Иосиф Гальперин: Предыстория нового Киева. 3. Дарвин по-киевски

Loading

Янукович в муках (всей Украины) родил Порошенко, Порошенко с брезгливостью родил Зеленского, что будет после Зеленского, кресло которого расшатывают со всех сторон, не знает никто. Неужели Кремль не забыл проект «Новороссия» и постарается расчленить соседку, как некий историк-реконструктор?..

Предыстория нового Киева

Часть 3. Дарвин по-киевски
Особенности национальной охоты за голосами

Иосиф Гальперин

Читайте также: «От зонтика до гульфика», «Остров Украина», «Переведи меня через Майдан»

Иосиф ГальперинЮщенко в 2004-м победил, но целей своих его «оранжевая революция» не добилась, да и сам он сдал позиции, показав, что «крепкий хозяйственник» — не всегда сильный политик. И поэтому довольно простая победа другого Виктора — Януковича — прежде всего объясняется разбродом в рядах демократов. Но победа эта после каденции Ющенко заложила трагический надрыв в следующие выборы, приведшие к следующему Майдану.

После него очередной разброд в «демократах» не остался не отвеченным другой стороной. То есть в лагере бывших соратников Януковича также произошла отрицательная селекция, в Донбассе (самозванные ДНР и ЛНР) теперь правят не Ахметов и Лукьянов, даже не направленные из Москвы Бородай и Стрелков, а мельчающие орды «полевых командиров». Примерно такая же ситуация во всех непризнанных «республиках», верность хозяину, раздающему пряники из российской казны, пытаются доказать в Южной Осетии, Приднестровье и Абхазии.

Очевидно, что политической культуры нельзя набраться за счет одних национальных обычаев или при ознакомлении с передовыми достижениями цивилизации (тем более, что и в Европе теперь хватает горлохватства и дикарского шаманства). Молодая страна должна сама воспитать в себе новое, соответствующее статусу, сознание.

* * *

Дарвин по-киевски
Особенности национальной охоты за голосами

Полдесятого утра. В холле гостиницы «Балчуг», если кто не знает — через Москву-реку от Кремля, здороваются по новой моде — щека к щеке — плотные мужчины. Те, кто успел надеть пиджаки, выходя к утреннему кофию, не скрывают значков на лацканах. Расцветка эмали какая-то не российская, хотя их обладатели говорят по-русски. Шепотом выясняю, что через полчаса здесь начинается семинар. Украинской Партии регионов. В московской гостинице «Балчуг». Массовое заселение в которой никак не обходится без ведома заведений напротив. Чего стоят после этого стенания оппозиции в Верховной Раде по поводу вмешательства иностранцев (денег Бориса Березовского) в предвыборную борьбу прошлого года. Собравшиеся на семинар с одобрением говорят о помощи Глеба Павловского. Которая также без ведома Кремля посторонним людям не оказывается.

В борьбе с коррупцией победили вареники

Ну да ладно, мы же не собираемся выяснять соответствие подковерной борьбы украинским законам. Больше интересует другое: насколько связь с Москвой повлияла на голосование в Раде, где Партия регионов поддержала вчерашнего главного противника — Виктора Ющенко. Кроме того, интересно и другое совпадение. Через неделю после московского натаскивания многие представители донецкого клана, уже в ранге олигархов, пришли на встречу с президентом. Разговор был долгим (почти как на семинаре, и тоже за закрытыми дверями), доверительным. Прессу не пустили даже для протокола, потом отделывались общими словами. Однако симптоматично — Ринат Ахметов, долгие месяцы предпочитавший заграницу возможным осложнениям на родине, выглядел очень довольным после разговора с президентом.

Романтические лозунги открытости власти и прагматические переговоры за закрытыми дверями. Клятвы в верности и отставки соратников. Рост цен и падение рейтингов. Привычная картина после революции. Как сказал один из политтехнологов прошлогодней кампании Януковича, а ныне заместитель председателя Донецкой областной организации Партии регионов Владислав Лукьянов: «Так это ж еще Дарвин отметил — внутривидовая борьба жестче межвидовой». Он-то имел в виду начавшуюся предвыборную борьбу внутри команды триумфаторов «померанчевой революции», которую считает типичной буржуазно-демократической. Но сказанное можно отнести ко всей нынешней украинской политической элите, поскольку она вся, независимо от происхождения, принадлежит уже общему послекучмовскому времени.

Наблюдателей смутило отсутствие внятного коммюнике после свидания бизнеса с властью, смутило присутствие за общим столом Ющенко и объявленного в международный розыск и до сих пор числящегося в картотеке Интерпола олигарха. А по-моему, это симптомы перестроения рядов перед мартовскими выборами в Раду. Как и возвращение из-за границы того же Лукьянова, который полгода провел в Японии, не желая вдаваться в подробности своей предыдущей деятельности в разговорах со следователями прокуратуры.

Олигархи, если верить осведомленным людям, радовались не зря. Эпопея с деприватизацией, которая по спискам экс-премьера Юлии Тимошенко должна была охватить до нескольких сотен предприятий, закончилась на днях знаменательным актом. «Криворожсталь», в показательном порядке отобранная у Рината Ахметова и Виктора Пинчука, долго не могла определиться с владельцами. Дело было не столько в переносе окончательного тендера, сколько в бесконечных судебных разбирательствах. Может, и здесь помогали поднаторевшие московские советчики? Тем более что в итоге комбинат достался не российским покупателям, а международной группе «Mittal», ставшей с его покупкой самой мощной в мире. Она приобрела металлургический комбинат за 4,5 миллиарда долларов, в два раза дороже первоначальной цены и в четыре — цены, официально заплаченной ранее Ахметовым и Пинчуком. Продолжается эпопея с судебными исками по Никопольскому заводу ферросплавов.

Борьбы с коррупцией под лозунгом из «Интернационала»: «До основанья, а затем…» — не получилось. Остальные предприятия из списка, очевидно, просто останутся у прежних владельцев, которые лишь внесут дополнительные деньги в казну. А если государство не устроят суммы, ими предлагаемые, то неправедно приобретенные у него предприятия будут выкупаться у «неправильных» владельцев. На средства специального фонда. Сабельная атака команды Тимошенко сменилась продуманной осадой бригады Ющенко-Еханурова. Слишком серьезные реальные силы противостояли слабому, но громкому правительству. Может быть, в их разнообразии — корень украинской демократии. Даже в борьбе видов победила свойственная украинской культуре толерантность.

Скорее всего, «водяное перемирие» в межклановой борьбе было объявлено ввиду опасного крена украинской экономики. Упали темпы роста, в разы — инвестиции. Опасаясь странных слухов о национализации, потеряли сочувствие к молодой демократии западные инвесторы, инвесторы отечественные подались за близкий и дальний кордон. Российские бизнесмены рады бы приобрести утрачиваемое командой Кучмы, но пугают бесконечность судов и печальный опыт «Газпрома», чуть не потерявшего на Украине миллиарды кубометров сырья (а может, и команды звучат…). Рост цен на энергоносители сделал трудновыполнимым правительственное желание навести порядок, понимаемый в соответствие с собственной выгодой, в отношениях с «Газпромом», в руководстве украинским «Нафтогазом». Бензин в Киеве рубля на два за литр дороже московского. А это, с учетом здешнего уровня жизни, крепкий удар по надеждам на новые власти. Поколебал революционную решимость и летний сахарный кризис, особенно яркий на фоне всегдашней запасливости украинского населения. Какие варенья! А вареники! И все — без сахара в ответственный период заготовок? Даже первач?!

Регионы просят огня

Но это в общегосударственном масштабе. В регионах, как говорили собеседники, борьба с коррупцией успела пройти широким фронтом. На всякий случай сменили десятки тысяч управленцев, здесь команда Тимошенко не стеснялась. Новоназначенные губернаторы получили одновременно и территорию, и право на откуп экономической деятельности. Начался большой передел сфер влияния, пусть даже иногда без формальной смены собственников. Независимо от позиции на судьбоносных президентских выборах менялись слои местных начальников — вплоть до директоров школ и главврачей. Что уж говорить о среднем бизнесе, таком зависимом от проверок! Многие сели. Особенно пострадали Харьков, Полтава, Сумы, Луганск, Крым. Меньше остальных — Киев, западные области, Днепропетровск (откуда и Кучма, и Тимошенко), Донецк.

В Крыму команда Ющенко вынуждена была поменять уже нового предсовмина, попавшего в жернова между русской и крымско-татарской общинами, а точнее — между их криминализованными интересами. Украинцев в автономной республике не так много, поэтому опорой центральной власти стали татары. Что не способствует налаживанию дружественных отношений ни с русскоязычной общиной, ни с Россией, представленной в Крыму Черноморским флотом. Тем более, что многолетний идейный вождь крымских татар Мустафа Джемилев заявил о многовековой близости своего народа к чеченскому, ныне борющемуся за свою независимость.

Особый разговор о двух центрах Восточной Украины. Донецк сохраняет верность Януковичу, несмотря на все попытки других сил завоевать симпатии. Многомесячная эпопея с содержанием под стражей председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова никак не укрепила веру в мирные намерения Киева, а его выход на свободу добавил уверенности в окончательной победе. И в Киеве, и в Донецке считают, что теперь, имея в виду голосование по новому правительству в Раде, два Виктора договорились (что я прогнозировал почти год назад в репортаже с последнего тура выборов). В Донецке считают, что договорились с позиции силы.

Другой традиционный центр украинской (когда-то и всесоюзной!) политики — Днепропетровск. Здесь, как ни странно, главной силой и в политике, и в экономике может стать человек, не участвовавший в прошлогоднем раскладе. Бывший премьер Украины Павел Лазаренко провел всю судьбоносную прошлогоднюю кампанию под американским судом. А до этого, до бегства за океан на ридной Днепропетровщине его партия «Громада» получила чуть не 90 процентов голосов. Очень уж понравились здешнему электорату его подарки. Сейчас партия как бы законсервирована. Как и сам Лазаренко. Но в начале декабря заканчивается его американская судебная эпопея, а в конце ноября официально стартует предвыборный марафон.

И вот здесь, на родной для Тимошенко земле ее бывший соратник (или подельник?) может нанести решающий удар. В этом центре Восточной Украины Лазаренко может отнять голоса и у Юлии Владимировны, и у Януковича. Симпатий к нему прибавляют, как ни странно, обвинения в финансовых махинациях. Столько украл — и остался героем нации. Народ думает: молодец! Причем никто не думает, что украл Лазаренко из общего кошелька, все считают — обдурил Кучму. Гонимый прежней властью экономист, знающий языки и не понаслышке — западную жизнь, он уже заранее обещает поддержку Ющенко.

Гонка благодеяний

И вот тут мы подходим к главному предстоящему событию. Речь не о годовщине прошлых выборов, а о старте будущих. Как всегда, мудро сказал Виктор Степанович Черномырдин: беда нынешней Украины в том, что у нее чередой идут судьбоносные выборы. Дело даже не в том, что они выявят истинный расклад сил после оранжевой революции, а в том, что они создадут новую систему власти. С 1 января правительство будет формировать Рада, перед ней оно и будет отвечать. Сначала это будет Рада нынешняя, с которой у Ющенко уже вроде бы наладилось взаимодействие, а после марта — новая Верховная Рада. Президенту из действенных рычагов останутся лишь силовые министерства да Совет национальной безопасности, который теперь, после того как его возглавил бывший вице-премьер Александр Кинах, больше внимания будет обращать на экономическую безопасность страны.

Именно в надежде на реформу власти Тимошенко пошла на форсирование конфликта с президентом, рассчитывая вернуться в прежней должности на более крупную, более ответственную вершину. Именно на будущие выборы работали все популистские шаги ее правительства. И сейчас, когда мы были в Раде, там рассматривались законопроекты об увеличении льгот и выплат на общую сумму в 15 миллиардов гривен. В то время, когда не ясно, где взять денег на выполнение уже принятых законов. Ведь гонка «благодеяний» началась до Тимошенко, с учетом предвыборных обещаний перекраивали бюджет и Кучма, и Янукович. А впереди — больше полугода. Где деньги, Юль?

Конечно, Виктора Ющенко — бывшего главу Нацбанка, бывшего премьера, отметившегося стабилизацией финансов, а ныне — президента-заложника предвыборных коалиций, такое положение не устраивает. Поэтому он, с одной стороны, зондирует почву в Конституционном суде — можно ли провести референдум и отменить переход к новому порядку, а с другой стороны, не слишком веря в эту сомнительную по украинским законам затею, старается обеспечить себе в будущей Раде приемлемое большинство.

Борьбой за это большинство можно объяснить не только популистские шаги, но и перестройку в регионах. Хотя не думаю, что теперь кто-нибудь в Украине рискнет пойти на фальсификацию подсчетов, административный ресурс в некриминальном виде — тоже действенная штука. Новые начальники должны помнить, кто их поставил на пост, и понимать, как эти благодеяния надо отработать.

Один из экспертов отметил, что в Украине опробован ряд политических технологий, которых нет в России, например. Вспомним отравление кандидата в президенты, вспомним историю с Гонгадзе, фатальные пленки майора Мельниченко, уголовные дела против бывших премьеров Звягильского, Лазаренко, Пустовойтенко, теперь вот — коррупционные скандалы внутри и вокруг оранжевых победителей. Никто не удивится, если следующим шагом будет политическое убийство. А оно способно резко изменить предполагаемый расклад…

* * *

Янукович в муках (всей Украины) родил Порошенко, Порошенко с брезгливостью родил Зеленского, что будет после Зеленского, кресло которого расшатывают со всех сторон, не знает никто. Неужели Кремль не забыл проект «Новороссия» и постарается расчленить соседку, как некий историк-реконструктор?..

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.