 100 поколений, сыграло определяющую роль во всей истории еврейского народа. … Именно к этому периоду, сознательно или случайно, приурочен со времен седой древности, помимо упомянутого изучения заповедей, обряд совершеннолетия мальчиков — Бар-Мицва: именно в возрасте максимальной восприимчивости, в возрасте формирования подсознания подростки торжественно выступали в синагоге с чтением Торы и поучениями перед всей общиной, т.е. получали в иудаистской традиции интенсивное духовное подкрепление системы ценностей — и это навсегда запечатлевало в них непреходящую приверженность своей религии, возможность преодолевать безусловные инстинкты жизни не в состоянии недолгого аффекта, а постоянно!».

Мне могут сказать, что это было давно, а сейчас люди религиозные есть помеха прогрессу, поскольку не учат математику, физику и английский так хорошо, как это делали в советских спецшколах. А сама религия теперь уж точно «опиум для народа». Касательно достоинства спецшкол по их результатам могу многое возразить, но ограничусь тем, что отмечу: в знании главное есть понимание. «Знать птиц это не означает помнить их наименование, но слышать различие их голосов и понимать, почему они поют»,— наставлял своего сына, будущего Нобелевского лауреата по физике Р. Фейнмана его отец[4]. Умение спорить содержательно, находить невидимые другим противоречия, воспитание самим спором красноречия, знание истории своего народа, — это всё то, что крайне нужно в успешной работе и научной деятельности, но чему школа в СССР не учила совершенно. Не набор знаний, а умение воспринимать прочитанное, критиковать известное, самостоятельная работа с источниками информации-то главное, что требуется от образования сегодня. И это ещё немалый вопрос, кто лучше готовит к приходу новой эры образования — обычная школа или иешива Замечу, кстати, что религиозная ортодоксальность не непреодолимое препятствие для достижения высот в науке. Пример, который сразу приходит в голову — лауреат Нобелевской премии А. Салам, ортодоксальный мусульманин, который был научным руководителем не очень секулярного еврея Ю. Неэмана.

Очень забавно звучит любимое «русскоязычными» образованцами словосочетание «религиозный мракобес». Сам по себе термин красноречиво несёт на себе печать своего малограмотного происхождения. Удивительно такие обвинения в адрес религиозных авторитетов и учеников израильских иешив слушать от выпускников отнюдь не лучших, а средненьких, если не худшеньких советских ВУЗов, выпускники которых в основном люди весьма посредственно образованные. Им в голову не приходит, что иешива готовит нужных специалистов — судей раввинских судов (они уж точно не уступят тем секулярным судьям, что выпустили убийцу Задорова под домашний арест), преподавателей иудаизма, который куда полезнее преподававшейся в СССР истории партии, но и почти всей современной философии, и ряду других специалистов.

Человеческое общество не может существовать без набора правил, регулирующих поведение его членов, формулирующих «что такое хорошо, и что такое плохо» для этого общества и предусматривающих наказание за «плохо», соответствующее принятым принципам данного общества. Так вот основы права были заложены в еврейских законах раньше, чем появилось «римское право», основа современной юриспруденции. И современное право во многом опирается на еврейское. «Римское право, на базе которого создана и современная система законов, непосредственно и прямым образом вытекает из более древнего права еврейского, на нем базируется и является его явным наследником», — писал И. Торик в статье «Израиль. Национальная и политическая идея» в 2004.

То ли у евреев были хорошие врачи, то ли умные религиозные авторитеты, а секулярных, для них авторитетных, властителей у евреев после потери государства не было два тысячелетия, или действовала комбинация и того, и другого, но ряд чисто гигиенических правил закрепились в поведении евреев как религиозные догматы. Я имею в виду мытьё, в первую очередь рук, отказ от скоропортящегося в жарком климате мяса свиньи, пожалуй, обрезание, и целый ряд других медицинских предписаний, сформулированных как религиозный догмат.

Основой успешной работы является чередование её с отдыхом. Так появляется запрет на работу в субботу, который касается не только людей богатых, но и их обслуги. Обязательность выходного дня, притом именно раз в неделю, всеобщей становится у других народов много позднее.

Есть ещё один важный аспект жизни религиозных евреев, который своим примером положительнейшим образом сказывается на людях секулярных — у них большие семьи. Естественные семьи, в ладах с природой человека, а не их ублюдочный эрзац, который навязывают, притом безуспешно, леваки, по сути, тоже образованцы, по всему миру. Семьи у ортодоксов прочные, развод в них, на пользу семье, преднамеренно затруднён традицией и конкретными предписаниями, развита взаимопомощь, а дети по дому начинают работать очень рано. Это еврейская религия помогла разрядить демографическую бомбу, способную превратить евреев и в Израиле в национальное меньшинство. Общими усилиями религиозных и секулярных с угрозой этой бомбы покончено.

Центром семьи является мать, интеллектуальным авторитетом — отец, а объектом заботы — младшие, особо самые малые, старые и слабые. Несколько раз сталкивался с молодёжью из религиозных семей, всегда поражаясь их умению себя вести, готовности помочь пожилому, а тем более старому. Всё это тоже важные позитивные примеры. Дети из больших семей сильно отличаются от детей-одиночек, которые привыкают быть центром внимания. Оттуда идёт их нередкая неосновательная грубость в адрес старших. Замечу, что выдающиеся люди появляются в больших религиозных семьях совсем не редко, если их сравнивать с семьями секулярными.

После изгнания отцы-сохранители еврейского народа, позволю себе так их назвать, озаботились и его внешней, в том числе, поведенческой инакостью. Так, евреи ели и находились в синагоге с покрытой головой, в противоположность абсолютному большинству представителей других народов. Они имели иной выходной день, и иные праздничные дни, которые пронесли, вовсе не без больших, но важных для сохранения своей идентичности, усилий, через огромное множество лет. Добровольно или принудительно, но евреи располагались специфическими вкраплениями — гетто — в поселениях других народов. Они отличались и внешним видом, к примеру, пейсами, и одеждой. Разумеется, речь не идёт о совсем не извечной белой рубахе и чёрном костюме. Но они были вполне узнаваемые во все времена, и сознательно не маскировали отличия в одежде и причёске. Разумеется, следующие такой «моде» оказывались ясной мишенью для погромщиков и хулиганов с древности и до наших дней, но выбор и одежды, и внешнего вида сохранялся в среде религиозных евреев, а таких ещё в недавние времена было абсолютное большинство, несмотря на поношения и погромы.

Отмечу, что народ еврейский сохранился решающим образом не благодаря своим исторически недавним ярчайшим учёным, не обилием крупных инженеров и военачальников времён ВМВ, списки которых со странным упорством рассылаются теми, кто ещё недавно, в СССР, своё еврейство, мягко говоря, не афишировал. Еврейский народ держала и предохраняла от растворения в других народах из-за ассимиляции вера и обычаи.

Кто продлит это линию дальше во времени? Еврейство из СССР, которое с такой лёгкостью в массе отказалось от своего языка, истории, имён, превратив за редчайшим исключением, Хаимов в Ефимов, от всех своих обычаев и праздников? Те его представители, кто приехав в Израиль, по-прежнему живёт телевидением из Москвы, тамошними сплетнями и склоками, 8-ым марта и 23-им февраля, интересуясь всем там, от Акунина до Якунина, но ничего не зная и знать не желая об израильских литературе, музыке, истории, не считая её своею? Те, кто, приезжая, говорили, что якобы делали алию, а себя величали олим, репатриантами, т.е. вернувшимися, а по приезде оказались в великоватом числе обыкновенными экономическими эмигрантами, и норовят страну, давшую в тяжёлую минуту им стол и кров, утащить в своё прошло, развалившееся и в переносном, и прямом смысле — чтоб было как в СССР? Конечно, это небольшая часть алии, но наиболее крикливая и наглая, та, кого я зову либерманцами. Однако, уже их дети в основном иные, способные вместо вконец испорченных родителей сохранить связь времён.

Некоторые, со скрипом признавая роль еврейской религии в прошлом, утверждают, что современные ортодоксы, а, тем более, ультра-ортодоксы, т.е., очень плохие люди, весь этот сегодняшний «опиум для народа», к далёкой старине не имеют ровно никакого отношения, а произошли сравнительно недавно. Вот как пишет об этом С. Рон-Мориа:

«Невежей[5], г-н Амусья, является тот, кто не знает, что харедим как явление и направление не насчитывают в еврейской истории не то, что двух тысяч, но даже и двухсот лет».

А сын покойного достойнейшего отца заходится просто в визге «Невежественный, невежественно» и т.п. по моему поводу, поскольку утверждаю обратное. Нет, уважаемые! Позволю себе напомнить, что ортодоксы, в их числе и ультра, есть основа того великого дерева еврейской религии, его стержень, от которого с приходом эмансипации немногим более 200 лет назад, откалывались и на основе которого развивались разные современные течения иудаизма.

В семье, однако, не без урода. Такие есть и среди ультра- и просто ортодоксов, кто, крайний пример, «Нетурей карта», являются врагами современного Израиля. Это небольшие секты, а врагов Израиля совсем немало и среди приехавших из-за границы людей секулярных, в том числе и с последней алиёй из бывшего СССР. Притом эти «репатрианты» с огромной энергией и напором разрушают дух Израиля, пытаясь уничтожить его еврейский характер, становясь вовсе нередко «агентами чуждого влияния». А определяется он и закрепляется в очень большой мере именно ортодоксальными евреями.

Для меня особо существенно отношение к земле Израиля. Сколько я читал сетований тех, кто попал в какую-то «израиловку» вместо вожделенных США с Германией, стонов о том, как их, «образованных и столичных», судьба-злодейка забросила в жалкую и отсталую провинцию. Некоторые уехали из Израиля из-за военных действий в 2006, во время 2-ой Ливанской войны, совсем не малое число просило защиты и помощи у президента РФ и даже у жулика Гайдамака, которого отбросы с «русской улицы» норовили просунуть в мэры Иерусалима. А вот эти «пейсатые» не просят защиты у земных сильных мира сего, не побегут с этой земли, поскольку для них она одна. Что бы тут ни произошло, сохранят свою, и, тем самым, мою историю и традицию. Из их числа берутся те, кто по кусочкам собирают останки погибших в боях, террористических актах, катастрофах. Их верность традиции мешает строительству, плюя на память умерших, на местах когдатошних, даже очень древних кладбищ. Это всё важнейшие факторы для сохранения морали общества.

Конечно, среди евреев были отщепенцы во все времена, для которых ассимиляция, пособничество врагу было куда более естественным и удобным выходом, чем следование традициям, которые сохраняла религия. Вот И. Флавий перешёл к римлянам, отказался от имени, изменил слову и долгу, зато дал нам знание истории нашего народа, который сам предал. Но не каждый изменник — Флавий. До сегодняшнего времени бьются с еврейской историей, еврейским прошлым всевозможные ревизионисты, как правило, просто лгуны во имя своего комфорта. То, если им верить, не было влиятельных и больших царств Давида и Соломона, а существовали крохотные поселковые имения, раздутые еврейской пропагандой, то и народа то самого не было, а существовала некая сборная солянка, идущая кто от хазар, кто от арабов, кто ещё Бог знает от кого.

Немало среди отщепенцев и тех, кто приехали с алиёй из СССР — от прямых шпионов вроде Клинберга или Калмановича, агентов в лучшем случае влияния а-ля Кедми, до перерожденцев, которые, приехав в Израиль, в нём разочаровались, как писал великий поэт в несколько иной ситуации: «Оскорблён мой идеал: тот же член мочу сливает и потомство продлевает». Здесь и покойный А. Этерман, отошедший от иудаизма и пробавлявшийся в итоге стыдным антиизраилизмом, и беспокойный И. Шамир, сначала ярый сионист, в нём потом так же яро разочаровавшийся и ставший жалким и лживым пропагандистом антиизраилизма, когдатошний диссидент, борец за право выезда евреев в Израиль В. Браиловский, математик, здесь примкнувший к жалкой памяти «Шиную», и боровшийся за свободу свиноедения, Печально, но факт — не только цветы, но и сорняк порождается еврейским народом.

С тоской смотрю я на происходящее с С. Рон, автором сильнейшей повести «Пережить фараона», правой ведущей журналистки, многолетнее знакомство с которой я почитал за честь, сионистской подпольщицы в Ленинграде. Теперь это всё в прошлом. То, что она переродилась, проявляется в её статьях и комментариях на ФБ, в их недостоверности и её крайней грубости при ответах оппонентам. Теперь это уже не политический обозреватель достойной правой газеты «Макор Ришон», а стремительно левеющий политбоец. Не взял Н. Бенет — пригодилась в стыдном сборище «Новой надежды» Г. Саара, на «почётном» 25-ом номере в его списке, едва набравшем шесть мандатов. И вот этот то политбоец в трёх статьях, из которых самая одиозная пока «Два города и одна страна», пишет, будто это религиозные общины, их руководство создают угрозу существованию государства Израиль! Разумеется, это неправда, написанная с обочины успешно развивающегося израильского общества.

Наш народ в ходе тысячелетий своей истории не только находил, но и что-то терял. Радость приносили находки, печаль, а иногда и страх за будущее — потери. Но этот опыт показывает, что народ восстанавливался неизменно, даже после тяжелейших потерь и изгнаний. Его успешное развитие не остановить сейчас, несмотря на ту пёструю разнонаправленную мелюзгу, которая находится у его руководства в данный момент. Прочно скроен этот, оказавшийся способным вынести за прошедшие тысячелетия столько невзгод, еврейский народ. Совсем не шаткой оказалась эта страна — сегодняшний Израиль. Есть все основания для оптимизма.

Иерусалим

___

[1] Полагаю неправильным использование слова «светские», отсылающее к некоему высокообразованному слою общества, к которому либерманды-образованцы явно не принадлежат.

[2] Прошу особо ретивых критиканш (или критикинь?) не путать невежд с невежами.

[3] Имею право назвать Занда так заочно, поскольку точно так же называл его очно, в подробном разговоре сначала с его женой, а затем и с ним. С тех времён пошёл мой призыв «Остановить «зандирование»»!

[4] Цитирую по памяти.

[5] См. примечание 2.

Print Friendly, PDF & Email

23 комментария к «Мирон Амусья: Почему существует еврейский народ»

  1. 1. «Эта фраза автора резанула слух. Значит профессор общей истории Тель-Авивского университета Ш. Занд (который может быть является ещё и специалистом по французской кинематографии 20-го века), по мнению профессора физики, который и иврит-то выучить не удосужился, является «полным невеждой, в еврейской, да и мировой истории.»
    Полностью согласен с мнением профессора физики и многих других ученых, что книга Ш. Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ»,отрицающая само существование еврейского народа ( Народа нет, вопрос только кто и как изобрел его) является (как это показано рядом ученых) является антисемитской фальшивкой.
    2. «профессора физики, который и иврит-то выучить не удосужился»
    Профессор, очевидно. приехал в пожилом возрасте и читал лекции по физике на английском. При этом у него не было времени на изучение иврита.
    3. Я давно наблюдаю за политическими статьями г-на Амусьи. Не всегда соглашаюсь. Но поражаюсь его работоспособностью и преданности Израилю

  2. Уважаемый Мирон.Я разделяю Ваше оптимистичное заключение с некоторой тревогой. Израилю сегодня крайне важно восстановить традицию Талмуда всестороннего обсуждения каждого важного вопроса с РАЗНЫХ сторон и мнений для поиска истины. Естественно,ее поиск должен происходить ВНУТРИ концепции выживания и развития Израиля и Еврейского народа.Отвергающих эту концепцию (Шломо Занд и др) желательно не обсуждать,а аргументированно уничтожать в открытых встречах.С удивлением узнал,что этого антисемита изучают в Женеве(Швейцария) по Еврейской Истории.Есть ли у Вас возможность прямой встречи и открытого обсуждения с ним вопросов происхождения Еврейского Народа? Тем более,что он вслух заявил,что,если его аргументы опровергнут,он уйдет из университета…С другой стороны,диалог ВНУТРИ концепции развития Израиля нужно всесторонне развивать ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ изложением разных мнений на ОДНОЙ площадке(иврит и русский) в поисках Компромиса и объединения.
    Тора учит нас,что евреи направляют свою Свободу Выбора не только из личных интересов,но,прежде всего Национальных.Это означает поиск компромисса между Коленами,группами народа для ЛУЧШЕГО Национального Решения.Это наше Еврейское Счастье,что Йосеф примирился с БРАТЬЯМИ,несмотря на преступление с его продажей в Египет и обман Отца. При всём своём РАЗЛИЧИИ Братья объединились и ЗАЛОЖИЛИ Братскую Основу Создания Еврейского Народа.И потомкам надо беречь эту основу.

  3. Все в точности так, как в приведенных автором статьи моих словах : конечно, харедим как религиозное направление и общественные группы, существуют не более двухсот лет. Исторические труды автору читать некогда — Амусья не читатель, Амусья писатель, — но в Википедию хотя бы он может заглянуть ?
    Разумеется, невежество. С которым отлично сочетается советская привычка гневно клеймить и навешивать политические ярлыки. Классика жанра.
    А только если бы г-н Амусья прочел мою упомянутую им же маленькую антиутопическую повесть «Пережить фараона», то не мог бы не заметить, что обе ультраортодоксальные партии играют там роль сугубо отрицательную. И понял бы, что моя позиция по этому вопросу как раз таки осталась неизменной 🙂
    Но это же просто факты. А факты вечно портят картину.

  4. //…………….пока у вас недостаточная квалификация в этом деле………../
    Как раз таки бьет через край. Это ж надо столько слов намешать в одной отдельно взятой статье,и все для чего?

  5. Михаил Поляк: «иудаизм это прежде всего образ жизни, а потом уже вера в Создателя» — как раз наоборот — вера и определяет образ жизни, а не наоборот. Образ жизни и определяет глубину веры, готовность многим пожертвовать во имя веры.

    1. Трудно определить, что в иудаизме доминирует, вера или действие, — они крепко взаимоувязаны и нет одного без другого. Всё, что делается в иудаизме делается потому, что так повелел делать Бог. Даже шва мицвот бней Ноах засчитываются исполняющему их только тогда, когда их исполняют не потому, что они моральны или логичны или этичны етс., но потому, что это повеления Бога. И в то же время вера без исполнения мицвот в иудаизме считается лицемерием а не верой.

  6. М. Рабиновичу: «В том числе, на содержание не работающих людей. Что, по-Вашему, произойдет, когда количество работающих сравняется с количеством иждивенцев? Мне кажется — будет довольно грустно» В семьях «вязаных кип» (в дальнейшем ВК) и УСЛОВНО «ЧЕРНЫХ КИП (в ДАЛЬНЕЙШЕМ ЧК) число детей примерно одинаково. Число ВК больше числа ЧК примерно в3 раза. Поэтому со временем число ВК будет увеличиваться (уже сейчас число ВК в армии составляет примерно половину). Так что распространенная пугалка, что надо сматывать из страны, не имеет оснований.
    Кроме того, может сложиться мнение, что ЧК не нужны стране. Но, на самом деле, надо быть им благодарными, что они сохранили и сохраняют наш народ. Если бы ни они, наш кнессет был бы гораздо более проарабским. А на севере арабов проживает больше чем евреев.

    1. Арье! ВК в армии больше половины потому, что они и образованные, и преданые стране и крепкие физически. А у многих из кандидатов в второй половины рекрутов чего-нибудь из этого нехватает. Так было и будет всегда. Пока что армию устраивает именно такое положение. Проблема с трудовыми ресурсами.

  7. Если отбросить всё (привычное) многословие — основную идею статьи можно изложить в четырёх строчках:

    Скопившись в местах концентрации,
    Желая людьми быть простыми,
    Евреи — сыны мудрой нации
    Становятся страшно тупыми…

    Забавно, но если отбросить «притянутые за уши» политические подробности и наезды, являющиеся отражением, скажем, «неоднозначной личности» Мирона — со своей (рифмоплётской) интерпретацией этой идеи я готов согласиться.

  8. Мирон, я был уверен, что вы никак не пропустите невежаневежда в комментарии С.Рон и вы мои надежды, хоть и с опозаднием, но оправдали.
    Кстати, я тоже это не пропустил, заметив, что «Вообще-то невежа и невежДа это представители разных проявлений невежества, но один человек вполне может быть и тем и другим», но успел забыть , кого имел в виду. 🙂

  9. Уважаемый профессор, не согласен с Вашей основной доктриной. В ней содержится противоречие: Вы с помощью рациональных доводов пытаетесь объяснить мистическую вещь – судьбу избранного народа. И на доводы о мудрости народа и его религии сами приводите контрдоводы о либермановщине и прочем ЗАНДировании.
    Мы с Вами провели большую часть жизни в СССР и были свидетелями, как за 2 поколения евреи там превратились в гомо советикус. А потом случилось чудо, и эти гомо советикус превратились в реальных героев, пробивших железный занавес.
    Вы приводите в своём эссе и продолжение, как некоторые бывшие герои уже в Израиле вернулись в прежнее состояние.
    Лет 30 назад я прочёл в статье редактора Нью-Йорк Таймс магазин замечательную фразу, многое мне объяснившую. Редактор был воспитан католиком – его родители в молодости крестились. А потом он вернулся в иудаизм. И его ментор ему объяснил: «Не думай, что это ты ЕГО выбрал. Это ОН тебя не отпустил».
    Я считаю, что нельзя вещи мистические по природе объяснить рационально. Появятся неразрешимые противоречия.

  10. Дорогой Давид! Вы очень правильно утверждаете, что иудаизм это прежде всего образ жизни, а потом уже вера в Создателя. Нечто подобное есть и у других народов, например конфуцианство, а также ислам. Но последний превратился в человеконенавистническую идеологию, а иудаизм напротив заложил основы современного гуманизма.

    1. Да, уважаемый Михаил, восточные эзотерические учения тоже несут такой же посыл как и Тора, это так, и на них основан образ жизни некоторых восточных цивилизаций, на ТаНаХе же основана вся западная цивилизация, что же касается христианства и ислама. то они подстроили ТаНаХ под свои воззрения — христианство всё свело к вере а ислам видоизменил ТаНаХ так, что роль израильтян в нём либо отрицается вообще (например Ицхак заменён Ишмаэлем) либо объявляется как минимум ничтожной и ошибочной. Это, ИМХО, объясняется тем, что только иудаизм пришёл в человечество свыше (как и конфуцианство, даосизм, ламаизм и иные эзотерические учения Востока, Северной Америки, Африки етс.) а христианство и ислам создали люди. То, что дано свыше, то совершенно (несовершенным может быть исполнение данных свыше инструкций к действию но не сами инструкции), — то, что сделали люди совершенным бывает редко, совершенство по плечу лишь талантам и гениям но и талант и гениальность, во всяком случае их зачатки, тоже даны свыше.

  11. Хм. Это все правда. Но, ведь я о другом!
    Работающие люди (и бизнесы, в которых они работают), посредством налогов, содержат государство. Которое, формирует, из этих налогов, бюджет и может тратить его туда или сюда. В том числе, на содержание не работающих людей. Что, по-Вашему, произойдет, когда количество работающих сравняется с количеством иждивенцев? Мне кажется — будет довольно грустно.

  12. По поводу комментария М. Рабиновича:
    В Израиль за последние лет 20 приехали семьи, в которых один «внук» еврейки, привёз с собой с обеих сторон около десятка родственников ( таких «внуков» называют «паровоз»), родственников — не имеющих к евреям никакого отношения, но, которые по ЗОВ называются «репатрианты». Они получают и корзину абсорбции и пособие по прожиточному минимуму, и соц. надбавку и тут же бегут лечится в больничную кассу, где лечение для них практически бесплатное. И таких у нас в стране не одна сотня тысяч! И это только начало. 9-канал перед последними выборами уже зондировал почву в опросах русскоязычных депутатов Кнессета расширение ЗОВ, до правнуков евреев. Это может открыть ворота миллионам «репатриантам» — которые являются электоральной основой партии НДИ. И это абсолютно никого не волнует! Всех волнуют только ортодоксы. Но теперь о главном:
    Нобелевская премия – это ежегодный международный приз, присуждаемый с 1901 года за успехи в физике, химии, физиологии или медицине, литературе и за миротворческую деятельность. Премия по экономике дополнительно присуждается с 1969 года. Нобелевские премии были присуждены 850 людям, из которых 173 были евреями, а у еще 20 лауреатов один из родителей был евреем. Таким образом, евреи являются обладателями 22 процентов всех Нобелевских премий, составляя менее 0,2 процента населения земного шара. Получается, что доля евреев среди Нобелевских лауреатов в 100 (!) раз превышает их долю в населении планеты.
    Еще более интересно выглядит статистика по каждой из областей награждения. Евреи составляют 9 процентов награжденных «нобелевкой» за мир, и почти 12 процентов – среди лауреатов по литературе. По фундаментальным наукам евреи резко вырываются вперед: 21,7 процента всех премий по химии, 26 процентов – по физике, 27 процентов по медицине и физиологии, 39 процентов всех Нобелевских премий по экономике.
    В чём секрет еврейского народа? В ТОРЕ и отношении к ней и её законам еврейского народа, который и сохранил себя, как народ, благодаря ТОРЕ.
    Большинство выходцев из СНГ, не имея никакого представления ни об иудаизме, ни о ТОРЕ, думают, что эти ешиботники сидят целый день и зубрят ТОРУ. На самом деле то, чем они занимаются развивает мышление в разы больше, чем все науки вместе взятые: они занимаются анализом не только написанного, но и исследуют и подтекст, и учатся комментировать, и понимать в разы больше, чем «сказано».
    Но у евреев есть ещё одно тайное оружие, о котором не «политкорректно» говорить –да, евреи националисты, евреи против смешанных браков. Если кто либо, из религиозной семьи уходил из семьи, вступая в брак с неевреем – по нему сидели шивъа. Таким образом хоронили в его генах евреев.
    Но и это ещё не всё, но про это шёпотом: евреи были всю свою историю были кастовым обществом. Не возможно было себе представить смешение даже внутри общества с кем попало: умные женились и выходили замуж за умных, ну, а дураки … сами понимаете. Поэтому у нас есть и Эйнштейны с Ландау, и Исраель Шамир с Мордехаем Ваннуну. Но вы скажете, что кастовость была у всех народов! Да, но она была основана на сословиях, а у евреев – не было дворян, у евреев это был только ум. А, что получалось с дворянами, то в истории немало примеров, даже среди королевских кровей ( принц Гарри – тому пример).
    Так кто же такие для нас харедим? Может, кто помнит из истории блокады Ленинграда, был один НИИ, где хранилась коллекция зерна, являющаяся эталоном злаковых сортов. Хранители этого зерна умирали от голода, но не взяли ни крупицы зерны.
    Харедим – это наш священный генофонд. Можно пожертвовать многим, но не им. И, чем его больше, тем больше шансов сохраниться нашему народу, как народу евреев.

    1. У меня есть два примечания:
      1. Для примера самых «умных» евреев Вы выбрали Эйнштейна и Ландау, а не мудрецов Торы. К чему бы?
      2. Насчет харедим как «священного генофонда» — в той эталонной коллекции зерна не содержалась, полагаю, половина зернового фонда?

      1. Третье примечание. Две цитаты:

        1) “Нобелевские премии были присуждены 850 людям, из которых 173 были евреями, а у еще 20 лауреатов один из родителей был евреем.”
        2) “Если кто либо, из религиозной семьи уходил из семьи, вступая в брак с неевреем – по нему сидели шивъа. Таким образом хоронили в его генах евреев.”

        Если один родитель тех 20-ти (!) лауреатов Нобелевской премии вступил в брак с неевреем и это никак не помешало им всем получить Нобеля, так может быть “шива и похороны генов” были излишним ритуалом? Даже 20 лауреатов является огромным числом для малого народа, имея ввиду что многие большие народы или вообще не имеют лауреатов этой премии, или довольствуются считанными единицами.

  13. Мирон, вы сначала отождествили харедим (которых светские израильтаяне, мягко выражаясь, недолюбливают) и ортодоксов , потом ортодоксов и религиозных, которых светские в большинстве своём уважают. Мимоходом «полили» наших пенсионеров — типа… и они (а не только значительное количество харедим) — тоже «паразиты».
    Совет: Продолжайте тренироваться игре в «полемические напёрстки» — пока у вас недостаточная квалификация в этом деле. 🙂

  14. Г. Амусья, все это хорошо. Но, ведь существуют факты? Вы не будете оспаривать, что у наших религиозных братьев больше детей, чем у нас, светских? Т.е., количество иждивенцев растет. Я не владею статистикой, чтобы предположить, в каком году их станет больше, чем работающих. Но «Битуах леуми» регулярно заявляет, что его бюджет станет равным нулю в ближайшие годы. И, что тогда будет с нашей страной, патриотом которой, не сомневаюсь, Вы являетесь? Как выражается один мой товарищ: — Не все так просто…

    1. «Вы не будете оспаривать, что у наших религиозных братьев больше детей, чем у нас, светских? Т.е., количество иждивенцев растет.»©
      ========================================================
      Если вы имеете в виду то, что дети являются иждивенцами, то да, все дети определённую часть их жизни являются иждивенцами и разницы в этом между семьями датиим, масортим, харедим и семьями секулярными нет.
      Однако если вы называете иждивенцами самих харедим, то вы всего-навсего повторяете юдофобскую ложь антиизраильской пропаганды. В реальности у иудеев должно быть больше детей чем у других населяющих Страну народов хотя бы даже и ради такой прозаической цели как обеспечение иудейского большинства в иудейской Стране.
      Никто из нас ин а-бэйзер шо (в недобрый час), не хочет проснуться и узнать о том, что власть в стране легитимно перешла в руки «палестинского народа» и его русских отцов и братьев из Кремля только потому, что в Стране их, почему-то, стало большинство и власть досталась им вполне демократическим путём по результатам всеобщего голосования.
      Про метафизические причины исполнения мицвы пру у-рву, особенно её второй части — «рву» (приказная форма глагола лирбот — увеличиваться, размножаться, быть многочисленным), я промолчу, вы всё равно в такие вещи не верите.

  15. Правильные и актуальные мысли, уважаемый профессор. Единственно в чём хотелось бы вам возразить, вернее не то, чтобы возразить но скорее уточнить — иудаизм, это не религия и, в первую очередь, он не религия в своём собственном понимании. Иудаизм, это набор, пакет мировоззренческих этических, моральных и культовых концепций на которых прочно зиждется практический образ жизни отдельно взятого иудейского народа.
    Религия в понимании христианства, это, прежде всего, вера которая искупает всё, в иудаизме же главенствующее положение занимает действие зиждущееся на монотеизме, т. е. вере в единого Бога Творца Вселенной, действие в русле обеспечения неукоснительного исполнения мицвот Торы которые, по сути своей, и являются тем самым пакетом мировоззренческих этическо-моральных и культовых концепций на которых, исключая культовые, зиждется вся так называемая иудео-христианская цивилизация.
    В Торе этот набор мировоззренческих концепций не имеет какого либо собственного определения (если только не считать определениями названия — «тарьяг мицвот» и «мицвот де-орайта», но эти названия даны людьми), — в Торе, от имени Бога, сказано только о том, что вот я дал вам повеления исполняя которые вы будете живы ими сами и дадите возможность жить другим а не исполняя — умрёте (это, разумеется, метафорически, ведь физически все мы умрём, и исполняющие и не исполняющие).
    В Торе ещё сказано то, что исполнять или не исполнять эти повеления является делом личного выбора каждого поскольку каждому дана свобода выбора и каждый обязан ею пользоваться. А слово «религия» и сопутствующее ему понятие были придуманы позже и не народом Израиля. Слово «дат» в иудейском дискурсе не несёт смысловой нагрузки аналогичной смысловой нагрузке понятия «религия» христианского мира.
    Народ Израиля у горы Синай, от имени стоящих возле неё и от имени всех потомков стоящих возле неё, избрал для себя повиноваться повелениям Бога записанным в данной им на горе Синай Торе, в чём там же, у горы Синай, поклялся Богу, и, как народ, тысячелетиями исполнял эти повеления, именно потому он и жив как народ и будет жив как народ исполняя эти повеления впредь.
    Я не имею в виду то, что народ должен быть харедимным, нет, харедим, это часть иудаизма но не весь иудаизм, так что кто хочет быть хареди, тот пусть им и будет, кто не хочет, тот пусть не будет, однако придерживаться мицвот должны все иудеи независимо от того, харедим они или нет – иудаизм является образом жизни всего народа а не одних только харедим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *