Здесь вы узнаете и о том, как наркомнац Сталин поддержал «Хабиму», а Евсекция гнобила театр за её иврит и еврейский национализм, о большой и сложной жизни театра в Ишуве и Израиле.
ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
(любительский, неполный, открытый для дополнений)
(продолжение. Начало в Мастерской от 01.02.2024)
В евреях оттуда, в евреях отсюда —
весьма велики расхождения,
еврей вырастает по форме сосуда,
в который попал от рождения.
И. Губерман
Это случилось в октябре
Октябрь богат датами: рождения, подвигов и гибели евреев — участников ВОВ, Героев Советского Союза:
1.Х. 1943 г. пал в бою Давид Абрамович Кудрявицкий; 7.Х. 1943 г. пал в бою Яков Абрамович Биренбойм; 10. Х. 1918 г. родился Иосиф Исаакович Маковский; 10 .Х. 1923 г. родился Абрам Самуилович Сапожников; 23.Х. 1923 г. родился Моисей Залманович Хохлов; 28 .Х. 1908 г. родился Эммануил Давидович Готлиб; 31. Х. 1920 г. родился Яков Ильич Верников.
Еврейский мемориал. Виртуальный некрополь. (narod.ru) и Герои страны — Википедия (wikipedia.org)
1 октября 1913 года в Белой Церкви родился Александр Михайлович Борщаговский, Умер в Москве в 2006 году. Театровед по высшему образованию, он успешно работал на Киевской киностудии, в московских театрах, писал интересные книги, удачные сценарии, критические статьи, а прославился на весь мир, попав в первую обойму творческой интеллигенции (в основном евреев), разгромленных стартовой статьей газеты «Правда», открывшей сезон охоты на «безродных космополитов». Это было возмездием за уничтожающую критику Борщаговским «драмоделов» Сурова, Софронова и даже, страшно вспомнить, Корнейчука. Не помогли ему ни участие в Великой Отечественной, ни творческие связи. Его изгнали из редакции «Нового мира», лишили возможности печататься. Он выстоял. Уместно вспомнить, что в его судьбе очень благотворную роль в этот период сыграл Константин Симонов, помогавший ему материально и морально, хотя, будучи важным литературным чином, в это же время клеймил космополитов. Из книг Борщаговского наибольшую известность получила трилогия «Записки баловня судьбы», «Обвиняется кровь» и «Пустотелый монолит», где тема разнузданного государственного антисемитизма представлена очень ярко. Страстная художественно-документальная книга «Обвиняется кровь» посвящена разгрому и уничтожению Сталиным еврейской интеллигенции и верхушки Еврейского антифашистского комитета.
1 октября 1985 года шесть израильских самолётов F16 совершили налёт на штаб-квартиру ООП в Тунис (тут террористы ФАТХа обосновались после их изгнания израильтянами из Бейрута). Под развалинами погибли 73 бандита, уцелеть сумел один Арафат.
2 октября 1914 года во Владимире, в семье бедного еврейского портного родился сын, ставший известным всему миру «Советским информбюро» Юрием Борисовичем Левитаном. Поступив в 1931 году диктором на Всесоюзное радио, он провёл 60 тысяч передач.
Его называли «голосом эпохи», а научное исследование «Роль голоса Левитана в советской культуре» — безусловный раритет. Научную работу можно писать и о роли голоса Левитана в годы ВОВ. Ходил тогда нехитрый анекдот: «Товарищ Сталин, когда кончится война?» «Нэ знаю. Лэвитан скажэт!» Население настолько ассоциировало его голос с повседневной хроникой войны, что обратилось к Сталину с предложением наградить диктора высшим военным орденом «Победы». А Гитлер, люто персонально ненавидя Левитана, обещал повесить его на Красной площади. Когда летом 1941 года полутонная немецкая бомба упала во двор Радиокомитета, немецкое радио прервала свои передачи для экстренного сообщения: «Левитан убит». Но через 15 минут голос ненавистного диктора вновь звучал в эфире.
Не символично ли, что сообщение о разгроме фашизма и победе над Аманом ХХ века передал в мировой эфир еврей, чьим далёким предтечей был Моше-рабейну и его брат первосвященник Аарон и чьи предки Левиты были священнослужителями при Иерусалимских храмах?! Юрий Левитан умер в 1983 г.
2 октября 1939 года гитлеровские власти в Варшаве на четвёртый день оккупации выделили часть города (2,71 кв. км., включая кладбище) под еврейское гетто, где до лета 1940 года «проживало» от 400 до 500 тысяч евреев. 16 октября 1940 года генерал-губернатор города Ганс Франк издал указ о полной изоляции гетто от внешнего мира.
В начале октября 1943 года произошло чудодейственное спасение от гибели более 7000 евреев Дании. Зная, что гитлеровские оккупанты наметили на 1-2 октября депортацию евреев этой страны в лагеря смерти, местные активисты Сопротивления организовали и провели уникальную акцию по их эвакуации. На сотнях рыбацких лодок и другими плавсредствами обречённые на гибель были транспортированы в нейтральную Швецию. Народ Дании удостоен звания «Праведник народов мира», и в мемориале «Яд ва-Шем» экспонируется утлая лодчонка как символ того события. В последнее время появились публикации о том, что спасавшиеся дорого заплатили лодочникам. Вероятно, и такое имело место, но были тысячи случаев в других странах, когда вымогались большие деньги, что к спасению не приводили. Всего в Холокосте погибло 116 датских еврея (1,5 % от общего количества), но Дания сочла необходимым публично извиниться за эти жертвы.
3 октября 1940 года коллаборационистское правительство в Виши издало свой первый указ о евреях Франции, лишивший их всех гражданских прав.
3 октября 1941 года в Иерусалиме скончался видный деятель российского и палестинского сионизма Менахем-Мендель Усышкин. Он родился в Минской губернии в 1863 году в зажиточной хасидской семье, где получил традиционное еврейское образование, что не помешало ему стать инженером по окончании Московского высшего технического училища. К сионизму он приобщился после всероссийской погромной эпидемии начала 80-х годов, став бескомпромиссным сторонником построения еврейского государства на всей территории Палестины. На посту председателя «Керен кайемет ле-Исраэль» Усышкин сделал многое для выкупа земель и еврейской колонизации Страны. В истории Израиля сказано: за время его правления Национальный фонд увеличил свои земельные владения с 22 тысяч дунамов до 561 тысячи. Ещё в 1912 году у российской «Ховевей Цион» он добыл 50 тысяч золотых франков, на которые выкупили участок на горе Скопус в Иерусалиме для будущего еврейского университета. Сегодня актуально вспомнить противодействие Усышкина плану комиссии Пиля (Лондонская затея) о разделе Палестины и о создании двух государств. Его имя присвоено улицам в городах Израиля, концертному залу в столичном Центре конгрессов, ряд поселений в Верхней Галилее на севере долины Хула носят общее название Мецудот Усышкин (Крепости Усышкина).
4 октября 1916 года в Москве родился нобелевский лауреат по физике, академик РАН Виталий Лазаревич Гинзбург. Умер 8.11.2009 г.
Впечатляет не только его незаурядный научный потенциал: до самой смерти Виталий Лазаревич громко, открыто и даже провокативно боролся против теологизации системы образования, к чему стремится всем своим устрашающим авторитетом российская православная церковь. Сегодня тема сверхактуальна.
Виталий Лазаревич был активным автором Портала Берковича, на сайтах «Заметки…» есть его несколько интересных работ, в «Еврейской Старине» №8 большая статья о соотношении науки и религии.
Вот как это начиналось (Из воспоминаний Юлия Брука):
«Виталий Лазаревич Гинзбург, всемирно известный физик, лауреат Нобелевской премии, не признавал компьютер до конца дней. Он был в преклонном возрасте, когда компьютер вошел в употребление, и считал, что ему уже поздно учиться. Молодые сотрудники старались пробудить у него интерес к работе на компьютере. Они ему показывали простые приемы работы. Однажды во время такого показа на экран вызвали «Заметки» Берковича и на глазах В.Л. Гинзбурга распечатали несколько статей. Виталий Лазаревич забрал распечатки домой. Поздно вечером (около полуночи) он позвонил Ю.М. Бруку, ученому секретарю Теоретического Отдела ФИАН. Ни до этого, ни после этого, никогда Виталий Лазаревич так поздно не звонил. Его интересовал вопрос, может ли он опубликовать статью в «Заметках» Берковича. Ю.М. Брук его заверил, что если Виталий Лазаревич статью напишет, то она будет опубликована. И Виталий Лазаревич написал статью (кажется, речь в ней шла об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве). Статью эту Виталий Лазаревич писал от руки, он так и не научился набирать текст на компьютере. Светлана Васильевна Шихманова, референтка Гинзбурга, набрала текст на компьютере. А Брук отправил текст в «Заметки», где он и был опубликован. Так В.Л. Гинзбург вошел в число авторов. Позднее он неоднократно публиковался в «Заметках»».
Несколько слов о еврействе нобелиата:
«…Мое национальное еврейское чувство в первую очередь выражается в том, что, если я вижу еврея — мерзавца и жулика… то мне стыдно… А если хороший еврей — наоборот, я рад. Вот я рад, что Эйнштейн был евреем, например…».
Гинзбург считал оправданной материальную поддержку синагог в Израиле, так как исторически «синагога для евреев была не только молельным домом, но и центром общины». Однако полагал, что место иудаизма в Израиле «далеко превосходит нормы», которые должны быть в светской демократической стране.
Говорил о своей симпатии к Израилю, желании, чтобы он процветал. Был рад публично выразить эти чувства в 1995 г., когда получал присуждаемую в Израиле престижную Премию Вольфа, которой награждают представителей ряда профессий, в том числе и физиков. На церемонии в Кнессете под председательством президента Израиля Гинзбург поблагодарил жюри: «Я атеист, но мои родители были евреями, и я счастлив, что существует Израиль, где может найти приют любой еврей».
5 октября
1648 года осада Львова войсками Хмельницкого. Взамен штурма он предложил горожанам выдать евреев. Те не согласились. И Хмельницкий ограничился выкупом.
1889 года под Ярославлем родился Моше Бейлинсон — писатель и публицист, общественный деятель, один из видных представителей рабочего движения в Эрец-Исраэль.
Учился в университетах Москвы, Фрайбурга, Базеля. В 1913 г. Бейлинсон получил диплом врача. Свою политическую деятельность он начал в русском социалистическом движении, но впоследствии примкнул к движению сионистов-социалистов. После Первой мировой войны Бейлинсон поселился в Италии, где принимал активное участие в сионистском движении. Здесь он опубликовал на итальянском языке ряд переводных книг, посвященных еврейской проблематике. В числе его переводов на итальянский — произведения И. Л. Переца, Ш. Аша.
В 1924 г. поселился в Петах-Тикве и вскоре стал членом редколлегии начавшей выходить газеты «Давар». Умер 19 ноября 1936 года. В честь Бейлинсона названа одна из крупнейших больниц в районе Тель-Авива..
1941 года. Начало массового уничтожения евреев Днепропетровска. Участвовали штабная рота обер-группенфюрера СС Екельна, 314-й полицейский батальон, оперативная команда № 6. Продолжалось 20 дней. Убиты около 11 тысяч человек.
1973 года в Лондоне произошла встреча главы Мосада Цви Замира с Ашрафом Маруаном, советником президента Египта Садата и зятем президента Насера, который был тайным агентом Мосада. На этой встрече Маруан передал Замиру тайный код, означавший начало войны (Судного дня). Однако о встрече в Лондоне Голда Меир узнала постфактум, как и о коде, который ей так и не передали.
1985 года на Синайском полуострове египетский пограничник открыл огонь по израильтянам, убив 7 и ранив 2 туристов.
1986 года газета «Sanday Times» опубликовала статью о израильской ядерной программе и фотоснимки в Димоне, сделанные М. Вануну.
2009 года В Израиле проведен эксперимент, при котором под слой асфальта на шоссе номер 4 на расстоянии 10 метров были вмонтированы аккумуляторы, получающие зарядку при движении машин. По расчетам, участка шоссе длиной в километр должно хватить для обеспечения электроэнергией 2500 квартир. Таким образом израильские ученые совершили прорыв в получении электроэнергии: впервые в мире они научились получать электроэнергию, используя трение от движения автотранспорта по шоссе.
6 октября 1973 года, в Йом Кипур, внезапным нападением египетских войск началась война арабских государств против Государства Израиль и продолжалась до прекращения огня 24 октября 1973 года. Война Судного дня завершилась впечатляющей победой Израиля, хотя на первом этапе развития военных действий вполне реальным был разгром нашей армии и ликвидация еврейского государства. Перелом в ходе войны и выход на победные рубежи определился единством народа, мужеством его армии, талантом командного состава, помощью (хотя и запоздалой) США, безоговорочной и активной поддержкой мирового еврейства. В этой тяжелейшей войне Израиль понёс невосполнимые людские потери, а весь народ испытал долговременный ментальный и духовный шок.
Спустя 50 лет, 7 октября 2023 г., в праздник Симхат Тора, трагедия повторилась. Вот уже год идёт война за независимость и безопасность Еврейского государства.
6 октября 1981 года во время военного парада в Каире мусульманскими экстремистами был убит президент Египта Анвар Садат в отместку за посещение Иерусалима и заключение мирного договора с Израилем.
7 октября 1885 года в Копенгагене родился БОР Нильс Хенрик Давид, ставший нобелевским лауреатом и одним из столпов ядерной физики, почётным членом 20 Академий стран мира.
Нильс — галахический еврей: Эллен Адлер, мама Нильса Бора — дочь парламентария и еврейского банкира Давида Адлера и Дженни Рафаэл, представительницы не менее влиятельной в Британии еврейской банкирской династии.
В сентябре 1943 г. Бор вместе с семьей бежал от нацистов, переправившись на рыбачьей лодке в Швецию. Он участвовал в разработке теоретических вопросов, связанных с проектом производства атомной бомбы. Однако впоследствии он усматривал в атомной и водородной бомбах угрозу для всего человечества. Занимал пост председателя Комитета по атомной энергии в Дании. Бор несколько раз посетил Институт имени Вейцмана в Реховоте, физическими исследованиями которого он живо интересовался.
7 октября 1915 года в Одессе, в бедной еврейской семье родилась Маргарита Иосифовна Алигер (фамилия при рождении — Зейлигер), ставшая известным советским поэтом.
Вышедшая в свет в 1946 г. поэма «Твоя победа» занимает в творчестве Алигер особое место. Пытаясь осмыслить трагический опыт войны, Алигер впервые обращается здесь к еврейской теме. Поэма отразила глубокий идейный и эмоциональный кризис еврейской коммунистической интеллигенции, вызванный Катастрофой еврейства во время Второй мировой войны и ростом открытого антисемитизма в СССР в военные годы. Подвергнутая суровой критике, она в дальнейшем перепечатывалась с изъятием фрагмента, посвященного еврейской теме. В 1940–50-е гг. он распространялся рукописно и неоднократно фигурировал в качестве улики при разбирательстве дел «еврейских националистов».
Резонансным был и поэтический ответ Менделя Рашкована(иногда Ришкована) на эту поэму: «Мы евреи» Маргариты Алигер и ответ Михаила Ришкована (isralove.org)
К еврейской теме Алигер возвратилась в цикле стихотворений, написанных под впечатлением поездки в Германию.
Независимо от всех подлинных или мнимых фактов ее личной и творческой биографии, еврейская тема, поднятая ею в поэме «Твоя победа», и авторское её освещение сыграли побудительную и положительную роль в национальном самоопределении значительных слоёв советского еврейства. Очень многие сочли обращенными к себе слова поэмы: «Мы — евреи! Как ты смела это позабыть?!»
Маргарита Алигер была членом редколлегии альманаха «Литературная Москва». Известно ее выступление на правительственном банкете-дискуссии с писателями в 1956 году, вызвавшее резкую отповедь Н. Хрущева. Позднее он, через Е. Евтушенко, извинился перед поэтессой.
Личная судьба поэтессы оказалась глубоко трагичной. Вне поэзии она была просто несчастной женщиной: пережила двух своих мужей и, что самое страшное, трех своих детей (последней ушла из жизни самоубийством их общая с А.Фадеевым дочь). Сама она погибла 1 августа 1992 года в результате нелепого несчастного случая.
Рекомендую: Как отозвалось слово | Nashe.Orbita.co.il
Особенно рекомендую послушать автора, читающего свою лирику: Алигер М. — Стихи минувшего лета — (читает автор), (Зап.: 1983г.) | Старое Радио (staroeradio.ru)
7 октября 1985 года в Средиземном море итальянский круизный теплоход «Акилле Лауро» с пассажирами на борту захватили террористы из Фронта освобождения Палестины под руководством Абу Аббаса, выпестованного гэбистами Москвы. Пираты сбросили в море американского еврея Леона Клингхофера, сидящего в инвалидной коляске. Абу Аббас скрылся в Багдаде, где был схвачен американцами и умер странной смертью в лагере 8 марта 2003 года.
8.10.1918 г. в Москве состоялся первый спектакль («Вечер студийных работ», реж. Е. Б. Вахтангов) еврейского, ивритского, театра «ХАБИМА» (иврит букв. — кафедра в синагоге, также — сцена), театр (первоначально студия). Учреждён в Москве в 1917 после нескольких попыток Н. Л. Цемаха создать театр любительскими силами в Белостоке, Варшаве (1909–1914). Основатели «Х.» (Цемах, Х. Д. Ровина, М. Н. Гнесин и др.) выдвинули программу создания «библейского театра», которая была поддержана рус. культурной элитой, в т. ч. М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным, Вяч. И. Ивановым, А. Я. Таировым, С. М. Волконским и др. В «Х.» преподавали К. С. Станиславский, режиссёры и актёры МХТ. В 1917–22 худ. рук. театра — Вахтангов. Спектакли оформляли Г. Б. Якулов, И. И. Нивинский, Н. И. Альтман, Р. Р. Фальк. Соединение мифопоэтической сюжетности с формальными достижениями рус. режиссуры нач. 20 в. определило уникальность театра. Среди постановок: «Вечный жид» Д. Пинского (1920, 2-я ред. — 1923, реж. В. Л. Мчеделов), «Голем» Г. Лейвика (1925, реж. Б. И. Вершилов), «Сон Иакова» Р. Бер-Гофмана (1925, режиссёры Б. М. Сушкевич, Станиславский). Спектакль «Гадибук» по пьесе С. Ан-ского (1922, реж. Вахтангов) вошёл в число шедевров 20 в. и оказал влияние на мн. деятелей мирового театра (в т. ч. на П. Брука и Е. Гротовского). В 1926 «Х.» выехала на гастроли по Европе и Америке. В 1927 несколько человек во главе с Цемахом остались в США. После возвращения в Европу последовал новый раскол. Часть актёров вернулась в Россию, а остальные уехали в Палестину. Однако, и покинув Россию, труппа по-прежнему ориентировалась на традиции моск. режиссуры: А. Д. Дикий поставил «Клад» Шолом-Алейхема (1928, Тель-Авив) и «Корону Давида» П. Кальдерона (1929, Тель-Авив), М. А. Чехов — «Двенадцатую ночь» У. Шекспира (1930, Берлин), А. М. Грановский — пьесу «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1930, Берлин). С 1930 «Х.» постоянно работает в Тель-Авиве. Худож. практика «Х.» выявила противоречивость и утопичность идеи «библейского театра». Прошедшая в 1930 в Берлине дискуссия, в которой участвовали Х. Н. Бялик, А. Дёблин, М. Бубер, А. Цвейг, привела к переориентации «Х.» на европейские традиции национальных театров. С нач. 1930-х гг. «Х.» опиралась на собств. режиссёрские силы: Ц. Фридлянд, Б. Череминский, Ш. Финкель, Й. Израэли, Х. Сниир и др. В разные годы в «Х.» также ставили спектакли Л. Йеснер, Л. Страсберг, Т. Гатри, А. Вайда, Ю. П. Любимов и др.
Подробности: Хабима — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ (eleven.co.il
Здесь вы узнаете и о том, как наркомнац Сталин поддержал «Хабиму», а Евсекция гнобила театр за её иврит и еврейский национализм, о большой и сложной жизни театра в Ишуве и Израиле.
9 октября 1797 года в Вильне умер Элиягу бен Шломо Залман, он же Илия Виленский, он же Виленский Гаон. Родился в 1720 году. О нём говорят: великий талмудист и каббалист, грамматик и математик, великий вероучитель, в основе мировоззрения которого концепция о вечности Торы. Для ортодоксального еврея он — то же, что Эйнштейн для светского. Его имя носит Литовский государственный еврейский музей. Виленский Гаон был решительным противником хасидизма, зарождавшегося в годы его жизни.
9 октября 1917 года ушла из жизни Сара Аронсон, активная участница подпольной еврейской группы НИЛИ («Нецах Исраэль ло ишакер» — «Вечность Израиля не обманет», книга 1 Шмуэль 15:29). Эта организация, возникшая в поселении Зихрон-Яаков и действовавшая в период Первой мировой войны, стремилась к изгнанию турок из Эрец-Исраэль, надеясь таким образом ускорить обретение своего национального государства. Поэтому её члены (наиболее известные: Арон Аронсон и его сестра Сара, Авшалом Файнберг, Йосеф Лишанский) занимались разведкой и шпионажем в пользу английских войск, вытеснявших турок из Палестины. К осени 1917 года турки разоблачили деятельность НИЛИ. На исходе Суккот, 6 октября, окружили Зихрон-Яаков, схватили штаб организации, кроме Лишанского. Во время допросов и тяжелейших пыток особенно издевались над Сарой. Так ничего и не добившись от неё, тюремщики разрешили ей пойти умыться и сменить окровавленную одежду. Воспользовавшись этим, она покончила с собой, оставив Лишанскому записку: «Никогда не сдавайся, лучше погибнуть»…
(Проведенное впоследствии расследование показало, что все подозрения (измена, предательство) против Лишанского, бросавшие тяжелую тень на его имя, были совершенно безосновательны. Его доброе имя восстановлено.)
9 октября 1945 года ночью Первый батальон ПАЛЬМАХа совершил налёт на лагерь в Атлите (недалеко от Хайфы), где британские мандатные власти содержали в заключении более 200 схваченных ими еврейских беженцев, спасшихся в Катастрофе и нелегально совершивших алию. Они были подготовлены к побегу внедрёнными в лагерь членами «Хаганы». Напавшие на лагерь взорвали проходы в ограде лагеря, еврейские охранники связали английскую охрану и арабских полицейских, а всех бежавших укрыли подготовленные кибуцники из Бейт-Орена и Ягура. Когда же британские силы блокировали эти прибежища, тысячи жителей Хайфы поспешили на помощь осаждённым. Встретив решительное сопротивление, преследователи вернулись в казармы, а беженцы рассредоточились в ишуве.
10 октября 1860 года в Мстиславе Могилёвской области, в бедной еврейской семье родился Семён (Шимон) Маркович Дубнов, ставший крупнейшим еврейским историком и общественным деятелем. Живя в Петербурге, Вильне, Одессе, Берлине, Риге, общался с виднейшими деятелями еврейской культуры, преподавал в Еврейском народном университете, редактировал журнал «Еврейская старина», учредил исторический журнал на иврите «Хе-авар», основал Еврейскую народную партию (1906-1918 гг.), еврейскую секцию партии Кадетов… Главное его наследие — десятитомная «Всемирная история еврейского народа», трёхтомная мемуарная «Книга моей жизни». Ему не удалось бежать из Риги, где в сентябре 1941-го его схватили нацисты, водворили в гетто, откуда 8 декабря он был включён в проходившую мимо его жилья колонну смертников. Его дальнейшая судьба неизвестна…
Старший брат Дубнова, Зеев Дубнов (1858, Мстиславль, — 1940?, Москва), после погромов 1881 г. присоединился к БИЛУ и в 1882 г. прибыл в Эрец-Исраэль с первой группой поселенцев. В 1885 г. вернулся в Россию, но поддерживал переписку с билуйцами в Палестине.
Очень рекомендую: «В полосе ликвидации (Переписка между С.М. Дубновым и М.М. Винавером)», «Заметки…» №7(79) апрель 2007.
Большое спасибо уважаемому Борису Рушайло. Я этого эпизода с Борщаговским не знал. Сомнение в авторстве Шолохова и величии «Т.Д»., конечно, «оправдывают» и его космополитическое изгойство.
Уважаемый Лазарь, одно дополнение про Борщаговского, кот. возможно вы не знаете см. https://blogs.7iskusstv.com/?p=129720
Большое спасибо уважаемому Борису Рушайло. Я этого эпизода с Борщаговским не знал. Сомнение в авторстве Шолохова и величии «Т.Д»., конечно, «оправдывают» и его космополитическое изгойство.
Вдогонку. 38 лет тому назад в СССР еврейская национальная деятельность и связанные с ней события:
01-10-1986 126 евреев эмигрировали из СССР в сентябре. (11, стр. 98).
05-10-1986 Основатель Московской хельсинкской группы Юрий Орлов освобожден из ссылки в Якутии и получил разрешение выехать вместе с женой в США. Это последовало после освобождения американского журналиста Николая Данилофа советской стороной и советского сотрудника при ООН Геннадия Захарова американской стороной. (11, стр. 98).
09-10-1986 В Тбилиси получила разрешение на выезд семья Бецалеля Шалолашвили (см. 21 мая 1986 года), (11, стр. 98).
11-10-1986 11-12 октября в Рейкьявике состоялась вторая встреча в верхах между Президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым (первая прошла в Женеве осенью 1985 года). Встреча закончилась безрезультатно. (11, стр. 95).
12-10-1986 Первый заместитель министра иностранных дел СССР Анатолий Ковалев предложил на Конференции по Хельсинкскому процессу в Вене провести в Москве конференцию по гуманитарным вопросам. (11, стр. 92).
14-10-1986 Многолетний отказник Вениамин Богомольный и его жена, больная раком, получили разрешение на эмиграцию (см. 12 июня 1986 года). (11, стр. 98).
16-10-1986 Многолетний отказник-профессор Давид Гольдфарб, чья виза была отменена в 1984 году после того, как он отказался участвовать в попытке КГБ шантажировать американского журналиста Николая Данилофа, прибыл вместе с женой в США. Он вылетел на частном самолете, принадлежавшем американскому промышленнику Арманду Хаммеру. Хаммер помог добиться для Гольдфарба разрешения на эмиграцию. (11, стр. 98).
19-10-1986 Четырнадцать членов вновь сформированной группы женщин-отказниц обратились к британскому премьеру Маргарет Тетчер с просьбой помочь добиться личной встречи между Инной Бегун и ее мужем, находящимся в заключении (11, стр. 99).
22-10-1986 22-26 октября в СССР с визитом находился еврейский писатель Эли Визель, являвшийся председателем Американского мемориального совета по Холокосту. Визель обсуждал с властями участие советской стороны в планируемой на февраль 1987 года конференции, посвященной нееврейским жертвам нацизма. Визель закончил визит пресс-конференцией, на которой призвал советские власти разрешить евреям эмиграцию и позволить Андрею Сахарову вернуться в Москву из ссылки. (11, стр. 99).
24-10-1986 24-27 октября СССР посетила делегация Американского еврейского конгресса во главе с Ховардом Сквадроном. В составе делегации бывший президент Конференции президентов основных еврейских организаций Теодор Манн и юрист международник Сэмюэль Пизар. (11, стр. 99).
24-10-1986 Еврейские врачи из США, Канады, Англии, Франции, Израиля и Швеции сформировали Международный комитет врачей в защиту узников с тем, чтобы обеспечить профессиональную помощь отказникам и их семьям (11, стр. 99).
25-10-1986 Пять евреев арестованы после празднования Симхат Тора и встречи с Эли Визелем в московской синагоге. 27 октября дело рассматривалось в народном суде. При этом Сэмюэль Пиза действовал в качестве советника защиты. Евреи были обвинены в мелком хулиганстве и подвергнуты мелким штрафам. (11, стр. 99).
26-10-1986 Попытка Иды Нудель выехать в Москву для встречи с Эли Визелем была сорвана властями города Бендеры. Иде не дали сесть на поезд (11, стр. 88).
26-10-1986 Отказница Инесса Флерова получила разрешение на выезд вместе с семьей. Они прибудут в Израиль в начале ноября (11, стр. 99).
30-10-1986 Многолетний отказник из Ленинграда Исаак Коган получил разрешение на выезд. Он приедет в Израиль в начале ноября (11, стр. 99).
По книге «Хронология событий сионистского движения в Советском Союзе» Составители Юлий Кошаровский и Инид Вертман.
Прочитал. Понял, что не могу не поделиться впечатлением. Попробовал. Не получилось. Гамма впечатлений и эмоций превышает запас слов. Поэтому попробую одним словом. Потрясающе. Горжусь своим званием хавер Арье, полученным от автора. Спасибо. 5
Большое спасибо автору — и комментатору-соавтору с фамилией, как имя автора.
Спасибо, Лазарь, очень интересно!
Несколько добавлений к очень как всегда интересной статье Лазаря.
3 октября 1940 года коллаборационистское правительство в Виши издало свой первый указ о евреях Франции, лишивший их всех гражданских прав
При этом надо отметить, что число выживших французских евреев, 75% было одно из самых высоких, а по числу Праведников мира Франция находится на 3-м месте.
И ещё. В небольшой зоне итальянской оккупации евреи не преследовались
Сегодня актуально вспомнить противодействие Усышкина плану комиссии Пиля (Лондонская затея) о разделе Палестины и о создании двух государств
Почему «Лондонская затея»? План родился во время пребывания комиссии в Палестине и по очень правдоподобной версии был приватно предложен Вейцманом
10 октября 1860 года в Мстиславе Могилёвской области, в бедной еврейской семье родился Семён (Шимон) Маркович Дубнов, ставший крупнейшим еврейским историком и общественным деятелем.и одним из самых принципиальных противников сионизма
И одно несогласие.
Спустя 50 лет, 7 октября 2023 г., в праздник Симхат Тора, трагедия повторилась. Вот уже год идёт война за независимость и безопасность Еврейского государства.
Об угрозе независимости речь не идёт.
1 октября 2013 года вдова и сын умершего в 2000 году польского пианиста Владислава Шпильмана (прототипа главного героя фильма «Пианист»), проиграли процесс о клевете певице Вере Гран, которая в своих мемуарах назвала покойного Шпильмана «коллаборационистом».
Дело рассматривал суд Варшавы, куда истцы обратились с жалобой на биографию польской певицы еврейского происхождения Вероники Гринберг (Веры Гран), которая также побывала в гетто, но выжила и приобрела после войны мировую известность. Эта книга была написана Агатой Тушинской и в ней утверждалось, что Шпильман якобы состоял на службе в еврейской полиции, контролировавшей варшавское гетто. Еврейская полиция, которую называли пособниками Гитлера, помогала оккупационным властям. Еврейские полицейские отправляли своих единоверцев в концлагеря, отбирали их имущество и деньги, устраивали облавы, арестовывали «неблагонадежных», собирали налоги и следили за тем, чтобы никто не покидал территорию гетто.
В статье отмечается, что и саму Веру Гран обвиняли в сотрудничестве с нацистами, из-за чего она вынуждена была покинуть Польшу, перебравшись сначала в Израиль, а затем во Францию. Суд признал автора книги, а также покойную певицу невиновными, отметив, что историк и биограф вправе обнародовать самые разные версии событий, которые обязательно заденут кого-либо из современников, а также сославшись на закон о свободе слова. Сообщается также, что ряд свидетелей, выступавших на этом процессе, отвергали обвинения Гран, а также рассказали суду о бывшем главе МИД Польши Владиславе Бартошевском, который помогал евреям в годы Холокоста. Тем не менее, адвокат Давид Бирнат, представляющий интересы семьи Шпильман, заявил, что намерен обжаловать решение варшавского суда.
Фильм Романа Поланского «Пианист», в основу которого положены мемуары Шпильмана, завоевал в 2003 году три «Оскара», один из которых получил исполнитель главной роли Эдриен Броуди.
1 октября 2014 года, спасавший евреев в годы Холокоста, испанский дипломат Себастьян де Ромеро Радигалес, был причислен к списку Праведников мира мемориала Яд ва-Шем. Внучка дипломата Елена Колитто Кастелли, приняла участие в торжественной церемонии, состоявшейся в Иерусалиме, где также присутствовали посол Испании Фернандо Кардерера и выживший в Холокосте Исаак Ревах, которого спас дед Елены.
Радигалес прибыл в Афины в 1943 году, когда евреи города Салоники были готовы к депортации в лагерь смерти Освенцим. Ему удалось убедить нацистов отказаться от депортации тех евреев, кто имел итальянское или же испанское гражданство, и отправить часть из них в страны проживания.
Несмотря на инструкции главы его министерства, (требовавшего избегать проявления личной инициативы в данном вопросе), в общей сложности Радигалесу удалось спасти от смерти в газовых печах 510 евреев из Салоник — граждан Испании. 13 августа 1943 года группа из 367 евреев, имевших испанское гражданство, прибыла в концентрационный лагерь Берген-Берген. Радигалес взял их под свою защиту и опекал их до тех пор, пока правительство Испании не сменило свою доктрину и разрешило отправить узников в Марокко.
1 октября 2014 года 37-летний иранский психолог Мохсер Амир Асалани казнен за ересь и оскорбление еврейского пророка. Был приговорен к высшей мере наказания за «ересь и развратное поведение» и ожидал казни в течение восьми лет.
Он организовал домашний кружок по изучению Корана, на котором предложил нетрадиционную трактовку священной книги мусульман. Он также обвинялся в оскорблении пророка Юнуса — почитаемого в исламе еврейского Ионы.
Основанием для этого обвинения стало заявление, сделанное на одном из уроков: по мнению Асалани, Юнус не смог бы выбраться живым из желудка кита.
Официальный Тегеран сообщил, что в 2013 году в стране были казнены 373 человека. По данным правозащитников, этот показатель мог достичь 727 человек. За девять месяцев 2014 года казнены уже 531 человек. Многие из них – узники совести и политические заключенные.
Евреи были среди первых поселенцев Чикаго.
3 октября 1846 года в торговом центре Rosenfeld and Rosenberg 15 евреев основали первую еврейскую общину в городе,
Чикаго (третий по величине мегаполис в Соединенных Штатах) расположен на северо-востоке Иллинойса. В 1930 году в Чикаго была вторая по величине американская еврейская община — по оценкам, 350 000 евреев — а в 1959 году она была третьей по величине – 282 000 евреев. В 1968 г. в Большом Чикаго проживало 269 000 евреев (четвертая по величине еврейская община США). В 1970–80-х гг. Чикаго был одним из центров борьбы за национальные права евреев Советского Союза; в городе активно действовало местное отделение Объединенного совета в защиту советских евреев, которое было ведущей организацией этого совета. В 1990-х гг. совет занимался оказанием помощи евреям СНГ, осуществлял различные культурно-просветительские программы. В 2000 году его население оценивалось в 8 091 719 человек, а еврейское население – в 270 000 человек — пятая по величине еврейская община в Америке.
Интересный факт:
Библиография публикаций на иврите и идише опубликованных в Чикаго между 1877 и 1950 годами, составляет 492 (!!!) названия
4 октября 1781года 44 испанских поселенца основали город Лос-Анджелес. В середине 1840-х гг. еврей Я. Франкфорт был среди первых американцев, поселившихся в, принадлежавшем тогда Мексике – Лос-Анджелесе. Среди многочисленных переселенцев, устремившихся в Калифорнию после ее присоединения к США (1846–48) и открытия в ней месторождений золота («золотая лихорадка»), были евреи, главным образом из Германии, Польши и восточной части США. Большинство изних занималось торговым обслуживанием районов золотых приисков. В 1850 г. в Лос-Анджелесе проживало восемь евреев, в 1851 году был собран первый миньян. Тогда же было создано первое еврейское филантропическое общество, приобретавшее в т.ч. земли под кладбища. В 1873 году по инициативе евреев в Лос-Анджелесе была основана торговая палата. В 1880 году в Лос-Анджелесе проживало всего 11 183 жителя. В те времена это место представляло собой малообжитую пустыню. Здесь не было ни порта, ни воды. В 1883 году туда протянули ветку Южно-Тихоокеанской железной дороги. Двадцатью годами позже Лос-Аджелес уже мог похвастаться акведуком, трамвайным сообщением и крупнейшим в мире портом.
Быстрый рост еврейского населения Лос-Анджелеса за счет эмиграции из Восточной Европы и переселения евреев из других городов США привел к возникновению густо населенных еврейских районов. С 1900 г. до 1927 г. число евреев Лос-Анджелеса возросло с двух с половиной тысяч до шестидесяти пяти тысяч, возникли многочисленные еврейские филантропические организации.
После Первой мировой войны община Лос-Анджелеса оказала большую финансовую помощь евреям в странах Восточной Европы. В 1920–30-х гг. в Лос-Анджелесе процветала культурная жизнь на идиш: кипела литературная жизнь, действовали театр и школы. После экономического кризиса 1929 года честь евреев перестали заниматься торговлей, появился класс рабочих и ремесленников. Новый приток евреев в Лос-Анджелес произошел в 1940–50-х гг. с развитием здесь современных отраслей промышленности, в том числе авиационной и электронной, привлекших еврейских переселенцев с Востока и Среднего Запада США. В 1945 году в Лос-Анджелесе проживало 150 тыс. евреев. Еврейская эмиграция в США после Второй мировой войны была беспрецедентной и к 1951 году еврейское население Лос-Анджелеса достигло 391 тыс. человек. Число лиц свободных профессий к 1959 г. составило 25% всего еврейского населения, главным образом благодаря значительной роли евреев в превращении Голливуда в крупнейший мировой центр кино- и телепромышленности. В 1960-х гг. многие евреи участвовали в создании многочисленных предприятий электронной промышленности.
С 1947 года функционирует Университет иудаизма ( Еврейская теологическая семинария), на базе которого созданы Колледж преподавателей иврита, Школа искусств и широкая сеть курсов по основам иудаизма. В Лос-Анджелесе действуют филиал Хибру юнион колледж с учебными заведениями, готовящими раввинов, канторов и преподавателей воскресных школ, филиал Иешивы-университета для подготовки преподавателей, летнее отделение Брандайза университета и многие другие еврейские учебные заведения.
Сионистское движение существует в Лос-Анджелесе с начала 20 в. Как и в других еврейских общинах США, солидарность с Израилем носит здесь в основном филантропический характер. Важнейшая организация еврейства города Совет Федераций еврейских организаций Большого Лос-Анджелеса (Jewish Federation Council of Greater Los-Angeles) окончательно сформировалась в 1959 году. Это единственная в своем роде организация американского еврейства, которая осуществляет финансирование представленных в ней организаций, не посягая на их автономию. В 1987 г. в Лос-Анджелесе – втором по численности еврейского населения городе США (после Нью-Йорка) проживало 503 тыс. евреев. В городе было более 80-и синагог.После революции 1979 г. в Лос-Анджелес иммигрировало много евреев из Ирана. сегодня в округе Лос-Анджелеса находится крупнейшая в мире община персидских евреев – более 50 000 человек. В 2003 г. еврейское население большого Лос-Анджелеса составляло 668 тыс. человек. В Лос-Анджелесе проживает 5,2% еврейского населения мира. В городе поселилось значительное число еврейских эмигрантов из бывшего Советского Союза. В Лос-Анджелесе сложилась вторая по численности после Нью-Йорка община выходцев из Израиля, представители которой занимают прочное положение в экономической жизни города, например — в торговле недвижимостью. Темпы роста еврейского населения замедляет ассимиляция, которая на Западе страны проявляется особенно сильно (21% евреев, проживающих на Западе США, придерживаются иудаизма, в то время как на Севере эта цифра составляет 43%; в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско самый высокий по стране процент нерелигиозных евреев – 34%).
Среди соблюдающих традицию евреев Лос-Анджелеса преобладают сторонники консервативного иудаизма и реформизма в иудаизме.
В Лос-Анджелесе находятся главные учреждения Центра Ш. Визенталя, одной из самых крупных в мире организаций по изучению Катастрофы, проблем антисемитизма и прав человека; местные отделения Центра работают в Нью-Йорке, Майами, Балтиморе, Торонто, Париже, Иерусалиме. Центр выпускает журнал «Респонс мэгэзин». В 1993 г. при Центре в Лос-Анджелесе был открыт Музей толерантности, экспозиция которого рассказывает о дискриминации групп населения, о борьбе за гражданские права, о массовом уничтожении людей по национальному признаку в 20 в., основная часть экспозиции посвящена Катастрофе. С 1978 г. в Лос-Анджелесе действует Музей Холокоста Еврейской ассоциации Лос-Анджелеса, который ещё и исследовательский центром по изучению Катастрофы.
В рамках Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес) работают Школа иудаики имени Дж. Х. Лоучхейма, Высшая педагогическая школа имени Реи Хирш, которая готовит специалистов по еврейским дисциплинам и языку идиш, Высшая школа еврейской общинной работы и др.
В Лос-Анджелесе выходят еврейские печатные органы: «Джуиш джорнал оф Грейтер Лос-Анджелес» с 1986 г., «Джуиш спорт ревью», «Лос-Анджелес джуиш таймс».
В городе проживает более 25 000 русскоязычных евреев – это вторая по величине популяция русских евреев из бывшего Советского Союза в Соединенных Штатах после Нью-Йорка. Русскоязычные евреи в Лос-Анджелесе составляют от 10 до 15 процентов местного еврейского населения.
В Лос-Анджелесе действует израильское консульство.
6 октября 2013 года, рассматривавший иск налогового управления судья постановил, что «законная или моральная сомнительность источника доходов не освобождает от уплаты налогов». Суд также отклонил позицию адвокатов ответчицы, утверждавших, что средства от занятия проституцией следует рассматривать не как заработок, а как подарки, или же как денежные расчеты между супругами.
Окружной суд Тель-Авива разрешил налоговому управлению наложить арест на крупную сумму наличных средств, найденных полицией в ходе поисков наркотиков в доме женщины, занимающейся проституцией. 242 тысячи шекелей и 135 долларов США, заработанные ею за последние семь лет, будут находиться под арестом до тех пор, пока управление не определит размер подоходного налога, который должен быть уплачен с данной суммы.
7 октября 2014 года полиция разгромила сеть «харедим», отмывавших наркодоллары. Сотрудники отдела полиции по борьбе с мошенничеством провели операцию по задержанию членов преступной организации, занимавшейся отмыванием нелегального капитала, полученного в результате торговли наркотиками.В общей сложности в ходе операции были задержаны 15 представителей ультраортодоксальной общины, проживающих в Бней-Браке, Иерусалиме и прилегающих к столице населенных пунктах.
7 октября 2023 года, прорвав пограничный барьер, палестинские вооружённые группировки возглавляемые ХАМАС, вторглись в Израиль из сектора Газа, и проникнли в близлежащие израильские населённые пункты и на военные объекты. После чего, состоялись крупнейшие, со времен Холокоста, захват и резня безоружных людей. Поддерживаемые Тегераном головорезы ХАМАС убили 1200 человек, две трети из которых были мирными жителями, ранили тысячи и взяли в плен 251 заложника. Десятки женщин были изнасилованы, тела многих были изуродованы. Также были убиты два десятка арабских граждан Израиля и почти 70 рабочих-иммигрантов из Таиланда, Непала, Филиппин, Шри-Ланки, Африки, Китая и Камбоджи. В глазах террористов Хамаса любой, кто сотрудничает с евреями или верит, что евреи и арабы могут ужиться вместе на одной земле, является врагом, которого необходимо уничтожить.
8 октября 1945 года в Цюрихе скончался Феликс Зальтен – писатель, журналист и критик.
Всемирную славу ему принес роман «Бэмби», по мотивам которого был снят диснеевский мультфильм.
Зальтен родился в 1869 году как Зигмунд Зальцман и сменил фамилию, вслед за своим отцом, в юношеском возрасте. Тогда же он решил взять себе новое имя. Феликс Зальтен – в имперской Вене это звучало более благозвучно, более по-немецки, Уйти от еврейства не сумел, да и не особо пытался. Большинство его друзей были евреи – представители литературного сообщества «Молодая Вена» Этому кругу был близок популярный в то время венский журналист и драматург Теодор Герцль, чьи пьесы с успехом шли на подмостках европейских столиц. Его новая идея – создание независимого еврейского государства, вызвала у Зальтена восторг. Он стал одним из автором основанной Герцлем сионистской газеты «Ди Вельт». Но этим бурная деятельность Зальтена не ограничивалась, в то же время он работал театральным критиком, публиковал скандальные статьи из жизни коронованных особ (благодаря личному знакомству с эрцгерцогом Леопольдом) и писал (вышедший в свет анонимно) эротический роман «Жозефина Мутценбахер». Тогда же, в первые годы ХХ века, он основал в Вене кабаре «Милый Августин». В 1909 году Зальтен согласился на участие совместных выступлениях с Мартином Бубером, организованных еврейской организацией «Бар Кохба». Философ и литератор в своих речах как бы дополняли друг друга. В то время как Бубер делал акцент на преобразовании духовной жизни евреев, Зальтен подчеркивал необходимость борьбы за гражданские права. На их выступлениях собиралась венская интеллектуальная элита.
Но настоящая слава пришла к Зальтену после того, как в 1923 году вышел в свет его роман «Бэмби». Тогда он не был воспринят как аллегория еврейской истории и сложных взаимоотношений между евреями и немцами.
В последующие годы уже еврейские исследователи указывали на заложенные в «Бэмби» аллюзии. Охотники в этой метафорической системе представляются немцами, а семья оленей – евреями. Это те самые «странствующие цветы» и «прекрасные неудачники, которые продолжают двигаться», о которых говорит олененок. По мнению этих исследователей, сюжет романа подчеркивает невозможность ассимиляции и необходимость создания еврейского государства.
Сам Зальтен на эту тему никогда не высказывался. С начала 30-х годов он отошел от общественной жизни. После аншлюса Австрии Зальтен перебрался в Швейцарию, где жила его дочь. Там он (вскоре после окончания войны) и умер в возрасте 76 лет.
Знаменитый мультфильм «Бэмби» снял знаменитый Уолт Дисней, которого в свое время обвиняли в расизме, антисемитизме, и ставили в один ряд с Генри Фордом. Якобы глава студии анимации не брал на работу евреев и избегал общения с ними, и до вступления США во Вторую мировую войну Дисней открыто симпатизировал нацистам, общался с Лени Рифеншталь (автором знаменитого «Триумфа воли») и помог организовать в Америке просмотры ее «Олимпии». А на Рождество 1937 года Геббельс подарил Гитлеру коллекцию мультфильмов о Микки Маусе.
Интересные факты:
В 1943 году «Дисней» выпустил короткометражный антинацистский мультфильм «Лицо фюрера» из серии про Дональда Дака, который удостоился «Оскара».
В нацистской Германии история трогательного олененка была запрещена как образец скрытой еврейской пропаганды. Заодно, бдительные цензоры запретили и все остальные книги Зальтена.
Смотреть:
https://www.youtube.com/watch?v=_E_nDzBMHbQ
https://www.youtube.com/watch?v=yvwwK22gdp8
https://www.youtube.com/watch?v=hg8eqpoy_VY
https://www.youtube.com/shorts/_-V8M78WTBU
9 ноября 1989 года – дата падения Берлинской стены
Выступая на пресс-конференции, член Политбюро ГДР Гюнтер Шабовски неожиданно огласил новые правила въезда и выезда из страны для граждан ГДР. До этого они могли выезжать в Западную Германию только при наличии разрешения, которое выдавалось крайне редко. Зачастую одной лишь подачи заявления было достаточно для преследования и дискриминации. Шабовски сказал (вероятно, из-за недопонимания), что новые правила вступают в силу немедленно. Сообщение распространилось с невероятной скоростью, и сотни тысяч людей устремились к пограничным переходам, прежде всего в Берлине. Примерно в 23:30 пограничники больше не смогли противостоять натиску толпы и первым был открыт переход на Борнхольмерштрассе.
Через год после падения Берлинской стены, 3 октября 1990 года, Германия официально воссоединилась.
С 1952 года и до смерти Сталина в 1953 году прокатилась волна антисемитских преследований «сионистского движения», в результате которой пятеро из восьми лидеров общины бежали на Запад, как и первый президент Юлиус Мейер. Еврейская община Берлина распалась.
В ГДР число евреев, зарегистрированных как члены еврейской общины, составляло в начале 1980 года всего 900 человек, из них в Восточном Берлине – примерно 400. Еврейское образование отсутствовало.Выпускался Информационный бюллетень Еврейской общины Большого Берлина и Ассоциации еврейских общин Германской Демократической Республики. С 1970 года еврейское население ГДР не имело раввина. На праздники раввин и кантор приезжали из Венгрии, оттуда же дважды в месяц приезжал шохет. Еврейская община Будапешта снабжала еврейское население ГДР пасхальной мацой.
В 1988 году в ГДР на официальной церемонии в 50-ю годовщину «Хрустальной ночи» было принято решение восстановить в Берлине выходящую на Ораниенбургштрассе часть синагоги, от которой сохранился лишь фасад, и создать там мемориальный центр и музей в память о миллионах евреев, уничтоженных нацистами, который включит также экспозицию, посвященную еврейской культуре и традиции.
https://club.berkovich-zametki.com/?p=49267
10 октября 2013 года перед федеральным судом в Нью-Джерси предстали три раввина: Мендель Эпштейн, Мартин Уолмарк и Джей Гольдштейн. Они обвинялись в организации нападений на мужчин, отказывавшихся дать развод своим женам. По данным ФБР: иногда несговорчивых мужей похищали и даже пытали.
Эпштейн, Уолмарк и Гольдштейн были задержаны в ходе специальной операции ФБР, которая проводились в частном доме в Бруклине и в йешиве «Шаарей Тора» в Сафферне (Нью-Йорк). По данным следствия, » за солидное вознаграждение, задержанные организовывали «давление» на мужей, отказывающихся дать «гет». В частности, тайный агент ФБР, (выступавшая в роли такой жены) заплатила им $20.000. В беседе с тайным агентом ФБР раввин Эпштейн говорил о том, что для таких дел он нанимает «крепких парней», которые владеют каратэ, готовы применить электрошокеры, надевать полиэтиленовые пакеты на головы своих жертв и использовать другие методы пыток. Он заверял «клиентку», что даже любящий муж, проведя некоторое время в одном фургоне с этим громилами, согласится дать «гет». Раввин также говорил, что такие похищения он организует каждые год-полтора. Судя по публикуемой информации, Мендель Эпштейн был одним из главных организаторов похищений несговорчивых мужей. Уолмарк и Гольдштейн, по версии ФБР, выступали в роли посредников.
Все трое отрицали обвинения в свой адрес