Михаэль Верник: Салями и русский язык

Loading

Конечно, спасибо военно-промышленному комплексу за эту систему, но гораздо важнее мне, как обывателю, видится система предупреждения, называемая условно «Красный Цвет», а проще — оповещение о воздушной тревоге.

Михаэль Верник

САЛЯМИ И РУССКИЙ ЯЗЫК

Михаэль ВерникПрохладный вечерний ветер из пустыни обвевал балкон, на котором сидели я, Эрвин и наши жены, и пили водку. Пили за победу. За победу в войне, которую позже назовут Второй Ливанской. И неважно, что победа не бесспорна, как бывало в прошлом. Главное, что вот-вот должно смолкнуть оружие, а это в любом случае победа. Победа для тех, кто хочет просто: проснуться утром, поцеловать близких, пойти на работу, вернуться домой, рассказать сказку ребенку, любить и быть любимым, наконец…

Эрвина я раньше не знал. Он с женой и детьми приехал к нам из подвергавшейся ежедневным ракетным обстрелам Хайфы. По приглашению моей мамы. Просто перевести дух. Мама в свое время работала вместе с родителями жены Эрвина.

Сам Эрвин — колоритнейшая личность. Экстраверт, весь нараспашку: громкий и открытый смех и длинные, не лишенные юмора и самоиронии монологи о себе… Правда, не всегда понятные на первый слух. Дело в том, что русский язык Эрвин учил лет тридцать назад в украинской школе закарпатского городка, в котором все говорили на венгерском. А в семье Эрвина общались на идише. Теперь представьте, какой у него был русский. Работал Эрвин на какой-то радиостанции рок-обозревателем и гонялся за известными исполнителями, как агент «Моссада» за нацистскими преступниками. B свободное от эфира время он «пахал» на колбасном заводе. Выпускал салями. В любых других обстоятельствах я бы упивался общением с таким типажом, но не тогда… По телевизору ежеминутно включались репортажи о попытках дипломатов остановить боевые действия и развести в стороны участников конфликта. Напряжение висело в воздухе и ощущалось плечами и животом. И даже вторая опустошенная бутылка не помогала его снять. Вот в картинке появился пресс-секретарь премьера и объявил, что дипломатические усилия третьей стороны увенчались успехом. Обе стороны конфликта согласились подписать условия прекращения огня. Только сейчас в мое загруженное сознание проник обрывок последней фразы Эрвиного монолога: «…а мой сосисьник Мишка не обращал внимания на сирены…» Стоп! Сосисьник, сосисьник… Что за сосисьник? Соратник, сокурсник, собутыльник, наконец — знаю… Но кто такой сосисьник? А-а-а, это же, наверняка, молочный брат! То есть, одну, извиняюсь, сиську, в свое время, опустошал Эрвин, а вторую, в то же время, незнакомый мне Мишка… Может так это у них, у советских венгро — украинских евреев? Эрвин увидел признаки недоумения у меня на лице и спросил с чем оно связано. Я рассказал ему, с каким трудом «допетрил», что речь идет о его молочном брате. «Какой молочный брат? — изумился Эрвин — Мишка у нас отвечает за производство сосисок».

А потом мы смеялись. Долго, взахлёб, со слезой и завываниями… Вот и пришло время смеяться.

02/01/2008 (полтора года после Второй Ливанской)

Ухохочешься

Понравилось мне на работу ходить. Нет, работа мне всегда нравилась, но вот ходить на неё… Уходить — да, в радость: домой, к семье. А последнее время и приходить в кайф. Весело стало. Экшен.

Пришёл, а тут новое оборудование — сменщик демонстрирует большой такой динамик с кнопочками. Аппарат для оповещения о воздушной тревоге. Вот коллега и объясняет, что к чему. В случае тревоги: на что жать, что предпринимать. И так, объясняя, дотронулся невзначай до динамика, тот вдруг как заверещит противно-грозным голосом: «Красный цвет! Красный цвет!» Мы опешили: неужели динамик на нас завёлся? За непочтительное отношение? Аж испугались, до чего техника интерактивная дошла! А через секунду поняли, что просто сигнал воздушной тревоги. Привычный. И отлeгло. Побежали подопечных собирать и в убежище вести. За всё, про всё — минута. Я справа в охапку — апатичного, слева — катaтоничного, а маниакальный впереди бежит, не догнать.

Через некоторое время после отбоя моя коллежка, медсестричка, симпатичная, но строгая, мне говорит: «Миша, Борису надо бы искупаться и трико сменить. Я его попросила, но, думаю, меня он не послушается, ты ему скажи построже, по-мужски.» «Нет, — говорю, — oставь, не до помывки, вдруг опять обстрел? А он в душе». «Надо, обстрел обстрелом, а гигиену никто не отменял». Поговорили — как накаркали. «Красный цвет!!! Красный цвет!!!» Пробегаю, смотрю, а она Борю тянет. Из душа. Помылся-таки. Послушался. Тот за ней семенит, простынёй обёрнутый. Юлий Цезарь в тоге, блин. И под простынёю ничего, только трусы красные. Красный цвет! Красный цвет! Ухохочешься!

А у меня опять под мышками, ага, справа — апатичный, слева — кататоничный…

Раньше спина болела, а теперь ничего. Прошла.

02/01/2009 (операция Литой свинец)

Репортаж из-под купола

То, что «Железный купол» показал себя действенным средством ПВО, мало повлияло на моё отношение к новой действительности — жизни под перманентным ракетным обстрелом. Зато как символ новой реалии фразочка: «жизнь под «Железным Куполом»» хороша — это уже скуп.

Конечно, спасибо военно-промышленному комплексу за эту систему, но гораздо важнее мне, как обывателю, видится система предупреждения, называемая условно «Красный Цвет», а проще — оповещение о воздушной тревоге. И пусть она застаёт тебя в разных, порой самых неожиданных местах, но сам факт, что она даёт тебе от нескольких десятков секунд до нескольких минут переключиться на новую волну и найти убежище от металлических осадков или, хотя бы, помолиться, ставит её вровень с лучшими друзьями. Хорошо, что я не девушка, иначе пришлось бы выбирать, что дороже: «Красный Цвет» или бриллианты.

А ещё греет душу определение «Защищённое помещение». Даже если такая надпись красуется на самом задрипаном сарае — внутри чувствуешь максимальный душевный комфорт. Проверено.

Получилось, что процедурная, в которой я следил за выходом из наркоза нескольких пациентов, находилась в помещении, не снабжённом табличкой. Честно, при обстрелах чувствовалось неуютно. Вдруг появился представитель больничной безопасности и возвестил, что данная постройка отвечает всем критериям убежища, а бетонные перекрытия выдержат падение любого «града», дело только за табличкой. И тут же в душе нирвана.

Пробежка к кнопке домофона во время воздушной тревоги превращается в волнительное мероприятие. Там внизу кто-то ищет убежищa в замкнутом подъезде. Открываю, потом мыслишка: «Ну, и зачем ты это сделал?» Следующая мысль: «А кем бы ты был, если бы не открыл?» — ставит всё на свои места.

Мой пёс Макс по сигналу тревоги привык бежать и, зачастую, в комнате-убежище оказывается раньше нас. Последний обстрел начался, когда Макс отдыхал в прохладном убежище, которое в обычное время служит мне кабинетом. Привычка бежать ему не изменила, и всю тревогу мы провели в «догонялках» вне бронированных стен.

А мальчишки записали звуки сирены на мобилки и иногда запускают их, пугая окрестных старушек. Их, дураков, гоняют, но разве это их делает меньше мальчишками.

Ну, и к чему я это выложил? Да просто, жизнь продолжается. Лэхайм.

28/08/2011 (безымянная вспышка конфликта)

Дорогой Михаэль

— Что это, сирена, дорогой Михаэль?

— Вы, дорогой Михаэль, сами не слышите? Если нет, вот и по радио оповещают.

— И что делаем, дорогой Михаэль?

— А что остаётся? Убежище рядом есть?

— Нет.

— Капитальное строение? Ну, хоть стена?

— Нету. Мы же в чистом поле.

— Решайте. От подлётной минуты всего ничего осталось. Сейчас рванёт, а, может, и не раз. Как там по инструкции? «Если вы не успеваете зайти в здание или укрытие, необходимо остановить машину, выйти из нее, лечь ничком на землю и прикрыть голову руками».

— Кому? Мне?! Уважаемому человеку на шестом десятке, мужу, отцу, деду, госслужащему наконец?

— Вы себе льстите. Не на конец, а на живот, рядом с бордюром. И руки на затылок, дорогой Михаэль.

— Ладно, лежу уже, лежу. Ведь себе я, Михаэль, дорогой.

15/05/2021 (операция Страж стен)

А жизнь продолжается

Осколки. Они повсюду, большие и малые, эти посланники смерти. Уверен, если полезть на крышу нашего дома, то можно собрать пару килограммов.

А жизнь продолжается.

Вечером вывел погулять собаку. Прекрасная погода. Свежий ветерок обвевает истомленный жарой район. Краски дня померкли, но только не в небе. Оно голубое, яркое, бескрайнее. Редкие, бессмысленные в неумении пролиться дождём белые тучки, только подчёркивают всеохватность голубизны.

Вдруг рокот, и на голубом холсте неба выписывается абсурдистская картинка. Белый след от противоракеты, как стебель, и на его вершине прямо передо мной расширяется цветок разрыва уничтоженного снаряда. Рукотворная действительность на глазах лишает небо божественного присутствия.

А жизнь продолжается.

Дочь прислала подсмотренное — старший пятилетний внук объясняет младшему, почти трёхлетнему: «Просто успокойся. Будет очень громко. Только не надо плакать. Надо подняться наверх. Надо быстро идти. Вот так». И показывает своим примером, как подниматься на верхний этаж в комнату-убежище.

А жизнь продолжается.

Боятся все. Но только у нашего пса есть привилегия показывать свой страх без всякого притворства. Во время сирены и обстрела он весь дрожит, жмётся к нам и поскуливает.

А жизнь продолжается.

14/05/2021 (операция Страж стен)

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев для “Михаэль Верник: Салями и русский язык

  1. Наталия Шайн-Ткаченко: 02.10.2024 в 17:25
    Хаг самеах, уважаемый Михаэль! Шана това, с Новым Годом!
    ——————————————————————————
    Спасибо , уважаемая Наталия!
    Шана Това вэ муцлахат!

  2. Спасибо автору за добрую иронию, легкий юмор и немного грустный еврейский оптимизм.

    Шана Това.
    Това во всех смыслах.

    1. Benny B: 02.10.2024 в 17:54
      Шана Това
      ———————————-
      Спасибо за отзыв!
      И Вам Шана Това, уважаемый Benny B, а также Вашим близким!

  3. Хаг самеах, уважаемый Михаэль! Шана това, с Новым Годом!
    А оповещение теперь появляется на телефоне без спросу и без аппликации.
    Посвистел музыкально, потом пишет: «А ну, в убежище! Но не бежать, осторожно.»
    Потом наоборот, мол, можно выходить. Но недалеко.
    Вчера вечером начитались, наслушались.
    А сегодня праздник!

  4. Обозреватель: 02.10.2024 в 13:15
    Что касается общественных укрытий, то во многих из них существуют религиозные учреждения — синагоги и ешивы.
    ———————————————————————————————————————————————-
    А ещё клубы и библиотеки. Моя мама ходила в такой клуб, пока его не оставили перманентно открытым на время войны. Так его разнесли местные тинейджеры так, что от пианино осталась труха. Зато появились сотни бетонных укрытий в местах, далёких от убежищ.
    Не понял только, как Ваше наблюдение cоотносится с содержанием моих заметок.
    В любом случае, Шана Това!

    1. И вам хаг самеах! Существует масса способов избежать вандализма, например, поставить скрытую камеру для начала. Но нет ни одного чтобы привлечь гопников из ОПГ, если она маскируется под синагогу.
      А комментарий — для полноты картины, даже, если ваш рассказ на это не претендовал.
      Война-то кончится, но проблемы останутся.

  5. Жизнь продолжается, это точно. Но в разные стороны:
    «Житель Цфата попытался войти в общественное убежище во время тревоги, но дело закончилось госпитализацией.
    В Цфате, который подвергается интенсивным обстрелам из Ливана, 60 процентов домов не оборудованы ни частными убежищами, ни убежищами на всех жильцов дома.
    Что касается общественных укрытий, то во многих из них существуют религиозные учреждения — синагоги и ешивы. Мэр города говорит, что одобряет двойное использование, “чтобы не было вандализма”.

    Мать молодого человека рассказала 12 каналу, что когда ее сын попытался во время тревоги проникнуть в одну из таких “синагог”, его избили палками. Он в больнице с сотрясением мозга, никто не задержан .
    Издание пишет, что фактически многие бомбоубежища в Цфате стали частными заведениями, они запираются и действуют только для своих. »
    —————————
    Наверное, парень был араб или из другой синагоги. Но, как тут объяснил профессиональный полицейский Борис Геллер(?), на синагоги нападают левые. Помнится, это была единственная версия. Этот парень тоже поди хотел осквернить синагогу. Наверное, левый.
    И жертвой обстрела он никаким местом не является.

  6. Иосиф Гальперин: 02.10.2024 в 09:37
    Присоединяюсь! И думаю о внучке Оле…
    ————————————————————-
    Да, деды, все наши думы о внуках, а остальное трын-трава.
    Хаг самеаx, Иосиф!

  7. «Мой пёс Макс по сигналу тревоги привык бежать и, зачастую, в комнате-убежище оказывается раньше нас.»
    _________________________

    Одна из моих внучек — Венди (собачка -девочка) тоже, услышав сирену сама бежит в комнату-убежище, а две другие — Багира и Бель (кошки-девочки) прячутся под одеяло — это «дети» моей младшей дочки.
    У старшей дочки старший же внук Гезер (кот) отказывается прятаться и продолжает оставаться ещё одной подушкой на диване, а его младшие сестрички Лиhи и Мая (люди) реагируют по-разному — Лиhи громко возмущается, если сирена звучит ночью и мешает спать, а Мая с удовольствием бежит в комнату-убежище — ей там нравится.
    Раньше я выходил на балкон посмотреть, как тамиры перехватывают ракеты из Азы, летящие в сорону Тель-Авива, но это интереснейшее зрелище очень не нравилось моей жене и теперь я (законопослушно) прячусь в комнате-убежище — оказалось, что жены я боюсь больше, чем ракет. 😀

    1. Zvi Ben-Dov: 02.10.2024 в 08:30
      оказалось, что жены я боюсь больше, чем ракет. 😀
      ———————————————
      Аналогично! 😉

  8. Yakov G Kaunator: 02.10.2024 в 02:03
    Стойкости, мужества, ПОБЕДЫ желаю автору и всем живущим в этой удивительной стране
    —————————————————————————————————————-
    Спасибо большое, уважаемый Яков, за поддержку.
    Победим!
    Другая опция не рассматривается.

  9. Этот народ непобедим.
    Когда о страшном, о смертельном так буднично, где-то с оттенком иронии, юмора, начинаешь понимать: этот народ НЕ ЗАПУГАТЬ.
    Исторически опыт приучил относиться ко всему со стоицизмом, где-то — с иронией, с юмором. Наверное в этом и проявляется непобедимость.
    Удивляет, хотя — почему удивляет — впервые, что ли? отношение ко всему этому мировой «общественности».
    Пару часов назад в одном отклике сказал:»Надо всего лишь понять: сегодня дан шанс цивилизации раз и навсегда покончить с «ковидом», с «чумой» 21 века — с иранским терроризмом. Спасибо ИЗРАИЛЮ! Не забудьте: это Израиль предоставил цивилизации такой шанс, защищая себя от мракобесия!»
    «Низзя! Проявите хуманизьм!» — отвечает цивилизация, позабывашая ужасы 86-летней давности.
    Стойкости, мужества, ПОБЕДЫ желаю автору и всем живущим в этой удивительной стране, где у меня есть и родственники и много друзей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.